Факторы социализации космос мудрик
Рассмотрим общую характеристику факторов социализации в трактовке А. В. Мудрика (1991):
Факторы социализации — это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию | |||||||||||||||
Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) | Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями). Современный мир изобилует глобальными проблемами , которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений. На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер , прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде . На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества , которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни ( верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно ). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья. Государство можно рассматривать: как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан); как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.) как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.). | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) | Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.). Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные , то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные , то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия). В условиях влияния нескольких этносов успешная адаптация состоит в том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить особенности своей этнической группы (для обучения взаимодействию представителей различных этнических групп необходимы специальные программы — «культурные ассимиляторы») . Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна «открытость» общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции , удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. | ||||||||||||||
Микрофакторы (семья, группы сверстников, организации) | Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации , в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.). Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации). Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации. Источник 1. Мегафакторы социализации: космос, планета, мирКосмос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептически относится к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутствовали в массовом сознании, а в определенные периоды развития того или иного общества приобретали довольно большой вес. Представляется вполне вероятным, что постепенно не понятные нам зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности, одной из основ индивидуального подхода к человеку. Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет – Земле – в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей. Мир – понятие в данном случае социолого-политическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты, которое стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы. Наша планета значительно «уменьшилась», что явилось следствием развития транспорта и средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют и большие потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное то, что средства коммуникации позволили большим массам людей «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности, которую может познать человек. Естественно, что следствием этого явились изменения в его восприятии жизни. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей, девушек, взрослых стали формироваться, ориентируясь не только на нормы и ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными, существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его социокультурные представления. Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых, планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, – экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других – меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости. Эти процессы также воздействуют непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стали ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы. Роль мегафакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Источник А.Мудрик выделяет 4 группы факторов социализации 1.Мегафакторы- космосА.Мудрик выделяет 4 группы факторов социализации 1.Мегафакторы- космос, планета, мир (влияют на всех жителей Земли). 2.Макрофакторы – страна, государство, этнос, общество (влияют на жителей определенно страны). 3.Мезофакторы – условия социализации большие групп, выделенных по типу поселения (регион, село, город, поселок). 4.Микрофакторы — семья, соседство, группы сверстников, организации – общественные, воспитательные, религиозные, и др.); непосредственно влияют на конкретных людей. Слайд 29 из презентации «Зрелая личность ее характеристики г олпорт» Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Зрелая личность ее характеристики г олпорт.ppt» можно в zip-архиве размером 5641 КБ. Личность«Творческая личность» — Стадия профессионально-творческого становления. Третья стадия (характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности). Творческая личность. Психология творческого саморазвития. «Творческая личность представляет собой прогрессивный элемент, дающий все новое“ П.К.Энгельмейер. «Психологический портрет личности» — Психологический портрет. Смеетесь громко, с раскрытым ртом. Мы все чувствительны к комплиментам. Синий считается цветом ума. Желтый — цвет солнца. У тебя сильный характер, ты не боишься ответственности и не стесняешься своих ошибок. Ты много чем интересуешься, однако знания твои чаще всего поверхностны. «Внутренний и внешний мир» — Давайте повторим! Мир внешний, видимый называется материальным или физическим. Но не менее богат и интересен внутренний мир человека. Весёлая или грустная? Зазвенели вокруг птичьи голоса, И цветы расцвели – чудеса! Юрия Пастернака. Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее. Звучит ли здесь музыка? «Теории личности» — Добросовестность. Личность. Теория черт Р.Б.Кэттела. Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет). Навыки определяются четырьмя элементами: драйвами, ключевыми стимулами, реакциями и подкреплениями. Высокие оценки Сознательный Трудолюбивый Организованный Пунктуальный. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). «Структура личности» — Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. «Личность» — Биогенетический подход. Проблема развития личности. Особенности познавательной ситуации. Онтогенез. Иерархический и координационный принцип. Индивидуальность. Методы исследования психологии личности. Психология личности. Диагноз. Проблема психического здоровья. Проблема мотивации поведения личности. Источник Мудрик А.В. Социальная педагогика. Высшее образование
|