Меню

Душа вселенной ведийской философии

Адхьятман

Адхьятма́н (др.-инд. «adhy-atman», буквально — «относящийся к душе, к Я», «собственный») — в поздневедийских концепциях мира высший дух, душа Вселенной. В Упанишадах Адхьятман как душа-демиург связан с человеком, «Я», микрокосмом, и одновременно соотнесён с божественным, с макрокосмом, с Адхидевата. Наряду с понятием Адхидевата, это понятие должно рассматриваться как дальнейшее развитие учения о тождестве макро- и микрокосма, Вселенной и первочеловека (см. Пуруша).

См. также

Литература

  • Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах.. — Москва: Советская энциклопедия, 1987-1988.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Адхьятман» в других словарях:

АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух) в ведийской философии мировая душа … Большой Энциклопедический словарь

АДХЬЯТМАН — (др. инд. adhy âtman, букв. «относящийся к душе, к Я», «собственный»), высший дух, душа вселенной в поздневедийских концепциях мира; в частности, в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмом, с человеком, с «Я» и соотнесён с макрокосмом … Энциклопедия мифологии

АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух), в ведийской философии мировая душа … Энциклопедический словарь

Адхьятман — высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата) … Древний мир. Энциклопедический словарь

Адхидевата — (др. инд. «adhi devatā», «adhi daivatā», буквально «относящийся к божественному») обозначение высшего божества как творца мира вещей в индуистской мифологии. Наряду с понятием Адхьятман, это понятие должно рассматриваться как… … Википедия

АДХИДЕВАТА — адхидайвата (др. инд. adhi devatâ, adhi daivatâ, букв. «относящийся к божественному»), в древнеиндийской мифологии обозначение высшего божества как творца мира вещей. См. Адхьятман. в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

АТМАН — (санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), как обозначение… … Энциклопедия мифологии

Источник

АДХЬЯТМАН

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «АДХЬЯТМАН» в других словарях:

АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух) в ведийской философии мировая душа … Большой Энциклопедический словарь

АДХЬЯТМАН — (др. инд. adhy âtman, букв. «относящийся к душе, к Я», «собственный»), высший дух, душа вселенной в поздневедийских концепциях мира; в частности, в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмом, с человеком, с «Я» и соотнесён с макрокосмом … Энциклопедия мифологии

Адхьятман — (др. инд. «adhy atman», буквально «относящийся к душе, к Я», «собственный») в поздневедийских концепциях мира высший дух, душа Вселенной. В Упанишадах Адхьятман как душа демиург связан с человеком, «Я», микрокосмом, и одновременно… … Википедия

Адхьятман — высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата) … Древний мир. Энциклопедический словарь

Адхидевата — (др. инд. «adhi devatā», «adhi daivatā», буквально «относящийся к божественному») обозначение высшего божества как творца мира вещей в индуистской мифологии. Наряду с понятием Адхьятман, это понятие должно рассматриваться как… … Википедия

АДХИДЕВАТА — адхидайвата (др. инд. adhi devatâ, adhi daivatâ, букв. «относящийся к божественному»), в древнеиндийской мифологии обозначение высшего божества как творца мира вещей. См. Адхьятман. в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

АТМАН — (санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), как обозначение… … Энциклопедия мифологии

Источник

АДХЬЯТМАН

Смотреть что такое «АДХЬЯТМАН» в других словарях:

АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух) в ведийской философии мировая душа … Большой Энциклопедический словарь

АДХЬЯТМАН — (санскр. высший дух), в ведийской философии мировая душа … Энциклопедический словарь

Читайте также:  Что означает гелиоцентрическая система вселенной

Адхьятман — (др. инд. «adhy atman», буквально «относящийся к душе, к Я», «собственный») в поздневедийских концепциях мира высший дух, душа Вселенной. В Упанишадах Адхьятман как душа демиург связан с человеком, «Я», микрокосмом, и одновременно… … Википедия

Адхьятман — высший дух, душа вселенной в поздневед. концепциях мира; в частн., в упанишадах А. как душа демиург связан с микрокосмосом, с человеком, с «Я» и соотнесен с макрокосмосом, с божественным (адхидевата) … Древний мир. Энциклопедический словарь

