О каком городе пел Цой в песне «Звезда по имени Солнце»?
Белый снег, серый лед
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней —
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака
Закрывая небесный свет.
А над городом — желтый дым
Городу две тысячи лет.
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце…
Так начинается одна из самых известных песен группы «Кино». Песня написана для не менее знаменитого фильма «Игла», действие которого происходит в Алма-Ате. Да и сочинялась она буквально на коленке, во время посиделок в квартире режиссера этой картины Рашида Нугманова.
До начала съемок Цой не раз бывал в Казахстане, ведь оттуда родом был его дед, семью которого выслали из Приморья в Среднюю Азию в 1937 году, как и всех советских корейцев. Но гостил он у родственников в Кызыл-Орде, а в Алма-Ате оказался впервые.
Тем не менее, как неглупый человек, он знал, у города, на тот момент бывшего казахской столицей, возраст, все-таки, существенно поменьше. Несмотря на то, что на ее территории в древности существовали стоянки местных полукочевых племен, поселение тут было основано только в 1854 году. Даже не город, а русская крепость – Верный.
Поэтому увековечение в песне Алма-Аты не выдерживает критики.
Сам автор прояснить ничего не пожелал: «Понимаете, объяснять песню – это все равно что объяснять анекдот. Это неинтересно. И я не хотел бы ничего рассказывать. Я считаю, что все, что надо, так уже есть».
Из-за такого отказа фанатских версий куча. Многие, кстати, считают, что поется об Иисусе Христе и Иерусалиме, хотя сакральная еврейская столица существенно древнее.
Вот почему куда более вероятным является предположение, что Цой спел о городе Таразе, который в то время назывался Джамбулом. Да, это тот самый Джамбул, о котором киношный Василий Алибабаевич говорил: «Там тепло, там моя мама».
В его пользу говорит, во-первых, возраст – в 2002 году официально отпраздновали второе тысячелетие. Во-вторых, до недавних времен там работал фосфорный завод, застилая небо кучами желтого дыма.
Расскажу кратко о нем.
Тут ставил свои стойбища еще древний народ саков (восточные скифы). Но сам город основал, все же, некий гуннский принц, которого китайцы изгнали из родных мест.
Из-за того, что здесь проходил участок Великого шелкового пути, Тараз называли «городом купцов». До сих пор здесь находят остатки старых крепостей и караван-сараев. В середине первого тысячелетия власть тут захватили тюрки, которые в 751 году сражались в войске Китая против новых завоевателей – арабов. В битве при Таласе (так он в древности назывался) они изменили своим нанимателям-китайцам и ударили им в спину, отчего сражение было проиграно.
Он был разрушен монголами, но сумел восстановиться. Им владели многие государства – в Азии империи создаются и распадаются быстро. Но в состав России он вошел, находясь в узбекском Кокандском ханстве и только в результате национального размежевания оказался в Казахстане, где стал самым древним городом.
В 90-е годы бандитские группировки здесь набрали такую силу, что Тараз стал считаться криминальной столицей страны. Они проникли даже в школы и иные учебные заведения. Обычным делом стали «молодежные войны» — разборки между юными уголовниками прямо на виду у людей.
Источник
История одной песни: «Звезда по имени Солнце»
В регулярной рубрике «Афиши» — самая народная песня группы «Кино».
К моменту, когда была записана «Звезда по имени Солнце», Виктор Цой окончательно сменил имидж нового романтика середины 1980-х на образ последнего героя в черной кожаной куртке.
«Понимаете, объяснять песню — это все равно что объяснять анекдот. Это неинтересно. И я не хотел бы ничего рассказывать. Я считаю, что все, что надо, итак уже есть».
Апрель 1989-го, в СССР несколько месяцев назад показали фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. Скоро выйдет новый альбом «Кино». Судя по ответам, Цою очень скучно разговаривать с журналистом: «Я просто пишу песни, которые мне нравятся. Как-то так получается». «Я не работаю над песнями Просто так получается». «Для меня самого это всегда загадка — что у меня получится». Впрочем, в других его интервью не сильно больше слов и смыслов. Например, когда Цоя спросят, была ли песня «Звезда по имени Солнце» намеком на себя или на что-то неопределенное, он ответит: «Скорее на неопределенное, чем на себя. Хотя… не знаю».
В некотором смысле «Звезда по имени Солнце» и правда не требует никаких дополнительных комментариев.
«Звезда по имени Солнце» восходила трижды, и каждый раз — осенью: 1987-го, когда была написана, 1988-го, когда появилась в «Игле», и 1989-го, когда дала название восьмому альбому «Кино». В «Игле» должны были звучать только песни с «Группы крови», но на алма-атинских съемках Цой в квартире режиссера Нугманова сочинил «Белые дни» («Место для шага вперед») и «Звезду…». Первая в фильм не вошла, со второй он начинается — в самой ранней, более хлесткой, записанной на «Мосфильме» версии. Звук одноименной пластинки самим музыкантам показался слишком «гладким», даром что делался на студии Валерия Леонтьева. А песне «Звезда по имени Солнце», по словам Юрия Каспаряна, «не хватало симфонизма» — зато она получилась «простой, лаконичной».
Это мягко сказано — даже по «киношным» меркам «Звезда по имени Солнце» звучит довольно элементарно. Драм-машина, отстукивающая однообразный ритм; две гитары, играющие простейшую прогрессию, и один бридж; похоронно-героический вокал; клавиши для пущей печали. «Звезда» прозвучала как регги, когда Цой сыграл ее на квартирнике у Кинчева, но электричество убило свойственную жанру солнечность. Эта песня — типичный русский рок, глубокомысленный и беспроглядный; она исполнена с какой-то царственностью и наверняка о самом высоком и самом главном. Но о чем? «Не знаю».
Кадр из фильма «Игла»
На поверхности то, что Гребенщиков называл «несложными грамматическими построениями», — это даже не рисунок мальчишки, а узор не окончившего ПТУ резчика. Конечно, снег белый, облака закрывают свет, а кровь красная-красная. Бездонная простота Цоя с его побудительными указаниями («попробуй спеть вместе со мной», «закрой за мной дверь», «стань птицей») и заявлениями от первого лица («хочу перемен», «все, что мне нужно, — это несколько слов», «дальше действовать будем мы») на этом альбоме дошла до беспредела. Вот песня «Печаль», например: «А над городом ночь, а над ночью луна, и сегодня луна каплей крови красна». «Дальше только ботинки-полуботинки», — выразил Кинчев мнение, популярное в Ленинградском рок-клубе. Но для тех, кто с кинботовским упорством ищет в текстах песен потаенное, «Звезда по имени Солнце» выжигает широкое поле для интерпретаций. Если это не о себе, то об Иисусе, потому что «городу две тысячи лет»; если не о войне, то о повседневности; если не о тоске в настоящем, то о беспросветности в будущем. «Лаконичная»; «все, что надо, так уже есть».
Цой — это прежде всего великий мелодический дар и вечно выставленный вперед подбородок. Первый в «Звезде по имени Солнце» проявляется с лихвой, но ее герой то смотрит под ноги, то задирает голову вверх. Та же звезда горела не в двух и не в десяти строчках «Кино», тот же Он был в прозаическом опыте «Романс», но не из-за своей же собирательности она стала хитом дворов, электричек, детских лагерей, каких угодно стечений людей и обстоятельств. Ее легко запомнить и сыграть, из нее сложно что-либо изобрести. Ее исполнили первой на последнем концерте. Она дала название последнему прижизненному альбому. Цой-Моро идет под «Звезду по имени Солнце», сам не зная куда, но он все-таки закуривает и идет — может быть, навстречу задуманной музыкантами «Кино» поп-группе, которая будет исполнять накопившиеся эстрадные хиты и расставит все по местам, а может, и правда к чему-то единственному и главному.
Источник
«Звезда по имени Солнце». Тайна четвертого куплета
В числе главных хитов группы «Кино», несомненно, значится песня «Звезда по имени Солнце». Ее обманчиво простой текст («Белый снег, серый лед») поднимается до философских высот, а в сочетании с меланхоличной, но исполненной внутренней силы мелодией превращает песню едва ли не в гимн поколения.
Поклонники, конечно, знают наизусть все три куплета. Тем сильнее было их удивление, когда несколько лет назад появилась информация о том, что якобы существует еще и некий четвертый куплет, который не вошел в официальную запись.
Аргументировалось это так — после последней строчки в песне идет долгий проигрыш, который как раз подходил бы для исполнения четвертого куплета.
А потом обнаружился и сам куплет. А потом его еще и спела группа «Запасный выход» (другой вариант названия — «Z-exit»). Лидер этой группы Сергей Кузьменко считает себя двойником Цоя, одевается под него, пишет песни в стиле «Кино» и поет почти цоевским голосом.
Вот этот пресловутый четвертый куплет. Прочитайте его, а потом мы расскажем, откуда он вообще взялся.
И вот город зажигает огни,
Огни — это наши глаза,
Город знает нас в ясные дни,
Город помнит нас даже в слезах.
И за эти две тысячи лет
Он к огням наших глаз привык,
Он не делит на своих и чужих,
Для него мы все только на миг
Задержались под светом Звезды
По имени Солнце.
Похоже на Цоя? Ну, в общем-то, стилистика сохранена, так что теоретически можно было бы поверить, что это его текст. Но, к сожалению или к счастью, достоверно известно, что автором этих строк является другой человек.
