Шесть лет назад, когда я готовился к круизу по Нилу, мне довелось впервые прочитать научную информацию про древний Египет, в основном по тем местам в Карнаке, Асуане и Гизе, что я планировал увидеть. С тех больше читал про более поздние цивилизации древних Греции и Рима, а тема страны на берегах Нила отошла в сторону. Но вышедшая недавно книга известного египтолога Виктора victorsolkin Солкина стала, видимо, первой серьезной книгой про древнеегипетскую цивилизацию, что мне довелось прочитать в жизни. Впечатлений набралось достаточно, чтобы поведать о них в посте.
Древний Египет в современности ассоциируется прежде всего с эстетикой смерти, все эти пирамиды, гробницы, голливудские фильмы с мумиями и прочее. Крайний поверхностное суждение для явления прожившего примерно 3,5 тысячи лет от фараонов первой династии объединенного Египта в XXX в до. н.э. до вымирания иероглифической письменности и прекращения служений в последних храмах в VI в н.э., и являющейся самой продолжительной из ушедших от нас цивилизаций. Два с половиной десятка династий и две с половиной тысяч лет независимого правления скреплялись непрекращающейся традицией культурного наследия и религиозной преемственности. Фараоны первых династий получали свои теофорные имена в честь богов, которым поклонялись и спустя два тысячелетия. В любой книге про любую эпоху я всегда ищу ответ: в чем люди тех времен отличали свою этническую принадлежность от других народов, что было связующей общностью между ними? В отношении Египта в книге это показано максимально понятно: это следование традиционной и очень детализированной вере в богов египетского пантеона, с региональными различиями, и само существование в очень насыщенной культурной традиции, которая нашла свое отражение и в последующих эпохах, перейдя архетипами вроде Исиды с младенцем Осирисом в последующую христианскую эпоху. Древние египтяне проживали обычно недолгую земную жизнь и готовились к вечной загробной, верили в суд Осириса в загробном мире Дуата и даже подчеркивали это в сравнении с другими народами, так фараон писал беглому вельможе с призывом вернуться, прельщая его отнюдь не земными благами, а возможностью быть похороненным в гробнице со всеми обрядами как полагается египтянину, а не быть завернутым в нечистую баранью шкуру с насыпанием кургана над могилой, как у варваров-сирийцев. Вот в этой, первой части книги, посвященной представлениям древних египтян об окружающем их земном и божественном мире и виден прежде всего авторский почерк Виктора Солкина, явно описывающего свои самые любимые аспекты древнеегипетской цивилизации, потому что и насыщенность информацией и сам достаточно сложный материал явно выводит книгу из разряда просто развлекательной историко-популярной литературы (следование канонам которой я ожидал перед прочтением) и требует от читателя, как серьезных первичных познаний о Древнем Мире, так и готовности поставить себя на место древнего египтянина, чья жизнь была подчинена цикличности, как разливы Нила.
А вот, вторая часть книги — условно «повседневная» читается чуть легче, хотя в отношении древних египтян, чьи религиозные верования пронизывали всю жизнь, вряд ли могло быть что-нибудь чисто материальное из повседневностей жизни. Ведь и иероглифическое письмо, и символика цветов и жестов, запечатлённых в дошедших до нас артефактов, все равно имеет тесную увязку с божественным миром. Но когда автор обращается к прямой речи давно умерших людей, то сквозь тьму веков проглядывают все те же явления, что составляют частичку и нашего времени. Будь то стихи-посвящение любимой женщине, письмо ремесленника с жалобой на нерадивого помощника, рапорт полицейского допроса грабителя гробниц или наставление писцу тщательно овладевать секретами ремесла и не уподобляться податным крестьянам. Даже хочется пожелать автору, чтобы следующая книга была более «земной» и в ней было бы побольше глав, вроде заключительной о внешних контактах Древнего Египта или очень интересного отрезка о искусстве бальзамирования. Пусть книга достаточно сложна в процессе прочтения, но свою роль в знакомстве с Древним Египтом для интересующего историей она, безусловно сыграет.
Андрей Мартьянов «Der Architekt. Проект «Германия»
Второй том трилогии Der Architekt с альтернативной историей Второй Мировой от издательства «Тактикал Пресс», вышедший в конце прошлого года.…
Прочитанное за октябрь-декабрь 2014 года
В итоге было прочитано двенадцать книг, все на темы русской и мировой истории. Хронологически самой первой была любопытная книжка в мягкой обложке…
Акунин «История российского государства», 1-2 тома.
