«Тайна третьей планеты». Шедевр космического фанка
Думаю, каждый, кто вырос в 1980-е и посмотрел «Тайну третьей планеты» , полюбил этот потрясающий мультфильм. Не только за крутую анимацию, но и за музыку! На которой, как на космическом корабле, каждый может умчаться в своё светлое детство.
По сравнению со многими другими советскими мультиками «Тайна третьей планеты» (1981) казался — и по факту был — космосом. Фантастические приключения, классные герои, драматичный сюжет с роботами, перестрелками и поисками пропавших капитанов — не зря этот мультфильм стал культовым!
Экранизация повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы «, снятая Романом Качановым , обеспечила своим создателям Госпремию и была продана в прокат за рубеж. Это действительно шедевр! Работа над фильмом шла долгие четыре года, шлифовалась каждая деталь.
Приключения отважных первопроходцев — капитана Зелёного, профессора Селезнёва, Алисы и Громозеки — дополнены великолепной музыкой. Саундтрек, созданный композитором Александром Зацепиным и оркестром кинематографии СССР, поражает воображение до сих пор. Это парящие, романтичные, наполненная живым дыханием мелодии. Звучание оркестра дополнено синтезаторами (космос же!) и отличной ритм-секцией. Советский футуристический спейс-фанк во всей красе!
Жаль только, что исходные записи, сделанные для мультфильма, затерялись в архивах. Возможно, когда-нибудь их найдут. Отреставрированный и восстановленный во всей полноте саундтрек мог бы стать самостоятельным шедевром. Пока у нас есть только музыка, вырезанная прямо из мультфильма.
Любопытный факт. Мультфильм «Тайна третьей планеты» вдохновил название отличной петербургской электронной группы Kim and Buran .
А вот замечательное видео с творческого вечера Александра Зацепина, на котором любимую с детства мелодию исполняет Российский государственный симфонический оркестр кинематографии :
Спасибо за внимание!
❇️ Подписывайтесь и ставьте лайк! Будет интересно!
Источник
Великие саундтреки из кино про бескрайний космос
На большие экраны выходит новая часть фантастической саги «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» (Star Wars: The Rise of Skywalker) режиссера Джей Джей Абрамса. Фильм завершает невероятную историю семьи Скайуокеров, длящуюся уже более сорока лет, и обещает дать ответы на все загадки из предыдущих серий. Музыку к грандиозному финалу после двухлетнего затишья написал американский композитор Джон Уильямс — автор помпезных и пронзительных мелодий почти ко всем фильмам культовой фантастической саги. По случаю долгожданного возвращения композитора в строй редакция «Неоклассики» вспоминает завораживающие и атмосферные саундтреки к самым грандиозным фильмам о космосе.
Джон Уильямс (John Williams) и «Звездные войны» (Star Wars)
Имя Джона Уильямса вписано золотым пером в скрижали истории кино. Цифры говорят сами за себя. Американский композитор пять раз становился лауреатом премии «Оскар» и более 50 раз ее номинантом, а также четырежды выигрывал «Золотой глобус» и трижды — «Эмми». Кроме того, на его счету семь наград от премии BAFTA и 21 статуэтка «Грэмми». Музыка Уильямса звучала в более чем 100 голливудских фильмах, в числе которых «Список Шиндлера», «Гарри Поттер», «Челюсти», «Парк юрского периода» и много других прокатных хитов.
Первый саундтрек к фантастической эпопее Джорджа Лукаса «Звездные войны» был написан в 1977 году. Он стал одним из самых популярных и продаваемых в мире, а заглавная тема — самым успешным синглом в истории инструментальной музыки. Галактические баталии развернулись под мощный аккомпанемент Лондонского симфонического оркестра. Впоследствии Уильямс написал музыку почти для всех остальных частей франшизы. Своей любимой композицией композитор называет тему мастера Йоды.
Подробнее о композиторе в альманахе
Макс Рихтер (Max Richter) и «К звёздам» (Ad Astra)
По сюжету фильма инженер элитного армейского корпуса путешествует по Галактике в поисках отца, который отправился на поиски внеземной цивилизации 20 лет назад и исчез. Музыка Макса Рихтера сочетает в себе струнные, электронику и вокал, создавая эпический звуковой ландшафт, созвучный эмоциональной силе и масштабу фильма. После подробных консультаций с режиссером Джеймсом Греем и Брэдом Питтом он начал делать наброски отдельно от картины, исследуя темы и психологию фильма с точки зрения музыки. Композитора вдохновили исследования спутников НАСА «Вояджер», покинувших Землю в 70-х годах и предназначенных для исследования дальних планет Солнечной системы, путешествий, подобных полету героя Брэда Питта в фильме. Он использовал переданные «Вояджер-1» и «Вояджер-2» звуки в своей музыке.