Есть такой писатель-фантаст Владимир Васильев. Роман Сергея Лукьяненко «Дневной Дозор», знаете? Васильев был его соавтором. А еще он был в конце 1980-х участником николаевской рок-группы «Проспект Мира» и вообще живо интересовался музыкой.
Когда на кассетах вышла цоевская «Звезда по имени Солнце», он написал этот самый четвертый куплет. Написал для себя, просто как эксперимент. Но позже решил вставить его в одну из своих книг. Оттуда его скопировали в интернет читатели, после чего родилась и начала раскручиваться история о том, что в «Звезде. » изначально было четыре куплеты.
А вы как считаете, нужен этой песне четвертый куплет?
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
Источник
Где записывался альбом «Звезда по имени Солнце»?
В 1988 году у группы «КИНО» начались регулярные гастроли, перемежающиеся съемками, поэтому запись нового альбома велась урывками и растянулась на целый год. Демоверсия «Звезды по имени Солнце», так же как и «Группа крови», была записана на четырехканальную порто-студию «Yamaha MT-44» в квартире Георгия Гурьянова. Рождалась она в период с февраля по май 1988 года. Сам же альбом решено было записать в Москве, в профессиональной студии.
Для записи и сведения окончательного варианта альбома группа «КИНО» арендовала студию Валерия Леонтьева на северо-востоке Москвы, в районе метро «Преображенская». По тем временам студия была оборудована хорошо (16-канальный «Фостекс»), однако приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок-музыки.
Студию нашел тогдашний директор группы Юрий Белишкин.
Эта студия тогда была одной из лучших в Москве. Мы устраивали ему (Леонтьеву) концерты в «Бенефисе», а он предложил нам эту студию. К Цою вообще артисты относились очень хорошо. Ведь он был нормальным человеком, помимо того, что очень интересный в творчестве. Там у меня были знакомые, и я с ними договорился сделать запись за очень небольшую сумму. Рассказал об этом Вите. Он вручил мне деньги, и я их просто передал по назначению.
С 21-го по 30 декабря 1988 года мы находились в Москве, жили в далекой от центра гостинице ВДНХ, записывались на студии. Закончить запись не успели и на Новый год уехали в Ленинград, а потом возвратились в Москву и с 3-го по 10 января снова делали альбом «Звезда по имени Солнце». Я все время на студии находился, на кухне там сидел. Все очень быстро происходило, легко. Цой писал вокал почти всегда с первого дубля. Делалось все в охотку, с шутками. Там была небольшая студия, и мы обычно проводили время на кухне, пока кто-то из музыкантов записывался. Курили, пили чай, слушали музыку, потом он заходил в студию и без напряжения, без пота, без споров легко работал.
Цой и Гурьянов вообще достаточно быстро сделали все, что от них требовалось, а вот Каспарян и Тихомиров достаточно долго возились, но все же они удивили звукорежиссеров студии тем, что, врубившись в аппаратуру, к концу записи уже сами практически заменили звукорежиссеров.
Юрий Владимирович Белишкин немного ошибается. С 21-го по 30 декабря 1988 года группа «КИНО» действительно записывала альбом «Звезда по имени Солнце». А вот с 3-го по 10 января 1989 года музыканты «КИНО» записывали материал для «французского сборника» — «Последний герой».
Студия — это была вообще довольно большая старая квартира, полностью переделанная под эту студию. Это на Преображенке было, здание это не сохранилось, его лет пять-шесть назад сломали и построили там какой-то гигантский монстр на этом месте.
Сегодня, многие поклонники «КИНО» задаются вопросом – а где же именно располагалась данная студия?
Михаил Кувшинов помог с определением расположения ныне существующей студии, и для всех кому интересна эта информация, я выкладываю карту с привязкой, что называется, к местности.
Источник
Звезда по имени Солнце
История песни «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя
Неблагодарное это занятие – пытаться толковать песни Виктора Цоя, о которых автор ничего или почти ничего не рассказал. Можно выдвигать сколько угодно версий, искать подтекст в загадочных строках, указывать на якобы очевидные аллюзии – все это никоим образом не приблизит нас к истине. Конечно, если бы Цой был жив, нынешние журналисты наверняка выпытали бы у него, что он хотел сказать в каких-то своих творениях. А так поклонникам его творчества остается понимать их по-своему.
Надоедать вам собственными предположениями о смысле композиции «Звезда по имени Солнце» мы не собираемся. Не подтвержденных фактами гипотез в Интернете и так хватает. Поэтому ограничимся кратким рассказом об истории песни, ставшей одной из визитных карточек группы «Кино».
Рашид Нугманов, режиссер художественного фильма «Игла», в котором главную роль сыграл Виктор, утверждал, что Цой написал «Звезду» специально для этой картины. Более того, он настаивал, что произошло это осенью 1987 года в его (Нугманова) алма-атинской квартире, где лидер «Кино» жил во время съемок. Якобы Цой сочинял песню буквально у него на глазах, но на вопросы о возможных мотивах или источниках вдохновения Нугманов отвечать неизменно отказывался.
Сам Виктор Цой, отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды» о том, на что или на кого он намекал в песне, неуверенно ответил, что «скорее, на нечто неопределенное, чем на себя».
«Звезда по имени Солнце» стала заглавной песней выпущенного в 1989 году последнего прижизненного альбома Виктора Цоя.
Впоследствии ее несколько раз перепевали известные и не очень исполнители, но, на мой взгляд, ни одной реально интересной кавер-версии до сих пор не было. В рамках проекта «КИНОпробы» песню очень близко к оригиналу исполнил Вячеслав Бутусов.
В списке 100 лучших песен русского рока в ХХ веке композиция «Звезда по имени Солнце» занимает двенадцатую строчку.
Дубликаты не найдены
Странный пост. Всё так неопределенно, а самой истории песни так и нет. И Цоя, и «Звезду. » очень люблю!
так о чем песня то? или пост о чем?
Кажется, будто всю жизнь ее знал. Когда был маленьким, у отца в машине она иногда играла, и мне эти строчки врезались в память
Красная-красная кровь —
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива.
И согрета лучами звезды
По имени Солнце.
А потом, классе в 8 наверное, я и сам начал Кино слушать. Считаю, это была значительная «особая точка» в моем взрослении.
Кино — «Группа крови»
ДДТ — «Что такое осень»
Аквариум — «Город золотой»
Машина времени — «Поворот»
Nautilus Pompilius — «Последнее письмо»
Неприкасаемые — «Напои меня водой»
Чайф — «Никто не услышит (Ой-йо)»
Браво — «Дорога в облака»
Воскресение — «Кто виноват»
Алиса — «Красное на чёрном»
ДДТ — «В последнюю осень»
Кино — «Звезда по имени Солнце»
Машина времени — «Марионетки»
Крематорий — «Безобразная Эльза»
Nautilus Pompilius — «Я хочу быть с тобой»
Браво — «Чудесная страна»
Кино — «В наших глазах»
Воскресение — «Ночная птица»
Аквариум — «Поезд в огне»
Неприкасаемые — «Белый колпак»
Машина времени — «Костёр»
Кино — «Последний герой»
ДДТ — «Не стреляй!»
Сплин — «Орбит без сахара»
Кино — «Хочу перемен!»
Алиса — «Всё это рок-н-ролл»
Мумий Тролль — «Утекай»
История правостороннего и левостороннего движения
Наверняка каждый автомобилист, а может, и кто-то из пешеходов, задавался вопросом, почему в странах существуют разные стандарты движения транспорта. Не разумнее было бы установить общую норму для всех, что упростило бы жизнь туристам, приезжающим на своих авто в другие страны. Ведь в любом случае нужно время, чтоб перестроиться на иной стиль вождения. Плюс это могло бы помочь избежать аварийных ситуаций на дорогах, которые являются следствием подобных перестроек. Откуда же пошло такое разделение, и какое движение «правильнее» и безопаснее — правостороннее или левостороннее? Давайте разберёмся.
На самом деле до сих пор нет единого мнения, почему так получилось, что в одних странах ездят по правой стороне дороги, а в других — по левой. Как показывают исследования археологов, движение, например, у древних римлян, было левосторонним. Римские предки современных водителей оставили несколько свидетельств о левосторонних предпочтениях. Например, на одном из выпусков серебряных монет, датированном 50 годом до нашей эры, изображены два римских всадника, разъезжающихся по левой стороне дороги. Поскольку большинство людей правши, всадникам обычно было удобнее запрыгивать на лошадь с левой стороны. Тем более что справа у них обычно висел меч в ножнах и боевая правая рука в любой момент могла быть занесена для удара или защиты.
Также были найдены остатки старых каменоломен, по дороге от которых левая колея была обычно разбита сильнее, чем правая.
Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, а количество лошадиных сил в экипажах выросло, на дорогах стало формироваться правостороннее движение. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Так это и стало сначала традицией, а потом и нормой.
Широкому распространению правостороннего движения мир обязан завоевательным войнам Наполеона. Бонапарт предписал военным держаться правой стороны, чтобы другие люди, встретив французскую армию, уступали дорогу. Ещё через некоторое время на выбор схемы движения стала оказывать влияние политическая ситуация, и страны-союзники Наполеона приняли правостороннее движение (Польша, Испания, Голландия, Италия, Швейцария, Германия), а противники перешли на левостороннее (Португалия, Британия, Австро-Венгрия). В XIX веке правостороннее движение транспорта было закреплено законом в большинстве стран; в Британии же, наоборот, левостороннее движение стало законом в 1835 году.