Адхидевата — (др. инд. «adhi devatā», «adhi daivatā», буквально «относящийся к божественному») обозначение высшего божества как творца мира вещей в индуистской мифологии. Наряду с понятием Адхьятман, это понятие должно рассматриваться как… … Википедия

АДХИДЕВАТА — адхидайвата (др. инд. adhi devatâ, adhi daivatâ, букв. «относящийся к божественному»), в древнеиндийской мифологии обозначение высшего божества как творца мира вещей. См. Адхьятман. в. т. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

АТМАН — (санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), как обозначение… … Энциклопедия мифологии

Источник

Основные понятия индийской философии: космогония и эсхатология. Часть вторая

Словарь «ведийской космогонии» содержит глаголы, заимствованные из лексикона ремесленного труда, прежде всего, плотника и ткача. К примеру, ä-rambh — «устанавливать опору», sam-dhäm — «ткать», taks — «вытёсывать».

В роли Демиурга часто выступает Вишвакарман (« бог всех дел », «мастер на все руки»), которого считают божественным умельцем ( ремесленником ).

Особое место среди «космогонических глаголов» занимает srj , означающий буквально « дать возможность течь », « испускать », « выпускать ». В литературе философских школ, а также в пуранах можно встретить целую группу космогонических терминов, образованных именно от этого глагола: сарга, сришти, сарджана, висарга, висришти .

Ведийская космогония служила моделью для огромного количества ритуалов и жертвоприношений, поддерживавших космический порядок (санскр.: рита ). Само создание этого порядка рассматривалось жрецами-брахманами как своеобразное «растягивание пространства», в результате которого образуется «широкий мир» ( уру-лока ), то есть пространство, предназначенное для осуществления «актов жертвоприношения».

Именно эти акты понимаются как карма — действие, непременно приносящее свой плод , но не в будущем перерождении, а на небесах.

В некоторых ведийских космогонических мифах творение исходит от Начала , которое именуется или « То » ( Тат ), или « Единое » ( Экам ), « Одно без другого ».

Например, в известном гимне « Ригведы » (Х.129):

«Не было не-сущего, и не было сущего тогда. / Не было ни воздуха, ни небосвода за его пределами. / Что двигалось туда-сюда? Где? Под чьей защитой? / Что за вода была бездонная, глубокая?»

Именно на этом Безличном принципе основывается монизм традиций упанишад и адвайты, для которых не личный бог, а Неизменный (безличный) Абсолют , обозначаемый чаще всего как Высочайший Брахман (сред. рода), Атман или Пуруша , служит неизменным источником всего существующего .

Абсолют , Брахман без качеств ( Ниргуна Брахман ), на самом деле ничего не творит, и само творение не может быть ничем иным, кроме видимости, иллюзии (санскр.: майя ). О Нём можно говорить лишь в относительном, эмпирическом смысле, которому соответствует популярное представление о личном Боге-творце ( сагуна Брахман ).

Классическая литература смрити (санскр. букв.: припомненное) дхармашастры , пураны и эпос даёт образцы космогонии, в которой различаются два вида творения :

  • одно — обычное, следующее ритму «дней и ночей» Брахмы (Демиурга) — прати-сарга, и оно возобновляется по окончании каждой «ночи» Брахмы;
  • другое, случающееся лишь по завершении целой «жизни» Брахмы, — пракрити-сарга , или « корневое творение ».

Первое осуществляется Брахмой (муж. рода) — богом, взявшим на себя «производительные функции», второе же — совершается Высшим Принципом , который именуют по-разному: Махапуруша, Нараяна, Махешвара, Сваямбху .

Читайте также:  Олег торсунов ведическая концепция устройства вселенной

Процесс Творения , пракрити-сарга , чаще всего описывается в пуранах схемой космогенеза санкхьи ( махатахамкара — и т.д. вплоть до пяти «великих элементов», махабхут ). Эта цепочка «трансформаций» останавливается на создании Космического яйца (санскр.: Хиранья-гарбха ) с Брахмой внутри.

