Египетский бог солнца Ра
В древнем мире люди поклонялись солнцу, как божеству, ведь именно оно приносило свет и тепло, отгоняя мрак ночи и холод. Не удивительно, что бог солнца Ра был самым почитаемым в пантеоне египетских богов.
Становление культа египетского бога Ра
Имя Ра писалось в Египте без гласной буквы, поэтому бога солнца зовут еще Ре (или Рэ). Это имя было таинственным, а также магическим. С помощью своего имени Ра держал в подчинении весь мир. Ра переводится как солнце. Бога солнца изображали в виде сокола, реже в виде гигантского кота, иногда человека с соколиной головой и солнечным диском (как бога Гора).
Древний город Египта Гелиополь называли городом солнца, ведь именно здесь зародился и был центр культа бога Ра. Сейчас остатки этого города располагаются вблизи пригорода Каира. Когда Древний Египет объединил свои территории, и образовалось Древнее царство, то фараон стал главой всех культов богов страны, то есть обожествлен. Династия из Гелиополя (V династия Древнего царства) возвысилась в 26-25 вв до н.э. Соответственно, и бог этого города возвысился. Фараоны называли себя в титулатуре сынами Ра – «са Ра».
В других городах Ра отождествляли с местными богами солнца. К примеру, в городе Фивы Ра объединяли с Амоном и называли Амон-Ра, в Элефантине с Хнумом – Хнума-Ра, но самое большее распространение получил Ра-Хорахти – объединение Гора и Ра.
Первоначально Ра выступал в роли бога умершего царя, но в более позднее время бог Осирис стал «главным» в загробном мире. Все равно бог солнца занимал не последнюю роль, так как предоставлял тепло и свет покойникам, участвовал в суде над людьми.
Параллельно с культом Ра существовало поклонение богине Солнца Мафдет, которая изображалась самкой гепарда. В ту эпоху, когда Древний Египет еще не объединился в могучее Древнее царство (то есть до правления династий фараонов), египтяне почитали двух других богов солнца – Хора и Вера. Хор (гор) был непосредственно богом солнца, а Вер – бог Света и Неба, но так как изображение этих двоих богов было одинаково (сокол), то их образы постепенно слились в один – Харвер.
Примерно в этот же период времени с богом Ра стал отождествляться бог Хепри (утреннее солнце), который стал одной из ипостасей бога солнца. С ростом значения и укрепления солнечного культа, становлением Ра главным богом всего Египта почитались все его ипостаси. Их было четыре: сам Ра, «молодой Ра» в виде Хепри, а также две стороны Хора (Гора) – Хармахис и Хорахте.
Поклонение Ра вытеснило культ богини Мафдет на третий план, но образ ее в виде гепарда оказал влияние на изображение Ра. На некоторых исторических памятниках он представлен в виде гигантского кота. Ипостасей бога солнца, которого изображали в виде человека с головой сокола, насчитывается более 20.
В конце правления XI и начале XII Династии город Фивы стал новой столицей. А в этом городе был главным бог солнца Амон. Он должен был стать главным в пантеоне египетских богов, но поклонение богу Ра имело уже глубокие корни, поэтому постепенно, со временем, произошло слияние и появление абсолютно нового бога – Амон-Ра. В свою очередь Ра и Амон все равно существовали отдельно друг от друга.
В эпоху Нового царства жрецы попытались систематизировать многочисленный пантеон египетских богов, но бог Амон-Ра оставался главным.
Аналогом египетскому богу солнца в мифах Древней Греции был Гелиос.
Символ власти Ра
Бога Ра изображали с необычным предметом в руках. Он называется Анх (Анкх). Этот символ был чуть ли не самым значимым иероглифом у древних египтян. Его называли ключом жизни или ключом Нила, а также бантом жизни, узлом жизни, египетским крестом и крестом с петлей. Множество названий вызвано тем, что на изображениях бог Ра держит в руке крест, который венчает кольцо.
Значение анха до сих пор вызывает споры среди египтологов, а также других исследователей и ученых. На сегодняшний день есть много разных трактовок этого символа. Так как анх похож на христианский крест, он и вошел в коптскую символику, как символ власти и вечной жизни. Анх также считался знаком защиты, символом мудрости, вечности и бессмертия. Его можно найти на изображениях, нанесенных на всевозможные предметы, на стены храмов, на амулеты и т.д. Этот древний символ активно применялся древними египтянами.
