Меню

Дух восходящего солнца япония

Ками Нижнего Мира

Япония. Голубое море на горизонте. Острые молодые горы, поросшие причудливыми восточными соснами. Розовая дымка цветущей сакуры в долинах, полных проказливых духов деревьев, камней, ручьёв. И над всем этим — серебристый росчерк скоростного поезда синкансэн. Но и в Стране восходящего солнца, когда приходит срок, наступает ночь. И тогда силы зла наводняют ущелья, завывают в лесах, выходят на улицы городов. Вытягивают бесконечные шеи рокуроккуби, слепо бредёт по обочине дороги безголовая лошадь кубикирэума, безликие нопэрапоны ищут новые жертвы. А штормовые волны рассекает корабль-призрак — фунаюрэй. Все они — ками.

МИР КАМИ

Для того чтобы попасть в мир ками, не обязательно умирать. В аниме «Унесённые призраками» показано классическое камикакуси — похищение духами.

Представления японцев о сверхъестественном выглядят очень замысловатыми. Достойными народа, который не ищет лёгких путей и одновременно использует целых три основных алфавита (кандзи, хирагана и катакана) и ещё три дополнительных (ромадзи, хэнтайгана и манъёгана). Понятие «ками», переводящееся то как «божества», то как «призраки» или «духи», не имеет прямого аналога в европейской мифологии. Ками — это идея, суть, сущность человека, предмета, явления. Так, кодама — одновременно и «дух дерева», и само дерево. Сосна прорастает из семени, тянется ввысь, достигает совершенства и однажды, оставаясь сосной, становится ещё и ками — воплощённой идеей дерева.

Главная героиня аниме «Принцесса Мононоке» — воплощённый дух ненависти. Но ненависть может поглощать и животных. Магический вепрь, убитый в начале истории, — тоже мононоке.

Есть великие ками, представляющие собой персонифицированные идеи плодородия, солнца, океана. Это божества. Ветер, когда его суть проявляется, обретает разум и во лю и становится «священным ветром» — камикадзе. Малый же ками может, например, быть всего лишь концепцией зонтика.

Большинство зонтиков в Японии — просто зонтики. Ветер чаще всего дует без всякого смысла, а сигара, как правило, только сигара. Но общий принцип таков: чем дольше существует объект, тем сильнее проявляется его истинная суть и тем больше у него шансов стать ками. Кошка, которая почти у всех народов считается колдовским животным, в Японии становится оборотнем-бакэнэко всего за тринадцать лет. Лисе же, чтобы стать идеальной, истинной лисой-кицунэ, требуется целых пятьдесят лет.

Ёми — синтоистская преисподняя. По последним сведениям, она начинается чуть ниже тоннелей токийского метрополитена. Это мрачная, но обширная пещера, внутри которой есть даже собственные горные цепи. Отсюда, из мира ужаса и безнадёжности, приходят гуро — низшие вампиры, питающиеся кровью. Ёми живёт по собственным правилам, не признавая чьей-либо власти. Даже верховный бог Идзанаги, творец мира и отец ныне правящей японским пантеоном богини Аматэрасу, однажды заглянув сюда, едва унёс ноги.

Для того чтобы попасть в японский ад, мало просто умереть. Нужн о после этого ещё и утонуть. Всем, кто покидает мир живых, предстоит пересечь реку Сандзу — синтоистский Стикс. Чем меньше совершил зла пок ойный, тем проще окажется переправа. Ступившие на другой берег оказываются на «Об лачных равнинах» Такамагахара и становятся удзигами — духами предков. Захлебнувшиеся или проглоченные речными драконами отправляются в Ёми.

Реальность и миф сплетаются в Японии необычайно тесно. Сандзу не просто реальная река. В стране есть четыре реки с таким названием. Иначе умершим пришлось бы далеко ходить.

ГОТИКА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА

Японцы ещё много столетий назад распробовали притягательность страха. Даже забавный, похожий на черепаху водяной-каппа, страстно любящий огурцы и борьбу сумо, не топит купающихся детей — это было бы слишком просто. Он вырывает им внутренности через задний проход. В западной мифологии просто нет монстров, способных додуматься до столь вычурного метода расправы.

