Аах (Ях) — лунное божество
Аах — бог Луны и лунного календаря Аах (Ях) – древнеегипетский бог Луны, отвечающий за лунный год (12×30 дней), почитался в Фивах. Первоначально слово «Аах» означало Луну как спутника Земли, в астрономическом смысле.
Поскольку вначале по древнеегипетскому календарю продолжительность года равнялась 360 дням, а Луна играла важную роль в хозяйственно-астрономических прогнозах, лунный бог приобрел большую популярность в Древнем Египте.
Популярный в эпоху Среднего царства
Культ Ааха (Яха) достиг максимума в период Среднего царства. Некоторые исследователи считают, что имя фараонов Яхмос (XVIII и XXVI династии) связано с этим божеством. Если такое предположение верно, то это говорит о значительном влиянии этого бога в отдельные периоды истории Древнего Египта.
Однако со временем древнеегипетские жрецы, заметив несовпадение календарного и реального года, произвели календарную реформу, добавив к 360 дням еще 5 дней. Мифы, освящающие божественную необходимость такой реформы, рассказывают о том, что бог мудрости Тот выиграл именно у Ааха в игре в кости по 1/72 сияния Луны в каждый день, и таким образом за год получилось пять дополнительных дней.
После этого культ Ааха постепенно начал терять популярность, хотя в одном из вариантов «Книги мертвых» он упоминается и говорит: «Я, лунный бог Аах, обитающий среди богов…».
Теории проиcхождения Ааха (Яха)
Подробности культа данного бога сейчас неизвестны. Также невелико и количество его изображений. Аах обычно изображался в антропоморфном виде с нарождающимся полумесяцем на голове, иногда подобно другим лунным богам — Тоту и Хонсу — имел голову ибиса или сокола. Также иногда изображался в виде полумесяца, опирающегося на столб Тота (джед), стоящий в лодке.
Существуют теории, согласно которым культ Ааха связан с появлением в Египте большого числа выходцев из Западной Азии (в том числе гиксосов), а сам Аах отождествляется с сирийскими и даже месопотамскими лунными божествами.
Обращают внимание и на схожесть имени Ааха (Яха) с еврейским Яхве, но точка в дискуссиях, насколько это совпадение является случайным, еще не поставлена.
Источник
Список лунных божеств — List of lunar deities
В мифологии , лунное божество является богом или богиней из Луны , иногда в качестве персонификации. Эти божества могут иметь множество функций и традиций в зависимости от культуры, но они часто связаны между собой. Некоторые формы поклонения луне можно найти в большинстве древних религий.
СОДЕРЖАНИЕ
Луна в религии и мифологии
Многие культуры неявно связывают 29,5-дневный лунный цикл с женскими менструальными циклами , о чем свидетельствуют общие лингвистические корни слов «менструация» и «луна» в нескольких языковых семьях . Это отождествление не было универсальным, о чем свидетельствует тот факт, что не все лунные божества являются женщинами. Тем не менее, во многих известных мифологиях изображены богини луны, в том числе греческая богиня Селена , римская богиня Луна и китайская богиня Чанъэ . Некоторые богини, включая Артемиду , Гекату и Исиду , изначально не имели лунных аспектов и приобрели их только в поздней античности из-за синкретизма с фактическим греко-римским лунным божеством Селеной / Луной . В традициях с богами-мужчинами имеется мало свидетельств такого синкретизма, хотя греческий Гермес приравнивается к египетскому богу Луны мужского пола Тоту . Никс — богиня ночи .
Также распространены лунные боги мужского пола, такие как Грех у месопотамцев , Мани у германских племен , Цукуёми у японцев, Игалук / Алигнак у инуитов и индуистский бог Чандра . Первоначальное протоиндоевропейское лунное божество, по- видимому, было мужчиной, со многими возможными производными, включая гомеровскую фигуру Менелая . Культуры с мужскими богами луны часто изображают богинь солнца . Исключением является индуизм, в котором присутствуют как мужские, так и женские аспекты солнечного божественного. У древних египтян было несколько лунных богов, включая Хонсу и Тота , хотя Тот — значительно более сложное божество. Сет представлял луну в египетском календаре удачных и неудачных дней.
