- 2 Солнце состоит на70% из водорода.
| 3.Солнце – это самая близкая к нам звезда.
4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце
5.В центре Солнца находится ядро.
6. Звезды по величине намного меньше планет.
7. Температура в центре Солнца 2000 градусов.
8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток
- Изучение нового материала.
Солнце — ближайшая к нам звезда. Люди очень давно наблюдали за ним, поклонялись ему, обожествляли его. Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Гимн Солнцу: Восходит — и все оживает,
Заходит и все умирает.
Ты — жизни мерило и первопричина ее. Почему?
- Ра — в египетской мифологии бог Солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.
- В старославянской мифологии бог Ярило считался богом Солнца. Ярила был также богом весны: он воплощает ее плодородные силы, приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.
- Хорошо вам известный праздник Масленица также связан с Солнцем, ведь блины как раз и символизировали его.
Солнце – центр Солнечной системы
Самостоятельная работа, заполнение таблицы «аргументы и факты»
Источник
Конспект урока по биологии » Как можно добыть энергию для жизни» 5 класс
Тема: Как можно добыть энергию для жизни?
Цель: создать условия для формирования понимания значения энергии в жизни человека и других живых организмов, формирования знаний о возможности получения энергии из пищи;
1. Развивать понимание взаимосвязи между способом питания живого организма и его подвижностью на основе знаний учащихся.
2. Организовать с учащимися разнообразную учебную деятельность, в результате которой выявить одну общую закономерность: растения прикрепляются корнями к почве; человек и животные передвигаются.
Развивать умение использовать рисунки в качестве источника новой информации: а) все животные передвигаются по-своему и добывают разную пищу; б) использование животными разнообразной пищи позволяет им жить вместе.
Развивать у учащихся самостоятельность в учебной деятельности на основе биологического эксперимента.
Способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к растениям и животным;
Способствовать формированию логического мышления при установлении взаимосвязей между солнечной энергией и энергией жизни.
Узнают о значение энергии для живых организмов, физические свойства энергии, необходимость бережного отношения к природе;
— определять с помощью наблюдений и опытов значение энергии Солнца для развития растений и других живых организмов, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый материал, называть существенные признаки энергии движения; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению зависимости растений и других живых организмов от энергии Солнца.
— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;
— понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, учебная игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Использование технологий: технологии развивающего обучения, обучение на основе учебных ситуаций, диалоговые технологии, коммуникативные технологии.
Термины и понятия: энергия Солнца, энергия питания, энергия движения.
Оборудование для учителя: Учебник Природоведение Т.С.Сухова, В.И.Строганова Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2009. Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, пророщенные семена растений.
1. Разная способность растений, животных и человека к передвижению (формирование понятий о признаках царства растений и царства животных).
2. Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни (проверка усвоения общебиологических понятий о признаках растений и животных с помощью таблицы стр.144).
Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных (развитие понятия о биоразнообразии как условии сохранения устойчивой экосистемы).
Движение органов растения (получение учащимися новой информации путем проведения биологического эксперимента).
содержание диалога с учениками)
Ученики (ожидаемые действия в ходе
диалога с учителем)
— Посмотрите внимательно на рабочие столы, проверьте свою готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь, ручки, карандаши и дневник.
— Садитесь. Начинаем наш урок.
Проверяют наличие необходимого оборудования к уроку.
Садятся на места.
формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
— На прошлом уроке мы познакомились со значением пищи для разных организмов, составляли пищевые цепочки.
— Скажите, какие организмы главные в пищевой цепочке и с них начинаются пищевые цепочки?
— Рассмотрите самостоятельно рисунок 152 стр. 145. Какой вывод можно сделать по рисунку?
— У вас на столах лежат карточки с названием различных растений, животных и паразитов. Из этих карточек составьте пищевые цепочки и запишите их в тетрадь.
(Названия на карточках:
капуста, гусеница, синица, ястреб;
трава, заяц, лиса, ленточный червь; мышь, кошка, пшеница, глисты).
— На доске с карточками будет работать ….(вызывается ученик(ца) по желанию).
— На прошлом уроке мы заполняли таблицу, где установили, кто чем или кем питается. Вспомним её. Левый столбик заполнен. Нам необходимо заполнить правильно правый столбик. Используем карточки, где записаны виды пищи для разных организмов. (Слайд 6)
— Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
— Это растения. Так как только растения могут создавать органические вещества из воды и углекислого газа, улавливая солнечный свет.
— Вывод: растения – создатели органических веществ.
— Работают в парах.
— У доски работают те, кто уже справился с заданием.
— Учащиеся выбирают из предложенных карточек, верные и вставляют в правый столбик.
— Вывод: каждый живой организм находит свои источники питания.
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)формируем умение работать в паре.
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Научатся — строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловому восприятию познавательного текста.
Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.
Изучение нового материала.