Макс Рихтер — композитор удивительно тонкого вкуса и поразительной интуиции, который едва ли не в одиночку вывел постмодернизм в рамках современной академической музыки на новую высоту. Его работы увлекают на уровне самой идеи. Интерпретации «Времен года» в жанре минимализма. Интерактивный проект в сотрудничестве с неврологами, в рамках которого под музыку Рихтера слушатели засыпают прямо в концертном зале. Наконец, альбом-приключение Memoryhouse, который положил начало целой серии релизов, объединенных общей концепцией – постклассика и художественная декламация.
Подробнее о композиторе в альманахе
Клинт Мэнселл (Clint Mansell) и «Луна 2112» (Moon)
Режиссерский дебют Дункана Джонса — атмосферный клаустрофобный фильм, который режиссер до сих пор не смог превзойти. Он вышел очень минималистичным, с минимумом компьютерной графики, физическими моделями луноходов, декорациями на студии «Шеппертон» в Лондоне. Клинт Мэнселл профессионально уловил эту атмосферу, и результат превзошел все ожидания — композитор создал оригинальный и самодостаточный саундтрек, местами тревожный, местами уютный, с отсылками к Massive Attack и неоклассикам.
Клинт Мэнселл за последние 20 лет записал музыку более чем к 40 фильмам — сплошь блокбастеры для мирового проката. Среди самых преданных поклонников его композиторского мастерства — режиссеры Даррен Аронофски и Дункан Джонс. Не сторонится Мэнселл и экспериментов: пронизывающе неземная музыка британца звучит и в анимационном фильме про Ван Гога, и в популярной видеоигре Mass Effect 3. Самым значительным произведением в карьере композитора по-прежнему является саундтрек к драме «Реквием по мечте», который вмиг обрел статус классики современности.
Источник
Музыка космоса и космическая виртуозность
Добавлено 08 февраля 2014 Marina Andreykina
7 февраля, в день Открытия XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи, в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся необычный концерт.
Симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова совместно с Биг-бэндом (руководитель Владимир Уваров), Камерным хором (главный дирижёр Елена Алексеева) и солистом — лауреатом международных конкурсов Игорем Фёдоровым (кларнет, Москва) представил в буквальном смысле слова космическую программу.
Мы, словно волны, светом излучённые,
Летим вдоль звёзд, вибрирует эфир.
На жизнь земную обречённые,
Где суета и бренный мир.
Всё преходяще — наша жизнь и смерть
Эфирный ветер и источник света…
Планеты, звёзды и земная твердь…
Галактики, орбиты и кометы…
Звёздное небо, планетарные образы, межгалактическое пространство, пейзажи неземной красоты, — всё это ожидало белгородцев в этот музыкальный вечер. Привыкшим к «земной» музыке слушателям необычным могло показаться многое: от названия концерта («Человек с Марса»), его структуры и темы до световых эффектов, таких, например, как «чейз» и «гоба», звукового и видео-оформления концертной эстрады.
И тут необходимо отметить, что космический полёт (по крайней мере, его первая часть) не состоялся бы в полной мере без «галактических» соавторов концерта — звукооператора Ильи Гращенко, светооператора Андрея Жигалова и видеоинженера Максима Прохоровича.
Какая она, космическая музыка? В чём её особая притягательность? Понять это можно, только лишь послушав. История музыки насчитывает на сегодняшний день немало «космических» сочинений. Особый интерес к их созданию композиторы стали проявлять в ХХ веке, с развитием астрономии.
Так, ещё до 1930 года, когда была открыта планета «Плутон», считавшаяся до 2006 года девятой планетой Солнечной системы, английский композитор Густав Холст создал симфоническую сюиту «Планеты» (1914–1916). Это сочинение является своеобразной визитной карточкой британских оркестров.
В программе концерта прозвучал один из самых показательных фрагментов-частей сюиты — «Марс, вестник войны». Смешанный, нелёгкий для исполнения пятидольный размер, выдержанный на остинато на протяжении всей пьесы, эффектные нарастания, динамические подъёмы-кульминации, мощные аккордовые комплексы производили потрясающий эффект.