Многие культуры ориентируются в хронологическом порядке по Луне, а не по Солнцу. Индуистский календарь поддерживает целостность лунного месяца и бог Луны Чандра имеет религиозное значение во многих индуистских фестивалей (например , Karwa Chauth , Sankashti Chaturthi , и во время затмений). Известно, что древнегерманские племена также имели лунный календарь.
Луна занимает видное место в искусстве и литературе , часто предполагая влияние на человеческие дела. Эта вера остается псевдонаучной особенностью астрологии .
Источник
Лунные боги Древнего Египта
В «сутолоке богов» Древнего Египта разобраться не всегда просто, что связано с отсутствием единой мифологической системы, а также со своеобразной религиозной автономией — в каждой области (номе) были свои боги. В прошлый раз в пантеоне египтян мы выделили солнечных богов. Но у египтян были и лунные боги.
Древнеегипетский пантеон
Древнеегипетский пантеон начал формироваться уже в додинастические времена (конец V тыс. до н. э. — 3.100 г. до н. э.), когда были заложены основы разделения на солнечных, лунных и земных богов.
Самыми древними были лунные боги, поскольку ранние земледельческие цивилизации связывали сельскохозяйственный цикл с лунными фазами. Считалось, что зерновые получают от луны больше пользы, чем от солнца, а в религиозных гимнах говорится, что бог Луны «дарует плодородие в ночное время».
К лунным богам в древнеегипетском пантеоне относятся Тот, Хонсу, Осирис, Ях, Мин, Хор; богини Баст, Хатхор, Нут, Исида. Лунные боги связаны с культами плодородия, счетом времени (первым календарем был лунный), смерти и возрождения (ассоциируемыми с природными циклами).
Символами и атрибутами лунных божеств часто являлись бык/корова, баран (или рога барана), глаз (смотрящее ночное Солнце), зеркало, круг, змея, кот/кошка, крылья, лодка, полумесяц, столп/конус. Цвета лунных божеств: белый, красный или черный, в зависимости от фазы Луны.
Ях — Хонсу — Тот — Осирис
С этой точки зрения интересна цепочка Ях-Хонсу-Тот-Осирис, являвшихся, по-видимому, ипостасями архаического лунного духа. Взаимосвязь этих богов, принадлежность к лунным богам можно определить по атрибутам: корона в виде полумесяца с покоящимся в нем диском полной луны, проявления в виде ибиса/сокола, покровительство счету (времени или жизни) и письму, знаниям, магии, земледельческим ритуалам.
Наиболее древним в этой триаде, вероятно, является Ях, который изначально олицетворял мужское «воинственное начало».
Слово «ях», собственно, и означает по-египетски «луна», когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Изображался он антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола, а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол.
Эти птицы сближают Яха с другим лунным божеством — Хонсу, который также изображался с головой сокола.
Имя «Хонсу» означает «проходящий, пересекающий (имеется в виду небо) странник, путник». Часто он изображался в виде юноши, закутанного в плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, свободны были только его руки, целиком или частично. На голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны.
Упоминания о Хонсу как о боге Луны можно встретить уже в «Текстах пирамид». Однако облик его довольно своеобразен: Хонсу выступает как свирепое кровожадное божество (кровь также является символом лунных божеств), помогающее умершему царю охотиться на других богов, душить их и поедать, чтобы завладеть их силой: «Земля дрожит, небо содрогается и боги трепещут, когда поднимается этот Пепи правогласный».
Это заклинание входит в так называемый «Каннибальский гимн» «Текстов пирамид», но его уже не встретить в поздней редакции, например в «Книге мертвых». В среднеегипетских «Текстах саркофагов» Хонсу назван «яростью, сжигающей сердца».
