Описание Луны в Коране
В Коране, ниспосланном 14 столетий назад, с научной точностью описаны различные астрономические объекты, в том числе Луна. О ней сказано в аяте: «Там возгласят они: «Хвала Тебе, о Аллах!», там обратятся к ним со словами «Мир [вам]», завершатся же речи их [словами]: «Слава Аллаху, Господу миров» (Сура «Юнус», 10 / 5).
14 веков назад люди мало что знали о природе солнечного и лунного света. Но в Коране говорится о том, что Солнце излучает тепло, а у Луны свет холодный, так как она отражает лучи Солнца: «Непрестанно находящиеся в движении Солнце и Луну, подчинил вам ночь и день» (Сура «Ибрахим», 14 / 33).
В другом аяте сказано: «Когда Солнце покроется мраком, когда звезды померкнут» (Сура «ат-Таквир», 81 / 1-2).
Также в этой суре говорится: «Но нет же! Клянусь светилами, передвигающимися [по небу] и исчезающими [с небосвода]» (Сура «», 81 / 15-16).
В Коране сказано: «А когда погаснут звезды» (Сура «аль-Мурсалят», 77 / 8).
Во всех аятах описываются две современных научных теории: вращение звезд на орбитах и их исчезновение после прекращения свечения. Издавна люди заметили, что Солнце перемещается по горизонту с востока на запад. По представлениям древнегреческого ученого Птолемея, земля располагалась неподвижно, а остальные небесные тела вращались вокруг нее.
Его взгляды были опровергнуты в 16 веке Коперником. Он предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, и когда мы видим звезды, восходящие на востоке, это происходит из-за того, что Земля вращается с запада на восток. Эта теория утверждала, что Солнце неподвижно, а Земля и звезды вращаются вокруг нее. Эта теория противоречит аяту: «Солнце плывет к предназначенному для него местопребыванию: таково предписание Великого, Ведающего» (Сура «Йа Син», 36 / 38).
Однако математик Галилео Галилей доказал, что Солнце тоже вращается. Он изобрел телескоп и смог наблюдать его обороты вокруг своей оси. То, о чем в 7 веке услышали мусульмане из уст Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), передавшего Откровение, было подтверждено в 17 веке – через тысячу лет после ниспослания Корана.
Солнце – звезда, имеющая магнитное поле. Она вращается и генерирует энергию в своем ядре. Источником энергии служит преобразование водорода в гелий. Английский ученый Джозеф Локьер открыл этот газ в 1868 году и сообщил, что он присутствует в атмосфере Солнца.
Продолжительность существования Солнца определена учеными в 10 миллиардов лет. За этот период оно достигнет стадии красного гиганта. Затем, после полной выработки ядерной энергии, оно станет белым карликом. Его радиус уменьшится в сто раз по сравнению с нынешним. В итоге Солнце превратится в сравнительно небольшой объект с высокой плотностью. Это совпадает с тем, что говорится в Коране: «Когда Солнце покроется мраком, когда звезды померкнут» (Сура «ат-Таквир», 81 / 1-2).
Луна вращается вокруг Земли как спутник, а также вращается вокруг своей оси. Она также в течение месяца меняет свои фазы. Их полная смена называется сидерическим месяцем. Арабы разделили все фазы Луны на 28 частей. Она появляется в начале месяца в виде серпа после захода Солнца, затем увеличивает яркость и постепенно становится полной в 14 ночь. Луна сохраняется в таком виде в течение двух дней и после этого начинает постепенно уменьшаться. В Коране сказано: «Для Луны Мы предопределили [разные] состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви» (Сура «Йа Син», 36 / 39).
Эти фазы заметны благодаря тому, что Луна отражает солнечный свет, так как вращается вокруг Земли. В начале месяца лунный диск постепенно увеличивается и в течение двух недель становится круглым, а с 16 дня начинает уменьшаться и исчезает на 28-ую ночь, а затем, после 29 или 30 дня, вновь становится видимым. Это означает начало нового лунного месяца. В Коране сказано: «Солнце и Луна [ходят] согласно [предначертанному] порядку» (Сура «ар-Рахман», 55 / 5).
Современная наука доказала, что утверждения Корана о Луне и Солнце – истина. Фазы Луны позволили людям считать количество месяцев и лет. В аяте говорится: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе и, объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому как они сражаются с вами все [вместе]. Знайте, что Аллах — на стороне богобоязненных» (Сура «ат-Тауба», 9 / 36).
Источник
Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь
Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь
21 июля 1969 года Аполлон 11 приземлился на лунную поверхность и Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну и произнесшим фразу, ставшую впоследствии знаменитой – «That’s one small step for man, one giant leap for mankind»[1]. Однако, задолго до этого ближайший космический сосед Земли уже ассоциировался с именами выдающихся мусульманских деятелей. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги «1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию».
Для мусульман Луна является важным небесным телом потому, что они исчисляют дату по хиджре[2], взяв за основу лунный календарь, связанный с циклами луны. В лунном календаре продолжительность месяца может составлять от 29 до 30 дней, а года – от 354 до 355 дней. Лунный год кругом обходит все сезоны солнечного года в течение 33 лет. В этом и его несоответствие солнечному календарю, привязанному к временам года, где месяц колеблется от 28 до 31 дней, а год – от 365 до 366.
