Фаэтон – почему погиб сын солнца?
Миф о Фаэтоне я бы назвала одним из самых драматичных преданий Древней Греции. Он ярко открывает нам мировоззрение эллинов относительно естественных природных циклов, смены времени суток. Согласно древним представлениям, бог солнца Гелиос каждый день выезжая на своей колеснице, совершая путешествие по небу и озаряя своим светом землю.
К вечеру он опускался к горизонту, чтобы передохнуть в своём дворце, а утром вновь приступить к привычной работе. Согласитесь, такое положение вещей совершенно нормально и естественно. Но однажды ход событий был нарушен, что и стало причиной ужасной трагедии. Кем же был прекрасный юноша Фаэтон? И почему с ним связывают одну из самых серьёзных катастроф в истории человечества?
Ранние годы Фаэтона
Прекрасный бог солнца Гелиос отличался любвеобильностью – свою страсть он дарил не менее щедро, чем свет. Увидев однажды дочь морской богини, Климену, он не смог позабыть её красоты. Явившись к ней в человеческом обличье, он сумел очаровать девушку, у которой вскоре родился сын. Мальчика назвали Фаэтоном.
От отца он унаследовал светлые волосы и небесно-голубой взгляд, сияние, что привлекало людей. Вот только сверстники совсем не верили Фаэтону, что тот – сын самого Гелиоса. Его считали внебрачным ребёнком какого-то знатного человека, а Климену – обманщицей.
Повзрослевший Фаэтон не мог больше терпеть оскорбления. Он пришёл к матери с прямым вопросом, и та поклялась, что он – сын солнечного бога. “Пусть Гелиос лишит меня своего света, если я говорю неправду!” – воскликнула Климена. Она заверила Фаэтона, что тот сам может отправиться к отцу, ведь дворец Гелиоса располагался не так далеко от его дома. Так и решил поступить юноша.
Годфруа Маес «Фаэтон Перед Своим Отцом Аполлоном», 1664 год
Местонахождение: Stephen Ongpin Fine Art, Лондон, Великобритания
Путь во дворец Гелиоса
Хочу отметить, что никому из простых смертных не удавалось побывать во дворце солнечного бога и увидеть его хозяина в истинном облике. Никто из людей не мог смотреть на сияние, что распространялось от Гелиоса.
Однако Фаэтон действительно был сыном солнечного божества, а потому сумел подойти к обители своего отца. Его дворец сиял всеми красками мира – так дивно и великолепно украсил его бог-кузнец Гефест. Юноша смело шагнул внутрь и, пройдя по длинным коридорам, вышел в тронный зал.
Николя Пуссен «Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя временами года», 1635 год
Местонахождение: Берлинский государственный музей, Германия
Именно там на своём престоле восседал прекрасный Гелиос. Правда, Фаэтон не смог приблизиться к отцу. Несмотря на своё происхождение, он оставался смертным, а потому его глаза не могли вынести света, что исходил от Гелиоса.
А вот сам солнечный бог сразу понял, кто перед ним. Никто другой из людей не смог бы проделать этот путь, ведь Фаэтон выдержал сияние дворца и даже смог находиться в одной комнате с отцом.
Гелиос дружелюбно поприветствовал сына и спросил, какая помощь ему нужна (ведь наверняка визит был целенаправленным). Фаэтон спросил его, действительно ли он является сыном Гелиоса. Бог утвердительно кивнул и надел на голову Фаэтона сияющий венец.
“Я очень рад тебя видеть, – заметил он. – А потому клянусь рекой Стикс, что выполню любое твоё пожелание”. Подобную клятву не мог нарушить никто, ведь река в царстве мёртвых скрепляла обещание, словно жизнь и смерть – судьбу человека.
Просьба Фаэтона
Увы, Фаэтон был ослеплён великолепием и величием, в котором оказался. Юноша попросил лишь об одном, но эта просьба привела в ужас его отца. “Ты каждый день проезжаешь через всё небо, – заметил он. – А мне бы тоже очень хотелось взглянуть на мир с высоты твоей колесницы”.
