Беранже IV — Сен-Симон
Граф Анри Сен-Симон, граф Анри Сен-Симон
Что же вам не хватало, любимец удачи?
Может вам горек хлеб, если голоден он
Тот, кто хлеб этот сеял, всей кожею плача
Может вам не мила родовая обитель?
Может вам ненавистны такие законы
По которым жила. Нет! Терпела обиды Ваша паства?
Но ей не нужны Сен-Симоны
Не нужны. Нет, вы верьте, свобода грядет!
Это время придет и оно уже близко!
Ваше имя начертит свободный народ
На граните победного обелиска!
А пока — труден шаг. Каждый выстрадан звук
Хоть жесток и бездарен господский закон
У него сильный враг. Человечества друг
Граф Анри Сен-Симон, граф Анри Сен-Симон.
Сен-Симон! Все свое достоянье
Сокровенной мечте посвятил.
Старикам он поддержки просил,
Чтобы общества дряхлое здание
На основах иных возвести
И угас одинокий, забытый,
Сознавая, что путь, им открытый,
Человечество мог бы спасти.
Господа, если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Сен-Симон!
«Подними свою голову смело,» —
Звал народы Фурье, «Разделись
На фаланги и дружно трудись
В общем круге для общего дела!»
Обновленная вся, брачный пир
Запирует земля с небесами
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир.
Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы,
Чуть из ряда выходят умы,
«Смерть безумцам!» — мы яростно воем.
По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет.
Нам безумцем дан братства завет
И распятый безумец стал Богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить это солнце забыло,
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь.
Сен-Симон!
Справка: Не довольствуясь понятиями «личность» и «государство», которыми оперировали XVIII век и либерализм XIX века, Сен-Симон даёт между ними место и даже преобладающее значение «обществу», в котором личность — органическая частица, государство по отношению к личности — нечто производное. Вообще, всем своим учением об обществе Сен-Симон связал своё имя с первой стадией эволюции позитивизма, а взгляды, высказанные им в последние годы относительно рабочего класса, сделали его родоначальником социализма.
Википедия Справка: Идея фаланстеров (фаланг). Франсуа Мари Шарль Фурье — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма.
«300 семейств поселян, соединившись в ассоциацию, имели бы один прекрасный сарай, вместо 300 никуда не годных, — одно хорошее заведение для выделки вина, вместо 300 плохих» и так далее. Не меньшую выгоду представит введение во все отрасли крупной системы производства пользование лучшими машинами, обработка земли согласно почвенным условиям. Самый труд будет значительно продуктивнее благодаря энтузиазму и соревнованию, которые охватят членов ассоциации, — тем более, что конкуренция здесь не исчезнет, а только потеряет свой острый характер, который придаёт ей противоречие интересов. Дело в том, что все работы здесь будут распределены между «страстными сериями»; каждый без различия пола и возраста избирает себе то занятие, которое его больше всего привлекает, и имеет право в один и тот же день переменить несколько серий; здесь для всех найдутся любимые занятия, и никто не захочет предаваться безделью. Результаты труда всех членов фаланги будут стекаться в её общие хранилища, и отсюда они могут получать всё необходимое: таким образом не будет нужды ни в каких посредниках при обмене товаров, и сама внутренняя торговля исчезнет. Вместе с тем, однако, в фаланге сохраняются частная собственность и неравенство состояний. Каждый будет иметь отдельное помещение сообразно не только своим склонностям, но и состоянию, питаться и одеваться, как кто захочет и сможет. Коммунизма здесь нет и следа: каждый будет владельцем продуктов своей работы, начиная с детей 4,5 лет, и, несмотря на общность жизни и труда в страстных сериях, деятельность каждого будет оплачиваться по количеству затраченного труда, по свойству работы, по силе его таланта и по величине вложенного в предприятие капитала. Общий доход фаланги будет разделяться на двенадцать частей, из которых четыре придутся на долю капитала, пять — труда, три — таланта, теоретических и практических знаний. Мало того: для более правильной оценки все работы будут распределены по степени привлекательности, по степени трудности и полезности, и в зависимости от этих свойств оплачиваться. Только в распределении продуктов, полученных фалангой, Фурье не допускал индивидуальной свободы: во всём остальном она является верховным принципом.
Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online
Господа, если вы сейчас же не отпустите этих троих джентльменов, то музыкальный фестиваль в Ульме не состоится. И дело перестройки умрет, а мосты дружбы, которые строят Горбачев и ваш канцлер, рухнут. А самое главное, Берлинская стена никогда не будет разрушена и никогда не быть Германии единой. Подробнее
Источник
Безумцы
Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы.
Чуть из ряда выходят умы:
«Смерть безумцам!» — мы яростно воем.
Поднимаем бессмысленный рёв,
Мы преследуем их, убиваем —
И стату;и потом воздвигаем,
Человечества славу прозрев.
Ждёт Идея, как чистая дева,
Кто возложит невесте венец.
«Прячься», — робко ей шепчет мудрец,
А глупцы уж трепещут от гнева.
Но безумец-жених к ней грядёт
По полуночи, духом свободный,
И союз их — свой плод первородный —
Человечеству счастье даёт.
Сен-Симон всё своё достоянье
Сокровенной мечте посвятил.
Стариком он поддержки просил,
Чтобы общества дряхлое зданье
На основах иных возвести, —
И угас, одинокий, забытый,
Сознавая, что путь, им открытый,
Человечество мог бы спасти.
«Подыми свою голову смело! —
Звал к народу Фурье. — Разделись
На фаланги и дружно трудись
В общем круге для общего дела.
Обновлённая вся, брачный пир
Отпирует земля с небесами, —
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир».
Равноправность в общественном строе
Анфантен слабой женщине дал.
Нам смешон и его идеал.
Это были безумцы — все трое!
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый завет —
Ибо этот безумец был богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
© Пьер Жан Беранже (1780—1857).
Перевод: В.С. Курочкин.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.08.2020. Битва при Блуа
- 28.08.2020. Безумцы
- 25.08.2020. Тень слепой луны
- 21.08.2020. Проза и Роза
- 19.08.2020. Х. Р. Х.
- 15.08.2020. Пробуждение Солнца
- 14.08.2020. Manu Chao — Если ты дашь мне выбор
- 10.08.2020. Русская песня
- 04.08.2020. Во дни безвременья
- 02.08.2020. В молчании добро должно твориться
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Мои кумиры. Беранже, ч. 1
Моим кумиром Беранже стал давно, во время службы в Армии. Прислали из дому подаренный мне перед уходом в Армию солидный том его произведений, которые я стал учить наизусть и читал их вслух, стоя в карауле долгими ночами, — и время летело, а душа пела.
Итак, все цитаты из книги: «Пьер Жан Беранже. Сочинения». Москва, 1957 (640 с. крупного формата:60х92/ 1:32).
С.3.Предисловие: «Великий народный поэт»
… «Слава этого великого французского поэта была при жизни его — всесветной. Беранже теснейшим образом связал свое имя с передовыми стремлениями европейской демократии первой половины XIX столетия. Он был глашатаем свободы, верным сыном своей родины, стойким врагом ее угнетателей. Он верил в народ и любил его. Он был другом человечества и призывал народы объединиться, чтобы положить конец войнам …
Стендаль не раз называл его «гениальным» и «величайшим современным поэтом. Почитателями Беранже были и другие его современники – Виктор Гюго, Бальзак, Жорж Санд, Мериме» …
С.4: «Пьер-Жан Беранже родился в Париже 19 августа 1780 года.
Его отец был сыном кабатчика и служил писцом у нотариуса. Мать была дочерью портного ремесленника и работала модисткой. Родители Беранже вскоре после брака разошлись, и ребенок попал на воспитание к своему деду-портному. Девятилетним мальчиком Беранже видел с крыши дома великое историческое событие – взятие Бастилии …
Отсутствие образования явилось большою помехой для Беранже: когда он впоследствии решил стать поэтом, ему пришлось начать с изучения грамматики и бесконечно много работать над собой.
Начальная школа, в которой он учился, была создана революцией и стремилась не только обучать детей, но и воспитывать из них граждан, патриотов. В частности, при школе был клуб. Юного Беранже не раз избирали его председателем, и мальчику приходилось сочинять и произносить патриотические приветственные речи в честь … членов Конвента или во время революционных празднеств, а в особо торжественных случаях составлять адреса самому Робеспьеру.
Мальчик с великой гордостью выполнял свои почетные обязанности. Ведь в эту пору – в 1793 году – французская революция, сдавленная кольцом интервенции, перешла в контрнаступление: якобинцы, «организаторы победы», сформировав четырнадцать армий, освобождали один департамент за другим…»
А его отец жаждал попасть в круг аристократов, приписывая к фамилии частицу «де». Потом забрал сына к себе, желая его перевоспитать в открытой им банкирской конторе. Сын поначалу проявил себя и здесь, но потом разобрался, что отец грабит бедняков и помогает контрреволюционерам. И будущий поэт решил жить бедно, но честно.
