Этот кочевой народ счастливее тех кто живет под солнцем
Большой этнографический диктант 2020 года — Мурманская область
Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:
Мурманская область
Продолжи фразу: Впервые о саамах написал античный историк Тацит (I век н.э.). Он говорил, что этот кочевой народ счастливее тех, кто…. «Живет под солнцем» «Живет в тундре» «Вздыхает над плугом» «Вздыхает у моря»
Где проживает большинство саамов? Россия Норвегия Швеция Финляндия
Олень для саама – это жизнь! Это транспорт, валюта, одежда, еда. Оленьим аппетитам и был подчинен уклад жизни народа: бесконечные кочевки. На зиму саамы (лопари) останавливались в южных районах тундры. Там, где было достаточно ягеля для оленей. Весной перебирались к озерам и на морское побережье. Почему именно весной и до поздней осени олени шли к берегу моря? Природный инстинкт Жажда Их гнали пастухи Чтоб не кусали насекомые
Что это за одежда – накидка со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, не пропускающая ветер и отлично сохраняющая тепло, его нередко надевали прямо на рубаху? Торк Имы Юпа Печок
Без чего поцелуй у новобрачных саамов считался не настоящим? Соприкосновение лбов Соприкосновение ладоней Соприкосновение носов Согласия родителей
Продолжи предложение: В эпосе «Калевала» говорится о туманной Похьяле, где живут колдуны и ведьмы. Оттуда строила козни коварная Лоухи старуха. Считается, что эта мифическая страна – Лапландия, … Озаренная солнцем Оленья страна Волшебное место Родина саамов
Саамы не только сохранили шаманскую традицию, но и фольклор. Он представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями. Так, из саамских сказок можно узнать о глупом людоеде Тале, о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Главный положительный герой саамских сказок? Богатырь Ляйне Чудь Мяндаш – олень-человек Нойд
Саамский стол не баловал разнообразием: мясо да рыба. Оленину употребляли в вареном, вяленом, замороженном виде. Чаще всего варили суп, добавляя в него ржаную муку, соль и тертые ягоды: воронику и морошку. На зиму вялили мясо: нарезали полосками и подвешивали над огнем. Употребляли также строганину – сырое замороженное мясо. Деликатесами считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Что ели или пили саамы для профилактики цинги? Мох Кору деревьев Оленья кровь Ягоды
Назовите самый популярный фильм о саамах – Сюжет основан на легенде о мальчике, заманившем врагов в горное ущелье, где их погребла под собой снежная лавина. Фильм снимался в Лапландии. Герои говорят на саамском языке Северная Кавалерия Кукушка Оленный народ Проводник
О каком населенном пункте идет речь – В последние десятилетия о коренном народе Севера заговорили. Проходят международные конференции, появился флаг и гимн саамов, охраняются национальные языки. Здесь проходят праздники и фестивали. Здесь можно увидеть археологические находки, предметы быта, древнее жилище и оленью упряжку саамов? Архангельск Салехард Мурманск Ловозеро
Источник
Этот кочевой народ счастливее тех кто живет под солнцем
Путешествия и активный отдых в Карелии | Стелла запись закреплена
[10 ФАКТОВ О СААМАХ, КОТОРЫЕ ВАС УДИВЯТ]
Саамы, загадочный северный народ… Скажешь Тиррв ельбэдтэ! (здравствуйте) – и перед глазами появляется образ коренастой юркой хозяйки. В ее веже горит очаг, на оленьих шкурах копошатся дети, муж вернулся с пастбища, пьет чай. Сладко сопит младенец в деревянной люльке. К ней привязаны небольшие лук и стрелы – мальчик!
Над огнем подвешена оленина, в котелке кипит мясной бульон с ягодами. Напевая песню о подвигах Мяндаша, женщина перебирает ягоды – время заготовок. Скоро семья отправится на зимовку в тундру…
Ученые разных стран стремятся узнать об этом народе больше, но до сих пор нет точной версии происхождения саамов. Самоназвание народа – са́ми, саа́ми — по некоторым версиям значит «земля». На Руси же их называли лопь, лопари. Слово пришло от финского lape, что значит «сторона». Впервые о саамах написал античный историк Тацит (I век н.э.). Он говорил, что этот кочевой народ счастливее тех, кто «вздыхает над плугом».