Христиане и иудеи в свое время устранили данное несоответствие, применив метод древнегреческого астронома Метона Афинского. Около 430 года до н.э. Метон разработал 19-летний лунный цикл, состоящий из двенадцати лет с 12 лунными месяцами и семи лет с 13 лунными месяцами. Периодически к лунному календарю добавляется тринадцатый месяц, и таким образом лунный календарь приводится в соответствии с временами года.
Арабы до принятия Ислама тоже использовали этот метод. Однако, после нисхождения 37-го аята суры «Покаяние», где Всевышний Аллах упрекает недобросовестных язычников за добавление тринадцатого месяца, тем самым перенося запретные месяцы по своему усмотрению, мусульмане стали строго придерживаться лунного календаря. А когда к власти пришел второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, правивший десять лет с 634 г., то в качестве отправной точки летоисчисления лунного календаря он предложил использовать дату переселения первых мусульман из Мекки в Медину, то есть хиджру. Календарь по хиджре используется мусульманами и по сей день.
Лунный календарь по хиджре строго следует лунному циклу. Лунный год короче солнечного на 11 дней и месяц поста Рамадан, например, путешествует по сезонам. Передвигаясь каждый год на 11 дней назад, Рамадан приходится на одни и те же даты солнечного календаря каждые 33 года.
Рамадан, как и другие месяцы лунного календаря, начинается с обозрением новолуния, и никто кроме Аллаха точно не знает о наступлении следующего календарного месяца, пока в ночном небе не взойдет новый полумесяц.
Для астрономов и математиков-мусульман прогнозирование обозримости новой луны стало вопросом, требующим решения. И хотя геоцентрическая теория движения тел Птолемея подходила для объяснения рождения новой луны (не обозримой в небосводе), она рассматривала движение Луны лишь в рамках эклиптики, и не позволяла прогнозировать обозримость новой луны.
Мусульмане осознали, что для прогноза видимости новой луны необходимо изучить ее движение с учетом угла наклона к горизонту, а решение этой задачи требовало знания сферической геометрии, т.е. раздела геометрии, изучающего геометрические фигуры на поверхности сферы. Первым человеком, разработавшим сферическую геометрию, впоследствии активно применявшуюся в астрономических исследованиях, был аль-Кинди – ученый 9 века из Багдада.
Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны Сферическая геометрия также требуется мусульманам для определения Киблы, т.е. направления в сторону Мекки, необходимого для совершения молитвы. Мечети располагаются по направлению к Мекке, и первым, кто разработал систему определения направления к Кибле из любой точки Земли был аль-Бируни. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времени, и его иногда называют Леонардо да Винчи тех дней. Что касается Луны, он описал ее затмение от 24 мая 997 года, находясь в городе Кяте (ныне г. Бируни на территории современного Узбекистана). Это событие наблюдалось и в Багдаде, и Бируни заранее договорился с багдадским коллегой Абу аль-Вафой аль-Бузжани[3], что тот также произведет наблюдения, но из своего города. Когда они сравнили разницу во времени, то на основе ее рассчитали разницу долготы между городами. Наблюдение за луной считалось серьезным делом. Как в наши дни, так и тогда Луна завораживала умы, ведь расчеты за ее движениям указывали на то, что и на небесах установлен божественный порядок. А на основе наблюдений за Луной построен мусульманский календарь, которым пользуются уже более 1400 лет. [1] Пер. англ. Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества. [2] Хиджра – переселение Посланника Аллаха Мухаммада (с.а.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину. Именно эта дата стала отправной точкой отсчета летоисчисления мусульман, а за первый месяц календаря был принят месяц Мухаррам лунного календаря. Всего таких месяцев двенадцать: Мухаррам, Сафар, Рабии уль-Авваль, Рабии уль-Ахир, Джумаада аль-Ууля, Джумаада аль-Ахир, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шавваль, Зуль-Када, Зуль-Хиджа. [3] Абу аль-Вафа Мухаммад аль-Бузджани – мусульманский математик и астроном, жил и работал в Каире, а в 975 г. переехал в Багдад, где и жил до конца своей жизни. Он открыл третье неравенство движения Луны, называемое вариацией Луны. Суть данного неравенства сводится к тому, что Луна движется наиболее быстро будучи новой или полной, а наиболее медленно в ее второй и третьей четверти. О первом и втором неравенстве писал еще Птолемей. А вот третье неравенство приписывают датскому астроному Тихо Браге, «переоткрывшему» данный закон в 1580-м году, через 6 веков после аль-Бузджани. Источник Является ли полумесяц символом ислама? Лунный календарьПолумесяц считается символом мусульманской религии. Так ли это на самом деле? Ни для кого не секрет, что во всем мире именно полумесяц считается символом мусульманской религии. Однако это не более чем стереотип. Он действительно украшает купола и минареты мечетей, его можно встретить на флагах многих стран с населением, преимущественно исповедующим ислам. А еще — немало верующих носят его на шее, как христиане — крестик. Вот только в отличие от христианства полумесяц с точки зрения шариата не имеет никакого религиозного значения. Даже если кто-то убежден в обратном. Суть ислама. Основные символы религииВерование широко распространено в Азии. Около 