Меню

Это было бледное крошечное создание напоминавшее цветок выросший без лучей солнца что это

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: В дурном обществе

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Короленко Владимир Галактионович

В дурном обществе

В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Из детских воспоминаний моего приятеля

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле,- никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною ‘заставой’. Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и — вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских ‘заезжих домов’, казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками, столами евреев-менял, сидящих под зонтами на тротуарах, и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и — вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный замок.

Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. ‘На костях человеческих стоит старое замчи’ще,- передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса,- так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стояли стук, и топот, и гоготанье.

А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом. ‘Ой-вей-мир!’ [О горе мне (евр.)] — пугливо произносили евреи; богобоязненные старые мещанки крестились, и даже наш ближайший сосед, кузнец, отрицавший самое существование бесовской силы, выходя в эти часы на свой дворик, творил крестное знамение и шептал про себя молитву об упокоении усопших.

Старый, седобородый Януш, за неимением квартиры приютившийся в одном из подвалов замка, рассказывал нам не раз, что в такие ночи он явственно слышал, как из-под земли неслись крики. Турки начинали возиться под островом, стучали костями и громко укоряли панов в жестокости. Тогда в залах старого замка и вокруг него на острове брякало оружие, и паны громкими криками сзывали гайдуков. Януш слышал совершенно ясно, под рев и завывание бури, топот коней, звяканье сабель, слова команды. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов, прославленный на вечные веки своими кровавыми подвигами, выехал, стуча копытами своего аргамака, на середину острова и неистово ругался:

‘Молчите там, лайдаки [Бездельники (польск.)], пся вяра!’

Потомки этого графа давно уже оставили жилище предков. Большая часть дукатов и всяких сокровищ, от которых прежде ломились сундуки графов, перешла за мост, в еврейские лачуги, и последние представители славного рода выстроили себе прозаическое белое здание на горе, подальше от города. Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении.

Изредка только старый граф, такая же мрачная развалина, как и замок на острове, появлялся в городе на своей старой английской кляче. Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер. Величественной графине суждено было навсегда остаться девой. Равные ей по происхождению женихи, в погоне за деньгами купеческих дочек за границей, малодушно рассеялись по свету, оставив родовые замки или продав их на слом евреям, а в городишке, расстилавшемся у подножия ее дворца, не было юноши, который бы осмелился поднять глаза на красавицу-графиню. Завидев этих трех всадников, мы, малые ребята, как стая птиц, снимались с мягкой уличной пыли и, быстро рассеявшись по дворам, испуганно-любопытными глазами следили за мрачными владельцами страшного замка.

Читайте также:  Место под солнцем курсы

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане в чистых, хотя и не роскошных кунтушах, с палками в руках, вместо сабель, которыми гремела мелкая шляхта, тоже являвшаяся на зов звонкого униатского колокола из окрестных деревень и хуторов.

Отсюда был виден остров и его темные громадные тополи, но замок сердито и презрительно закрывался от часовни густою зеленью, и только в те минуты, когда юго-западный ветер вырывался из-за камышей и налетал на остров, тополи гулко качались, и из-за них проблескивали окна, и замок, казалось, кидал на часовню угрюмые взгляды. Теперь и он, и она были трупы. У него глаза потухли, и в них не сверкали отблески вечернего солнца; у нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Но старая, историческая рознь, разделявшая некогда гордый панский замок и мещанскую униатскую часовню, продолжалась и после их смерти: ее поддерживали копошившиеся в этих дряхлых трупах черви, занимавшие уцелевшие углы подземелья, подвалы. Этими могильными червями умерших зданий были люди.

Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе, всякое выскочившее из колеи существование, потерявшее, по той или другой причине, возможность платить хотя бы и жалкие гроши за кров и угол на ночь и в непогоду,- все это тянулось на остров и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора. ‘Живет в замке’ — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты и гражданского падения. Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь, и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг. Все эти существа терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили, чем-то питались,- вообще, отправляли неизвестным образом свои жизненные функции.