2. Где живут саамы
Сегодня саамы живут в нескольких странах, их общая численность – от 60 до 80 тысяч человек. Большинство обитает на севере Норвегии (от 40 тысяч человек), на Швецию и Финляндию приходится около 27-ми тысяч человек. В России по данным 2010 года насчитывался 1771 саам. Почти 90 % проживают в Мурманской области, в селе Ловозеро.
Олень для саама – это жизнь! Это транспорт, валюта, одежда, еда. Оленьим аппетитам и был подчинен уклад жизни народа: бесконечные кочевки. На зиму лопари останавливались в южных районах тундры. Там, где было достаточно ягеля для оленей. Весной перебирались к озерам и на морское побережье. Через 20-30 лет после истощения пастбищ места стоянок меняли.Олень для саама — это жизнь
4. Печок да имы от саамской зимы
Мороз за минус сорок, ветер по тундре разгулялся. Как нос из вежи высунуть и не обжечься? Традиционная одежда не уступала в практичности мембранным курткам альпинистов. Самая популярная – печок – накидка со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу. Печок не пропускал ветер и отлично сохранял тепло, его нередко надевали прямо на рубаху. Верхняя одежда, сшитая мехом внутрь, называлась торк. На ноги зимой надевали имы – кожаные сапоги на меху.
5. Оленное счастье
Замуж саамские красавицы выходили без всякой романтики – по решению родителей. В тундре нужно выжить и кормить семью, так что основное значение имел достаток родителей и число оленей у невесты. Так, при рождении младенцу дарили несколько оленей, их потомство считалось собственностью ребенка. И если на девушку свалилось «оленное счастье», к 20-ти годам она могла иметь целое стадо. Тогда и с женихами проблем не было! Кстати, при поцелуе новобрачные не только прижимали губы к губам, но еще и носы к носам. Без этого поцелуй у них считался ненастоящим.
6. Нойды и сейды
Несмотря на то, что саамов с XV века обращали в христианство, народ сохранял свои верования и обряды. Кочевники почитали разных духов, отвечавших за удачу на промысле. Боялись обидеть землю, даже просили прощения у убитых медведей. Носили обереги в виде медвежьих когтей, развешивали в жилье лосиные и щучьи зубы. Почитали священные камни, сейды, приносили им жертвоприношения. Считалось, что живущие в них духи помогут добыть пищу.
7. Равки и чакли
Саамы не только сохранили шаманскую традицию, но и фольклор. Он представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями. Так, из саамских сказок можно узнать о глупом людоеде Тале, о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Любимый герой сказок – олень-человек Мяндаш.
8. Олений язык и чай с луком
Саамский стол не баловал разнообразием: мясо да рыба. Оленину употребляли в вареном, вяленом, замороженном виде. Чаще всего варили суп, добавляя в него ржаную муку, соль и тертые ягоды: воронику и морошку. На зиму вялили мясо: нарезали полосками и подвешивали над огнем. Употребляли также строганину – сырое замороженное мясо. Деликатесами считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Для профилактики цинги пили оленью кровь.
Самые знаменитые фильмы о саамах – «Проводник» и «Кукушка». В норвежском «Проводнике», снятом в 1987 г. (номинант на «Оскар») актеры говорят на саамском. Сюжет основан на легенде о мальчике, заманившем врагов в горное ущелье, где их погребла под собой снежная лавина. Фильм снимался в Лапландии.
Главная героиня фильма «Кукушка» (2002 г.) – саамка Анни. Она приютила у себя на хуторе солдат двух враждующих армий – Финской и Советской. Действие проходит в сентябре 1944 года.
10. Ловозерье – центр Кольских саамов
В последние десятилетия о коренном народе Севера заговорили. Проходят международные конференции, появился флаг и гимн саамов, охраняются национальные языки. В России центром саамской жизни стало старинное село Ловозеро. Здесь проходят праздники и фестивали, вещает саамское радио, работает чудесный Музей истории кольских саамов. Он работает уже более 50-ти лет! Здесь можно увидеть археологические находки, предметы быта, древнее жилище и оленью упряжку саамов. И даже камень с петроглифом, которому три тысячи лет!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Без заголовка
Суббота, 17 Августа 2019 г. 18:10 + в цитатник
10 фактов о саамах, которые Вас удивят
Саамы, загадочный северный народ… Скажешь Тиррв ельбэдтэ! (здравствуйте) – и перед глазами появляется образ коренастой юркой хозяйки. В ее веже горит очаг, на оленьих шкурах копошатся дети, муж вернулся с пастбища, пьет чай. Сладко сопит младенец в деревянной люльке. К ней привязаны небольшие лук и стрелы – мальчик!
