Меню

Эй вставайте сони солнце над опушкой

Погоня

Стучат. Стучат. Чей стук? Чей стук?
Удар повторный старых рук.
«Сыны вставайте!
Коней седлайте!»
Стучит, кричит старик седой.
«Идем, но что, отец, с тобой?»
«Сын старший, средний, помоги,
Сын младший, милый, помоги,
Угнали дочерей враги».
«Враги похитили сестер?
Скорей за ними. О, позор!
Наш зорок взор! Наш меч остер!»
«Сыны, летим! Врагов догоним!
В крови врагов позор схороним!»
«Узнаем милых средь врагов,
На них сияющий покров!»
«Свежа их юная краса,
Златые пышны волоса!»
«На волосах златых венки,
Румяность роз и васильки».
«Мы у врагов их отобьем!»
И пыль вскружилась над путем.
Сияют мстительные очи.
Четыре быстрые коня.
Четыре сердца. Путь короче.
Сейчас догонят. Тени ночи
Плывут навстречу краскам дня.
«Сын старший, слышишь ли меня?
Сейчас мы милых отобьем!
Сын средний, слышишь ли меня?
Врагов нещадно мы убьем!
Сын младший, слышишь ли меня?
Как кровь поет в уме моем!»
Четыре сердца ищут милых.
Нагнали воинство. Не счесть.
Но много силы в легкокрылых.
Глядят. Есть тени женщин? Есть.
Но не лучисты их одежды
Средь убегающих врагов,
А дымно-сумрачный покров,
Как тень от сказочных дубов,
Закрыты дремлющие вежды,
Бледна их лунная краса,
Сребристо-снежны волоса,
И чащи лилий, лунных лилий,
Снегами головы покрыли.
Четыре сердца бьют набат.
«Чужие», — тайно говорят.
От брата к брату горький взгляд.
И все ж — вперед! Нельзя — назад!
Искать, искать. Другим путем,
Искать, пока мы не найдем,
Через века лететь, скакать,
Хоть в вечность, но искать, искать!

ЦАРИЦА БАЛТИЙСКИХ ВОД

В глубине бледноводной Балтийского моря
Возносился когда-то янтарный дворец
Синеокой царицы Юраты.
Стены были в чертогах — чистейший янтарь,
Золотые пороги, алмазные окна,
Потолки же из рыбьих чешуи.
И звучали в чертогах глубинных напевы,
И в русалочьих плясках мерцали там девы,
Взгляд у каждой — один поцелуй.
В глубине бледноводной Балтийского моря
Разослала однажды Юрата всех щук,
Известить всех богинь знаменитых,
Что пожаловать к пиру их просит она
И совет учинить о значительном деле,
О великой неправде одной.
И богини в чертогах; царицы Юраты
Пировали, наряды их были богаты,
И держали совет под луной.
«Вам известно, подруги, — сказала Юрата, —
Что властитель земли и небес и морей,
Мой всесильный отец Праамжимас
Поручил мне все воды и жителей их;
Всем вам знать, учинила ль кому я обиду,
Было счастие в кротости вод.
Но явился Цаститись, рыбак вероломный,
Над рекою он Свентой сидит, и, нескромный,
Он для рыб моих сети плетет.
Вам известно, что даже и я не ловлю их,
Самой маленькой рыбки невинной не съем,
Ко столу подавать их не смею,
И уж как я люблю камбалу, а и то
С одного только бока ее объедаю,
И гуляет она на другом.
Покараем его, поплывем, и заманим,
И в объятьях стесним, и задушим, обманем,
Ему очи засыплем песком».
Так рекла, и поплыло сто лодок янтарных,
Чтоб свершить беспощадную, грозную месть.
И плывут, и сияет им солнце.
Тишина — в неоглядности призрачных вод,
И уж эхо разносит слова их напева:
«Эй, рыбак! Эй, рыбак! Берегись!»
Вот уж устье реки, полноводной и в лете,
На прибрежье рыбак развивал свои сети,
Вдруг пред ним изумруды зажглись.
Изумленный, глядит он: сто лодок янтарных,
Сто девиц в них пречудных, и свет ото всех,
Изумрудные очи у каждой.
А у главной царицы глаза как сафир,
Как лазурь высоты и как синее море,
Жезл янтарный в подъятой руке.
И поют, и поют, их напевы желанны,
И морские к нему приближаются панны
На янтарном, смеясь, челноке.

Читайте также:  Тест солнце ответы что такое солнце

Глянь, рыбак, красивый, юный,
Сети брось, иди в ладью,
С нами вечно пляски, струны,
Сделай счастьем жизнь свою.
К нам иди, душой не споря,
Слышишь, нежен тихий смех?
Будешь ты владыкой моря
И возлюбленным нас всех!

