Меню

Древний космос мифы древней греции

Космогония древних греков

В основе мифологии любого народа лежат сказания о сотворении мира. Возникшие на заре существования человечества, эти мифы — первая попытка людей объяснить происходящие вокруг них процессы и явления природы — смену дня и ночи, времен года, изменение погоды, стихийные бедствия — и определить свое место в этом беспокойном, опасном и постоянно меняющемся мире. Древние греки, живущие в первобытнообщинные времена на Балканском полуострове, придумали собственную историю появления мира и богов, тесно связанную с их обычаями и образом жизни.

Первые боги

Космогония древних греков постепенно усложнялась, по мере развития цивилизации. В эллинистический период изначальное описание сотворения мира было дополнено некоторыми подробностями и объяснениями, которых нет в «Теогонии» Гесиода. Но именно анализ ранних текстов особенно полезен для понимания, как создавалась сложная и разветвленная система древнегреческих мифов и каков их глубокий символический смысл.

По Гесиоду, всё начинается с изначального Хаоса. Слово «хаос» с греческого можно перевести как «разверзшаяся бездна» или «зияющее пространство». Это бесформенная, безличная, но при этом подвижная и постоянно бурлящая бездна, которая никем не создана и произвольно возникла ниоткуда. В этом бурлении Хаоса, однако, уже заложен потенциал для рождения Вселенной, которая, в отличие от Хаоса, как раз обладает и содержанием, и формой.

После Хаоса появилась Гея — Земля, мать всего сущего, «всеобщий приют безопасный». Но вместе с Геей появляется и мрачный Тартар — глубокая и опасная бездна, своеобразное «аль- тер эго» заботливой матери-земли, ее темная сторона, способная поглотить без следа.

И наконец, четвертое изначальное божество по Гесиоду — Эрот, или Эрос. Он не имеет отношения к явлениям природы, не связан ни с землей, ни с небом, но зато он обладает властью над людьми и богами, пробуждая в их душах любовь и страсть. Идея включения Эрота в этот изначальный список, возможно, принадлежит самому Гесиоду. Этим автор хотел подчеркнуть огромную силу любви и ее влияние на каждого человека.

Гея, в свою очередь, породила Урана — Небо, которое окутывает ее со всех сторон, и Понт — морскую пучину. У неба и моря нет отца, только мать. Земля, воздух (небо) и вода были теми тремя стихиями, рядом с которыми человек существовал и с которыми вынужден был считаться, поэтому они появляются в мифе раньше всех других существ и богов.

Перечисляет Гесиод и других детей Геи, рожденных ею от союза с Ураном-Небом. Впоследствии они получили наименование «титаны». Самые известные из них: Океан — бог воды, Фемида — богиня правосудия и мирового порядка, Мнемозина — богиня памяти и будущего, и, наконец, Кронос, или Хронос, — бог времени, самый могущественный из титанов. Вступая в браки друг с другом, шесть титанов и шесть титанид породили следующее поколение титанов, в числе которых — бог солнца Гелиос, богиня луны Селена, а также Атлант и Прометей.

Обожествление природы

Как и все древние народы, жители Балканского полуострова прошли через несколько этапов формирования религиозных представлений, двигаясь от фетишизма — обожествления природы во всех ее проявлениях к антропоморфизму — наделению богов человеческими чертами, внешними и внутренними.

Титаны — архаические боги, придуманные, возможно, еще до прихода на Балканы греческих племен,— как раз и относятся к периоду фетишизма. Древние греки воспринимали всю природу вокруг себя как проявление божественного, каждое дерево или минерал они наделяли духом. Все изначальные божества древнегреческой космогонии — это проявления разных стихий и природных явлений, они еще не наделены человеческой формой, но уже активно влияют на человека и его жизнь, ведь на ранних этапах развития цивилизации человек, несомненно, всецело зависел от природных сил и от их «благосклонности». Эта зависимость человека от земли и ее даров и отразилась в мифах, в особенности — в образе Геи, богини земли.