Над огнем подвешена оленина, в котелке кипит мясной бульон с ягодами. Напевая песню о подвигах Мяндаша, женщина перебирает ягоды – время заготовок. Скоро семья отправится на зимовку в тундру…
1. Происхождениефото саамской семьи у веже (ЧУМа) Ученые разных стран стремятся узнать об этом народе больше, но до сих пор нет точной версии происхождения саамов. Самоназвание народа – са́ми, саа́ми — по некоторым версиям значит «земля». На Руси же их называли лопь, лопари. Слово пришло от финского lape, что значит «сторона». Впервые о саамах написал античный историк Тацит (I век н.э.). Он говорил, что этот кочевой народ счастливее тех, кто «вздыхает над плугом».
Саамы – самый древний из коренных народов Карелии: они появились здесь почти пять тысяч лет назад. К X веку саамское население занимало территорию современных Финляндии, Карелии и части Русского Севера. Постепенно пришедшие с юга земледельцы начали осваивать саамские земли. Оленьи пастбища исчезали, и местным жителям пришлось уйти на север.
Саамы входят в финно-угорскую языковую группу, но занимают в ней особое место – третья часть лексики уникальна. В языке северян выявлено 55 диалектов.
2. Где живут саамы Сегодня саамы живут в нескольких странах, их общая численность – от 60 до 80 тысяч человек. Большинство обитает на севере Норвегии (от 40 тысяч человек), на Швецию и Финляндию приходится около 27-ми тысяч человек. В России по данным 2010 года насчитывался 1771 саам. Почти 90 % проживают в Мурманской области, в селе Ловозеро.
3. Северные кочевники Олень для саама – это жизнь! Это транспорт, валюта, одежда, еда. Оленьим аппетитам и был подчинен уклад жизни народа: бесконечные кочевки. На зиму лопари останавливались в южных районах тундры. Там, где было достаточно ягеля для оленей. Весной перебирались к озерам и на морское побережье. Через 20-30 лет после истощения пастбищ места стоянок меняли.Олень для саама — это жизнь
Большую часть года на своих промысловых участках саамы жили отдельными семьями. Жена была единственной помощницей мужа: и по дому хлопотала, и дрова колола, и детей воспитывала.
Летом саамы обитали в вежах (обыватели называют это жилище чумом). В неглубокую яму устанавливали жерди, стягивали их корнями деревьев. Сверху клали слой дерна, а изнутри бересту. Пол вежи устилали оленьими шкурами, в центре делали очаг, дым выходил через сквозное отверстие. При переездах вежу разбирали.
Для кочевок использовали переносную куваксу, сооружение в форме конуса. На каркас из березовых жердей натягивали оленьи шкуры или листы бересты, а позже – парусину. Куваксу и сегодня можно увидеть на оленьих пастбищах. Позже саамы переняли у русских технологию строения пырта, рубленого жилища из толстых жердей, напоминавшего избу.
4. Печок да имы от саамской зимы Мороз за минус сорок, ветер по тундре разгулялся. Как нос из вежи высунуть и не обжечься? Традиционная одежда не уступала в практичности мембранным курткам альпинистов. Самая популярная – печок – накидка со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу. Печок не пропускал ветер и отлично сохранял тепло, его нередко надевали прямо на рубаху. Верхняя одежда, сшитая мехом внутрь, называлась торк. На ноги зимой надевали имы – кожаные сапоги на меху.
Летом носили юпу – рубаху из сукна с прямым кроем, перевязанную поясом. А также каньги – обувь, сшитую из оленьей шкуры мехом наружу с ремешками по бокам. На голове у замужней женщины красовалась шамшура – летний головной убор, украшенный вышивкой, бисером и оловянной нитью.
5. Оленное счастье Замуж саамские красавицы выходили без всякой романтики – по решению родителей. В тундре нужно выжить и кормить семью, так что основное значение имел достаток родителей и число оленей у невесты. Так, при рождении младенцу дарили несколько оленей, их потомство считалось собственностью ребенка. И если на девушку свалилось «оленное счастье», к 20-ти годам она могла иметь целое стадо. Тогда и с женихами проблем не было! Кстати, при поцелуе новобрачные не только прижимали губы к губам, но еще и носы к носам. Без этого поцелуй у них считался ненастоящим.