А вот Россия не колебалась в выборе, и ещё в средние века было решено: правая сторона! «В России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны», – писал в докладе Юст Юль, датский посланник при Петре I (1709 год). В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.
Некоторые страны с течением времени поменяли одну сторону движения на другую. Кто-то в этом вопросе действовал по принципу «назло вчерашним оккупантам», как, например, США после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году или Корея после окончания японской оккупации в 1946 году. Причина перехода других стран на «право» лежала в географии. К примеру, в середине 1960-х – начале 1970-х на правостороннее движение перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии. В 1960-х годах Британия рассматривала возможность перейти на правостороннее движение, но отказалась от нее, так как чиновники сочли это дорогим и небезопасным мероприятием.
Последней в Европе направление на правостороннее движение поменяла Швеция, руководствуясь не только географическими, но и экономическими соображениями — большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль. 3 сентября 1967 года ровно в 4:50 все автомобили остановились, сменив сторону дороги, чтобы в 5:00 продолжить движение, но уже по новой схеме. Этот день получил название День «H», где буква «H» обозначает (Högertrafik) «правостороннее движение».
Этот день получил свой собственный логотип. Было выпущено огромное количество «напоминалок» о предстоящем дне. Как например, «правосторонние» очки, перчатки под левую и правую руку, наклейки на фары и т. д. В первые дни после введения правостороннего движения ситуация на дорогах в Стокгольме выглядела примерно так.
Примечательно, что в правосторонних странах находится место и для «левых» исключений. Так, на улочках Парижа, Одессы, Москвы, Питера и Владивостока есть небольшие участки с левосторонним движением.
И наш второй вопрос: какое движение «правильное» и безопаснее? Как говорят специалисты, неважно, по какой стороне вы едете — это вопрос привычки. Главное, знать правила дорожного движения в стране, в которой вы находитесь, и придерживаться их.
Друзья, берегите себя на дорогах и будьте здоровы!
Познавательная статистика: мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72% и 28%, при этом 66% водителей мира ездят по правой стороне и 34% – по левой.
Правдива ли подборка фактов об одинокой смерти автора книги «Как завоёвывать друзей» Дейла Карнеги и злоключениях его коллег?
С некоторого времени в интернете популярен текст, основная мысль которого — не стоит доверять всевозможным психологам и тренерам. Мы проверили, верны ли упомянутые в нём факты.
(Извините, сегодня без спойлера для ЛЛ. Утверждений несколько)
Вот содержание публикации:
«В США автор книги о семейной гармонии «Как сохранить брак» застрелил свою жену и выложил в Facebook её фотографию.
Дейл Карнеги умер в полном одиночестве.
Бенджамина Спока его собственные сыновья хотели сдать в дом престарелых.
М. Монтессори отдала своего сына в приёмную семью, чувствуя, что её предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям, а корейская писательница, автор бестселлеров «Как быть счастливым», повесилась от депрессии.
Это всё, что надо знать про разного рода тренинги личностного роста, эзотерических гуру, коучеров и бизнес-тренеров».
Контекст. Текст этот последние несколько лет гуляет по соцсетям, информационным порталам и сборникам цитат, причём популярность его волнообразна. Так, в 2021 году подобной публикацией известного украинского бизнесмена и YouTube-блогера Евгения Черняка поделились почти 1000 человек. Начало же вирусному распространению было дано в феврале 2016 года, когда подборку разместил даже такой влиятельный ресурс, как «Эхо Москвы». Публикация жительницы Новороссийска Аллы Устякиной набрала в те дни около 20 000 репостов в Facebook. Позднее появилась и расширенная версия текста, в которой каждый факт сопровождался короткими подробностями, а к героям добавились автор бестселлера «Лёгкий способ бросить курить» Аллен Карр («умерший от рака лёгких») и создатель известной диеты Роберт Аткинс («умерший от ожирения»).
▪️ Действительно, в феврале 2013 года американец Дерек Медина выпустил мотивационную книгу «Как я спас чью-то жизнь, брак и разрешил семейные проблемы с помощью общения» (а за ней ещё пять подобных тренингов), а в августе восемь раз выстрелил в свою жену, после чего выложил снимок убитой супруги в соцсеть. Его адвокатам не удалось доказать, что поступок был совершён в целях самозащиты после долгих лет жестокого обращения со стороны супруги, и в ноябре 2015 года Медина получил пожизненный срок. Впрочем, бестселлером книга Медины на момент убийства не была.
▪️ . Чего не скажешь о докторе Бенджамине Споке, которого СМИ называют «одним из самых известных американцев XX века». Его книга «Ребёнок и уход за ним» за полвека была переведена более чем на 40 языков и только на английском разошлась тиражом в 50 млн экземпляров, уступая среди нехудожественных книг лишь нескольким религиозным и политическим текстам.
Тем не менее последние месяцы жизни педиатра оказались омрачены финансовыми проблемами. В 1998 году, за несколько недель до смерти 94-летнего автора, его вторая супруга Мэри Морган обратилась за помощью к друзьям и родственникам — на оплату лечения и ухода за престарелым Споком требовалось около $10 000 в месяц. Их съёмный дом в Калифорнии супруга назвала «единственным местом, где Бен может получать постоянную заботу, внимание и любовь, которые поддерживают его жизнь». В ответ от издательства Pocket Books (в своё время буквально озолотившегося на книге доктора) пришло письмо, в котором говорилось: «Дорогая миссис Спок! Не могли бы вы немного повременить с публичным обращением касательно финансовой помощи Вашему супругу. Сейчас как раз готовится к выходу седьмое издание его книги, и подобная просьба в разгар рекламной кампании может серьёзно повредить её продажам». До выхода издания Бенджамин Спок так и не дожил.
Что касается детей, то у педиатра действительно было двое сыновей: Майкл и Джон. Воспитывал их Спок совсем не по канонам своего революционного пособия — строго и консервативно, позднее признавшись, что никогда не целовал своих чад. Выступали ли сыновья за перевод своего отца в дом престарелых? Мэри Морган утверждала, что да, тогда как сама она была против, невзирая на денежные трудности. Полной правды мы уже не узнаем, но опровержений её словам не последовало. Напоследок следует отметить, что американские дома престарелых сложно назвать забытыми богом заведениями — зачастую в них беспечно живут самые звёздные пожилые люди.
▪️ Ещё одним знаменитым заочным педагогом — но уже в области так называемой самопомощи — был Дейл Карнеги, автор нашумевшей книги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» и ряда аналогичных бестселлеров. Согласно биографу, в 1944 году 55-летний Карнеги во второй раз в своей жизни женился — на 32-летней Дороти Вандерпул. Пара зажила счастливой семейной жизнью, молодожёны много путешествовали вместе, а в 1951 году у них родилась дочь Донна, в которой отец души не чаял.
Вскоре после рождения дочери у Карнеги начались провалы в памяти, которые, как выяснится позже, были признаками болезни Альцгеймера. Недуг прогрессировал, и к 1954 году дело дошло до того, что Дейлу понадобился постоянный уход.
Тем не менее летом 1955 года он нашёл в себе силы выступить в родном колледже в Миссури на вручении ему степени доктора наук. Однако это была последняя лекция Карнеги — вскоре он подхватил тяжёлую форму опоясывающего лишая, затем почечная недостаточность привела к уремии. Операция оказалась неудачной, в организм американца проникла инфекция, которая вызвала неослабевающую лихорадку. 1 ноября 1955 года Дейл Карнеги умер у себя дома.
Помимо уремии, среди официальных причин смерти Карнеги также значится лимфома Ходжкина. Последние дни Карнеги, если верить биографу, точно не были одинокими. Он находился дома вместе с любимой женой, а также лучшим другом Гомером Кроем, который навещал его ежедневно. Соболезнования и цветы к похоронам «мессии самопомощи» пришли со всего мира.
Вкратце (!) пройдёмся по остальным пунктам.
▪️ Автор уникальной педагогической системы Мария Монтессори действительно отдала своего ребёнка в другую семью — только не в случайную, а на воспитание дальним родственникам отца ребёнка в деревне. И причина здесь была совсем не в предназначении Марии — просто ребёнок родился вне брака, от коллеги, а в католической Италии тех времён подобное поведение считалось страшным грехом.
Прошло 15 лет, и Марио Монтессори узнал, кто его настоящая мать, а два года спустя воссоединился с ней и с тех пор стал ближайшим помощником знаменитого педагога, продолжателем её дела. Тем не менее до конца своих дней Мария Монтессори представляла его окружающим как приёмного сына.
▪️ Корейская телеведущая и писательница Чхве Юн Хи, «проповедница счастья», как её называли за мотивационные книги, действительно была найдена мёртвой в октябре 2010 года в гостиничном номере. И не одна, а вместе с мужем, который, как считала полиция, перед тем как повеситься, помог своей жене уйти из жизни. Причиной, если верить предсмертной записке, была не депрессия, а боли и дискомфорт в связи с серьёзными болезнями сердца и лёгких.
▪️ Автор бестселлера «Лёгкий способ бросить курить» Аллен Карр действительно умер от рака лёгких. Возможно, этот факт покажется не столь удивительным, если знать, что в 24 года Аллен Карр курил по 60 сигарет в день, а в 48 лет, на момент своего волевого решения завязать с пагубной привычкой после очередного приступа кашля, — все 100. Именно после этого началась просветительская деятельность Карра.