С рождения Брахмы ab ovo (лат.: из яйца) начинается прати-сарга , которая служит предметом более образных рассказов о творении разных существ. Однако, даже «корневое творение» не является первоначалом в абсолютном смысле . Оно, несомненно, более значимо и фундаментально, чем «обычное» творение, но вместе с тем оно тоже подчинено общему циклическому ритму .

Строго говоря, это уже не космогония (возникновение космоса), а скорее космология — учение о состояниях космоса, в числе которых его циклическое созидание-разрушение.

В пуранических схемах « конца света », или « корневого разрушения » ( пракрити-пралайя ), элементы, из которых составлена Вселенная, последовательно растворяются друг в друге:

  • земля в воде, вода в огне;
  • огонь в ветре, ветер в акаше ;
  • акаша в ахамкаре (индивидуальный принцип в санкхье и йоге), аханкара в махаттаттве (т. е. махат — «великое», один из первых « эволютов » Пракрити в санкхье, «непроявленное»);
  • махаттаттва в Пракрити, Пракрити в Пуруше (Духе);
  • Пуруша, слившийся с Пракрити, растворяется в Едином Брахмане.

Эта схема санкхьи представляет собой «контрэманацию»: если при творении мира названные элементы, включая акашу, последовательно «испускали» друг друга, то теперь процесс идет в противоположном порядке .

Источник

Вселенская Душа

Монада, Аура, Дух, Душа, Антахкарана

Вселенская (Всемирная, Мировая) Душа, Алайа, Анима Мунди (Anima Mundi)

АЛАЙА (cанскр. अलय) Вселенская Душа (см. «Тайная Доктрина», I, с.93 и след.). Это название принадлежит к тибетской системе созерцательной Школы Махаяны (cанскр. महायान). В своем мистическом значении идентична с Акашей (cанскр. आकाश), а в своей сущности — с Мулапракрити (cанскр. मूलप्रकृति), так как она есть основа или корень всех вещей.

Источник: Блаватская Е.П. — Теософский словарь

АНИМА МУНДИ (Лат. Anima Mundi) «Мировая Душа», то же, что Алайа (cанскр. अलय) северных буддистов, божественная сущность, которая пропитывает, одушевляет и наполняет все, от мельчайшего атома материи вплоть до человека и бога. В некотором смысле это есть «семи-покровная матерь» станц «Тайной Доктрины», сущность семи планов чувствования, сознания и дифференциации, моральной и физической. В своем высшем аспекте это Нирвана в низшем — Астральный Свет. У гностиков, ранних христиан и назареев она была женского рода; двуполой — у других сект, которые рассматривали ее лишь в ее четырех низших планах. Огненной, эфирной природы в объективном мире форм (в этом случае — эфир), и божественной и духовной в ее трех высших планах. Когда утверждается, что каждая человеческая душа родилась, отделившись от Анима Мунди, то это, эзотерически, означает, что наши высшие Эго в сущности идентичны с Тем, что есть излучение вечно непознаваемого Вселенского Абсолюта.

Источник: Блаватская Е.П. — Теософский словарь

Алайа есть Душа Мира или Anima Mundi – Сверх-Душа Эмерсона, которая по эзотерическому учению периодически изменяет свою природу. Алайа, хотя вечная и неизменная в своей внутренней сущности на планах, недостижимых ни человеком, ни космическими богами, (Дхиани-Буддами), изменяется на протяжении активного периода – жизни по отношению к низшим планам, включая и наш. В продолжении этого времени не только Дхиани-Будды душою и сущностью своею едины с Алайей, но даже человек, сильный в Йоге (мистическое созерцание), «способен слить с нею свою душу», как говорит Арьясанга школы Иогачарья. Это не Нирвана, но состояние близкое этому; отсюда и разногласия. Таким образом, в то время, как последователи Иогачарьи, школы Махаяны, говорят, что Алайа (Ньинг-по и Цанг по тибетски), есть олицетворение Пустоты и, тем не менее, Алайа является основой каждой видимой и невидимой вещи и, хотя она вечна и неизменна в сущности своей, она отражается в каждом объекте Вселенной, «как луна в чистых, спокойных водах»; другие же школы оспаривают это утверждение. То же самое и в отношении Парамартха.

