Меню

Эссе философия как космос

Человек, Космос, Вселенная. Философское эссе

Материя
даёт пространству размер,
а времени — протяжённость.
————————————

Человек разумный, в лице своих мудрейших представителей, всегда намного опережал своё время, задавая себе вопросы не только об идеальном обществе, но и об устройстве Вселенной.
«. а что на небесах — кто исследовал?» — читаем мы в Книге Премудрости Соломона.
Через две тысячи лет русский школьный учитель Константин Эдуардович Циолковский в своей книге «Путь к звёздам» напишет: «От простой ракеты перешли к сложной, т.е. составленной из многих простых.»
А всего тридцать лет спустя — Сергей Павлович Королёв создал ракету Циолковского, а Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил на ней первый в истории человечества полёт в Космос.
Так началась эра исследования Вселенной. Земляне стали осознавать себя её неотъемлемой, но всё-таки уникальной составляющей.

Человек находится в части Вселенной и способен ощутить только ничтожную долю этой части, а вступить в непосредственный контакт — с ничтожной частью этой ничтожной доли, то есть с невообразимо малой частичкой видимого и невидимого окружающего мира.
Отсюда вывод: ИНДИВИДУУМ НАХОДИТСЯ В СВОЁМ ЗАМКНУТОМ ВООБРАЖАЕМОМ МИРЕ (реально контактируя с абстрактной моделью Вселенной, а не с ней самой) БОЛЕЕ, ЧЕМ В РЕАЛЬНОМ. А это (в свою очередь) и определяет особенности психики человека, прежде всего её устойчивость и единообразие.
Поэтому столь велико влияние поступающей извне информации
на сознание человека, будь то видимая её часть (письменное слово или изображение) или невидимая (устное
слово или тепловое излучение Солнца).

Принимая во внимание вышесказанное, очевидно следующее: место личности во Вселенной (в любой её части) мало что определяет (значит) тем более при современных средствах связи и наблюдения.
То есть человек значим как личность везде одинаково, где бы он ни находился. ПО МЕРЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОСОБЕЙ несколько уменьшается степень их влияния (на себе подобных) и несоизмеримо возрастает объём полезной логической информации, ПОДНИМАЕТСЯ ПЛАНКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КАК СУЩЕСТВА РАЗУМНОГО.
Человек и сам является частью Вселенной, но часть действительно не может отобразить всё целое или познать его. Путь продвижения к полной истине бесконечен. Имеет ли смысл начинать его?
Человеческая жизнь может быть только одним шагом, одной ступенькой. Но уже есть краеугольный камень, к которому всё лепится и прибавляется! И это вселяет надежду на то, что мы живём не напрасно и не случайно. ЛЮБОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЕСТЬ ОПРАВДАНИЕ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАЖДЫЙ ФАКТ ГУМАНИЗМА И СОЗИДАНИЯ. Всё противоположное ничего не рождает, потому что бесплодно, временно и вряд ли существует, ибо постоянно пытается доказать обратное.
Но никакие угрозы и разрушения не могут остановить идущего. И произрастает даже после пожара. Выскажу эту же мысль образно, в стихотворении.

Слово,
пущенное стрелой,
обернулось
огнём и золой.
Слово,
пущенное голубицей, —
и водицею и пшеницей.

Человек — является общественным существом, способным в процессе эволюции использовать созданные им искусственные внешние носители и источники информации: рисунки, книги, радио, телевидение, Интернет.
Человечество – сообщество людей, способное проживать не только на Земле, но и автономно в Космосе.
При этом степень развития самой цивилизации определяется не столько уровнем обработки и хранения информации, сколько всемирной доверительностью взаимоотношений всех субъектов между собой.

Звёзды являют собой свет после Света. Тьма существует только в нашем воображении, так как там, где свет очень далёк или мал, мы придумываем тьму, чтобы оправдать своё неведение. Мы (думая, что не видим) заблуждаемся. Мы ещё недостаточно зрячи и находимся в колыбели (по К.Циолковскому). Видим, но не ведаем. Откуда и произрастает астрономическое число наших ошибок, в природе нашей заложенных, а не привнесённых извне.
Личности, которые не ошибаются, вместо восторга и удивления вызывают зависть и отторжение со стороны общества. А ведь гениев или пророков (как их ни назови) — единицы на десятки, а то и сотни тысяч.

