Адхьятман
Адхьятма́н (др.-инд. «adhy-atman», буквально — «относящийся к душе, к Я», «собственный») — в поздневедийских концепциях мира высший дух, душа Вселенной. В Упанишадах Адхьятман как душа-демиург связан с человеком, «Я», микрокосмом, и одновременно соотнесён с божественным, с макрокосмом, с Адхидевата. Наряду с понятием Адхидевата, это понятие должно рассматриваться как дальнейшее развитие учения о тождестве макро- и микрокосма, Вселенной и первочеловека (см. Пуруша).
См. также
Литература
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах.. — Москва: Советская энциклопедия, 1987-1988.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Адхьятман» в других словарях:
АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух) в ведийской философии мировая душа … Большой Энциклопедический словарь
АДХЬЯТМАН — (др. инд. adhy âtman, букв. «относящийся к душе, к Я», «собственный»), высший дух, душа вселенной в поздневедийских концепциях мира; в частности, в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмом, с человеком, с «Я» и соотнесён с макрокосмом … Энциклопедия мифологии
АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух), в ведийской философии мировая душа … Энциклопедический словарь
Адхьятман — высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата) … Древний мир. Энциклопедический словарь
Адхидевата — (др. инд. «adhi devatā», «adhi daivatā», буквально «относящийся к божественному») обозначение высшего божества как творца мира вещей в индуистской мифологии. Наряду с понятием Адхьятман, это понятие должно рассматриваться как… … Википедия
АДХИДЕВАТА — адхидайвата (др. инд. adhi devatâ, adhi daivatâ, букв. «относящийся к божественному»), в древнеиндийской мифологии обозначение высшего божества как творца мира вещей. См. Адхьятман. в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии
АТМАН — (санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), как обозначение… … Энциклопедия мифологии
Источник
АДХЬЯТМАН
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «АДХЬЯТМАН» в других словарях:
АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух) в ведийской философии мировая душа … Большой Энциклопедический словарь
АДХЬЯТМАН — (др. инд. adhy âtman, букв. «относящийся к душе, к Я», «собственный»), высший дух, душа вселенной в поздневедийских концепциях мира; в частности, в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмом, с человеком, с «Я» и соотнесён с макрокосмом … Энциклопедия мифологии
Адхьятман — (др. инд. «adhy atman», буквально «относящийся к душе, к Я», «собственный») в поздневедийских концепциях мира высший дух, душа Вселенной. В Упанишадах Адхьятман как душа демиург связан с человеком, «Я», микрокосмом, и одновременно… … Википедия
Адхьятман — высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата) … Древний мир. Энциклопедический словарь
Адхидевата — (др. инд. «adhi devatā», «adhi daivatā», буквально «относящийся к божественному») обозначение высшего божества как творца мира вещей в индуистской мифологии. Наряду с понятием Адхьятман, это понятие должно рассматриваться как… … Википедия
АДХИДЕВАТА — адхидайвата (др. инд. adhi devatâ, adhi daivatâ, букв. «относящийся к божественному»), в древнеиндийской мифологии обозначение высшего божества как творца мира вещей. См. Адхьятман. в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии
АТМАН — (санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), как обозначение… … Энциклопедия мифологии
Источник
АДХЬЯТМАН
Смотреть что такое «АДХЬЯТМАН» в других словарях:
АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух) в ведийской философии мировая душа … Большой Энциклопедический словарь
АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух), в ведийской философии мировая душа … Энциклопедический словарь
Адхьятман — (др. инд. «adhy atman», буквально «относящийся к душе, к Я», «собственный») в поздневедийских концепциях мира высший дух, душа Вселенной. В Упанишадах Адхьятман как душа демиург связан с человеком, «Я», микрокосмом, и одновременно… … Википедия
Адхьятман — высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата) … Древний мир. Энциклопедический словарь
Адхидевата — (др. инд. «adhi devatā», «adhi daivatā», буквально «относящийся к божественному») обозначение высшего божества как творца мира вещей в индуистской мифологии. Наряду с понятием Адхьятман, это понятие должно рассматриваться как… … Википедия
АДХИДЕВАТА — адхидайвата (др. инд. adhi devatâ, adhi daivatâ, букв. «относящийся к божественному»), в древнеиндийской мифологии обозначение высшего божества как творца мира вещей. См. Адхьятман. в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии
АТМАН — (санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), как обозначение… … Энциклопедия мифологии
Источник
Основные понятия индийской философии: космогония и эсхатология. Часть вторая
Словарь «ведийской космогонии» содержит глаголы, заимствованные из лексикона ремесленного труда, прежде всего, плотника и ткача. К примеру, ä-rambh — «устанавливать опору», sam-dhäm — «ткать», taks — «вытёсывать».