А вот в эпоху Нового царства Хонсу выступает уже как «прекрасный ликом» юноша, дитя в фиванской божественной триаде (сын Амона и Мут). Теперь его ипостасями становятся «Хонсу-дитя», «Хонсу-проводник» и — пожалуй, главная из них, — Хонсу Хесеб Ахау («Хонсу, исчисляющий время жизни»).
«Ночное солнце» Тот
Самым известным египетским богом с явными лунными атрибутами является Тот (Джехути), которого называли «серебряным диском», «ночным солнцем».
В «Книге коровы» рассказывается том, как Ра приказал Тоту быть его заместителем на небе, освещать землю, пока Ра светит мертвым в Дуате: «Сказало величество этого бога Тоту: «Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате».
Еще один лунарный сюжет, связанный с Тотом, включен в цикл мифов о тяжбе Гора и Сета за трон Осириса. В одном из эпизодов этого затянувшегося спора, коварный Сет пригласил ничего не подозревающего племянника к себе в гости, а ночью попытался совершить «над ним дело победы», то есть попросту изнасиловать его. Но благодаря предусмотрительности матери Хора — Исиды — все обернулось не в пользу Сета.
Чтобы очистить сына, Исида по его просьбе отрубила ему оскверненную руку, вместо которой у Хора появилась новая, а затем Исида и Хор поместили семя Хора на растение латук, бывшего излюбленным лакомством Сета, которое тот и съел к своему удовольствию. Сразу после этого Сет и Хор в очередной раз предстали перед судом богов, где Сет пытался дискредитировать племянника, сообщив о том, что ему, Сету, удалось сделать с Хором.
Но когда Тот, «Владыка истинных слов», воззвал к семени Сета, оно откликнулось из воды болота, куда Исида бросила руку Хора. Когда же Тот воззвал к семени Хора, оно откликнулось изнутри Сета, и вышло из его головы в виде золотого солнца. Разгневался Сет и попытался схватить золотое солнце, но Тот забрал его и поместил на свою голову. Это «золотое солнце» и есть Луна с которой связан Тот как воплощение лунного духа.
Тот чаще всего изображался в виде человека с головой ибиса (изогнутый клюв ибиса ассоциируется с полумесяцем, а черно-белое оперение воспринималось как указание на рост и убывание луны), но мог изображаться в виде павиана (павианы ночные животные, криками встречающие появление луны, они же встречали в Дуате умерших, приветствовали ладью Ра). Тот носит лунную корону, напоминающую корону Хонсу — диск полной луны, покоящийся внутри месяца.
Тот являлся божественным Судьей в Зале Двух Истин, поскольку упорядоченные изменения лунных фаз предполагают соблюдение твердо установленных законов, и в качестве бога Судьбы он отмерял продолжительность человеческой жизни прутом с зазубренным краем. В отличие от других лунных богов, связь Тота с земледельческими культами не очевидна. Но в его функции входила запись имени фараона на священной сикоморе, так что, он, вероятно, ассоциировался с духами деревьев (пережиток анимизма), которые также относятся к лунному культу. Ученые считают, что эта черта стерлась в результате его «специализации» и передачи части «полномочий» Осирису.
Осирис
Осирис — наиболее явное проявление лунного духа в египетской мифологии, он ассоциируется с духом зерна, с циклами смерти и возрождения.
В одном из гимнов, посвященных Исиде, он прославляется как бог, «который является нам, как младенец, каждый месяц», что является свидетельством в пользу лунной природы. В гимне Осирису-Сокару читаем: «Славься, живая душа Осириса, увенчавшая его Луной». В одном из храмовых песнопений Осирис назван быком (символом плодородия, типичным лунным символом): «Бык, порожденный двумя коровами, Исидой и Нефтидой…Он потомок двух коров, Исиды и Нефтиды…».
Часть мифа о разрубании тела Осириса (Сетом) и соединении тела (Исидой) также можно связать с убыванием и прибыванием Луны. Смерть Осириса в природной интерпретации — это новолуние, а пик могущества — полнолуние.
Отметим, что расчленение тела умершего (а также кремация) связано с погребальным обычаем древних египтян раннего додинастического периода (забота о сохранении тела была ими перенята у пришельцев из Азии). Даже в «Книге мертвых» можно найти отголоски старых ритуалов: «Я — Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да не будет голова умершего отнята от него… «.