Однако настали дни, когда среди этого общества, ютившегося под кровом седых руин, возникло разделение, пошли раздоры. Тогда старый Януш, бывший некогда одним из мелких графских ‘официалистов’ <Прим. стр. 11>, выхлопотал себе нечто вроде владетельной хартии и захватил бразды правления. Он приступил к преобразованиям, и несколько дней на острове стоял такой шум, раздавались такие вопли, что по временам казалось, уж не турки ли вырвались из подземных темниц, чтоб отомстить утеснителям. Это Януш сортировал население развалин, отделяя овец от козлищ. Овцы, оставшиеся попрежнему в замке, помогали Янушу изгонять несчастных козлищ, которые упирались, выказывая отчаянное, но бесполезное сопротивление. Когда, наконец, при молчаливом, но, тем не менее, довольно существенном содействии

Источник

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны.

Я невольно сравнивал ее с моей сестрой; они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони.
1.Над прилагательными надпишите их род, число и падеж.
3.Над местоимениями разборчиво надпишите .

Это (М) было бледное (ср.р, ед.ч., им.пад.), крошечное (ср.р, ед.ч., им.пад.) создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои (М) четыре года, она (М) ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми (мн.ч., твар.пад.) ножками и шатаясь, как былинка; руки ее (М) были тонки (мн.ч., им.пад.) и прозрачны (мн.ч., им.пад.).

Я (М) невольно сравнивал ее (М) с моей сестрой; они (М) были в одном возрасте, но моя (М) Соня была кругла (ж.р., ед.ч., им.пад), как пышка, и упруга (ж.р., ед.ч., им.пад), как мячик. Она (М) так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней (М)твсегда были такие (М) красивые (мн.ч., им.пад.) платья, и в темные (мн.ч., вин.пад.) косы ей (М) каждый день горничная вплетала алую (ж.р., ед.ч., вин.пад.) ленту. А моя (М) маленькая (ж.р., ед.ч., им. пад.) приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее (М) звучал, как самый маленький (м.р., ед.ч., им.пад.) серебряный (м.р., ед.ч., им.пад.) колокольчик, которого (М) на десять шагов уже не слышно. Платье ее (М) было грязно (ср.р., ед.ч., им.пад.) и старо (ср.р., ед.ч., им.пад.), в косе не было лент, но волосы у нее (М) были гораздо больше (мн.ч., им.пад.) и роскошнее (мн.ч., им.пад.), чем у Сони.

Читайте также:  Транзиты джйотиш солнца по домам

Источник

Узнайте по описанию героя.
«Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка напоминала мне мою мать. «

1.Инверсия: Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба.

2.Повторы: Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога.

3.Обращения: Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Эх, тройка! птица тройка. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

4.Синонимы: закружиться, загуляться; бойкая необгонимая; отстает и остается позади; звон — песня; мчится, несется, летит, мелькает.

5.Градация: Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!

6.Олицетворения: душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; летит вся дорога;

7.метафоричные эпитеты: неведомая сила; вдохновенная Богом; разорванный в куски воздух; напрягли медные груди; топорным стуком и вороньим криком,

8.Просторечья: Знать, у бойкого народа ты могла только родиться. ; не хитрый, кажись, дорожный снаряд; ровнем-гладнем разметнулась.

9.Риторические вопросы: И какой же русский не любит быстрой езды?
Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Русь, куда ж несешься ты?

10.Антонимы: сидит — понеслась; остановился — несется; созерцатель — ямщик.

11.Парцелляция: Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?

Источник

Это было бледное крошечное создание напоминавшее цветок выросший без лучей солнца что это

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Подберите синонимы к выделенным словам: в дурном обществе, над сонными. прудами, шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка, непременно, от сконфуженного товарища, горькая правда, солгать.

в дурном обществе — в плохом обществе;
над сонными. прудами — над тихими прудами;
шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка — пролезть;
непременно — обязательно;
сконфуженного
товарища — смущенного товарища;
горькая
правда — печальная, неприятная, обидная;
солгать
— соврать.

