Умная космическая фантастика 21 века
Здравствуйте, уважаемые читатели. Решил я обратить внимание на современную зарубежную космическую фантастику. Давно не было обзоров таких книг на канале. В качестве примеров данной фантастики взял сегодня одни из лучших образцов направления. Книги, сочетающие твердую научную фантастику, динамику сюжета, интригу, и конечно Его Величество Космос или другие планеты. В общем, не буду долго рассуждать, поехали.
«Пробуждение Левиафана»» Джеймса Кори (2011)
Джеймс Кори, псевдоним авторского дуэта Дэниэла Абрахама и Тая Френка. Первый автор (Абрахам) получил свой шанс благодаря Джорджу Мартину, заметившему, в свое время, начинающего писателя и написавшего в соавторстве с Абрахамом несколько вещей. Тай Френк написал несколько новелл во Вселенных Звездных войн.
«Пробуждение Левиафана» первый совместный проект авторов и первый роман большого и удачного цикла «Экспансия», ставшего достаточно популярным как у читателей, так и у зрителей, в связи с экранизацией — одноименным сериалом, премьерный показ первого сезона которого состоялся в 2015 году.
Вселенная «Экспансии», это мир относительно близкого будущего. Через 100 – 150 лет от нашего времени, человечество расселилось по Солнечной системе. Освоен Марс, Пояс астероидов и некоторые спутники внешних планет.
В качестве музыкального сопровождения обзора поставлю один из санудтреков сериала «Экспансия». Включаем и читаем далее.
Земля представляет собой перенаселенную планету с большим количеством проблем. Огромные ресурсы выделяются на переработку отходов промышленной цивилизации, пищу, жилье и т.п.
Марс самый передовой мир Солнечной системы. Марсиане осуществляют программу терраформирования своей планеты. Нет безработицы, нет многих экономических и социальных проблем материнской планеты человечества. Марсиане продвинулись в развитии военных технологий. Их космический флот уступает по численности земному, но превосходит его по техническому оснащению.
В поясе астероидов и на спутниках внешних планет живет «космическая» ветвь человечества. Малая сила тяжести на их космических станциях привела к тому, что потомки первых землян, решивших жить в пространстве, потеряли возможность вернуться обратно на праматерь человечества. Жить при планетарной гравитации они не смогут. Тонкие кости, длинный рост, более больший размер головы – таковы внешние отличия облика «астеров» от планетников.
Жизнь на космической станции далека от идеала. Здесь имеет свою цену не только одежда, досуг, пища и кров, но и вода, воздух. Риск аварии, техногенной катастрофы, всегда висит над астерами. Зависимость от цивилизации планет и земных мегакорпораций внесли коррективы в менталитет астеров – глубокое отчуждение от обитателей планет.
На станциях Пояса и спутниках газовых гигантов популярность набирает организация «Альянс Внешних планет» (АВП). Она выступает за отделение Пояса от Земли и призывает астеров сплотиться против планетников. На Марсе и Земле АВП считают сборищем террористов. В то же время, Земля и Марс находятся в состоянии холодной войны. Таков фон первого романа цикла.
Космический грузовик «Кентрбери», доставляющий лед на станции Пояса, получает сигнал бедствия от корабля «Скопули». «Кентрбери» подходит к месту сигнала и фиксирует гибель «Скопули». Тут же он подвергается нападению неизвестного корабля, обладающего ракетным вооружением. «Кентрбери» взорван. Выживает лишь старший помощник Джеймс Холден с несколькими членами экипажа на спасательном челноке. Подозрения Холдена падают на марсианский космический флот.
В это же время, на станции пояса астероидов «Церера», полицейский – детектив Джозеф Миллер получает негласное задание от начальства приступить к поиску некоей Джули Мао. Девушка, наследница крупных капиталистов, владельцев одной из земных корпораций, проявив норов, сбежала от предков в Пояс Астероидов. Родители пытаются вернуть своенравное чадо домой. Поиски приводят Миллера к космическому кораблю «Скопули», на борту которого оказалась Джули Мао.