Я, конечно, поступал с некой толикой предубеждения, прочитав сначала Нефедова в рамках блока по русской истории, а затем принявшись за Акунина, но…
Источник
Книга: Солкин Виктор Викторович «Египет. Вселенная фараонов»
Древнеегипетская цивилизация для нас во многом остается загадкой. Каждый год приносит все новые и новые открытия, которые помогают глубже, объективнее понять представления древних египтян. В книге впервые в отечественной египтологии дается целостный обзор древнеегипетской культуры: история, религия, космология, мировоззрение, литература, искусство, жизнь и быт, взаимоотношения Древнего Египта с окружающим миром. Ценность книги еще и в том, что она базируется на максимальном количестве источников: папирусах и текстах из гробниц и храмов, многие из которых переведены впервые, специально для этого издания.
Издательство: «Кучково поле» (2014)
Другие книги автора:
Книга
Описание
Год
Цена
Тип книги
Абидос. Ступени к бессмертию. Археологический путеводитель
Книга известного российского египтолога В. В. Солкина посвящена памятникам археологической зоны Абидос — одного из самых поразительных мест Египта. Здесь были похоронены древнейшие египетские цари… — Кучково поле, (формат: 84×108/16, 354 стр.) Египтология Подробнее.
2015
2288
бумажная книга
Солкин, Виктор Викторович
Солкин, Виктор Викторович
Род деятельности:
историк и музеолог
Солкин Виктор Викторович (род. 1977) — российский историк (египтология) и музеолог, создатель и руководитель Ассоциации по изучению Древнего Египта («МААТ»).
Содержание
Биография
Закончил Российский университет дружбы народов, факультет Гуманитарных и социальных наук, кафедра Всеобщей истории. Специализировался по египтологии и изучал древнеегипетский язык на базе Сектора Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина (личный ассистент Зав. Сектором 1993-1999) и Центра Египтологических исследований РАН (отделы выставок и внешних связей 1994-2000) [1] . Особую роль уделяет изучению истории и культуры Древнего Египта времени правления Рамсеса Великого и его преемников.
Участник двух Международных египтологических конгрессов; в 2004 году на IX Конгрессе в Гренобле представил доклад, посвященный комплексной реставрации петербургских сфинксов. [2] Как сотрудник ЦЕИ РАН в рамках своей компетенции участвовал в работе археологической экспедиции в Телль Баста в 1998 году, проводившейся ЦЕИ РАН совместно с Загазигским университетом.
Популяризатор египтологии в научно-познавательных («GEO», «Вокруг Света», «Восточная коллекция», «Журнал Фёдора Конюхова») и эзотерических («Новый Акрополь») журналах. Автор более 80 научных и научно-популярных публикаций, связанных с историей и культурой Древнего Египта, редактор и один из авторов первой российской национальной энциклопедии «Древний Египет», изданной в 2005 году с предисловием доктора Захи Хавасса. Публикации в рецензируемых научных журналах по египтологии отсутствуют [3] .
Соавтор концепции и научно-методического сопровождения экспозиции залов искусства Древнего Египта Музея им. И.В. Цветаева РГГУ, а также первой российской выставки произведений древнеегипетского и египтизирующего [неизвестный термин] европейского искусства из частных отечественных собраний, прошедшей в Москве в Крокус Сити Молл в 2004 году.
Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»
Ассоциация «МААТ» основана В.Солкиным (историк, президент Ассоциации) и В. Ларченко (IT-специалист, сотрудник МТУ-Интел, вице-президент Ассоциации) в 2000 году и является общественным объединением, занимающимся изучением истории Древнего Египта. С участием Ассоциации реализовано несколько выставочных и издательских проектов, декларируется «научная и популяризаторская деятельность в египтологии и смежных областях знания». [4] Члены Ассоциации принимают участие в археологических проектах в Египте (Луксор) и Судане (Джебель-Баркал).