Нам всем хочется жалости и участия. А есть такие, которые отвергают всё и вся. Природа человеческого самосознания поколеблена бессмысленным самоуничтожением цивилизации, которому не видно конца.
Человечество болеет такими же, порой неизлечимыми болезнями, как и отдельный индивидуум. И что можно противопоставить этому? Какую щёку подставить, когда уже ударили и по второй?
Иногда мы все оказываемся перед закрытой дверью. Та ли это дверь? Эта откроется чуть позже.
Каким мощным и полным интеллектом надо обладать, чтобы открывались все двери?! Да и надо ли все их открывать? Стоит ли держать их открытыми? После Чернобыля и после недавнего взрыва ядерного реактора в Японии в результате сильного землетряения — эти вопросы перешли в ряд практических проблем. Чувство страха вовсе не советчик в таком деле. А должно постоянно присутствовать сопереживание за всё, что уже проросло и родилось на этот свет. Жестокость — мертва.

Читайте также:  Физкультурный досуг ко дню космоса

И при этом не надо забывать о том, что чем дальше и пристальнее мы вглядываемся в необозримую Вселенную, тем чаще нас посещает мысль об исключительной уникальности самой жизни на нашей планете, не говоря уже о её высших, разумных ступенях.
Гипотетически предполагаю: всё неживое, что функционирует статически или в движении не только по законам Ньютона, а то и вопреки им, — может иметь отношение к искусственному интеллекту. До сих пор нет прямых и достоверных доказательств наличия естественного или искусственного интеллекта в обозримой части Вселенной. Имеем ли мы право уничтожать ростки цивилизации, даже не осознавая полностью их происхождение и перспективу?

Думаю, что Вселенная переживёт великое множество цивилизаций, беспрерывно рождая их для убийства и самоубийства. Не исключаю при этом появление цивилизации, которая подружится с Вселенной. Захотелось эту оптимистичную мысль усилить стихотворением.

ЗВЁЗДНЫЙ САД РАЗГОРАЕТСЯ .

Понимаю к садам эту вечную страсть!
Но за что полюбил Ты людей?
И позволил Земле никуда не упасть,
и зажёг миллиард фонарей.

Пусть их звёздами люди потом назовут:
путеводными или простыми.
Звёздный сад разгорается… Звёзды – цветут,
и планеты кружат – не пустыми…

Известно, что любая форма отрицает абсолютную пустоту. Тем не менее, считаю, что жизнь во Вселенной — исключение из правил. Её закономерность проявляется лишь в отдельных, обособленных формах хаоса с обязательным содержанием материи.
И не стоит при этом забывать о том, что там, где преобладает видимое, невидимое — остаётся за семью печатями для ещё только развивающегося разума.

Объекты находятся в информационном поле, которое и является идеальным пространством.
Подобно тому, как человек вычленяет информацию из текста, т.е. из формы выделяет и осознаёт содержание (если может выделить без переводчика), так и информационное поле возникает только в сознании субъекта. Поскольку оно (до искусственного вмешательства) – только хаотично. Ведь даже спектральная (частотная) характеристика излучения звёзд приобретает информационную «окраску» только при осмысленном анализе спектра со стороны разума.
Под пространством подразумеваю абстрактную (чаще всего незаполненную каким-либо телом) часть всеобщего информационного поля, содержащего в себе все другие виды полей (электромагнитное, гравитационное, внутриядерное. ) или иные источники возмущения, вызывающие волны неоднородности путём медленного, быстрого или неравномерного (взрывного) распространения энергии. Гравитация — заставит все тела полностью истратить свою энергию на её поддержание и преодоление.
Тогда тело (в том числе и субъект) — есть ограниченная (замкнутая) часть такого пространства, которая способна взаимодействовать с полем или другими объектами: распространять, отражать, поглощать, замедлять, ослаблять, притягивать, принимать, воспринимать одну или несколько составляющих информационного поля или вступить в резонанс хотя бы с одной из них.
При этом – одушевлённые тела называются субъектами. Объект может состоять как из одного тела, так и из множества тел, которые тем или иным образом выделяются на фоне обозримого пространства в отрезке времени. Значит, в определённом смысле и некую часть пространства (например, Галактику) можно считать телом или объектом.