Как и принято в современной фантастике, нельзя отнести книгу к одному жанру. «Пробуждение Левиафана» это, конечно же, современная космическая опера с умным и в то же время динамичным сюжетом. Космические корабли, политические планетарные государства и силы, другие, присущие космическим операм, сюжетные ходы, имеют место быть. В то же время, неплохо авторы закрутили с детективной и триллерной составляющей. Очень органично в книгу вплетена социальная фантастика. Общество «астеров», его своеобразие, противоречия и особенности, мастерски подаются авторами читателю. Плюс ко всему, это не просто космическая опера с хорошим сюжетом и миром. В книге заложена научно-фантастическая идея.
Неплохими получились герои. Нешаблонными. Со своими индивидуальными особенностями. Не только главные герои — часто неуместно благородный Холден и раздавленный работой и жизнью, циничный Миллер, но и персонажи второстепенные, эпизодические.
Источник
Лучшие фантастические сериалы про космос, инопланетян и технологии будущего
Космос издавна манит человека – даже древнегреческое происхождение термина говорит об этом. И художественные произведения о попадании человека в космос создаются не одно столетие. Сперва Сирано де Бержерак и Жюль Верн писали об этом книги, после, на заре кинематографа Мельес и Протазанов снимали кино. Сейчас же, когда знания человечества о космосе и технические возможности киноиндустрии шагнули несоизмеримо дальше, зрителю предлагается качественный телепродукт на любой вкус.
Космос издавна манит человека – даже древнегреческое происхождение термина говорит об этом. И художественные произведения о попадании человека в космос создаются не одно столетие. Сперва Сирано де Бержерак и Жюль Верн писали об этом книги, после, на заре кинематографа Мельес и Протазанов снимали кино. Сейчас же, когда знания человечества о космосе и технические возможности киноиндустрии шагнули несоизмеримо дальше, зрителю предлагается качественный телепродукт на любой вкус.
Это могут быть почти фэнтезийные, максимально далёкие от реальности шоу или наоборот актуально-остросоциальные истории. Действие может разворачиваться на пустошах далёких планет или в клаустрофобно-замкнутых коридорах космических кораблей. Противниками могут выступать инопланетяне, природные условия, технические неполадки, искусственный интеллект или даже сами люди. Жанровый диапазон простирается от развлекательных приключений к детективным триллерам, от комедий к экшн-боевикам. Одним словом, огромное поле возможностей для талантливых шоураннеров, которое приносит свои плоды.
Предлагаем вам подборку интересных сериалов о космосе и путешествиях к дальним планетам: от проверенной временем классики до свежайших новинок.
«Пространство»: Нуарный фанастический детектив на фоне межпланетных интриг
Пространство / The Expanse (2015-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,9
«Пространство» – пожалуй, самый успешный проект Syfy последнего времени. Сложный, масштабный, высокобюджетный, основанный на одноимённой книге Джеймса Кори (псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Френка), номинировавшейся на.
Пространство / The Expanse (2015-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,9
«Пространство» – пожалуй, самый успешный проект Syfy последнего времени. Сложный, масштабный, высокобюджетный, основанный на одноимённой книге Джеймса Кори (псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Френка), номинировавшейся на престижную премию Хьюго. На съёмочной площадке встретился отличный актёрский состав – Томас Джейн, Чад Коулмэн, Шохре Агдашлу, Джаред Харрис. За режиссуру отвечают проверенный на таких проектах как «Викинги» и «Во все тяжкие» Джефф Вулнаф, Терри МакДонаф, Брек Эйснер и др.
«Пространство» не требует никаких скидок на «сериальность» – он выглядит на зависть многим фильмам. Нет нарочитого ухода в камерность, чтобы сэкономить на эффектах, декорациях и массовке. Всё работает на атмосферу – создатели хотят не только рассказать об огромной и разнообразной вселенной сериала, но и показать её зрителю, вдохнуть в неё жизнь. В результате получается нуарный детектив, навевающий мысли о «Бегущем по лезвию», действие которого разворачивается одновременно в нескольких уголках Солнечной системы.