Членство в Ассоциации добровольное с цензом по уровню образования на основе уплаты членских взносов. Членство в Ассоциации необходимо для посещения курса лекций «по истории, археологии, религии, языку и источниковедению Древнего Египта», читаемых лекторским составом Ассоциации. Сайт Ассоциации утверждает, что лекционный цикл сопровождается, в том числе, «специализированными занятиями в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Учебно-художественном музее им. И. В. Цветаева при РГГУ». [4]
Критика деятельности В. В. Солкина
Деятельность В. В. Солкина подвергается критике как в научном сообществе, так и в интернете.
Обвинения в плагиате
Д. Б. Прусаков в рецензии на книги Солкина [5] отметил текстуальные совпадения книг Солкина с работами других авторов. В частности, в своей книге «Солнце властителей» Солкин включает в свой текст значительные фрагменты из работ Ю. Я. Перёпелкина, И. А. Стучевского, М. А. Коростовцева, М. Э. Матье. По мнению сторонников В. Солкина, данные включения являются цитатами, так как сопровождены необходимыми сносками на первоисточники информации. Однако, они не заключены в кавычки.
Прусаков также указал, что, по его мнению, ряд представленных в работах Солкина переводов делался не с древнеегипетского оригинала, как утверждает автор, а с английских переводов Дж. Г. Брэстеда, М. Лихтхайм
Доклад на конгрессе египтологов в Каире
В 2000 году В. В. Солкин выступал с докладом на международном конгрессе египтологов с докладом «The Sculptural Representation of the Prince Khaemwese from Moscow». Как указывают критики Солкина, предложенная им атрибуция скульптурной головы ГМИИ I.1.а.6670 сыну Рамсеса II Хаэмуасу совпадает с данной О. Д. Берлевым в каталоге египетской скульптуры ГМИИ, который был закончен в рукописи и ждал публикации [6] . Однако доклад Солкина значительно выходил за рамки выводов Берлева, что было подтверждено документально. [7]
Фактические ошибки в работах Солкина
А. В. Сафронов отметил обилие фактических неточностей в статье Солкина «К вопросу о кризисе царской власти в древнем Египте эпохи второй половины XIX династии» [8] .
Основные опубликованные работы
Солкин В.В. К вопросу о кризисе царской власти в древнем Египте эпохи второй половины XIX династии // Древний Египет: язык, культура, сознание. — М, 1999. — С. 72-89.
Солкин В.В. Эпоха межкультурных контактов: древний Египет времени правления Рамсеса III (1185-1153 гг. до н. э.) // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. Материалы конференции кафедры всеобщей истории РУДН. — М, 2000. — С. 170-194.
Солкин В. В. Солнце Властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. — М .: Алетейа: Новый Акрополь, 2000. — 262 с.
Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М: Алетейа: Новый Акрополь, 201. — 448 с.
Солкин В.В. Сакральный аспект феномена знания в древнеегипетской традиции // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб: Алетейя, 2001. — С. 207-226.
Древний Египет. Энциклопедия / Солкин В. В.. — М: Арт-Родник, 2005.
Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы / Солкин В. В.. — СПб: Издательство «Журнал „Нева“», 2005. — 204 с.
Примечание:Московское издательство «Алетейа» и Санкт-Петербургское «Алетейя» — разные издательства. Работы на английском языке
Solkin V. The Sculptural Representation of the Prince Khaemwaset in Moscow // Proceedings of the Eighth International Congress of Egyptologists. Cairo, 2003, vol. III, pp. 401–405.
Solkin V. The Amenhotep III Sphinxes of St. Petersburg, Russia // KMT. The Modern Journal of Ancient Egypt. Vol. 14 (winter 2003—2004). pp. 34–41.
Solkin V. The Sphinxes of Amenhotep III in St. Petersburg: unique Monuments and their Restoration. // IX Congres International des Egyptologues. Grenoble, 2004.
Solkin V. (ed.) Sphinxes of St. Petersburg. Sun of Egypt on the banks of the Neva. Spb, 2005.
Solkin V. Sphinxes of St. Petersburg: History of purchase and general analysis of the monuments // * Solkin V. (ed.) Sphinxes of St. Petersburg. Sun of Egypt on the banks of the Neva. Spb, 2005. pp. 198–210.
Solkin V., Larchenko V. Amenhotep III: the Personality, Epoch and «the Style» of Civilisation. // * Solkin V. (ed.) Sphinxes of St. Petersburg. Sun of Egypt on the banks of the Neva. Spb, 2005, pp. 224–245.
