Приборы стрельбы и наблюдения Часть 3. Приборы ночного видения и ночные прицелы
Большое значение в повышении огневой мощи танков и эффективности их боевого использования имело создание и принятие на вооружение приборов ночного видения и ночных прицелов.
Первые отечественные образцы приборов ночного видения использовались на танках еще во время Великой Отечественной войны в ходе Сталинградской битвы для совершения маршей ночью.
Эти приборы, разработанные в 1942 г. в конструкторском бюро Всесоюзного электротехнического института им. В.И. Ленина (ВЭИ) и изготовленные опытной партией в количестве 25 комплектов, на фронте себя не оправдали, так как имели небольшую дальность видения (20-25 м), малую ширину поля видимости (5-6 м) и слабую видимость рельефа местности. Кроме того, они требовали очень высокого уровня освещенности, создаваемого инфракрасными прожекторами, что также ограничивало их применение.
Учитывая сложность работ по приборам ночного видения, в 1946 г. был создан специализированный научно-исследовательский институт НИИ-801, переименованный затем в НИИ прикладной физики (ныне НПО «Орион»).
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию танковых приборов ночного видения велись группой конструкторов под руководством П.В. Тимофеева в ВЭИ им. В.И. Ленина при участии сотрудников Государственного оптического института (ГОИ). Кроме того, к работам по этой теме были привлечены конструкторские бюро Красногорского механического (СКБ-2) и Загорского оптико-механического заводов.
Первым серийным ночным прибором, установленным в танке Т-54, был монокулярный прибор ночного видения ТВН-1, созданный в 1951 г. в КБ Загорского оптико-механического завода. Этот прибор после доработки и испытаний в 1954 г. на опытном танке Т-54М обр. 1954 г. приняли на снабжение и стали монтировать в серийном танке Т-54А, а с 1956 г. – и в тяжелом танке Т-10А.
Для подсветки местности при использовании прибора ТВН-1 применялась фара ФГ-10 с инфракрасным фильтром.Уже к середине 1947 г. НИИ-801 отправил на завод №183 чертежи и опытные образцы приборов для ночного вождения и стрельбы из танка, конструкторский отдел которого приступил к проработке их установки в танке Т-54. Завершить испытания приборов планировалось к декабрю того же года. Однако работы на заводе № 183 по установке приборов ночного видения затянулись до 1951 г. Это было связано с доработкой и совершенствованием конструкции ночных приборов как в самом ВНИИ-801, так и в КБ заводов, привлеченных к этому направлению.
Параллельно с доработкой прибора ночного видения ТВН-1 в 1952-1954 гг. в ВЭИ им В.И. Ленина при научном руководстве П.В. Тимофеева были спроектированы: совместно с КБ Загорского оптико-механического завода – ночной монокулярный прибор наблюдения командира (шифр «Узор»), а с СКБ-2 Красногорского механического завода – ночной монокулярный танковый прицел наводчика (шифр «Луна II»). Кроме того, продолжились работы по совершенствованию конструкции прибора ТВН-1, которые привели к созданию на его основе бинокулярного ночного прибора (шифр «Угол»).
Проект установки командирского ночного прибора наблюдения «Узор» в танке Т-54 был выполнен КБ завода №183 еще в декабре 1952 г. Заводские испытания в танке макет прибора прошел в начале 1953 г., однако для внедрения в серийное производство потребовалась доработка его конструкции, которая продлилась до 1955 г.
Лишь только в 1955-1956 гг. в КБ завода №183 совместно с КБ Загорского оптико-механического завода были завершены работы по установке в танк Т-54 полного комплекта ночных приборов: приборов ночного видения механика-водителя «Угол», командира танка «Узор» и ночного прицела наводчика «Луна II». В июне 1956 г. два танка Т-54А, оборудованные ночными приборами, вышли на государственные испытания. По завершении испытаний и проведения соответствующих доработок постановлением Совета Министров СССР №367-179 от 5 апреля 1957 г. приборы ночного видения «Угол», «Узор» и ночной прицел «Луна II» были приняты на вооружение и стали монтироваться в серийном танке Т-54Б под соответствующими марками: ТВН-2, ТКН-1 и ТПН-1. Прицел ТПН-1 имел инфракрасный прожектор Л-2Г с лампой накаливания и пленочным инфракрасным фильтром. При работе с прибором ТКН-1 для подсветки местности использовался осветитель ОУ-3, а для прибора ТВН-2 – фара ФГ-10 (ФГ-100), оснащенные инфракрасными фильтрами. Применение приборов ночного видения ТВН-1 и ТВН-2 обеспечивало возможность вождения танков ночью как на марше, так и в боевых условиях со скоростью 15-25 км/ч.
Приборы ТВН-2, ТКН-1 и прицел ТПН-1 выпускались в нескольких модификациях, в зависимости от типа (марки) машины, на которой они устанавливались. Выпускались следующие модификации приборов: ТВН-2, ТВН-2Б, ТВН-2БМ, ТВН-2Т, ТКН-1, ТКН-1Б и ТКН-1Т; прицела – ТПН-1,ТПН-1-22-11, ТПН-1-29-14, ТПН-1-41-11 и ТПН-1-432. Конструкция всех модификаций приборов и прицела была одинаковой. Модификации прибора ТВН-2 отличались только габаритами, способами крепления и уплотнения в шахте, прибора ТКН-1 – наличием рукояток и тяги, соединявшей осветитель с прибором, прицела ТПН-1 – расположением проушин на корпусе и рычага параллелограмма, а также различными шкалами прицеливания, соответствующими баллистике тех пушек, для которых он предназначался.