Более того, в 1990-е годы автор — к ужасу своих друзей и родственников — снова начал курить по 60 сигарет в день, однако с лёгкостью бросил, подав это всё как кампанию для своей новой книги «Единственный способ бросить курить навсегда». Тем не менее предпосылки для летального исхода в случае Карра, очевидно, были заложены ещё до начала его социальной миссии.
▪️ Знаменитый врач Роберт Аткинс не был обычным диетологом — он пропагандировал приём жирной и белковой пищи, считая, что основные проблемы приходят с большим количеством углеводов, которых и следует избегать. В апреле 2003 года 72-летний Аткинс поскользнулся на улице, получил тяжёлую черепно-мозговую травму и после девяти дней комы скончался в больнице.
Травма и была официально объявлена причиной смерти доктора, хотя мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг некорректно назвал усопшего «толстым», усомнившись в результатах экспертизы. Его слова, а также попавшие в прессу сведения о весе в 117 кг на момент смерти Аткинса разожгли скандал.
Тем не менее, учитывая результаты взвешивания на момент поступления в больницу (88 кг), а также информацию о том, что ранее Аткинс перенёс «сердечный приступ, застойную сердечную недостаточность и гипертонию», фактчекинговый ресурс Snopes дал вопросу о причине смерти Аткинса вердикт «Не ясно».
И напоследок. Вскоре после появления вирусной публикации в Рунете начали выходить и её «опровержения» (например, одно, другое, третье). Казалось бы, что в этом плохого? Вот только из этих публикаций мы можем узнать, что:
— Дейл Карнеги «на самом деле» застрелился в одиночестве, поскольку давно сторонился людей из-за «заразной» лимфомы Ходжкина, а его жена подделала полицейский отчёт;
— $10 000 нужны были Бенджамину Споку не на уход, а на операцию, отправить педиатра в дом престарелых предлагали лишь врачи, а его сын и внук стали наркоманами (последний погиб от наркотиков);
— Мария Монтессори забрала сына назад в десять лет.
Эти утверждения далеки от истины. Настоятельно советуем доверять только публикациям со ссылками на источники (но и тут отключать критическое восприятие не рекомендуем). А из семи проверенных нами фактов по-настоящему верными можно назвать только три.
На Пикабу ставлю не все материалы, чтобы не топить в них ленту)
(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)
Почитать по теме:
5 фактов о Кремлёвских Курантах которые вы могли не знать
1. Название главных часов России происходит от французского слова courant — текущий, бегущий. Так же, курантами долгое время на Руси называли все башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом.
2. Нынешние Кремлевские куранты располагаются на двух последних этажах (8—10-й) Спасской башни.
3. Спасская башня раньше называлась — Фроловская башня. Первые куранты на ней появились сразу после её постройки в 1491 году.
4. Ещё до революции куранты в 12 часов играли мелодию “Коль славен наш Господь в Сионе”, а в 24 часа — “Преображенский марш”. 2 ноября 1917 года в результате артиллерийского обстрела в часы попал снаряд, и около года они не работали. Во время ремонта также решили переделать музыкальный механизм, с сентября 1918 года куранты в 12 часов стали исполнять “Интернационал”, а в 24 часа — “Вы жертвою пали”. Лишь в 1935 году от музыки решили полностью избавиться и соответствующий механизм разобрали.
5. Современные куранты были сделаны в 1852 году датскими часовщиками Ивану и Николаю Бутенопам. Они поставили новые черные циферблаты на всех сторонах башни, были заменены старые механизмы и подобраны по тонам 35 новых колоколов с кремлевских башен.
Сколько фактов знали вы?
Уголок любопытных фактов журнала «Костёр» (продолжение)
Каких только государственных переворотов не знает история. Свергали правителей за проигранные войны, за неудачную женитьбу, за переход в другую веру. Однажды правитель Баварии Максимилиан II решил, как обычно, сыграть вечерком партию в бильярд. Играл, играл и проиграл большую сумму денег.
— За мной не пропадет, утром отдам! — пообещал правитель.
Но. утром правительство перепроверило казну. Если отдавать долг, то в казне ничего не останется. Посовещались и свергли Максимилиана.
История знает и другие примеры, когда нехватка денег ставила государство на грань развала.
На Гавайских островах король и вожди племен удивлялись:
— Ничего не понимаем. Денег на островах все меньше и меньше. Куда они деваются?
И вдруг кто-то подсказал:
— Посмотрите на наших красавиц!
Посмотрели и ахнули: у каждой в ушах тяжеленные подвески из монет. Спасла новая мода, появились сережки, монеты были вынуты из ушей и вернулись в лавки и магазины.
Английский король Генрих VII был крут и не терпел растяп.
— Как я проведу в этом году рождественские каникулы?- спросил он придворного астролога.
— Не знаю,- растерялся он.
— А вот я знаю, где проведешь их ты!
И когда праздники подошли, король посадил астролога в тюрьму.
14 июля — национальный праздник Франции, День взятия Бастилии. Но на самом деле, крепость Бастилию не атаковали, а передали восставшему народу Франции. Несмотря на бесспорность этого исторического факта, 863 парижанина были официально удостоены звания «Участник штурма Бастилии» и до самой смерти получали из государственного бюджета почетные пенсии. Еще один интересный факт — в результате «штурма Бастилии» из знаменитой крепости было освобождено 7 человек — все, кто содержался в тюрьме на момент «штурма». И что любопытно, в истории Бастилии ее узниками были не только люди. Однажды в тюрьму была заключена знаменитая Французская энциклопедия, составленная Дидро и Д`Аламбером. Книгу обвиняли в том, что она наносит вред религии и общественной морали.
Вольфганг Амадей Моцарт родился в австрийском городе Зальцбурге в 1756 году в семье музыканта (и довольно успешного), но слава, уготованная сыну, отцу даже не снилась. Уже в пять лет ребёнок сочинял маленькие пьесы для клавесина; с шести, практически самостоятельно научившись играть на скрипке и органе, начал концертировать; в семь написал свои первые четыре сонаты; сложнейший жанр оперы стал доступен ему одиннадцатилетнему.
Необыкновенный талант не принёс ему ни высоких чинов, ни богатства, однако авторитет Моцарта среди людей, понимающих музыку, был огромен.
Однажды к нему, маститому композитору (хоть и не старому — Моцарту было отпущено всего тридцать шесть лет жизни) пришёл за советом начинающий музыкант и спросил:
— Не подскажете ли, маэстро, как правильнее всего приступить к написанию симфонии?
— Вы ещё слишком молоды для симфоний, не лучше ли начать с баллад? — ответил Вольфганг Амадей.
— Странно слышать такое от человека, начавшего писать симфонии, когда ему не было и десяти!
— Наверное, разница том, — усмехнулся Моцарт, — что мне ни у кого не приходилось спрашивать, как это делается.
Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен недолюбливал своего младшего брата Иоганна. Будучи аптекарем, Иоганн скопил солидный капитал, купил имение и очень этим гордился. На новый 1823 год он послал старшему брату свою визитную карточку, на которой размашисто подписался «Иоганн Ван Бетховен. Землевладелец». На обороте этой карточки композитор написал: «Людвиг Ван Бетховен. Мозговладелец» и отослал ее кичливому братцу.
Поэт Хосе Ольмедо активно участвовал в борьбе за независимость Эквадора. после смерти он удостоился чести быть увековеченным в камне у себя на родине. Но, учитывая скудные финансы, правительство Эквадора приняло решение приобрести подержанную статую английского поэта Байрона.
Интересные факты из журнала «Костёр»
Ежемесячный журнал для школьников «Костер» издается с 1936 года. В детстве мне нравились читать короткие исторические факты из этого журнала. Оказывается, эта рубрика существует до сих пор.
Американский ученый Гарольд Ури, незадолго до посадки космического корабля на Луну, заявил:
— Дайте мне кусочек лунного грунта, и я расскажу как возникла Солнечная система!
С Луны было привезено 400 килограммов лунного грунта. Его изучили.
— Увы! Теперь вопросов стало еще больше!, — вздыхал Ури.
Немецкий математик Петер Густав Дирихле был очень неразговорчив. Когда у него родился сын, он послал своему тестю телеграмму следующего содержания: «2+1=3».
В сороковых годах XVIII века всю Европу сотрясали сражения: после смерти Карла VI, императора Священной Римской империи, под чьей властью находились Австрия, Германия, Венгрия, Чехия и некоторые другие земли, на его владения стали претендовать многие государи. Год за годом длились битвы, получившие общее название войны за австрийское наследство.
Ранним утром 11 мая 1745 года французская армия встретилась с объединенными англо-голландскими войсками неподалеку от Фонтенуа, маленького селения в Западной Фландрии. Передовые части англичан, которыми командовал капитан лорд Хей, остановились в тридцати шагах от французских позиций, находившихся под началом графа д`Антероша. Лорд Хей приподнял шляпу и, обратившись к д’Антерошу, произнес: «Сударь, прикажите вашим людям стрелять».
Тот столь же вежливо поклонился и ответил: «Нет, господа, стреляйте первыми!»
Взаимные препирательства продолжались еще некоторое время. Первыми сдались англичане: они дали залп.
А победили все-таки французы.