Как вы понимаете, Гелиос должен был на один день передать сыну управление своей волшебной сияющей колесницей. И всё было бы в порядке, но бог прекрасно знал, что мало кому по силам справиться с четвёркой его огненных коней, что требуют сильных рук и решительного характера управляющего.
Питер Пауль Рубенс «Падение Фаэтона», 1604 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Никакие уговоры Гелиоса не смогли убедить Фаэтона изменить свою просьбу. Его огорчённый отец вынужден был покориться. Итак, на рассвете Фаэтон уже был в колеснице солнца, предчувствуя незабываемое приключение.
Сначала подъём был очень тяжёлым, кони с трудом продвигались вперёд. Из их ноздрей вырывались языки пламени, а всё вокруг было объято жаром. Не на шутку испугался юноша, понял, что зря попросил у отца эту поездку. Но было уже поздно.
Питер Пауль Рубенс «Падение Фаэтона», 1636 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Гибель сына солнца
Почувствовав, что сила в руках возницы совсем не та, что обычно, животные рванулись вверх. Теперь их ничто не могло остановить. Фаэтон напрасно пытался натянуть поводья и остановить коней – они не слушались смертного, что сменил их хозяина-бога.
Колесница оказалась среди звёзд и мглы, и теперь жуткие чудовища появились перед Фаэтоном. С одной стороны громадный Рак едва не разрезал коней и колесницу клешнями, с другого направления грозно поднимал свой хвост кошмарный Скорпион.
Йозеф Хайнц Старший «Падение Фаэтона», 1596 год
Местонахождение: Городской художественный музей Лейпцига, Германия
Теперь испуганные лошади бросились вниз. Пламя от них охватило пламенем Фаэтона. Словно горящий факел, он падал вниз. Кони сбросили его, и тело юноши упало в волны реки Эридан, находившейся вдалеке от его родины.
Местные нимфы, огорчённые гибелью прекрасного Фаэтона, омыли его тело и похоронили неподалёку от Эридана. Скорби Гелиоса не было предела. Несколько дней солнце не появлялось на небосводе, ведь его бог не мог прийти в себя от отчаяния из-за потери любимого сына.
Джордж Стаббс «Падение Фаэтона», 1777 год
Местонахождение: Солтрам Хаус, Плимптон, Англия
Предание о Фаэтоне, вероятно, открывает нам историю катастрофы, произошедшей в далёкой древности. Горящий факел, падающий с неба, несколько дней без солнца в небе – всё это указывает на какой-то глобальный катаклизм, который люди того времени пытались объяснить по-своему. Результатом размышлений и анализа ситуации со стороны мифологии стало именно такое яркое и драматичное сказание.
Источник
Этот фараон, имя которого означало»сын бога солнца», распространил культ бога солнца на всю страну. помогите пожалуйста!
Это тоже из Википедии: «Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при 18 династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады . Правление 18 династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе 3 и Аменхотепе 3.»
«Заложенная при . Тутмосе 3 тенденция формирования нового служилого класса . а также создание единого государства, ..привели в конечном итоге к религиозному перевороту Эхнатона и созданию одной из древнейших религий, содержащих монотеизма». взято здесь
Похоже, люди придумывавшие задание либо сами не понимали, что на него нет однозначно правильного ответа, либо специально заложили эту неоднозначность т. к. Имя Тутмос является древнегреческим вариантом произношения египетского имени Джехутимесу — «бог Тот рождён» . (Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний. ) Упс.
