Меню

Джордано бруно считал что вселенная бесконечна

Учение о Вселенной Дж. Бруно.

Джордано Бруно(1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: 1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; 2) Вселенная не имеет центра и бесконечна; 3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); 4) звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; 5) число миров во Вселенной бесконечно; 6) все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; 7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Вопреки расхожим мнениям, Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной. До него такие идеи принадлежали Античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому. Джордано Бруно опираясь на их работы и на свои собственные изыскания впервые СОЗДАЕТ СИСТЕМУ, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового КОСМИЗМА, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов.
Идея бесконечности Вселенной у Д.Бруно не является оторванной от других его философских изысканий. Развивая идеи Аристотеля, неоплатоников и средневековых авторов, он создает модель мироздания, в основе которого лежит ЕДИНОЕ, в которое входит как материальное начало, так и формальное – духовное начало. Подобный монодуализм позволяет Бруно прийти к выводу об одушевленности мироздания в целом и в частностях – согласно его взглядам, миры одушевлены также, как и одушевлена Вселенная в целом. И именно такая ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ является бесконечной, наполненной бесконечным числом живых миров, населенных обитателями. Но идеи Бруно не только сугубо онтологичны, а несут на себе определенную этическую нагрузку, излагая которою, он создает произведения, как обличающие пороки его времени, так и дающие весьма прогрессивную для того времени мораль.

Пантеистическая философия природы: Бог во всем, он тождествен природе. Проблема бесконечности мира, его динамическое единство и вечность. Основа – единое, материя — неразвернутая причинность сущего. В едином — внутренняя способность материи быть формой всех форм. «Душа мира» удерживает мир в единстве и разнообразии, господствует над материей, всеобщий разум, формирует материю изнутри. Материя не может существовать без формы, форма — внутренняя сторона материи. Материя — причина, возможность. Противоречивое единство: единое бесконечно, многосторонность и множественность единого. Космос состоит из дискретных частиц — атомов. Движение тождественно материи, природа — это мировая душа. Движение — внутренний принцип природы, Но целое неподвижно, нет внешнего источника движения. Цель разума — проникновение в глубину явлений. Закон природы — её божественность. Познание бесконечно, т.к. бесконечен его предмет. Познание: восприятие -> представление -> обработка разумом.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г .

Пантеи́зм — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющееВселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Источник

Космология Джордано Бруно

Из Википедии — свободной энциклопедии

Космология Джорда́но Бру́но — один из ключевых компонентов учения итальянского философа эпохи Возрождения Джордано Бруно (наст. имя: Филиппо, прозвище — Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) [K 1] . Космологические вопросы затрагивались во многих сочинениях Джордано Бруно, наиболее полно в диалогах Пир на пепле (1584) и О бесконечном, Вселенной и мирах (1584) и поэме О безмерном и неисчислимых (1591).

Ряд положений космологии и натурфилософии Бруно, имеющий новаторский и даже революционный для своего времени характер, в значительной мере предвосхитил многие положения космологии Нового времени: представление о бесконечности Вселенной и числа миров в ней, отождествление звёзд с далёкими солнцами, представление о материальном единстве мироздания. Большое значение для развития науки имеет его пропаганда гелиоцентризма. Вместе с тем некоторые представления Джордано Бруно (в первую очередь идея о всеобщей одушевлённости материи) были вскоре оставлены наукой.

Метафорический язык Бруно, его богатая поэтическая фантазия, неразрывная связь его космологии с теологией, метафизикой, этикой, эстетикой затрудняют оценку его научных представлений и являются причиной непрекращающихся споров среди историков науки и философов.

Читайте также:  Квантовая теория создания вселенной

Источник

Божественность Вселенной. Джордано Бруно

Божественность Вселенной. Джордано Бруно

Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе. Очевидно, что это – два противоположных варианта пантеизма. У Николая Кузанского речь идет прежде всего о Боге (природа растворена в Боге), а у Джордано Бруно, наоборот, – о природе (Бог растворен в природе). Первый вариант пантеизма поэтому можно назвать теологическим ( theos– «Бог»), а второй – натуралистическим ( natura– «природа»). Как видим, итальянского мыслителя интересуют природа, мироздание, космос, Вселенная, которая, по его мнению, пронизана Божественным началом, одухотворена, жива, едина. Из этого натуралистического пантеизма вытекают все основные положения философского учения Бруно.

Джордано Бруно (1548–1600)

Так, например, если Вселенная божественна, то может ли она иметь границы, быть конечной? Разумеется, не может, Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно.