Надо сказать, что львиная доля «космичности» в исполнении такой музыки принадлежит медным духовым инструментам, которые берут на себя функцию проводников образов Вселенной.
Музыка из фантастической саги легендарного 82-летнего композитора США Джона Уильямса «Звёздные войны», пожалуй, была самой узнаваемой во всём концерте. В четырёх частях сюиты, которые были исполнены, — «Титры», «Тема принцессы Леи», «Кантина Бенд» и «Тронная комната», — зритель увидел и услышал много космического, среди которого настоящий праздник меди в первом эпизоде, красивейшее соло флейты (Анжела Уварова), нежное и тонкое соло валторны (Тимофей Скуднов) во втором, чувственное и нежные струнные, стройные туттийные аккорды.
Нарядная, праздничная музыка «Кантина Бенд» рождалась в эстрадно-джазовой феерии с зажигательными «фруллато» трубы (Андрей Андрейкин). «Тронная комната» торжественно завершила фантастическое шествие сюиты.
Два сочинения молодого композитора, кларнетиста Михаила Костылёва, публикующего свои сочинения под псевдонимом «LindErebros», были насыщены особым звёздным светом и космическим притяжением.
Прозвучавшие «Астральная прелюдия» — саундтрек к компьютерной игре «Аллоды онлайн» — и «Рождение новой звезды», за которыми без перерыва последовала музыка знаменитой кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» («Фортуна — повелительница мира») производили эффект погружения в иное пространство, иное измерение (наигрыш арфы, щебет высоких деревянных духовых).
Божественное умиротворение музыкального космоса навевало строки, цитируемые о подобной музыке самим Михаилом Костылёвым:
За горизонтом, между небом и землёю,
На грани снов, горит над миром золотой звездою,
Долина, что хранима божьим светом,
Туда слетают ангелы с рассветом.
Второе отделение программы «Человек с Марса» было настоящим царством космического джаза. Гость Белгорода, не раз с блеском выступавший с симфоническим оркестром филармонии в прошлые концертные сезоны (в том числе в программе с американским дирижёром Уинстоном Фогелем), лауреат международных конкурсов Игорь Фёдоров (кларнет, Москва) был принят публикой тепло и воодушевленно.
На этот раз «современный король кларнета», как назвала его ведущая концерта, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, солировал под аккомпанемент «детища» Николая Уварова — Big-band’а Белгородской филармонии «No comment» с расширенным составом оркестра (его дополнили некоторые струнные, духовые и ударные из симфонического оркестра) под управлением Дмитрия Филатова.
Космическая виртуозность, феерический джаз и неописуемая стремительность ждали слушателей в джазовом блоке программы. «Человек с Марса», Концерт для кларнета с оркестром Арти Шоу, «Концертино» Карла Краутгартнера продемонстрировали безграничные возможности кларнета и солиста Игоря Фёдорова.
Кларнет — это не только необыкновенно техничный и виртуозный инструмент, которому подвластен любой репертуар от классики до джаза, но ещё и космический. Казалось, солист извлекает из этого инструмента невозможное, — звуки, слушая которые на Земле, оказываешься в галактическом пространстве, между неизведанными планетами Солнечной системы…
«Прелюдия, Фуга и Риффы» Леонарда Бернстайна и прозвучавшее на бис «Интермеццо» Александра Цфасмана в исполнении Игоря Фёдорова окончательно уносили к звёздам и небесам — далёким, таинственным и манящим…
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)
Источник
День в истории: Борис Ельцин в Казани, крупный пожар в Москве и космическая шахматная партия
Чем примечательна дата 9 июня
Сегодня, 9 июня, — Международный день друзей и архивов, в России — День группы советских войск в Германии. В этот день почти триста лет назад в Москве вспыхнул один из самых крупных за всю ее историю пожаров — огонь охватил центр города, даже Кремль пострадал. Также в эту дату в СССР учредили медаль «За взятие Берлина» и приняли закон о смертной казни за побег за границу, в США показали первый мультфильм про Дональда Дака, в Казахстане состоялись выборы президента. Кроме того, в Казань 9 июня 1996 года приехал Борис Ельцин. В этот день в разные годы родились первый российский император Петр I, немецкий астроном Иоганн Готтфрид Галле, американский воздухоплаватель Бен Абруззо. Скончались английский писатель Чарльз Диккенс, гватемальский писатель, лауреат Нобелевской премии Мигель Анхель Астуриас, советский конструктор Семен Лавочкин. Подробнее о самых значимых событиях даты — в обзоре «Реального времени».
