Особенности композиции и сюжета в произведении «Кладовая солнца»( урок с применением Дальтон технологии)
Тема: «Особенности композиции и сюжета в произведении «Кладовая солнца»( урок с применением Дальтон технологии)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (мастерская ценностных ориентаций)
Вид урока: комбинированный (лабораторный урок с элементами коллективного)
Содержательная: Выявление особенностей композиции и сюжета сказки-были «Кладовая солнца» . Работа над идейно-художественным своеобразием произведения; Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Философская глубина и художественное своеобразие произведения.
Деятельностная: Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества. Развитие навыков коммуникации устной речи. Умение анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении. Воспитание любви к природе. Формирование нравственно – этических норм и ценностей.
Быть счастливым – делать добро
Анатолий Чепуров(смоленский поэт 20 века)
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)
— Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок литературы проведу у вас я .
-Ребята, знакома ли вам ягода, которая находится у меня в корзине.
-Если не знаете, я вам помогу. Это клюква.
-Я принесла сегодня ягоду, которая растет на болоте и славится своими целебными свойствами. По богатству биологически активных веществ и минеральных солей клюква является одной из самых полезных дикорастущих ягод, применяемых для лечения многих заболеваний. В народе клюкву называют «молодильной» ягодой.
-А как вы думаете, почему я сегодня пришла на урок литературы с клюквой? (Потому что в произведении Пришвина «Кладовая солнца» дети отправились за клюквой).
— Действительно, в сказке-были «Кладовая солнца» действие разворачивается на болоте, где и растет эта ягода.
— Сегодня мы с вами будем рассуждать о композиции и сюжете произведения «Кладовая солнца». Обратите внимания на слова смоленского поэта Анатолия Чепурова, которые станут эпиграфом к нашему уроку.(зачитать, отдельно каждое слово) Не случайно в конце предложения нет никакого знака конца предложения. Одной из целей нашего урока станет выбор правильного знака завершения нашего эпиграфа (Метапредметная). В процессе обсуждения мы должны будем разъяснить его смысл.
-Чтобы урок наш прошел плодотворно и эффективно, сегодня вы, познакомившись с заданиями до начала урока, самостоятельно разделились на 3 группы.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности (проверка д. з.)
-Прежде чем мы с вами перейдем к работе с текстом художественного произведения, давайте вспомним тропы, т. е. средства выразительности, с помощью которых и создаются яркие образы и зрительные картины.
— о языке произведения сказал: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники». Я хочу вернуть вас на страницы произведения Кладовая солнца. Пришвин о клюкве сказал так «рассыпалась яркими бусинами» Как называется это изобразительно-выразительное средство(метафора). В произведении следующий троп помогает живо представить образ удивительной ягоды «осыпучая клюква». Как в литературе мы называем это изобразительно – выразительное средство.(эпитет). К какому тропу относится следующее словосочетание «красная, как кровь» (сравнение). Следующий троп«прячется в болотной кочке помогает образному восприятию мира природы. Назовите изобразительно-выразительное средство. Красота природы, ее богатый мир раскрывается и при помощи данного тропа «Клюква величиной с орех». Как он называется.
— Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
3.Постановка учебной задачи
— Каким образом эта маленькая ягода повлияла на отношения Насти и Митраши, помогла им разобраться, в чем правда жизни. Чтобы решить эту проблему нам необходимо знать особенности композиции и сюжета.
— Посмотрите на доску, вот этими отрезками условно обозначены составляющие сюжета любого произведения. Давайте повторим с вами. Вы знаете 4 элемента сюжета. На доске перед вами этими условными отрезками схематически представлен сюжет. Назовите элементы сюжета, а Алина восстановит их нам в правильной последовательности.
Завязка-это событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения.
Развитие действия-система событий, вытекающих из завязки.
Кульминация-момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
Развязка-— окончание действия или завершение конфликта между персонажами в литературном произведении
— Но у каждого произведения и композиция, и сюжет неповторимы. И сегодня пошагово, собирая нашу композиционную мозаику, анализируя сюжет произведения, в итоге урока мы ответим на проблемный вопрос, заявленный эпиграфом к нашему уроку.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
— Любое произведение начинается с экспозиции. Экспозиция от лат. expositio показ.
Вступительная часть литературного произведения. Подготавливает восприятие читателя к дальнейшему развитию событий. Располагается в начале произведения.(рабочий лист)(Выставляю линию)
— Ее можно сопоставить с зачином сказочным. Приведите примеры сказочного зачина. (Примеры зачинов)
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
— Что является экспозицией в произведении «Кладовая солнца»? (В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…)
— Посмотрите на наши литературные пазлы. Какой из них мы можем поставить первым. Почему?
