Если солнце является треугольником то все крокодилы это летающие существа является формально
20. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия будет:
а) нулевое понятие;
б) единичное понятие;
в) родовое понятие.
21. Определение: «Энтропия — это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», — является:
в) непонятным для большей части людей.
22. Определение: «Экзистенциализм — это философское направление XX века, в котором рассматриваются различные экзистенциональные вопросы и проблемы», — является:
23. Суждение — это:
б) обобщенное понятие;
в) форма мышления.
24. Суждение выражается в форме:
б) повествовательного предложения;
в) вопросительного предложения.
25. Предмет суждения называется:
26. Истинным или ложным может быть:
27. Если суждение: «Все люди изучали логику», — является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику», — является:
а) неопределенным по истинности;
28. Суждение: «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы — это летающие существа, — является формально:
29. Два противоположных суждения о двух разных предметах должны быть:
а) одновременно истинными;
б) одновременно ложными;
в) какими угодно по истинности.
30. Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть:
а) ни истинным и ни ложным каждое;
б) одно — истинным, другое — ложным;
в) одновременно истинными.
31. Умозаключение — это:
а) сложное суждение;
б) форма мышления;
в) истинный вывод.
32. Аналогия — это:
б) сложное суждение;
в) вид умозаключения.
а) форма мышления;
в) сложное суждение.
34. «Когда началась Великая Отечественная Война?» — это вопрос
35. Ответ содержащий в себе дополнительные сведения:
а) сложное суждение;
б) закон мышления;
в) ничто из вышеперечисленного.
37. Постановка новой проблемы осуществляется с помощью:
38. Доказательство состоит из:
39. «Зеркальным» отражением доказательства является:
40. Прямым доказательством доказывается:
а) ложность антитезиса;
б) ложность аргументов;
в) истинность данного тезиса.
Ключи к ответам представлены в табл. 2.
Таблица 2 Правильные ответы
1 в 11 б 21 в 31 б
2 б 12 а 22 а 32 в
3 б 13 а 23 в 33 а
4 б 14 в 24 б 34 в
5 б 15 в 25 в 35 в
6 в 16 б 26 в 36 в
7 а 17 в 27 а 37 б
8 б 18 а 28 б 38 а
9 а 19 в 29 в 39 б
10 в 20 б 30 а 40 в
1. Античные риторики. М., 1978.
2. Барков В. Ф., Терлюкович И. И. Логика: Практикум. Минск, 2003.
3. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. М., 2002.
4. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 2002.
5. Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. М.,
6. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
7. Ивин А. А. Логика. Учебник. М., 2003.
8. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.
9. Ивлев Ю. В. Логика. Учебник для Вузов. М., 2000.
10. История логики / Под общ. ред. В. Ф. Баркова и Я. С. Яскевич. Мн., 2001.
11. Мареев С. Н. Логика: Учебник. М., 2006.
12. Поварнич С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
13. Стёпич В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
14. Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки. М., 2005.
1. Понятия, их образование и определение
2. Вопросы. Проблемное поле науки
3. Доказательства и опровержения. Аргументация в науке
Логические упражнения и задания
Задания в тестовой форме и ключи к ним
ЛЁВИН Виктор Гаврилович, РАМАЗАНОВА Елена Викторовна
Редактор И.Г. Беркович
Подписано в печать 12.02.2007
Формат 60×84 1/16. Бумага ксероксная. Печать оперативная.
Усл.п.л. 2,7. Тираж 50 экз.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский институт бизнеса»
443010, г. Самара, ул. Галактионовская, 141.
Источник
Если солнце является треугольником то все крокодилы это летающие существа является формально
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 369
- КНИГИ 641 902
- СЕРИИ 24 450
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 461
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
УДК 16(075.8) ББК 87.4я73
Элементы логики: Методическое пособие / Сост. В. Г. Лёвин, Е.В. Рамазанова. Поволжский институт бизнеса. Самара, 2007.46 с.
Освещены вопросы, близкие к мыследеятельности, совершающейся в ходе научно-исследовательской работы. Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих проблемы научного познания в рамках учебных курсов «Философия» и «Философия науки». В данное учебное пособие включен тест на 40 вопросов по предмету и ключи к нему.
Печатается по решению научно-методического совета НОУ ВПО «Поволжский институт бизнеса».
