Закаливание организма естественными силами природы(солнце, воздух, вода)
Закаливание организма естественными силами природы(солнце, воздух, вода)
Многим родителям знакома ситуация, когда «домашний» ребенок просто пышет здоровьем. Но как только малыш попадает в детский коллектив дошколят, маме постоянно приходится брать больничный из-за болезни ребенка. Хрупкий детский организм сталкивается с мощной вирусной атакой и оказывается не способен отразить удары. Чтобы помочь своему ребенку быстро справляться и легче переносить последствия неблагоприятных воздействий окружающей среды на организм, необходимо уже с раннего возраста заниматься закаливанием.
Поскольку на состояние здоровья ребенка мощное воздействие оказывают факторы природной среды в виде резких температурных перепадов, влажности воздуха, повышенного или пониженного атмосферного давления, то и методы профилактики заболеваний нужно выбирать такие же естественные. Основные помощники при закаливании — воздух, солнце, вода.
Если родители серьезно настроены укреплять здоровье своего ребенка, то соблюдение некоторых правил должно стать законом для всех членов семьи.
Закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и последовательно. Наметьте план мероприятий и, по возможности, сами принимайте в них активное участие. Время каждой процедуры на начальном этапе должно быть небольшим. Его следует увеличивать постепенно и в разумных пределах, иначе неподготовленный детский организм получит нежелательный стресс. Ребенок может заболеть или вовсе отказаться от закаливающих мероприятий.
Закаливающие процедуры нужно проводить непрерывно и регулярно. Систематическое закаливание дает отличные результаты. Как только вы перестаете следить за выполнением необходимых мероприятий, детский организм становится более восприимчивым к отрицательным воздействиям окружающей среды. Во время закаливающих мероприятий кровеносные сосуды на разных участках кожи поочередно сужаются и расширяются. Центры терморегуляции, а также механизмы, принимающие непосредственное участие в этом процессе, активно тренируются. Детский организм совершенствует свои возможности производить тепла в большем количестве, а в определенных ситуациях отдавать его, мышечный тонус повышается. Как результат, организм приобретает способность активнее сопротивляться инфекциям.
Виды закаливающих мероприятий для детей
Воздушные ванны
Чтобы был эффект от такого закаливания необходимо регулярно проветривать помещение, где находится малыш. Дома ребенок должен быть легко одет. Хорошо, если с малых лет ваш малыш будет приучен делать утреннюю гимнастику в одних трусиках. На прогулку ребенка нужно одевать по погоде. Лишняя одежда не только сковывает движения, но и создает усиленный тепловой эффект. Разумеется, сразу не стоит ребенка раздевать надолго, если он к этому не приучен. Время принятия воздушных ванн увеличивается постепенно.
Влажные обтирания и обливания водой
Температура водички для первых процедур обтирания ребенка не должна быть ниже 28 градусов. Каждые 3 дня ее нужно убавлять на пару градусов. Для обтирания подойдет губка или тканевая салфетка. Процедура проводится, начиная с лица и шеи, грудной клетки, спины и заканчивая стопами ног. Далее все тело, начиная с конечностей, по направлению к сердцу растирается сухим мягким полотенцем до того момента, когда малыш сообщит о том, что ему стало тепло.
Когда для ребенка станут привычными и естественными ежедневные обтирания, можно попробовать делать обливания прохладной водичкой. Во время проведения первой такой процедуры температура воды должна быть на 3 градуса выше, чем во время последнего обтирания. Каждые три дня температуру воды также понижают на пару градусов. Но нижняя отметка в итоге не должна быть холоднее, чем 17 градусов.
Купание с целью закаливания
Если давать возможность ребенку купаться с целью закаливания на открытом воздухе, то температура воды должна быть не меньше 20 градусов, а уличная температура — 24-25 градусов. Первая процедура обычно не превышает по длительности 3 минуты. Постепенно увеличивая время купания, закаливающее мероприятие доводится до 15 минут, но не более. Такие закаливающие процедуры можно делать ребенку через час после еды. В воде малыш должен активно двигаться. Если ребенку холодно, появилась дрожь, посинели губы, то процедуру нужно немедленно прекратить и растереть малыша сухим мягким полотенцем. Нельзя проводить такое закаливающее мероприятие, если ребенок разгорячен после активной игры.
Во время проведения водных процедур происходит совершенствование механизма терморегуляции. Это значит, что при значительном снижении температуры окружающей среды температура тела ребенка находятся в оптимальных пределах, а защитные силы организма готовы отразить любую вирусную атаку. Во время контакта с холодной водой наблюдается активизация диафрагмы, улучшается вентиляция легких, дыхание выравнивается и становится свободным, кровь насыщается кислородом, увеличивается уровень гемоглобина и показатели количества лейкоцитов и эритроцитов. Это наилучшим образом отражается на всех обменных процессах в организме.
