Меню

Движение земли вокруг солнца для урока

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
20.03.17.doc 69.5 КБ
prezentatsiya.ppt 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Студентка: Дутковская Алина, 42 гр .

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ

И ЕЁ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА».

Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца

  • закрепить знания о смене дня и ночи и о смене времён года;
  • познакомить учащихся с движениями Земли.
  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • прививать познавательный интерес;
  • развивать речь, мышление, умения делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа»; учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, автор О.Н. Федотова; рабочая тетрадь к учебнику; презентация; раздаточный материал (карточки) .

Методы и приемы

I. Организация начала занятия

Словесный: слово учителя.

— Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

— Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом » .

— Что нам хотел сказать этим высказыванием французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)

Смотреть на слайд.

Отвечать на поставленный вопрос.

К: настрой на урок

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: работа с тестом

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система)

Проверка домашнего задания

— На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно!

— Объединитесь в группы и проверьте ответы.

— Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку

— Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку

Слушать установку учителя

П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест

П.: строить логическую схему размышлений

III.Постановка учебной задачи

— Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.

— Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.

1) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)

2) Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает млад, да стар –

Что она огромный шар! (Земля)

3) ребус. Ответ – вращение

4) ребус. Ответ – ось.

— Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)

— Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)

Определять тему урока

Ставить цели на урок.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

IV.Открытие нового знания

работа по учебнику

Объяснение нового материала

— Солнце – источник тепла и света для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету)

— Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле сменяются день и ночь)

— Отлично! Прочитайте первый абзац.

— Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси)

К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Чтение первого предложения.

— Про какую линию говорят? (земную ось)

Чтение второго абзаца.

— Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью

Чтение третьего абзаца – первого предложения.

Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде.

После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь».

-Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь)

— А если в России ночь, то в США? (день)

После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде.

Далее чтение 4 абзаца.

После прочтения абзаца.

— т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.

— Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север.

Чтение 5 абзаца с вопросом.

— ответ – ан северном полюсе идет смена времен года.

— Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите, что же происходит с земной осью за год.

— Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º)

— Что значит 90º? (значит день равен ночи)

— Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия.

— А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день — самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии. А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь — самая длинная в году, а день — самый короткий на северном полушарии.

Источник

Конспект урока «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца» (Окружающий мир, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока во втором классе по УМК «Перспективная начальная школа» . Тема урока: «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_okr._miru_moya_razrabotka.docx 213.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир»

во втором классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема. Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.

Цели урока . 1. Дать представление о планетах Солнечной системы.

2. Сформировать представление о причинах смены времен года

3. Формировать умение работать с различными источниками

4. Развивать любознательность, интерес к изучению астрономии.

наглядные пособия. 1. Учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.

2. Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный»

3. Тетради для самостоятельной работы.

4. Теллурий (или глобус и настольная лампа)

Повторение пройденного. Актуализация знаний.

  1. Задание 16 с. 11 Рабочей тетради (2 класс, часть 1)

— Разгадайте кроссворд, запишите ключевое слово, найдите его значение в Словарике учебника.

— Как называется планета, на которой мы живём?

— Земля – единственная планета в космическом пространстве?

— Какие планеты вы знаете?

Изучение нового материала.

-С Земли видны и другие планеты, которые тоже вращаются вокруг Солнца. Для этого надо понаблюдать за ночным небом безлунным вечером. На ночном небе мы увидим множество светящихся точек. Но не все светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами. Почему? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике.

2. Самостоятельное чтение статьи (учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.с. 29)

— Все ли светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами?

— Какие ещё объекты можно рассмотреть в бинокль на ночном небе?

— Чем отличаются планеты от звёзд? Прочитайте об этом в хрестоматии с. 21 – 22.

— Почему мы можем видеть планеты, ведь они не излучают света?

3. Беседа по иллюстрации учебника с. 30 .

— Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте утверждение Маши.

— Вы согласны с тем, что говорит Маша?

— Попробуем найти подтверждения нашего мнения на страницах учебника.

4. Чтение статьи учебника с. 31 (вслух хорошо читающими учащимися).

— Почему земляне видят планеты не мерцающими точками, а светящимися кружочками?

5 . Беседа по иллюстрации учебника с. 32.

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 32 учебника.

— Сколько планет входит в систему, в центре которой находится Солнце?

— По последним данным мировых ученых Плутон не является планетой, таким образом, в Солнечной системе насчитывается 8 планет.

