Меню

Дул теплый ветерок ласково пригревало весеннее солнце

Дул теплый ветерок ласково пригревало весеннее солнце

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 КЛАСС

ТЕМА: «ГЛАГОЛ»

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 3 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 3 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 3 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

1. Выписать глаголы, указать время глаголов.

I. 1) Звенит по камушкам ручей, река шумит (С. Дрожжин). 2) Потемнело небо. Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце (А. Гайдар). 3) Вот скоро птички запоют, в лесу кусты зазеленели (И. Суриков).

II. 1) Рокотали грозы. 2) Однажды молния ударила в старый дуб на вершине холма. 3) Дунет ветер, качнет березу. 4) Замело снегами землю. 5) Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов.

2. Выписать глаголы с частицей не, указать время глаголов.

1) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака.) 2) Мету, мету — не вымету, несу, несу — не вынесу, стемнеет — само уйдет. (Тень.) 3) Кто не прядет, не ткет, а людей одевает. (Баран.) 4) Версты не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал. (Скворец.) 5) Серебряный конь по всему морю пробежал, а ног не замочил. (Месяц, луна.)

Восстановленные диктанты

Выписать из произносимого на слух текста глаголы, затем восстановить текст по опорным глаголам и записать.

Ивовый пир

Зацвела ива. Каждый ивовый барашек — пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Спешат гости на пир.

Шмель прилетел. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Комарики прилетели. Мухи жужжат. Все гудят и торопятся.

Зазеленеет ива — пиру конец.

Весна-красна

Радостно светит в весенний день солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях пахучие, клейкие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. Поставили ребята на деревьях скворечни. Спешат из школы посмотреть, нет ли весенних гостей — скворцов.

Перелетные птицы

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем. В пути их застала буря. Птицы устали. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели, расправили крылья и отправились в путь.

Слова для справок: насып а ли, на пал у бу, сем е чек, усп о коилось.

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Вид из окна

Я заглянул в оконце. Туман давно исчез. Светило солнце. Внизу лениво плескалась речушка. По берегам росли кусты черемухи. Звенели птичьи голоса. Красноватый глинистый обрыв шел прямо к воде. Тропа змейкой сбегала к воде. За речкой зеленела тайга, такая нарядная в сиянье солнца.

Апрель

Апрель — месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. В лужах видны солнце и синее небо. Воробьи задорно чирикают. В полях уже нет снега. Лед посинел и надулся. Уже прилетели с юга дикие утки. На полянке показалась молодая зеленая травка. Выглянули первые цветы. В голубой вышине зазвенела веселая песня жаворонка.

Гроза на реке

Я пришел на рыбалку. Закинул удочки у ивы. Солнце спокойно плыло над лесом. Вдруг из-за бугра выкатилась туча. Небо потемнело. Началась гроза. Тут у меня клюнуло. Леска натянулась. Медный язь засиял в глубине. Я подвел рыбу к берегу и выбросил в траву. Зарница пронеслась по небу, грохнуло над головой, а язь подпрыгнул в траве. Дождь с силой ударил по воде. Река закипела, зашевелилась. Молнии сверкали над водой. Стало страшно. Внезапно дождь кончился.

Проверочные диктанты

Весной

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)

Весна в лесу

Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревало землю. Теплый ветер пробегал в высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянках зацвели белые и голубые подснежники. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На припеке паслись лоси. (62 слова)

Слова для справок: на припек е , ласк о в о .

В поле

В поле было хорошо. Дул теплый ветерок. Ласково пригревало весеннее солнце. Тракторы легко тащили плуги. Плуги переворачивали черные пласты земли. Первыми работу в поле увидали галки. Всей стаей птицы полетели на пахоту. Прилетели на поле скворцы и грачи. Чайки слетелись на птичий двор. Птицы клюют червяков. Самые смелые лезут прямо под плуг. Хороший обед подарила птицам весенняя земля. (60 слов)

Слова для справок: ласк о в о , переворач и в а ли, пах о та.

Читайте также:  Осенью один день солнце блеснет

Источник

Диктант № 2 «»Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова

Ночью был легкий мороз. А утром выпал снег. Он мягкий и белый. Березки около дома стоят в теплых пушистых шубках. Дунул ветер – и с деревьев посыпались снежные хлопья.

Хорошо ребятам во дворе! В теплых шубках, варежках и сапожках не страшен мороз. Вот превратили в крепость большой сугроб. Мальчишки играют в снежки. А на площадке гладкий лед. Скользко! Можно кататься на коньках. (60 слов)

  1. В первом и четвертом предложении обозначить грамматическую основу.(по вариантам)
  2. Выписать три слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова.
  3. Выписать три слова с безударными гласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова

Контрольный диктант №3 «Члены предложения»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей. (60 слов)

  1. Разобрать по членам третье и десятое предложения.

Диктант № 4 «Написание слов с парными согласными и безударными гласными в корне слова»

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. (58 слов)

  1. Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.
  2. подобрать и записать два слова на то же правило.

