Меню

Движение земли вокруг солнца смена времени года 4 класс

Урок окружающего мира по теме «Времена года. Смена времен года». 4-й класс

Класс: 4

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о смене времен года.
  • Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца — причина смены времен года на планете.
  • Развивать в учениках наблюдательность, внимательность, исследовательские навыки.
  • Развивать умение работы с учебником.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Иллюстрации времен года, презентация «Времена года».
  • Теллурий.
  • Фонарик.
  • Глобус.
  • Учебник.
  • Листы бумаги АЗ, клей, картинки времен года.

Ход урока

I. Организационный момент. Деление класса на 4 группы.

II. Актуализация опорных знаний:

1. Работа в группах.

— На ваших столах картинка с изображением природы. Надо найти, что художник изобразил неверно. (неверно день и ночь, несоответствие природы зимой, летом, осенью, весной)

  1. Почему происходит смена дня и ночи на планете?
  2. Какие явления природы повторяются каждые сутки?
  3. Сколько оборотов делает Земля вокруг своей оси за сутки?

2. Вывод.

Работа в группе.

— Выберите наиболее верный ответ и закрепите его на карте памяти (лист А4).

  1. Солнце вращается вокруг Земли.
  2. День и ночь наступают потому, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
  3. Ночь наступает, потому что на небе появляется Луна.

3. Определение темы и постановка учебной задачи.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

— Выберете из предложенных вопросов тот, на который вы не знаете ответ:

  1. Какие времена года вы знаете? (дети отвечают)
  2. Назовите по порядку времена года, (дети отвечают)
  3. К чему приводит движение Земли вокруг своей оси? (дети отвечают)
  4. К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? (дети не знают ответ)
  5. Прикрепите этот вопрос на карте памяти нашего урока. Сформулируйте тему нашего урока.
  6. Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.

4. Презентация о временах года (загадки, иллюстрации).

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение учителя.

Люди еще в давние времена задавались этим вопросом, думали, почему зимой холодно, летом жарко, почему летом дни длинные, а зимой короткие. Только по истечении времени ученые доказали, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево.

2. Физминутка.

— Встаньте в своих группах. Один ученик — Земля, ученик в центре круга — Солнце. «Земля» вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг «Солнца». Остальные учащиеся представляют далекие звезды.

3. Совместное открытие новых знаний.

Цель: научить решать учебную задачу.

— Мы с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, почему происходит смена времен года.

Моим помощником — Солнцем — будет Илья. У Ильи фонарик, его лучи — лучи Солнца.

  • Прямое направление на глобус — пятно круглое, яркое.
  • Наклонное направление света — пятно овальное, свет тусклый, слабый.

— В каком случае на Земле будет теплее, а когда прохладнее? (дети делают предположения)

— Попробуем проверить этот вывод на ладошке любого из вас.

4. Работа в группах.

— Выберите из данного текста наиболее важные сведения для ваших выводов на сегодняшнем уроке. (дети подчеркивают фломастером важные фразы)

Если вообразить линию на глобусе от северного полюса к южному, то мы получим воображаемую ось. Она наклонена к плоскости орбиты земли под углом. От того, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.

— Закрепите вывод на карте памяти.

Читайте также:  Сколько времени проходит ожог от солнца

5. Практическая работа.

Дети поочередно выступают в роли Солнца. Используют фонарик и глобус.

— Покажем, как может располагаться модель Земли по отношению к Солнцу в данное время года. Назовем отличительные особенности данного времени года (погода, природа, температура, жизнь людей и животных).

6. Работа с учебником.

— Найти в тексте учебника ответы на вопросы:

— Почему бывает смена времен года?

— Что известно о движении Земли вокруг своей оси?

— Причины того, почему летом тепло, а зимой холодно.

— Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?

IV. Систематизация полученных знаний.

Источник

Смена времен года на Земле

Причиной, почему на Земле происходит смена времен года, является наличие угла наклона относительно оси. Из-за него к источнику тепла полушария приближаются по очереди во время вращения планеты вокруг Солнца. На получающей большую часть тепла половине небесного тела наступает лето, а другая в этот период прогревается в 3 раза слабее, что приводит к наступлению зимы.

Почему происходит смена времен года

В древности люди объясняли перемену сезонов года с помощью мифологии. Лишь в эпоху Возрождения было доказано, что планета имеет форму шара, вращается вокруг Солнца. Тогда предложенная религиями версия была опровергнута.