Европейская нечисть вообще страдает от нехватки воображения. Это касается и внешнего облика. Банальные рога, унылые копыта, уродства, подобные «костяной ноге», лишь демонстрируют отсутствие вкуса, а не пугают по-настоящему. Японские же чудовища сюрреалистичны. Они приходят из пучины безумия. Взять хотя бы рокуроккуби — женщин с длинными, вытягивающимися шеями. Вреда от них никакого, они лишь выпивают рыбий жир из ламп, но появляющаяся из-за угла и парящая в воздухе голова способна добавить седых волос. Или иттан-момэн — летающая полоса ткани, поночам душащая людей. Или нопэрапоны, скрывающиеся за капюшоном или маской. Потому что лиц у них нет. Только полупрозрачный лиловый пузырь и бесчисленные глаза, свободно мигрирующие по телу, появляющиеся то на руках, то на ногах.

Даже на величественной горе Фудзи лежит печать «японской готики». У самого подножия вулкана находится «лес самоубийц» — Аокигахара.

В Японии водятся призраки двух видов: юрэй и онрё. Юрэй — классические привидения, которые почти не отличаются от бестелесной нежити, населяющей замки Европы. Как правило, это тени людей, погибших при трагических обстоятельствах. Встретить их можно в старых или заброшенных домах, на кладбищах, в тёмных переулках, на берегах прудов, скрывающих тела утопленников. Внешне юрэй выглядят как светящиеся в темноте фигуры без ног, но с длинными, гибкими, как змеи, руками. Любопытно, что привидения — всегда черноволосые женщины в белых нарядах. Этот принцип будет неукоснительно соблюдаться, даже если умерший был лысым мужчиной. Япония — страна, в которой традиции кое-что значат!

Читайте также:  Восход солнца коктейль безалкогольный

Юрэй просто не понимают, что уже умерли. Поэтому они не отправляются на берег реки Сандзу, а остаются в мире живых. Сияющие красные глаза на бледных, как мел, лицах привидений могут изрядно напугать. Но большинство юрэй безвредны, а многие даже не имеют облика, заявляя о своём присутствии лишь стонами, вздохами и звуком шагов, — что особенно странно, если принять во внимание отсутствие ног.

Японские фильмы ужасов (J-Horror) напоминают поединок с аякаси. Кошмарные видения и реальность смешиваются так, что одно уже не отличить от другого.

Другое дело — онрё, «мстительные призраки». Это бесплотные мононоке, появляющиеся, когда тело уже мертво, а ненависти ещё много. Онрё знают, что для них всё кончено, но обуревающие их эмоции не дают им смириться со смертью и уйти за реку. Тем более что жажда мести в синтоизме отнюдь не считается добродетелью. Так что течение наверняка унесёт мононоке на самое дно Ёми, где ничего хорошего нет. А некоторые из призраков уже были в мрачной стране мёртвых и вернулись оттуда.

Выглядеть онрё могут как угодно — в том числе и как мужчины. В отличие от фосфоресцирующих и полупрозрачных юрэй, они кажутся реальными даже при свете дня. Но привидения не часто желают быть принятыми за живых. Обычно онрё не скрывают свою природу, а стремятся вызвать страх. По этой причине они тоже часто выбирают традиционный облик привидения: женщина или девочка в белом.

Во Внутреннем Японском море есть «остров огров» — Мегидзима. Искусственные пещеры под его горами населяют демоны они, стерегущие врата в Ёми.

Онрё не только пугают. Японские призраки намного сильнее европейских собратьев. Если тень отца Гамлета просит о помощи живых, то онрё выполняют задуманное сами. Привидения могут отнимать жизнь усилием мысли, проклятием, прикосновением. Они умеют манипулировать предметами. Наконец, во власти ками просто унести своего врага в ад. Но такой путь избирают лишь те немногие онрё, что сохранили остатки рассудка и преследуют конкретного обидчика. Большинство же призраков не могут утолить жажду мщения такой мелочью, как смерть одного человека.

Чаще всего ярость онрё утолить не может ничто. Настоящие мононоке, подобно Фредди Крюгеру, мстят всему миру. С персонажами фильмов ужасов онрё сближают и другие черты. Призраки вершат свою месть с изощрённой жестокостью, долго играют с жертвой, упиваясь её ужасом и страданиями. Как и Фредди, японские привидения практически непобедимы. Оружие им не вредит. Простых и общедоступных способов обороны от японской нечисти, подобных молитве, святой воде и крестному знамению, не существует в принципе. Изгнать же онрё невозможно. Некуда. Ёми им дом родной, они возвращаются туда, когда захотят.

