Меню

Естествознание космос для старшей группы

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать представления детей о космосе.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_kosmos.docx 20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в старшей группе на тему « Путешествие в космос»

Цель: формирование представлений детей о космосе.

-уточнить и расширить представления детей о планетах;
-расширить кругозор детей о профессии космонавт.
Развивающая:

— развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

-вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
— воспитывать навыки правильного поведения на занятии;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
-воспитывать чувство гордости за историю своей страны.

1.Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.

2.Чтение детских книг о космосе, космонавтах, космических явлениях; рассматривание иллюстраций; («Дорога на космодром» Я.К. Толованов, «Я хочу в космос» К.Курбатов).

3.Рассматривание предметных картинок на тему Космос.

4.Беседы о первом космонавте Ю.А. Гагарине и его полете в космос, «Наша солнечная система».

5.Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению.

6.Знакомство с картой Солнечной системы.

Оборудование и материалы: макет картонной ракеты, выставка картинок по теме «Космос», воздушный шарик.

Словарная работа: скафандр, иллюминатор, космодром.

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки.

(Воспитатель загадывает загадки, картинки-отгадки вывешивает на доску)

  1. Сверкая огромным хвостом в темноте,
    Несется среди ярких звезд в пустоте,
    Она не звезда, не планета,
    Загадка Вселенной…
    (Комета)
  2. Планета голубая,
    Любимая, родная.
    Она твоя, она моя,
    А называется…
    (Земля)
  3. В небе виден желтый круг
    И лучи, как нити.
    Вертится Земля вокруг,
    Словно на магните.
    (Солнце)
  4. Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам…
    (Луна)

-Что объединяет все эти ответы- картинки? Как это можно назвать одним словом? (Космос, солнечная система).

-Значит, о чем же мы сегодня будем говорить? (о космосе)

-Ребята, а вы знаете, какой праздник 12 апреля отмечает вся страна? (день космонавтики).

-А вы знаете, что произошло много лет назад в этот день? (Впервые человек полетел в космос)

-Кто знает, как звали первого в мире космонавта?

Воспитатель: 12 апреля, мы отмечаем важный праздник- День космонавтики.

— Ребята, что такое космос? (все то, что находится за пределами планеты Земля).

С давних времен люди хотели побывать в космосе. Они задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других планетах?». И тогда ученые- конструкторы создали первый космический корабль «Восток».

Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем посадить человека- технику надо проверить.

Прежде, чем человек оказался в космосе, там побывали животные. И первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди мало знали о космосе и космические аппараты еще не умели возвращать на Землю. Поэтому Лайка осталась там, в космическом пространстве навсегда.

А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.

-А кто же был первым космонавтом?

(Воспитатель читает стих)

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания. Этот костюм очень прочный, он связан с Землей, то есть космонавт в космосе, а мы на земле можем его видеть и разговаривать с ним. Скафандр очень тяжелый и его могут одевать только выносливые, натренированные люди.

Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара и вернулся на Землю.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Я помню солнце в этот день искрилось:

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали-

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли…

А начинал- российский, славный парень,

Гагарин- первый космонавт Земли!

Воспитатель: Потом летали в космос и другие люди, Алексей Леонов, Валентина Терешкова.

-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным, выносливым).

-А что он должен для этого делать? (много тренироваться)

-Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие. Но для этого предлагаю провести космическую тренировку.

Раз, два — стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре — скоро взлет (руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)

Космонавтам нужен год (руки к щекам),

Но дорогой нам не страшно (качают головой)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)

Пролетая над землею (руки в стороны)

Ей передаем привет (машут руками).

-Чтобы отправиться в полет, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт.

Загадка: Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост — и поднимается до звезд.

-Что же это? (ракета)

Опыт «Запуск ракеты»

Ребята, наша ракета готова к старту, но как же она полетит? Чтобы узнать, как взлетает ракета, мы с вами проведем опыт. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Ракета к старту готова. Считаем в обратном порядке: три, два, один – пуск.

Воздушный шарик с нарисованной ракетой прикреплен к трубочке, через которую продета леска. Леска натянута. Воспитатель выпускает воздух из шарика, шарик мчится вперед по леске. (Воспитатель проводит опыт с шариком на леске)

— Почему шарик движется вперед?

Воспитатель: точно так же и ракета взлетает высоко в небо, только вместо воздуха у нее топливо. При горении горючее превращается в газ и толкает ракету вверх.

