Меню

Джордано бруно доказал что земля вращается вокруг солнца

За что на самом деле сожгли Джордано Бруно?

За Джордано Бруно закрепился образ мученика науки, которого сожгла инквизиция за веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Историк Ованес Акопян объясняет, почему это не соответствует действительности

Джордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века © Wellcome Library, London

«…Ученый был приговорен к сожженью.
Когда взошел Джордано на костер,
Верховный нунций перед ним потупил взор…
— Я вижу, как боитесь вы меня,
Науку опровергнуть не умея.
Но истина всегда сильней огня!
Не отрекаюсь и не сожалею».

Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо. Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом (см. стихотворный эпиграф). Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».

Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.

В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.

К началу 1590-х годов он все яснее видел себя религиозным проповедником и апостолом реформированной религии и науки. В основе этого учения лежали крайний неоплатонизм Неоплатонизм — течение в античной философии, развивав­шееся с III в. вплоть до начала VI в. н. э. Оставаясь последователями Платона, представители этого учения развивали собственные философские концепции. К числу наиболее выдающихся неоплато­ников можно причислить Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Дамаския. Поздний неоплатонизм, в особенности Ямвлиха и Прокла, был пропитан магическими элементами. Наследие неоплатонизма оказало большое влияние на христианское богословие и европейскую культуру эпохи Возрождения. , пифагорейство Пифагорейство — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции и названное по имени своего родоначальника Пифагора. В основе его лежало представление о гармоническом устройстве мироздания, подчиненного числовым законам. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. В результате последующих интерпретаций оно приобрело ярко выраженный эзотерический характер. Пифагорейская магия числа и символа оказала большое влияние на каббалистическую традицию. , античный материализм в духе Лукреция Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.) — автор знаменитой поэмы «О природе вещей», последователь Эпикура. Приверженец философии атомизма, согласно которой чувственно воспринимаемые пред­меты состоят из материальных, телесных частиц — атомов. Отвергал смерть и потусто­роннюю жизнь, считал, что материя, лежащая в основе мироздания, вечна и бесконечна. и герметическая философия Герметическая философия — мистическое учение, возникшее в эпоху эллинизма и поздней Античности. По преданию, Гермес Трисмегист («трижды величайший») даровал тексты, содержавшие мистическое откровение, своим последователям и ученикам. Учение носило ярко выраженный эзотерический характер, соединяя в себе элементы магии, астрологии и алхимии. . При этом нельзя забывать одной вещи: Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».

Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.

«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.

«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе.
Ответил: „Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время“».

Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».

Читайте также:  Определить продолжительность дня если при наблюдении восхода солнца

В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо­вавшиеся».

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Источник

Джордано Бруно – учёный, которого сожгли на костре в Риме

Джордано Бруно (Giordano Bruno) в настоящее время остаётся одной из самых противоречивых фигур эпохи Возрождения. До сих пор ведутся горячие споры, за что именно сожгли на костре философа? Учёные выдвигают самые разные предположения, которые сильно расходятся с официальной версией, но к общему выводу они так и не пришли.

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Научная деятельность и преподавание

В течение всего времени странствий Джордано Бруно неустанно ищет работу преподавателя, но на одном месте он никогда долгое время не находился. Такому раскладу было несколько причин: во-первых, философ своими несколько отличающимися от общепринятых положений взглядами привлекал к себе внимание властей, а во-вторых, он давал другим священникам и преподавателям повод для написания доносов.

Однако Джордано не был из тех людей, которые любят держать язык за зубами, он никогда не боялся высказывать своих взглядов.

Как известно, такой подход к окружающему миру добром не кончается, поэтому Джордано славился своим потрясающим талантом при помощи пары фраз наживать себе врагов. Например, профессорам Оксфордского университета он любил представлять себя таким образом: «Я, Филотей (что обозначало, «друг Бога»), профессор чистой и безвредной мудрости, меня ненавидят лишь глупцы, но уважают и почитают учёные, знающие, что есть честность».