Опьянился рыбак чарованьем обманным,
И уж хочет он броситься в синюю глубь,
Вдруг свой жезл опустила Юрата:
«Стой, безумный. Хоть ты и виновен весьма,
Но тебя я прощу, ибо мне ты желанен,
Поклянись только в вечной любви».
«Я клянусь». — «Так. Ты — мой. Каждый вечер я буду
Приплывать на заре». — «Не забудь». — «Не забуду.
Завтра — здесь». — «Поскорей приплыви!»
Минул год. Каждый вечер царица Юрата
Приплывала на берег любить рыбака,
И любили они и любились.
Но проведал об этих свиданьях Перкун,
И разгневался он, что богиня посмела
Полюбить одного из земных.
И однажды метнул молнеглазые громы,
И янтарные он опрокинул хоромы,
Разметал он обломками их.
Рыбака же, который был громом повергнут,
Приковал Праамжимас там, в море, к скале,
Приковал перед ним и Юрату.
И на милого мертвого вечно она
В глубине бледноводной Балтийского моря
Смотрит, смотрит, любовью горя.
Оттого-то в час бури нам слышатся крики,
И по взморью, за бурей, какие-то лики
Нам бросают куски янтаря.

«Ади-Санат», переведенное буквально, означает «Первый» или «Предвечный Древний», наименование, которое отождествляет с Брамой-Творцом, также называемым «Санат», среди его других имен и титулов.

АДИ-САНАТ (Санскр.) Букв., «Первый Старец». Этот термин соответствует каббалистическому «Ветхому Деньми», так как это титул Брамы — названного в «Зохаре» Аттика д’Аттикин, или «Старцем Старцев».

(Санат Кумара) Кумары — четверо мудрецов-младенцев в индуизме: Санака, Санатана, Санандана и Санат-кумара.(Юныши) В Пуранах они описываются как великие, мудрые и могущественные риши, сыновья Брахмы, мистическим образом родившиеся из его ума. .

Е.И.Рерих: «Майтрейя – Старший, Первый и Последний, Царь Царей, Учитель Учителей. В “Тайной Доктрине” Он – Санат Кумар»

Источник

Междометия и звукоподражательные слова — Междометия — СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Объяснительные диктанты

1) О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей! (Ф. Тютчев)

2) Эй, вставайте, сони!

Солнце над опушкой! (Из песни)

3) Всё бело, ой, всё бело,

Белым снегом расцвело. (А. Прокофьев)

4) Увы, наш круг час от часу редеет. (А. Пушкин)

5) Ах, кто не любит первый снег. (Н. Рубцов)

6) Чу, гончие бегут лесистым склоном. (К. Бальмонт)

7) Ах ты, степь моя, степь привольная,

Широко ты, степь, пораскинулась. (А. Кольцов)

8) Царь завыл: “Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!” (А. Пушкин)

• Укажите междометия. Что выражают междометия в данных предложениях?

• В каком предложении вы не выделили знаками препинания междометие? Почему?

Ах, что может быть лучше, чем ходить босиком! В комнатах толстые шершавые доски холодят ступни. Но на террасе, которая залита солнцем, пол уже тёплый. А выйдешь на крыльцо, сразу обдаст свежим жаром раннего августовского утра, запахами сада, сосны, земли.

• Найдите междометие. Что выражает междометие? Какова его роль в тексте?

• Найдите в тексте слово, которое иллюстрирует орфограмму “Соединительные о, ев сложных словах”. Разберите слово по составу.

• Проведите синтаксический разбор третьего предложения. Начертите его схему. Где находится придаточная часть по отношению к главному предложению? Какой частью речи выражено подлежащее в придаточной части этого сложноподчинённого предложения? Какие ещё местоимения данного разряда вы знаете?

Читайте также:  Сима ленд зонт от солнца

Распределительные диктанты

• Выпишите из предложений междометия, которые используются для выражения: 1) эмоций (в 1-й столбик), 2) команды, приказа (во 2-й столбик), 3) речевого этикета (в 3-й столбик).

1) Эй, пожарные, бегите! (К. Чуковский) 2) О, как душа стихает вся до дна! (А. Фет) 3) Чу! Шорох шагов и шумящего платья. (С. Надсон) 4) До свидания, мальчики! (Б. Окуджава) 5) Марш! Марш работать! 6) Ах, сколько руки эти чудесного творят! (Л. Квитко) 7) Простите, надобно идти мне поскорей (А. Грибоедов)

• Выпишите из предложений: 1) междометия (в 1-й столбик), 2) звукоподражательные слова (во 2-й столбик).

1) О, как этот воздух странно нов. (И. Анненский) 2) Ага, плутовка-мышь, попалась. (П. Вяземский) 3) С каждым днём теперь всё реже и реже слышится в лесу “ку-ку”. (М. Пришвин) 4) У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. (Н. Гоголь) 5) Алло! Кто говорит? (К. Чуковский) 6) Петушок пропел: “Ку-ка-ре-ку!” 7) Ух, жарко. (Н. Некрасов)

• Дополните записи своими примерами (по три-четыре примера).

Предупредительный диктант

• Послушайте текст литературного критика В. Оботурова. Какие особенности поэтического мира Николая Рубцова отмечает Оботуров?

• Запишите под диктовку.

У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку — увы! — часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Н. Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира.

• Найдите предложение, в котором есть междометие. Укажите в этом предложении все части речи.

• Выпишите две разные по значению частицы, проведите их морфологический разбор.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

МЕЖДОМЕТИЕ

Фамилия, имя ________________­__________________________

1. Подчеркните производные междометия.