Обитаемая космическая ойкумена разделена надвое «холодной войной» между двумя влиятельными игроками – перенаселённой загрязнённой Землёй и безжизненно-негостеприимным Марсом. Но есть и другие – жители микропланеты Церера бесчисленных астероидов, к которым как земляне, так марсиане относятся с презрением, называя их «астеры». Астеры от рождения изуродованы низким притяжением и радиацией, они тяжело работают, но всегда готовы устроить бунт. Между трёх этих точек притяжения закручивается сюжет. Детективу с Цереры Джозефу Миллеру дают задание выследить пропавшую Джульетту Мао – наследницу влиятельной семьи. Параллельно происходит нападение на грузовое судно «Кентербери» и спасший остатки его команды марсианский военный корабль. Вскоре выяснится, что пропавшая связана с революционерами, а те, судя по всему, с атакой на корабли. Но это лишь первый узелок в запутанной вязи загадок…
«Орвилл»: Гик-пародия на «Звёздный путь», превзошедшая оригинал
Орвилл / The Orville (2017 – . )
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7,3
Порой бывает, что задуманная изначально как пародия история вдруг обретает плоть и кровь, становясь вполне самобытным и уникальным явлением. Именно так случилось с вдохновлённым сериалом «Звёздный путь» «Орвиллом». Нужно сразу.
Орвилл / The Orville (2017 – . )
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7,3
Порой бывает, что задуманная изначально как пародия история вдруг обретает плоть и кровь, становясь вполне самобытным и уникальным явлением. Именно так случилось с вдохновлённым сериалом «Звёздный путь» «Орвиллом». Нужно сразу заметить, что пародия далеко не всегда служит высмеиванию оригинала, но порой напротив является признанием в любви. «Орвилл» – именно такое признание в любви жанру космических приключений в целом. Многие приглашённые актёры, кроме непосредственно «ЗП», участвовали в таких шоу как «Пространство», «Звёздные врата» и т.д.
Помимо подобных отсылок, референсов, оммажей и поклонов, а также узнаваемого визуального стиля и характерных типажей, позаимствованных у «ЗП» и других космофантастических шоу, создатели привнесли в сериал много вполне самобытных идей. Не потеряв в серьёзности поднимаемых вопросов, сериал смешивает драму с комедией, пробуждая в зрителе ураган противоречивых чувств. И это редкий случай, когда с каждым сезоном сериал лишь прибавляет оборотов.
«Орвилл» – триумф создателя известных мультсериалов «Гриффины» и «Американский папаша!» Сета Макфарлейна. Впервые попробовав себя на телевидении, он стал шоураннером проекта на канале Fox, написал сценарий сериала и исполнил одну из главных ролей. Компанию ему составил крепкий ансамбль в лице Эдриан Палики, Джессики Зор, Пенни Джонсон и не только. А чего стоит состав приглашённых гостей, среди которых были Шарлиз Терон, Лиам Нисон, Роб Лоу!
Эд Мерсер – не слишком удачливый офицер звёздного флота, который никак не может стать капитаном. На личном фронте у Эда тоже не очень – Келли, его жена, изменяет Мерсеру с инопланетянином, что приводит к разводу. Впрочем, нет худа без добра – его наконец повышают до капитана на маленьком корабле, назначив при этом старпомом бывшую жену. Деваться некуда, поэтому Мерсер вместе с Келли и другими подчинёнными отправляется на опасное задание, которое сплотит пока ещё разнородную команду…
«Воспитанные волками»: Что, если твоя мать – андроид?
Воспитанные волками / Raised by Wolves (2020-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,5
Режиссёрская династия Скоттов создала для HBO один из наиболее амбициозных фантастических сериалов 2020-го года. Ридли Скотт не нуждается в представлениях – от классических «Чужого» и «Бегущего по лезвию» до.
Воспитанные волками / Raised by Wolves (2020-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,5
Режиссёрская династия Скоттов создала для HBO один из наиболее амбициозных фантастических сериалов 2020-го года. Ридли Скотт не нуждается в представлениях – от классических «Чужого» и «Бегущего по лезвию» до недавнего «Марсианина» он не перестаёт снимать качественное кино, то и дело возвращаясь к фантастике. По стопам отца пошёл и его сын Люк, прежде помогавший Ридли на нескольких его картинах. И вот Скотты объединили усилия в работе над сериалом по сценарию Аарона Гузиковского. Оператором был выбран Эрик Мессершмитд, снявший к этому моменту визуально утончённый сериал «Легион». Главные роли исполнили Аманда Коллин, Винта МакГрат и известный по сериалу «Викинги» Трэвис Фиммел.