Советский историк и исследователь Алексей Лосев называет этот этап развития древнегреческой мифологии «хтонизмом» (от греческого слова, означающего «земля»). По мере того как человек обретал большую самостоятельность и независимость от природы, на смену архаическим «хтоническим» мифам о титанах пришли новые, «героические» мифы об олимпийских богах.

Читайте также:  Космос инопланетяне где найти

Борьба богов

Доолимпийский период в древнегреческой мифологии можно разделить на четыре эпохи. Первая — эпоха от возникновения мира до Кроноса, или эпоха Урана и Геи, — эпоха безличных космических начал. Вторая — воцарение Кроноса, первое утверждение личного начала. Третья — ниспровержение Кроноса Зевсом и борьба Зевса за власть с титанами и гигантами, которая заканчивается окончательным подчинением стихийных сил оформленному личному началу, то есть Зевсу.

Отец Уран боялся своих детей-титанов и одного за другим низверг их в Тартар. Но мать Гея постоянно страдала от такого положения родных детей и уговаривала их восстать против отца.

В конце концов, ей удалось уговорить Кроноса — он взял меч, оскопил Урана и отправил его в Тартар, одновременно освободив оттуда запертых там чудовищ — циклопов и сторуких. По одной из трактовок, этот миф является аналогом мифа о первородном грехе. Именно после низвержения Урана Нюкта и Эреб привели в этот мир Танатоса, Гипноса, Немезиду и других богов, ставших олицетворением таких неприятных сторон человеческой жизни, как смерть, кошмарные сны, ссоры и раздоры, месть и возмездие, ложь и обман. Согласно воззрениям древних греков, все эти негативные явления — наказание за то, что Кронос поднял руку на отца.

Уран, однако, успел наложить на сына свое отцовское проклятие: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!» Этим сюжетным поворотом закладывается возможность дальнейшего развития мифа — через борьбу нового и старого начал.

Несмотря на то, что Кронос свергает отца с трона, он остается воплощением той же самой единой мировой сущности, не терпящей никакого развития и создания чего-то иного. Именно поэтому он поглощает всех своих детей, рожденных титанидой Реей. Чтобы это иное появилось, чтобы началось движение и развитие, нужен бог совершенно иного типа, демиург, олицетворение творческого изменяющегося начала. Таким богом и становится Зевс.

Источник

2. От Хаоса к Космосу: происхождение мира и богов

Хаос, Гея, Уран. Раньше всего во Вселенной зародился Хаос. Никто не может сказать, что это такое и как он выглядел. Это была черная мгла, похожая на раскрытую огромную пасть (даже само название Хаос происходит от греческого слова, означавшего «зеваю»). В нем были перемешаны все начала будущего мира: земля и вода, воздух и огонь. Следом за Хаосом появились Гея — Земля, мрачная подземная бездна — Тартар и прекраснейший между всеми богами — Эрос (Любовь), сила которого движет всем во Вселенной и которому подвластны не только люди и животные, но и сами бессмертные боги.

Из Хаоса зародилась черная Ночь и угрюмый Мрак — Эреб, которые затем, вступив в брак, породили Эфир, в котором живут бессмертные боги, и сияющий День — Гемеру. Гея-Земля тоже произвела на свет потомство. Она прежде всего родила Урана, звездное Небо, которое было равно ей своей беспредельной ширью, затем — нимф, лесных богинь и наконец — Понт, шумное безбрежное море.

Мужем Геи стал Уран. Широко раскинулась Земля, могучая, дающая жизнь всему, гордо поднялись к Небу рожденные Землей горы. С нежностью глядел на Гею Уран: и вот с неба на землю упали капли живительного дождя — и породила она цветы, деревья, зверей и птиц. От дождя же начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера.

Три поколения великанов. Вскоре родилось у Геи и Урана трое детей. Но не на радость родителям появились они на свет: ведь оказались они ужасными чудовищами — великанами, вышиной с гору, по пятьдесят голов было у каждого и по сто рук (поэтому и назвали их гекатонхейры — «сторукие»). Взглянул Уран на своих детей и устрашился их непомерной силы. Заключил он их в недра Земли, в глубину и мрак, и не позволил выходить на свет. Вздрогнула Земля-Гея под их тяжестью, но не посмела спорить с мужем.

