СОВРЕМЕННЫЕ И СТАРИННЫЕ СОЗВЕЗДИЯ
Доктор педагогических наук Е. ЛЕВИТАН.
На первом конгрессе Международного астрономического союза (МАС), это было в 1922 году, астрономы «навели порядок» на небе. Весь небосвод Северного и Южного полушарий Земли был разделен на 88 участков (созвездий) с точно указанными границами. С тех пор повсюду в мире в любом учебнике по астрономии или справочнике сообщается, что число созвездий на земном небе — 88. В астрономических энциклопедиях и календарях приводится полный список созвездий, где указаны русское и латинское название созвездия (латинские названия созвездий сейчас общеприняты в астрономической литературе) и его символическое обозначение (с ними любители астрономии постоянно встречаются при чтении книг и статей, при работе со звездными картами, с атласами и компьютерными программами). Указаны также площадь, занимаемая каждым созвездием на небе (в квадратных градусах), и число звезд (ярче 6-й звездной величины, то есть видимых невооруженным глазом при отличном зрении и отличных условиях наблюдения).
Древние римляне знали лишь 48 созвездий, столько, сколько их описал в 150 году великий древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Названия созвездий, переведя их на латинский язык, римляне тоже позаимствовали у греков, но и греки, в свою очередь, получили большинство названий созвездий в наследство от еще более древних цивилизаций (от египтян, финикийцев, китайцев, жителей Ассиро-Вавилонии. ). При этом если предположить, что созвездия пришли к грекам, например, из Вавилона, то и это еще нельзя считать отправной точкой, потому что и вавилонская традиция выделения созвездий и их наименований — не самая древняя. По мнению историков науки, первыми здесь, скорее всего, были шумеры или аккады, а быть может, «доисторические» жители
Месопотамии, у которых еще не было письменности. А она, вероятно, появилась (в Шумере) в середине третьего тысячелетия до нашей эры.
Астрономия — древнейшая из наук. Время ее зарождения теряется во мгле давно минувших тысячелетий. И, вероятно, невозможно определить то время, когда у людей появилась необходимость мысленно выделять из кажущегося звездного хаоса те или иные звездные фигуры-созвездия, которые потом еще очень долго ошибочно воспринимались даже не просто как группа близких друг к другу звезд, но и как нечто единое.
Наверняка к числу древнейших относятся самые заметные созвездия, например Большая Медведица. Но вот что непонятно: почему в нынешнем «звездном ковше» наши далекие предки (жившие в самых разных краях Земли) почти все находили сходство с таким культовым животным, как медведь? Ученые пытаются объяснить это, исходя из чисто астрономических фактов. Известно, что «неподвижных звезд» не существует. Мы не замечаем их перемещений из-за колоссальных расстояний, на которых находятся от нас звезды. Однако астрономы умеют определять «собственные движения звезд» (их перемещение на небесной сфере), умеют фиксировать движение по лучу зрения (удаление или приближение). Оказывается — десятки километров в секунду. По прошествии большого времени конфигурация звезд, видимая с Земли, может очень заметно изменяться.
Древние греки любовались созвездиями, имеющими практически такой же вид, как и в наше время. Но десятки тысяч лет назад звездное небо выглядело иначе. Наиболее яркие звезды нынешней Большой Медведицы 50-100 тысяч лет назад и впрямь могли вырисовать в небе нечто похожее на огромного зверя, что и отразилось в названии созвездия. Это одна из известных гипотез, пытающаяся объяснить происхождение названия данного созвездия. Если она верна, то история наименования созвездий началась десятки тысяч лет назад.
Со столь древним происхождением названий созвездий согласуется новая гипотеза российского астронома А. А. Гурштейна о том, как и когда были выделены зодиакальные созвездия.
