Меню

Древняя индия бог солнца

Бог Сурья — божество Солнца в индуизме

В нашей современности всё чаще и чаще упоминаются Веды и Ведическая культура. Трудно найти человека, который не знал бы, или даже не слыхал об этой невероятно быстро распространяющейся культуре. В слове «веда» всегда можно почувствовать что-то родное: ведать, поведение, проповедь. Сурья в индуизме считают богом солнца. Ему поклоняются, как источнику света, своеобразному целителю от всех недугов, а также строгому и непримеримому стражник небесного свода. В главном его атрибуте, а именно колеснице, запряжены семь лошадей – семь кобылиц или же один конь с семью головами. Эти лошади олицетворяют не что иное, как солнечные лучи, освещающие весь наш Мир.

Бог Сурья — изображение.

Несмотря на то, что при упоминании атрибутов Сурья мы можем вспомнить древнегреческого бога солнца Гелиоса, которого каждое утро можно было узреть, мелькающему на небе с той же колесницей, в этот раз, однако, с четырьмя крылатыми лошадьми, именно Сурья был чрезвычайно важен и значителен в духовной жизни Древней Индии.

В таком известном собрании гимнов, как «Ригведа» можно найти достаточно большое количество гимнов, посвящённых именно богу Солнца. В этих гимнах Сурья выступает нечто, освещающее целый мир, как всезнающее и всевидящее око, которые также стремится олицетворить извечную борьбу добра и зла. В некоторых гимнах «Ригведы» Сурья описывается без его коней, в то время, как в других же он не может быть представлен не иначе, как в сопровождении своей пресловутой колесницы. Сурья также может быть описан в виде птицы или даже летающего ежа.

Главной задачи Сурьи, по мнению Ведов, является озарять этот мир, излучать свет, что разгоняет темноту и распугивает как болезни, так и врагов. Чаще всего Сурья знают, как человека, с темно-красным цветом кожи, тремя глазами и четырьмя руками. Именно эти четыре руки являются своеобразной визитной карточкой этого бога, по которой его можно узнать в любом источнике. Две его руки держат цветок лилии, третья характеризует жест благословения, а четвертая поддерживает его последователей.

Бог Сурья — сила солнца в «Ведах»

Примечательным также является его восседание на цветке красного лотоса и нисходящее во все стороны сияние славы. Именно эта версия настоящего обличая Сурьи является самой распространённой. Абсолютно все, включая тех, кто по сути далёк от Ведической культуры, видели этот символ.

Храм Солнца в Мартанде.

Живительная сила солнца способствует олицетворению Сурья в виде быка, который может быть иногда пёстрым, иногда абсолютно белым.
Ко всему прочему, временами Сурья может также изображаться и в виде неодушевленного предмета, такого, например, как драгоценный камень, находящийся в самой середине небесного свода.

Всем известно воплощение Сурья в птицу, а именно – в орла, или же в лошадь, что нашло своё отражение во многих гимнах «Регведы».

Людям, которые поклоняются Солнцу Сурья видится как первопричина бытия. В этом смысле свет, который отождествляют с богом, является людям в образе Божественности. Именно Сурье поклоняются на празднествах по случаю урожайности, ведь считается, что Сурья дарует жизнь живому и неживому.

Изучение этой важной в культуре Ведов фигуры наводит на размышления о том, что солнце находится далеко, слишком далеко от нашей планеты. Когда мы смотрим на него отсюда, все что мы можем увидеть – это крохотный круг, хотя всем давно известны его действительные объёмы и размеры. Абсолютно также мы натыкаемся на трудность в нахождении того самого пресловутого внутреннего солнца у других людей, ведь невозможно рассмотреть этот крошечный шарик в душе у других. Но когда мы приближаемся к своему внутреннему солнцу, мы уже в состоянии получить и просветление, и преобразование всего.

