Детка, ты — космос: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет»
До российского проката новый проект неугомонного француза добрался с опозданием — за этот отрезок времени стало очевидно, что самый дорогой фильм в европейской истории коммерчески проиграл. Аналитики подсчитывают убытки всех причастных, сулят банкротство корпорации Europe и предвещают, что краник, из которого китайские денежки текут в неазиатское кино, закроется, причем надолго. Люк Бессон, как говорят, вынашивал это детище десятилетиями, а потому снова обидится на публику, которая оказалась не готова в полной мере возместить расходы на «Валериана и город тысячи планет». В том, что француз пытался таким образом вернуться во времена «Пятого элемента», он, наверное, сам не признается: ведь все, что ему удалось — это снова доказать невозможность таких путешествий во времени.
Хотя, согласимся, что предпосылки имелись: французский комикс про космических агентов Валериана и Лорелин в свое время вдохновил не только Бессона на создание того самого «Элемента», но и, к примеру, самого Джорджа Лукаса, «Звездные войны» которого еще много-много лет будут нести золотые яйца. Экранизация должна была состояться гораздо раньше, но совсем некстати встрял Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром», который не только собрал все сливки, но и заставил француза переделывать сценарий, чтобы избежать обвинений в плагиате. Поклонникам комикса пришлось довольствоваться мультипликационным сериалом, к работе над которым привлекли японцев, но все равно дальше первого сезона дело не пошло.
Бессон все это время занимался продюсированием чего только можно, а на досуге возился с никому на самом деле не нужными «Артуром и минипутами», время от времени выдавал невнятный продукт типа «Люси» и ждал своего часа. В результате ему удалось подвести под проект колоссальный бюджет, который вместе с маркетингом перебрался за четверть миллиарда долларов. «Валериан» должен был четко обозначить новый звездный час кинематографиста и освежить его тронутую годами культовость. Наверное, поэтому эта лента представляет собой столь безумную мешанину образов, которая по старой доброй бессоновской традиции напрочь лишена сюжетной логики.
Неизбежно повозившись на старте с многовековой историей космонавтики и воплощением в жизнь собственной планеты Пандора, которая носит здесь менее гордое имя Мюл, режиссер резко выворачивает руль в сторону экшена. Предполагается, что мы все запоем читали комиксы про Валериана, так что знакомить нас с предысторией никто не собирается: вот мальчик, вот девочка, они хотят пожениться, но работа прежде всего. Так что хватаем бластеры, прыгаем в шаттлы, разговариваем с компьютером и летим решать межагалактические проблемы. Бедняжку Лорелин даже убрали из названия, заменив на более доступное массовому зрителю понятие «тысяча планет». Впрочем, актеры Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь так похожи друг на друга, что, в принципе, можно было прекрасно обойтись и без романтической линии, и без напарницы главного героя вообще. Но подсознание упорно заставляет Бессона твердить перед титрами одну и ту же восторженную чушь про вселенскую большую любовь. Поэтому Валериану нужна какая-то Валерианка, да и вообще — без дурацких словесных перепалок персонажей космическое бадди-муви не получается. Дальше больше: из обломков все того же «Пятого элемента» клеим артефакты, за которые участники этой вечеринки должны и будут проливать кровь всех возможных, кроме красного, цветов. Обозначаем злодея, который с самого начала раскрывает все карты, так что не будет спойлером сказать, что это одна из наиболее неудачных работ Клайва Оуэна. Жалеем пострадавших. Прощаем виновных.