В более поздние времена синтез лунных божеств приводит к возникновению объединенных форм имен этих богов, например, Хонсу-Тот, Осирис-Ях, Сокар-Осирис, Ра-Осирис и пр.
В период Нового царства атрибуты солнечного и лунного божественных культов, а также культ умершего царя сливаются в универсальном божестве — Амон-Ра.
Амон — фиванский бог, связанный с древними земледельческими культами, символом которого был баран, что говорит о его лунной природе; Ра — древнее гелиопольское божество, «дневное солнце», а в «Текстах пирамид» бог-покровитель умершего царя, символом которого чаще всего являлся солнечный диск.
В гимне Амону-Ра мы видим слияние солнечного и лунного божественных атрибутов: «Была земля во мраке, и стал свет после того, как ты возник. Озарил Египет лучами своими, когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, левый же глаз твой прогнал тьму ночную».
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Боги и богини Луны
Навигация по статье
Основные функции лунных божеств в мировой мифологии
Мы привыкли к тому, что с неба нам чаще всего что-нибудь светит, днем это Солнце, ночью на нас льется его отраженный свет с зеркальной поверхности земного спутника – Луны.
В различных этносах характер божеств лунной природы связан с такими функциями как:
- символизируют свет в ночное время;
- связь с животным миром, с подсознанием;
- беременность и материнство;
- податель живительной влаги, очищающей и дарующей бессмертие;
- цикличность времени – через постоянное повторение лунного цикла.
Знак зодиака, которым управляет Луна – это кардинальный водный знак Рак, его качества описывают все аспекты мира бога Луны.
Лунный металл – серебро.
День недели, символически связанный с лунными энергиями – понедельник.
Число – 7 и 28, иногда 30.
Еда – молоко и молочные продукты.
Зооморфные образы лунных божеств:
- рак и краб (связь со знаком зодиака Рак),
- сова (ночная птица, охотница),
- заяц, кролик (из-за схожести со скачкообразным движением Луны),
- корова (рога похожи на месяц, производит молоко).
Боги ночи и луны в мировой мифологии
Лунные боги Египта
Хонсу – имя бога Луны у египтян означает «проходящий», «небесный путник», также считался богом счета времени. Изображался в виде ребенка, смущенно держащего палец у рта, что помогало ему считать.
Неферхотеп – одна из форм бога Хонсу, целитель физического тела и психики человека. Его образ – человек с лунным серпом и диском на голове, а также с головой сокола.
Тот – изначально считался лунным, вытеснил собой культ лунного божества-зайца. Тот – исчисляющий лета, основатель всякого знания, создал календарь. Хранитель истории мира, посвящен во все тайны жизни и смерти, написал «Книгу мертвых» и «Книгу дыхания». Провожает умерших в подземный мир, и якобы его священные книги помогают пройти этот путь (сдается, что это хороший рекламный ход, использующий религию для роста продаж).
Когда солнечный бог Ра плачет и болеет, именно Тот промывает и очищает ему глаза своей водой дождя и рек.
Миф Тота эволюционировал и его функции постепенно отошли от изначальной лунной природы, он стал ассоциироваться с Гермесом-Меркурием.
Таурт – «защищающая», её образ для нас диковинный – беременная самка бегемота, имеющая женские руки и грудь, и специальную функцию – помогать женщине при родах и обеспечивать изобильное производство молока для вскармливания ребеночка. Считалась управительницей знака Рак.
Бэс – бог, помогающий при родах и охранитель семьи, где ожидаются или уже есть дети.
Изида – Луна-мать у египтян, до наших времен считается символом тайных знаний и интуиции. Изображается с лунными рогами на голове. Мать Гора, которого она родила от мертвого Осириса, смогла в своем беззаветном материнстве воскресить жизнь из смерти.