Каждое утро, когда Вы встречаете всё самое прекрасное и светлое в мире и себе, Вы тем самым встречаете свое внутреннее Солнце, которое является отражением вашей яркости и неповторимости.

В мире может быть только одно солнце в физической форме, но не существует ни единого запрета на наличие внутреннего солнца у каждого человека. Тем не менее, большинство людей так за свою жизнь и не могут найти его внутри себя, или же внутри кого-либо другого. Поверьте, Вы несомненно сможете найти свое внутреннее солнце, если будете следовать по духовной тропе.

Некоторым уже удалось узреть его проблески. Некоторым удалось увидеть его на мимолетное мгновение, но при этом они не распознали в этом явлении своё внутреннее солнце.

Несмотря на все препятствия, обязательно верьте и ждите наступления того дня, когда вы сможете узреть то самое внутреннее солнце внутри Вас. Именно в этот день оно покажется Вам во всём своём великолепии, божественном Сиянии и вы будете тонуть в лучах этого просветления.

Как и всё вокруг нас, наше внутреннее солнце не перестаёт двигаться, ведь движение – это жизнь. Именно по этой причине нужно знать о просветительской силе внутреннего света. Хотя оно может и стоять на месте, наслаждаясь тишиной и спокойствием. Ведь наша тишина непосредственно зависит от безмолвия нашего внутреннего Сурья.

Читайте также:  Наличие колец у солнца

Источник

Индийский бог солнца Сурья

Бог Су́рья (Sūrya – солнце) – индийский бог солнца и солнечного света, известный с ведийского периода, которому поклоняются как одному из самых главных богов. Это вполне объяснимо, ведь солнце и солнечный свет необходимы для существования всего живого и чистого, для борьбы с темными и нечистыми силами, в том числе болезнями, а также для земледелия.

Восхвалять Сурью — означало отгонять от себя и близких болезни, неурожай, гибель скота, засуху.

Как изображается?

Часто Сурья бог солнца изображается в виде мужчины, иногда с двумя руками, в которых он держит цветок лотоса и колесо времени, а иногда с четырьмя руками, в которых он держит цветки лотоса, перо и посох.

Чаще всего Сурья изображен восседающим на колеснице, управляемой Варуном, в которую запряжена семерка лошадей (или одна лошадь с семью головами), символизирующих семь солнечных лучей и семь цветов радуги. Известны случаи изображения Сурьи в виде животных, оружия и даже камней.

Символом Сурьи является свастика (крест с загнутыми концами), олицетворяющая солнце, свет, движение, жизнь.

Особые дни

Через восемь дней после осеннего индийского Нового года празднуется Чхатх или Сурья Пуджа — День Солнца. В этот праздник индийцы совершают церемониальные ритуалы, подносят дары Сурье в виде фруктов, сладостей и иных продуктов, желая угостить и задобрить его, чтобы сбылось загаданное желание.

Празднования совершаются ярко, в национальных цветных одеждах, с цветами, и, так как основное время церемоний на восходе и закате, со свечами.

Главными участвующими лицами ритуалов, как правило, являются женщины, которые вымаливают у Сурьи исполнение своих желаний и благополучие для своих близких стоя в водоеме, в воду которого заходят до начала восхода.

Сурья Санкранти (Санкранти – изменение, переход) – день, в который Солнце переходит к следующему знаку зодиака. В этот день влияние Солнца меняется. Это благоприятное время для духовного – для наведения порядка как в доме, так и внутри себя.

Однако, это время не является благоприятным для решения проблем в семье, с близкими, для начала путешествий или, например, лечения.

Храм бога солнца

Одним из самых древних и величественных сооружений в Индии является храм Сурьи, который находится в городе Конараке. Одними из самых распространённых наименований храма являются «Черная Пагода» и Падмакешара (пестик лотоса).