Мы положили с вами начало нашей композиционной мозаики.
— Итак, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую.
— 1 группа учащихся на основе текста должна проследить нравственное развитие литературных героев, а также используя иллюстративный материал, подготовить публичную презентацию своей работы.
— Второй группе необходимо проанализировать легенду об Антипыче и ответить на вопрос:зачем М, М.Пришвин включил эту легенду в произведение.
— Третьей группе учащихся предстоит объяснить значение образов-символов в произведении «Кладовая солнца» и собрать нашу композиционную мозаику.
— На выполнение данного вида работы вам отводится 10 минут. После того, как предоставленное время истечет, вы должны будете представить итог своей работы. Это может сделать один представитель от группы или так, как вы решите. Здесь вам вновь предоставляется свобода выбора.
1группа (Персонажи)(Написать тексты)
— Почему про Настю сказано, что она была как «Золотая курочка на высоких ножках»?( Настя напоминает золотую курочку не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием)
— Почему Настя незаметно сошла с «набитой» тропы? (Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности)
— Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему именно лось видит Настю, а не Настя лося?( Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека; Настя забыла о брате)
— Почему Настя, по воле автора, увидела Травку в самый сложный для себя момент (плачет лежа на земле)? (Травка, как напоминание о любви, верности, возвращает героиню к человечности, к правде)
— Объясните, почему Настя всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям?( Она отдала ее эвакуированным детям. Оказалось, что девочка «мучилась про себя за свою жадность». И в этом поступке-победа Насти над собой, самая трудная победа.)
— Как учителя называли между собой Митрашу? ( Мужичок в мешочке)
— Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки? (Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь)
— Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду? Почему это произошло?( Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем-то проторенной давным-давно. Обманула мальчика Слепая елань – топкое место, которое показалось ему безобидной тропинкой. (слепая елань затянута травой). Митраша не знал секрета Слепой елани, не захотел обходить ее по белевшей траве и попал в топь. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, и сумел избежать беды.)
— Какую роль в повести играет собака Антипыча – Травка? Как описывает ее ? Назовите основные черты характера собаки.(Травка – охотничья собака, гончая, первоначальное имя у нее было подходящее-« Затравка», от охотничьего слова травить. Но кличка Травка – ласковее, нежнее. Шерсть у Травки рыжего цвета, вдоль спины черный ремешок, а вокруг глаз черные полоски, с загибом вроде очков. Глаза от этого кажутся очень большими. Взгляд у этой собаки очень умный. Она все понимает. Травка – верный друг людей, она очень любила Антипыча и сильно тосковала, когда он умер. Она утешает Настю, помогает Митраше выбраться из Слепой елани, признает его за нового молодого хозяина. Травка очень ласковая, любящая собака, ей необходимы люди, которым она будет преданно служить)
— считал Травку главным героем повествования, почему?( Даже после смерти лесника Травка следует тем правилам жизни, которые внушил ей Антипыч. («Она гоняла зверей для. Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя. А теперь, когда умер Антипыч, ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Случалось, не один раз на жарком гону она забывала, что гонит зайца только для того, чтобы поймать его и съесть. До того забывалась Травка на такой охоте, что, поймав зайца, тащила его к Антипычу, и тут, иногда, услыхав стон деревьев, взбиралась на холм, бывший когда-то избушкой, и выла, и выла. ». Одичавшая собака сталкивается с человеком и по его взгляду, голосу, неуловимым оттенкам признает в нем того «великого Антипыча», без которого жизнь ее лишена смысла. Именно в близости к природе, в общении с ней и человек постигает свою собственную силу и красот)
2 группа(Составить связный текст)
-Какова роль легенды об Антипыче в произведении «Кладовая солнца»?
— Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка летУ него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее «травить» (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее — Травка.
— Все-таки Антипыч жив или умер? (Для вывода после рассказа детей)( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».(Хранитель мудрости, правды и истины)
-Без этой легенды сложнее было бы понять к чему пришел Пришвин. Он как связующее звено, помогающее понять самое главное: всегда в любых ситуациях нужно оставаться человеком, заботиться о ближнем, любить и помогать друг другу.
3 группа (Объяснение образов-символов)
— Каково значение образов – символов?