Воспитатель: Какое солнце по сравнению с другими планетами? (большое, горячее, яркое)? Для чего нужно солнце?

Правильно все планеты крутятся вокруг одной большой звезды, которая называется солнце, а какие планеты вы знаете? Давайте вместе их вспомним.

Дидактическая игра «Расположи планеты»

Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на макете. Ребенок прикрепляет планету на свою орбиту.

1.Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

2. В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)

3. Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя, а называется (земля)

4.Это красная планета по соседству с нами.

И зимой и даже летом мерзнет подо льдами,

Странно, что не говори

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

5.В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

6.Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один.

Очень важный господин. (Сатурн)

7. Пышный газовый гигант
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)

8.На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда (Нептун)

9. Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна. (Плутон)

Воспитатель: -Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.

Дети хором проговаривают стихотворение (воспитатель показывает планеты)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы с вами живем.

— А как выглядит она? Какую форму она имеет? Какого цвета?
(она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой — это моря, реки, океаны; а зеленый — это суша (материки).

Воспитатель: Вспомните, какая она по счету? Давайте проверим.

-А почему Земля самая необычная планета? Что есть на Земле, чего нет на других планетах?

Земля делает один полный оборот против часовой стрелки вокруг солнца за один год, при этом она вращается и вокруг своей орбиты. Другие планеты тоже вращаются вокруг солнца.

Воспитатель: а как называется естественный спутник Земли? (луна)

-Давайте посмотрим и найдем самую маленькую планету-Меркурий, самую большую-Юпитер, планету с кольцом-Сатурн)

-Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Заняли места, пристегнули ремни.

Дети садятся на стулья.

1.Кто первым побывал в космосе?

2.Назовите фамилию космонавта, побывавшего в космосе первым?

3. Сколько планет солнечной системы вы знаете? 9

3. Назовите спутник Земли?

4.Назовите самую большую раскаленную звезду? Солнце

5.Как называется костюм космонавта? (скафандр)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что в будущем кто- то из вас тоже может стать космонавтом.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Этот загадочный космос»

Вера Гусакова
Конспект занятия в старшей группе «Этот загадочный космос»

Цель: Формирование у детей познавательных интересов, элементарных представлений о космосе,

Задачи:

— Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство». — Развивать логическое мышление детей (анализ и синтез); развивать память.

развивать воображение, фантазию. — Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.

— Воспитывать у детей любознательность, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим, а вот о чем, вы узнаете из загадки.

Расстилается ковер, над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

Как вы думаете, можно ли небо потрогать? Почему нельзя? А если взобраться высоко-высоко, например, на самую высокую башню в мире? Взлететь на воздушном шаре? Как вы думаете можно ли потрогать воздух? Землю? Воду? Небо, в отличие от жидкой воды и твердой земли, «потрогать» нельзя. Можно ли по небу бегать, прыгать, ходить? А что можно делать в небе (подбираем глаголы: летать, парить).

НЕБО – это воздух, которым мы дышим, он окружает нашу землю. Окружающий нас воздух называют атмосферой, она как одеяло окутывает нашу землю. Слой воздуха небольшой, он составляет всего несколько километров, а дальше воздуха нет, дальше пустота – космическое пространство. Для простоты его называют просто «космос».

Космическое пространство бесконечно, его обитателями являются не только звезды, но и планеты, кометы, метеоры. Звезды и планеты, как люди, – однажды рождаются и умирают. Они взрываются или рассыпаются. В космическом пространстве можно наблюдать осколки планет – астероиды, метеориты. Иногда до нашей Земли долетают метеориты. Метеориты обычно бывают небольшими.

Интересны обитатели космоса – кометы. Их называют хвостатыми звездами. Они состоят изо льда и пыли.

С помощью мощных телескопов можно увидеть планеты, их освещает солнце, и, поэтому мы их видим. Очень далеко от Земли живут звезды. Хотите узнать, почему они выглядят такими крошечными?

Эксперимент.

Посмотрите на часы, которые висят над доской. Поднимите указательный палец и поставьте его перед своим глазом. Вам кажется, что палец больше часов! Ведь он у вас прямо перед носом, а часы так далеко. Представьте: часы – это звезды, а палец – солнце. Так почему же звезды такие маленькие? А Солнце кажется нам большим? (Звезды очень далеко от нас, а солнце близко).

Изучением небесных светил во Вселенной занялась целая наука – астрономия. Звездочетов стали называть астрономами. Астрономия – это наука о звездах.