© В.Г. Левин, Е.В. Рамазанова, 2007
Логика вошла в научное познание после работ Аристотеля. Древнегреческий мыслитель рассматривал логику как универсальное орудие мышления, применяемое в любой науке, поскольку в каждой из них осуществляется мыследеятельность. По Аристотелю, логика обеспечивает определенность результатов мышления, на ее основе устанавливаются формы и правила мышления, осуществляются доказательства, которые опираются на ряд законов мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего). С Аристотеля началась разработка логических теорий (теория категорического силлогизма), он обосновал два способа логического вывода (дедукция и индукция), дал анализ общих принципов доказательства (принцип последовательности шагов доказательства и принцип формальной правильности выводов).
В Новое время значительный вклад в развитие логики в ее связи с научным познанием внесли Ф. Бэкон, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Ст. Милль и др. В частности, была разработана новая теория индукции, которая применялась для исследования гипотез и обнаружения причин явлений (Ф. Бэкон). Г. Лейбниц сформулировал программу создания универсального искусственного языка, формализующего процесс рассуждения. Он же сделал попытку арифметизации силлогистики, что стимулировало в XIX столетии создание алгебры логики (Дж. Буль). Затем Г. Фреге в своем труде «Исчисление понятий» создал первое исчисление высказываний в строго аксиоматической форме. В дальнейшем этот ученый осуществил реконструкцию теории дедукции на основе искусственного исчисления, что позволило выявить ход дедуктивного доказательства. По пути совмещения языка формальной логики и языка математики двигался Дж. Пеано и ученики его школы.
Создание математической логики увенчалось успехом после выхода трехтомного труда Б. Рассела и А. Уайтхеда «Principia Mathematica», опубликованного в 1910-1913 гг. В этом фундаментальном сочинении систематизировано дедуктивно-аксиоматическое построение классической логики, создана так называемая теория типов, предназначенная для устранения ряда парадоксов математической логики.
В XX в. языки исчислений были плодотворно применены для формализации не только арифметики, но и алгебры, анализа, геометрии и ряда других разделов математики. При этом оказалось, что логика является образцом научной строгости. Через математическую логику осуществился также переход к новым разделам науки, называемым метанаукой (См.: Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957).
Повышенный интерес в последние десятилетия вызвали исследования по логической семантике, которая изучает смыслы и значения теоретических и эмпирических терминов в языках различных наук. Бурный прогресс ряда направлений современной науки привел к многозначности их базовых терминов. Отсюда возникла нужда их определения с помощью средств логико-методологического анализа. В частности, разработана семантика таких терминов, как система, модель, вероятность, факт, теория и др.
Отметим также, что в XX столетии логика активно занимается исследованиями в области «машинного мышления». Здесь были заложены основы теории алгоритмов, сыгравшей выдающуюся роль в кибернетике (К. Гедель, А. Тьюринг, А. Черч, А. Марков, А. Колмогоров и др.). Логика оказалась применимой ко многим разделам технических наук: созданы алгебраическая теория релейно-контактных схем, общая теория анализа и синтеза конечных автоматов и др.
Стоит подчеркнуть, что логика была и остается важнейшим средством рационального построения научного познания. Она используется как арсенал теоретизации науки. Существуют типические задачи этого уровня познания, которые решаются логическими средствами. Некоторые из них рассматриваются в ходе дальнейшего изложения.
1. Понятия, их образование и определение
Понятие — это одна из базовых форм абстрактного мышления. Собственно, абстрактное мышление часто называют понятийным. С помощью понятий отражаются изучаемые предметы, явления процессы. Таковые берутся в обобщенной форме на основании некоторых существенных признаков.
Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Чтобы их вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.
В логике признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету. Отсутствующее свойство (черта, состояние, отношение) также рассматривается как его признак. Любой реальный предмет имеет множество разнообразных признаков. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его природы, называются несущественными.
Образование понятий сопряжено с их обозначением, поиском словесных выражений мысли о предмете. Мы не придумываем для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название, самостоятельное слово. В мышлении и общении люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас нашего языка намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое такое слово выражает понятия, которые могут относиться не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.
Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. При этом новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи не всегда возникает необходимость придумывать новые слова для выражения вновь полученного знания. Благодаря понятийному строю языка люди имеют возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически бесконечное количество предметов.