Солнечные ванны
Ультрафиолет оказывает положительное действие на организм, если разумно использовать это его качество. Прием воздушных ванн принесет пользу, если сочетать их с подвижными играми или выполнением каких-либо упражнений. Первая процедура загара не должна превышать 5-10 минут. При этом важно, чтобы солнечные лучи попали на все тело. Для этого нужно, чтобы ребенок поворачивался к солнцу поочередно со всех сторон. Наличие головного убора обязательно! Продолжительность пребывания на солнце нужно постепенно увеличивать. В итоге ребенок может гулять более часа. Но важно знать, что лучшее время для таких закаливающих процедур утром с 8 до 11 часов, а вечером — после 16, то есть тогда, когда солнце наименее активно. При первых признаках перегревания, которые проявляются в виде сонливости и головной боли, игры на солнце нужно немедленно прекратить.
Хождение босиком
Это древнейший способ укрепления иммунитета. Такая процедура оказывает живительное действие на весь организм. Подошва и слизистая оболочка верхних дыхательных путей имеют тесную рефлекторную связь. Именно поэтому, если переохлаждаются ноги, то сразу же появляется насморк, начинает болеть и отекать горло. Во время процедуры хождения босиком повышается активность терморецепторов и механических рецепторов стопы, следовательно, организм адаптируется к местному переохлаждению.
Банные процедуры
По мнению врачей ребенка можно пробовать водить в баню примерно с трехлетнего возраста. Регулярное посещение парилки оказывает мощный закаливающий эффект. Такой результат достигается благодаря контрастным процедурам: нагревание, охлаждение, отдых. Во время нагревания расширяются кровеносные сосуды, во время охлаждения — сужаются. Таким образом происходит их тренировка. В парилке ребенку можно находиться не дольше 10 минут, после чего его нужно отправить в прохладный душ. Через 20 минут отдыха процедуру можно повторить. Первоначальное нахождение в бане нужно сократить до минимума, а вода в душе должна быть теплой. При последующих посещениях время нахождения в парилке следует понемногу увеличивать, а температуру воды для обливания постепенно понижать.
Важно знать, что любые мероприятия по закаливанию нельзя начинать, если ребенок недавно перенес тяжелое заболевание. Все физиопроцедуры должны соответствовать сезону и начинаться с малого. Время процедур постепенно увеличивается. В случае, если малыш мучается каким-либо хроническим заболеванием, то необходима консультация доктора для того, чтобы знать, какие закаливающие мероприятия показаны и какие противопоказаны для вашего ребенка.
Источник
Доклад Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
статья
Будет интересно воспитателям, студентам, родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 431.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №112 Невского района Санкт-Петербурга
Тема: « Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья ».
Языкова Любовь Вячеславовна
Введение 
Земля единственная планета, на которой есть жизнь (солнце, воздух и вода). Огромное значение имеет широкое использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды. Ведь человек сам — частица этой природы, он почти на 80% состоит из воды, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественные, природные здоровье и красоту.
Как писал об этом Ю.С. Энтин.
Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья- нуль!
Зато у матушки – природы
Полным, полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды-
И ты практически здоров!
1.1.Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!
Они на самом деле наши лучшие друзья! Как и любому живому организму, ему необходимы солнце, воздух, вода. Они способствуют укреплению здоровья человека, но иногда могут вредить.
Солнце — с лучами солнца до нас доходят тепло и свет. Уже только за это можно любить наше солнышко! Солнечные лучи своим теплом стимулируют кровообращение и во много крат улучшают общее самочувствие. Солнце также воздействует на нервную систему, снимает стресс, улучшает настроение. Вы не замечали, что летом все ранки и ссадины у нас затягиваются быстрее, чем зимой? Так вот, происходит это благодаря солнцу! Под влиянием солнечных лучиков в коже у нас образуются биологически активные соединения. Они усиливают восстановительные процессы в поврежденных тканях, улучшают защитные свойства кровяных клеток. Таким образом, солнце обладает бактерицидным (дезинфицирующим) действием. А еще летом быстрее растут волосы, ногти, укрепляется костная ткань. Дело не только в том, что мы летом потребляем больше витаминизированной пищи. Опять-таки солнце – наш помощник! Вот детям очень важен для косточек витамин Д. Ведь без витамина Д в крови не будет поддерживаться постоянный уровень кальция, будет вымываться кальций из косточек, а они будут истончаться. А в итоге – остеопороз, рахит. Вот для профилактики рахита этот витамин врачи и рекомендуют даже здоровеньким деткам до года принимать этот витамин зимой по одной капельке каждый день, а летом – через день-два. Летом под влиянием ультрафиолетового излучения солнечных лучей в организме витамин Д синтезируется (вырабатывается) самостоятельно. Так что принимайте с детками солнечные ванны – это уже профилактика рахита. Вот такая польза человеку от солнца. Теперь перейдем к свежему воздуху.