Храм был построен в XIII веке на побережье Бенгальского залива. Храм выполнен в виде огромной колесницы. Наружная часть храма украшена скульптурами, отражающими жизнь людей, а внутри – пустота, которая подчеркивает, что вся суета нашего мира находится снаружи стен храма.

В настоящее время, во избежание обрушения, вход внутрь храма закрыт, однако это не мешает множеству паломников прибывать к храму, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх.

Магха – одиннадцатый месяц индийского национального календаря, который начинается 21 января и заканчивается 19 февраля.

До наших дней сохранилось лишь две части храма, то есть зал для танцев и зал для молитв. К третьей части храма – святилищу, время было беспощадно, поэтому оно было утрачено.

Сурья и йога

В йоге активно практикуется комплекс утренних упражнений, который называется Сурья Намаскар, означающий «Приветствие солнцу». Данный комплекс является одним из самых полезных в йоге, символизирует приветствие бога солнца для получения от него положительной энергетики и жизненных сил, необходимых в течение всего дня.

Утреннее выполнение «Сурья Намаскар» позволяет организму пробудиться, сконцентрироваться, освежить ум и «вдохнуть» силы. Это один из самых эффективных и быстрых способов выработки гибкости тела.

Источник

Боги древней Индии

Список богов Древней Индии с кратким описанием и ссылками на полные статьи.

Авалокитешвара — в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни — бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма — творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна — всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна — воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну — хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Читайте также:  Что надеть с юбкой солнце серой

Ганеша — в индуистской мифологии «владыка ганы» — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус — в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра — бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера — в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера — внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман — обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива — в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Он бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма — владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии — Ями.

Другие боги и божества Древней Индии:

Богини Древней Индии

Деви — в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали.

Дурга — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов — уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Кали — в брахманизме и индуизме одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Почитается особенно в Бенгалии. Кали изображается главным образом в грозном, устрашающем облике.

Лакшми — в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.

Парвати — в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Сарасвати — главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.

Ума — благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.

Ушас — в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица.

Источник

Сурья

Сурья (санскр. S?rya-s «солнце») — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено десять отдельных гимнов Ригведы.

Сурья, в ведийской и индуистской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Согласно мифам, он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рожден на Востоке, приветствуемый певцами; бог выходил из небесных врат и в течение дня обходил землю и небо, ограничивая день и ночь. Сурья двигался по небу без коней, хотя некоторые мифы упоминают семерку его скакунов.

Основное действие Сурьи — изливание света; им он озарял мир и разгонял тьму, уничтожал болезни, врагов. Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами.
Сурья и Варуна
Сурья, солнечное божество индийской мифологии, ездил на колеснице, возничим которой был Варуна, хранитель мирового порядка

Читайте также:  Тайны вселенной тайны солнце

Сурья и Варуна, XVIII век

Отец Сурьи — Дьяус, воплощение неба, мать — прародительница богов Адити. Ушас, божество утренней зари, упоминается как его жена. Со временем Сурья превратился в одного из локапал и стал хранителем мира на юго-востоке. Так как имя Сурья всегда означает самый огненный шар солнца, то Сурья является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется. Божественный свет Сурья на небе сравнивается с лицом великого Агни, бога огня. Часто говорится об оке Сурьи; затем сам Сурья называется оком богов Митры, Варуны, Агни или богов вообще (рассвет приводит с собой око богов); сурья называется также оком всех тварей, смотрящим сквозь небо, землю, воды, владыкой глаз, к которому уходят очи усопшего. Сурья принадлежит всем людям и встает как их пробудитель; отсюда он — душа и страж всего движущегося и далее неподвижного. Он имеет колесницу, влекомую одним конем, или вообще конями, или кобылицами, иногда семью лошадьми, получающими также эпитет быстрых.