При перемещении по орбите Земля то приближается к Солнцу, то отдаляется от небесного светила. Расстояние между телами варьируется от 147,1 до 152,1 млн км. При этом в начале июня Земля максимально отдаляется, а в начале января приближается к звезде. Движением вокруг небесного светила не объясняется смена сезонов года. Этот факт не знают многие взрослые люди.

Зима и лето сменяются из-за того, что планета прогревается неравномерно. Поскольку угол наклона оси по отношению к Солнцу составляет 23°, на одно полушарие солнечные лучи попадают под прямым углом, а на второе — под острым. Во время оборота лучше освещается то один участок, то другой из-за перемены положения относительно Солнца. Одно полушарие получает большую часть тепла. Там наступают летние дни. При этом на противоположное приходят зимние холода.

На экваторе, куда всегда попадают прямые солнечные лучи, смена сезонов происходит мягче, снега и отрицательных температур там не бывает. Чем дальше климатический пояс располагается от экватора, тем сильнее изменения в погодных условиях.

Если бы угол наклона отсутствовал, Земля круглый год прогревалась с одинаковой силой. Времена года в подобной ситуации не возникли бы. На экваторе установилось бы постоянное лето, а по мере удаления от него погода постепенно была бы все более холодной.

Постоянными были бы погодные условия и при отсутствии перемещения по орбите. В подобной ситуации одно полушарие постоянно освещалось бы лучше другого, там наблюдалось бы вечное лето. На противоположной части планеты всегда было бы холодно.

Ознакомиться с механизмом смены сезонов можно на схеме.

Календарные времена года

Год делится на 4 сезона:

Зимой световые дни укорачиваются, температура снижается. Количество осадков может увеличиться. В большей части регионов России выпадает снег, наблюдается отрицательная температура. В районах с более мягким климатом похолодание не такое сильное, возможны затяжные дожди, ливни.

Осень и весна представляют собой переходные состояния между летом и зимой. Погодные условия в эти периоды постепенно изменяются. Весной постепенно теплеет, а осенью, наоборот, холодает. Меняется и характер осадков. В весенние месяцы световые дни становятся длиннее, в осенние их продолжительность снижается.

Летом длина светового дня наибольшая. Увеличивается и температура воздуха. В расположенных неподалеку от полюсов областях темные ночи могут совсем отсутствовать. Там светло круглые сутки. Снег летом идет лишь на приближенных к полюсам территориях. На южном полушарии летом теплее, поскольку планета в этот период приближается к Солнцу.

Читайте также:  Умирающая звезда показала будущее нашего солнца

Каждый сезон занимает 3 месяца. Когда они завершаются, происходит перемена времен года.

Астрономические времена года

Началом астрономических времен года считают дни, в которые центр Солнца проходит через точки солнцестояний либо равноденствий. Всего их 4, как и календарных сезона.

Астрономическое лето длится от летнего солнцестояния (21 июня) до осеннего равноденствия (23 сентября). Оно занимает 93 дня 14 часов и 24 минуты.

Затем наступает осень, продолжающаяся до 22 декабря — даты зимнего солнцестояния. Длится она 89 дней 18 часов и 42 минуты.

После следует длящаяся до весеннего равноденствия (21 марта) зима. Длина этого сезона равняется 89 дням и 30 минутам.

Весна завершается днем солнцестояния летом. Продолжительность ее равна 92 дням 20 часам и 12 минутам.

Периоды равноденствий

Равноденствиями называют периоды, когда продолжительность светового дня примерно равна длительности ночи. Каждый год таких суток 2. Весной равноденствие приходится на 20-21 марта, а осенью — на 22-23 сентября.

Солнцестояниями называют сутки, на которые приходятся самые длинные световой день и световая ночь.

Климатические времена года

Из-за физических свойств жидкости и почвы климатические сезоны сменяются позднее астрономических и не совпадают с календарными. Длительность задержек зависит от климатического пояса. Чем дальше от экватора, тем сильнее различаются лето с зимой.

На экваторе и вблизи от него лето и зима характеризуются большим количеством осадков, затяжными дождями. Весной и осенью влажность снижается, ливни пропадают. Температура около экватора всегда высокая. Здесь никогда не выпадает снег.

В тропиках зимние месяцы дождливые, а летние — жаркие и засушливые. В пустынях дожди даже зимой идут нечасто. Круглый год температура здесь выше 0°С.

В умеренном поясе возможны различные варианты для сезонов. Объясняют это близостью океана, теплых либо холодных течений. В Европе условия мягче, чем в Сибири, из-за близости Гольфстрима. Не опускается температура слишком низко и в Соединенных Штатах Америки.