Зритель не успевает опомниться, как основная сюжетная линия достигает пика и неминуемо переходит к спаду. Интрига, которую нам предлагает Бессон, слишком бесхитростна и прямолинейна. К тому же он пытается собрать ее воедино с помощью той же магии, которая работала 20 лет тому назад в фильме про Лилу. Но сила «Пятого элемента» была скорее в хорошем юморе, нежели в хорошей драматургии и детализации вымышленного будущего. «Валериану» этого чувства сильно не хватает: герои, конечно, временами выкидывают забавные коленца, а эпизод с участием Итана Хоука, Рианны и «жабьего короля» вообще удался, но это лишь исключение из правил картины, хронометраж которой превышает двухчасовой. Гораздо больше времени зритель проводит, наблюдая за пубертатными беседами вполне себе взрослых, по идее, людей, которые к тому же слишком давно друг друга знают, чтобы оставаться на уровне общения «детка, смотри как я крут». Тем более, что под конец Лорелин вдруг с округлившимися глазами начнет декламировать оду любви, объединяющей двуногих с земноводными и механическими — диву даешься, как долго ей удавалось держать все это в себе. На заднем плане все время мельтешат обязательные для жанра «галактические советы»» и чернокожие министры-чего-то-там-важного, но и они вежливо стараются не мешать соединению двух сердец.
Миру в это время грозит опасность — вернее, своеобразному «Миру»: космической станции, которую вымышленные человеки решили не топить в море, а запустили в бесконечное путешествие по космическим глубинам. В итоге сооружение стало одной большой коммуналкой для всевозможных разумных форм жизни — очень даже благодатная идея, которая, впрочем, остается при своих, никак не развиваясь: покупайте права, делайте компьютерные игры. Бессон щедро разбрасывает золотые сольдо, чтобы вырастить на плодородной почве сказочную вселенную, но в итоге ему удается лишь собрать на экране паноптикум забавных уродцев, помещенных в красивые декорации авторского киберпанка. Одних деталей слишком много, других недостает — каждый знает, что в таких случаях никогда не получается собрать именно то, что нарисовано на коробке конструктора. Валериан и Лорелин носятся по каким-то коридорчикам, ныряют в глубины и выходят в открытый космос, раз за разом спасая друг друга. Этот процесс неизбежно выходит за рамки их агентских полномочий — а сценарист (тоже, как вы понимаете, Бессон) спешит подсунуть нам очередное объяснение: мол, это слишком важные сотрудники, чтобы начальство могло себе позволить всерьез пытаться их приструнить.
Сюжетной чехардой, сменой декораций и тщательно дозированной жестокостью Бессон добирается до финала, оказываясь в точке отправления. Собственно, с «Пятым элементом» была ровно та же самая история. «Валериана» можно продолжать прямо с финального кадра — вопрос только в том, кто еще решится выписать столь солидный чек на столь ненадежную затею. Если разобрать фильм по частям, получится нарезка очень красивых короткометражек с разными по качеству сюжетами, но употребленный целиком, этот проект не оставляет никаких эмоций: про него не хочется говорить исключительно нейтрально. Да, «Восхождение Юпитер» от Вачовски было гораздо хуже. Но и в графу «лучше» можно вписать очень много названий, было бы желание сравнивать. Конечно, радостно, что кто-то может себе позволить раз в 20 лет тратить огромные деньжищи на рисование неведомых чудищ и хотя бы таким образом позволять человечеству вступать в контакты третьего вида. Но красочный балаган всегда подразумевает желание вытянуть деньги из зевак, как можно меньше предложив взамен. И даже если Люк Бессон на этот раз уж точно хотел сказать нам совсем другое, звучание осталось совершенно тем же. Да и не стоит забывать, что сегодняшний кинематограф в дорогостоящих зрелищах для пустых голов дефицита не испытывает.
Возрастная категория материалов: 18+
Источник
«Валериан и город тысячи планет»: чем прекрасен новый фильм Люка Бессона
Алиса Таежная посмотрела кислотную космическую одиссею Люка Бессона и пришла в полный восторг. Это «Пятый элемент», помноженный на пять. В прокате — с 10 августа.