Мифы о египетском боге солнца Ра
Бога Ра считали творцом всего мира. Люди появились из слез бога. Луну (бог Тот) бог солнца создал для того, чтобы самому отдыхать. Когда бог земли Геб поссорился с богиней неба Нут, Ра повелевал разделить их. Благодаря этому и появились земля и небо.
Мать бога солнца Нут каждый день вечером проглатывает своего сына, а на следующее утро Ра рождается, появляясь на цветке лотоса на вершине холма из Нуна – первобытного хаоса. По другой легенде огненный остров, из которого и возник бог солнца, дал ему власть уничтожить мрак и хаос, водворить в мир порядок. В этом ему помогла дочь – богиня истины и справедливости Маат. Согласно мифам, она всегда стоит на носу его лодки.
Днем Ра перемещается по небесной реке (Нилу) в лодке Манджет и освещает все вокруг. Ближе к вечеру его ждет другая лодка – Месектет, в которой он спускается в подземный мир (преисподнюю). Там он сражается с силами мрака и зла в виде змея Апопа. Одержав победу, на утро предстает во всем величии на горизонте.
Бог Ра правит всеми богами и миром подобно фараону. Со своей лодки ему видно все, что происходит на земле. Посредством бога Ху (бог божественного слова), а также богини мудрости Сиа, Ра разбирает жалобы и отдает указания. Бог луны Тот – верховный сановник, он запечатывает письма и пишет приказы.
Солнечный диск, изображаемый над головой бога солнца, считался видимой частью хозяина неба (животом), иногда толковались как его Око.
Глаза бога солнца Ра
В культуре и искусстве Египта были определенные символы, которые украшали амулеты, одежду, посуду, стелы, лодки и даже саркофаги фараонов. Самыми влиятельными из всех были очи бога Ра. Вообще они жили какой-то своей жизнью, иногда не зависимо от самого Ра.
Изучая различные переводы текстов Древнего Египта, а также мифы и легенды, ученые пришли к выводу, что Очи Ра – главное действующее лицо. Иногда, их передают друг другу, или они сами становятся отдельными героями и творят чудеса.
Если лишиться глаз, то станешь слабым и беззащитным. Об этом говорит миф об Осирисе. Его злой брат – Сет не убивает своего племянника Гора (Хора), а вырывает у него глаз. Исида (жена Осириса) просит помощи у бога Ра и получает ее. Гор побеждает Сета и с помощью волшебного Ока возвращает к жизни своего отца.
Правое око – божественный змей Урей, украшал переносицу любого фараона в виде «Правого (горящего) Ока Ра», его способностью было рассеивание врагов и противников.
Более поздние египетские мифы приписывали левое око богу Гору, сыну богини Исиды. Гор получил Око в наследство, и оно было связано с искусством врачевания. С помощью этого глаза Гор исцелил своего отца Осириса, дав последнему его проглотить. Во многих тысячелетиях сокрыты истоки этого мифа.
В мифе о наказании око жило своей жизнью. Исходя из этой легенды, бог солнца Ра создал вселенную, считавшуюся первой и отличной от нашего мира. Он мирно правил первыми людьми, созданными из его же Ока, а также богами. Прошло много времени и бог начал стариться.
Люди почувствовали, что Ра стал слабеть и начали планировать заговор с целью свержения его. Но бог обладал сверхъестественной проницательностью и смог разглядеть злые умыслы. Ра решил наказать заговорщиков. Собрав совет богов и обсудив сложившуюся ситуацию, бог солнца кинул свое Око в смутьянов и оно стало яростной его дочерью Сехмет ( по другим источникам Хатор).
По другому мифу Ра сам отдал свое правое Око (Урея) богине Басти (богиня радости и веселья). Он это сделал для того чтобы она смогла защитить его от главного врага – змея Апопа.
Богиня Тефнут отождествлялась с Оком Ра. Однажды Тефнут рассердилась на бога и покинула отца. Уйдя в пустыню, богиня бродила в одиночестве в образе львицы. Бог солнца тосковал по дочери, так как нуждался в ней, ведь она защищала его от врагов.