Пояс зодиака должен был привлечь внимание наших далеких предков не красотой, не яркостью входящих в него созвездий, ибо большинство из них на вид довольно невзрачны. Дело, по-видимому, в другом: в пределах пояса зодиака люди издавна наблюдали странное перемещение некоторых светил — пяти видимых невооруженным глазом планет, Луны и самого Солнца. Анализируя дошедшие до нас вавилонские клинописные тексты (их относят к 500-700 годам до н. э.), исследователи пришли к выводу, что уже тогда вавилоняне выделяли в поясе зодиака 12 созвездий, а затем и 12 знаков зодиака — одинаковых по протяженности (каждый 30 о по долготе) участков пояса зодиака (см. «Наука и жизнь» № 12, 1974 г. и № 2, 1983 г.).
Почему их заинтересовали эти созвездия? На фоне «неподвижных звезд» зодиакальных созвездий древние наблюдатели могли фиксировать перемещение Луны и «блуждающих светил» — планет. А Солнца? Днем звезды не видны, поэтому обнаружить, что Солнце тоже перемещается на фоне звезд, было непросто. Сегодня мы знаем, что о движении Солнца на фоне звезд можно судить по тому, что вид звездного неба в течение года изменяется. И если в полночь в точке неба, противоположной той, где в полдень стояло Солнце, кульминируют в разные месяцы разные созвездия, значит, Солнце в течение года движется на фоне звезд — переходит из одного зодиакального созвездия в другое.
К такому же выводу древние астрономы могли прийти, если отмечали появление звезд, которые поднимаются на востоке перед самым восходом Солнца. Это самые яркие звезды того зодиакального созвездия, в котором Солнце находилось в предшествующем месяце. А древние египтяне следили и за первым появлением Сириуса.
По мнению А. А. Гурштейна, такие наблюдения за перемещением Солнца на фоне звезд зодиакальных созвездий уже тысячи лет назад дали людям представление об эклиптике и о ее четырех главных точках: точка весеннего равноденствия, точка летнего солнцестояния, точка осеннего равноденствия и точка зимнего солнцестояния. Соответствующие зодиакальные созвездия были при этом чем-то вроде реперных точек на небе. Итак, скорее всего, несколько тысяч лет назад (а возможно, и десятки тысяч лет назад) наиболее любознательные из наших далеких предков выделили в небе зодиакальные созвездия.
Разумеется, к астрономическим наблюдениям людей подталкивала не только красота звездного неба. Эти наблюдения помогали им решать свои насущные проблемы. Они учились ориентироваться во времени и в пространстве. Получили представление о продолжительности различных периодических перемен в природе. Строго повторяющаяся смена лунных фаз и других явлений на небе помогла создать первые календарные системы.
И, конечно, по небесным светилам люди издавна ориентировались на суше и на море.
К середине первого тысячелетия до н. э. процесс конструирования созвездий и присвоения им названий стал уже весьма актуальным. Это было нужно для составления звездных карт и каталогов. Древнегреческий астроном Евдокс (IV век до н. э.) называл 45 созвездий, а Птолемей (II век), как уже упоминалось, — 48. Перечислим их: Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Цефей, Боотес (Волопас), Северный Венец, Человек на коленях (Геркулес), Лира (или Падающий Ястреб), Птицы (или Лебедь), Кассиопея, Персей, Возничий, Офиух (Змееносец), Змея, Стрела, Орел, Дельфин, Малый Конь (Пегас), Андромеда, Голова Коня, Северный Треугольник; зодиакальные созвездия (Телец, Овен, Рыбы, Водолей, Козерог, Стрелец, Скорпион, Весы, Дева, Лев, Рак, Близнецы); Кит, Орион, Река Эридан, Заяц, Большой Пес, Малый Пес, Корабль Арго, Гидра, Чаша, Ворон, Алтарь, Кентавр (Центавр), Зверь (Волк), Южный Венец и Южная Рыба.