Аккорды «Space Oddity» сопровождают первую стыковку космических кораблей: советские и американские космонавты радостно обнимаются. Дэвид Боуи, серьезно? Но в ближайшие три минуты под самую известную песню о космосе Люк Бессон протянет нам фигу в кармане. Сперва обнимутся американцы и китайцы, потом белые и экипаж арабского и африканского происхождения, после всех этнических меньшинств придет очередь капитанов-женщин. Затем на борт поднимутся обитатели самых дальних галактик — с глазами в неожиданном месте, слизистыми щупальцами, аквариумами вместо желудков и изящными микросхемами на тонких ножках. Так прошли 700 лет человека в космосе, и в двадцать восьмом веке нашей эры тысяча планет крутится вокруг всемогущей метрополии Альфа, где разные виды существ живут в иллюзорном мире и учат друг друга уникальным навыкам. Люди обидным образом все еще господствуют. «Валериан» — фильм не столько о городе тысячи планет, сколько о бестиарии лучших созданий, которых посчастливится встретить во время этой кислотной космической одиссеи. Прежде они булькали, мычали и бродили тенями в невразумительных эпизодических ролях, теперь наваливаются золотой армией под руководством предводителя Люка Бессона.
Несмотря на все спецэффекты, самыми мультяшными в этом мире выглядят двое людей. Валериан (Дейн ДеХаан) — вальяжный юбочник — работает спецагентом, получая инструкции напрямую от Херби Хенкока. Его напарница Лорелин (Кара Делевинь, раньше модель, теперь актриса) — шустрая пигалица с огромными бровями — превосходит его во всем, но по правилам стеклянного потолка спустя 700 лет все еще работает в звании пониже. Между ними происходит что-то наподобие романа, больше похожего на перепалку одиннадцатилетних детей, которые учатся целоваться на помидорах и параллельно пытаются ставить друг друга на место. Надев купальник и гавайскую рубашку, Валериан и Лорелин едут невидимками на секретную сделку по передаче ценнейшего объекта для тысячи планет — маленького радужного броненосца с умильными глазами, который какает сверхценными жемчужинами. Мы знаем, что такой же жил на непередаваемо красивой планете Мюл с вытянутыми андрогинного вида жителями — лазурный берег, дома из ракушек и перламутровые лбы играющих детей пронесутся перед глазами под райскую «Because» The Beatles.
Новый фильм Люка Бессона, в состоятельность которого нельзя было поверить по одному лишь трейлеру, стоит как самый дорогой европейский фильм в истории и как стандартный американский блокбастер. При этом невозможно представить ничего менее похожего на все американское, что снималось о космосе и супергероях последние много лет. «Валериан», формально ничего не нарушая — милые бранятся, пушки стреляют, твари лезут, корабли бороздят просторы Вселенной, — нарушает все правила мейнстрима, все чувства меры и все заповеди вялотекущих франшиз. Бессон превращается из режиссера «Артура и минипутов» в собственную героиню Люси, которая после удара в живот использует мозг на сто процентов вместо привычных пяти. Придуманный им 20 лет назад сумасбродный «Пятый элемент» — это малая доля того, что сделано в маниакальном «Валериане».
Дело даже не в яркости и счастливой детской истерике, которой переполнен каждый кадр, а в фантазии и нонконформизме, видном в каждой детали и каждом даже дурацком повороте: идеи просто лезут в каждый момент времени — неукротимые, классные и проходные, часто очень остроумные. «Валериан» — размашистый, щедрый и просто очень резвый фильм режиссера с развязанными руками, который сплющивает облачный атлас до ночи в зоологическом музее 700 лет спустя и с любовью Николая Дроздова засматривается на каждого придуманного живчика, подобранного из Кодекса Серафини. Мечты сбываются — и если спустя 10 лет вам не дает покоя недремлющий мир «Аватара», шутки «Звездного десанта», цвета «Спиди-гонщика» и курьезная романтика «Восхождения Юпитер»; если душа просит кэмпа и салюта длиной в два с лишним часа, если в конце концов «Стражи Галактики» кажутся вам лучшей идеей, чем искусственное дыхание трупу «Звездных войн», то джунгли, как говорится, зовут.