23% людей на земле исповедуют ислам, который был основан ещё в VII веке пророком Мухаммедом. Само понятие переводится как «послушание Богу и мир», что уже отображает основные догмы религии. Мусульмане проповедуют человечность и гармонию отношений, правильную честную жизнь на благо обществу и Родине, а также простоту, разумность, единство материального и духовного. Все эти правила описаны в священном «Коране». Согласно легенде, книгу от имени Аллаха передал Мухаммеду архангел Гавриил. С тех пор все мусульмане чтут описанные на этих страницах каноны, даже малейшее нарушение правил в Азии сурово карается. Символ ислама – полумесяц и его верная спутница пятиконечная звезда. Они неизменно красуются на всех мечетях – храмах, где истинные верующие молятся своему Аллаху. Кроме религиозных сооружений, символ ислама также часто встречается на флагах многих государств: Турции, Туниса, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Сингапура, Пакистана и других. История появления полумесяцаКогда в мусульманских общинах зародился ислам, символы веры ещё не придумали: в головы людей даже не приходила мысль о необходимости их существования. При жизни Мухаммеда армия использовала простые однотонные флаги: белые, зелёные или чёрные. Так продолжалось аж до 1453 года, когда турки перехватили власть в халифате и заняли Константинополь. От здешнего народа они и переняли изображение полумесяца: его начали рисовать на флагах и украшать им мечети. По другой легенде, основателю Османской империи приснился сон, в котором он увидел огромный полумесяц, что простирался от одного края земли до другого. Правитель посчитал это добрым знаком и решил сделать его символом своей династии. В эти времена полумесяц и звезда стали эмблемой боевых знамён и штандартов. Но не стоит также забывать, что изображение ночного светила активно использовалось задолго до возникновения этой религии. Например, нынешний символ ислама – полумесяц – венчал голову древнегреческой богини Артемиды. Полумесяц не только мусульманский символМолодая луна почиталась задолго до появления ислама. В индуизме полумесяц считался символом бога Шивы. Шива и полумесяц В Двуречье — богини плодородия Иштар. Изображение Иштар и полумесяца на пограничном камне Мели-Шипак II (12 век до н.э.) В Древней Греции полумесяц был признан символом Артемиды, богини охоты и женского целомудрия. В Персии изображения лунного серпа украшали короны правителей. Артемида и полумесяц В постройке православных церквей тоже используют полумесяц, называемый цатой. Вопреки расхожему мнению, цата в нижней части православного креста с исламом никак не связана. Цату изображали еще на древнейших православных церквях. Интересно: Кто придумал штрихкод? Цата – полумесяц в основании креста В первой половине XX столетия лунный серп и звезду стали изображать на национальных флагах 5 стран: Мавритании, Азербайджана, Узбекистана, Пакистана, Малайзии. В мусульманском мире полумесяц окончательно утвердился как символ после 1950-го года. Позже полумесяц на эмблемах стали использовать еще 2 страны, не имеющие отношения к исламу: Непал и Сингапур. Флаг Сингапура Полумесяц и Османская империяКак известно, держава турок просуществовала не одну сотню лет. Её жители активно использовали символ веры в исламе – полумесяц, поэтому сегодня многие народы ассоциируют его именно с этой религией. Хотя вначале он оставался просто эмблемой Османов, а не их верования. Ведь мусульмане на протяжении многих лет яро осуждали преклонение перед идолами, истуканами, любыми изображениями. У них не было амулетов и талисманов, икон и религиозных атрибутов. Поэтому и во времена Османской империи, и в современном мире полумесяц — скорее символ турецкого народа, так же как скрещённые сабли и пальмы – эмблема Саудовской Аравии. Мусульмане в этом отношении могут использовать разные изображения, главное, чтобы они не противоречили шариату. В Османской империи свято чтили месяц. Турки говорили, что он играет важную роль в жизни людей. Во-первых, освещает дорогу ночью, в кромешной тьме. Во-вторых, благодаря его видоизменениям, человек может ориентироваться во времени. Символ ислама — полумесяц и звезда, его постоянная соседка, со временем трансформировались в понятие «огонька во мраке», который указывает путь всем истинно верующим людям. Мнение учёных-мусульманВсе они непреклонно утверждают, что символ ислама, полумесяц, появился над турецкими минаретами благодаря предкам Александра Македонского. Один из них осадил Константинополь, который в те времена назывался Байзантом. Жители не испугались, а дали достойный отпор и изгнали завоевателей. Победа совпала с появлением на небосклоне зари. Её назвали добрым знаком: полумесяц начали изображать на державных документах как память про те значимые для города события. Далее изображение ночного светила унаследовали Цезари, которые впоследствии правили городом, центром Византии. Ну а после них он достался и Османской империи, которая сумела завоевать эти земли. Сегодня многие мусульмане говорят: часть представителей их религии считают, что полумесяц – символ ислама, так же как крест – символ христианства. Но это большая ошибка. Истинные верующие, по их словам, поклоняются только Аллаху, а не языческим изображениям. Поэтому настоящие мусульмане, строящие мечети, не должны тратить деньги на то, чтобы украсить здание символами, которые не имеют никакого отношения к их религии. Отношение мусульманских ученыхНа заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной. В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет. Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет. Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях. Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения. Однако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности. Что говорят их оппонентыКак противовес предыдущему суждению, некоторые приверженцы религии приводят противоположные доводы. Символы ислама и их значение они трактуют по-своему. Мол, пятиконечная звезда – это пять столбов их религии, а также пять обязательных ежедневных молитв. Что касается полумесяца, то он изображается на мечетях и минаретах, как символ почитания мусульманами лунного календаря. Дискуссии между двумя противоположными сторонами ведутся уже не один десяток лет, и более убедительными аргументами оперирует всё-таки первая группа. Действительно, если заглянуть глубоко в историю, можно увидеть, что в самом начале основоположники ислама и их ученики не поклонялись никаким изображениям и статуям. Они просто ходили по миру и проповедовали свою веру. Даже религиозные сооружения были тогда без украшений и символов. В отличие от христианских церквей, мечети имеют очень бедный вид. В середине нет никаких икон, алтарей и позолоты – только мозаика на стенах, цветы возле окна и ковры для удобства верующих, которые склонились в молитве. Где ещё используется полумесяцОтвет на этот вопрос очень интересен для всех любителей истории. Почему символ ислама полумесяц? Это, а также суть легенд, связанных с его появлением, значение эмблемы и её использование – мы уже узнали. Теперь же окунёмся в верования давних народов, которые также почитали ночное светило и поклонялись ему. Например, буддизм трактует полумесяц, как символ контроля человека над умом. Египтяне также верили в его могущество: перевёрнутый «рожками» вверх, он всегда изображался рядом с богиней Исидой. Шумеры ассоциировали его с лунным богом Сином, персы – со своими Высшими силами. Но самое интересное то, что и христианские кельты часто изображали его на религиозных рисунках: рядом с Девой Марией. Нарисованный рогами вверх на фоне живота святой, он, скорее всего, символизировал женское начало и плодотворное лоно. Анализируя всё это, можно утверждать: считать полумесяц символом ислама или нет, каждый решает сам для себя. Главное, что он активно используется многими религиями, а поэтому по праву является достоянием всего человечества. Полумесяц – от мифического до сакральногоКаждая религия имеет свою символику. Каждый символ несет в себе скрытый смысл. У каждого символа есть своя история возникновения, и, пожалуй, каждый из символов имеет ту или иную трактовку. На наш взгляд, говоря о символе ислама, полумесяце, стоит, в первую очередь затронуть тему влияния луны, а также солнца, как небесных светил на жизнь верующих. Здесь мы не подразумеваем их некое астрологическое или эзотерическое влияние на здоровье, благосостояние или судьбу человека. Конечно же, нет! Но отметим, что такие виды поклонения верующего мусульманина, как совершение намаза, завершение утренней трапезы и начало времени вечерней трапезы в месяц Рамадан определяются движением солнца, то есть в зависимости от расположения данного небесного светила, в течение суток, в исламе определяется начало пятикратных молитв и время трапез. Такие же виды поклонения, как хадж, закят, милостыня аль-фитр и праздничные дни привязаны к определенным датам лунного календаря. Такие аспекты бракоразводного процесса в исламском праве, как выжидательный срок после смерти супруга, иля (клятва, данная мужем о том, что он не прикоснется к своей супруге в течение 4 месяцев) и другие, также определяются лунным календарем, используемым всеми исламскими правоведами, занимающихся рассмотрением широкого спектра вопросов, связанных с религиозной практикой мусульман. В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Бакара, 189) Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите новый месяц, и завершайте, когда его увидите. А если небо было неясным, то определяйте » (Бухари, номер 1900 и 1906, от Ибн Умара, Муслим, 2501). Как видно из приведенных канонических текстов, начало месяца в лунном календаре определяется зарождением новой луны. Данное обстоятельство сделало появление новой луны очень важным явлением в жизни верующих мусульман. Так как она является началом месяца мусульманского календаря, Пророк Мухаммад, мир ему, при виде ее возвеличивал Аллаха и совершал мольбу, прося у Аллаха блага. Данная мольба звучит следующим образом: «Аллах велик! О Аллах, вознеси его (молодой месяц) над нами безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты, Господь наш, любишь и что Тебе угодно! Господь наш и Господь твой – Аллах !» (Тирмизи, «Призыв», 51). Методам определения лунных месяцев посвящены многие трактаты исламских ученых, как прошлого, так и современности, что указывает на особое значение новой луны в исламском праве. Полумесяц в древних религиозных культах Говоря о полумесяце, стоит помнить, что, хотя упоминания о нем имеются в Коране и хадисах, как символ религии он первыми мусульманами не использовался, наоборот, полумесяц как религиозный символ использовался многими древними культами, в том числе этот символ имел распространение у