— Перечитайте эпизод «Сосна и ель». Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование? (Автор преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение — на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во-вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один — извечный враг человека, другой — его надежный друг, в-третьих, с елью и сосной связана тема дружбы и соперничества: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же. Желание доказать правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.)
-Какую роль играют в повести звери и птицы? (Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждебно: он охотник, ружье несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка, лисичка и особенно волк хотят ему зла. Другие — чибис, кулик, глухарь — жители лесного мира предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором. Некоторые животные напоминают героев, служат для разъяснения их состояния или черт характера. Глухарь Косач похож на важничающего Митрашу. А змея гадюка становится упреком для Насти, заставляет опомниться от порыва жадности, бездушия по отношению к брату)
— Пришвин, описывая животных всего несколькими чертами, дает им характеристику. Составьте описание врага человека – волка Серого помещика.(Серый помещик – старый, матерый волк, необыкновенно злой и коварный. У него всего одно ухо, другое, наверное, отстрелили или потерял в кровавой драке с другими волками. Глаза очень злые, безжалостные. Он лютый враг людей. Волки нападают на людей чаще всего зимой, кода мало дичи, а Серый помещик свирепый, голодный, злобный и беспощадный, готов охотиться за людьми в любое время года. Даже Травка, друг человека, становится для него вечным врагом, не зря так внимательно прислушивался он к ее тоскливому вою. Видно, много зла причинил волк деревенским жителям, раз они все собрались посмотреть на него, убитого Митрашей.)
— Для чего автор вводит в повествование образы – символы: солнце, облако, тетерев-косач; пенек, змея, костер, лежачий камень? Что они помогают понять читателю?( Солнце – это не только жизнь, но и время. Солнце олицетворяет «вечность». Люди неразрывно связаны с прошлым и будущим, с вечными, общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов. Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. В отрывке «Тетерев-Косач» Пришвин показывает красоту природы. Под лучами солнца тетерев-косач «стал расцветать». «На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив радужный, раскинутый лирой хвост». Лежачий камень – отправная точка к тропам Насти и Митраши, как в сказке:налево пойдешь…Встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими своими действиями. Костер – символ тепла, света, добра)
-Скрещенные деревья – деревья соперничают между собой, как и Настя с Митрашей. Не случайно спор детей произошел под этими деревьями. Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга
— Тетерев косач – олицетворение красоты природы, умиротворение, ничего не предвещало беды.
-Облако и солнце-Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
-Лежачий камень – отправная точка перед бедой
-Пенек – символ добра, так как пенек отдавал тепло
-Змея – увидев змею, Настя признала в ней себя.
-Серый помещик – символ зла.
-Костер – Символ тепла, единства.
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать.
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
-Надеюсь, что вы достали свою звезду, готовы к ответам…
5. Этап актуализации самостоятельно приобретенных знаний
— Предоставляю слово 1 группе. Кто из 1 группы начнет? Вывод по 1 группе:
— Предоставляем слово 2 группе….. Вывод по 2 группе:
— Спасибо. Продолжит работу представитель 2 группы.
— Я приглашаю к разговору 3 группу, которая объяснит значение образов – символов в произведении и завершит композиционную мозаику.(Расставить символы)
— Я хочу обратить ваше внимание, что по такому сюжетному пути прошли наши герои в поисках истины.
— Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности? (Спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера – жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».)
— Какую роль играют элементы сказочного сюжета в повествовании?(Авторская мысль о том, что мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна)
— В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости? (Рисуя Настю и Митрашу в ответственный момент их жизни, Пришвин подчеркивает то новое, что формируется в человеке и условиях нашего времени, «нового и великого», по словам самого Пришвина. На примере жизни юных героев писатель показывает, что успех приходит к тому, кто обращает свои силы и ум на пользу людям, кто руководствуется в своих действиях именно такой «правдой жизни». Каждому из героев удается одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы. «Лобастый» Митраша избирает путь «открывателя», по которому, он идет, не боясь препятствий, крепко веря слову отца, его убежденности в человеческом первенстве в природе. Горячность и опрометчивость, чуть было не стоившие мальчику жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой, умением подчинять своей воле силы природы. Писатель оправдывает путь искания Митрашш в борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника — волка.
Во всем этом заложена авторская мысль о важности творческого начала в человеке, о необходимости поисков и открытий, о неизбежных трудностях и борьбе на пути к лучшему в жизни.