На привычной территории Бессона смешное и трагичное вальсирует под выстрелы, а экранная пара — несочетаемая и восхитительная — моментально берет зрителя в оборот. Самозабвенный угар, которым славны его самые известные фильмы — от «Подземки» до «Люси», — разрастается здесь до исполинских масштабов и генерирует вселенную масштаба «Властелина Колец» на фактуре «Людей в черном». Все серьезные вещи говорятся здесь с легкой ухмылкой, а формы пушек и десерты на столе пучеглазого инопланетянина никогда не будут абы какими. «Валериан» давит на рецепторы, увлекает, пытается насмешить и ни секунды не оставляет своего зрителя в покое. Кого-то это тормошение и копошение взбесит, кто-то наконец вздохнет с облегчением: идентичность репликантов, почкования Чужого, монолит Кубрика вообще не давят на Бессона — комиксовый Валериан имеет конкретный первоисточник, но является все же плодом воображения одного очень бесстрашного француза. Отдельно хочется верить, что все костюмы, маски и парики после этих съемок попадут в заботливые руки и получат вторую и третью жизнь в музеях или в парках развлечений.
Источник
«Пятый элемент»: от безумной идеи к безумному фильму
13 минут на чтение
Что особенно символично, это происходит в год двадцатилетнего юбилея «Пятого элемента» — пожалуй, самого «народного» из фильмов французского режиссёра и его самой яркой фантастической работы. Давайте вспомним, из чего сложился успех культовой картины Бессона.
Первый элемент. Идея
По словам Бессона, он начал придумывать мир «Пятого элемента» ещё подростком. Родители будущего режиссёра развелись, когда ему исполнилось 10 лет. У Бессона не было ни братьев, ни сестёр, ни близких друзей, так что с помощью фантазии он пытался уйти от одиночества в реальном мире.
Действие придуманного Бессоном сюжета разворачивалось в XXIII веке. Главным героем был водитель летающего такси по имени Залтман Блерос (Zaltman Bleros). Он выигрывал путешествие на планету-курорт Флостон и встречал там прекрасную девушку Лилу, которой на самом деле было более двух тысяч лет.
Многое в сюжете Бессона явно навеяно мультфильмом «Тяжёлый металл» 1981), а конкретно его фрагментом «Гэри Кэньон». Нью-Йорк будущего, таксист, спасающий девушку, таинственный артефакт, зло в виде шара из космоса…
Повзрослев, Бессон не оставил задумку и продолжал её развивать, написав много черновиков сценария. Говорят, один из них насчитывал более 400 страниц и предполагал целую кинотрилогию. Но к тому моменту Бессон уже начал снимать собственные фильмы и отлично понимал, что не сможет реализовать подобный мегапроект. Так что он пошёл на компромисс: выбрал лучшие идеи и уложил в стандартный хронометраж.
Даже после этого перспективы «Пятого элемента» выглядели достаточно туманными. Реализация проекта требовала огромных денег, добыть которые во Франции на тот момент не представлялось возможным.
Всё изменилось в 1990 году, когда на экраны вышел боевик Бессона «Никита». Во Франции эта картина была менее успешной, чем его предыдущий фильм «Голубая бездна», зато в остальном мире пользовалась огромной популярностью. «Никиту» показали в 95 странах, а вскоре голливудская студия Warner Bros. выкупила права на ремейк. Имя Бессона стало известно далеко за пределами Франции. Это послужило режиссёру сигналом, что пора познакомить мир с его видением будущего.
Второй элемент. Визуализация
Бессон начал с того, что собрал команду лучших в мире иллюстраторов и дизайнеров. В неё, помимо прочего, вошли художники комиксов, вдохновивших Бессона: Жан «Мёбиус» Жиро (создатель «Инкала», «Герметического гаража» и мультфильма «Повелители времени») и Жан-Клод Мезьер (создатель того самого «Валериана»), а костюмами занимался известный модельер Жан-Поль Готье.
Они должны были визуализировать вселенную «Пятого элемента» — Землю XXIII века, космические корабли и диковинных пришельцев. Бессон не хотел идти по избитому пути и изображать будущее в мрачных и депрессивных тонах, как это принято в жанре. Режиссёр видел яркий и жизнерадостный мир, полный эмоций, впечатлений и юмора.
