—> —>Главная » 2015 » Апрель » 20 » Викторина о космосе с ответами
Урок-игра: (слайд 2) “Покорители космоса” посвящается 50-летию полёта первого человека в космос
Цель: (слайд 3) развитие творческого мышления обучаемых, повышение уровня и качества их знаний, расширить кругозор учащихся, познакомить уч-ся с жизнью и деятельностью пионеров космоса, заинтересовать космосом молодёжь, воспитать чувства гордости за нашу страну, которая открыла перспективы развития всей цивилизации.
Оформление: выставка книг по космической теме, выставка работ учащихся – викторины, кроссворды, тесты с выбором ответа, рефераты, стенд по теме: “Первый полёт человека в космос, стенды в кабинете “Главные конструкторы космических кораблей”, “Гагарин в Калуге”, “Циолковский — основоположник космонавтики” см. приложение 1.
Ход урока (слайд 4)
(сообщается цель урока, говорится о значении первого полёта человека в космос).
Викторина “Первые в космосе”.
Конкурс загадок (угадать фамилию “покорителей космоса” по подсказкам, подсказок – 5, с каждой новой подсказкой количество баллов уменьшается на 1 бал).
Тест на установления соответствия между фамилией и профессией “покорителей космоса”.
Слово расположено вертикально, уч-ся необходимо написать “космические” слова, начинающиеся с каждой буквы данного слова. Конкурс болельщиков.
Конкурс “Космические достопримечательности города Калуги”.
Подводится итог игре, итог по творческим работам учащихся.
(слайд 5) Организационный момент.
(сообщается цель урока, говорится о значении первого полёта человека в космос).
12 апреля 1961 года торжественный голос советского радио возвестил миру о том, что впервые в истории человек, преодолев земное тяготение, человек вырвался за пределы Земли. Люди назвали тот незабываемый космический полёт свершением века, начало новой эпохи в развитии цивилизации, а его главного героя – Ю. А. Гагарина – Колумбом космоса. Сделав первый шаг, люди пойдут дальше, добывать новые знания, новые сведения, раскрывать новые тайны. Это нужно всем нам.
Вопрос о приоритете во всякой области человеческой деятельности никогда не был праздным. “Первый самолёт, первый спутник, первый космический корабль и первый космический полёт – вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы”, — сказал Гагарин.
2) (слайды 6-12) Викторина: “Первые в космосе”
1. Кто автор первого проекта пилотируемого летательного ракетного аппарата?
– Николай Иванович Кибальчич.
Пионеры ракетно-космической техники.
– Кондратюк Юрий Николаевич и Цандер Фридрих Артурович.
Основоположник космических полётов.
– Циолковский К. Э.
Кого называли главным конструктором ракетно-космических систем?
Когда в СССР был выполнен первый полёт с собаками на высоту 110 км?
– 15 августа 1951 г.
Первый космический пассажир.
Название первого в мире искусственного спутника Солнца.
Какую задачу выполнила автоматическая станция “Луна-3”?
— Сфотографировала обратную невидимую сторону Луны.
– Искусственный спутник Земли.
Когда был запущен первый ИСЗ?
– 4 октября 1957 г.
Когда был осуществлён первый пилотируемый полёт?
Кто был первым космонавтом?
Кто первый летал с космической скоростью вокруг Земли на корабле “Восток-2”?
– Герман Степанович Титов, 6.08.61.
Кто из космонавтов летал в первом групповом полёте 11.08. 62?
— Николаев Андриан Григорьевич и Попович Павел Романович.
Кто из космонавтов впервые 5 суток (14-19 июня 1963 г.) жил и трудился среди звёзд?
– Быковский Валерий Фёдорович.
– Терешкова Валентина Владимировна.
Назовите экипаж первого трёхместного космического корабля “Восход”.
– Комаров В. М., Феоктистов К. П. и Егоров Б. Б.
Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
– Алексей Архипович Леонов.
Кто первым посадил корабль с использованием ручной системы управления?
– Павел Иванович Беляев, командир корабля “Восход-2”.
Назовите типы советских пилотируемых кораблей.
– Восток, Восход, Союз.
Кого называют Колумбом космоса?
3) Конкурс загадок (угадать фамилию “покорителей космоса” по подсказкам, подсказок – 5, с каждой новой подсказкой количество баллов уменьшается на 1 бал, слайд 13).
