Еврейский календарь
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]
В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.
Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.
По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.
Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.
Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».
Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).
Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».
В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.
Месяц Нисан — всегда весной [↑]
Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).
Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.
Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.
Точность календаря: передача по традиции [↑]
Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.
Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.
С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:
«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.
В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».
Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.
Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).
Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).
На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.
Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.
Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).
Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.
По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].
Полные и неполные месяцы [↑]
Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.
Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.
Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».
Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.
Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.
Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.
Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.
Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.
Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.
Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]
Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.
Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.
Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?
Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.
Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.
В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.
Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?
Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.
Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.
Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.
Поразительная точность еврейской традиции [↑]
Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.
Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).
Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.
Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.
Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!
Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!
У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.
Из современных календарей более или менее точен григорианский.
Несколько мнений о еврейском календаре [↑]
А вот несколько мнений о еврейском календаре.
Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».
Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».
Еврейские месяцы [↑]
Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:
Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель
Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май
Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь
Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль
Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август
Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь
Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь
Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь
Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь
Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь
Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль
Источник
Лунный календарь для чайников
21.05.2002
Редактировать статью
|
Слово не воробей Один бедный еврей как-то просил Вс-вышнего: «Для Тебя, Господи, тысяча лет как одна минута! Ты был, есть и будешь существовать вечно! А что такое для Тебя, Господи, один миллион долларов? Так, пустяки, одна монетка! Я всего лишь маленький человек и прошу у тебя так немного. Всего лишь один жалкий грош, с которого Ты не разоришься. Пожалуйста, сделай меня богатым человеком». На что Творец ему ответил: «Нет проблем. Просто подожди минутку». | ||
Это были временные периоды, стадии развития Вселенной в процессе становления жизни как таковой. С точки зрения Вс-вышнего, первые дни были «бегущие», «скорые», но, с точки зрения людей, они действительно могли длиться биллионы и биллионы лет. Теперь понятно, отчего евреев не беспокоит столь очевидное светскому миру противоречие между еврейским календарем и археологическими исследованиями. Наш мир, как говорится, предпенсионного возраста, т.е. намного старше нас всех вместе взятых. Но, как говорит Джек Бенни, нам нравится таким образом отмечать дни рождения, чтобы и даты помнить, и оставаться с чувством, что мы все равно намного моложе.
|
Состоялся некогда нашумевший судебный процесс, в котором некий Вильям Дженнинг Брайан в роли истца требовал тюремного заключения для школьного учителя за то, что тот осмелился рассказывать в классе об эволюции. В этой истории раввины склонны принять (как ни странно) сторону ответчика. В своей речи, поддерживающей «защиту», они могли бы процитировать главного раввина Йишува (еврейское поселение в Эрец Исраель до создания госудаства Израиль) Авраама Ицхака Кука, сославшись на его слова: «Принцип эволюции соотносится с космическими тайнами Каббалы больше всех других философских доктрин развития мира». Чарльз Дарвин совершенно правильно описал последовательность этапов эволюции. Да, да, все было именно так, как он себе и представлял. Фактически порядок эволюции, ее последовательность и закономерность в точности воспроизводят процесс творения мира, описанный в Торе.
Чарльз Дарвин никак не мог постичь того, что мутации, столь необыкновенные и логичные, не могли произойти спонтанно, случайно, сами по себе. Да, обезьяны появились раньше людей, но даже в том случае, когда человек опускается до уровня животного, напоминая окружающим иллюстрации учебника дарвинизма, пролистанные в обратном порядке, то обезьяна, как бы хорошо она себя ни вела, не станет человеком до тех пор, пока Вс-вышний этого не захочет. Иудаизм не возражает против идей Дарвина. Да, эволюция произошла. Отрицается не факт развития и борьбы организмов за существование, отрицается точка зрения, в которой слепой случай заменил Б-жественного Творца и человеческую потребность в нем. Мидраш учит нас тому, что до появления человека мир населяли псевдочеловеческие существа с хвостами, похожими на хвосты обезьян. Но это было до того, как Вс-вышний вдохнул душу в живое существо и превратил так называемую «планету обезьян» в жилище и обиталище тех, кто более свят, чем безгрешные ангелы.
В еврейском календаре нет определенного числа, увековечившего появление обезьян на земле. Может быть, наши братья меньшие (по разуму) и старшие (по эволюции) и увидели этот мир раньше, чем мы, но для еврейского календаря не имеет значения первенство в этом смысле. «Обстоятельство времени» для евреев так же неважно, как и то, что слово обезьяна начинается с буквы «о», опережающей в алфавите букву «ч», с которой начинается человек (не говоря уже о начальной букве в слове Творец). Для евреев летоисчисление началось с того момента, когда был совершен первый сознательный человеческий поступок, который и явился точкой отсчета для истории; евреи считают годы с того времени, как само слово год стало осмысленным.
|
Давай лучше поговорим подробней о системе еврейского календаря, а выводы оставим на потом. Каждый из пользователей григорианского календаря знает, что год (по нему) составляют 365 дней. Это и есть то необходимое время, за которое наша планета совершает полный оборот вокруг Солнца – 365,25 дней. Разницу между циклами (четверть дня) компенсируют так называемые високосные годы, случающиеся через три годовых промежутка. Тогда к февралю (в обычный год – двадцативосьмидневному) добавляется еще один день, 29-й. Людям, родившимся в этот день, посчастливилось стареть намного медленнее окружающих, но и не повезло: они могут собирать друзей на день рождения один раз в четыре года. Кроме этого курьеза всех остальных подобные числовые расчеты устраивают, и таким образом за счет високосного февраля правильно и точно идет время. Вышеописанное и называется Солнечной календарной системой.