Жан-Клод Мезьер проработал интерьеры и дизайн машин для фильма
Жиро и Мезьер выполнили множество красочных концепт-артов, которые стали визуальным ориентиром для будущей картины. Каждый может убедиться, насколько они похожи на итоговый фильм.
Про «Инкал»
Ходоверсум: жестокая и бесстыдная вселенная Ходоровски
Рассказываем про мир «Инкала» и «Метабаронов» — безумных, философских и очень оригинальных комиксов от режиссёра несостоявшейся «Дюны».
Мёбиус создал персонажей и корабли
Готье же придумывал костюмы для обитателей мира будущего. С ним связана одна анекдотическая история. Дело в том, что Бессон очень хотел, чтобы роль ведущего Руби Рода (в раннем сценарии персонажа звали Лок Род) исполнил не кто иной, как Принс.
Держа в уме образ певца, Готье создал ряд весьма эксцентричных нарядов. В его видении тело персонажа должны были окутывать сети, через которые пробивались длинные пряди искусственных волос. А ещё, уж простите наш французский, у него была искусственная задница.
В таком костюме пришлось бы щеголять Принсу
В 1992 году певец прилетел с туром в Париж. Бессон решил воспользоваться этой возможностью и пригласить Принса сняться в фильме. Однако вместо того, чтобы лично пойти на встречу, он отправил на неё Готье, вооружённого целой стопкой своих работ. Видимо, режиссёр полагал, что кутюрье сумеет лучше объяснить заокеанскому гостю, как будет выглядеть его герой. К тому же ранее Принс несколько раз посещал показы Готье, и Бессон надеялся, что певец серьёзнее отнесётся к его визиту.
Он не учёл, что кутюрье, мягко говоря, не в совершенстве знал английский.
По воспоминаниям Готье, он поприветствовал Принса на ломаном языке Шекспира, после чего принялся показывать ему свои работы. Принс молча разглядывал их, не проявляя никакой реакции. В какой-то момент Готье решил, что нужно лучше объяснить певцу суть костюма, особенно декоративную филейную часть. Он показал на свою пятую точку, затем шлёпнул по ней и сказал: «Faux cul!» — в переводе с французского «искусственная задница».
После этого Принс подал знак своей охране и немедленно покинул помещение. Готье подумал, что после эффектной демонстрации певец, должно быть, решил немедленно отправиться на встречу с режиссёром.
Эскизы футуристических костюмов от Готье
Позже Бессон сказал Готье, что, дескать, Принс счёл его дизайн очень забавным, но, по мнению певца, костюм выглядел уж слишком женоподобно, и у него попросту не нашлось свободного времени на съёмки, так что пришлось отказаться от предложения.
А ещё позже Готье вдруг понял, что из-за акцента его «faux cul!», скорее всего, прозвучало похоже на «fuck you!».
Третий элемент. Успех «Леона»
Потеря Принса была, конечно, досадной, но далеко не главной проблемой будущего фильма. Всё упиралось в извечный вопрос — где взять деньги. Во Франции так и не нашлось инвесторов, готовых вложить 100 миллионов долларов во вселенную Бессона, несмотря на впечатляющие концепты его команды.
В то время такие бюджеты могли обеспечить лишь голливудские студии. А это означало несколько вещей. Во-первых, фильм нужно было снимать на английском языке. Во-вторых, на главную роль требовалось взять большую звезду мирового уровня, способную привлечь много зрителей.
Пока «Пятый элемент» пребывал в «производственном аду», Мезьер использовал свои концепты в комиксах про Валериана
Бессон изначально предполагал снять в «Пятом элементе» своего постоянного соратника Жана Рено. Но, несмотря на всю его харизму, Рено было далеко до статуса звезды категории А. Поэтому сценарий «Пятого элемента» перевели на английский, а Бессон начал рассылать предложения сыграть главную роль в фильме крупным голливудским звёздам, в частности — Мелу Гибсону и Брюсу Уиллису. Что касается роли Лилу, предложение получила Джулия Робертс.