В умеренно-континентальном климатическом поясе большая часть влаги приходится на лето. Зима сухая и холодная. В океаническом — дожди и снег отмечаются чаще зимой и осенью, а летом и весной количество осадков уменьшается. Муссонный климат, характерный для Дальнего Востока, отличается выпадением обильных дождей летом при почти полном отсутствии осадков зимой.

Для арктического и субарктического климатических поясов характерна перемена полярных дня и ночи. Большую часть времени солнечные лучи не попадают на эту местность, из-за чего здесь темно круглые сутки. Наблюдается вечная мерзлота. Даже летом температура не поднимается высоко, земля не прогревается. Сезонные колебания осадков выражены слабо.

Источник

Конспект урока по познанию мира Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. (4 класс)

Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»

Тема урока : Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года.

Цель урока : Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Объяснение явления вращения Земли вокруг Солнца. Смена времен года в результате этого.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Базовые знания: Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 1 год — 365 дней. Путь Земли вокруг Солнца называют орбитой Земли. В результате вращения Земли вокруг Солнца про­исходит смена времен года. Это явление зависит не от рас­стояния Земли до Солнца, а от угла падения солнечных лучей.

Читайте также:  Дорама властитель солнца озвучка софтбокс

Опорные знания: Понятие учеников о Солнце и форме Земли.

План проведения урока.

1) Посредством вопросов, задаваемых всему классу, напомнить ученикам о форме Земли.

Рассказ учителя о вращении Земли вокруг Солнца и в соответствии с этим об изменении угла падения сол­нечных лучей.

Использование глобуса и лампы.

Сделать на доске чертеж годового движения Земли.

Работа с учебником. Прочитать текст, понять чертеж.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сообщение темы и целей урока.

Используя чертеж, учитель беседует с учениками.

Почему Солнце мы называем центром Солнечной системы?

Почему Солнце считают звездой?

Почему Солнце распространяет в огромных количе­ствах свет и тепло?

На каком расстоянии находится от Солнца Зем­ля?

Какое значение имеет шарообразная форма Земли для освещения Солнцем?

Какое значение имеет вращение Земли вокруг соб­ственной оси для распространения тепла на поверхности Земли?

— А что будем говорить о временах года расскажет нам видео ролик. ( Видео, 40 сек .)

Знакомство с новой темой.

Учитель напоминает о форме Земли и рассказывает о вращении ее вокруг Солнца. Земля делает один полный оборот вокруг Солнца за 365 дней и 6 часов. А один год равен 365 дням. Тогда 6 часов, не вошедшие в расчет, за 4 года составляют 1 день. Этот день прибавляют один раз за 4 года к февралю. Поэтому обычно в феврале 28 дней, а через каждые 4 года бывает 29 дней.

Учитель чертит на доске путь Земли вокруг Солнца — этот путь называют -земной орбитой. Ставит на стол гло­бус и обращает внимание на наклонное расположение оси. На один конец стола ставится лампа. В начале глобус рас­полагают стороной Северного полюса к лампе и вращают вокруг оси. Видно, что Северное полушарие освещается больше, а на южное полушарие падает мало света и тепла. Южный полюс остается совсем в тени. В это время на бо­лее освещенном северном полушарии лето, а на южном полушарии — зима.

Затем меняют местами глобус и лампу. В этом случае свет лампы будет падать больше на южное полушарие, северное полушарие освещается не полностью, и Север
ный полюс будет в тени. В данном случае на южном полу­шарии будет лето, а на северном полушарии — зима. Затем глобус располагают боком, тогда видно, как свет лампы падает и на южное, и на северное полушария. В промежу­точных случаях в обоих полушариях бывает весна и осень. Расположение глобуса к лампе и схему четырех различных условий — летнее и зимнее, весеннее и осеннее равноден­ствие — надо не только показать, но и начертить на доске.

Используя глобус и лампу, учитель несколько раз по­вторяет опыт. Каждый раз определяет, какое время года на каком полушарии.

Дети читают текст, затем, используя чертеж в книге, отвечают на вопросы.

Что такое «земная орбита»?

За какой отрезок времени Земля делает оборот вок­руг Солнца?

С чем связано различное количество тепла в разных местах орбиты?

Астрономия – это… (наука о небесных телах.)

Солнце – это… (раскаленное небесное тело, вокруг которого вращается Земля и другие планеты нашей Галактики.)

Земля – это… (третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси.)

Луна – это… (спутник Земли.)

Звезды – это… (небесные тела, видимые простым глазом в форме светящихся точек на небе.)

Уметь объяснить смену времен года, используя глобус и лампу. Начертить в тетради схему движения Земли вок­руг Солнца.

Источник

Adblock
detector