В Средние века мстительные призраки сильно досаждали японцам. За это время был найден только один способ избавиться от напасти. Как и прочие привидения, онрё перемещаются усилием мысли и могут проникать в мир людей лишь в немногих местах, которые хорошо помнят, либо вблизи своей могилы. Если же там, где появляется злой дух, возвести синтоистское святилище, мононоке окажется «запертым». Ведь храм или священная роща — территория Верхнего Мира, куда ненависти вход закрыт.

Настоящий, подлинный ужас не имеет обличия. Самые могущественные ёкай, аякаси, лишены формы. В отличие от онрё, они не вредят напрямую, а лишь искажают реальность, проникают в сознание. Аякаси лишают жертву рассудка, чтобы, заблудившись в лабиринте чудовищных видений, она сама нашла ужасный конец. Желательно перед этим совершив несколько жестоких убийств в помутнении рассудка. Но если одержимые мононоке не знают пощады, то аякаси лишь развлекаются. Сыграв по их правилам и выиграв, можно вырваться из сплетения иллюзий. Проблема лишь в том, что правила игры знают только сами демоны.

ПРИЗРАК УБОРНОЙ

За последние полтора века Япония изменилась. Другими стали и призраки. В наши дни самое известное из японских привидений — девочка Ханако, встретить которую можно только в туалетах, причём только женских и только школьных. Это бойкий непоседливый призрак. Опрос показал, что Ханако видели в сотне школ по всей стране. Она прославилась и за пределами Японии. Даже в Хогвартсе (Джоан Ролинг, цикл «Гарри Поттер») есть своя Ханако по имени Плакса Миртл.

Всякая японская школьница знает: если кабинка закрыта и тоненький противный голос из-за двери утверждает, что она занята, то там или действительно занято, или засела Ханако. Лучше не проверять. Любого, кто нарушит его уединение, туалетный призрак утаскивает в канализацию.

Куда опаснее другой любитель дамских уборных — Акай Манто («Красный Плащ»). Одетый в красное, вооружённый мечом кавайный бисёнен — по-нашему говоря, прекрасный юноша — появляется, если читать в туалете мангу. Призрак спрашивает жертву, предпочитает ли она красный или синий цвет. После чего, в соответствии с выбором, либо рубит, заливая стены алой кровью, либо душит до посинения кожи. Если же девушка промедлит с ответом, станет увиливать или просто онемеет — например, ослеплённая небесной красотой Акая, — Плащ забирает её с собой в Ёми. Здесь у барышни будет достаточно времени для выбора цвета. Целая вечность.

Читайте также:  Озаряй нас как лучик солнца

Изгнать демона можно, назвав его истинное имя. Оно, кстати, широко известно и адекватно описывает сущность этого ёкай. Но простые японские школьницы слишком хорошо воспитаны и даже перед лицом неминуемой смерти не употребляют такие слова.

Японская мода — вот где ужас!

И за пределами туалетов в Японии небезопасно. По ночным улицам бродят призраки-убийцы. Это может быть Кутисакэ Онна — женщина с разрезанным от уха до уха ртом. Сообщения о встречах с этой дамой время от времени появляются в японских газетах, их даже расследу ет полиция. Всем, кто сочтёт её некрасивой, онрё отрезает голову, прочим же уродует лицо так, как оно изуродовано у неё самой. Ещё хуже Касима Рэйко — верхняя половина девушки, когда-то погибшей под колёсами поезда. Эта мононоке стремительно бегает на руках и, не задавая дурацких вопросов, ударом серпа превращает в своё по добие каждого встречного.

Спастись от Кутисакэ Онна можно, спросив, почему у неё короткие ноги (а ноги короткие, она же японка). Призрак надолго впадает в ступор.

Надёжный, но противный способ выжить при встрече с Акаем — назвать жёлтый цвет. Он засунет жертву головой в унитаз.

В западной культуре жанр ужасов имеет не такие глубокие корни. Страшные истории европейцев были всё-таки призваны развлекать или поучать. А японские повести об онрё стремились именно пугать. В полном соответствии с канонами жанра они не предполагали счастливой развязки и не содержали морали. Обычно призрак убивал виновных и невинных без разбору.