Женская богиня Луны, помогающая при родах и определяющая судьбу родившегося ребенка. Являлась также богиней воды, было даже такое представление о разливе Нила – это якобы Изида горюет по своему мужу Осирису и её слезы переполняют реку. В этот же период восходил Сириус, который называли «слезой Изиды».
Считается, что образ Изиды, кормящей младенца Гора грудью – является прообразом Богородицы.
Тефнут – богиня влаги, её отец – солнечный Ра, она же сама отождествлялась у египтян с Луной. Супруга то бога воздуха Шу, и тогда их союз символизирует расцвет природы. То бога охоты Онуриса, что направляет внимание Тефнут на животный мир, делая её также охотницей, как и многие лунные богини.
Соптед – божество Сириуса, как небесной звезды, одной из основных и любимых в Древнем Египте. Восход Соптед совпадал по времени с разливом реки Нил.
Сатис – богиня прохладной воды, её облик – женщина с рогами антилопы, поэтому её могли ассоциировать и с Изидой, а её рога – с лунным серпом.
Семиты и Библия
Ярих-Никкаль – «колдовство, чары», Ярих – семитский лунный бог, он существует в паре со своей супругой – Никкаль, женским лунным божеством. Это считается священным браком, лежащим в основе возрождения месяца и обеспечения небесной гармонии.
Луна и Солнце – живопись Татьяны Мироновой
Кусарот – духи, помогающее при родах, дали благословение Никкаль на рождение сына.
Аглибол – божественный лунный диск, ассоциировался с небесной ночной колесницей, что сближает этот образ с солнечным.
Тиннит – великая мать и охотница, с крыльями за спиной. Её обычные символы и то, что она держит в руках – лунный диск/серп и ключ жизни. Принадлежит к карфагенскому пантеону, в котором она – главное женское божество. Выступает богиней росы, охоты, а также деторождения и плодородия.
Царпанниту – «сверкающая серебром», аккадская мать Луна, её мужем считается Мардук.
Иоанн Креститель – с ним связан обряд очищения водой и нового рождения, слился с Иваном Купалой у славян.
Двуречье и Малая Азия
Нанна – «владыка знаний», шумерский древний бог Луны, считается что он родился в поземном мире, а сам является отцом солнечного божества Уту. Действует в противофазе к Солнцу, днем замещает светило в подземном мире, в царстве мертвых, а ночью на своей ладье путешествует по ночному небу.
Его функция также фиксация циклов, счет, как одна из возможностей познания мира.
До сих пор сохранился древний зиккурат бога Луны Нанны в Уре:
Син (Суэн) – аккадский месяц, считается что он 6 дней носит тиару, а в завершении седьмого дня её снимает. Это поверье символизирует скорость смены лунных фаз, которые составляют около 7 суток.
Числится супругом Инанны – богини плодородия и приносится Инанной в жертву своей сестре Эрешкигаль, управляющей подземным миром.
Арма – «больной, бледный», хеттское божество Луны, которая чаще всего не является полной, поэтому кажется лишенной части своей силы, то есть ослабленной и пассивной. По легендам, Арма однажды упал с неба и так и не смог после этого оправиться.
Кужух – имя бога Луны хуриттов, его изображали в головном уборе с полумесяцем. Является господином клятв, связан с серебром.
Мах (Нинмах)/Мами – персидская богиня-мать, «госпожа, величайшее божество», изображалась с грудным ребенком на руках. Считалось, что она вместе с Энки является создательницей людей из глины. Покровительствовала женщинам, являлась помощницей при родах, грудном вскармливании младенцев.
Индия и Иран
Сома (Чандра) – индийский бог Луны, является по отношению к людям подателем жизненной силы и потомства, а также обеспечивает человечеству пищу. Имя бога Луны индусов связано с божественным напитком, дарующим бессмертие.
Интересна легенда о появлении бога Чандры – дело было, когда боги пахтали океан с целью получить амриту. И их трудами сначала получилось молоко, которое при дальнейшем воздействии на него превратилось в масло. Следующий, после масла этап – явление месяца Сомы и его подъем на небо. Дальше океан произвел еще много волшебных существ и лишь в конце концов – возник божественный напиток амрита. Такая вот хитрая технология, больше похожа на эксперимент с непредсказуемым результатом…
Сарасвати – «струящаяся, изящная», Мать-река (иногда ассоциируется с рекой Инд), мать семи лунных потоков, лучшая из матерей. Она дарует человечеству пищу и здоровое потомство, а также способна даровать бессмертие.