В эпоху правления пятой династии, богу Ра был возведен четырехгранный обелиск Бен-Бен, который был его фетишем. Солнечный диск вызывал у всех народов живой интерес и фанатичное поклонение, древние египтяне не были исключением, наоборот, именно в этой стране бог солнца был самым почитаемым.
Источник
Культ солнца. Солнцепоклонники в Древнем Египте.
В статье «Религия и государство Древнего Египта» (адрес на сайте) подробно рассказано, что в Древнем Египте существовало большое количество культов, еще большее количество богов и огромное количество храмов. Традиционный интерес любопытного читателя всегда вызывает культ солнца как самый древнейший человеческий культ.
Культ солнца в Древнем Египте (единство Ра, Гора и Атума)
Культа солнца не было разве что у самых темных в прямом и переносном смысле народов, правда, вряд ли можно сходу назвать такой народ. Солнце возникло раньше жизни на земле, и оно как творец всего сущего, поток жизненной силы всегда было предметом поклонения у древних цивилизаций, и, конечно же, Древний Египет не мог стать исключением.
Долгое время египтологи считали, что божество солнца мужского рода, впрочем, так долгое время думали и сами египтяне. Лишь в сравнительно поздний период в египетском пантеоне появилось солярное божество женского рода – богиня Ра-т или Ра-т Тауи. Однако каких-либо специфических функций данная богиня не выполняла. Таким образом, далее мы будем говорить о боге солнца «он».
Во многих текстах, статьях, телевизионных передачах и даже художественных фильмах бога солнца называют именем Ра. Однако религия древних египтян не была монотеистической («единобожной»), а потому и у солнечного божества было множество имен.
Дело в том, что египтяне были весьма наблюдательным народом и связывали природные и жизненные циклы с движением солнца. Восток, как и у многих других народов, у них считался стороной солнечного рождения, откуда появлялось новое молодое солнце, которое затем проходило свой жизненный путь через небосвод и каждый день «умирало» на Западе. Именно поэтому западное побережье Нила представляет собой громадное кладбище, где древние египтяне в течение тысячелетий хоронили своих умерших.
Так вот «восточное», молодое солнце чаще всего носило имя Гор, в зените оно превращалось в Ра, а к «старости», к вечеру становилось Атумом (Тумом или Темом) – старым, мудрым, усталым божеством.
Так как у каждой местности (нома) Древнего Египта было свое божество, соответственно, у каждого божества был свой дом. «Дом» солнечного бога был в Гелиополе (или Анну, ном Хек-ад). Иудеи называли это место Бет-Шемеш. Там был построен величественный храм Ра и большой дом Тума (Атума). Долгое время эти места были предметом интереса паломников и путешественников. Во времена арабов все еще сохранялись развалины храмов и лишь в IX веке фанатики уничтожили последние статуи, тогда же обрушился и величественный обелиск. Однако священный источник бога Ра, в котором он имел обыкновение совершать омовение своего божественного лика, просуществовал в Гелиополе намного дольше, чем его монументы. Арабы вплоть до нашего времени называли этот водоем Источником солнца, а мать Иисуса Мария стирала в нем пеленки своего сына, когда добралась до Египта, спасаясь от преследований Ирода, когда святое семейство бежало из Палестины.
Древние египтяне были убеждены, что, «умирая» вечером на Западе, солнце, а, значит, и солнечные божества, проходят особый путь через ночь, чтобы снова возродиться утром на Востоке. Этот путь проходит через Царство мертвых – Дуат и описывается в Книгах мертвых. Проходя двенадцатичасовой ночной путь через Дуат, солнечное божество выполняет ряд служебных обязанностей по отношению к умершим людям. Во-первых, оно инспектирует условия и состояние уже находящихся в Дуате мертвецов, во-вторых, ведет за собой вновь прибывающих.
Передвигался Ра на кораблях, которые называют «солнечными лодками». Согласно представлениям египтян о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.
Эти небесные воды были собраны величественную реку – Млечный путь, отражением которого на Земле стал, собственно говоря, Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.
Символы египетских богов солнца
Символов у Ра и других солнечных божеств было несколько. Первым и самым известным символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.
Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной верхушкой или увенчанный солнечным диском, коих по всему Египту было настроено множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).
Также распространен был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных культу солнца и считался воплощением самого Ра. И, наконец, одним из важнейших символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.
Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.
