Меню

Джордано бруно жизнь во вселенной

Джордано Бруно и теория бесконечности Вселенной

413 лет прошло с того времени, когда на площади Цветов в Риме был сожжен религиозный философ Джордано Бруно. Восемь лет он провел в тюрьмах инквизиции, но не отрекся от своих убеждений и сказал перед костром судьям: «Вы с большим страхом произносите свой приговор, чем я его выслушиваю. Сжечь — не значит победить».

«Отношение к науке в Средневековье у Церкви было теплым, даже очень теплым. Возьмем хотя бы Джордано Бруно. » Такой анекдот ходит уже не одно десятилетие среди противников веры. В советское время жизнь «великого Ноланца» (так называли Бруно по месту рождения в городе Нола) стала хрестоматийным примером в учебниках союза воинствующих безбожников и агитаторов общества «Знание». Многие до сих пор считают Джордано мучеником науки, пострадавшим за свои коперниканские убеждения. Однако это не так. Попытаемся дать суждениям Бруно научную и религиозную оценку, ведь знать правду о жизни и учении этого итальянца необходимо каждому современному православному миссионеру.
Ученый или маг?

Жизнь Бруно (1548-1600) пришлась на годы религиозного и военного противостояния протестантизма и католицизма. Это было время политических интриг и дворцовых переворотов, религиозной нетерпимости к инакомыслию: еретиков жгли и католики, и протестанты. И поэтому неудивительно, что Бруно, который в семнадцать лет принял постриг в доминиканском монастыре для получения образования, «преследовался за свои убеждения не только католической инквизицией, но и властями кальвинистской Швейцарии и лютеранской Германии. Но казнить Джордано пришлось все же «своим», которые около десяти лет вразумлениями и пытками пытались его обратить.

Труды Бруно было легко достать даже в советские годы. Но даже их поверхностного изучения достаточно, чтобы понять: автор отнюдь не великий ученый и не атеист, как утверждала атеистическая пропаганда. Если бы это было не так, то творения Ноланца изучали бы на естественнонаучных факультетах, а не только в курсах истории философии. Английская исследовательница Ф.А. Иейтс, отечественные апологеты о. Андрей Кураев и В. Ле-гойда считают, что метод Бруно отнюдь не научный. Это метод философской интуиции и магического управления, и цель философа, как и цель мага — достижение способности повелевать миром через постижение его тайн. В своей поэме «О безмерном» Бруно говорил, что человек — это смертный Бог, а Бог -это бессмертный человек, и человек чрез постижение мира может стать Богом и управлять всем. Чем же тогда это учение отличается от слов сатаны, сказанных им в раю прародителям: «Нет, не умрете . и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:4,5)»?

Это, по сути, первый призыв на Земле к магическому постижению мира с целью стать богом.

Свой метод Бруно соединял с учением Гермеса Трисмегиста — таинственного оккультного писателя, жившего, скорее всего, в II-III веках. Оккультисты и маги средневековья почитали его как бога и возводили его учения к седой египетской древности. В научном отношении Бруно был весьма слаб и, излагая теорию Николая Коперника (умершего в 1543 году), обильно соединял его с цитатами из Гермеса.

Так Коперник говорил только о гелиоцентризме — Солнце в центре Солнечной системы и сфере неподвижных звезд вокруг, что соответствовало канонам средневековой астрономии, опиравшейся на труды Аристотеля и Клавдия Птолемея. Бруно же считал, что вселенная бесконечна, а звезды — такие же светила, как и наше солнце. Вокруг многих из них есть планеты, на которых может быть жизнь. Отметим, что и это воззрение не отличается ни научной, ни философской новизной. Во втором веке до н.э. Тит Лукреций Кар в трактате «О природе вещей» высказывал подобную мысль. В третьем веке н.э. ее повторил Ориген. В его книге «О началах» написано, что Бог как существо всемогущее не мог использовать лишь часть своего могущества для творения мира, и поэтому только бесконечный мир соответствует бесконечной мощи Бога. А так как Бог-Творец, и вечный Творец, то должен быть вечный мир, вечная материя, потому что Бог не может не творить. Мысль о бесконечном мироздании через экспликацию (развертывание) высказывал за столетие до Коперника католический кардинал Николай Кузанский, но не был осужден за свои полуязыческие воззрения, ибо Церковь учит о творении мира «из ничего» и о его конечности.

Читайте также:  Гелиоцентрическую модель вселенной обосновали

В философско-религиозном отношении позицию Бруно можно охарактеризовать как пантеизм, так как для Бруно, в отличии от Оригена и Кузанского Бог и мироздание — одно и то же. «Бог во всем» — считали первые (панэнтеизм). «Все есть Бог» — считал Бруно (пантеизм).