тюркоязычных народов. Рассмотрим некоторые примеры. У древних народов полная луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь. Многие народы поклонялись луне, у многих из них существовало множество мифов, связанных с ней. Немало мифов связано с луной и у тюркских народов, большинство которых сейчас исповедует ислам. Один из таких мифов повествует о том, что тюркский богатырь Огуз Хан женился на девушке, созданной из света, от этого союза родились Солнце, Луна и Звезда. Данный миф имеет большую схожесть c шумерской мифологией (Türker-Küyel, s. 521). Часть этих мифов посвящена зарождению тюркоязычных и монголоязычных племен. Так, по словам египетского историка тюркского происхождения, жившего в мамлюкский период Айбека ад-Давадари, праотцом тюрков является Ай-Атам, то есть Отец-Луна (Ögel, I, 485). В пору, когда уйгуры начали переходить из тенгрианства в манихейство и буддизм, их верховное божество «Кок Тенгри» — (Небесный Тенгри) начал называться «Ай Тенгри» — (Лунный Тенгри). Так уйгуры называли Бога и в период правления династии Хорезмшахов в центральной Азии (Ögel, II, 202-203). В отношении некоторых тюркских ханов использовалась фраза в виде эпитета: «Ай Танрыда кут булмуш», дословно, «Луна нашла в Боге счастье» (Kafesoğlu, s. 125-126; Caferoğlu, sy. 1, s. 112-114). По мнению турецкого историка Эмеля Эсина, как минимум еще за тысячу лет до рождества Христова древние кочевые народы воспринимали полумесяц со звездой как символ власти и богатства. У более поздних кочевых обществ, в особенности тюркоязычных сохранялась подобная традиция восприятия изображения полумесяца со звездой. Часть родов древних тюрков использовало полумесяц в качестве родовой тамги. Этот символ был также изображен на флагах уйгурских племен, он, в том числе изображался на штандартах государства Караханидов, которое с середины 10 века считалось мусульманской империей, а на караханидских монетах заметны мотивы, напоминающие полумесяц (Esin, I, 313 vd.). Полумесяц являлся символом бога луны Нанны в шумеро-аккадской мифологии. Этот знак часто встречается на печатях и пограничных камнях Месопотамии. В каждой культуре, где присутствовал бог или богиня луны их символом являлся именно полумесяц (Gray, s. 98-99). Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». На печати, четко виден полумесяц – символ Нанны. Полумесяц как религиозный символ использовался не только в Месопотамии, он был широко распространен во многих регионах Ближнего Востока. В египетской мифологии присутствует бог луны Тот, который изображается с короной, опоясанной полумесяцем. Согласно учению зароастризма, один глаз бога Ахурамазды – это луна, второй – солнце. На монетах ахаменидских правителей Дария I и Дария II, на которых присутствует их собственное изображение, над их коронами изображен полумесяц (A Survey of Persian Art, VII, 126, 127). На монетах империи Сасанидов в большинстве случаев присутствует изображение полумесяца, иногда присутствует изображение полумесяца со звездой (там же, VII, 251-252). Не исключено, что наличие этих символов на монетах, указанных государств имеет сакральное значение. Отметим, что жители Месопотамии, древней Индии, ацтеки, майа следили за всеми фазами луны и использовали свои наблюдения для составления календарей и определения дат. Согласно Ветхому Завету и Корану, мудрость создания луны заключается, в том числе в том, чтобы люди могли определять для себя даты календаря. Об этом говорится и в псалмах. В иудейской культуре существует традиция празднования наступления, как новолуния, так и полнолуния в пятнадцатый день каждого месяца. Наблюдения за фазами луны упомянутыми народами отложило на их культуры определенный отпечаток, выражающийся в изображении символа полумесяца на древних фресках, картинах, храмах и книгах. Полумесяц как символ ислама Священный Коран часто упоминает новолуние, а как мы знаем во время новолуния луна выглядит в форме полумесяца. «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» ( Бакара, 189 В 5 аяте суры Юнус, Аллах упоминает луну, в общем контексте, употребляя слово «kamar»: «Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих». Аяты 39 и 40 суры Ясин вновь говорят нам о луне – «kamar»: Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите. Сравнение со старой пальмовой ветвью указывает на ту фазу луны, когда она становится «hilal», то есть при новолунии обретает форму полумесяца. Как было указано выше, существует множество хадисов и высказываний ученых о луне и в особенности о новолунии. Символ полумесяца имел разное значение для разных культур, но так как новая луна в виде полумесяца часто упоминается в аятах и хадисах, возможно, нет ничего предосудительного в том, что часть мусульман считает ее, символом счастья, радости и возрождения. Хотя нельзя забывать, что этот символ изначально использовался различными языческими культами, а позже перешел в исламскую культуру. Момент перехода символа полумесяца в ислам большинство историков связывает с падением Константинополя под ударами турков – османов в 1453 году. Еще до рождества Христова Константинополь, в то время, называвшийся Византом имел герб, на котором был изображен полумесяц со звездой. До прихода в Римскую империю христианства, у каждого города был свой покровитель или покровительница из пантеона языческих божеств того времени. Божеством, покровительствовавшим Византу была греческая богиня луны Диана, именно ее символизировал полумесяц со звездой. После того, как Римская империя перешла в христианство, многие знаки, символы, ритуалы, имевшиеся на вооружении языческих жрецов до этого, успешно перешли в новую религию и обрели иной смысл, связанный с библейскими сюжетами. Так, после разделения Римской империи на восточную и западную, в Византии полумесяц начинает олицетворять мать пророка Исы Марьям. Это произошло в 330 году н.