Её лунные воды, которые обладают сладким, как материнское молоко, вкусом, связаны с вечным обновлением. Она играет роль очистительницы и целительницы, ведь это именно она, а не кто попало, лечила бога Индру.
Амертат – «бессмертие», дух растительности и живой воды иранского эпоса.
Раху – восходящий лунный узел. По легендам это демоническое существо, черное, творящее затмения, в том числе лунные. Представляется в виде бессмертной демонической головы, которую боги отсекли у демона (также называется голова Дракона), но он к этому времени уже успел выпить лунный напиток Сому. И теперь глотает по очереди – то Луну, то Солнце.
Особенно демон не любит Сому-Луну, «настучавшего» богам о том, что Раху покусился на напиток бессмертия. И глотает его при каждом удобном случае, то есть, как минимум раз в полгода.
Демоны Раху и Кету
Кету – нисходящий лунный узел, Хвост Дракона, работает в паре с Раху, поэтому тоже демон, но связан с красным цветом.
Ила – бог-андрогин, имеющий два пола, в своей женской форме известен под этим именем. Считается прародительницей царей Айлов (илов) Лунной династии в Древней Индии.
Скифы и славяне
В «Славяно-арийских Ведах», рассказано, что некогда, в древние времена, еще до потопа, на небе вокруг Земли вращались не одна, а три спутника, три Луны. Их имена: Фата, Леля и Месяц.
Месяц – это та Луна, одна из трех, которая осталась, до сих пор освещающая земное небо. Месяц – славянский бог Луны, вернее одно из лунных имен. Иногда его ассоциируют с трехглавым богом, который видит все три мира: Явь, Навь и Правь.
Леля (Дидилеля) – «дитя, дочка» богини Лады, считается божеством охоты, покровительницей зелени и природного обновления. Леля – одна из Трех Лун древнего мира, физическое тело её (как и Луны Фаты) исчезло с земного небосвода.
Дивия (Дива) – великая мать, славянская богиня Луны, сестра солнечного бога Хорса. Также как и Хорс, Дивия ездит на колеснице, только её время – ночь. И кони её описываются как белые или черные, – видимо их цвет меняется в зависимости от фазы Луны.
Известны обереги Дивии – так называемые Лунницы, они охраняют сон человека, который носит подобный оберег. А также служат талисманом для тех, кто желает развить свою интуицию, способности к предсказаниям.
Женщинам Лунница обеспечивает повышение уровня красоты и привлекательности, способствует развитию отношений с мужчиной, зачатию и рождению здоровых детей.
Купала – праздник Иваны Купалы 7 июля – посвящен летнему солнцевороту. Божества с таким именем, скорей всего, не существовало, это лишь персонификация Иоанна Крестителя в период насаждения христианства на Руси. С этим образом и праздником связан обряд очищения и обновления с помощью воды.
Боги Луны в Древней Греции
Селена (Мена) – «сияние, мерцание», как и солнечное божество – Гелиос, которому она то ли сестра, то ли жена (в людском восприятии), Селена ездит тоже на колеснице, но только по ночному небу.
Изображается в виде женщины с крыльями и факелом, освещающим мрак ночи и ведущей за собой звезды – небесных белоснежных ягнят, подаренных ей пастухом Паном.
Геката – колдунья, дочь небесного бога Урана. Особый аспект лунной божественности, связанной с теми днями лунного цикла, когда ночного светила не видно. Её место – перекрестки трех дорог, по смыслу это связывает Гекату со всеми тремя мирами, с глубинами человеческого подсознания. Хотя чаще всего она бродит по миру мертвых, миру Нави.
Логично считать её связанной с энергией тех двух легендарных лун (у славян их имена Леля и Фата), которые раньше также светили с небес, а потом были уничтожены.