Почему именно феникс, а затем ястреб ассоциировался у египтян с солнцем, достоверных сведений нет. Однако есть гипотеза, согласно которой египтяне нередко наблюдали за стремительным полетом вниз ястреба, готовящегося нанести своей жертве смертельный удар, и олицетворяли полет этой птицы с посланцем солнца, стремительно несущимся вниз и дарующим как жизнь, так и смерть. Впоследствии греки и римляне развили эту теорию, утверждая, что ястреб состоит из крови и духа. Ну чем не сын божий и человеческий? Кстати, египтяне очень серьезно относились к божественному происхождению ястребов, выращивали их в священных рощах, а после гибели – бальзамировали.
Боги солнца Древнего Египта
Гор с головой ястреба и множество его ипостасей
Итак, Ра – это наиболее широко употребляемое имя бога солнца, представляемого в виде человека с головой ястреба. Но Ра – это далеко не единственное его имя.[1]
Именем Гор изначально назывались два разных бога – бог солнца и другой бог – сын Исиды. Впоследствии оба имени слились, а сам миф об Исиде трансформировался. Вообще Горов в Египте было великое множество, почти как Иванов в России. Приведем лишь наиболее распространенные и хорошо известные его ипостаси: Гор-Ур, сын священной коровы Хатхор; Гер-Мер-Ти, двуглазый бог одновременно и солнца, и луны; Гор-Кхент-Ан-Ма, слепой бог, символизирующий солнечное затмение; Гор-Эм-Кху-Ти или Гор Гармакис (Хармахес), владыка двух горизонтов – восточного и западного (поговаривают, что именно Гармакису был посвящен Великий Сфинкс); Гор-Нуб, Золотой Гор, бог восходящего солнца и золота зари. А еще были Гор-Хекенну, Гор-Бехутди, Гор-Дема, Гор-Ка и так далее. Так что весьма опрометчивым было бы говорить, что бога солнца зовут просто Гор. Как и у многочисленных Иванов или Джонов, у Горов были не только «фамилии», но и «профессии», и даже «прописка» в определенном доме или вид на жительство в каком-нибудь храме.
Есть еще Хепри (Кхепера) – тот, кто находится в процессе подъема, или бог восходящего солнца, которого обычно изображали в виде человека со скарабеем на голове или вместо головы. Кстати, скарабей – это весьма символичное животное для Древнего Египта. В иероглифическом древнеегипетском письме знак скарабея означает слово «остановиться», а также часто символизирует солнце, мудрость, вечность.
И, наконец, самый величественный из солнечных богов – Атум (Тум), у греков – Томос. Это бог заходящего, западного солнца, который уже прошел свой дневной путь, обрел мудрость и готовиться к путешествию в страну мертвых Дуат. Он Великий Создатель и Владыка Вселенной. Он произошел из первозданных вод Ну (Нут, Нун), сам оплодотворил себя и изрыгнул первую пару богов – Шу и Тефнут (по другим древнеегипетским источникам отцом Шу и Тефнут – богини с головой львицы – были Ра, а затем Амон).
Атум – это добрый бог, повелитель северного ветра, который спасал египтян от обжигающего жара пустыни и дарил свое «свежее дыхание» несчастным жителям Дуата. Атума обычно изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове. Жрецы Атума (Тема) включили «в свой культ максимально возможное число обрядов и ритуалов, к которым люди привыкли, поклоняясь старым богам. Для египтянина не было ничего странного в поглощении одного божества другим, «поглощенный» бог в таком случае рассматривался им просто как фаза или черта бога-«поглотителя». Египтяне, как и многие другие восточные народы, были чрезвычайно терпимы к подобным вещам» (У. Бадж).
Шу также является солярным божеством. Он известен тем, что был близнецом богини-львицы Тефнут, а также своим неординарным поступком. По древней легенде детьми Шу и Тефнут была другая божественная пара – Геб (Себ) и Нут. Геб олицетворял землю, а Нут – небеса (ее часто изображали в виде священной коровы, по которой движутся солнце и звезды, а также в виде громадной женщины, опирающейся о землю руками и ногами). Геб и Нут не хотели разрывать свои объятия, однако людям в это время уже нужна была земля для обустройства и развития, поэтому «добрый» папаша Шу оторвал свою дочь Нут от Геба. Стоять в полусогнутом положении для крошки Нут было тяжеловато, поэтому папаша Шу теперь вынужден поддерживать дочь в полувисячем положением над землей. Кстати, древнеегипетский корень шу означает глагол «поднимать», «подниматься» (по другим версиям он означает «тепло»), в чем, собственно, и таится главная роль папаши Шу. Богиня же Тефнут – божественная супруга Шу и мама Геба и Нут – изображалась в образе человека с головой львицы и слыла весьма кровожадной особой.