э., когда император Константин переименовал Византий в Константинополь, а деву Марию объявил покровительницей города. В данном случае произошло буквально лишь изменение имени покровительницы, но основный смысл культа почитания покровительницы, да и образ остались прежними. Сообщается также, что до Византа полумесяц служил гербом египетского города Александрии и города-государства, гордого, непокорного Карфагена. Герб Византа (Константинополя) и монета Дева Мария с полумесяцем Резное изображение передней части карфагенского корабля. Виден герб Карфагена. Версия о переходе символа полумесяца в культуру мусульманских народов с момента взятия Константинополя турками является одной из распространенных, но не единственной. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что полумесяц как символ начинает широко использоваться мусульманами в чеканки монет, начиная с X века. Во времена правления халифа Умавии, при правлении наместника провинции Табаристан Умара бин Ала, а также в южном Ираке во времена правления Хаджаджа использовались монеты, которые чеканились в Нишапуре. Это были по своей сути сасанидские монеты с изображением полумесяца со звездой, только в центре монеты имелись надписи с шахадой, басмалой или некоторыми аятами Корана (Tözen, I, 3, lv. 1-36). Во время существования аббасидского халифата, в части независимых от аббасидов мусульманских государствах чеканились монеты с изображением полумесяца. Так, в X – XI вв. в государстве Караханидов чеканились подобные монеты. Рядом с изображением полумесяца или внутри него помещались надписи «лиллях» (ради Аллаха, принадлежит Аллаху), «адль» (справедливость), «илик» (властитель) (Esin, I, 355-356). На одной стороне медных дирхемов, чеканившихся в Мосуле при правлении Насруддина Махмуда Занги изображен полумесяц внутри которого помещено изображение правителя с короной (Treasures of Islam, s. 529). Присутствовал полумесяц и на монетах государства Ильханидов. По сообщению персидского историка Мирханда, правитель Газневидского государства Себук Тегин (около 942-997) использовал полумесяц как символ своего войска (Ravżatü’ś-śafâ, IV, 26). Как видно из сказанного, мусульманские правители того времени не испытывали к современному мусульманскому символу какой-то неприязни, хотя они прекрасно понимали, что пользуются формой монет сасанидского Ирана – немусульманского, языческого государства, а также символом, пришедшим к ним не от Пророка Мухаммада, мир ему. Сасанидские монеты Солдаты с золотыми полумесяцами Еще одним аргументом в пользу версии, свидетельствующей о том, что мусульмане задолго до взятия Константинополя начали использовать символ полумесяца являются свидетельства римских летописцев, описывавших войны, происходившие в европейских державах, а также крестовые походы. Так, по сведению турецкого историка Артина Пашы в 1082 году между императором Рима Генрихом IV и Папой VII Григорием произошел конфликт. Папа Римский в том же году направил против Генриха свою армию в составе которой находились мусульманские бойцы из Сицилии, они носили на груди золотые полумесяцы (Yakup Artin Paşa, I/3, s. 39). Отметим, что данный случай произошел за 17 лет до начала первого крестового похода. Известно также, что Фатимиды, управлявшие Египтом в X-XII веках носили ожерелья в виде полумесяца. Использование мусульманами того времени подобных украшений, частично подтверждают европейские средневековые миниатюры, изображающие крестовые походы. На них мы можем увидеть мотивы полумесяца, как на противниках крестоносцев, так и на их крепостях. Миниатюры, датируемые 1300 годом нашей эры. Хранятся в музее кафедрального Собора св. Петра в Риме. Изображения знамен разных городов государства Хафсидов на территории Туниса (1229 – 1574) Храм «Бога – Христа» и дом Аллаха — от хиляля до креста К X веку две цивилизации, исламская и христианская вступили на тропу величайшего противостояния. На тот момент, согласно историческим сообщениям, и та и другая сторона уже имели ясную и понятную символику, обозначавшую их культурную и религиозную традицию. На тот момент, крест, будучи не единственным символом христианства имел уже имел широкое применение и ни один купол христианского храма той эпохи не обходился без него. Исторические данные дают повод полагать, что к тому времени полумесяц уже использовался некоторыми мусульманскими государствами и династиями не только, как нательное украшение, элемент нумизматики, или эмблема государства, к тому моменту мусульмане уже водружали полумесяцы на купола мечетей. Так, в 1099 году, после падения Иерусалима под ударами объединенных войск крестоносцев под командованием Готфрида Бульонского, одна из главных мечетей города, «Купол скалы» была передана ордену монахов-августинцев, которые превратили мечеть в церковь, а на ее купол воздвигли золотой крест (Энциклопедия ислама, VI, 945). Когда султан Салахуддин в 1187 году освободил Иерусалим от