Напротив марсельского порта во Франции гиды показывают туристам крепость Иф, где якобы находились камеры героев романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» — Дантеса и аббата Фариа. На самом деле они здесь никогда не жили. И все же эти герои — не только вымысел гениального писателя. Дюма построил свой роман на действительных событиях. Ему стало известно судебное дело, названное «Диамант мести». Его трагическим героем стал подмастерье сапожника Пьер Франсуа Пико. Он собирался жениться на богатой невесте. Тогда три друга из зависти в 1807 году написали донос наполеоновской полиции о том, что Пико шпионит в пользу Англии. За три дня до свадьбы сапожника арестовали и поместили в тюрьму крепости Фенестрель. А там события развивались в точности так, как описано в романе Дюма. Пико совершил подкоп в камеру миланского аббата Флорины, который сделал его наследником клада, оцениваемого в пять миллионов франков. Только клад был спрятан не в пещере на острове, а в горах. Спустя восемь лет заключения, Пико выпустили, и он начал мстить своим бывшим друзьям под именем патера Бальдини. Он уничтожил всех предателей и разбил их семьи. Правда, конец этой истории не такой счастливый, как в романе. Пико впоследствии и сам был убит.
На восточном берегу острова Сицилия славилась когда-то своим богатством греческая колония по имени Сиракузы. Славились она еще и демократической формой правления. Граждане так ценили народовластие, что его противников изгоняли по тамошнему закону из города.
Но, сколько ни изгоняй, от всех не избавишься: в 406 году до нашей эры власть над городом захватил военачальник Дионисий. Настоящий тиран — не в современном смысле этого слова, а в древнегреческом: единоличный правитель. Но и в современном тоже: Дионисий этот был жесток и часто непоследователен; многие из установлений, введенных им, вызывали недовольство граждан. Однако, судя по некоторым дошедшим до нас поступкам и фразам Дионисия, в уме отказать ему никак было нельзя. Однажды он назначил на важную должность известного всем Сиракузам самодура, мздоимца и лгуна. Один из приближенных усомнился в правильности такого выбора и предположил, что назначение произошло по нелепой случайности.
«Нет, — возразил Дионисий, — я просто хочу, чтобы в Сиракузах кого-нибудь ненавидели больше, чем меня».
Первый японец появился в России в 1697 году. Устюжский исследователь камчатской земли В. В. Атласов привез его в Москву из экспедиции. Выяснилось, что «маленький желтый человек» прибыл на лодке вместе со своими соплеменниками к берегу камчадалов. Лодка потерпела крушение, и иноземцы остались. Языка они не знали, к суровой жизни и скудному рациону местных жителей привыкнуть не могли, поэтому скоро все умерли, за исключением одного. Этот один, увидев русских землепроходцев, обрадовался им, как родным, и «зело плакал от радости», как написал в донесении Атласов. В отчете 1701 г. об экспедиции на Камчатку Атласов подробно описал «желтого человека», добавив, что «нравом тот полоненик гораздо вежлив и разумен». В Москве «полоненик» быстро выучил русский язык, и тогда удалось выяснить, что он попал на Камчатку из неведомой страны «Апонии» (Японии). Где находится эта страна, в России не знали. Атласов упорно продолжал называть японца «индейцем», а Приказ артиллерии, куда Петр определил «желтого человека», в бумагах именовал его так: «Апонского государства татарин именем Денбей».
Царь Петр, любивший все новое и неизвестное, тут же сообразил, какую пользу можно извлечь из этой встречи. Он повелел: «А как он, Денбей, русскому языку и грамоте изучится, и ему, Денбею, учить своему апонскому языку и грамоте робят человек четырех или пяти. Его же, иноземца, утешать следует и говорить ему: как он русскому языку и грамоте навыкнет и русских робят своему языку и грамоте научит — его и отпустят в Апонскую землю». Так в Москве появилась первая школа переводчиков с японского. Она работала до 1739 года. Далее следы Денбея теряются. Известно только, что он принял решение о крещении в православную христианскую веру и крестился под именем Гавриила. Судя по всему, Денбей-Гавриил решил навсегда остаться в России.
О военной результативности для чайников и кто переиграл в компьютерные игры
Ох, со сколькими «знатоками» только не приходилось спорить, думаю, много кто из вас видел эмоции из разряда: «Тигр и Т-34», «Наши асы и немецкие» и пр. сейчас, на Ютубе спорил с одним, мол, раз у Кожедуба больше немного сбитых, следовательно он и лучший ас.
Ну, асы наши все замечательные, неважно, сколько и кто сбил, речь не об этом, а о результативности в целом.
Т.е. ценность вклада в победу, например, никто (из нормальных людей) не будет отрицать, что лётчик-штурмовик, не сбивший ни одного ну или несколько самолётов противника или лётчик-бомбардировщик, внёс вклада в Победу не меньше, чем лётчики-истребители, чей счёт сбитых идёт на десятки.
Занимательно, что подобные недоумения бытовали и в саму войну, как среди наших, так и немцев, будь то лётчики, артиллеристы, танкисты, ПВОшники.
Т.е. уже в те годы, у асов, повторяю — не только советских, возникало лёгкое недоумение, — «А почему результативность считается по количеству сбитых/подбитых?»
Для примера, танкисты противника, скажем, погибший Виттман, да и выживший Кариус, соглашались, что сжечь танк/самоходку (особенно на «Тигре» в 42/43 года, труда большого не составляло, основным мастерством у них, фашистов, считалось обнаружить и обезвредить. не танк! А расчёт ПТО.
И у нас, не вспомню имени, простите, ветеран Герой-танкист, вспоминал, что у него ни одного танка на счету нет! Но сколько он там сжёг колонн из машин, тягачей, бронетранспортёров, пушек; подавил огневых точек, захватил документов и т.д. там сосчитать невозможно, за что и получил Героя СССР.
Как вот написал мой товарищ Андрей, в книге своей, мол, поле боя то одно! Пока целились по твоему другу, тебя не заметили, ты подбил пять танков, а товарищ ни одного! Хотя по факту, вы сделали победу вместе, так как без товарища, ты бы ни то что пятерых не подбил, ещё бы и сам сгорел. И он же, Андрей приводил хороший пример, что забываем мы, за лётчиками танкистами о других, не менее важных: тыловиках, связистах, а инженеры и сапёры? Это всё одна — Великая Победа.
Война — это своеобразная командная «игра». Похожее в спорте: защитник молодец, другой дал правильный пас, а вся слава и почесть тому, кто забил. Абсолютно тоже самое и в войне было, и у лётчиков, и у танкистов.
Пакуем чемоданы — инструкция для попаданцев, что брать с собой в Средневековье
«За Иерусалим и двор — стреляю в упор».
(с)Попаданец с пулеметом во время осады Иерусалима 1187 года.
Добрый день, уважаемые читатели!
Продолжая наш разговор об истории, облаченной в пилюлю зарисовок про попаданцев, мы пришли к вот такой теме для статьи.
Действительно, что если гипотетический попаданец получит возможность собрать рюкзак/ саквояж и сколько-нибудь подготовится к путешествию во времени? Глядишь, не придется отбиваться от разбойников, выживать и доказывать свою прогрессивность посредством жвачки, резинки от нижнего белья и разряженного смартфона)))
В общем, сперва озвучим список жизненно важных предметов, а затем соорудим антисписок — чего категорически брать не следовало бы, хотя оч-ч-ч-чень хочется.
1. Антибиотики. Много антибиотиков, как можно больше. Ибо даже штаммы известных в XXI веке вирусов существенно изменились за долгие столетия, оч-ч-чень не факт, что Ваша прививка от гриппа убережет от такового времен эпохи викингов.
Не говоря уже о целом ряде «забытых болезней» (которые по данным ВОЗ практически исчезли на территории развитых стран) — тут, например лепра, она же проказа, чесотка, множество разнообразных паразитов.
2. Активированный уголь. Или иной сорбент. По понятным причинам, нельзя исключать угрозы отравления. Столь незатейливое средство вполне может спасти попаданческую жизнь ради какой-нибудь менее заурядной гибели, нежели склеивание ласт из-за поедания недожаренной крысятины)))
К тому же, активированный уголь можно использовать для очистки воды, хотя специализированные обеззараживающие средства будут предпочтительнее, если понадобиться выпить воду из следа козьего копытца)))
3. Перевязочные пакеты, жгут, хирургическая игла, нить, жизненно необходимый минимум лекарств.
Тут и так все очевидно, идем дальше.
4. Соль, консервы, запас воды
Ибо голод не тетка, голод — дядька))) И терзать будет довольно долго, ибо кормить чудака-тунеядца в Средневековье никто не станет.
5. Нож, топор, пила, молоток, гвозди
Минимальный набор инструментов позволит худо-бедно обустроить собственный быт или сойти за полезного члена местного социума. Желательно брать в комплекте с руками, растущими не из. Хм, поясницы))) Но тут уж кому что досталось.
6. Сельхозинструменты, семена
Картоха сама себя не посадит))) Тем более, что попаданец будет первым европейцем, знающим о существовании сего корнеплода.
7. Учебник по латыни, Библия, Псалтирь.
Инструменты успешной социализации в условиях феодализЬма — сажаем картоху, точим консервы и параллельно учим латынь, начиная с базовых Ave Maria и Pater Noster.