Путь Сурье приготовляют светлые адитья — Митра, Варуна, Арьяман; Пушан является его послом; заря открывает или производит Сурью; она же является его супругой. Сурья, как сын Адити, получает также имя Адитья или Адитея. Его отец — небо, Дьяуш (Dy?ush); он рожден богами. Боги подняли его из океана, где он был скрыт; они же поместили его на небе, как одну из форм Агни. Многие отдельные боги являются как его родители или создатели. Индра-Вишну родил его; Индра-Сома поднял его вместе со светом; Индра-Варуна или Митра-Варуна подняли его на небо; Сома породил его и поместил в нем свет. В такой же роли является и Агни. Творец Дхатр (Dh?tr) сделал солнце, как и луну и т. д. Нередко Сурья изображается в виде летящей птицы красного цвета, сравнивается с летящим орлом и даже прямо отождествляется с ним. Живительная сила солнца ведет к олицетворению Сурьи в виде быка, иногда пестрого, иногда белого. Лошади Сурьи изображают его лучи (числом семь).

Иногда Сурья изображается в виде неодушевленного предмета: он — драгоценный камень, перл неба, пестрый камень, помещенный в середине неба, колесо, колесница, блестящее оружие, которое Митра-Варуна закрывает тучами и дождем. Сурья торжествует над мрачными демонами и ведьмами, измеряет дни, продолжает время жизни, прогоняет хворь, заразу и дурные сны. Жить — значит видеть, как поднимается солнце. Все твари зависят от Сурьи, и небо поддерживается им. Эпитет Вишвакарман = творец всего — также прилагается к Сурье. Он — божественный жрец богов. Единственный встречающийся в ведах миф о Сурье рассказывает, что Индра победил Сурью и похитил его колесо. В этом мифе можно видеть изображение грозы, затмевающей солнце. Родственный Сурье образ находим в Авесте, где солнце обладает быстрыми лошадьми и называется оком Агурамазды.

В позднейшей индийской мифологии Сурья становится бледным второстепенным божеством, с которым связываются малохарактерные легенды: он является отцом близнецов Ашвинов, рожденных им от нимфы Ашвини. В Рамаяне и Пуранах Сурья является сыном мудреца Кашьяпы и Адити. В Рамаяне он называется также сыном Брахмы. Его блеск был так силен, что жена его Санджня дала ему Чхаю (Ch?y? = тень) в услужницы и сама удалилась в лес, чтобы отдаться благочестивым упражнениям. Когда Сурья привел ее домой, ее отец, Вишвакарма, положил светило на свой токарный станок и отрезал восьмую часть его блеска. Обрезки солнца упали кометами на землю; из них Вишвакарма сделал диск Вишну, трезубец Шивы и оружие прочих богов. В Махабхарате сын Сурьи, Ману Вайвасвата, является отцом Икхшваку, от которого ведет начало Сурьяванша — солнечная династия. В Бишну-Пуране рассказывается, что Сатраджит видел Сурью в его собственном образе, «низкого роста, с лицом, как полированная красная медь и красноватыми глазами».

Лишь немногие из этих позднейших мифов имеют связь с образом ведийского Сурьи; все они представляют полный упадок фантазии и мифологического творчества в сравнении с яркими и поэтическими чертами ведийского мифа. Эпитеты, прилагаемые Сурье, весьма многочисленны, особенно в позднейших источниках. Культ Сурьи до сих пор еще соблюдается в Ориссе. Сурье посвящены многие храмы, замечательнейший из которых — в Канараке, на берегу моря, в 16 милях к северо-западу от Джаганнатха. Изображения Сурьи в современных индийских храмах рисуют его с головой, окруженной лучами, иногда с 4 руками, иногда с двумя; в одной он держит лотос, в другой свое колесо, сидя на пьедестале из лотоса или на блестящей одноколке, влекомой семиголовой лошадью изумрудного цвета или семью зелеными лошадьми. Иногда перед ним стоит красивая женская фигура — Прабха (блеск), его подруга, а также возница Аруна и разные оруженосцы.

Источник

Adblock
detector