Из актёров идеей заинтересовался лишь Уиллис. Но, как известно, в Голливуде всё меняется в мгновение ока. Коммерческие провалы «Гудзонского ястреба», «Билли Батгейта» и «На расстоянии удара» серьёзно подкосили репутацию актёра. Многим казалось, что звезда Брюса близка к закату, его перестали рассматривать как актёра, способного вытянуть блокбастер.
Без студии и звезды проект забуксовал. В декабре 1992 года Бессону пришлось свернуть все работы над «Пятым элементом».
Чтобы не терять времени зря, режиссёр решил по-быстрому снять какое-нибудь простое, не требующее особых затрат кино, которое могло бы принести хорошие деньги. Выбор пал на историю необычных отношений девочки-подростка и киллера Леона. Бессон написал сценарий всего за месяц, на съёмки потребовалось ещё три.
Работа над «Леоном» стала для Бессона весьма полезным опытом. Он получил возможность поработать с американскими актёрами, подтянуть английский, лучше узнать особенности местной кинокухни и завязать полезные знакомства на студии Columbia Pictures, софинансировавшей картину. Кроме того, режиссёр постепенно перерабатывал сценарий «Пятого элемента», уменьшая размах действия.
Роль Корбена мог бы с успехом сыграть Жан Рено
«Леон» вышел в прокат осенью 1994 года и укрепил репутацию Бессона как коммерчески успешного режиссёра. После успеха фильма он показал боссам Columbia Pictures переработанный сценарий «Пятого элемента». В этот раз они поверили Бессону и заключили с французской студией Gaumont соглашение о совместном финансировании и производстве картины.
Четвёртый элемент. Актёры
Брюс Уиллис — один из немногих, кто с самого начала верил в «Пятый элемент»
Когда Бессон наконец заполучил необходимую финансовую поддержку, он пришёл к выводу, что лучше взять на главную роль менее известного актёра: это позволило бы сэкономить на бюджете. Можно лишь гадать, кто мог исполнить роль Корбена Далласа (возможно, всё тот же Жан Рено), но вмешался случай.
Бессон находился на совещании в офисе продюсера Columbia Барри Джозефсона, когда там раздался телефонный звонок. Звонил не кто иной, как Брюс Уиллис. К тому моменту крепкий орешек снова был на коне, восстановив свою звёздную репутацию «Криминальным чтивом». Уиллис звонил продюсеру по поводу совершенно другого фильма. Но Бессон решил воспользоваться случаем и поздоровался с Уиллисом, как бы между делом сообщив ему, что «Пятый элемент» наконец-то запускают в производство — уже с кем-то менее известным.
После небольшой паузы Уиллис неожиданно произнёс: «Если мне понравится сценарий, мы можем договориться». Бессон незамедлительно выслал ему рукопись. Прочитав сценарий, Уиллис практически сразу же согласился на участие в фильме.
Поиски актёра, который сыграет злодея Зорга, тоже оказались очень быстрыми. Бессон так впечатлился работой, проделанной Гэри Олдманом на съёмках «Леона», что без колебаний предложил ему эту роль. Тот дал согласие, даже не читая сценарий.
Гэри Олдман в роли главного злодея достался «Пятому элементу» в наследство от «Леона»
А вот найти сам пятый элемент оказалось значительно сложнее. В кастинге на роль Лилу приняло участие около трёх тысяч девушек. Бессон лично отсмотрел около 300 претенденток. Каждую из них он просил без запинок произнести имя героини: «Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат».
Во время первых проб Мила Йовович не слишком впечатлила Бессона, и он вряд ли отдал бы ей роль. Но актриса взяла дело в собственные руки — подстроила «случайную» встречу с режиссёром и убедила его, что она и есть та самая Лилу, которую он искал все эти годы.
Впоследствии Бессон и Йовович разработали около 400 слов и словосочетаний «божественного языка», на котором разговаривала её героиня. К концу съёмок они свободно на нём общались и даже переписывались. Неудивительно, что между ними завязались романтические отношения.