Читайте также:  Как появилась вселенная марвел

Алайа имеет двоякий и даже троякий смысл. В системе Иогачарья, созерцательной школы Махаяны, Алайа является одновременно Мировой Душой – Anima Mundi, и Высшим я (Эго), продвинувшегося Адепта. «Тот, кто силен в Йоге, может по желанию, путем медитации, ввести свою Алайю в истинную сущность Бытия». «Алайа имеет абсолютное вечное существование», говорит Арьясанга, соперник Нагарджуны. В одном смысле она Прадхана

Различные Космогонии показывают, что Вселенская Душа рассматривалась всеми народами древности, как Разум Творца-Демиурга; и что она именовалась Матерью, Софиа, или Женскою Мудростью у гностиков; Сефирой у евреев; Сарасвати или Вак у индусов; также и Святой Дух был Женским Началом.

В Орфических Гимнах Эрос-Фанес возникает из Божественного Яйца, которое оплодотворяется Эфирными Ветрами; Ветер, будучи здесь «Духом Божьим» или, вернее, «Духом Неведомой Тьмы» – Божественной Идеей Платона – движущимся, как сказано, в Эфире [1] . В Катхопанишаде индусов, Пуруша, Божественный Дух, уже стоит перед Первичною Материей, «от слияния которых рождается Великая Душа Мира», Маха-Атма, Брама, Дух Жизни [2] и т. д.; все последние наименования тождественны с Anima Mundi или «Вселенской Душою», Астральным Светом каббалистов и оккультистов или же «Яйцом Тьмы».

Всемирная Душа не есть инертная Причина Творения или (Пара) Браман, но лишь то, что мы называем Шестым Принципом Разумного Космоса на проявленном плане Бытия. Это есть Махат или Махабуддхи, Великая Душа, Носитель Духа, первичное отражение бесформенной ПРИЧИНЫ, и то, что находится даже за пределами Духа.

это не Вишну, «инертная причина создания», который выявлял функции Активного Провидения, но Всемирная Душа, та, которую в ее материальном аспекте Элифас Леви называет Астральным Светом. И эта Душа, в ее двойственном аспекте Духа и Материи, и есть антропоморфический Бог теистов; ибо этот Бог есть олицетворение этого Всемирного Творческого Посредника, одновременно чистого и нечистого, благодаря его проявленному состоянию и дифференциации в этом иллюзорном Мире – во истину, Бог и Дьявол!

Среди эзотериков самых отдаленных времен, Вселенская Душа или Anima Mundi, материальное отображение Нематериального Идеала, была Источником Жизни всего сущего и Жизненного Принципа трех царств. Принцип этот был семеричен у философов герметистов, так же как и во всем древнем мире. Ибо он изображается в виде семеричного креста, ветви которого соответственно отвечают свету, теплоте, электричеству, земному магнетизму, астральным излучениям, движению и разуму или, как некоторые называют это, самосознанию.

Наш Манас есть Луч от Мировой Души, и он берется обратно при Пралайе; «возможно что он есть Низший Манас Парабрахмана», т. е. Парабрахмана проявленной Вселенной. Первая дымка есть Энергия или движение на проявленном плане; Алайа есть Третий Логос, Маха-Буддхи, Махат. Мы всегда начинаем на Третьем Плане; за ним все непостижимо. Атма сосредоточена в Буддхи, но воплощена только в Манасе, они суть Дух, Душа и Тело Вселенной.

Прана и Аурическая Оболочка по существу одно и то же, и опять как Джива, она то же самое, что и Вселенское Божество. Это, в своем Пятом Принципе, есть Махат, в своем Шестом – Алайа. (Вселенская Жизнь также семи-принципная.)

ВОПРОС — Божественные Идеи в Божественном Разуме? Но ведь Божественного Разума еще нет?

ОТВЕТ — Божественный Разум есть, и он должен быть до того, как происходит дифференциация. Он является Божественной Способностью формирования и восприятия идей, которая вечна в своей Потенциальности и периодична в своей Силе, когда он становится Махатом, Anima Mundi, или Вселенской Душой. Но помните, что вне зависимости от названия каждое из этих понятий имеет как свой самый метафизический, так и самый материальный, а также промежуточный аспекты.

Источник

Adblock
detector