Загадка №1(слайд 14)
Был известным народовольцем-революционером. Он превосходно ознакомился со всеми свойствами нитроглицериновых препаратов и достиг истинной артистичности в пользовании ими. За участие в покушении на императора Александра II был казнён в 1881 г. Он первым в России начал разработку проекта ракетного летательного аппарата для полёта человека. Его имя носит одна из улиц г. Калуги.
Ответ: Кибальчич Николай Иванович.(1811- 1881)
Загадка №2 (слайд 15)
Прозвища в детстве он получал разные: птица, блаженный, девочка. Лет 10-11, в начале зимы, он простудился и заболел скарлатиной. Ребёнок выздоровел, но сильно оглох. В 1903 г. им был напечатан труд “Исследование мировых пространств реактивными приборами”. Более 40 лет он проработал учителем. В 1917-1918 гг. работал учителем математики в нашей школе (МВСОУ ОСОШ №1 г. Калуги). Музей космонавтики в нашем городе (г. Калуга) носит его имя.
Ответ: Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935).
Загадка №3 (слайд 16)
Он родился в Житомире в семье учителя, жил до 10 лет у родителей мамы в г. Нежине. Учился в профтехшколе г. Одессы, в КПИ г. Киева и в МВТУ г. Москвы, его дипломным проектом был легкомоторный самолёт. Особую роль в выборе жизненного пути сыграл его отчим Баланин Г. М. В 1957 г. был в Калуге при закладке памятника К. Э. Циолковскому в сквере Мира. Главный конструктор ракетно – космических систем.
Ответ: Королёв Сергей Павлович (1907-1966).
Загадка №4 (слайд 17)
Учился в профтехшколе г. Одессы, почётный гражданин г. Одессы. С 1921 г. увлёкся вопросами космонавтики, с 1923 состоял в переписке с К. Э. Циолковским. Основоположник отечественного ракетного двигателестроения. Работал с Королёвым, один из пионеров и творцов ракетно-космической техники. Одна из улиц микрорайона Байконур в г. Калуге носит его имя.
Ответ: Глушко Валентин Петрович.
Загадка №5 (слайд 18)
Сын московского слесаря, окончил специальную среднюю школу ВВС, Борисоглебское и Батайское военно – авиационные училища. С 1949 г. служил в истребительной авиации, в 1959 окончил ВВА им. Жуковского. В 1960 г. он был зачислен в отряд космонавтов. Ему было доверено возглавлять экипаж первого многоместного космического корабля “Восход” 12 октября 1964 г. Он погиб при испытании нового космического корабля “Союз-1”, на высоте 7 км. Его дублёром в этом полёте был его друг Ю. А. Гагарин. Имя крылатого сына Земли носят улицы в Париже, Лионе, Калуге.
Ответ: Комаров Владимир Михайлович (1927-1967)
Загадка №6 (слайд 19)
Он родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. После окончания школы поступил в ремесленное училище литейщиков, затем в Саратовский индустриальный техникум. Прочитав труды К. Э. Циолковского, он сделал доклад на физическом кружке, записался в местный аэроклуб. В 1959 г., после запуска третьей советской ракеты, обогнувшей Луну, подал рапорт с просьбой зачислить его кандидатом в отряд космонавтов. Его называют Сыном Земли, Колумбом космоса, Первым гражданином Вселенной.
Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968).
Загадка № 7 (для болельщиков, слайд 20)
Он родился 26 июня 1925 г. в с. Челищево Бабушкинского района Вологодской области в семье фельдшера. В 1932 г. семья переехала жить в д. Миньково. В 1942 г. работал токарем, затем приёмщиком готовой продукции на заводе. На морского лётчика учился в Ейском училище, 1944 г. Участвовал в войне с Японией. Когда на корабле “Восход-2” отказала автоматическая система управления, он посадил корабля вручную. Улица, ведущая к реке Оке, носит имя героя — однофамильца, в доме № 2 находится СШ № 8.
Ответ: Беляев Павел Иванович (1925-1970).
4) Тест на установления соответствия между фамилией и профессией “покорителей космоса”.(слайд21) Ответ для команд:
5 6 7 8 9 з ж е д и
1 2 3 4 5 г в а б З
Покорители космоса Профессия 1.Циолковский К. Э. А. Формовщик-литейщик 2.Королёв С. П. Б. Химик, революционер 3.Гагарин Ю.А. В. Строитель – черепичник 4.Кибальчич Г. Учитель 5.Егоров Б. Б. Д. Столяр 6.Николаев А. Г. Е. Инженер 7.Феоктистов К. П. Ж. Лесник 8.Попович П. Р. З. Врач 9. Глушко В. П. И. слесарь, токарь
5) Конкурс “Вертикаль”.