Диктант №5 «Правописание приставок»

Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошилась. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

1.Выдели в глаголах приставки

Диктант № 6 «Написание слов с разделительным Ъ и Ь»

1) Всем нужны хорошие верные друзья. 2) Маленькое сдобное колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. 3) В автомобиле река разъезжает, радужной пылью асфальт освежает. 4) Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, за морем житье не худо». 5) Если орел часто бьет крыльями — крылья ломаются. 6) Кто ест соль, тот и воду пьет. 7) Кот Васька все жаркое съел. 8) Берегу платье снову, а здоровье смолоду.

Контрольный диктант № 7 «Правописание слов с изученными орфограммами»

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем! ( 47 слов)

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать слова по составу (по вариантам) зимний, шубки; белые, морковки.
  3. найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать проверочное слово. Написать эти слова.

Контрольный диктант № 8 «Правописание слов с изученными орфограммами»

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам

Контрольный диктант № 9 «Безударные окончания прилагательных»

Всю ночь в горах свистел и ухал разъярённый ветер. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

Я шёл по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по лисьему следу. Здесь лисица прыгнула через широкий ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом.

Ловко обманула меня волшебница зима! Она показала мне чудесного зверя со сказочным хвостом.

Грамматические задания:

1. Сделать разбор первого предложения.

2. Разобрать слова по составу.

широкий, волосинка, бежала.

3.Выделить окончания прилагательных, указать их род и падеж во втором абзаце

Контрольный диктант № 10 «Глагол»

В поле

В поле было хорошо. Дул теплый ветерок. Ласково пригревало весеннее солнце. Тракторы легко тащили плуги. Плуги переворачивали черные пласты земли. Первыми работу в поле увидали галки. Всей стаей птицы полетели на пахоту. Прилетели на поле скворцы и грачи. Чайки слетелись на птичий двор. Птицы клюют червяков. Самые смелые лезут прямо под плуг. Хороший обед подарила птицам весенняя земля. (60 слов)

Читайте также:  Солнце разобрать по буквам звукам

Слова для справок: ласково, переворачивали, пахота.

Контрольный диктант № 11 «Итоги года»

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне!

Источник

Диктовки 3 класс
материал (3 класс)

Тексты, которые можно использовать для списывания, письма по памяти, письма под диктовку, работы по составлению сочинений.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk.docx 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

1. Меж песчаных берегов текла речка Яблонька. Со дна реки били студёные ключи. Вода была вкусная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

2. Ребята шли через поле. Узкая тропинка привела их в рожь. Жёлтые стебли густой ржи поднялись по сторонам. Колосья ласково шуршали над головой.

3. Яркое солнце заливает огромное поле. Лёгкий ветерок волнует рожь. В лесу в овражке бежит говорливый ручеёк. Жадно я пью бодрящую родниковую воду.

4. Вся поляна в цветах. Вот стоят глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. Склонились большие лиловые колокольчики.

5. Кончилась летняя ночь. Легкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Вот взошло тёплое солнце. Радостно запели птицы.

6. Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках. Сёма Пичугин задумал построить мост.

7. Задули резкие ветры. Высохла и стала седой редкая трава. Вода в озере потемнела. Она ждала первых заморозков. Ночью пошел снег. Он засыпал дорожки и тропки.

8. В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. Скоро появятся ландыши.

9. На лесной вырубке пахнет мёдом от цветов и смолой от сосен. В зелёной траве стрекочет кузнечик. Ребятишки пришли на вырубку за земляникой. Мама нашла гриб. О своей находке она крикнула ребятам.

10. Наступает поздняя весна. Стоит чудесная погода. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все любят этот цветок с тонким запахом.

11. ранним утром по тропинке школьники бегут в рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина.

12. Пригревает весеннее солнце. Н лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинки, сосновые иголки.

13. Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручьи. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. Зацвели голубенькие подснежники. Синички искали в складках коры деревьев червячков.

14. Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручьи. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревает землю. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель.

15. Настоящая весна приходит в середине мата. В городах и посёлках с крыш течёт вода. Висят длинные сосульки. Радостно чирикают воробьи. Ярко светит весеннее солнце. Снег на лесных тропинках стал рыхлый. Весной в лесу пахнет смолой, сосновой и еловой хвоей.

16. Над полями и лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи. Они торопятся поправлять свои старые гнёзда. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

15. Хорошо в весеннее утро в лесу! На зелёной траве видно роса. Водяные капли повисли на цветах и листьях. Выглянуло яркое солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких каплях росинок сверкали яркие фонарики. На деревьях шелестела молодая листва. В кустах весело щебетали птицы.

16.Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.

17. Я люблю бродить осенью по лесу. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички.

1. Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждая веточка ёлки стала расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

2. Обидно стало зиме, что даже маленькие ребятишки зимы не боятся. Щипнет зима со злости одного мальчишку за ухо, другого за нос. Малыш схватит ком снега и давай тереть ухо или нос. У малыша лицо разгорается.

3. Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

4. Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, льётся весёлая песня, зелёная дымка, чувствуешь дыхание весны.