Так, например, ночные приборы ТКН-1Т, ТВН-2Т и прицел ТПН-1-29-14 устанавливались в танке Т-10М, принятом на вооружение в 1957 г., а приборы ТКН-1, ТВН-2 и прицел ТПН-1-22-11 – в танке Т-55, принятом на вооружение в 1958 г. Впоследствии ночной прибор ТКН-1 заменили прибором ТКН-1C (отличался от предыдущего встроенным блоком питания), а прибор ТВН-2 с фарой ФГ-10 (ФГ-100) – прибором ТВНО-2 (с электрообогревом головной призмы и окуляров) с фарой ФГ-125.
Одновременно с доработкой конструкции ночного прибора наблюдения командира «Узор» в КБ Загорского оптико-механического завода в 1956 г. развернулась работа по созданию комбинированного (дневного-ночного) бинокулярного смотрового прибора командира, получившего шифр «Кармин».
В 1957 г. опытный танк Т-55, оборудованный прибором «Кармин», прошел испытания на заводе №183. В 1958 г. этот прибор под маркой ТКН-2 был принят на снабжение и с 1961 г. устанавливался в танке Т-62. В 1964 г. он уступил место более совершенному комбинированному прибору ТКН-3 со встроенным блоком питания электронно-оптического преобразователя. Кроме того, в оптических (дневных) ветвях прибора ТКН-3 использовались просветленные объективы, что вдвое увеличило светопропускание ветвей. Прибор ТКН-3 выпускался также в модификации, имевшей обозначение ТКН-ЗА, которая отличалась от базового варианта только перископичностью (260 мм).
Параллельно с разработкой приборов ночного видения в 1956 г. был разработан и принят на вооружение прибор ночного видения механика-водителя БВН, предназначавшийся к установке в танки и САУ периода Великой Отечественной войны, находившиеся на вооружении Советской Армии.
Серийное производство приборов ночного видения было организовано на Новосибирском и Изюмском приборостроительных заводах, Минском и Загорском оптико-механических заводах. Дополнительно для производства ночных приборов был построен специальный цех на заводе «Экран» в Новосибирске.
Кроме того, в 1959 г. в ВЭИ им. В.И. Ленина для вождения танка в положении по-походному в ночных условиях для механика-водителя создали ночные очки ПНВ-57, крепившиеся на шлемофоне. Дальность видения составляла 40 м, угол поля зрения – 20°. Серийное производство очков было организовано на Загорском оптико-механическом заводе и Лыткаринском заводе оптического стекла.
Проектирование ночных пассивных («бесподсветочных») приборов и прицелов, работавших в условиях естественной ночной освещенности без использования инфракрасных источников подсветки, началось еще в 1950-х гг. В августе 1960 г. в ГКОТ подготовили «Предложения по развитию танкового и противотанкового управляемого реактивного вооружения, а также развитию типов танков и танкового вооружения», в которых отдельный раздел был посвящен приборам ночного видения, функционировавшим при естественной ночной освещенности. Предполагалось создание ночного прицела с дальностью видения до 800 м и командирского ночного прибора «Кармин-2» с дальностью видения до 500 м, а также подчеркивалась необходимость продолжения НИР по разработке ночного пассивного танкового прицела с дальностью видения до 3000 м.
В перспективе предполагалось оснастить все танки ночными приборами, работающими при естественной ночной освещенности с дальностью видения не менее 3000 м, а также спроектировать специальный командирский танк, оборудованный ночными приборами наблюдения с дальностью видения до 5000 м и танковым ночным прицелом-дальномером с дальностью видения до 3000 м, для управления линейными танками при ведении боя в ночных условиях.
В 1961-1962 гг. в КБ Загорского оптико-механического завода был создан перископический комбинированный танковый прицел ТПНБ-1-22, который предназначался для ведения стрельбы из 100-мм пушки Д-10Т2С. В мае-июне 1962 г. два таких прицела, установленные Уралвагонзаводом в танках Т-55, прошли заводские испытания. Использование этого прицела потребовало внесения ряда изменений в конструкцию башни танка (упразднение амбразуры штатного телескопического прицела, дополнительный вырез в крыше башни под установку сменных головок прицела с броневой защитой).
Прицел ТПНБ-1-22 оснащался двумя сменными головками: дневной и комбинированный (с дневной и ночной ветвями). Увеличение дневной ветви прицела составляло 3,5х и 7,0х, поле зрения – 18° и 9° соответственно. Увеличение ночной ветви – 6х с полем зрения 5°. В ночной ветви имелась шторка для перекрытия сверху поля зрения.
Дальность видения (при естественной освещенности 5×103 лк), обеспечивавшая прицельную стрельбу по цели типа «Танк» при любом ракурсе, составляла 800 м. Кроме того, прицел был оборудован: автоматической системой защиты электронно-оптического преобразователя от засветок (на специальном фотоумножителе); защитой от засветок собственным выстрелом, сблокированной со спусковым механизмом пушки; электрохолодильником; блоком питания на 45 кВ с делителем и стабилизатором напряжения.
Питание холодильника осуществлялось от бортовой сети танка через преобразователь. Заводские испытания прицел ТПНБ-1-22 не выдержал по причине недостаточной дальности и четкости видимости при наблюдении в ночную ветвь (600 м вместо 800 м), преждевременного отказа в работе электронно-оптического преобразователя, а также ненадежной работы при стрельбе из пушки. Прицел был отправлен на доработку.
Работа по созданию ночных пассивных («бесподсветочных») приборов в конце рассматриваемого периода привела к созданию в ВЭИ им. В.И. Ленина и КБ Загорского оптико-механического завода бинокулярного пассивно-активного прибора механика-водителя (ТВНЕ-1 ПА), который был принят на вооружение и внедрен в серийное производство уже во втором послевоенном периоде.
Источник