8. Учебники по ремеслам, справочники съедобных и лекарственных растений
А также пионерские советы по изготовлению арбалета, самоучитель игры на гуслях, учебник юного гончара и прочие методические материалы, призванные облегчить социализацию за счет обретения полезных в условиях Средневековья навыков))))
9. Детали самогонного аппарата
Инструкция прилагается. Как справедливо заметили наши подписчики, наличие агрегата для изготовления крепкого алкоголя сделает попаданца желанным гостем и значимым для социума индивидом практически в любых условиях. И феодал может приютить, и какая-нибудь сельская община прокормит, напоит и обогреет ради развернутого производства «огненной воды»)))
Перейдем к заманчивым предметам, которые мы бы не рекомендовали в состав попаданческой экипировки.
1. Огнестрельное оружие
Марк Твен со своим «Янки при дворе короля Артура» открыл ящик Пандоры, заварив кашу с попаданцем-индустриализатором, который из револьвера укокошил рыцаря в доспехе. Но для выживания необходимо адаптироваться к среде и слиться с местными людьми. О том, что средневековое общество состоит из профессиональных корпораций — гильдий, цехов и общин, мы уже говорили неоднократно. Крайне сложно встроиться в эту замкнутую социальную систему.
Наличие огнестрела этому явно не способствует вызывая панический страх, холодную ненависть, суеверный ужас. А также желание прикончить владельца «бесовского оружия» и завладеть его вундервафлей. Засветив однажды оружие и пустив его в ход попаданец-одиночка вынужден будет не спасть, не есть и постоянно озираться по сторонам, ожидая справедливого возмездия в формате гоп-стопа.
Так что никаких «калашей» для войны с печенегами, забудьте)))
2. Холодное оружие и доспехи
Сейчас растет и ширится реконструкторское движение, так что попаданец, жаждущий ворваться в Средневековье в кирасе и с двуручником в руках, не такая уж и экзотика.
Если при этом экипировка будет здорово прогрессивнее и технологичнее, чем у других людей в данный период, то проблемы будут ровно те же, что в предыдущем пункте. С той лишь разницей, что какой-нибудь фламберг не требует патронов)))
Но суть не меняется — рано или поздно зарежут, имущество приватизируют и alles ist gut (нет).
И даже если экипировка и вооружение соответствуют эпохе — возникнут вопросы. Чьих будешь, какого роду-племени.
Если не умеете в совершенстве шпрехать на местном наречии, не знаете местной геральдики и не продумали до мелочей свою легенду, родословную (с «пруфами», разумеется), то в Вас либо усмотрят самозванца со всеми вытекающими. Либо шпиона, что чревато теми же фатальными для попаданца последствиями.
Ибо воинская корпорация в вопросах связей, репутации и круговой поруки даже более строга, нежели какие-нибудь столяры с гончарами.
3. Золото, серебро и прочие ценности
Ибо уже вышеописанная ксенофобия не даст их продать или выменять — без легенды относительно своего происхождения и источника богатств попаданец-коммерсант получит вместо желаемого ножик в бок. Почему так? А почему бы и нет? Если Вы не обитатель города, представитель гильдии и конкретного торгового дома, то зачем вообще с ами имет дело «по-чесноку».
Пырнул разок, пошарил в карманах (вернее, поясных сумках/ мешочках), а тело сбросил в канаву. Никто попаданца не станет искать, а уж тем более — мстить за него и пытаться вернуть честно награбленное. Никто и звать тебя никак? Разговор короткий. Получается дешево, сердито и совершенно безнаказанно.
Ну-с, на этом пожалуй, закончим нашу статью. Спасибо за внимание, не стесняемся ставить лайки и подписываться на канал))) Предложения относительно тем новых статей приветствуются!)))
Писатель Маркес и певец Антонов
Однажды певец Юрий Антонов увидел в ресторане в Москве пожилого человека с заплатами на пиджаке, пожалел его и предложил коньяку, а тот удивился, но не отказался — это был Габриэль Гарсиа Маркес.
АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ и ВИКТОР ЦОЙ
Артемий Троицкий, хотя и уехал из России, по-прежнему остается одним из самых сведущих специалистов русского рока. Особенно золотой эпохи конца 80-ых и начала 90-ых. Троицкий каким-то невероятным образом отслеживал все мало-мальски интересные группы и явления, которые появлялись на просторах Советского Союза. И самое главное, — Троицкий мог аргументированно объяснить, чем группа хороша, а чем плоха; что ее ждет впереди и надо ли вообще продолжать музыкальные потуги дерганья струн и открывания рта перед микрофоном. Его мнение о русской музыке и рок-эпохе и сегодня остается актуальным и интересным.
— где Виктор Цой жил в Москве?
— кто придумал миф про кассету с последними песнями, которую увезли с места аварии?
— мог ли Виктор Цой стать звездой мирового масштаба?
— почему группу «Кино» слушают до сих пор?
ВОПРОС: Как Цою удавалось жить вне законов? Или это только легенда?
ОТВЕТ: Цой был не то, чтобы асоциальным или антисоциальным элементом, — Цой, скорее, жил в своем мире, — мире, который он и его друзья построили. И при этом с советскими законами это мир особого конфликта не имел. То есть, если бы Цой был настоящим бродягой-доходягой и так далее, он и не стал бы работать в котельной истопником. Это не самая интересная в мире работа. Но чтобы не быть тунеядцем и не попасть под уголовную статью, он работал. Ну, как там было в песне у Гребенщикова: «поколение дворников и сторожей». Вот, собственно, так ребята и работали. Кто – дворниками, кто — сторожами, кто – истопниками, кто – подметателями теннисных кортов, как скажем, Сева Гаккель из того же «Аквариума». Так что, конфликта с законом у Цоя и других ребят его круга не было. Во всяком случае, я не припомню, чтобы у кого-то из них были проблемы с милицией. То есть, они периодически возникали, но совершенно по иным поводам. Скажем, панков могли замести в отделение за какие-нибудь легкие дебоши или за странный внешний вид, или за появление в нетрезвом виде в публичном месте. Но это бывало и с самыми, что ни на есть, нормальными, обычными и скучными советскими гражданами.
ВОПРОС: Каким бы сейчас мог быть Цой? Он бы был социально активным?
ОТВЕТ: В отличие от большинства своих собратьев по рокерской тусовке, тогдашней питерской, Цой не был полностью сосредоточен или зациклен, как сейчас говорят, на музыке. То есть, он умел делать и другие вещи тоже, он любил эти вещи. То есть, был художником и он создавал очень симпатичные картины. Он в конце своей жизни стал актером. Поэтому у меня вообще нет стопроцентной уверенности, что будь Цой жив сегодня, хотя в каком-то смысле он, несомненно, жив сегодня. но если бы он телесно был бы сегодня жив, то он необязательно был бы музыкантом или, тем более, рок-музыкантом. Очень может быть, что он ушел бы в визуальное искусство, может быть, стал бы полновесным актером, как это, скажем, с Петром Мамоновым случилось. Так что сказать сложно. То есть, у Цоя в этом смысле ситуация более запутанная, чем у большинства рок-музыкантов, которые, кроме как играть на гитарах, барабанах и петь песни, в общем-то, ничего в жизни не умеют. Что касается его социальной позиции: ну, я предпочел бы эту тему не трогать, поскольку приписывать Цою гипотетически то, чего могло бы вполне и не быть, мне очень сложно. То есть, я лично думаю, и мне кажется, что Цой, скорее, был бы социально ангажированным музыкантом, и я думаю, что нынешняя политическая и общественная ситуация его не оставляла бы равнодушным. И он бы каким-то образом эту ситуацию комментировал так же, как это делает, скажем, тот же Шевчук или Гребенщиков, или Макаревич. Каким образом он ее комментировал – тут уже сказать сложно.
ВОПРОС: Почему есть большое количество молодых людей, которые слушают Цоя сегодня?
ОТВЕТ: Нынешняя молодежь слушает Цоя, потому что Цой был реально очень хороший. У него были, на самом деле, очень и очень мощные песни. Мы об этом можем довольно много говорить. Музыка Цоя, может быть, на сегодняшний день не настолько актуальна, да. То есть, если разбирать это все стилистически, то можно сказать, что группа «Кино» играла такой пост-панк. В принципе, стиль пост-панк, он и сейчас достаточно актуален, — время от времени даже становится очень моден. Скажем, в начале нулевых была невероятно популярна такая английская группа под названием «Франц Фердинанд». Так вот музыка «Франц Фердинанд» — это просто буквально под кальку местами снятые песни группы «Кино». То есть, этим я не хочу сказать, что Алекс Капранос и его коллеги когда-то наслушались «Кино» и стали заниматься банальным плагиатом. Нет, я думаю, что они абсолютно самостоятельно к этому пришли. Но я просто говорю это, — привожу как пример того, что музыка «Кино» она актуальности, нас самом деле, не потеряла. Это, конечно, не хип-хоп, и это, конечно, не какой-нибудь дабстеп, тем более, не попса голимая. Музыка его хороша и тексты его понятны, доходчивы, притом, что они не глупы и не банальны. То есть, у Цоя очень, очень сбалансированные песни. В отличие, скажем, от многих рок-песен, которые, может быть, очень умны, но при этом занудны, песни Цоя – они тоже умны и глубоки, но это песни, под которые прекрасно можно и танцевать тоже. Если говорить о его лирике, о том, что называется, мессейдж, то опять же очень много в рок-н-ролле таких драйвовых песен с каким-то протестным мессейджем. Но при этом они звучат довольно глупо и банально, — как какие-то агитки. У Цоя это все гораздо более убедительно. Ну, и, в конце концов, Цой был естественно, красавцем, героем с трагической судьбой. Такому человеку просто положено быть героем культа. И, естественно, в поклонении Цою и в любви к группе «Кино» имеется огромная доля вот этого культа личности Цоя. То, что со многими другими рок-музыкантами нашими было бы вряд ли возможно, просто потому, что ну, не было у них такой героической внешности, и не было у них такой драматичной биографии.