Без слайда. Слово расположено вертикально, уч-ся необходимо написать “космические” слова, начинающиеся с каждой буквы данного слова. Конкурс болельщиков.
Слова: Гагарин, Королёв, для болельщиков Циолковский (и)
Корабль Орбита Регул Облака Лайка (Ё) Европа Восток
Галактика Астрономия Год Апрель Ракета Интеркосмос Небо
Для старшеклассников – разгадать анаграммы, получить ключевое слово по вертикали из первых букв, слайды (22-27).
6) (Слайды 28-38) Конкурсы: Космические достопримечательности г. Калуги.
Калуга помнит Гагарина.
Сказать, что изображено на фотографиях (слева фото для первой команды, справа для второй)
7) (Слайды39-48) Астрономические вопросы [3]
Наше государство гордится тем, что первым вышло в космическое пространство и до сего дня сохраняет лидерство по многим показателям ракетно-космической деятельности. В нашей области с 2006 г. приступили к практическому применению спутников и информации с орбиты, чтобы улучшить качество жизни.
К концу 2006 года была составлена и утверждена целевая программа “Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007-2009 годы)”. Была создана первая очередь системы ИРИС, семь учреждений культуры нашей области подключены к сети “КултураКомСат”, на базе Калужского филиала МГТУ им. Баумана создан инновационно-образовательный космический центр первой очереди, навигационная система транспорта и логистики.
Источник
Гагарин — Колумб космоса
Игра «Блеф-клуб» по теме: «Гагарин – Колумб космоса»
Повышение интереса к космонавтике и личности Ю.А. Гагарине
Образовательные: расширение кругозора, развитие познавательных интересов
Развивающие: развитие речи, обогащение словаря, научного запаса слов, развитие умения владеть выразительными средствами языка, умения работать с документами
Подбор документов (аудио и видеоархивы, художественная литература, воспоминания, фото)
Подготовка презентации «Знаете, каким он парнем был!»
Разработка плана урока (основа – игра «Блеф-клуб»)
Подбор музыкального сопровождения
Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний
Домашнее задание (по желанию)
В течение нескольких лет в нашей стране заведена хорошая традиция. Каждый год называть годом какого-либо события или годом профессии и т.д.
2010 год был годом учителя, а 2011 — ?
Указом президента от 31 июля 2008 года 2011 год — Год российской космонавтики. Почему?
Рассаживаются по местам согласно карточкам
Тема нашего урока звучит так: «Гагарин – Колумб космоса»
Как вы понимаете данное название, расшифруйте его.
Цель нашего урока такова: расширить знания о Ю.А.Гагарине через исторические документы.
Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Документ 3 (видео)
Урок мы проведем в виде игры, которая называется «Блеф-клуб».
Вы разбиты на 2 команды: «Восток-1» и «Восток-6». Я буду задавать вопросы, начиная со слов «Верите ли вы, что..», а вы на них будете отвечать «да» или «нет» и с комментариями. За каждый правильный ответ вы будете получать часть космического корабля. В конце игры мы увидим: какая команда построит корабль, та и победит. Желаю удачи!
Вернемся в середину 50- годов 20 века.
1 в. — Верите ли вы, что популярный американский журнал «Таймс» объявил Н.С. Хрущева «Человеком 1957 года»? ( да) Почему?
Чтобы сохранить за СССР статус великой державы, руководство страны осознало, что в условиях начавшейся научно-технической революции без поддержки науки не обойтись. Расходы на науку увеличились в 4 раза, научных работников увеличилось в 2 раза, улучшилось материальное положение ученых, создаются научные центры в Новосибирске, Уфе, Владивостоке, Красноярске и т.д. в 1957 году – первый атомный ледокол, синхрофазотрон, первый искусственный спутник Земли.
2 в. — Верите ли вы, что начало в изучении космических просторов связано с полетом животных? (нет) 1 – искусственный спутник Земли
Совершим экскурс в историю изучения космического пространства. Расставьте события в правильном хронологическом порядке (от самого раннего).
Рассмотрите данную схему.
1– полет собаки Лайки
2– первый искусственный спутник Солнца
3 – полет человека в космос
4 – выход человека в открытый космос
5 – искусственный спутник Луны
6 – приземление на Луну
7 – групповой полет в космос
8 — грузовой космический корабль
9 – орбитальная станция
10 – запуск космического корабля с подводной лодки
11 – первый космический турист
Называю правильные ответы и даю комментарии, читаю с экрана.