Читайте также:  Воспитательный час космос это мы

Затем еще трое детей родились у Урана и Геи, но были они немногим лучше первых. Правда, голова у них была одна, руки — две, но они тоже были великанами, и во лбу у них свирепо горел один глаз. Назвали их циклопами, и поступил с ними Уран, как и с их братьями.

Наконец, родилось третье поколение детей Урана и Геи, которое позже назвали титанами. Шесть сыновей-титанов было у Урана и Геи — Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет и наиболее ужасный из них, самый младший из титанов — хитроумный Кронос; кроме сыновей, родились и шесть дочерей-титанид — Фея, Рея, Фемида, Мнемосина, Тефия и Феба. Все они, как раньше них гекатонхейры и циклопы, оказались заключенными в Тартар.

Великаны-титаны и их дети. Жестоко страдала Гея от тяжести заключенных в ее недрах ее собственных детей; стала она уговаривать своих детей-титанов восстать против отца и лишить его власти. Все титаны испугались недоброго дела, и только хитрый и коварный Кронос согласился на это. Подкараулив своего отца, он изувечил его ударом серпа и лишил этим всей его силы и могущества. С тех пор и назвали детей Урана и Геи, которые простерли руку к нечестивому делу, титанами, образовав это слово от греческого глагола, означавшего «простирать». А из крови Урана, пролившейся на землю, родились страшные богини мщения Эринии и могучие змееногие гиганты.

Так власть в мире приобрели титаны. Вскоре у них появилось множество детей, среди которых были и Гелиос-Солнце, и Селена-Луна, и румяная Эос-Заря и многие другие. Мало-помалу установился в мире порядок. Светило над землей молодое солнце, из туч падали обильные дожди, и еще зеленее становилась трава; в темных просторах ночи сияли звезды, а когда они бледнели, птицы встречали приветливой песней зарю.

Повелителем мира стал Кронос. Но не было ему покоя: ведь неправедным путем добыл он власть, проклял его истекающий кровью Уран и поэтому боялся, что кто-нибудь из его детей поступит с ним так же, как он поступил со своим отцом. Решил он уничтожать своих детей: как только у него рождались дочь или сын, он приказывал принести ребенка к себе и проглатывал его. Так он пожрал трех дочерей, Гестию, Деметру и Геру, и двух сыновей, Аида и Посейдона.

Рождение Зевса. Когда же родился еще один сын, Зевс, жалко стало богине Рее, его матери, отдавать младенца на съедение отцу, и, по совету Земли-Геи, подала она Кроносу завернутый в пеленки камень; проглотил его Кронос и ничего не заметил. А маленького Зевса Гея-Земля укрыла на острове Крит, в глубокой пещере на горе Иде, где он и рос втайне от отца. За маленьким Зевсом ухаживали богини-нимфы, они кормили его медом и поили молоком чудесной козочки Амалфеи. Позже Зевс отблагодарил ее за это, вознесши на небо и сделав созвездием Козерога. Кроме того, один из рогов Амалфеи был обращен им в Рог изобилия, который, по желанию своего владельца, может давать любую пищу и питье.

Зевс возвращает сестер и братьев. Золотая колыбелька маленького Зевса висела на дереве, чтобы Кронос не мог заметить его ни на земле, ни на небесах, ни в море. Ее окружали слуги Реи — куреты; если ребенок начинал плакать, то они били копьями по щитам и исполняли шумную пляску, чтобы плач не донесся до Кроноса.

Так прошло много лет. Зевс вырос, возмужал и решил вернуть на свет проглоченных Кроносом сестер и братьев, чтобы вместе с ними отомстить отцу. По совету дочери Океана Метиды (Мудрости) он незаметно подмешал в медовый напиток, который пил Кронос, соль и горчицу, так что тот немедленно изрыгнул сначала камень, заменивший Зевса, потом двух его братьев — Посейдона и Аида, наконец, трех сестер — Геру, Деметру и Гестию. Поэтому про Гестию говорили, что она была рождена и первой из детей Кроноса, и последней — ведь ее первую произвела на свет Рея и последнюю изрыгнул Кронос.