Объяснение нового материала с применением проблемного вопроса.
— Объявляется тема урока: «Как можно добыть энергию для жизни?» (Слайд 1)
— Ребята, как можно ответить на поставленный вопрос в теме урока? Какие цели урока мы можем поставить, исходя из данной темы? Как вы думаете? (Слайд 2)
— Обратите внимание на схему нашего урока и продумайте взаимосвязи всех элементов схемы. Многое нам уже известно. Но многое мы узнаем на уроке сегодня. Учитель прочитывает и поясняет схему урока. (Слайд 3)
— Самостоятельно прочитайте текст в учебнике на стр.76. Выделите в тексте глаголы. Посмотри на выделенные глаголы и подумай, чем отличается жизнь растений от жизни животных? (Слайд 7)
Текст: «Пройдём заочно вместе с вами по лесу. Надёжно укрепились корнями в почве растения. Вот вспорхнула с ветки птица, пробежал по мягкой траве заяц, прополз уж».
— Почему растение «сидит» на месте, а животные и человек должны двигаться? Если затрудняешься ответить, перечитай §17 стр.49учебника. (Слайд 9)
— Теперь выясним, как передвигаются различные животные. Рассмотрите самостоятельно рис.67 на стр.77 учебника и подготовьте рассказ о передвижении различных животных.
Гидра «шагает», ступая то подошвой, то щупальцами (переворачивается).
Дождевой червь передвигается, то вытягиваясь в длину (буравит почву), то делаясь толстым и коротким (расширяет ход).
Кальмар, выбрасывая наружу струю воды, двигается в противоположном направлении задним концом вперёд.
Ноги лошади приспособлены к быстрому бегу.
Человек может ходить, бегать, танцевать и совершать множество других движений.
— Сделаем вывод. Как же двигаются разные животные в поисках пищи?
— Энергия для жизни – это пища. Нужно будет выяснить, как добывают пищу разные организмы. Что предпринимают организмы, для добывания пищи? Как разные организмы используют энергию пищи для жизни?
— Учащиеся следят за объяснением учителя, продумывают взаимосвязи.
— Учащиеся находят отличия.
— Делают вывод: Большинство растений на всю жизнь привязаны к месту, где они выросли. Подвижность их ограничена. Человек и большинство животных передвигаются активно.
(Слайд 8) (Записывают вывод в тетрадь).
— Растения получают питание из воздуха при солнечном свете и из почвы, а человек и животные должны двигаться в поисках пищи.
— Учащиеся рассматривают рисунки и слайды 10-11 презентации и готовят рассказы о видах движения различных животных и человека.
— Учащиеся делают вывод: Все животные двигаются по-своему, добывая разную пищу.
формируем умение на основе анализа текста, иллюстраций делать выводы;
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение работать самостоятельно.
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность;
формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
— Подвигаемся и мы, чтобы проверить наличие энергии — движения в нашем организме.
— Встаньте. Потянемся вверх к солнышку. Руки вверх.
-Опустите руки. Присядьте. Ещё раз, повторим всё.
— На месте шагом марш. Стой. Садимся на места.
— Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя.
формируем умение выполнять физические упражнения.
Работа над новым материалом.
— Двигаются ли растения?
Приведите примеры движения растений вслед за Солнцем.
— Проверим опытным путём, как двигаются растения. Мы неоднократно проращивали семена различных растений. Сегодня мы рассмотрим опыт, представленный в учебнике на рис.68 стр.78. Расскажите, что вы видите.
Посмотрите на рисунки 69 и 70 учебника, на слайд 15 презентации и ответьте на вопросы:
— Как направлены проростки стеблей? — А как направлены проростки корней?
— Какой вывод можно сделать из рассмотренного опыта?
— Шляпки подсолнечника, одуванчики и другие растения двигаются за Солнцем. (Слайд 14)
— Дети рассказывают по рисунку, как ростки растений двигаются в сторону солнечного света.
— Проростки стеблей направлены вверх, а проростки корней направлены вниз.
— Учащиеся делают вывод: Если всё растение передвигаться не может, двигаются отдельные его органы: стебель с листьями – к свету, корень – в глубину почвы.
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;
формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
— Что позволяет животным и человеку активно двигаться?
— Как энергия попадает в организм животных и человека?
— Двигаются ли растения?
— Энергия попадает в организм животных и человека с пищей.
— У растений двигаются отдельные части: стебель и листья вверх к Солнцу, а корень в глубину почвы.
формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации.
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Тем, кто хочет получить пятёрку, предлагаю пронаблюдать за домашними животными: кошкой, собакой, рыбками в аквариуме и составить рассказ о видах движения этих животных.
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Продолжите и закончите мысль:
— Я узнал на уроке…
— Мне не совсем понятно…
— Я могу рассказать…
— У меня есть вопрос к учителю или к ребятам…
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Источник
➤ Adblock
detector