Понятие о времени возникает вовсе не из-за цикличности многих процессов в Галактике или внутри хотя бы солнечной системы. Время потребовалось для оценки скорости их протекания соотносительно к продолжительности человеческой цивилизации в целом или человеческой жизни в частности. Обрабатывать и передавать информацию мы можем тоже только с определённой скоростью во времени.

Действительность (единственность) и возможность (множественность), порождая одна другую (друг друга), составляют цепь единого целого в пространстве и времени. И это целое воспринимается в движении, которое может быть как равномерным (что менее всего вероятно — до сих пор не созданы идеально точные часы), так и ускоренным или замедленным, что встречается на каждом шагу и в быту, и в Галактиках Вселенной.
Ничто так не ограничивает человека как временные рамки. ВРЕМЯ — это то, что связывает ПРОСТРАНСТВО с расположением движущихся в нём ОБЪЕКТОВ, то есть это один из вариантов (на каждый текущий момент) отображения результата взаимодействия объектов в ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ в сознании наблюдающего СУБЪЕКТА.
Отсюда напрашивается вывод: время само по себе (без субъекта наблюдения) для любой выбранной точки пространства (системы отсчёта) — не существует. И это при априори признаваемом постоянном наличии самих связующих составляющих материи как таковой.
Получается, что у каждого субъекта своё время, своя система и продолжительность отсчёта. Ход времени воспринимается как последовательное и равномерное отражение окружающей действительности в сознании субъекта. Непривычно ускоренный (а тем более обратный) ход времени может разорвать логику этой связи.
Человек, находясь в бескрайней (или непостижимо огромной) Вселенной, ограничен в выборе систем отсчёта, а тем более — временных интервалов жизни. И пусть первые шаги в Космос не вселяют большого оптимизма, но они сделаны. Именно благодаря им, вынеся за пределы атмосферы оптические и радиотелескопы, мы смогли посмотреть намного дальше и увидеть гораздо больше. Науке удалось значительно продвинуться на пути изучения строения и многообразия Вселенной.

Читайте также:  Космос что нового около

Только исследователь, преобразуя «недоступную для него внешнюю (природную) информацию в форму доступную для его восприятия» (Николай Орехов — из нашей переписки), может дополнить наши познания о Земле и Космосе. Расширив среду своего обитания до ближайших планет, человечество значительно увеличит свою выживаемость и уменьшит зависимость от всевозможных природных катаклизмов.
Имя первого космонавта Земли — Юрия Алексеевича Гагарина — навсегда вписано в летопись земной цивилизации.

И ЗВЁЗДОЧКА — НА СВЕТЛОМ НЕБЕ ТАЕТ

Свечу
трудней
зажечь,
легко задуть.
И звёздочка —
на светлом небе тает.
Но так призывно всё-таки мерцает
о сокровенном.
О себе —
чуть-чуть.
И человек влюблённый понимает,
что выбор есть,
но —
не повторен путь.
Свечу
трудней
зажечь,
легко задуть.

Каждый человек является космическим путешественником, но только единицы – попадают в мир невесомости, где звёзды – чуть крупнее, но намного ярче.
Вселенная – настолько притягательна, что многие космонавты – неоднократно преодолевали силы земной гравитации, каждый раз углубляя свои знания, улучшая навыки и пополняя опыт — для будущих межпланетных полётов.