Читайте также:  Richard hawley утомленное солнце

Хронология преподавания Джордано Бруно выглядит следующим образом:

  • 1579 год. Джордано перебирается в Женеву, где он получает возможность преподавать и читать лекции. Однако в скором времени его начинают другие профессора подозревать в ереси, поэтому философ переезжает во Францию. За время своего пребывания в Женеве он успел нажить себе немало врагов среди кальвинистов.
  • 1581 год. Джордано становится преподавателем в Сорбонском университете. Благодаря своей настойчивости и обаянию он заполучает расположение правящего монарха, Генриха III Французского. Король, как и его мать, Екатерина Медичи (Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici), увлекался магией, поэтому несколько эксцентричный и неугомонный нрав преподавателя из Италии был ему симпатичен. По этой причине Генрих способствовал благоустройству Джордано в своей стране. Однако надолго задержаться во Франции философу не пришлось, поскольку своей чересчур открытой деятельностью он вновь попадает под подозрения.
  • 1583 год. Джордано переезжает на территорию Англии, начиная преподавать сначала в Лондоне, а затем и в Оксфорде. Он издает несколько своих произведений: «Пир на пепле» («Festa sulle ceneri») и «Изгнание торжествующего зверя» («Esilio della bestia trionfante»). Многочисленные конфликты и споры с другими профессорами вынуждают его покинуть Оксфорд и возвратиться в столицу. Там Джордано решает сделать попытку убедить приближённых ко двору людей в том, что взгляды Коперника во многом были недалеки от истины, однако его старания в конечном итоге оказались тщетными. При дворе его позицию поддержал только придворный врач Якова I. Но даже он открыто своего расположения не высказывает. По этой причине Джордано пришлось вновь скитаться по миру.
  • 1585 год. Философ перебирается во Францию, где предпринимает попытки возобновить свою преподавательскую деятельность, однако Джордано ожидал очередной провал. Когда он почувствовал, что подозрения в отношении него начинают усиливаться, то решил, что для своей же безопасности стоит покинуть эту страну.
  • 1586 год. Джордано перебирается на территорию Германии. Уставший от бесконечных скитаний, философ надеется, что здесь ему улыбнётся удача, и он сможет найти себе работу. Однако практически ни в одном университете Джордано не принимают. Только небольшой городок Марбург оказался к нему благосклонен, где философу предоставляют место преподавателя.
  • 1586-1588 года. Пристанищем Джордано становится город Виттенбург. Это время можно назвать относительно спокойным, так как в течение него философ не вызывает практически никаких подозрений в отношении себя. Однако характер и нрав Джордано не могли позволить ему молчать о собственных взглядах на мир, которые сильно расходились с представлениями церкви, поэтому философ поспешно переезжает в Прагу.
  • 1591 год. После очередных странствий по миру Джордано останавливается во Франкфурте, где публикует несколько своих серьёзных сочинений. За них он получает первый солидный гонорар, но задержаться в этом городе после столь масштабного прорыва для него нет никакой возможности. Поэтому странствующий монах принимает решение уехать обратно на Родину.

Джордано за всё время своих странствий проявлял такие черты, которые были чужды многим его современникам. Например, не воспринимал традиций, с которыми не мог смириться его разум. Философ был слишком прямолинейным, поэтому никогда не стеснялся высказываться в отношении других профессоров. В Оксфорде Джордано время от времени позволял себе называть своих коллег глупцами и недоумками.

Бруно назывался гражданином мира, сыном Земли и Солнца, а также академиком без академии.

Открытия

Как таковых открытий Джордано Бруно не совершал. Этот философ прославился тем, что пропагандировал учение Коперника, а также на его основе создал собственное представление о нашей планете и Вселенной в целом.

А также философ прославился в своё время тем, что не раз высмеивал деятелей католической церкви, потешался над Папой Римским. Во времена жизни Джордано Папа Римский считался (как и сейчас) наместником Бога на Земле, а это априори подразумевало, что всё им содеянное – правильно.

Мировоззрения

Джордано Бруно является человеком, который в своё время объединил религию и науку, пускай это случилось внутри него самого, а не во внешнем мире. Практически в каждом своём сочинении этот философ не боялся напрямую называть тупость тупостью, так как он видел присутствующую во взглядах церкви абсурдность. Те догмы, которые расположились на страницах древних книг, он ни в какую не хотел воспринимать, потому что видел ценности в других сферах. Для него основой всех основ были свобода, любовь, а также стремление каждого человека к своему персональному счастью.