Геката покровительствует колдунам, провидцам, способствует развитию интуиции, активации неизвестных программ человеческого бессознательного. Но у неё есть и добрые лунные функции – она также присматривает за детьми и охотниками.
Артемида – сестра-близнец солнечного божества Апполона, не успела родиться, сразу же помогла матери с приемом своего братика. Богиня охотница, считается девственницей, оберегающей свою чистоту. Она следит за традициями и исполнением обычаев олимпийскими богами, защищает жизненные устои всего пантеона.
Её называют еще «медвежьей богиней», что отсылает к древней матери людей в зооморфном облике медведицы. Эту богиню соотносят с созвездием Большой Медведицы, 7 звезд которого ассоциируется с семидневным лунным циклом.
Храмы Артемиды располагались у источников, считалось что богиня любит влагу.
Артемида-Илифия – отдельная ипостась Артемиды, покровительница и помощница рожениц.
Мен – месяц фригийского народа, по совместительству бог смерти, изображался в образе безбородого юноши, носящего за плечами серп. Покровитель растительного мира. У Мена жизнь такова: он все время умирает, уходя в подземный мир и заново воскресает.
Бендида – фракийский аналог Селены, с чертами Гекаты и Артемиды. Охотница, в Аттике – великая богиня, но её культ имел характер оргий.
Лето – мать-Луна, символ заботы о детях, чье тело уходит с небосвода для того чтобы родить нового месяца, в котором она снова обретет себя. Её божественные дети – Артемида и Апполон, ставшие славой своей матери.
Рим и Этруски
Диана – триединая богиня Луны, своим влиянием охватывает три мира – небесный, земной и подземный, объединяет народы, сплачивает союзы.
Покровительствует женщинам, в том числе беременным и роженицам, а также простому народу (луна – в астрологии символ народа, народной Души) и животному миру.
Люцина – «светлая», богиня новолуния, покровительница родов и хранительница брака.
Латона – родственна греческой богине Лето.
Кармента – «песенная», специальная богиня деторождения и колыбельных песен, которые мать поет своему новорожденному малышу. Еще одной ее функцией было – пророчествовать, в том числе через поэтические и песенные произведения.
Деверра – дух, охраняющий рожениц от злых духов, от испуга.
Матута – покровительница деторождения в римской мифологии, её еще называют Матер Матута. Она побуждает женщин молиться за всех детей семьи и рода, а не только лишь за своих. Она укрепляет род и поддерживает межродовые связи, особенно на уровне сестер.
Румина – «сосок», покровительствует грудным младенцам. Её зооморфный образ – вскормившая и оберегавшая Ромула и Рема римская волчица.
Карна – римская нимфа-охотница, у неё есть темный аспект – она заманивает влюбленные пары в лесные пещеры, что связано с её ролью богини подземного мира. Но при этом Карна защищает детей и покровительствует охотникам, что ассоциируется со светлыми функциями божественных лунных существ.
Скандинавские божества Луны
Мани – скандинавский бог Луны, брат Соль, управляющий звездным ходом. Согласно предсказаниям Вельвы, перед Рагнарёком, Мани будет проглочен огромным волчищем, что символически будет означать прекращение счета времени.
Хейдрун – божественная коза скандинавского эпоса, производила медвяное молоко. Его употребляли павшие воины в райской Валгалле, это молочко – гарантия сохранить бессмертие.
Идунн – «обновляющая», богиня вечной юности, хранительница яблони, которая плодоносит чудодейственными молодильными яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие богам Асгарда.
Дриады – лесные нимфы, смертные духи природы, покровительницы растений.
Прибалты
Менесс – «мерять», скандинавский бог луны, муж солнечной богини Саулес.
Лулькис – «материнская грудь», лунная богиня литовцев, защитница семьи.
Декла – латышское божество, покровительствует мамочкам и младенцам, помогает женщинами пеленать новорожденных детей. Охранительница детского сна в колыбельке.