Источник

Русский космизм

Почему в последние годы к нам так часто возвращаются философские и научные концепции, забытые казалось бы давно и навсегда?
Видимо это напрямую связано с наступлением очередного ГЛОБАЛЬНОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КРИЗИСА и необходимостью становления в Мире новой социально-культурной парадигмы.
Среди возрожденных концепции такого рода, нам необходимо, на мой взгляд, в первую очередь вспомнить «Русский Космизм».
Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.
Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми.
2. Содержание концепции «космизма»
Под космизмом часто понимают целый поток не только русской, но мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий.
Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов.
Так в космисты вполне можно записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.
Но ведь не случайно в широком понимании этого учения говорится именно о русском космизме.
Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мысли.
Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского.
Конечно, этими именами плеяда русских космистов далеко не исчерпывается.
Так, в русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев) также выделяется линия, близкая идеям русского космизма, обращенная, по словам Н.А.Бердяева, «к активности человека в природе и обществе».
Итак, под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников.
В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, Рерих. Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца — и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты.
Но тогда то же можно было бы спокойно проделать со многими культурными деятелями не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную.
В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы.
Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания.
Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями — воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду.
С древности до конца XIX в. Эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях (к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна ).
Чтобы избежать произвольного толкования термина «русский Космизм» и, следовательно, чрезмерного расширения числа последователей этого направления, следует выделить главное в космизме.
По мнению современного специалиста по русскому космизму, автора многих работ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой принципиально новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Поэтому С.Г.Семенова предлагает определять это направление философии не столько космическим, сколько активно-эволюционным.
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в.
В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К.Э.Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др.
В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — В. С. Соловьева, П.А.Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева — также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма.
Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе».

Читайте также:  Проект для детей 2 класса космос

3. Человек в «русском космизме»

Именно в концепции русского космизма ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».
Человек для русских космистов — существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.
Космическая экспансия человечества — только одна из частей этой грандиозной программы.
В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, — о достижении бессмертия.
Вера в человека, гуманизм — одна из ярчайших черт русского космизма.

4. Распространение и развитие «русского космизма»

Русский Космизм — одна из концепций, которая могла бы дать передовой ныне общественно-экономической формации –«постиндустриальному информационному обществу» — необходимую перспективность.
Примеры такого интеллектуального вливания можно хронологически проследить в истории нашего века.
Постепенно, но глобальное «космическое» восприятие мира эволюционирует на Западе.
Обладая наиболее развитым экономическим устройством, Запад востребовал опосредованно идеи русского космизма.
5. Предвосхищение «русского космизма»

Итак, мы выяснили, что Русский космизм – учение не аналитическое, но потенциальное, предвосхитительное.
Прошлое демонстрирует, что строить футурологию и геополитику из наличного бытия ошибочно. Этого оказывается недостаточно. Необходимо предвосхищение.

Русский Космизм есть опыт такого перспективного мышления.
Это учение, по форме, выглядит актуальным, даже, универсальным, позволяя вкладывать в себя разнородное содержание. Очевидно, что русские «космисты» выделяли главное из того, что нужно современному социуму.
А именно:
— глобальное целостное понимание проблем,
— необходимое ответственное соучастие единого человечества в жизненных процессах,
— значимость футурологии и геополитики для выживания людей и оптимального сосуществования с миром.
Следует сказать, что русский космизм заявлял об этом много десятилетий назад. И хотя речь шла о сверхдолгосрочных целях, но для нас ясна их промежуточная, пусть и относительная, жизненность и востребованность.
Надо сказать, что у человечества, по большому счёту, нет выбора. Если мы не научимся решать сообща, к примеру, экологические беды, не создадим систему профилактики катастроф и.т.д., то человечество элементарно вскоре погибнет.
Победителей в мировой войне уж точно не будет.
Мы можем сколько угодно рассуждать о свободе человека, о преимуществах российского или западного образов жизни, о ценности единичной жизни, но всё это сгинет, если не будет безопасного сосуществования людей на основе оптимальной футурологии.
Мы говорим о русском космизме, потому что он первый сказал то, в чём боятся признаться большинство политиков мира, уповающих, что «это само пройдёт».
Так будет, если понадеяться на обязательное вступление в члены клуба под названием «Рай», который подспудно предполагает следование концепции «золотого миллиарда».
Возможен и такой подход.
Но вот русские “космисты”, в пику этому, предполагали победить смерть, произвести «всеобщее воскрешение» и достичь нового состояния «космической парадигмы»
6. Необходимость и возможность достижения космической парадигмы.

Настоящее время предполагает необходимость достижения «космической парадигмы», исходя из необходимости преодоления сложившегося и активно развивающего ГЛОБАЛЬНОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КРИЗИСА.
При этом настоящее время, одновременно дает и полноценную возможность достижения «космической парадигмы».
Эта возможность так же открылась Миру именно в России, когда первый человек Земли получил возможность преодолеть силу гравитации Земли и выйти в Космическое пространство.

Источник

Adblock
detector