Воздух — тоже мощный природный фактор здоровья. Человек ежеминутно делает 15-17 вдохов и выдохов, зачастую не обращая внимания на то, что во время дыхания в организм могут попасть вредные вещества.Главная польза воздуха – это насыщение нашего организма кислородом, большая польза от воздуха идет к нам, когда мы прогуливаемся и двигаемся. Недаром говорится: Жизнь – в движении! Во время прогулки на свежем воздухе у нас в организме происходит немало изменений. Мы двигаемся, и в связи с этим увеличивается частота наших дыхательных движений, следом – увеличивается частота сердечных сокращений. Происходит это не резко, а постепенно, и таким образом наше сердце тренируется переносить физические нагрузки. А это – уже профилактика заболеваний сердца. Также во время прогулки улучшается кровоснабжение организма, что хорошо сказывается на его общем состоянии. А если касаться пользы воздуха не во время прогулки, то на ум сразу приходят воздушные ванны. Для детей это и отдых от подгузников, и питание кожи кислородом, и профилактика лечение опрелостей. А для кормящих мам показаны воздушные ванночки для профилактики трещин на груди. Вот почему прогулка на свежем воздухе – это один из важнейших пунктов в режиме дня?
В течение дня в помещении в воздухе накапливается пыль, иногда люди чихают и кашляют. Так в воздухе накапливаются вредные примеси. Особенно вреден табачный дым. Кроме никотина, пагубно воздействующего на сосуды и головной мозг человека, табачный дым содержит сажу. Сажа оседает в лёгких не только курильщиков, но и тех, кто находится рядом с ними.
Воздух — природный фактор, с помощью которого можно закаляться так же, как и с помощью воды. Такие процедуры называются воздушными ваннами.
Чтобы укреплять здоровье с помощью воздуха, следует помнить правила:
1.летом окна в квартире должны быть открыты так, чтобы не было сквозняков;
2.зимой необходимо регулярно проветривать комнату;
3.спать желательно при открытой форточке;
4.уборка квартиры должна быть влажной;
5.во время работы с красками и лаками необходимо пользоваться специальными респираторами.
Теперь давайте перейдем к воде…
Вода — вещество, без которого человек не может обходиться в повседневной жизни. Её пьют, ею моются, с ней готовят пищу, в ней плавают, ею любуются. Человек употребляет ежедневно около 2,5 литра воды. Если долго не пить — это вредно для здоровья. О воде и ее полезных свойствах можно говорить бесконечно. Вода – живительная влага, наш источник жизни. Вода замедляет увядание кожи, увлажняя и питая ее. Так что тем, кто выпивает достаточное количество обычной воды в день, не страшны преждевременные морщины. Вода – это природное средство от боли в спине и головной боли! Дело в том, что эта боль часто бывает вызвана обезвоживанием организма. Так что надо просто попить воды! Вода также повышает производительность, питая мозг, который в основном из нее и состоит. Человек, который не испытывает жажду, будет внимательнее и активнее. Также вода регулирует нашу температуру тела, что очень важно, когда мы занимаемся спортом или играем на солнце. Кроме того, вода не только питает наш организм, но и очищает его, выводит из него шлаки, токсины, канцерогенные вещества, уменьшая риск заболеваний. Да и для лечения используется тоже: ингаляции паром, ванночки для ног и др. А еще водичка прогоняет на время чувство голода.
Вода снимает дневную усталость и бодрит (вспомните бодрящий утренний душ и нежную ванну). А еще вода замечательно поднимает настроение. Вы только вспомните, с каким удовольствием мы плаваем и с какой радостью дети играют в игры с водой!
1.2. «Закаливание детей воздухом, водой, солнцем»
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
— Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
— Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
— Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Метод 1: Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка, чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).
Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.
При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет), туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы), туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами).
Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.
Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 — 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении.
Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.
Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер), рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту), сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался.
С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.
Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.
Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом — на открытом воздухе.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.
Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.
Метод 2: Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.
При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.
Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.
Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.
Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая ее температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.
Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.
Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.
Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.
Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.
Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.
В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.
Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.
Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребенка.
После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий — воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.
Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха не менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трех минут до пяти-восьми минут.
Метод 3: Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.
Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.
Заключение
Вот сколько пользы от солнца, воздуха и воды! Берите детей в руки и – бегом эту пользу получать! Только помните, что надо быть осторожным и выполнять некоторые правила, чтобы и не навредить себе и ребенку.
Правила пользования дарами природы без вреда для организма:
1.не находитесь на солнце долгое время и в пик солнечной активности, с 11 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами;
2. используйте солнцезащитные крема;
3. не оставляйте ребенка до 3-х лет под прямыми солнечными лучами, повязывайте ему косыночку, надевайте панамку;
4. пейте больше воды (обычной, а не газированной или напитков);
5.вода, которую вы даете пить ребенку, не должна быть холодной;
6. гуляйте подальше от трасс, где большие потоки машин;
7.старайтесь не гулять на сквозняках;
8.не курите и не позволяйте другим курить рядом с вами и вашим ребенком;
9.после купания обязательно вытрите ребенка насухо.
10.закаляйтесь вместе с детьми.
Пусть каждая встреча с солнцем, воздухом и водой, будет вам на пользу и приносит удовольствие! Будьте здоровы!
Список литературы
1. «Воздух вокруг нас.» Москва, обруч 2013г.
2. «Гигиена и экология человека» В.И. Архангельский, В.Ф. Кирилов
3. «По стране воздуха» А.А. Леонтева
4. «Солнце» Г.А. Аристов
5. «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Олеся Жукова
Источник