Давно установлено, что наряду с естественными (содержательными) языками и на их основе рождаются искусственные (формальные) языки. Это особые знаковые системы, которые не возникают стихийно, а создаются специально, например математикой. Особый язык использует кибернетика.
Логика также использует помимо обычного, естественного языка (в нашем случае — русского) специальный, искусственный язык — в виде логических символов (формул, геометрических фигур, таблиц, буквенных и других знаков) для сокращенного и однозначного выражения мыслей, их многообразных связей и отношений.
Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.
Но между ними есть и различия, с которыми мы постоянно сталкиваемся.
Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов — словосочетаниями.
Источник
Если солнце является треугольником то все крокодилы это летающие существа является формально
20. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия будет:
а) нулевое понятие;
б) единичное понятие;
в) родовое понятие.
21. Определение: «Энтропия — это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», — является:
в) непонятным для большей части людей.
22. Определение: «Экзистенциализм — это философское направление XX века, в котором рассматриваются различные экзистенциональные вопросы и проблемы», — является:
23. Суждение — это:
б) обобщенное понятие;
в) форма мышления.
24. Суждение выражается в форме:
б) повествовательного предложения;
в) вопросительного предложения.
25. Предмет суждения называется:
26. Истинным или ложным может быть:
27. Если суждение: «Все люди изучали логику», — является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику», — является:
а) неопределенным по истинности;
28. Суждение: «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы — это летающие существа, — является формально:
29. Два противоположных суждения о двух разных предметах должны быть:
а) одновременно истинными;
б) одновременно ложными;
в) какими угодно по истинности.
30. Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть:
а) ни истинным и ни ложным каждое;
б) одно — истинным, другое — ложным;
в) одновременно истинными.
31. Умозаключение — это:
а) сложное суждение;
б) форма мышления;
в) истинный вывод.
32. Аналогия — это:
б) сложное суждение;
в) вид умозаключения.
а) форма мышления;
в) сложное суждение.
34. «Когда началась Великая Отечественная Война?» — это вопрос
35. Ответ содержащий в себе дополнительные сведения:
а) сложное суждение;
б) закон мышления;
в) ничто из вышеперечисленного.
37. Постановка новой проблемы осуществляется с помощью:
38. Доказательство состоит из:
39. «Зеркальным» отражением доказательства является:
40. Прямым доказательством доказывается:
а) ложность антитезиса;
б) ложность аргументов;
в) истинность данного тезиса.
Ключи к ответам представлены в табл. 2.
Таблица 2 Правильные ответы
1 в 11 б 21 в 31 б
2 б 12 а 22 а 32 в
3 б 13 а 23 в 33 а
4 б 14 в 24 б 34 в
5 б 15 в 25 в 35 в
6 в 16 б 26 в 36 в
7 а 17 в 27 а 37 б
8 б 18 а 28 б 38 а
9 а 19 в 29 в 39 б
10 в 20 б 30 а 40 в
1. Античные риторики. М., 1978.
2. Барков В. Ф., Терлюкович И. И. Логика: Практикум. Минск, 2003.
3. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. М., 2002.
4. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 2002.
5. Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. М.,
6. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
7. Ивин А. А. Логика. Учебник. М., 2003.
8. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.
9. Ивлев Ю. В. Логика. Учебник для Вузов. М., 2000.
10. История логики / Под общ. ред. В. Ф. Баркова и Я. С. Яскевич. Мн., 2001.
11. Мареев С. Н. Логика: Учебник. М., 2006.
12. Поварнич С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
13. Стёпич В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
14. Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки. М., 2005.
1. Понятия, их образование и определение
2. Вопросы. Проблемное поле науки
3. Доказательства и опровержения. Аргументация в науке
Логические упражнения и задания
Задания в тестовой форме и ключи к ним
ЛЁВИН Виктор Гаврилович, РАМАЗАНОВА Елена Викторовна
Редактор И.Г. Беркович
Подписано в печать 12.02.2007
Формат 60×84 1/16. Бумага ксероксная. Печать оперативная.
Усл.п.л. 2,7. Тираж 50 экз.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский институт бизнеса»
443010, г. Самара, ул. Галактионовская, 141.
Источник