Все это преимущественно созвездия северного неба. Южное небо стали «осваивать» лишь в XVI веке, после кругосветных путешествий Магеллана и других мореплавателей. Это уже был век бурного развития техники, и потому многие созвездия южного неба получили такие названия, как Воздушный насос, Микроскоп, Телескоп, Циркуль, Компас. И тут не надо искать никакого сходства в расположении ярких звезд этих созвездий с внешним видом тех или иных приборов и инструментов.
Сорок восемь Птолемеевых созвездий вошли буквально во все звездные атласы, появившиеся в XVI-XVII веках. Упомянем из них лишь два.
Атлас Иоганна Байера «Уранометрия» (1603 год) — поистине научно-художественное произведение. Прекрасно изображенные созвездия даны с точной привязкой к небесным координатам, с описанием созвездий и упоминанием о соответствующих мифах и легендах. Звезды здесь впервые обозначены буквами греческого алфавита. В атлас был введен ряд новых созвездий, сформированных Байером. Это Павлин, Тукан, Журавль, Феникс, Летучая Рыба, Хамелеон, Пчела, Золотая Рыба, Райская Птица, Южный Треугольник, Южная Гидра, Индеец.
Не менее прекрасен и хорошо известный нашим любителям астрономии «Атлас звездного неба» Яна Гевелия (1611-1687 годы). Строго говоря, Гевелий не был профессиональным астрономом. По основному образованию он юрист. Был городским советником в Гданьске (Польша). Но астрономией Ян увлекся еще с гимназических лет. В 1641 году соорудил обсерваторию с «воздушной трубой» длиной в 45 метров. Он много занимался исследованиями Луны. Существенно дополнил список созвездий: Гончие Псы, Ящерица, Малый Лев, Секстант, Лисичка, Рысь, Щит.
О художественных достоинствах «Атласа звездного неба» Яна Гевелия наши астрономы и любители астрономии имеют достаточно полное представление благодаря тому, что известный советский астроном Владимир Петрович Щеглов издал в Ташкенте атлас Гевелия (первое издание появилось в 1968 году, а четвертое — в 1981). Третье издание уже было снабжено объяснениями к созвездиям (древнегреческие мифы и легенды), подготовленными сыном
В. П. Щеглова, московским астрономом, профессором МГУ Петром Владимировичем Щегловым).
Первый большой каталог южных звезд — «Южное звездное небо» (1763 год) составил французский астроном Николя Луи де Лакайль. До настоящего времени сохранился ряд сформированных и названных им созвездий: Телескоп, Октант, Циркуль, Наугольник, Часы, Микроскоп, Насос, Печь, Сеть, Резец, Столовая Гора, Живописец, Скульптор, Киль, Корма, Паруса, Компас.
К началу ХХ века насчитывалось уже 108 созвездий. В некоторых странах — даже больше (например, в Монголии к XVIII веку звездное небо делили на 240 созвездий).
Наконец в 1922 году на конгрессе МАС было решено утвердить лишь 88 созвездий, а остальные — упразднили. В их число попали те, которые астрономы посвящали некоторым августейшим лицам: Дуб Карла, Арфа Георга, Вол Понятовского (польского короля Станислава Понятовского), Регалии Фридриха. Не сохранились и созвездия, названные в честь некоторых персонажей Библии.
Так пока закончилась совсем не простая и очень длинная, растянувшаяся на несколько тысячелетий история выделения на небе созвездий и присвоения им названий.
О многих деталях этой удивительной истории мы, к сожалению, не успели даже упомянуть, хотя среди них много познавательных и интересных. Например, поэтические творения Гомера (VIII век до н. э.), Геосида (VII век до н. э.), Арата из Солоя (310-245 годы до н. э.). Они оставили нам не просто художественно-исторические памятники своей эпохи. В их произведениях отражен определенный уровень астрономических знаний и показана роль этих знаний в повседневной жизни земледельцев и мореплавателей. Вчитайтесь еще раз в гомеровские строки, где поэт повествует о путешествии Одиссея:
Радостно парус напряг
Одиссей и, попутному
ветру
Вверившись, поплыл.