Читайте также:  Дополнительный материал по космосу

Борьба детей Кроноса с титанами. Все дети Кроноса были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их борьбу с титанами. Так началась ужасная война Кронидов (детей Кроноса) и богов-титанов, длившаяся десять лет. Ни те, ни другие не могли одержать победу: равными были их силы. Тогда Гея дала Зевсу совет привлечь на свою сторону страшных союзников, заключенных в недрах Земли, гекатонхейров и циклопов (ведь Кронос, лишив отца власти, вывел из тартара только титанов). Зевс, послушавшись праматери всех живущих, отправился в Тартар. Освободив узников, Зевс дал им отведать нектара и амброзии — пищи богов, которая поддерживает бессмертие — и воспрянули великаны, исполнились силы и приняли в борьбе сторону Зевса.

Для решающей схватки выковали циклопы оружие братьям-богам: Аиду — шлем-невидимку, Посейдону — трезубец, а Зевсу — громы и молнии. Боги укрепились на вершине горы Олимп. К ней и двинулись титаны. Ужасно заревело безбрежное море, застонала земля, содрогнулось даже широкое небо, задрожал до подножья великий Олимп. Начал Зевс метать свои громы и молнии — загудела земля от жары, взвихрилось пламя, загорелся лес, закипели воды древнего седого Океана. Сторукие великаны отламывали куски скал и метали в титанов, по триста камней одновременно, так что затмевали камни солнечный свет. Шум от сражения был такой, что казалось, будто небо обрушилось на землю и разбило ее на неисчислимые куски.

Наконец, титаны были побеждены и заключены в мрачный Тартар, ворота которого Зевс поставил сторожить гекатонхейров. Там, в подземном мраке, должны были они находиться вечно.

Судьба Атланта и циклопов. Один титан Атлант, бывший предводителем их войска в битве, получил иное наказание. Боги поместили его на крайнем западе мира, где он держит на плечах небесный свод. Что касается циклопов, союзников Зевса, опасных своей свирепой, не знающей удержи мощью, то и они были удалены подальше от солнечного света. Зевс поместил их в подземную кузницу, где они должны были ковать ему его грозное оружие.

Война с титанами была первой из битв Зевса за власть над миром. Впереди у него было еще две страшные битвы — с гигантами и с Тифоном.

Битва с гигантами. Роль Геракла. Первыми на богов совершили нападение гиганты — рожденные из крови Урана дети Геи, возмущенные тем, что их братья-титаны заключены в Тартар. Каждый из них был огромен и страшен, все они были длиннобородыми и имели вместо ног извивающиеся змеиные тела.

С вершин гор, на которых они жили, они закидали небо огромными камнями и горящими стволами деревьев, и их страшный натиск сначала даже потеснил богов. В отличие от титанов, гиганты были смертными, но поразить их мог только человек. Пришлось богам обратиться за помощью к смертному герою — Гераклу. Узнала про это Гея и решила защитить своих детей от стрел Геракла при помощи волшебной травы. Однако найти траву ей не удалось — Зевс узнал про ее намерения и запретил появляться на небе Эос, Гелиосу и Селене. Мраком покрылся мир, и в этой тьме сам Зевс нашел нужную траву и срезал ее, лишив гигантов надежды на победу.

Битва происходила на родине гигантов, на Флегрейских полях в Греции. Однако и стрелы Геракла сначала не доставляли победы богам. Сраженный им гигант Алкионей, упав на землю, тут же вскочил и с новыми силами бросился в битву. Тогда богам стало ясно, что на родной земле, дающей им силы, гигантов поразить насмерть невозможно. Выход нашла Афина: сраженных богами гигантов Геракл оттаскивал за пределы Флегрейских полей и там добивал своей палицей. Так гиганты оказались побежденными.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Источник

Adblock
detector