Благоразумная Настя идет проторенной дорогой, проверенной многими. Путь «осваивателя» более спокойный и легкий. Но и здесь, по мысли Пришвина, победа возможна ЛИШЬ тогда, когда человек не забывает о других. Настя сумела победить свою минутную слабость, и была вознаграждена радостью встречи с братом.)
— Что общего имеет развязка Кладовой солнца со сказочным концом? (Утверждается возможность победы над злыми силами.- Вот в этом и заключается особенности композиции данного произведения. Недаром она называется сказка – быль, потому что здесь мы неоднократно встречаем сказочные элементы. Давайте еще раз все вместе назовем их. (Экспозиция – зачин, мотив запрета (что нельзя, а хочется), счастливая концовка: Добро побеждает зло.)
— Символом чего является сердце. (Любви, жизни) И почему именно этим образом-символом мы завершили нашу мозаику? (Потому что быть добрым – значит быть счастливым)
— Составив композиционную мозаику и раскрыв образы литературных героев, мы с вами должны решить, какой же знак будет самым правильным знаком завершения для нашего эпиграфа. Быть счастливым – делать добро(ставлю!)
— Я тоже так считаю, вы совершенно правы. Когда человек помогает другим людям, протягивает руку помощи в трудную минуту, готов всегда и во всем подставить плечо, тогда он испытывает чувство удовлетворения. Вот тогда он по-настоящему счастлив. Настя с Митрашей сделали правильные выводы
МОЖНО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.
Можно быть счастливым,
Просто глядя в небо,
Упиваться счастьем,
Сидя у реки,
И лететь на крыльях
В дали, где ты не был,
И добром, участьем
Греть свои деньки.
Можно быть счастливым,
Обретая дружбу,
Если рядом люди,
Близкие тебе,
Если в день тоскливый
Ты кому-то нужен,
Значит, счастье будет
Рядом по судьбе.
Можно быть счастливым-
Бедным иль богатым-
Просто Человеком
Добрым надо быть.
И умом пытливым
То беречь, что свято,
Чтоб от века к веку
Душу не сгубить..
— Ребята, я благодарна вам за сегодняшний урок.
— Оценки за урок.(комментируй)
7. Домашнее задание
На следующем уроке вы будете писать сочинение «Сравнительная характеристика Насти и Митраши». Предлагаю вам составить план сочинения:
1.простой(Обязательное для всех)
2. цитатный.(По вашему желанию, выполнять его не обязательно, но если вы выполните его, ваша подготовка к сочинению будет более глубокой.)
-Запишите домашнее задание
— Мне бы хотелось знать, с каким настроением вы уходите сегодня с урока. У вас на столах находятся полоски разного цвета, поднимите ту полоску, которая соответствует вашему настроению.
Красный – полностью удовлетворены уроком
Желтый – не удовлетворены уроком
Зеленый – не все этапы вас заинтересовали
-А сейчас, если есть желающие, я приглашаю попробовать эту ягоду.
Тема урока: «Особенности композиции и сюжета в произведении «Кладовая солнца»»
Быть счастливым – делать добро
1.Экспозиция от лат. expositio — показ. Вступительная часть литературного произведения. Подготавливает восприятие читателя к дальнейшему развитию событий. Располагается в начале произведения.
2. Проследите нравственное развитие литературных героев ( 1 группа)
— Почему про Настю сказано, что она была как «Золотая курочка на высоких ножках»?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Почему Настя незаметно сошла с «набитой» тропы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему именно лось видит Настю, а не Настя лося?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Почему Настя, по воле автора, увидела Травку в самый сложный для себя момент (плачет лежа на земле)?________________________________________________________________________________________________________________________________________ — Объясните, почему Настя всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Как учителя называли между собой Митрашу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду? Почему это произошло?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Какую роль в повести играет собака Антипыча – Травка? Как описывает ее ? Назовите основные черты характера собаки______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— считал Травку главным героем повествования, почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Домашнее задание: подготовка к сочинению по теме «Сравнительная характеристика Насти и Митраши»:
— составьте простой план сочинения;
— составьте цитатный план сочинения
Тема: «Особенности композиции и сюжета в произведении «Кладовая солнца»
Быть счастливым – делать добро
1.Экспозиция от лат. expositio — показ. Вступительная часть литературного произведения. Подготавливает восприятие читателя к дальнейшему развитию событий. Располагается в начале произведения.
2. Какова роль легенды об Антипыче в произведении «Кладовая солнца»?
— Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Домашнее задание: подготовка к сочинению по теме «Сравнительная характеристика Насти и Митраши»:
— составьте простой план сочинения;
— составьте цитатный план сочинения
Тема: «Особенности композиции и сюжета в произведении «Кладовая солнца»
Быть счастливым – делать добро
1.Экспозиция от лат. expositio — показ. Вступительная часть литературного произведения. Подготавливает восприятие читателя к дальнейшему развитию событий. Располагается в начале произведения.
2. Объясните значения образов – символов (3 группа)
Скрещенные деревья — _______________________________________________________________________
Тетерев косач — _______________________________________________________________________
Облако и солнце -_______________________________________________________________________
Лежачий камень — _______________________________________________________________________
Серый помещик — _______________________________________________________________________
3.Домашнее задание: подготовка к сочинению по теме «Сравнительная характеристика Насти и Митраши»:
— составьте простой план сочинения;
— составьте цитатный план сочинения
Настя и Митраша — брат и сестра, которые рано осиротели. Настя напоминает золотую курочку не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием. Митрашу учителя называли «Мужичок в мешочке». «Мужичок в мешочке» потому, что в своём десятилетнем возрасте он уже выполнял всю мужскую работу в доме.
Однажды дети отправились за клюквой и около Лежачего камня поссорились: не могли решить по какой тропе необходимо продвигаться дальше.
Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе.
Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходят», но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она престала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Даже лось не признал в ней человека.
Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по незаметной тропинке. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, и сумел избежать беды. Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия показывает, что Митраша выбрал более короткий (легкий) путь
«Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).
Даже после смерти лесника Травка следует тем правилам жизни, которые внушил ей Антипыч. («Она гоняла зверей для. Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя. А теперь, когда умер Антипыч, ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Случалось, не один раз на жарком гону она забывала, что гонит зайца только для того, чтобы поймать его и съесть. До того забывалась Травка на такой охоте, что, поймав зайца, тащила его к Антипычу, и тут, иногда, услыхав стон деревьев, взбиралась на холм, бывший когда-то избушкой, и выла, и выла. ». Одичавшая собака сталкивается с человеком и по его взгляду, голосу, неуловимым оттенкам признает в нем того «великого Антипыча», без которого жизнь ее лишена смысла. Именно в близости к природе, в общении с ней и человек постигает свою собственную силу и красот.
В конце произведения Настя отдала клюкву эвакуированным детям. Девочка «мучилась про себя за свою жадность». И в этом поступке-победа Насти над собой, самая трудная победа
С самого начала произведения мы попадаем в чудесный мир, где все живое взаимосвязано и где природа принимает самое непосредственное участие в судьбе героев.
По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Автор включил эту легенду не случайно, он преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение — на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во-вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один — извечный враг человека, другой — его надежный друг, в-третьих, с елью и сосной связана тема дружбы и соперничества: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же. Желание доказать правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.
Звери и птицы также играют огромную роль в сказке – были. Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждебно: он охотник, ружье несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка, лисичка и особенно волк хотят ему зла. Другие — чибис, кулик, глухарь — жители лесного мира предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором. Некоторые животные напоминают героев, служат для разъяснения их состояния или черт характера. Глухарь Косач похож на важничающего Митрашу. А змея гадюка становится упреком для Насти, заставляет опомниться от порыва жадности, бездушия по отношению к брату.
Серый помещик – старый, матерый волк, необыкновенно злой и коварный. У него всего одно ухо, другое, наверное, отстрелили или потерял в кровавой драке с другими волками. Глаза очень злые, безжалостные. Он лютый враг людей. Волки нападают на людей чаще всего зимой, кода мало дичи, а Серый помещик свирепый, голодный, злобный и беспощадный, готов охотиться за людьми в любое время года. Даже Травка, друг человека, становится для него вечным врагом, не зря так внимательно прислушивался он к ее тоскливому вою. Видно, много зла причинил волк деревенским жителям, раз они все собрались посмотреть на него, убитого Митрашей.
Автор вводит в повествование образы-символы. Солнце – это не только жизнь, но и время. Солнце олицетворяет «вечность». Люди неразрывно связаны с прошлым и будущим, с вечными, общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов. Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. В отрывке «Тетерев-Косач» Пришвин показывает красоту природы. Под лучами солнца тетерев-косач «стал расцветать». «На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив радужный, раскинутый лирой хвост». Лежачий камень – отправная точка к тропам Насти и Митраши, как в сказке:налево пойдешь…Встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими своими действиями. Костер – символ тепла, света, добра
Источник