Egyptian St. Petersburg: Egyptomania on the Banks of the Neva (совм. с В. Ларченко). // «КМТ». A Modern Journal of Ancient Egypt Vol. 16, no. 2. Summer 2005. pp. 78–87.
Solkin V. Attraction of Egypt. On the occasion of the 150th Birthday Anniversary of Vladimir Golenischev. // Ancient Egypt. Studies on the occasion of the 150th Birthday Anniversary of V. S. Golenischev. Annual of the Association of Ancient Egypt Studies «MAAT», vol. II. — Moscow, 2006, pp. 1–10.
Solkin V., Larchenko V.N. Otto Friedriech von Richter and Egyptian collection of the Kramskoy Regional Museum of Fine Arts (Voronezh). (co-author with V.N. Larchenko // Ancient Egypt. Studies on the occasion of the 150th Birthday Anniversary of V. S. Golenischev. Annual of the Association of Ancient Egypt Studies «MAAT», vol. II. — Moscow, 2006, pp. 125–135.
Solkin V. Vladimir S. Golenischev. Attraction of Egypt. «КМТ». A Modern Journal of Ancient Egypt. Vol. 17, no. 4. Winter 2006—2007.
Документальное кино
«Древний Египет — Земля Возлюбленная» (кинокомпания «Альтаир-ТВ», 2000 г.) — глава съемочной группы в АРЕ, соавтор сценария, консультант;
«Древний Египет — Земля Возрожденная» (кинокомпания «Альтаир-ТВ» при поддержке Министерства туризма АРЕ, 2001 г.) — глава съемочной группы в АРЕ, консультант;
«Мания Египта» (кинокомпания «Интерклассик» при поддержке Министерства информации АРЕ, 2004) — консультант, автор отдельных сюжетов, вошедших в фильм.
Примечания
↑«МААТ» — Ассоциация по изучению Древнего Египта
↑ Solkin V.V. The Sphinxes of Amenhotep III in St. Petersburg: unique Monuments and their Restoration. // IX Congres International des Egyptologues (Abstracts of Papers). — Grenoble, 2004, p. 110.
↑ По данным AIGYPTOS: A Database for Egyptological Literature.
↑ 12Сайт ассоциации МААТ
↑ Восток (Oriens) 2003, № 1. С. 180—190
↑ Опубликована в Берлев, О. Д.; Ходжаш, С. И. Скульптура древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Каталог. М., 2004, № 64, С. 202—203
↑ Solkin V. The Sculptural Representation of the Prince Khaemwaset in Moscow // Proceedings of the Eighth International Congress of Egyptologists. — Cairo, 2003, vol.III.
↑ Сафронов А. В. «Безымянный» сановник конца XIX династии и новые титулы «великого начальника казны» Баи // Вестник древней истории. 2008. № 3. С. 111, прим. 2
Ссылки
victorsolkin — Солкин, Виктор Викторович в «Живом Журнале»
Виктор Солкин (Пресс-портреты Яндекса)
Ответы Виктора Солкина на сорок один вопрос, заданные на персональной on-line конференции на сайте ИД «Аргументы и Факты»
Виктор Солкин. Полный перечень публикаций и иных проектов.
Интервью с Виктором Солкиным в журнале «Огонек»
Интервью с Виктором Солкиным на портале Правда.ру
Виктор Солкин в эфире радио «Маяк»
См. также в других словарях:
Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет … Википедия
Древний египет — Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда … Википедия
Древнего Египта — Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда … Википедия
Древние египтяне — Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда … Википедия
Осирис — (Osiris, Οσιρις). Главный египетский бог, супруг Изиды, первый насадитель культуры в Египте, победивший брата своего, злого Тифона. Он считался также богом солнца, отцом бога Гора. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш.… … Энциклопедия мифологии
АМОН — (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А. баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими … Энциклопедия мифологии
Мааткара Хатшепсут — Хатшепсут XVIII династия Новое царство Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств личное имя … Википедия
Хатшепсу — Хатшепсут XVIII династия Новое царство Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств личное имя … Википедия
Хатшепсут Мааткара — Хатшепсут XVIII династия Новое царство Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств личное имя … Википедия
Хатшепсут Египетская — Хатшепсут XVIII династия Новое царство Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств личное имя … Википедия