Джордано видел ненормальность в том, что выход из католической церкви в то время, когда он жил, сурово карался, а вход в неё осуществлялся через крещение, причём младенцев даже не спрашивали о том, хотят они это или нет.

В том случае, если человек утаивает что-либо от святого отца на исповеди или на разного рода собраниях в церкви, то это являлось серьёзной причиной для того, чтобы подвергнуть человека наказанию. Даже если человек пропускал одну или несколько церковных служб, он уже мог навлечь на себя гнев святой инквизиции.

Джордано было невыносимо видеть то, что святая инквизиция творила с людьми. Причём совсем необязательно человек мог окончить свою жизнь на костре. Философ видел худшей участью поломанную жизнь, под которой Джордано Бруно понимал отказ от собственных убеждений, а также травлю со стороны окружающих его людей за неподчинение католической церкви. Именно по этой причине, поскольку философ видел происходящие события изнутри, он и решил сбежать из родной страны в ту, которая находилась вне контроля Папы Римского и Ватикана (Stato della Città del Vaticano), в Швейцарию.

Великий философ был убеждён, что огромное пространство наполнено бесчисленным количеством звёзд, вокруг которых вращаются такие же планеты, подобные Земле. Между собой эти тела могут различаться яркостью излучения и размерами. Джордано предполагал, что где-то далеко есть звёзды, которые гораздо больше по размерам нашего Солнца. При этом планеты не имеют такого излучения, чтобы их можно было увидеть с Земли невооружённым глазом.

Отличительной чертой Джордано от представлений Коперника является то, что он отказывался от небесных сфер, то есть философ отказывался верить, что существуют прозрачные или невидимые поверхности, на которых располагаются все планеты и звёзды. Джордано не мог назвать конкретной причины, по которой эти тела находятся в невесомости, но он был твёрдо уверен, что никакой невидимой платформы под небесными телами не существует. Такие сферы были частью представлений о мире у Аристотеля, Птолемея, Коперника, они даже признавались самой библией. По мнению Джордано Бруно, подобное мировоззрение сильно тормозило развитие науки в прошлые времена.

Философ также был уверен, что вне нашей планеты имеют место другие миры, на которых присутствует разумная жизнь. Наряду с этим Джордано проводил многочисленные исследования, которые имели в себе магическую подоснову. Философ остановился всего на девяти магических формах.

Когда он задался вопросом о том, что собой представляет душа, Джордано решил посвятить этому ещё одно исследование. Не совсем ясно, как именно через эксперименты он хотел ответить на этот вопрос, но в процессе собственных действий он пришёл к выводу, что душа представляет собой метафизическое тело, которое наделено способностью передаваться от одного «сосуда» в другой. Как предполагают исследователи, этим Джордано делает отсылку к тому, что человек после смерти способен реинкарнировать.

Прочие достижения

Практически никому в настоящее время неизвестно, что помимо того, что Джордано Бруно был учёным, он также являлся талантливым поэтом. Философ писал стихи на самые разные тематики, но очень много места в своём творчестве выделял для сатиры. Это вполне естественно, ведь учитывая, насколько его представления о мире разнились с общепринятыми видениями, он не мог не считать окружающих глупцами.

Именно Джордано создал драматический стиль, который основывался на свободном изложении мыслей. В своих стихотворениях он очень живо и реалистично отображает нравы и был той эпохи, в которую ему довелось жить. Философ высмеивает на страницах произведений лицемерие, педантичность, суеверие и детскую наивность. Все эти качества он видел в своих современниках. Если прочесть смысл посланий между строк, то можно заметить, что несмотря на то, что философ потешается над этими чертами людей, он искренне печалится, что католическая церковь не даёт «рабам божьим» стать лучше.

Личная жизнь

О том, что происходило в личной жизни философа, какая-либо информация отсутствует. Известны только сведения, что у Джордано не было жены или детей, а также учеников или каких-либо последователей. Некоторые исследователи даже предполагают, что у великого философа были гомосексуальные наклонности. Стоит отметить, что гомосексуализм не являлся редкостью в Средневековье, причём он широко был распространён среди монахов и священников.