Эти сюжеты составляли основу репертуара театров кабуки. Бело-голубой грим мертвеца («айгума») и чёрный парик, изображающий длинные, спутанные волосы призрака, были в Стране восходящего солнца такой же обязательной частью театрального реквизита, как костюмы Пьеро и Арлекина в итальянской комедии дель арте. Традиционный японский устный рассказ кайдан также обычно именуют «историей о призраках». Кайдан, который не пугал слушателя до смерти, считался не заслуживающим пересказа.

Источник

Синтоизм: В мире японских духов

Многие считают японцев буддистами. В Стране восходящего солнца действительно немало буддистов. Но традиционной религией Японии является синтоизм. Это очень древняя и совершенно открытая для всех интересующихся вера. Однако известно о ней за пределами островов удивительно мало.

На русский язык японское понятие «синто» можно перевести как «путь богов». Так называется традиционная религия этого народа. Японцы верят, что боги, как и души умерших, обитают везде. Умирает лишь материальная оболочка, а души остаются и получают пристанище в природных объектах или предметах, сотворенных руками людей.

Японцы называют эти вечные души мира «ками». Ками могут жить в камнях и деревьях, получать во владение целую рощицу или гору, водопад или речку, меч, зеркало, драгоценный перстень, дощечку со священным текстом. Это для нас мир заполнен «пустыми предметами», для японца все предметы в окружающем мире — это чьи-то души.

Ками-кири, называемый также камикю «Похититель волос».

Спор между богами

Согласно традиционным японским верованиям, наш мир был сотворен следующим образом. Сначала все пребывало в состоянии хаоса, и не было нигде ни гармонии, ни красоты. Но однажды все элементы мира стали собираться в божественные пары.

Среди хаоса образовались вдруг небо и земля -Такамано хара и острова Акицусима (Равнина Высокого Неба и Острова Стрекоз). А потом появились и первые боги. Одна такая божественная пара создала остров Онногоро (Срединный Столп Земли), а еще от их брака родилось множество прочих островов и других ками.

Hyakkyagyou — «парад ста демонов» Старинная легенда гласит — каждый год японские сверхъестественные существа выходят на улицу во время летних ночей.

Но ничто не вечно, даже боги. Родив бога огня Кацугути, богиня Идзанами умерла и ушла в Страну Мрака. Ее муж Идзанаги тяжело переживал смерть любимой и решил отнять ее у смерти: он отправился в подземный мир и нашел ее истлевшее тело. Но вид этого тела так его испугал, что, рыдая, он вернулся на землю, а вход в подземелье завалил камнями.

Сам же отправился совершать омовение — так ему был отвратителен вид разложившейся плоти. Умываясь, он стряхивал капли, и так стали рождаться боги. Из капли, омывшей его левый глаз, родилась Аматэрасу, богиня солнца. Из капли, омывшей нос, — ее братец Сусаноо, бог ветра. И множество иных.

Пребывающая в мире мертвых богиня Идзанами рассердилась и пообещала в отместку за трусость мужа убивать созданных им людей, а муж пообещал ей строить новые и новые хижины и населять их людьми. Так они стали друг с другом соревноваться: Идзанами убивает людей, а Идзанаги плодит новых. Не обошлось без вражды и между Аматэрасу и Сусаноо. Братец однажды ворвался в покои Аматэрасу и так ее испугал, что сестра укрылась в пещере.

На земле стало темно, настала вечная ночь. Только всеобщими усилиями боги уговорили Аматэрасу выглянуть из укрытия. И тогда вновь вернулся ясный солнечный день. А строптивца Сусаноо прогнали подальше с глаз, чтобы не пугал сестру. Японцы верят, что Аматэрасу стала родоначальницей императорского рода.

Читайте также:  Пвх лодка боится солнца или нет

Внук богини, которого звали Ниниги, спустился на японские острова, чтобы править людьми. А потомок Ниниги по имени Дзимму стал первым императором Японии. По традиции считается, что Дзимму основал государство в 660 году до нашей эры.

Из поколения в поколение японцы передавали священный предмет: зеркало богини Аматэрасу, которое считается символом императорской власти. Как верят на островах, священное зеркало по сей день хранится в одном из трех императорских храмов. Ведь по японским верованиям император не наместник бога на земле, как считали европейцы, а сам и есть божество. Только после Второй мировой войны японские императоры согласились больше не именовать себя богами.