ВОПРОС: Почему не было безысходности и пели песню «Дальше действовать будем мы»? (отсыл к фильму «Последние каникулы»)
ОТВЕТ: Ну, если говорить о киевских съемках Сергея Лысенко, то тут необходимо помнить еще и о том, что происходило это буквально через пару недель после взрыва в Чернобыле. Так что сама по себе эта история была довольно стремной. И я помню, что ребята из «Кино» мне рассказывали, что они уже будучи в курсе того, что в Киеве повышенный уровень радиации, но поскольку им хотелось в этом фильме сняться, они выяснили, что красное вино вроде бы хорошо выводит радиоактивные элементы. Поэтому они там набухивались, как могли, этого самого красного вина, ради выведения изотопов из организма. И в таком виде снимались. Да, история, конечно, забавная. Почему не было безнадеги? – потому что время было очень динамичное, то есть это был 86-ой год, — начало Перестройки. В стране тогда, на самом деле, абсолютно реально очень многое менялось. То есть, вся страна практически встала на дыбы и развернулась в каком-то новом направлении. Поэтому энтузиазма было очень много и, действительно, было такое ощущение, что история Советского Союза начинает двигаться совершенно иным курсом, причем курсом таким интересным и интригующим. Поэтому ощущение «Дальше действовать будем мы!» и «Перемены наступают», и «Мы идем, мы сильны и бодры». Это я все цитирую, естественно, песни «Кино». Вот, эти настроения стояли в полный рост.
— зачем Цою нужны были телохранители?
— почему Цой не умел давать интервью?
— мог бы Цой сделать карьеру, как художник?
ВОПРОС: Изменился ли Цой, когда к нему пришла слава? Подпускал ли к себе людей? В каких случаях открывался?
ОТВЕТ: Когда Цой стал невероятно популярен, ну, я бы сказал, что это на него подействовало несомненно. Бывают люди, на которых слава, деньги и известность не действуют никак. На Цоя это все-таки подействовало. Не могу сказать, что он отоварился какой-то неприятной звездной болезнью, но тем не менее. Я помню один раз в Питере, году, наверное, в 89-ом, я его увидел в сопровождении двух телохранителей. Ну, надо сказать, что от этой картины мне стало очень смешно. У меня было такое ощущение, что Цою самому было не очень удобно и комфортно ходить с таким конвоем. Но, по всей видимости, это было требование директора группы Юрия Айзеншписа. Он считал, что статус Цоя как супер-звезды обязывает его к максимальному пафосу. Хотя, конечно, Цой был отнюдь не какой-нибудь Тимати, чтобы бравировать своей популярностью и ходить с телохранителями. И тем более накачивать свою популярность вот таким глупым образом. С точки зрения доступности: ну, это обычная история, когда знаменитого человека все кругом донимают и всем он нужен. А нужен он, в общем-то, огромному количеству абсолютно бесполезных и неинтересных людей, и, естественно, приходится выстраивать какие-то барьеры, приходится соблюдать какую-то дистанцию. И у Цоя это, несомненно, было. Потом важно еще отметить, что в конце 80-ых годов у Цоя появился помимо его, скажем так, помимо его натурального образа, еще и некий сделанный образ. Вот эта классическая молодежная картинка, Цоя такого сумрачного всего в черном, такого врубелевского демона отстраненного. Это, конечно, не то каким я знал Цоя в начале и середине 80-ых годов. На самом деле он был парень очень веселый, очень смешливый, очень общительный, чуточку застенчивый, но при этом никакой этой мистической потусторонности в нем не было. Насколько я понял, этот образ он культивировал специально. Возможно, даже не без каких-то советов извне. У него тогда была подруга Наташа Разлогова, такая киношная девушка. Вот она, по-моему, очень блюла его образ. Ну, естественно, Айзеншпис тоже имел место со всеми его этими шоу-бизнесовыми повадками. Поэтому общаться с Цоем мне было в то время не очень привычно.
ВОПРОС: Считается, что ни одного полновесного интервью Цой так и не дал. Так ли это?
ОТВЕТ: Артисты бывают разные. Бывают артисты, которые прекрасно рассказывают о самих себе, прекрасно говорят о своем творчестве, очень любят свое творчество интерпретировать: вот что они тут хотели сказать, и почему вот это должно быть интересно. Более того, я знаю некоторых музыкантов, которых слушать гораздо интереснее в разговоре или в интервью, чем слушать их музыку и песни. У Цоя было все прямо наоборот. То есть, он целиком и полностью выражал себя именно в своих песнях, именно в своих песенных текстах. Он не был мастером разговорного жанра, и все известные мне интервью с Цоем, в общем-то, не дают о нем полного представления. У меня был очень печальный случай как раз такого рода. Я писал свою вторую международную книгу, которая называлась «Тусовки», — писал я ее в 89-ом году. И я планировал сделать Цоя одним из героев этой книги. С этой целью я поехал к нему в Коньково, — он тогда уже жил в Москве. И мы записали с ним три девяносто-минутные кассеты. То есть, интервью длилось три с половиной часа. Это было очень большое, очень дотошное интервью. И, думаю, это было самое большое интервью из всех, которые Цой когда-либо давал. Уже во время интервью мне показалось, что вряд ли я смогу многое из этого интервью использовать. Потом, когда я это интервью расшифровал, стало мне совсем скучно. И поскольку Цоя очень любил и группу его очень любил, я решил, что — нет, — что не буду я это интервью вообще использовать, — Цой в нем выглядит намного скучнее, чем он есть на самом деле. А прочие герои моей книги как раз были такие довольно яркие ребята именно в плане разговорном. То есть, это был, скажем, Сергей Курехин, это был Боря Гребенщиков, Петя Мамонов, Жанна Агузарова. То есть все они как раз очень весело и интересно говорили, вспоминали какие-то занятные истории и развивали какие-то интересные теории и так далее. А Цой . он так довольно скучно отвечал, отчасти нехотя. Я его прекрасно понимаю. Он был человеком в большей степени мифологически настроенным. И для всякого такого человека, который получеловек-полулегенда, и который привык к тому, чтобы о нем судили именно по его песням, а не по каким-то его банальным человеческим проявлениям. Конечно, ему вот все эти интервью давать – это было не слишком интересно.
ВОПРОС: Действительно ли Цой был очень органичен для киноиндустрии? Почему?
ОТВЕТ: Не будучи специалистом в области кино, могу, конечно, предположить, что Цой был прирожденным актером. Во-первых, надо сказать, что он очень любил кино, я имею в виду не группу «Кино», а кино как жанр искусства. Очень много он этих фильмов смотрел, очень этим увлекался, — и кинофильмы, и видеоклипы. Его любимым жанром был, это я, кстати, помню, еще из интервью вот этого огромного с ним, — его любимым жанром были восточные фильмы со всеми этим кунг-фу, каратэ и так далее. Его абсолютным кумиром в этом смысле был Брюс Ли. Но помимо этих фильмов он смотрел и все остальные фильмы тоже. То есть, к кино он был не чужд. Как актер он, несомненно, был очень фактурен, — у него яркая, раз увидишь – больше не забудешь, внешность. У него было что-то в его движениях, что-то от каратэ, кунг-фу, что-то было в нем такое то ли тигриное, то ли кошачье, то ли еще какое-то. В общем, пластика у Цоя тоже была очень выразительной и довольно своеобразной. Поэтому я думаю, что он вполне мог бы быть актером, тем более, что, в отличие от огромного большинства наших рокеров, он был парень красивый, привлекательный в чувственном плане. Конечно, большинство наших артистов, они выглядят просто как такие интеллигентные, умные, милые ребята, а вот немного такого даже звериного такого сексуального магнитизма в них нет.
ВОПРОС: Мог бы из Цоя состояться художник? Что Вы скажете о его картинах?
ОТВЕТ: Я видел картины Цоя, — и в огромных количествах. Более того, без труда мог бы быть обладателем довольно большого даже количества этих картин, поскольку делалась эта живопись в то время просто так. То есть, писались эти картины, а потом Цой и ребята из его круга, — они их просто раздавали друзьям. Они валялись штабелями в каких-то квартирах общих знакомых. К сожалению, ну, как-то не удалось, неудобно мне было эти картины забирать. Поэтому в коллекции у меня ни одной картины Цоя, увы и ах, нет. Но картины были хорошие, — это была такая группа питерских художников, выходцев из панк-среды, называли они себя, по-моему, «Новые дикие». Ну, и картины у них были, соответственно, такие максимально брутальные. Находились эти художники под влиянием с одной стороны – наших авангардистов начала 20-ого века, — супрематистов, того же Малевича, Филонова, с другой стороны – естественно, они насмотрелись уже и современной западной живописи, в первую очередь, нью-йоркская школа. И вот где-то на пересечении этих двух стилей были их работы. Я думаю, самым талантливым из всех этих ребят был Олег Котельников, но он, собственно, и стал профессиональным художником. Цой тоже был, несомненно, способным художником. Не думаю, что он стал бы великим, но он вполне мог бы стать заметным художником. Тем более, что один из участников группы «Кино», Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино», собственно, тоже стал профессиональным художником. Более того, в высшей степени успешным.