Китай и Япония
Чан-си – самая древняя богиня Луны китайского пантеона, с лунными и материнскими чертами. Китайская богиня луны и жена первопредка Ди-цзюня, их дочери – 12 лун.
Цукуёми – «бог счета лун», японский бог луны – месяц, брат Аматэрасу – богини Солнца. По определенным причинам, Аматэрасу разгневалась на брата и не желая его больше видеть, постановила появляться им на небе по очереди: она – днем, он – ночью.
Рожден в тот момент когда божественный творец омыл свой правый глаз и из этих капель появился Цукуёми. Ведает морской поверхностью, водными отливами и приливами, он же влияет на циклы эмоциональных состояний человека.
Цукуёми нужно было приносить жертвы во время полнолуния, в этот период он наиболее открыт для молитв и просьб людей. В другие лунные фазы, божеству не до людей, он плачет.
Бися Юань-цзюнь – китайская богиня, покровительница матерей и младенцев, считается «чадоподательницей» и покровительницей животного мира.
Няннян – целый класс китайских божеств, «матушек», связанных с разными аспектами материнства и ухода за грудными младенцами.
Чан-э – изначально жена культурного героя, стрелка И, который раздобыл снадобье бессмертия и планировал выпить его вместе со своей женой. У Чан-э был выбор: употребить напиток вместе с мужем и вечно жить на Земле или выпить одной и вознестись на Небо. Чан-э так сильно хотела стать богиней, что выбрала второй вариант.
В результате этого выбора, она превратилась в лунное божество, одинокое и вечно печальное. Такая вот мораль лунной басни для женского населения Поднебесной…
Юэ ту – лунный заяц, составляющий компанию Чан-э, все время занят работой – толчет в своей ступке снадобье бессмертия.
Индейцы
Атаэнсик – луна богиня индейцев гуронов, это она якобы породила не только Землю, но и людей. Является бабушкой Солнца и правит нашим миром вместе со своим внучком.
Мецтли – бог Луны ацтеков, по их легендам когда-то Мецтли был подобен Солнцу и так же ярок. Пока кто-то из богов не запустил в него кроликом, после чего лунное сияние уменьшилось.
Иш-Чель – «радуга», майянская богиня Луны и материнства, принимает в том числе образы разных животных (часто изображается с зайцем), то есть способна сплетать разные формы бытия.
Сама врачевательница, помогает и покровительствует целителям. Также помогает женскому ремеслу ткачества.
Чиа – участница индейского мифа о том, что Луну создал бог-творец, уже завершая своё творение. Тогда он самого красивого мужчину сделал Солнцем, а самую красивую женщину превратил в ночное светило.
Тонацин – богиня-мать ацтекского пантеона, персонифицировала Луну и земное плодородие. Ещё одна её ипостась – Сиуакоатль, это уже богиня земли (ее образ – змея) и деторождения. Покровительница женщин, родов и материнства. Также была хранительницей душ женщин, умерших при родах.
Чуть позднее воплощала собой голод богов и нуждалась в человеческих жертвоприношениях.
Далее в христианские времена, её культ преобразован в почитание Пресвятой Девы Гваделупской. Также образу Тонацин-Сиуакоатль присущи черты более молодого божества – «водяной ведьмы» мексиканских поверий Ла Ллороны, бродящей по ночам и оплакивающей своих мертвых детей.
Майяутэль – богиня ацтеков, связана с эмоциональным экстазом и силами подсознания, которая по мнению индейцев, имела ни больше ни меньше, как 400 грудей. Её дух ассоциируют со знаменитой агавой, из которой делается опьяняющий, а в некоторых случаях и наркотический напиток – октли. Им, как допингом, пользуются люди, которым не хватает естественных чувств, он возвращает человеку состояние открытости младенца и лунную восприимчивость.
Патекатль – бог, являющийся мужем Майяутэль, его функция – давать людям исцеление, в том числе силы и лекарства. А также на нем лежат и все функции его божественной супруги. Их совместные дети – боги опьянения и распутства, символически связанные с образами кроликов, которых по количеству материнских грудей было 400.
Источник