Ну, эх, батюшки, ого-го, ура, ай, ох, и, караул, ау, увы, спасибо, эге-ге, тпру, ой.

2. Расставьте, недостающие знаки препинания. Подчеркните междометия.

1) Ай Моська Знать, она сильна, коль лает на Слона! (И. Крылов) 2) Эй вставайте сони! Солнце над опушкой! (Из песни) 3) Увы наш круг час от часу редеет! (А. Пушкин) 4) О в этом радужном виденье какая нега для очей! (Ф. Тютчев) 5) Ах ты степь моя степь привольная широко ты степь пораскинулась. (А. Кольцов) 6) Боже как ты хороша подчас далёкая далёкая дорога! (Н. Гоголь)

Читайте также:  Чем важно солнце для земли

3. Составьте и запишите по два предложения со словами а, прочь, батюшки, в которых они будут являться: 1) междометием; 2) другими частями речи (укажите какими).

4. Работа с текстом.

(1)В древн..сти за с..лидность (не)торопливость и б..льшое д..стоинство его в..личали “земля(н,нн)ой лев”, а вообще(то) его называют хамелеоном. (2)Степе(н,нн)о, (не)торопливо он обдум..вал каждый свой шаг. (3)При этом один глаз смотрел (в)лево а второй — (в)право, потому что так были устрое(н,нн)ы его глаза.

(4)— Эх, была (не) была! — гов..рила левая стор..на. — Если уж погибать, так с музыкой!

(5)— Увы, музыка будет п..чальная, — говорила правая стор..на. — Потому что когда погибать — какое уж тут в..селье!

(6)Пока его стор..ны спор..ли между собой, он с..дел (не)подвижно, и это произв..дило весьма с..лидное впеч..тление.

(7)— Как нам быть с удавом? — спраш..вали кролики подойдя (к)нему (с)левой стор..ны.

(8)— О, извес(?)ное дело — действ..вать! — отв..чал он.

(9)— Как быть с кроликами? — с..ветовался удав подойдя к нему (с)правой стор..ны.

(10)— О, извес(?)ное дело — действ..вать! — отв..чал он.

(11)И кролики действ..вали, и удав действ..вал, а он см..трел на это и всё (не)мог сообр..зить, какой(же) тут ..делать шаг: (в)лево или (в)право?

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Запишите номера предложений, в которых есть междометия. Напишите, какова роль междометий в предложениях данного текста.

Работа над ошибками

Фамилия, имя ________________­__________________________

1. Подчеркните производные междометия.

Ай, ужас, ах, эй, тьфу, прочь, шабаш, ай-ай, брось, а, мамушки, эге, ух, фу, ну.

2. Расставьте, где это необходимо, пропущенные знаки препинания. Выделите междометия.

1) О молчаливый матери укор! (С. Викулов) 2) Батюшки Как же ты добрался в такую метель? 3) Гой ты родина моя! Гой ты бор дремучий! (С. Есенин) 4) Ура Наш отряд победил в конкурсе! 5) Ох как бы нам выбраться из этой трудной запутанной ситуации? 6) Как я люблю море ах как я люблю море! (А. Чехов)

3. Составьте и запишите по два предложения со словами и, караул, брось, в которых они будут являться: 1) междометием; 2) другими частями речи (укажите какими).

4. Работа с текстом.

(1)Однажды, уже живя в Петербурге, на зимн..м рассвет.. Кипренский возвр..щался из г..стей. (2)Он ш..л по м..сту через Неву, опустив гол..ву и н.. о чём (н..)думал, — ему х..телось спать. (3)Колкая м..розная пыль посып..лась в лицо. (4)Кипренский очнулся, подн..л гол..ву и ост..новился.

(5)— Боже! Какая красота! — (не)вольно вырвалось у него. (6)То что он увидел вокруг было больше п..хоже на торжестве(н,нн)ый сон, чем на петербургское утро. (7)Ноч(?) (не)х..тела ух..дить из ст..лицы. (8)Она л..жала пл..стами тяж..лого сизого воздуха у поднож..я здания и в глубине с..дов.

(9)Вз..шло солнце. (10)Б..гровый свет уже заг..рался в окнах дв..рцов и пад..л (в)низ, в темн..ту, вырывая из неё то пол..сатую будку ч..сового, то бронз..вый пам..тник полк..водцу.

(11)Небо России прост..ралось в з..ните, чистое и пр..красное, с гр..дой ре..ких р..зовеющих обл..ков.

(12)“Ах как я счас(?)лив, что р..дился в России, — подумал Кипренский. — (13)Где я в..зьму красок что(бы) изобр..зить это зимн..е безмолвие, и этот блеск, и дв..рцы, утрат..вшие об..ём и тяж..сть, и, наконец, в..лнение своего сер(?)ца? (14)Какой божестве(н,нн)ой кистью я см..гу передать немой в..сторг этого утра?”

(По К. Паустовскому)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Запишите номера предложений, в которых есть междометия. Напишите, какова роль междометий в предложениях данного текста.

Источник

Adblock
detector