Из этого положения неизбежно следует, что у мироздания нет центра и, стало быть, наше Солнце вовсе не является центром мира, как считал Коперник. Оно – центр только для нас, вернее, для нашей Солнечной системы. А вообще, если Вселенная бесконечна, то ее центр везде и поэтому нигде; любое небесное тело можно рассматривать в качестве относительного центра, абсолютного же – в принципе не может быть. Видимая нами сфера звезд, говорил итальянский философ, не есть граница мироздания, но всего лишь тот предел, которого достигает наше зрение, даже вооруженное разными оптическими приборами. Ночные звезды – это огромные раскаленные и светящиеся небесные тела, подобные нашему Солнцу. Иначе, это солнца других миров, которые, так же как и наше, имеют свои спутники-планеты. Однако мы не видим их вследствие малого размера, а также потому, что они тонут в блеске звездных лучей. Эти догадки были экспериментально подтверждены только в XX в., когда с помощью сложнейшей техники мы окончательно удостоверились в существовании иных планетных систем и галактик, разбросанных многими тысячами в бескрайних просторах Вселенной, и увидели множество небесных тел, недоступных для наблюдения невооруженным зрением.

Другим замечательным утверждением Джордано Бруно была мысль о том, что небо и Земля состоят из одних и тех же элементов. Раньше считалось, что вещества Земли и неба даже противоположны: Земля состоит из четырех грубых стихий – земли, воды, огня и воздуха, небо же образует более совершенное и тонкое вещество – эфир.

Не случайно, наверное, противопоставлялись безупречность небесной сферы и несовершенство земной обители, а все идеальные и сверхъестественные сущности помещались человеком всегда на небо. Бруно утверждал, что между небесным и земным веществами нет противоположности: эфир – это не принципиальный материал неба, но всего лишь пятый элемент, такой же, как и четыре остальных, который выполняет роль связующего вещества: он объединяет четыре стихии в единое целое мироздания. Эта гениальная догадка, выраженная пусть и в художественной форме, была также подтверждена только в XX в., когда с помощью современных технических достижений мы смогли получить вещество разных планет и звезд, экспериментальным путем исследовать его химический состав и убедиться в том, что в различных частях Вселенной присутствуют те же самые, немногим более ста, химические элементы, что и на нашей Земле, которые заполняют Периодическую систему Д. И. Менделеева. В современной науке это утверждение обозначается термином «химически однородный состав Вселенной».

В вопросе о соотношении материального, вещественного, и идеального, духовного, Джордано Бруно придерживался пантеизма. Безусловно, что мир, нас окружающий, устроен разумно и правильно, утверждал он. Почему, например, все небесные тела неизменно движутся по стройным орбитам? Неразумная и неживая материя – вещество, лишенное духа и жизни, – никак не могла бы сама по себе устроиться гармонично и разумно. Значит, необходимо предположить, что вещество является живым и разумным, что материя одушевлена. В данном случае важно то, что в учении Бруно духовное начало перестает быть потусторонним по отношению к окружающему нас миру, оно переносится в него, растворяется во всем мироздании. Пропадает резкая противопоставленность материального и идеального, речь идет по чти об их тождественности: материя является одушевленной, а духовное материализовано. Такой взгляд называется также гилозоизмом(от греч. hile– «вещество» и zoe– «жизнь»).

Читайте также:  Как наказывает вселенная тех кто плохо поступает

Из этого утверждения следует весьма интересный и важный вывод: если Вселенная одушевлена и разумна, говорит Джордано Бруно, то не исключено, что миры, наполняющие ее бескрайние просторы и отстоящие от нас на колоссальные расстояния, так же как и наш мир, населены и обитаемы. Возможно, будущее убедит нас в том, что это действительно так…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником.С античных времен в

Очерк седьмой Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно.

Очерк седьмой Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни»Не только тот получает славу, кто побеждает, но также и тот, кто не умирает трусом и подлецом: он бросает упрек в своей гибели и в смерти судьбе и показывает миру, что он не по своей вине, а вследствие

Развитие и возобновление Вселенной. Цикл Вселенной[5]

Развитие и возобновление Вселенной. Цикл Вселенной[5] Бесконечность пространства, равные расстояния между материальными, равными и вначале неподвижными точками, их взаимное притяжение – вот начальная картина Вселенной, или, вернее сказать, простейшая картина Вселенной.