В иудаизме за основу временных установок принято считать не Солнце, а Луну (вдумайтесь, слово «месяц» (календарный) не то ли самое, что «месяц» (растущая луна). С рождения одной луны до появления другой проходит как раз месяц. Каждый новый месяц отмечается домашним празднеством – Рош Ходеш (дословный перевод словосочетания – «начало новизны»). Лунный год (в отличие от солнечного) состоит из 354 дней. Подобная ежегодная разница с солнечным годом создает проблемы, т.к. уменьшает каждый год на определенное количество дней, делает его короче предыдущего. Таким образом происходит смещение календарных чисел, и, представляете себе, праздник, отмечаемый в теплые весенние деньки, со временем станет собирать гостей в тусклые осенние вечера (или даже зимние). Мусульмане, которые строго придерживаются лунного календаря, так и поступают. Их длящийся месяц, праздник Рамадан (с дневным постом), может приходиться на любой отрезок года, он наступает все раньше и раньше с каждым годичным циклом, и так будет продолжаться до тех пор, пока один временной цикл не сменится другим.
Иудаизм придерживается законов и правил утвержденного им своего лунно-солнечного календаря. Луна определяет месяцы, а разница в 11 «выпавших» из года дней компенсируется наличием «високосного месяца», выпадающего 7 раз за 19-летний цикл (если быть точным, дополнительный месяц выпадает на каждый третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый и семнадцатый годы цикла). Таким образом, разница между лунными и солнечными годами сокращается до минимума, и то правило, описанное в Торе, что Песах был и остается весенним праздником, до сих пор «работает» (что и требовалось доказать). Как мы увидим, все происходящее в природе соответствует духу, смыслу и традициям еврейских праздников.
|
Первый ответ, который дает на этот вопрос религиозный еврей. будет приблизительно следующий: «Мы делаем так потому, что Б-г нам это заповедал». Лунно-солнечный календарь, которым пользуются евреи, действительно взят из Торы. Закон для нас важнее всего, именно поэтому мы тщательно исполняем первую из всех данных нам заповедей (которая была получена, как только мы стали единой нацией) и касается она календаря. Раз Вс-вышний был так настойчив, начиная именно с нее, значит для Него это очень важно. Он настаивал, чтобы время сравнивалось для евреев с «медовым месяцем». Знатоки и гении Мидраша интерпретируют смысл отсчета времени по Луне следующим образом:
- Луна постоянно меняет форму. Она то маленькая и незначительная на темном фоне, то яркая и крупная среди звезд. Как известно, Луна – это символ еврейского народа. Евреи, подобно Луне, то кажутся окружающим малым и незначительным народом, то достигают мощи и силы господствующих в это время наций. Графически все странствия и злоключения еврейского народа можно изобразить с помощью спирали. Еврейская история – это вечно повторяющийся цикл от процветания, могущества, власти и богатства к рассеиванию, ассимиляции и бедности. Именно поэтому в начале каждого месяца евреи освящают Луну специальным благословением. Героиня их молитвы – не далекая планета, а собственное символическое представление на небесах. Освятить Луну — для евреев то же самое, что освятить себя. Этот способ завершения цикла приближает приход Мошиаха, после появления которого все мы, как и Луна, обретем «статичную форму»: будем пребывать в постоянном, негаснущем сиянии.
- Я надеюсь, никто не собирается оспаривать тот факт, что Солнце светит днем, а Луна ночью. Миссия еврейского народа быть подобным Луне и, повторяя слова пророка Ишаи (Исайи), быть ор л’Гоим, т.е. «свет для других народов». Мир не вчера погрузился во тьму, погряз в насилии, жестокости и невежестве, и теперь нуждается в народе, который будет вдохновлять и освящать его так же как, свет «серебряной Луны».
- Когда в делах все благополучно, а жизнь солнечна, то сама по себе вера в Б-га дается легко. А настоящий тест на твердую веру – это моменты далеко не лучезарные или, как их образно описал Генри Лонгфелло, «когда тьма, сгущаясь, спускается с крыльев ночи». Ежемесячный ритуал освящения новой Луны заключается в том, что евреи произносят благословения, провозглашая тем самым Вс-вышнего хозяином Вселенной даже в тяжелые для человека времена, когда земной жизнью управляют силы тьмы.
- Как известно, от Луны исходит свет, отраженный от Солнца. И мы тоже должны признать свою роль как нации в том, чтобы получать благословения от Всесильного, «отражая» (передавая) их окружающему миру.
Еврейские мистики утверждают, что когда-нибудь Луна перестанет быть столь многоликой, выбрав, наконец, стабильную для себя форму. Под этой фразой подразумевается и то, что во времена Мошиаха еврейский народ, как и его служение Вс-вышнему, будет признан, отмечен всеобщей любовью.
Источник