Читайте также:  Перед заходом солнца спектакль бдт

На портретах Джордано выглядит совсем хрупким и постоянно задумчивым юношей.

Поэтому многие биографы не раз говорили о том, что увлечённость магией и наукой у философа была столь велика, что заменила ему плотские утехи с женщиной.

Суд и смерть

В 1591 году Джордано Бруно приглашает к себе в гости в Венецию (Venezia) юноша аристократического происхождения по имени Джованни Мочениго (Giovanni Mocenigo) под предлогом обучения мнемонике. В процессе познания Джованни расспрашивал Джордано о его мировоззрениях и о научной деятельности. Между ними, казалось бы, завязалась тёплая дружба, но уже 23 мая 1592 года аристократ посылает инквизитору свой первый донос на философа.

После этого святая инквизиция потребовали у Венеции выдать ей Джордано для того, чтобы совершить над ним суд. 27 февраля 1593 года философа доставляют в Рим и заключают в тюрьму в замке святого Ангела (Castel Sant’Angelo). Как бы философа ни истязали, он не признаёт за собой ереси и не отвергает собственных взглядов. Джордано железно уверен, что все его убеждения правильные, а католическая церковь, напротив, заставляет людей верить в ложь.

В следующем году, 9 февраля, трибунал святой инквизиции признаёт Джордано Бруно виновным по восьми положениям. После этого его отлучили от церкви и лишили сана священника. Как только все необходимые приготовления были завершены, Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». В те времена это означало сожжение на костре. Казнили великого философа 17 февраля в Риме на площади Кампо-деи-Фиори (Campo dei Fiori).

Последними словами Джордано Бруно были: «Сжечь – ещё не значит опровергнуть!».

За что сожгли Джордано Бруно в действительности

В настоящее время принято думать, что Джордано Бруно погиб из-за своего мировосприятия и научных взглядов, поэтому многие люди полагают, что он является своеобразным мучеником. В действительности научные представления философа не имеют практически никакого отношения к тому, что его приговорили к казни через сожжение.

Святая инквизиция приговорила его к такой участи только за то, что он отрицал догматы католической церкви. Но при этом Джордано никогда не был атеистом, напротив, он всегда считал себя глубоко верующим человеком. Он никогда не пропагандировал коперниканизм, это не являлось основной целью его жизни. Особенностью Джордано Бруно было то, что он видел мир несколько иначе, чем окружающие люди и католическая церковь, а идеи Коперника он использовал в качестве инструментов только для того, чтобы органично и правильно описать свои философские и научные концепции.

Джордано Бруно всю жизнь полагал, что он был рождён для какой-то особой, великой миссии. По этой причине когда его допрашивали инквизиторы, он не отказывался от собственных убеждений.

Как предполагают биографы, если бы философ не проявлял так часто свой неуёмный характер и амбиции, а вёл себя чуть скромнее, то он смог бы избежать подобной участи. Однако Джордано никогда не стыдился своих идей, а тех, кто его не понимал, считал олухами и дураками, причём не упускал возможности высказать это им в лицо.

Исследователи полагают, будь у философа чуть больше сдержанности и тактичности, его судьба наверняка сложилась бы несколько иначе.

Интересные факты

Джордано Бруно был для своей эпохи противоречивой и интересной личностью, поэтому за всё время его жизни с ним случилось множество любопытных событий:

  1. Джордано относился к монахам-доминиканцам, орден которых являлся патроном святой инквизиции. Позднее из-за слишком противоречивых и несколько кощунственных идей для той эпохи, в которую жил философ, он был изгнан из этого ордена.
  2. Джордано был отлично знаком с философами античных времён, однако он далеко не всегда разделял их взгляды. Несмотря на то, что монах только знакомился с трудами Аристотеля, многие люди уже тогда полагали, что он постепенно становится еретиком. Ведь, читать сомнительную литературу и разделять её взгляды в представлениях людей носило один и тот же смысл. Интересно, что Аристотеля Джордано постоянно критиковал.
  3. Когда Джордано подвергся аресту в Венеции, он провёл в тюремном заключении целых семь лет, но от него надзиратели так и не смогли добиться отказа от собственных мировоззрений, что в итоге и привело философа к столь печальному концу.
  4. В общей сложности скитания философа продлились 16 лет. В течение этого времени он посетил более десяти городов в разных странах мира.
  5. Находясь под покровительством Генриха III, Джордано не гнушался возможностью высказывать свои взгляды. Однако позднее отношения между беглым монахом и монархом несколько охладели, что вынудило философа продолжить свои скитания. Тем не менее, Генрих снабдил Джордано рекомендательными письмами.
  6. За основу своей концепции Джордано Бруно взял теорию Коперника и несколько её расширил, а также объединил с философией. Он утверждал, что звёзды на небе – это далёкие солнца, которые подобны тому, что мы видим с Земли.
  7. На Площади Цветов (Кампо-деи-Фиори) в Риме, где был казнён великий философ, позднее поставлен памятник в его честь.
  8. Не так много людей знает о том, что Джордано был ещё талантливым поэтом, который оставил после себя большое количество литературных произведений, которые были написаны на разные тематики.
  9. Инквизиторы обвиняли Джордано не только в ереси. Они были уверены, что своими деяниями философ был намерен создать новую религию.
  10. В то время, когда Джордано находился в Англии, он познакомился со знаменитым драматургом Уильямом Шекспиром. Ведя с ним беседы, Джордано Бруно пытался его убедить в том, что взгляды Коперника правдивы и носят в себе толику истины. Однако сделать этого у философа так и не получилось.
  11. Философ обладал потрясающей памятью. В течение своей жизни ему даже удалось создать мнемонику, науку о запоминании, однако оказалось, что все разработанные им методы работают только с теми людьми, которые обладают такой же феноменальной памятью, как и он.
  12. Все научные труды, которые были написаны Джордано Бруно в течение всей жизни, находились в католическом Индексе запрещённых книг с 1603 по 1948 год.

Перечень трудов

За свою насыщенную жизнь Джордано Бруно написал несколько естественнонаучных трудов и художественных произведений. Среди научных сочинений наиболее значимыми называют:

  • «О естественной магии» (A proposito di magia naturale) (1588);
  • «О бесконечности вселенной и мирах» (1584);
  • «Искусство памяти» (L’arte della memoria) (1582);
  • «О монаде, числе и фигуре» (A proposito di monade, numero e figura) (1591);
  • «Изгнание торжествующего зверя» (Esilio della bestia trionfante) (1584);
  • «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (Circa immenso, incalcolabile e incommensurabile) (1591).

Книги Джордано Бруно можно купить и читать онлайн на сайте Litres.ru

Среди известных литературных произведений философа стоит назвать следующие:

  • сатирическая поэма «Ноев Ковчег»;
  • комедия «Подсвечник» (Сandeliere).

Кроме этих произведений Джордано Бруно написал множество сонетов.

Цитаты

Среди наиболее известных цитат Джордано Бруно стоит выделить следующие:

  • «ревность влечёт за собой порой не только смерть или внутреннее разрушение того человека, который любит, но и нередко становится причиной убийства самого этого чувства. Особенно это проявляется в том случае, если любящий человек начинает негодовать. Негодование – это детище любой любви, и только через него любовь убивает саму себя»;
  • «энтузиазм в чистом виде представляет собой любовь к миру и мечтания о прекрасном будущем, а при помощи этого чувства каждый из нас способен переворачивать и преобразовывать многие вещи внутри себя и в окружении себя. Каждый из нас получает шанс усовершенствоваться и улучшить мир»;
  • «многие говорят о том, что я своими убеждениями желаю перевернуть мир. Но неужели так плохо перевернуть уже перевёрнутый мир?»;
  • «любовь не имеет более близкого друга, чем ревность, но вместе с тем она не имеет и более близкого врага, ведь, никакое другое вещество не является более губительным для железа, как ржавчина, которая появилась однажды из негоже»;
  • «обо мне будут верно судить только там, где в науке нет безумия, в суде нет насилия, а тирания не является олицетворением справедливости».

Источник

Adblock
detector