Борис Ельцин в Казани, послание жителям Иннополиса и Булгарский конгресс
В 2012 году в Иннополисе прошла торжественная церемония закладки капсулы с посланием жителям умного города. В мероприятии приняли участие премьер-министр России Дмитрий Медведев, президент Татарстана Рустам Минниханов и на тот момент министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Почетные гости дали старт строительству Иннополиса.
Фото: tatarstan.ru
В 1996 году 9 июня в Казань приезжал первый президент России Борис Ельцин. Он присутствовал на открытии концертного зала Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова вместе с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Кроме того, его визит запомнили по посещению праздника Сабантуй, где он, участвуя в народной игре, разбил горшок с завязанными глазами.
В 1990 году был образован Булгарский национальный конгресс. В него вошли сторонники идеи возрождения и этнокультурной консолидации булгар — древних предков татар. Они активно доказывали наличие булгарских корней у татарской нации.
Фото: realnoevremya.ru
Пожар в Москве, шахматная партия в космосе и медаль «За взятие Берлина»
В 1737 году в Москве вспыхнул один из самых крупных за всю историю столицы пожаров. Огонь охватил центр города, пострадал даже Кремль. Отмечается, что первым загорелся дом Милославских за Боровицким мостом. Он вспыхнул от свечки, которую поставила перед иконой солдатская вдова. Ветер был сильным, а время сухое. Было уничтожено более 2,5 тысяч дворов, 486 лавок и много церквей. Также пострадал 200-тонный Царь-колокол. Он был отлит двумя годами ранее, но еще находился в специальной литейной яме под бревенчатым навесом. От него откололся кусок весом 700 пудов.
В 1945 году в ходе Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Берлина». Она стала символом окончания войны и победы над фашизмом. Берлинская операция стала завершающей военной операцией советских войск в войне. Она продолжалась 23 дня — с 16 апреля по 8 мая 1945 года.
Фото: sportdiplom.ru
В 1995 году президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. Начало этого процесса началось в 1994 году — тогда стороны подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, предполагающее раздельное базирование.
Дональд Дак, Лондонский симфонический оркестр и шахматы в космосе
В 1934 году вышел первый мультфильм с участием Дональда Дака. Этот персонаж впервые появился в мультфильме «Маленькая мудрая курочка». Его нарисовал аниматор Дик Ланди. Дональд был схож с современным персонажем — перья, цвет клюва и одежда была такими же, но его тело более толстое, а ступни меньше.
Фото: tlum.ru
В 1904 году Лондонский симфонический оркестр (англ. London Symphony Orchestra) под управлением немца Ганса Рихтера исполнил произведения Бетховена и Вагнера. Это был первый концерт оркестра, признанного впоследствии одним из лучших в мире. Этот музыкальный коллектив был основан в виде независимой самоуправляющейся организации и стал первым оркестром такого рода в Великобритании.
В 1970 году состоялась первая в истории шахматная партия между космонавтами в полете и «представителями Земли». Космос представлял экипаж советского космического корабля «Союз-9» — летчики-космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов; Землю — руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Николай Каманин и летчик-космонавт Виктор Горбатко. Партия продолжалась 6 часов. Связь осуществлялась по радио. Обмен ходами происходил при прохождении корабля над территорией СССР. Все участники партии «Космос — Земля» приняты в почетные члены Центрального шахматного клуба СССР.
Фото: ruchess.ru
В 1993 году в США состоялась премьера блокбастера Стивена Спилберга «Парк юрского периода». Научно-фантастический фильм был снят по мотивам одноименного романа Майкла Крайтона. Спилберг приобрел права на роман еще до его публикации в 1990 году, и Крайтон был нанят для адаптации своего произведения.
В 2019 году состоялись внеочередные выборы президента Республики Казахстан. 19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев подписал указ о сложении полномочий президента по собственному желанию. Действующим президентом стал председатель сената Касым-Жомарт Токаев. По конституции, он должен был быть главой страны до окончания выборного срока первого президента Нурсултана Назарбаева. Касым-Жомарт Токаев победил на выборах с результатом в 70,96% — он стал новым президентом Казахстана.
Источник