Жизнь без страданий

Если у христиан есть установленный символ веры, то японцы жестких догматов не имеют. Они просто знают, что изначально мир благ, а зло приходит в него, когда люди теряют свою чистоту и перестают слушать собственную душу. Добра и зла как разъединенных понятий вовсе не существует. Зло, по большому счету, всего лишь «болезнь», и человек, который алчен или жесток, — болен. Если он сможет вернуть изначальную чистоту души, то выздоровеет. На эту тему сложено множество мифов и легенд.

Иногда прозрение наступает под влиянием сна. Иногда человек вдруг слышит голос ками, который наставляет на правильный путь. А порою сам понимает свои ошибки и дает обет их исправить. Никакого наказания после смерти, как у христиан, японцы не знают. Но злые души после смерти их хозяев могут стать злыми духами и пугать добрых людей, даже являться им в виде призраков.

Болезнь и смерть японцы считают неугодными их ками: недаром Идзанаги бежал от разложившегося тела супруги. В храмы запрещено входить с кровоточащими ранами или если человек из-за болезни потерял телесную целостность и чистоту. Внутри синтоистских храмов вы не увидите могил праведников и героев, как принято в христианской культуре. Похоронить внутри храма — это все равно, что сделать храм пристанищем зла. Храмы должны даровать мир и душевный покой, а не напоминать о страданиях и смерти.

Чтобы жить добродетельно и чтить богов и предков, японцы строят храмы синто, которые состоят из двух частей. Первая часть — хондэн, где находится алтарь и хранится священный предмет, в который вселился дух ками. Вторая — хайдэн, помещение для верующих. Иногда оба зала соединены в один. Иногда хондэн находится прямо под открытым небом, а алтарем служит камень или гора. Храм может выглядеть как прямоугольная площадка с двумя столбиками — воротами без дверей, называющимися ториями.

Службы ведет каннуси, одетый в белое кимоно, такие же штаны и черную шапочку. Иногда в них принимают участие его помощницы — мико. В храмах японцы совершают четыре ритуала синто — символическое очищение (хараи), подношение богам (синсэн), ритуальные молитвы (норито), ритуальный пир (наораи). Хараи представляет собой омовение рта, рук и лица храмовой водой. В качестве синсэн могут использоваться любые дары богам — еда, дорогие сердцу предметы, священные тексты, деньги.

Молитвы обычно читаются священнослужителями и сопровождаются другими ритуалами, а на ритуальный пир собираются все прихожане. Они съедают и выпивают часть подношений своим ками, разделяя с духами ритуальную трапезу. Некоторые предпочитают молиться ками в одиночестве. Для непосвященных это выглядит странно -человек стоит в полном молчании, иногда широко разводя руки и с силой хлопая в ладоши. Японцы считают, что с помощью хлопков они привлекают внимание ками к своей молитве.

Кроме храмов японцы молятся у домашних алтарей, которые часто выглядят как простая полочка, на которую ставят священные предметы. Пару раз в год в синтоистских храмах отмечают главные праздники, которые связаны либо с историей конкретного храма, либо посвящены божеству, которое оказывает ему покровительство.

Ками по имени Христос

Синтоизм зародился в далеком прошлом Японии и пропитывает всю японскую культуру. В то же время эта религия весьма толерантно относится к другим верованиям, поэтому впитала в себя, например, черты буддизма. Нередко в синтоистских храмах можно увидеть изображения будд. Там даже могут читаться буддистские сутры и использоваться буддистская символика.

Одно время японский синтоизм так тесно сплелся с буддизмом, что появились даже синто-буддистские храмы. И только специальный указ императора это сращение остановил. В некоторых местностях синтоизм переплелся с конфуцианством.

Единственная «привозная» религия, которой не удалось переплестись с синтоизмом, — это христианство. И вовсе не потому, что синтоисты были не готовы ввести в свой пантеон европейского Христа. Иисус показался японцам превосходным ками, и они готовы были ему поклоняться. Но возмутились христиане. Они потребовали, чтобы японцы признали исключительность Христа, а своих ками — вредоносными духами. На это японцы не пошли.

Самое забавное, что сами японцы считают синтоизм не религиозной доктриной, а культурными особенностями своей родины. Даже название Японии — Страна восходящего солнца — связано с синтоистской богиней Аматэрасу. Религиозные и культурные пласты в сознании японцев настолько тесно связаны, что их невозможно разделить. Это удивительное единство и породило особенный японский образ мысли и жизни, который иностранцам кажется совершенно непонятным и очень привлекательным.

Источник

Adblock
detector