Владимир Катасонов, д.ф.н., считает, что учение Бруно положило основание мощной традиции пантеизма, повлиявшей даже на современных ученых, к примеру, Альберта Эйнштейна и Виталия Гинзбурга, который считал себя не только атеистом, но и пантеистом(!). Если природа есть Бог, то нет ничего удивительного, что в ней заложена способность к саморазвитию, поэтому и глобальный эволюционизм, проникший во все сферы современного естествознания, есть порождение пантеистического мировоззрения.
Бесконечна ли Вселенная?

Как же быть с красивой идеей Ноланца о бесконечном мироздании, живой Вселенной, рождающей жизнь там, где это возможно? О жизни на планетах, о которых мы еще не знаем? Красивая мысль, достойная научной фантастики, действительно была использована во многих произведениях современной литературы и кинематографа. Наука до сих пор не знает, есть ли жизнь во Вселенной, кроме Земли. Однако вопрос о беспредельности Вселенной в пространстве и во времени, кажется, уже снят.

В 1880-е годы Иозеф Стефан и Людвиг Больцман показали, что в процессе поглощения звездного света межзвездная среда достигает температуры, достаточной для свечения. Сияние заливало бы весь небосвод со всех сторон, и ночное небо ничем бы не отличалось от дневного.

В это же время математик И.Ф. Цельнер доказал, что в бесконечной вселенной должна быть гравитация бесконечной силы в любой ее точке.

В 1895-96 годах Хуго Зелингер и Карл Нейман независимо друг от друга пришли к тому же выводу. Но нас не уничтожает гравитация бесконечной силы и сияние светил не ослепляет. Значит, вселенная не бесконечна ни во времени, ни в пространстве. Гравитометрический и фотометрический парадоксы строго математически доказали ограниченность Вселенной. Двадцатый век подарил человечеству новые открытия в области космологии: Вселенная расширяется. Известная теория Большого Взрыва говорит о том, что вся вселенная возникла из точки «сингулярности» чудовищной плотности и массы, которая, взорвавшись, дала начало мирозданию приблизительно 11,2 миллиарда лет назад (именно на такое расстояние в световых годах удалены самые далекие объекты Вселенной).

Эта теория напоминает происхождение мира из ничего с гакой ясностью, что в 1951 году папа Пий XII в речи «Доказательства бытия Божьего в свете современного знания» назвал ее блестящим под-гверждением библейской картины происхождения мира.
Суд истории

Бруно осудили не как ученого, а как мага и еретика. И это не был конфликт науки и науки — гелеоцентричеecкоii и геоцентрической, как в деле Галилео Галилея. Это был конфликт религии и религии — христианской и оккультно-магической.

Сожжение Бруно принесло Римо-католической Церкви больше вреда, чем пользы, хотя сожгли его не церковники, а светские власти Рима. История свидетельствует: когда Католическая Церковь пыталась победить своих эппонентов не силой аргументации или церковного отлучения, как это принято в каноническом праве Православной Церкви, а силой гражданкой власти, все больше людей отходило от нее. Так было после осуждения на сожжение по приговору инквизиции ректора Пражского университета Яна Гуса, освободительницы Франции Жанны д’Арк, обличителя папства Джироламо Савонаролы.

И когда атеисты говорят, что «крысы в церковных сутанах сожгли великого ученого Бруно», они лгут: жгли не церковники, и Бруно не был великим ученым. Конфликт науки и религии не может возникнуть в принципе, так как у них разные сферы бытия, а их «лобовое столкновение» — один из мифов, которыми так богата наша технократическая цивилизация.

Читайте также:  Математики раскрыли тайны вселенной

Источник

Учение о Вселенной Дж. Бруно.

Джордано Бруно(1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: 1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; 2) Вселенная не имеет центра и бесконечна; 3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); 4) звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; 5) число миров во Вселенной бесконечно; 6) все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; 7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Вопреки расхожим мнениям, Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной. До него такие идеи принадлежали Античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому. Джордано Бруно опираясь на их работы и на свои собственные изыскания впервые СОЗДАЕТ СИСТЕМУ, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового КОСМИЗМА, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов.
Идея бесконечности Вселенной у Д.Бруно не является оторванной от других его философских изысканий. Развивая идеи Аристотеля, неоплатоников и средневековых авторов, он создает модель мироздания, в основе которого лежит ЕДИНОЕ, в которое входит как материальное начало, так и формальное – духовное начало. Подобный монодуализм позволяет Бруно прийти к выводу об одушевленности мироздания в целом и в частностях – согласно его взглядам, миры одушевлены также, как и одушевлена Вселенная в целом. И именно такая ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ является бесконечной, наполненной бесконечным числом живых миров, населенных обитателями. Но идеи Бруно не только сугубо онтологичны, а несут на себе определенную этическую нагрузку, излагая которою, он создает произведения, как обличающие пороки его времени, так и дающие весьма прогрессивную для того времени мораль.