«В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок. » Объясните смысл сравнения. Подберите другие примеры сравнений из текста. Для чего автор использует этот приём?

Смысл сравнения «В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок. » — мальчик прокрадывался бесшумно, незаметно.

Примеры сравнения из текста: Вася рос, как « дикое деревцо в поле»; Валек тонок как тростинка; смех Маруси напоминал Васе звук маленького серебряного колокольчика, а головка её напоминала ему колокольчик – цветок.

Автор использует сравнение чтобы более ярко раскрыть образ.

Обратите внимание на описание природы в III главе повести. Выпишите эпитеты, придающие образность этой картине. Подумайте, почему такое красочное описание омрачено ощущением печали.

Эпитеты, придающие образность описанию природы в III главе повести: росистый след, вода вздрагивая, заспавшийся жаворонок, трусливый заяц, ленивая дремота, шёпот ветра.

Красочное описание омрачено ощущением печали, так как в главе рассказывается об одиночестве Васи, о его тоске по матери, а «отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл» о существовании сына. Мальчик чувствует себя брошенным и одиноким.

Каким представляется вам город, изображённый в повести? Найдите его описание в главе «Развалины». Какое настроение оно создаёт?

«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», — говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь. Создаётся тягостное и унылое настоение.

Какие персонажи изображены на иллюстрации Г.П. Фитингофа (с.40-41)? Назовите детали, которые их характеризуют, и сделайте общий вывод о социальном положении этих людей. При ответе вы можете опираться на текст повести.

Читайте также:  Таблицы для нахождения солнца

На иллюстрации Г.П. Фитингофа изображены бедняки у развали старого замка, который служил убежищем им. Старый Януш, бывший некогда одним из мелких служащих графа, затеял революцию, оставил там преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода, а остальных бедняков выгнал. На иллюстрации мы видим, как с холодной жестокостью жильцы замка прогоняют своих несчастных сожителей. Угрожают кочергами и палками. Изгнанные в лохмотьях, жалкие и сконфуженные уходят.

Найдите в повести портрет Маруси. Чьими глазами она показана? Какие детали кажутся вам наиболее значимыми?
Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика….» Она показана глазами Васи. Он сравнивал Марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодная. За ней ухаживал брат Влек.
Мне кажется, что значимой деталью в описании Маруси было её сравнение с цветком, выросшим без солнца, это показывает всю её хрупкость, всю её беззащитность.

Портрет — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.

Прочитайте описание Тыбурция: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда было безотчётно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. По ним как будто струилась глубокая постоянная печаль. «

Что можно сказать о герое по его портрету?

Можно сказать о герое, что его простая грубая внешность, в какой-то степени грозная «челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье», «рыжеватые волосы торчали врозь» не соответствовала внутреннему содержанию. По взгляду видно, что это непростой человек, он умён, проницателен, лидер.

Перечитайте диалог из главы VI, обратите внимание на слова пана Тыбурция, обращённые к Васе: «Твой отец меня судит, — ну и ты когда-нибудь будешь судить. вот его (Валека)!» А чуть позже он говорит: «Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает. может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». Как вы думаете, какое из утверждений справедливо? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Справедливо второе высказвание. Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.
Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из бродяги и «негодного мальчишки» — превратиться в доброго верного товарища. Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом. Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей. Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.
Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни. Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья.
По этому я считаю, что утверждение пана Тыбурция «Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает. может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» справедливо.

Как вы понимаете последний абзац произведения? Какие чувства возникают у вас при его чтении?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

Какова основная мысль повести?

Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

Как вы думаете, что сближает повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди»?

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» сближает с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» то, что эти два произведения о гуманизме, гуманности, человечности, человеколюбие. Это истории о простых бедных людях, обладающих такими душевными качествами, как искренность, простота, доброта, стремление к справедливости.

Источник

Adblock
detector