ВОПРОС: Говорят, Цой разочаровался в западных гастролях.
ОТВЕТ: Для начала, я не сказал бы, что Цой разочаровался в иностранных гастролях. Да, он ездил в конце 80-х годов довольно много по заграницам. Я сам лично возил его в пару-тройку таких гастролей, — в частности в Италию. И да, разумеется, выступать в небольших клубах по контрасту с огромными стадионами, в которых он выступал в России, конечно, это было некоторым разочарованием. С другой стороны ему было интересно гастролировать за границей, встречаться с тамошней публикой, в конце концов, и как турист он тоже получал большое удовольствие от лицезрения всех этих новых экзотических городов. Поэтому я не сказал бы, что он разочаровался в западных гастролях и иностранной публике. Более того, насколько мне известно, он имел определенные планы, даже предпринимал конкретные шаги по продвижению группы «Кино» на Восток. То есть, сам, будучи наполовину корейцем, у него были какие-то знакомые и поклонники в Японии. И если бы не эта трагическая гибель, то, насколько мне известно, уже в конце 90-го года «Кино» должны были поехать на первые гастроли в Японию и Южную Корею. А как там сложилось бы, вообще непонятно, очень может быть, что он стал бы там огромной звездой.
ВОПРОС: Как Вы можете объяснить то, что молодые люди из разных стран слушают Цоя?
ОТВЕТ: Что касается иностранных людей, которые любят песни «Кино» и учат русский язык ради этого. На самом деле, как мне кажется, абсолютно нормальная и логичная история. Скажем, мы все русские рокеры, битломаны и так далее, мы полюбили Beatles и Rolling Stones, Doors, Джимми Хендрикса вовсе не из-за их лирики. Тем более, что зачастую лирика эта была предельно глупая. А полюбили их из-за того, что это была прекрасная музыка, что это были веселые и такие невероятно симпатичные ребята. И мы слушали их, и лишь немногие из нас, ну, вот я, скажем, утруждали себя, чтобы учить английский язык и понимать, о чем это все эти Битлы и Роллинги поют. Я думаю, что точно так же какие-то люди иностранные, западные и восточные, услышав песни «Кино» вполне могут влюбиться в эти песни. Ну, а дальше уж, будут они учить русский язык или нет — это, конечно, их дело. Но песни эти полюбить очень даже можно.
ВОПРОС: Кто придумал миф про кассету с последними песнями, которую увезли с места аварии? Нужен ли был этот миф? Зачем его развенчивать?
ОТВЕТ: Я думаю, что легенду о том, что кассету с новыми песнями извлекли из разбитого автомобиля погибшего Виктора, придумал Юра Айзеншпис. Не могу утверждать это стопроцентно, но думаю, что это он, и сделано это было, естественно, для того, чтобы взвинтить еще больше ажиотаж вокруг релиза нового посмертного альбома группы «Кино». Поэтому, как маркетинговый ход, это было абсолютно четко продумано. То, что это не соответствует действительности, вот честно говоря, мне лично нет особого дела до того правда это или неправда. Главное, что записи эти сохранились и были изданы, и это прекрасные песни. А то, что они не оказались извлеченными из искорёженной машины, — ну, так и что с того? В принципе, естественно, вокруг больших звезд вообще витает большое количество легенд. А если эти звезды еще и трагическим образом погибают, то мифов, легенд и конспирологических теорий становится просто невероятное количество. Такие теории окружали и смерть Элвиса Пресли, и смерть Мерлин Монро, и смерть Джима Моррисона, и Витя Цой, в этом смысле, не исключение. То есть, какие только слухи не ходили о его гибели. И то, что его убили, и то, что авария была подстроена. Ну, в общем, много всякой красивой и романтичной иногда зловещей ерунды по этому поводу говорили. Думаю, что тем, кому надо знать правду и Цое и его жизни, они легко эту правду смогут найти. А тем, кто предпочитает, чтобы было все максимально красиво, трагично и загадочно, ну, они могут следовать своим конспирологическим теориям.
— был ли Виктор Цой первым рокером в паутине шоу-бизнеса?
— можно ли назвать Виктор Цоя эталоном русской рок-звезды?
— мог ли Виктор Цой стать звездой мирового масштаба?
ВОПРОС: Можно ли сказать, что Цой был первым рокером, попавшим в шоу-бизнес?
ОТВЕТ: Я думаю, что Цой, действительно, был первым из рокеров, кто попал в такой реальный шоу-бизнесовый конвейер. Потому что до того, как за дело взялся Юра Айзеншпис, гастроли все проходили абсолютно сумбурным образом. То есть, были группы, у некоторых из этих групп были какие-то директора, администраторы, им звонили из разных мест и говорили: «Вот, не хотели бы Вы к нам приехать?» Группа, если могла, если не мучился в это время их лидер от похмелья или не путешествовал где-нибудь, или не было других выступлений, говорила: «Ага. Давайте, сколько Вы платите? Вот такая вот предоплата или даже без предоплаты. Мы к вам приезжаем». Гастроли проходили хаотичным образом и не обставлялись всем тем антуражем, какой принято. То есть, не шло там никакой продажи сопутствующей сувенирной продукции, не устраивались пресс-конференции. Главное, сами по себе, гастроли не были логически связанными. Вот это все впервые опробовал на себе Виктор Цой, который поехал с «Кино», я думаю, это было в первые, наверное, где-то в конце 88-го года или в начале 89-го – точно не могу сказать. Который поехал на такие фот профессионально сработанные такие конвейерные гастроли, — из города в город по четкому графику, минимум свободного времени, максимум пахоты. Естественно, система эта была не нова, — еще в Советском Союзе популярные эстрадные артисты, та же Алла Пугачева, те же всякие ВИА и так далее, они занимались, так называемым, чёсом. Тоже ездили, значит, по областным центрам, да и даже по райцентрам. И там давали вплоть до нескольких концертов в день. С рок-музыкой, которая только-только вышла из подполья, этого не было, — там все было как-то так по-братски, по-дружески, по-человечески. Но Цой первым угодил в эту достаточно бесчеловечную, хотя и очень эффективную, в коммерческом отношении, мясорубку.
ВОПРОС: Можно ли сказать, что Цой – эталон русской рок-звезды?
ОТВЕТ: Я думаю, что Цой – это, вообще говоря, это эталон рок-звезды. Ну, эталон не в том смысле, что все звезды такие, а эталон в том смысле, что он хоть и нетипичен, а он представляет собой такой идеальный исключительный пример. Дело в том, что большинство наших рок-звезд – это все-таки, в первую очередь, авторы, — авторы песен, композиторы и поэты. Будь это Андрей Макаревич, будь то Юра Шевчук, будь то Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Гарик Сукачев и прочие, и прочие. Притом что они авторы, они вовсе не обязательно выдающиеся артисты. Цой был артистом, а не только автором. Цой был статен, красив, сексуален, он прекрасно смотрелся, от него исходила некая . вот если про Борю Гребенщикова популярная фраза гласит, что от него сияние исходит, как от гуру, например. От Цоя исходила, помимо сияния, еще и такая мощная энергетика и мощный сексуальный драйв. И в этом смысле Витя Цой был гораздо ближе к рок-звездам мирового масштаба, чем именно к русским рок-звездам. В этом смысле Цой ближе к Мику Джаггеру, ближе в Игги Попу, ближе к Джиму Моррисону, весьма им любимому и уважаемому. То есть, ближе к таким западным героическим сексапильным звездам, а не нашим рок-звездам, которые как бы с одной стороны – рокеры, а с другой стороны – ботаники.
ВОПРОС: Тогда получается, что русские поклонники Цоя – часть мировой системы поклонников, и это никакой не совок?
ОТВЕТ: Думаю, что нет, потому что Цой все-таки не успел раскрутиться за границей. Я совершенно не исключаю того, что он мог бы стать рок-звездой, ну, если не мирового, то, по крайне мере, такого серьезного регионального уровня. Скажем, евразийской рок-звездой. Не уверен, что он смог бы, скажем, сделать большую карьеру в Америке, но стать известным в Европе, в Японии, Корее, помимо России, я думаю, он вполне мог бы. И в том числе именно потому, что никакого такого совкового начала в нем не было. В общем-то, Цой, кончено, был человеком интернациональным. У нас вообще таких артистов в стране – раз, два и обчелся. Я лично, помимо Цоя, могу, пожалуй, назвать только Жанну Агузарову. Вот второй персонаж, который если бы обстоятельства сложились благоприятным образом. вот Жанна, я думаю, тоже могла бы стать звездой мирового уровня. Ну как, скажем, та же Бьёрк или какая-нибудь еще экзотическая девушка. Вот она и Цой. Больше я никого не вижу на нашей сцене из артистов такого класса.
ВОПРОС: В чем феномен Цоя, — почему его слушает молодежь?
ОТВЕТ: Я думаю, что секрета тут нет. То есть, секрет лежит на поверхности: это, во-первых, мощная фигура лидера, фигура романтичная, трагичная, красивая, невероятно обаятельная, магнитическая. И второе – не менее важное, а, может быть, и более важное, — это прекрасные песни. Песни, которые не утратили ни своей музыкальной актуальности, ни своего мессейджа. Все то, о чем пел Цой двадцать с лишним лет тому назад, все это поется и сегодня, и смысл от этого ничуть не девальвируется.
Источник