Сидя на корме
и могучей рукою
Руль обращая,
он бодрствовал:
сон на него не спускался.
Очи, и их не сводил он
с Плеяд, с нисходящего
поздно
В море Воота, с Медведицы,
в людях еще Колесницы
Имя носящей
и близ Ориона
совершающей вечно
Круг свой,
себя никогда не купая
в водах океана.
С нею богиня богинь
повелела ему неусыпно
Путь соглашать свой,
ее оставляя по
левую руку.
Международный астрономический союз (МАС) — первый из научных международных союзов — был основан в 1919 году. Впоследствии МАС вошел в Международный совет научных союзов (МСНС). Наша страна состоит в МАС с 1935 года и играет в нем достойную роль. Российских астрономов постоянно избирают руководителями различных комиссий МАС, вице-президентами, президентами МАС и МСНС. В 1999 году одним из вице-президентов МАС избран академик РАН Н. С. Кардашев.
Карпенко Ю. А.Названия звездного неба. — М.: Наука, 1981.
Щеглов П. В. Отраженные в небе мифы Земли. — М.: Наука, 1986.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Анатолий Павлович Кондрашов
Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах
Все мы невежды, только в разных областях.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать за вздор все то, чего не знаешь.
В сказке «Алиса в Зазеркалье» – второй части знаменитой детской дилогии Льюиса Кэрролла, ныне вошедшей в классику литературы для взрослых, – есть забавное стихотворение (исполняемое Траляля, братом Труляля) о том, как Морж и Плотник, заманив доверчивых устриц на прогулку, полакомились ими. Перед тем как приступить к пиршеству, Морж пообещал устрицам потолковать с ними о множестве вещей: о башмаках, кораблях, сургуче, капусте и королях, а также о том, почему в море кипит вода и бывают ли крылья у свиней. Однако своего обещания он так и не исполнил. Обсуждению некоторых из этих тем, а также двух с половиной тысяч других посвящена книга, которую вы сейчас держите в руках.
Эта книга – не справочник и тем более не учебник, хотя и может быть полезна в качестве неформального учебного пособия старшекласснику. Главная ее задача – не столько проинформировать читателя о различных фактах, сколько вызвать интерес к той или иной области знания или сфере человеческой деятельности. Давно уже установлено, что изначально бездарных людей нет, что каждый рождается с каким-то талантом, однако слишком часто даже не подозревает о нем. И если упустить время, то, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, «глина, из которой ты слеплен, высохнет и отвердеет, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Автор будет очень рад, если кто-либо из читателей данной книги внезапно поймет, что на свете нет ничего интереснее, например, биологии – или географии – или рекламного бизнеса – или политики – или астрофизики – или…
Книга эта предназначена не только школьнику, но и человеку, давно вышедшему из школьного возраста. Для последнего она – надежное средство отрешиться от повседневных забот. Вопросы и ответы дадут ему возможность задуматься о поразительном многообразии окружающего мира и об удивительной способности человека познавать его, о безграничном могуществе разума и унизительной его зависимости от нелепых предрассудков, о благородстве и низости человеческой души и о многом-многом другом.
Единственное требование к читателю этой книги – любознательность. А поскольку указанное качество присуще подавляющему большинству потомков Адама и Евы, то можно смело утверждать, что книга предназначена для очень широкого круга читателей.
А. Кондратов
1. Астрономия и астрофизика
1.1. В чем Иоганн Кеплер видел назначение астрологии?
Великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший законы движения планет, действительно составлял гороскопы для влиятельных лиц. Однако нужно учесть обстоятельства его жизни, значительная часть которой была омрачена скитаниями и бедностью. Вот как он сам оценивал эту сторону своей деятельности: «Конечно, эта астрология – глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки. Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать, несомненно, голодала бы, если бы дочь ничего не зарабатывала». О значимости астрологии как науки Кеплер отзывался довольно презрительно: «Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик». Главное назначение астрологии Кеплер определял так: «Для каждой твари Бог предусмотрел средства к пропитанию. Для астронома он приготовил астрологию».