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений явился переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником. С античных времен

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно) Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

О жизни и судьбе Джордано Бруно

О жизни и судьбе Джордано Бруно Мы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего

Джордано Бруно. Божественность Вселенной

Джордано Бруно. Божественность Вселенной Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

5. Дж. Бруно

5. Дж. Бруно Воззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум

Сожжение Джордано Бруно

Сожжение Джордано Бруно Неудовольствие инквизиции Бруно мог вызвать утверждением о возможности для героического энтузиаста возвыситься до Бога, «поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли» (Там же. С. 86). Не

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Основные

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХOmnia transit – все проходит. Только что невидимые Гении времени объявили конец еще одного века, еще одного тысячелетия бурной истории человечества. Странное, смешанное ощущение надежды и страха рождается вместе с

Источник

ДЖОРДАНО БРУНО (1548- 1600)

Джордано Бруно – натурфилософ, мистик и поэт, родился в итал. городе Нола в 1548г. (отсюда его прозвище – Ноланец). Бруно высказывал идеи о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Назначение философии он видел в познании природы, божественной в своей сущности. В этом и многом другом взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. Свободомыслие Бруно чаще сталкивалось с неприязнью, чем с пониманием. В 1593г. инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен в 1600г. на Площади Цветов в Риме.

Читайте также:  Для чего вселенная посылает мужа алкоголика

Натурфилософия Джордано Бруно

Джордано Бруно развивал идеи пантеизма, отождествляя Бога и природу. В этом учении Бог не трансцендентен миру (т.е. не находится за его пределами), как в христианской философии, а наоборот, пронизывает всю природу, находится везде и во всем. Сама природа полагается божественной и одухотворенной. «Природа есть Бог в вещах». Бог как единство содержит в себе все вещи и пребывает во Вселенной в целом и во всех ее частях.

В учении Джордано Бруно первоисточником всего существующего в мире является материя, которая «все производит из собственного лона». Материя не противопоставляется формам (в аристотелевском понимании), а как бы содержит их в себе. Она есть «божественное бытие в вещах», т.е. активное, творческое, порождающее начало природы.

С другой стороны, материальная природа и все в ней является живым и одушевленным. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа, которая практически подменяет понятие Бога. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе. Важно понимать, что материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они (и все противоположности вообще) совпадают в одной единой бесконечной субстанции. Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной.

В конечном итоге, природа у Джордано Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная (т.е. не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться) Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.

Космология Джордано Бруно

С натурфилософией Бруно тесно связаны его космологические взгляды, согласно которым Вселенная бесконечна в пространстве и вечна во времени (т.е. никем не сотворена и никогда не погибнет). «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». Бруно утверждал, что помимо нашей планетной системы, в центре которой находится Солнце, во Вселенной существуют бесчисленные обитаемые миры. Внутренним источником движения всех небесных тел Вселенной Бруно называет Мировую душу, а не божественную волю. «Бесконечные миры …все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа, …и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». Бесконечное многообразие вещей, наполняющих миры, находится в непрерывном движении и изменении (источник которых в них самих), но сама Вселенная всегда неподвижна, неизменна и едина. Бруно так же считал, что земной и небесный миры оба образованы пятью стихиями (эфир, огонь, вода, земля, воздух) и состоят из атомов, а значит, являются физически однородными. Это мнение преодолевало важнейший принцип средневекового мировоззрения, который строго противопоставлял небесный и земной миры. Теория Бруно подрывала основы аристотелевской физики и космологии и открывала путь науке Нового времени.

Джордано Бруно о познании

Познание Бога через познание природы и осуществление жизни в соответствии с этим знанием было для Бруно высшим нравственным назначением человека. Стремление к такому идеалу подлинной мудрости, охватывающее полностью все человеческое существо, он назвал «героическим энтузиазмом». Бруно считал, что путь к истине лежит через познание единства природы, ее законов, гармонии и красоты, а не через отвлеченные рассуждения схоластов. Идея бесконечности Вселенной привела Бруно к идее бесконечности человеческого познания, из чего следовало отрицание какой-либо окончательной, абсолютной истины.

Учение Бруно стало одной из вершин философской мысли Возрождения. Понимание природы как единственного, самостоятельного, материально единого и бесконечного бытия, нравственная сущность познания, безграничность познавательных возможностей человека и относительность любой истины – идеи Бруно, преодолевшие рамки схоластического мировоззрения и оказавшие огромное влияние на становление науки и последующую философскую мысль. Личность Джордано Бруно стала воплощением идеалов эпохи Возрождения, а его жизнь – примером «героического энтузиазма».

Источник

Adblock
detector