Брак Люка и Миллы продлился, увы, недолго — они развелись через два года, сразу после не столь удачной «Жанны д’Арк»
Роль священника Вито Корнелиуса исполнил Иэн Холм (знаменитый Эш из «Чужого» и будущий Бильбо), а Руби Рода в конечном счёте сыграл комик Крис Такер. В небольшом камео в фильме засветился друг Бессона, режиссёр Матьё Кассовиц. Он сыграл незадачливого бандита в шляпе-фотографии, который пытался ограбить квартиру Корбена Далласа.
Пятый элемент. Пушки, взрывы и музыка
Хотя часть финансирования «Пятого элемента» поступала от голливудской студии, фактически это был европейский фильм. Бессон настоял на том, чтобы все ключевые технические должности заняли его соотечественники.
Знаменитое такси Корбена Далласа готовят к съёмкам
Всего на картину было выделено 90 миллионов долларов. На то время «Пятый элемент» был самым дорогим фильмом в истории европейского кино. Это, как ни странно, стало проблемой для Бессона. Оказалось, что французские кинопроизводственные мощности просто не позволяли вытянуть такой амбициозный проект. Скрипя зубами, Бессону пришлось отправиться через Ла-Манш — в Англию. Именно там, на легендарной студии Pinewood, и были построены основные декорации картины. Всего в съёмках было задействовано семь студийных павильонов.
Съёмки стартовали в январе 1996 года. Большую часть фильма отсняли в павильонах Pinewood. Натурные съёмки пустыни проводились в Мавритании, а эпизод с выступлением дивы Плавалагуны снимали в лондонском Ковент-Гардене.
Футуристические пейзажи Нью-Йорка XXIII века частично создавались с применением компьютерной графики, а частично с использованием традиционных миниатюр. Например, все летающие автомобили, кроме такси главного героя, были нарисованы с помощью CGI, в то время как небоскрёбы представляли собой натурные модели.
Город будущего был не нарисован на компьютере, а реально построен
Жан-Поль Готье разработал каждый из 900 костюмов, которые носила массовка в сценах на планете Флостон, и лично проверял их каждое утро. Стоимость одного дизайнерского пиджака от Готье составляла 5000 долларов, но Бессон не скупился на расходы. Он создавал свою вселенную, и она должна была быть оригинальной в каждом из возможных элементов.
Взрыв в главном зале круизного лайнера вошёл в историю как самый мощный взрыв внутри помещения при съёмках фильмов. Эпизод снимался внутри легендарного павильона 007 (помимо фильмов про Бонда, там в своё время снимали «Чужих», «Миссию: невыполнима» и «Сквозь горизонт»). Для подготовки трюка использовались огнемёты, манекены, подбрасывающие их пружинящие механизмы и огромное количество разнообразных взрывчатых веществ.
Бессон лично испытывает пушку, из которой предстоит стрелять его героям
Одной из наиболее запоминающихся деталей фильма стал автомат Зорга ZF-1. Оружие совмещало в себе пулемёт, огнемёт, гранатомёт, стреломёт и множество других функций, которым бы позавидовал сам судья Дредд. Для фильма сделали несколько экземпляров автомата. Некоторые были просто лёгкими пластиковыми репликами, а в сценах со стрельбой использовались советские АКС-74У с футуристическим обвесом. Кстати, разрушитель легенд Адам Сэвидж недавно соорудил себе точную реплику автомата Зорга.
Когда об этом стало известно, десятки оперных певцов начали исполнять «Танец дивы» вживую, а потом заявлять, что их голоса превзошли предел возможного. Как правило, исполнители умалчивают, что на самом деле упростили или вовсе перескочили «невозможную» часть. А всё остальное и Инва Мула спела по-настоящему.
Имя «Плавалагуна» переводится с сербского как «Голубая лагуна». Это отсылка к фильму «Возвращение в Голубую лагуну», где снималась Йовович
Одна из самых необычных особенностей «Пятого элемента» — главный герой и главный злодей ни разу не встречаются на экране. Изначально в сценарии Бессона их пути всё же пересекались на борту круизного лайнера. При встрече Зорг наставлял на Далласа свой чудо-автомат ZF-1 и нажимал спуск. Но выяснялось, что в предыдущей сцене злодей расстрелял все патроны. После этого Корбен нокаутировал Зорга и угонял его корабль. Зорг же успевал активировать генератор защитного поля и выживал при взрыве бомбы.