крестоносцев, он повелел снять крест с купола мечети и возвести вместо него знак в виде полумесяца концы которого размещались близко друг к другу (Энциклопедия ислама, VI, 945). Задолго до этого, в 1064 году сельджукский султан Алп — Арслан захватил армянский город Ани, он повелел переделать главную церковь города в мечеть. По его повелению с купола храма был снят большой крест и водружен полумесяц, привезенный из города Ахлат (Urfalı Mateos Vekayinâmesi, s. 121, Vardabet, I, 195). В 1124 году грузинская армия ненадолго отвоевала город у мусульман. В этот период храм был вновь переделан из мечети в церковь, купол храма начал снова венчать христианский крест (Turan, s. 6-7). Полумесяц в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии Большое распространение обрело изображение символа полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве Анатолии в сельджукский период. Например, на внешней стене мечети Улу Джами в турецком городе Дивриги изображен двуглавый орел по обе стороны которого, а также в основании хвоста птицы изображены три полумесяца. Двуглавый орел мечети Улу Джами в Дивриги На стенах главного входа в здание древнего медресе города Коньи, по обе стороны в симметричной форме изображено растение, возможно олицетворяющее древо жизни. Ствол дерева охватывает кольцо в виде полумесяца. Подобное изображение можно также найти на стенах древнего медресе города Эрзрум. Главный вход в медресе Полумесяц как символ Османской Империи Во время правления династии Османов, использование мотивов полумесяца в тюрко-мусульманском зодчестве, архитектуре, нумизматике и геральдике увеличивается. Османское государство с самого начала своего появления имело тенденцию расширять свою территорию. Вместе с ростом границ Османской империи расширялись и культурные каналы, через которые в страны мусульманского востока, Африки, Азии и Балкан проникала культура османской Турции. По этой причине полумесяц при османах стал символом уже всего мусульманского мира, к тому времени полумесяц начал приобретать религиозно-политическую основу. Доказательством этого утверждения является европейская карта мира XIV века. На данной карте север Африки обозначен флагом с изображением одного полумесяца, территория Средней и Восточной Азии обозначены флагами, на которых изображены три полумесяца. На карте XV века, подготовленной Франческо де Дженазисом на основе его путешествия по Адриатике показаны флаги с изображением одного полумесяца и флаги с двумя полумесяцами (XIV-XVIII Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 42-43). На карте Европы и Северной Африки, изготовленной европейским картографом Джорджио Сидери (1537–1565), территории, входящие в состав Османской Империи обозначаются флагами с изображением полумесяца (XIV-XVIII. Yüzyıl Portalan ve Deniz Haritaları, s. 84-85). Карта мира Джорджио Сидери Карта Европы и Северной Африки. Автор: Джорджио Сидери Мотив полумесяца использовался многими мусульманскими государствами, династиями, военными формированиями. Так, мотивы полумесяца находят на штандартах Андалузского султаната, государства Мамлюков и конечно же Османов. Первое изображение полумесяца в османской государственной символике мы находим на штандарте османского Султана Селима Явуза (1470-1520), хранящегося в музее дворца Топ Капы. В середине полотна изображен зульфикар – двойной меч сподвижника Пророка Мухаммада, мир ему, Али. С обоих сторон меча изображено по три полумесяца. В два нижних полумесяца вписан первый аят 48 суры Корана, который гласит: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу». В остальные полумесяцы вписаны слова единобожия: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха». Один полумесяц на знамени Селима изображен также в основании рукояти меча, а в полосе, разделяющей верхнюю треугольную часть полотна от основной ее части изображено с десяток небольших полумесяцев. Внутри двух таких вписана фраза «О, Мухаммад!», внутри других изображено большое количество звезд. Знамя Султана Селима Явуза В войсках Османской империи при Венской битве 1683 года турками использовалось знамя в виде большого полумесяца на котором было написано свидетельство веры, печать султана Сулеймана, и изображение небольших полумесяцев и звезд (Çygulski, s. 37-50, rs. 9). В морском музее Стамбула хранится штандарт султана Мустафы III (1717-1774), который был изготовлен для него в Багдаде. Длина штандарта составляет 14 м, ширина 5 м, вес 56,5 кг. На штандарте, наряду с изображением тугры султана и аятов из Корана в большом количестве присутствуют изображения полумесяца (Atasoy, s. 42-43). В музее дворца Топкапы находятся вещи, принадлежащие султанам Османской Турции, таким как султан Сулейман II, султан Ибрагим и другим. Среди вещей султанов есть церемониальные одежды, шелковые одеяния и прочее. Практически на всех видах одеяний можно обнаружить мотивы полумесяца. Подобные мотивы встречаются и на султанском троне XVI века, находящегося в упомянутом музее. Европа начала знакомиться с мусульманским востоком в эпоху крестовых походов, взаимопроникновение обеих культур продолжилось в период правления Османов. Как правило, когда европейцы изображали мусульман и их правителей в своих миниатюрах и гравюрах, они часто использовали при этом мотивы полумесяца. Так, на европейских гравюрах XVI века, где изображаются султан Сулейман и его супруга Хюррем