А вот это, видимо, версия организаторов: «Обнаружение статуй Рамзеса 2 при храме, посвященном Ра, не случайно. Известно, что именно при этом фараоне, управлявшем Египтом с 1317 по 1251 гг. до н. э. , культ солнечного божества получил распространение и всячески поддерживался властью. » Имя Рамзес носили многие фараоны 19 и 20 династии, оно означает «Ра родил его» (Ра-Мессу) . Рамзес 2 был внуком основателя династии Рамзеса 1 и сыном Сети. Взойдя на царский трон в 1279 году до н. э. , он провозгласил себя «сыном бога Солнца Ра, богом, воплотившимся в человеке» .
Многие египтологи призывают присвоить Тутмосу 3 заслуженный титул «Великий» . Справедливо заметить, что фараон Рамсес 2 — единственный фараон, по отношению к которому используется устоявшийся эпитет «Великий» (Рамсес Великий) , — на самом деле был не столько успешным правителем, сколько успешно пропагандировал и преувеличивал свои заслуги, не гнушаясь нанесения известий о своём правлении на постройки предшественников и даже актов вандализма в их отношении.
Ну и на счет имени тоже не все так однозначно. Любой Фараон считался сыном бога солнца.
А, вообще, культ бога Солнца становится общеегипетским при 5 династии, а не при 18-19 как в вопросе.
А вообще, идиотизм конечно полнейший в этих «ответах@mail.ru» — ни ссылки вставить, ни латинские цифры не получается.
Это тоже из Википедии: «Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при 18 династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады . Правление 18 династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе 3 и Аменхотепе 3.»
«Заложенная при . Тутмосе 3 тенденция формирования нового служилого класса . а также создание единого государства, ..привели в конечном итоге к религиозному перевороту Эхнатона и созданию одной из древнейших религий, содержащих монотеизма». взято здесь
Похоже, люди придумывавшие задание либо сами не понимали, что на него нет однозначно правильного ответа, либо специально заложили эту неоднозначность т. к. Имя Тутмос является древнегреческим вариантом произношения египетского имени Джехутимесу — «бог Тот рождён» . (Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний. ) Упс.
А вот это, видимо, версия организаторов: «Обнаружение статуй Рамзеса 2 при храме, посвященном Ра, не случайно. Известно, что именно при этом фараоне, управлявшем Египтом с 1317 по 1251 гг. до н. э. , культ солнечного божества получил распространение и всячески поддерживался властью. » Имя Рамзес носили многие фараоны 19 и 20 династии, оно означает «Ра родил его» (Ра-Мессу) . Рамзес 2 был внуком основателя династии Рамзеса 1 и сыном Сети. Взойдя на царский трон в 1279 году до н. э. , он провозгласил себя «сыном бога Солнца Ра, богом, воплотившимся в человеке» .
Многие египтологи призывают присвоить Тутмосу 3 заслуженный титул «Великий» . Справедливо заметить, что фараон Рамсес 2 — единственный фараон, по отношению к которому используется устоявшийся эпитет «Великий» (Рамсес Великий) , — на самом деле был не столько успешным правителем, сколько успешно пропагандировал и преувеличивал свои заслуги, не гнушаясь нанесения известий о своём правлении на постройки предшественников и даже актов вандализма в их отношении.
Ну и на счет имени тоже не все так однозначно. Любой Фараон считался сыном бога солнца.
Источник
Почему в Египте сыном Солнца (Ра) считался только фараон, а славяне — от князя до землепашца — считали (+)
себя детьми Солнца ( Ярило) ?
Мои поиски ответа на Ваш вопрос привели к следующему заключению:
1) правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта, «царем богов» , «царем обеих земель» ;
2) Ярило же, бог молодого весеннего солнца (по другим версиям – славянский мифологический и ритуальный персонаж) , связан с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи. Ярило знаменовал торжество плодотворящей любви, с его именем связывают и рождение детей (людям детей наплодил) , и начало земледельческих работ. Отсюда все – от князя до хлебопашца – Ярилины дети.
Ра – бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту.
Позже с богом Ра начинает отождествляться Амон (первоначально бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. Амон-Ра объявляется первым царем Египта, «царем богов» , «царем обеих земель» , его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С этим богом связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] – «Ярило – бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света» .
В Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ярило) сказано: «К летнему солнцестоянию Ярило (Ярила) набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы» .
На сайте http://godsbay.ru/slavs/yarilo.html отмечается, что ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это –Ярило. Его имя, образованное от слова «яр» , имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Яр – это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица – поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.
На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:
Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил,
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет.
Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешке» .
На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры – на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару.
Красивые ответы, но.
. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла:
все в мире едино — боги и природа. И люди, которые называли себя внуками,
но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами,
а не чужими друг другу созданиями.
h ttp://godsbay.ru/slavs/rod.html
http://godsbay.ru/slavs/rod.html
В Египте, всё было по другому .
. Богачи и рабовладельцы, для того чтобы укрепить своё классовое господство,
чтобы безнаказанно эксплуатировать трудовой народ и постоянно держать его в узде,
создают древнейший государственный аппарат.
h ttp://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st065.shtml
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st065.shtml
Им нужно было обоснование для правления
А ,,Божественность, , фараона позволяла это .
h ttp://www.myfatum.ru/elib/rfar.htm
http://www.myfatum.ru/elib/rfar.htm
Сложно вообще судить кто из фараонов
был ,,божественен,, ))
Фараон — общий титул царей в Древнем Египте, а также титул Птолемеев в греко-македонской истории. Согласно древнеегипетским верованиям, фараон считался сыном солнца (Ра), земным воплощением Хора и наследником Осириса.
Древние египтяне считали фараона сыном бога солнца Ра (или Амон-Ра). Амон-Ра может проникать всюду, значит и фараон видит все, что делается в стране, в каждом доме. Египтяне должны были заботиться о фараоне и всячески его оберегать. Если же они не будут этого делать, то боги навлекут на Египет страшные бедствия. Владыка Египта недосягаем для простых смертных, поэтому его изображения на древних рельефах всегда были гораздо больше по размерам, чем фигуры его подданных.
Трон царя Египта представлял собой сиденье в форме куба с низкой спинкой. По бокам трона находились перевитые тростник и папирус — символы объединения земель Египта.
Слово «фараон» произошло от выражения «великий дом». Предполагают, что раньше так назывался дворец, в котором жил египетский царь. Согласно древнеегипетским источникам, придворные никогда не называли царя по имени. Они говорили «Он», «Его величество», «Бог», «Хор». Имя каждого египетского царя имело определенный смысл. Например, имя Рамсес (Рамзес) означало «рожденный Ра», имя Хуфу — «Тот, кто меня защищает». За именем фараона обязательно следовали слова: «жизнь, здоровье, силы».
Своим внешним обликом фараон отличался от вельмож. Он никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Парики были разные: парадные и повседневные. Поверх парика иногда надевалась диадема, которую обвивала золотая кобра. Ее голова с раздутой шеей вздымалась надо лбом фараона. Еще одна примечательная принадлежность туалета фараона — накладная борода, заплетенная в косички. Ее соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.
Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, только гофрированная. Часто к поясу подвязывали передник в форме трапеции, сделанный из драгоценных металлов. Завершали убранство фараона драгоценности и украшения, которые порой могли весить несколько килограммов. Все в облике фараона должно было подчеркивать его величие.
Выход правителя Египта за пределы дворца всегда проходил в торжественной обстановке. Из ворот сначала появлялись скороходы. Они на бегу, словами и угрозами разделяли толпившийся на улице народ на две шеренги так, чтобы между ними могло двигаться царское шествие. За скороходами шли телохранители, в окружении которых рабы несли носилки фараона. Он восседал на укрепленном позолоченном сиденье, похожем на трон. За носилками двигались слуги с жезлами и опахалами, вслед за ними — воины с луками и стрелами. Все присутствующие на улице склонялись до земли, приветствуя «сына солнца».
Источник