Пару веков назад саамские семьи были куда больше: в них рождалось по 10-11 детей! А если в семье детей не было, это воспринималось как наказание за грехи.
С приближением родов женщине отводили особое место и отгораживали его куском парусины. В раннее время строили отдельное холодное жилище. Во время сильных схваток женщину заставляли ходить, а рожала она обычно, сидя на корточках. Новорожденного обтирали холодной водой или снегом. Затем заворачивали в заячий мех и укладывали рядом с матерью. Спустя три дня ребенка клали в деревянную люльку, обтянутую оленьей кожей. Дно колыбели устилали мхом, а сверху клали кусочек шкурки молодого оленя.
Женщины кормили детей грудью долго, иногда до 3-4 лет. Но в то же время ребенку на 4-м месяце жизни давали пососать кусочек вареной оленины, прикармливали разжеванным хлебом, салом и сахаром, добавляли в пищу ягоды.
6. Нойды и сейды Несмотря на то, что саамов с XV века обращали в христианство, народ сохранял свои верования и обряды. Кочевники почитали разных духов, отвечавших за удачу на промысле. Боялись обидеть землю, даже просили прощения у убитых медведей. Носили обереги в виде медвежьих когтей, развешивали в жилье лосиные и щучьи зубы. Почитали священные камни, сейды, приносили им жертвоприношения. Считалось, что живущие в них духи помогут добыть пищу. Кстати, на территории Карелии есть знаменитое скопление таких камней на вершине горы Воттоваара.
Были у лопарей свои шаманы, или нойды. Считалось, что они связывают мир людей и мир духов. Шаманы управляли ветром, насылали порчу, предсказывали будущее, лечили людей и оленей… К саамским нойдам соседние финны и скандинавы отправляли учиться колдовству.
В эпосе «Калевала» говорится о туманной Похьяле, где живут колдуны и ведьмы. Оттуда строила козни коварная Лоухи старуха. Считается, что эта мифическая страна – Лапландия, родина саамов.
7. Равки и чакли Саамы не только сохранили шаманскую традицию, но и фольклор. Он представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями. Так, из саамских сказок можно узнать о глупом людоеде Тале, о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Любимый герой сказок – олень-человек Мяндаш.
8. Олений язык и чай с луком Саамский стол не баловал разнообразием: мясо да рыба. Оленину употребляли в вареном, вяленом, замороженном виде. Чаще всего варили суп, добавляя в него ржаную муку, соль и тертые ягоды: воронику и морошку.
На зиму вялили мясо: нарезали полосками и подвешивали над огнем. Употребляли также строганину – сырое замороженное мясо. Деликатесами считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Для профилактики цинги пили оленью кровь.
Летом переходили на рыбную диету. Из рыбы – сига, щуки, окуня, налима – варили супы, жарили рыбу на палочках у костра. Позже стали готовить и рыбу «с душком», для чего ее предварительно зарывали рыбу в землю.
Покупали у русских ржаную муку, пекли пресные лепешки. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, высушив, толкли и добавляли в похлебку. Охотно собирали ягоды: воронику, бруснику, чернику и морошку – и ели в сушеном или моченом виде. Любимый напиток – чай, его пили с луком. А вот оленье молоко было не в почете.
9. Саамы в кино Самые знаменитые фильмы о саамах – «Проводник» и «Кукушка». В норвежском «Проводнике», снятом в 1987 г. (номинант на «Оскар») актеры говорят на саамском. Сюжет основан на легенде о мальчике, заманившем врагов в горное ущелье, где их погребла под собой снежная лавина. Фильм снимался в Лапландии.
Главная героиня фильма «Кукушка» (2002 г.) – саамка Анни. Она приютила у себя на хуторе солдат двух враждующих армий – Финской и Советской. Действие проходит в сентябре 1944 года.
10. Ловозерье – центр Кольских саамов В последние десятилетия о коренном народе Севера заговорили. Проходят международные конференции, появился флаг и гимн саамов, охраняются национальные языки. В России центром саамской жизни стало старинное село Ловозеро. Здесь проходят праздники и фестивали, вещает саамское радио, работает чудесный Музей истории кольских саамов. Он работает уже более 50-ти лет! Здесь можно увидеть археологические находки, предметы быта, древнее жилище и оленью упряжку саамов. И даже камень с петроглифом, которому три тысячи лет!