Люди всегда интересовались космосом. Задумывались, а есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, на нем установили приборы и запустили в космическое пространство. Первый полет прошел успешно. Наши ученые решили попробовать отправить в космос спутник с живыми существами –это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И только после этого ученые решили исполнить заветную мечту – послать человека в космос.

12 апреля, 60 лет назад, в космос полетел первый человек нашей планеты. Кто знает, как его звали? (ответы детей)

В космической ракете с названием Восток

Он первым на планете подняться к звездам смог.

Поет об этом песни весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? Давайте поиграем! Я буду называть качества людей, а вы подберите к каждому слову противоположное значение: ленивый — трудолюбивый, злой -добрый, слабый- сильный, неряшливый — опрятный, грустный -весёлый, старый -молодой, трусливый- смелый, глупый — умный. Подведем итоги: каким должен быть космонавт (Ответы детей.)

(Здоровым, сильным, Знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т. д.)

Воспитатель:

— Хотите, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными испытаниями и нагрузками в космосе.

— Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

— А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло с очень большой скоростью: вверх, вниз, вправо, влево.

— А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты мастера спорта. Они ежедневно тренируются: бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

— Ребята, чтобы быть готовыми к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Физкультминутка: «Космодром»

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлёта, (марш на месте.)

Космонавты встали в ряд (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)

Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон (наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах) Опустел наш космодром (присесть на корточки, затем подняться.)

А сейчас я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

Воспитатель и дети надувают воздушный шарик, и зажимают отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх.

Воспитатель: За счет чего шарик полетел вверх?

Дети: За счет воздуха

Воспитатель: Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.

Воспитатель: Ребята, космонавт должен быть не только сильным и ловким, но и сообразительным, послушайте следующее задание.

Викторина. 1. Как называется транспорт, который доставляет людей и технику в космос (космическая ракета)

2. Как называется астрономический прибор для изучения небесных тел и светил (телескоп)

3. Как называется место запуска космических ракет и спутников? (космодром).

4. Как звали собак, которые летали в космос? (Белка и Стрелка)

5. Какой праздник отмечают в нашей стране 12 апреля? (День космонавтики).

6. Какая звезда дает нам тепло? (Солнце).

7. Сколько планет солнечной системы вы знаете? (9)

На Луне жил звездочет, он планетам вел учет: Меркурий-раз, Венера — два, три – Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, семь — Уран, за ним — Нептун. Он восьмым идет по счету, а за ним уже, потом, и девятая планета под названием Плутон.

Пальчиковая гимнастика: «Будем в космосе летать».

1,2,3,4,5. (Дети по очереди загибают пальцы одной руки) Будем в космосе лететь. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак) 1- комета. 2- планета. 3-луноход. 4- звездолет. 5- земля, (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого) До свидания друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

Игра: «Собери ракету».

Воспитатель: Хорошо с заданиями мы справились, теперь нужно построить ракету для полета в космос. Давайте выложим ее из счетных палочек по схеме (Дети выполняют задание)

Ракета готова, можно отправляться в полёт.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

«Ждут нас быстрые ракеты для полёта на планеты. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим, места нет!»

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

Воспитатель: Что ж ребята, нам пора возвращаться домой. Но, у нас возникла проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

(Ракета, спутник, самолёт, машина.) (Звезда, солнце, лодка, луна.) (Космонавт, парикмахер, лётчик, стюардесса.)

Молодцы! Отлично справились, а теперь закроем глаза 1, 2, 3, 4, 5 вот мы на Земле опять, открывайте глаза.

Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Что интересного вы запомнили?

Кто летает в космос? (космонавты)

Какое они совершают путешествие? (космическое)

На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)

Конспект НОД «Этот загадочный космос» НОД «Этот загадочный космос». Цель: знакомство с миром космоса. Задачи: 1. Познакомить детей с космосом. 2. Вызвать интерес к познанию.

«Этот загадочный космос» — фотоотчет Каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики. А в этом году этот день особенный, Юбилейный — 55 лет со дня первого.

Интегрированная НОД по лепке в младшей группе «Этот загадочный космос» Интегрированная НОД в младшей группе: познавательное, художественно-эстетическое развитие (лепка). Этот загадочный Космос Цель: развитие.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Краткосрочный проект в старшей разновозрастной группе «Этот загадочный космос» Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой. Продолжительность: краткосрочный – 01.04.19 – 12.04.19. Участники проекта: воспитатель,.

Источник

Читайте также:  Освоение природных ресурсов космоса
Adblock
detector