султан, присутствует и изображение полумесяца. Так на одной из них рядом с портретом султана изображена эмблема с тремя полумесяцами. На гравюре, изображающей Хюррем султан, одежда супруги Сулеймана украшена мотивами данного символа (Ward, s. 17, 51). Сулейман Великолепный на венецианской гравюре Венецианская гравюра с изображением Роксоланы (Хюррем султан) На другой гравюре изображен султан Сулейман, идущий на пятничную молитву, в его руках посох на рукояти которого виднеется полумесяц (Ward, с. 50). Еще одна миниатюра показывает, как Сулейман стоит у ворот мечети, над его головой видно изображение слона, голова которого украшена полумесяцами. Полумесяц в этой миниатюре присутствует и на флаге, и над воротами мечети (Ward, с. 48). Сулейман II (1642-1691) использовал символ полумесяца со звездой как эмблему своей армии и флота. В верхней части его печати изображен полумесяц с шестиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 86; Özdemir, s. 77, 79). Во время правления султана Махмуда II (1784 – 1839) изображение полумесяца со звездой начинается использоваться в официальных документах. На одном из таких документов того времени можно увидеть тугру султана, над ней эмблему государства, а над ней два полумесяца, обращенных друг к другу, между ними помещена четырнадцатиконечная звезда. Помимо этого, на эмблеме государства изображены три полумесяца со звездами (Özdemir, s. 82). На печати османского посла в Париже, направленного туда султаном в 1835 году имеется изображение полумесяца с пятиконечной звездой (Kütükoğlu, s. 90). Стоит отметить, что изображение полумесяца присутствует, в том числе в европейской культуре, возможно это является следствием культурного обмена с мусульманским востоком. Как пример, можно привести французские гобелены XVI века, где широко представлен полумесяц в виде родового герба. Один из шести гобеленов «Дева и единорог». На трех знаменах изображены по три полумесяца, флагштоки также украшены этим символом. Хиляль – скрытое имя Бога В данной статье мы рассмотрели историю возникновения символа полумесяца, его значения в тех или иных культах, а также различную практику применения. Но помимо всего этого, нельзя оставить без внимания сакральный смысл этого символа. Он имел сакральность, практически во всех культах, использовавших его, не является исключением и ислам, в некоторых формах которого переплетено множество элементов древних культур и религиозных традиций, особенно касающихся религиозной символики. Мы сказали, что в древних культах полумесяц являлся обозначением того или иного персонажа различных языческих мифологий, но и в исламе он имеет подобный скрытый смысл. Дело в том, что в арабском языке имеется система обозначения чисел с помощью арабских букв. Сама система имеет название Абджад. Эта система была унаследована арабами от других семитских племен. Помимо этого, в исламской философии некоторые буквы обозначают какие-либо абстрактные явления или что-либо глобальное. Например, буквой «алиф» обозначается единство Аллаха, а буквой «ба» вселенная. Использование абджада встречается в исламском зодчестве. Если посмотреть на старинные фонтаны Стамбула, то мы увидим на табличках этих фонтанов тексты, в которых есть информация об архитекторе, строителе, меценате, приложивших усилие в создании данного объекта. Нередко на них имеются тексты с добрыми пожеланиями для них. Но часто можно заметить, что не указывается дата строительства фонтана или иного старинного объекта, но это лишь на первый взгляд кажется, что ее нет, на самом деле она есть и она скрыта в буквах арабского алфавита, выстроенных по системе абджад. Чтобы понять связь сказанного с обсуждаемой нами темой, нужно вывести числа из арабских букв, которыми обозначается слово «Аллах». И так, попробуем: алиф + лям + лям + һа = 1 + 30 + 30 + 5 = 66 Мы взяли цифровое значение каждой буквы слова «Аллах», сложили их и получили цифру – 66. Какое отношение это может иметь к нашей теме, к полумесяцу? Вспомним как по арабски звучит слово полумесяц. Да, хиляль. Выведем цифровое значение арабских букв этого слова: hа + лям + алиф + лям = 5 + 30 + 1 + 30 = 66 Получилось 66, как и в слове «Аллах». Есть еще один символ, который часто использовался в архитектуре Османской Турции. Это тюльпан. Это персидское слово, обозначавшееся в османский период арабскими буквами. Почему в архитектуре турецких мечетей много изображений мотивов тюльпана? Чтобы ответить на этот вопрос нужно применить абджад: лям + алиф + лям + hа = 30 + 1 + 30 + 5 = 66 У всех трех слов одно суммарное значение букв — 66. Два последних слова указывают на первое, то есть на слово «Аллах». Соответственно, символ полумесяца, используемый мусульманами с давних времен, хоть и был заимствован у других культур, но все-таки имеет скрытый, сакральный смысл, указывающий на имя единого Создателя – Всевышнего Аллаха. На сегодняшний день, полумесяц как официальный символ используется организацией Красный полумесяц, созданный в Османской империи как аналог Красного креста. Полумесяц является официальной эмблемой организации Зеленый полумесяц, ведущей борьбу с распространением наркотиков и алкоголя. Полумесяц изображен на государственных флагах таких государств, как Азербайджан, Алжир, Камерун, Турецкая республика Северный Кипр, Малайзия, Мавритания, Пакистан, Сингапур, Тунис, Туркменистан, Турция и других. Источник ➤ Adblockdetector |