Чудесный майский день, на голубом небе, весёлые раскаты грома, стук первых дождевых капель, сверкают, переливаются листочки, свежая зелень, радуга в небе.

Горячая пора, день год кормит, оживают поля, гудят машины, полевые работы, упорно трудятся, забота о будущем урожае.

Лучи весеннего солнца, открылись первые проталины, струйки воды, шумит, набирает силу, бежит по тропке, вестник весны.

В лес за грибами

Удивительное лето, ласковое тёплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.

Лениво пробежал ветерок, проворчал гром, постепенно заволокли, затянули, повисла над землёй, тёмное, грозное покрывало, хлынул дождь, сверкнула молния.

Осень, посадка деревьев, весенние дни, взрыхлили землю, саженцы принялись, молодые листочки, садовые дорожки, красив сад.

Составь рассказ о другом грибе по аналогии:

Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые надеты. На головах шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху – коричневого. Загляденье!

Утро, дождь, плащ, удочки, речка, луч солнца, речная тишь, камыш, лещ, ёрш, мелочь, улов.

Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, весёлый снеговик.

Школьники, детский сад, ребятишки, игрушки, , заводной паровоз, аквариум с рыбками, читать сказку, загадывать загадки.

Мороз, холод, крепкий лёд, шапки снега, кормушки для птиц, крошки хлеба, ягоды рябины.

Проверочная работа по теме «Работа с деформированным предложением»

1. Определи границы предложений. Запиши текст:

На высокой скале паслись олени в тени лежал маленький оленёнок орёл высмотрел оленёнка и бросился на него мать спасла своего малыша

  1. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Озаглавь текст:

На помощь рыболовам отправили вертолёты.

Рыболовы сидели на реке.

Мы смотрели фильм о спасении рыбаков.

Вдруг начался сильный снегопад.

Снег шёл два дня.

3. Составь и запиши текст с помощью слов:

Слова для справок: жаркое лето, на речку, горячий песок, купались, загорали, ловили рыбу.

Проверочная работа по теме «Работа с деформированным предложением»

1. Определи границы предложений. Запиши текст:

На высокой скале паслись олени в тени лежал маленький оленёнок орёл высмотрел оленёнка и бросился на него мать спасла своего малыша

  1. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Озаглавь текст:

На помощь рыболовам отправили вертолёты.

Рыболовы сидели на реке.

Мы смотрели фильм о спасении рыбаков.

Вдруг начался сильный снегопад.

Снег шёл два дня.

3. Составь и запиши текст с помощью слов:

Слова для справок: жаркое лето, на речку, горячий песок, купались, загорали, ловили рыбу.

Проверочная работа по теме «Способы проверки слов с орфограммой в корне»

Ф. И. _______________________________

  1. Запиши слова в 3 столбика по орфограммам, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы:

Пос. лить, перехо…, грус…ный, ре…кий, м…лыши, сла…кий, закр…пить, хрус…нул, свис…нул.

_______________ __________________ __________________

_______________ __________________ __________________

_______________ ___________________ ___________________

  1. Выпиши только слова с непроверяемыми безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными:

Чувство, поздний, травинка, устный, ягода, стекло, собака, скользкий, рюкзак, вокзал, лестница, крепкий.

Проверочная работа по теме «Способы проверки слов с орфограммой в корне»

Ф. И. _______________________________

1. Запиши слова в 3 столбика по орфограммам, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы:

С…лёный, поса…ка, чес…ный, сколь…кий, с…ловьи, гла…кий, закр…чать, мес…ный, ненас…ный.

_______________ __________________ __________________

_______________ __________________ __________________

_______________ ___________________ ___________________

2. Выпиши только слова с непроверяемыми безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными:

Хрустнул, опасный, звезда, чувство, Москва, зелёный, корова, заморозки, рюкзак, вокзал, лестница, переход.

3. Выпиши из предложения 1 слово с безударным гласным, одно слово с парным согласным и 1 слово с непроизносимым согласным в корне слова, подбери проверочные, выдели орфограммы:

Чудесное солнце слепило глазки. Я шёл по лесной дорожке. На пригорке показалось молодая травка.

4. Спиши предложение, разбери по членам, опрели падеж имён существительных:

Из-под каменистого берега бьёт холодный родник.

3. Выпиши из предложения 1 слово с безударным гласным, одно слово с парным согласным и 1 слово с непроизносимым согласным в корне слова, подбери проверочные, выдели орфограммы:

Пригревает чудесное весеннее солнце. С горы по дорожке бежит говорливый ручей. На лесной полянке тает снег.

4. Спиши предложение, разбери по членам, опрели падеж имён существительных:

Ожил под тёплым весенним солнцем огромный лесной муравейник.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 1 класс.» Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку.» по УМК «Перспективная начальная школа».Тема: Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов .

Тексты родителям для тренировки навыка записывать под диктовку.

Письмо под диктовку. Презентация. Письмо. ПНШ. 1 класс.

В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня.

Задания на каникулы в 1 классе (февраль).

Предлагаю систему упражнений для дополнительных занятий по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России». Эти задания могут использовать не только учителя начальных классов в своей р.

Источник

Adblock
detector