После взрыва Зорг в защитном коконе падал на ледник планеты, доставал из автомата мобильный телефон, связывался с секретаршей и просил её выслать ему другой корабль. Но в этот момент у телефона разряжался аккумулятор. После этого нам не показывали Зорга, и его судьба оставалась неизвестной.
Подобная развязка, конечно, уступала в остроумии тому варианту, что мы увидели в фильме. Но во время съёмок Бессон внёс правки в сценарий и придумал, как изменить сцену, чтобы обойтись без клише.
Бессон инструктирует полицейских в знаменитых костюмах…
…и мангалоров, готовых устроить бада-бум
Элементы сложились
Премьера «Пятого элемента» состоялась в мае 1997 года на Каннском кинофестивале. Она прошла в таком же ярком стиле, как и сам фильм. Французская студия Gaumont подготовила для события специальную зону площадью с гектар. Всем приглашённым гостям выдали специальные швейцарские часы, которые одновременно служили входным билетом. Показ фильма сопровождался футуристическим балетом, шоу Жан-Поля Готье и фейерверком. Gaumont потратила на мероприятие несколько миллионов долларов, установив рекорд.
После Канн «Пятый элемент» вышел в широкий прокат по всему миру. Сборы картины в США были меньше ожидаемых, зато во Франции она стала самым кассовым фильмом 1997 года. В целом именно мировой прокат принёс «Пятому элементу» основную часть прибыли.
Реакция критиков (особенно англоязычных) на ленту Бессона была смешанной. Кто-то хвалил фильм, кто-то считал безвкусицей и называл одной из худших картин года. Фильм удостоился лишь одной номинации на «Оскар» (за лучший монтаж звука), зато целых двух номинаций на «Золотую малину» — за худшую женскую роль второго плана (Милла Йовович) и худшую новую звезду (Крис Такер). Во Франции же лента номинировалось на семь премий «Сезар» и одержала победу в трёх номинациях: режиссура, операторская работа и дизайн.
Готье с космическими стюардессами, которых он одел
Что касается простых зрителей, то «Пятый элемент» быстро завоевал их сердца. И, несмотря на прошедшие двадцать лет, не растерял их любви. Этот фильм, яркий, громкий, местами глупый, но при этом эффектный и смешной, по-прежнему очень приятно пересматривать. Сейчас он воспринимается как классический образчик 1990-х, эпохи, когда режиссёры не боялись экспериментировать и создавать что-то оригинальное, пусть фильмы и получались менее серьёзными. К тому же, в отличие от множества других собратьев по жанру, «Пятому элементу» повезло остаться не «испорченным» высосанными из пальца продолжениями, ребутами и спин-оффами.
Вскоре после «Пятого элемента» Люк Бессон и Мила Йовович поженились. Но в реальности союз с девушкой мечты не оказался долгим и счастливым. После «Пятого элемента» пара успела поработать над фильмом «Жанна д’Арк». Картина бесславно провалилась в прокате, а Бессон и Йовович вскоре развелись.
После этого Бессон основал компанию EuropaCorp и на несколько лет оставил режиссуру, работая только продюсером и сценаристом. В дальнейшем он вернулся к съёмкам. У него были как финансовые успехи, так и провалы, но ни один из его фильмов XXI века («Люси», «Необычайные приключения Адель», серия про Артура и минипутов) не достиг тех высот, на которые поднялось его раннее творчество.
Можно долго перечислять недостатки картин нового Бессона, но лучше сразу выделим главный: всем им недоставало подлинной страсти. Возможно, дело в том, что, сняв «Пятый элемент», режиссёр реализовал свою давнюю мечту. Покорив, казалось бы, неприступную вершину, он не сумел найти себе новый вызов. Будем надеяться, что «Валериан» станет возвращением именно того старого Бессона, которого мы все любили.
Источник