Пантеистическая философия природы: Бог во всем, он тождествен природе. Проблема бесконечности мира, его динамическое единство и вечность. Основа – единое, материя — неразвернутая причинность сущего. В едином — внутренняя способность материи быть формой всех форм. «Душа мира» удерживает мир в единстве и разнообразии, господствует над материей, всеобщий разум, формирует материю изнутри. Материя не может существовать без формы, форма — внутренняя сторона материи. Материя — причина, возможность. Противоречивое единство: единое бесконечно, многосторонность и множественность единого. Космос состоит из дискретных частиц — атомов. Движение тождественно материи, природа — это мировая душа. Движение — внутренний принцип природы, Но целое неподвижно, нет внешнего источника движения. Цель разума — проникновение в глубину явлений. Закон природы — её божественность. Познание бесконечно, т.к. бесконечен его предмет. Познание: восприятие -> представление -> обработка разумом.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г .

Пантеи́зм — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющееВселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Источник

Джордано Бруно: философия Вселенной

Филиппо (такое имя дали мальчику при крещении) родился в 1548 г. в городке Нола близ Неаполя, в семье небогатого дворянина, служившего в армии. В 15 лет Бруно поступил в доминиканский монастырь и принял при постриге новое имя — Джордано.

В монастыре молодой монах получил хорошее образование и был вызван в Рим, где юношу представили папе Пию V. Обвиненный впоследствии в ереси, 28-летний Джордано бежал в Женеву и затем скитался по Европе. В 1584 г. в Лондоне он издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд «О бесконечности, Вселенной и мирах». Джордано Бруно решительно высказался в защиту учения Коперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Он утверждал: думать, что Вселенная ограничена, замкнута — значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить бесконечность; считал, что у Вселенной нет и не может быть единого центра.

Читайте также:  Идеей вечного движения идеей единства вселенной идеей закономерности явлений

Миры — планеты и солнца — находятся в вечном изменении и развитии, рождаются и умирают. Меняется и поверхность Земли — за большие промежутки времени «моря превращаются в континенты, а континенты — в моря». Наконец, жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно разнообразны, так же многообразны условия на разных планетах. Жизнь во Вселенной неизбежно порождает и разум, причем разумные существа других планет совсем не должны походить на людей — ведь Вселенная бесконечна и в ней есть место для всех форм бытия. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю привычную картину мира.

В 1592 г. Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что его ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его «тайному знанию», раздосадованный, выдал его инквизиции. Узнав об аресте Бруно, римский папа Клемент VIII потребовал у независимой Венецианской республики его выдачи. Вот какую характеристику дали узнику судебные власти Венеции: «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение». Тем не менее, в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.

Оставшиеся годы жизни Джордано Бруно провел в тюрьме инквизиции, где от него требовали отречься от «еретического» учения. На следствии он держался с редким мужеством и достоинством, открыто отстаивая свои взгляды. Смертный приговор ученому был вынесен 8 февраля 1600 г. 17 февраля Джордано Бруно по обычаю инквизиции был заживо сожжен на костре в Риме на площади Цветов.

Коперник, как и все астрономы до него, думал, что космос замкнут «сферой неподвижных звезд». Бруно же выдвинул головокружительную идею: звезды — это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. В небе — бесчисленные звезды, созвездия, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других миров. Следовательно, кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Планеты в отличие от звезд светят не своим, а отраженным светом. Солнце, как и планеты, вращается вокруг оси — всеобщее движение есть закон Вселенной. В Солнечной системе помимо шести известных тогда есть еще планеты, не видимые глазу в силу их удаленности от нас.

Звездное небо Джордано Бруно

Джордано Бруно в духе своего времени пытался заменить на небесной сфере античных мифологических героев христианскими добродетелями. В своей аллегорической поэме «Изгнание торжествующего зверя», написанной в Лондоне в 1582–1584 гг., он приписывает мифологическим персонажам и животным, «поселившимся» на небосклоне, ряд пороков и предлагает заменить их и «христианизировать» звездное небо.

Джордано Бруно хорошо знал взаимное расположение созвездий, прекрасно владел мифологией и предположительно разбирался в астрологии, о чем свидетельствует озвученное им соответствие созвездий и пороков. Например, созвездие Малый Пес было олицетворением Подлизывания, Лести и Рабского послушания, которые требовали замены на Кротость, Домовитость, Ласковость, Любвеобилие на поле Благодарности и Верности. В Андромеде Бруно видел Упорство, Злобу и глупое Убеждение в поле сугубого Невежества, что было необходимо исправить на Добродушие, Надежду, Ожидание на поле Доброй Дисциплины. Созвездие Кит, якобы символ Бури, Вихря, Хлопот и Беспокойства, предлагалось очистить до состояния Спокойствия духа на поле Мира и Отдыха.

Источник

Adblock
detector