6. Групповая работа.

Первой группе прочитать рассказ из хрестоматии «Как выглядит ближайшая к Солнцу планета?», второй – «Почему Венеру называют утренней звездой?» Каждая группа готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.

7. Работа в тетради.

— Выполните задание 17 в тетради для самостоятельной работы с. 12, используя иллюстрацию учебника (с. 32)

ІІ. Движение Земли вокруг Солнца.

1. Самостоятельное чтение статьи ( «Почему летом на Земле жарко, а зимой холодно?» — хрестоматия с. 27 – 28)

— П очему солнечные лучи неодинаково согревают Землю летом и зимой?

2. Демонстрация смены времен года с помощью теллурия.

Подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца, глобус вращается вокруг лампочки. На теллурии глобус наклонен. Это потому, что Земля летит вокруг Солнца, немного наклонившись, как парусник при сильном ветре. Своего наклона земная ось не меняет. Поэтому и глобус в теллурии наклонен всегда в одну и ту же сторону. При вращении глобуса вокруг лампы его Северное и Южное полушария неодинаково освещаются и, следовательно, согреваются лампой. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу. В это время в Северном полушарии, где мы живем, ярко светит Солнце. В Северном полушарии — лето. В течение следующего полугодия Земля наклонена в противоположную сторону . В январе Северное полушарие отвернулось от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей тепло одеваться. Зато Южное полушарие в это время обращено к Солнцу, ему достается много тепла и света, там лето. Но Земля летит вокруг Солнца без остановки. Северное полушарие постепенно поворачивается к Солнцу (показывается на теллурии), которое все сильнее прогревает Северное полушарие. Тает снег, текут ручьи, появляются первые зеленые листочки — к нам приходит весна. Затем наступает лето, а за ним — осень и снова зима. Каждый год путешествуем мы вокруг Солнца. И в пути пересекаем 12 месяцев, как 12 стран.

Возможно, в ходе объяснения кто-нибудь из любознательных детей спросит у учителя, почему наклонена земная ось. В этом случае можно сказать, что наклон земной оси, по мнению ученых, возник в результате ужасающей силы взрыва, который произошел очень-очень давно (около 4 миллиардов лет назад). С тех пор наша Земля движется вокруг Солнца, наклонившись обок, словно парусник при сильном ветре. Но благодаря этому на нашей планете происходит удивительное явление — смена времен года.
3. Закрепление изученного материала.

В Тетради для самостоятельной работы выполнить задания № 19, 20, 21 с. 14 – 15.

Игра « да—нет » . Ученики выстраивают с я у доски. Учитель делит их на две команды. Дети одной команды стоят слева от учи теля, другой — справа от него. Одна из команд отвечает на вопросы, которые требуют ответа «ДА» другая — на вопросы, кот о рые требуют ответа «НЕТ» . Форма ответов одна и та же — хлопок ладонями рук, поднятыми над головой .
В опросы.

Мы живем на планете Земля? ( Д а)

Наша Земля имеет шарообразную форму? (да)

Россия расположена в Южном полушарии Земли? (Нет)

Россия ра с положена в Северном полушарии Земли? (Да)

Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? (Да)

Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? (Да)

Ось Земли можно увидеть и потрогать? (Нет)

Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу

планету и выходит на поверхность? (Нет).

Ось Земли только воображаемая? (Да)

Земля вращается вокруг своей оси? ( Д а)

Один оборот вокруг своей оси Земля делает за час? (Нет)

Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа? (Да)

Ночь наступает на той стороне Земли, которая повернута к Солнцу?

Земля больше Солнца? (Нет)

Солнце больше Земли? ( Д а)

Солнце — это звезда? ( Д а)

— Какие задания вам понравились?

— Чему мы научились, выполняя эти задания?

— Что нового мы узнали сегодня?

1. Выполнить задание № 18 с. 13, № 22 с.16 в Тетради для самостоятельной работы.

2. Прочитать статью учебника «Движение Земли вокруг Солнца» с. 33 – 34, ответить на вопросы к тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка «Падежи имён существительных», 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века».

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж.

конспект и презентация урока по математике.

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века».

Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст», 2 класс УМК «Начальная школа 21 века».

Конспект урока литературного чтения «Н.Носов «Ступеньки»», 1 класс, УМК «Начальная школа 21 века».

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху.

Источник

Читайте также:  Какими могут быть лучи солнца причастие
Adblock
detector