Самый абстрактный из солярных богов – Атон, солнечный диск. Долгое время он был не самостоятельным божеством, а лишь одним из божественных атрибутов и символов. Однако в период правления Аменхотепа IV, которого мы больше знаем как Эхнатона, Атон стал самостоятельным, но весьма абстрактным божеством. Его не изображали в человеческом облике, он не держал жезлов и не имел лица, а способы доставки его благ на землю ограничивались использованием солнечных лучей, вытекающих из солнечного диска и оканчивающихся кистями рук. Гимны Атону сохранились в так называемых амарнских архивах – собрании надписей, уцелевших после того, как культ Атона был свергнут, а его храмы уничтожены. В этих гимнах Эхнатон весьма большую роль в мироздании отводил своему покровителю Атону:
Рыба в реке поднимается к поверхности, к твоему лику
И твои лучи проникают в толщу воды.
Они даруют женщинам плодовитость,
А мужчинам – способность стать отцами.
Они заставляют ребенка шевелиться во чреве матери
Ты даешь дыхание жизни во всех ее проявлениях.
Она исходит из тела матери… в день каждого рождения.
Ты открываешь ей рот, чтобы она могла говорить.
Цыпленок сидит в яйце и пищит в его скорлупе.
Ты даешь ему дыхание, чтобы он мог жить;
Ты завершаешь его развитие,
чтобы он мог проклюнуться из яйца!
И в таком же стиле еще несколько страниц. Нельзя не отметить справедливость и натуралистичность наблюдения относительно цыпленка, учитывая, что древние египтяне хорошо умели управлять процессом высиживания яиц в отсутствие их генетических мамаш, для чего вполне успешно пользовались инкубаторами, принцип действия которых был основан, вероятнее всего, именно на энергии солнечного диска, Атона.
Если внимательно вчитаться в гимны Атону, то становится очевидным весьма потребительское отношение египтян к солнечным божествам. У. Бадж писал: «Язык и стиль этих текстов весьма интересен. В них справедливо оцениваются выгоды, которые и люди, и звери получают от созидательного и оплодотворяющего влияния солнечного света и тепла. Но я не могу найти в них ни единого суждения, заключавшего какое-либо духовное начало или побуждавшего к чистой жизни, ни одного намека на сознание греха…».
Вообще же в отношении гимнов и восхвалений египтяне были щедры к солярным божествам, как ни к каким другим – столько гимнов и молитв, сколько их пелось по обращению к солнцу, не пелось ни одному другому богу. И этому есть простое психологическое объяснение. В самом деле, подумайте, как легко хвалить очевидного, зримого бога, который ежечасно, ежедневно и ежегодно демонстрирует свое доброе расположение, одаривает живительным теплом, позволяя расти растениям, рождать животным, жить людям? Легко ли убедить верующих в величии и могуществе такого бога, могуществе, которое доказывает самое себя и не требует никаких дополнительных ухищрений со стороны жрецов и правителей? Легко! И благодарные верующие в экстазе потащат в храмы свои богатые жертвенные дары! И такое поклонение будет приятно всем, так как доброго бога совершенно очевидно есть за что благодарить.
Совсем другое дело, когда благодарить бога приходится из страха, как, например, страшного и таинственного Себека – бога в образе крокодила. Но крокодилопоклонники не являются героями данной статьи, так как они традиционно пребывали (а возможно и пребывают) в антагонизме к солнцепоклонникам.
Литература:
- Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
- Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
- Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Бадж У. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л.А Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
[1]Описание ключевых божеств приводится по версии Альфреда Видемана, немецкого историка, египтолога, жившего на рубеже XIX-XX веков. Есть множество других версий и толкований, однако в принципиальных моментах они сходятся, а в деталях объять религиозные верования древних египтян и по сей день нереально и не только потому, что данные слишком велики и разнородны, но и потому, что многое нам и поныне неизвестно.
Дизайн сайта – студия Stratomedia, г. Вашингтон
Источник