В роли Демиурга часто выступает Вишвакарман (« бог всех дел », «мастер на все руки»), которого считают божественным умельцем ( ремесленником ).
Особое место среди «космогонических глаголов» занимает srj , означающий буквально « дать возможность течь », « испускать », « выпускать ». В литературе философских школ, а также в пуранах можно встретить целую группу космогонических терминов, образованных именно от этого глагола: сарга, сришти, сарджана, висарга, висришти .
Ведийская космогония служила моделью для огромного количества ритуалов и жертвоприношений, поддерживавших космический порядок (санскр.: рита ). Само создание этого порядка рассматривалось жрецами-брахманами как своеобразное «растягивание пространства», в результате которого образуется «широкий мир» ( уру-лока ), то есть пространство, предназначенное для осуществления «актов жертвоприношения».
Именно эти акты понимаются как карма — действие, непременно приносящее свой плод , но не в будущем перерождении, а на небесах.
В некоторых ведийских космогонических мифах творение исходит от Начала , которое именуется или « То » ( Тат ), или « Единое » ( Экам ), « Одно без другого ».
Например, в известном гимне « Ригведы » (Х.129):
«Не было не-сущего, и не было сущего тогда. / Не было ни воздуха, ни небосвода за его пределами. / Что двигалось туда-сюда? Где? Под чьей защитой? / Что за вода была бездонная, глубокая?»
Именно на этом Безличном принципе основывается монизм традиций упанишад и адвайты, для которых не личный бог, а Неизменный (безличный) Абсолют , обозначаемый чаще всего как Высочайший Брахман (сред. рода), Атман или Пуруша , служит неизменным источником всего существующего .
Абсолют , Брахман без качеств ( Ниргуна Брахман ), на самом деле ничего не творит, и само творение не может быть ничем иным, кроме видимости, иллюзии (санскр.: майя ). О Нём можно говорить лишь в относительном, эмпирическом смысле, которому соответствует популярное представление о личном Боге-творце ( сагуна Брахман ).
Классическая литература смрити (санскр. букв.: припомненное) дхармашастры , пураны и эпос даёт образцы космогонии, в которой различаются два вида творения :
- одно — обычное, следующее ритму «дней и ночей» Брахмы (Демиурга) — прати-сарга, и оно возобновляется по окончании каждой «ночи» Брахмы;
- другое, случающееся лишь по завершении целой «жизни» Брахмы, — пракрити-сарга , или « корневое творение ».
Первое осуществляется Брахмой (муж. рода) — богом, взявшим на себя «производительные функции», второе же — совершается Высшим Принципом , который именуют по-разному: Махапуруша, Нараяна, Махешвара, Сваямбху .
Процесс Творения , пракрити-сарга , чаще всего описывается в пуранах схемой космогенеза санкхьи ( махат — ахамкара — и т.д. вплоть до пяти «великих элементов», махабхут ). Эта цепочка «трансформаций» останавливается на создании Космического яйца (санскр.: Хиранья-гарбха ) с Брахмой внутри.
С рождения Брахмы ab ovo (лат.: из яйца) начинается прати-сарга , которая служит предметом более образных рассказов о творении разных существ. Однако, даже «корневое творение» не является первоначалом в абсолютном смысле . Оно, несомненно, более значимо и фундаментально, чем «обычное» творение, но вместе с тем оно тоже подчинено общему циклическому ритму .
Строго говоря, это уже не космогония (возникновение космоса), а скорее космология — учение о состояниях космоса, в числе которых его циклическое созидание-разрушение.
В пуранических схемах « конца света », или « корневого разрушения » ( пракрити-пралайя ), элементы, из которых составлена Вселенная, последовательно растворяются друг в друге:
- земля в воде, вода в огне;
- огонь в ветре, ветер в акаше ;
- акаша в ахамкаре (индивидуальный принцип в санкхье и йоге), аханкара в махаттаттве (т. е. махат — «великое», один из первых « эволютов » Пракрити в санкхье, «непроявленное»);
- махаттаттва в Пракрити, Пракрити в Пуруше (Духе);
- Пуруша, слившийся с Пракрити, растворяется в Едином Брахмане.
Эта схема санкхьи представляет собой «контрэманацию»: если при творении мира названные элементы, включая акашу, последовательно «испускали» друг друга, то теперь процесс идет в противоположном порядке .
Источник