3 в. — Верите ли вы, что Ю.А. Гагарин после школы окончил ремесленное училище? (да)
Документ. Фрагмент из книги Романова и Губарева «Конструкторы» о первом знакомстве конструктора космических кораблей С. П. Королева и Гагарина.
— Какие сведения вы узнали из этого простого диалога? (где родился, профессия, увлечение)
Увлечение переросло в профессию. Поступил в Чкаловское военное авиационное училище, стал летчиком-истребителем на Северном флоте, затем был переведен в отряд космонавтов.
4 в. — Верите ли вы, что корабль «Восток» в истории освоения космоса занимает особое положение, т.е. дважды первый? (да) Восток-1 и Восток-6 (первая женщина-космонавт В. Терешкова)
Корабль Гагарина был более 7 м в длину и более 6 тонн массы. Как чувствовал он себя перед полетом?
Аудиоархив – перед полетом.
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454531617.WAV (Перед полетом. Речь Гагарина.)
— Какие чувства испытывал Ю.А. перед полетом?
— О каком поединке идет речь в документе? В чем он выражается?
— О какой ответственности говорит Гагарин?
— Что вы не услышали, но почувствовали?
Посмотрите видеодокумент «Гагарин перед стартом».
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454531838.wmv (Гагарин перед стартом)
— Сколько витков совершил корабль на околоземной орбите?
5 в. — Верите ли вы, что полет Ю.А. Гагарина прошел без заминок? (нет) – приземление не в запланированном месте, а в Саратовской области. Ему часто передавали приветы с этих мест, но лишь через несколько лет он сможет посетить этот край, вспомнить, окунуться в ту атмосферу, атмосферу открытия, события для всей планеты.
6 в. — Верите ли вы, что газета «Комсомольская правда» выпустила специальный номер в связи с данным событием? (да) – показ газеты
Прочитайте заголовки в газете, проанализируйте их. Ответьте на вопросы: какие цели преследовали редакторы по отношению к читателям, что они хотели сказать этими заголовками и статьями?
7 в. — Верите ли вы, что Гагарин сообщил о проведенном полете Н.С. Хрущеву 13 апреля? (нет) – через 2 часа после приземления, в 13.00.
Прочитаем документ по ролям. 2 ученика.
— Какими вы увидели Хрущева и Гагарина в данном диалоге?
Почему выбор пал на Гагарина? Какими качествами он обладал? Ответить на данные вопросы вновь помогут документы. Это воспоминания друзей, журналистов, жены. Каждый получает документ, читает и ищет ответ на данный вопрос.
Прошло 50 лет. Но память о подвиге Юрия Гагарина живет. Каким образом? Как увековечивается имя в истории государства? (памятники, скверы, площади, улицы).
8 в. — Верите ли вы, что в городе Петрозаводске живет память о Гагарине? (да) – площадь Гагарина (вокзал)
9 в. — Верите ли вы, что наша школа была связана с именем этого космонавта? (да) – пионерская дружина имени Ю.А. Гагарина.
С какой целью пионерским отрядам и дружинам давали имена героев? Чем занимались школьники? Как чтили память летчика-космонавта? Какие мероприятия и сегодня проводятся в школе?
Итак, подведем итоги игры. Какая команда полетит сегодня в космос? Кто победители?
Сколько деталей у каждой?
Предлагаю оценить свою работу на уроке по соответствующей методике (самооценка по 10-б шкале).
— Получил прочные знания, усвоил весь материал, со всеми заданиями справился, удовлетворен своей работой – 9-10 б
— Усвоил новый материал частично, допустил ошибки – 7-8 б
— Мало что понял, допустил много ошибок, необходимо еще поработать, почитать материал – 4 – 6 б
— ничего не понял, с заданиями не справился – 0-3 б
Напишите сочинение-размышление на тему «Самая главная черта характера человека»
Какие выводы вы делаете для себя по итогам нашего урока? Какой след у вас остался? Что вам хочется сказать?
А я хочу закончить словами самого Ю.А. «Я благодарен судьбе за профессию». Он преодолел большой путь, чтобы стать тем, кем он стал. Очень важно в жизни выбрать свой путь, свою профессию, свое место в жизни. Каждому из нас необходимо состояться как личность.
Человек, как звезда, рождается,
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в вечности…
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Я желаю вам стать этими звездами, а это значит идти к цели, никогда не сдаваться, быть упорными, трудолюбивыми как Ю.А. Гагарин.
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454532029.mp3 (Песня сопровождает слайд-шоу)