1.2. Как древнегреческий философ Фалес продемонстрировал, что занятия астрономией могут приносить деньги?
В своем историческом сочинении «Политика» Аристотель поведал потомкам следующую историю. Фалеса (около 625–547 до нашей эры) попрекали бедностью, утверждая, будто занятия философией никакой выгоды не приносят. Фалес решил опровергнуть это утверждение. Предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, он еще зимой раздал в задаток имевшуюся у него небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен в Милете и на Хиосе и дешево законтрактовал их, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок и спрос на маслобойни резко возрос, он собрал много денег, отдавая маслобойни на откуп на выгодных для себя условиях. Так Фалес доказал, что философы могут при желании легко разбогатеть, но не это является предметом их стремлений.
1.3. В чем Платон усматривал причину кругового движения небесных тел?
В своих «Законах» Платон утверждал, что все небесные тела – звезды и планеты, в том числе Земля, – живые существа, огромные шароподобные животные. А круговое движение небесных тел совершается по их же (небесных тел) воле, чего не способны понять тупоумные астрономы, тщетно пытающиеся открыть причину и законы этого движения.
1.4. Что философ Огюст Конт считал наиболее ярким примером такого знания, которое навсегда останется скрытым от человека, и почему он ошибался?
В 1844 году философ Огюст Конт (1798–1857) подыскивал пример такого знания, которое навсегда останется скрытым от человечества. Он остановился на химическом составе далеких звезд и планет. Конт полагал, что человек никогда не посетит их и, не имея на руках образцов вещества, навсегда лишен возможности узнать его состав. Огюст Конт выбрал на редкость неудачный пример. Всего через три года после его смерти выяснилось, что для определения химического состава удаленных объектов можно использовать спектр их излучения. Астрономическая спектроскопия позволила определить состав газовых оболочек планет Солнечной системы, химический состав Солнца, далеких звезд и галактик.
1.5. Какие современные представления о Вселенной предвосхитил греческий философ Демокрит еще в V веке до нашей эры?
Древнегреческий философ-материалист Демокрит (около 460 – около 370 до нашей эры) вошел в историю как один из первых представителей атомизма, однако занимался он всеми существовавшими тогда науками – этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Астрономические познания Демокрита просто поразительны. Он верил, что из диффузной материи в пространстве спонтанно формируется множество миров, которые эволюционируют, а потом распадаются. Когда никто еще не знал о существовании ударных кратеров, Демокрит размышлял о том, что миры могут случайно столкнуться. Он полагал, что некоторые миры в одиночестве блуждают во мраке космоса, тогда как другие сопровождаются несколькими солнцами и лунами; что некоторые миры обитаемы, а другие лишены растений, животных и даже воды. Задолго до появления простейших оптических средств астрономии Демокрит считал Млечный Путь состоящим в основном из неразличимых звезд.
1.6. Какое учение древнегреческого философа Анаксагора его современники считали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно?
Анаксагор (около 500–428 до нашей эры) был богатым человеком, но равнодушно относился к своему достатку, ибо был страстно влюблен в науку. Когда его спрашивали, в чем смысл жизни, он отвечал: «В том, чтобы исследовать Солнце, Луну и небо».
Анаксагор был первым, кто со всей определенностью заявил, что Луна светит отраженным светом, и разработал теорию смены лунных фаз. Истолкование лунных фаз и затмений через изменение геометрического взаиморасположения Земли, Луны и самосветящегося Солнца шло вразрез с тщательно оберегавшимися предрассудками того времени. Поэтому учение Анаксагора посчитали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно. Два поколения спустя Аристотель ограничился таким объяснением: смена фаз и затмения происходят потому, что они присущи природе Луны (объяснение, которое ничего не объясняет).
1.7. Какими считал Анаксагор звезды, Солнце и Луну?
Источник