С.5: « В течение почти пятнадцати лет он терпел нужду, холод, полуголодное существование, не имел приличной одежды и крепкой обуви, но не покладая рук работал, стараясь овладеть техникой своего ремесла…» Писал вначале возвышенные произведения, полагая, что именно такие и нужны сейчас народу. Брат Наполеона, Люсьен Бонапарт, решил поддержать поэта, положив ему жалованье. Но Беранже вскоре увидел, что классических трагедий он писать не может и не хочет. И «незаметно для себя стал складывать песни».
И эти-то песни и пошли по всему просвещенному миру. Так, наш Пушкин в поэме «Граф Нулин», описывая «багаж» графа, отметил, что тот явился в Россию « с последней песней Беранжера».
На родине нашей многие песни Беранже гуляют до сих пор, но мы не знаем их автора, потому что переводы перерабатывались и обрастали музыкой. И некоторые из таких вещей я намерен тут процитировать. Однако — к делу!
Начну с очень известного у нас и гениального произведения под удивительным названием «Безумцы» в классическом переводе Василия Курочкина, нашего революционного демократа и сатирика:
Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы.
Чуть из ряда выходят умы:
«Смерть безумцам!» — мы яростно воем,
Поднимаем бессмысленный рев,
Мы преследуем их, убиваем –
И статУи потом воздвигаем,
Человечества славу прозрев.
Ждет Идея, как чистая дева,
Кто возложит невесте венец.
«Прячься», — робко ей шепчет мудрец,
А глупцы уж трепещут от гнева.
Но безумец-жених к ней грядёт
По полуночи, духом свободный,
И союз их – свой плод первородный –
Человечеству счастье даёт.
Сен-Симон всё своё достоянье
Сокровенной мечте посвятил.
Стариком он поддержки просил,
Чтобы общества дряхлое зданье
На основах иных возвести, —
И угас одинокий, забытый,
Сознавая, что путь, им открытый,
Человечество мог бы спасти.
«Подыми свою голову смело! –
Звал к народу Фурье. – Разделись
На фаланги и дружно трудись
В общем круге для общего дела.
Обновленная вся, брачный пир
Отпирует земля с небесами, —
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир».
Равноправность в общественном строе
Анфонтен слабой женщине дал.
Нам смешон и его идеал.
Это были безумцы — все трое!
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый Завет –
Ибо этот безумец был богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло –
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
(Вот такое сочетание сарказма с возвеличиванием, гимн Безумцам, которые всё и движут на этой грешной земле. Дату написания и перевода в моей книге не приводят, это явно первая половина 19-го века.. А умер Беранже в 1857 году, прожив по тем временам очень долгую жизнь…
В следующей части я намерен цитировать «озорного, солёного» и «народного» Беранже, прямого наследника Рабле…)
Источник
Пьер-Жан Беранже — Безумцы: Стих
Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы.
Чуть из ряда выходят умы:
«Смерть безумцам!» — мы яростно воем.
Поднимаем бессмысленный рев,
Мы преследуем их, убиваем —
И статуи потом воздвигаем,
Человечества славу прозрев.
Ждет Идея, как чистая дева,
Кто возложит невесте венец.
«Прячься», — робко ей шепчет мудрец,
А глупцы уж трепещут от гнева.
Но безумец-жених к ней грядет
По полуночи, духом свободный,
И союз их — свой плод первородный —
Человечеству счастье дает.
Сен-Симон все свое достоянье
Сокровенной мечте посвятил.
Стариком он поддержки просил,
Чтобы общества дряхлое зданье
На основах иных возвести, —
И угас, одинокий, забытый,
Сознавая, что путь, им открытый,
Человечество мог бы спасти.
«Подыми свою голову смело! —
Звал к народу Фурье. — Разделись
На фаланги и дружно трудись
В общем круге для общего дела.
Обновленная вся, брачный пир
Отпирует земля с небесами, —
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир».
Равноправность в общественном строе
Анфантен слабой женщине дал.
Нам смешон и его идеал.
Это были безумцы — все трое!
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый завет —
Ибо этот безумец был богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
Источник