«Воспитанные волками» уже покорили ценителей фантастики довольного гармоничным сюжетом, где равно нашлось место для неторопливого сторителлинга и яркого экшна, отвлечённых философских рассуждений и морального выбора, который нужно сделать здесь и сейчас. Отличительная черта сериала – его визуальный стиль, чему служит подтверждением отличная, как для телешоу, работа над костюмами, космическими кораблями, гримом и графической составляющей. А южно-африканские пустынные пейзажи, выступившие декорациями для съёмок, создают иллюзию абсолютного иномирья, космического запустения.
Земля уничтожена вследствие столкновений технокраов-атеистов и приверженцев религиозного культа Митры. Покуда митраисты строят огромные корабли с криокапсулами, куда собираются поместить жрецов и знать, атеисты отправляют на экзопланету Kepler-22b двух андроидов – Мать и Отца, – а также груз человеческих эмбрионов. Последние должны дать человечеству новую жизнь – произвести потомство и основать в «новом свете» колонию. Мать «рожает» шестерых детей, воспитывает их, но на планету прилетает ковчег митраистов. Защищая потомство от пришельцев, Мать открывает в себе невиданные прежде силы, дети же узнают правду о своих «родителях»…
«Лексс»: космоопера, которую могли бы снять на пару Дэвид Линч и Джордж Лукас
Лексс / Lexx (1997-2002)
Рейтинг IMDb: 7.4; Кинопоиска: 7.8
Что было бы, если бы Дэвид Линч снял космооперу (нет, не «Дюну») в своём привычном стиле, отщипнув от «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса? Вероятно, вышло бы что-то похожее на «Лексс». Безоговорочно культовый, сюрреалистичный.
Лексс / Lexx (1997-2002)
Рейтинг IMDb: 7.4; Кинопоиска: 7.8
Что было бы, если бы Дэвид Линч снял космооперу (нет, не «Дюну») в своём привычном стиле, отщипнув от «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса? Вероятно, вышло бы что-то похожее на «Лексс». Безоговорочно культовый, сюрреалистичный, перемежающий чёрный и абсурдный юмор, сатирический и одновременно мрачно визионерский сериал представляет собой кантианскую вещь в себе, которую нельзя интерпретировать однозначно.
Фантастический мир продуман до малейших деталей: разумный звездолёт-насекомое, самый могущественный корабль Вселенной, на котором перемещаются главные герои. Герои неординарные, под стать миру – нарочито привлекательная девушка, генетически смешанная с ящерицей, полубезумная голова робота, влюблённая в девушку, охранник, по вине которого было уничтожено 658 миллиардов живых существ на 94 планетах и, конечно, главный герой – последний сын бессмертного народа, лишённый памяти. Цикличность времени, реализованная через подобие перерождений всего мироздания, реинкарнация человека, параллельно существующие вселенные-антиподы, повинующиеся законам соответственно гармонии и хаоса – классические для «серьёзной» фантастики темы подаются здесь неординарно и без пафоса, присущего классическим космооперам.
Вообще любая попытка загнать «Лексс» в какие-либо рамки выглядит смехотворно. Вероятно, по этой же причине не представляется возможным подобрать фильмы или сериалы, которые можно было бы предоставить для сравнения. Масштаб и пафос космооперы в духе Лукаса, смелость сюрреалиста Линча, юмор доходящий до пародийных комедий Дэвида Цукера и Мэла Брукса – чем крыть такие карты?
С технической точки зрения сериал не является совершенным, особенно по современным меркам. Кастинг второстепенных актёров (среди которых попадаются, впрочем, титаны вроде Рутгера Хауэра и Малколма МакДауэлла) визуальные и даже сценарные решения порой выглядят весьма спорным, но удивительная способность сериала заключается в том, что все обвинения он оборачивает себе на пользу, создатели как будто говорят: «Мы именно такого эффекта и добивались!». И спорить с ними абсолютно бессмысленно, ведь мир «Лексса» не привязан к земным понятиям о мироустройстве, логике, эстетике и морали. И это прекрасно!
Источник