Эхнатон: как меняли духовные скрепы в Древнем Египте
Египетский фараон, сын Солнца, муж Нефертити, отец Тутанхамона, ниспровергатель богов и застрельщик коррупции – всё это один человек, вычеркнутый из истории.
Второй сын фараона Аменхотепа III вообще не должен был становиться правителем Египта. Его старший брат Тутмос умер, не дожив до смерти отца, и наследником стал принц Аменхотеп. В 1352 году до нашей эры он был коронован в столице Древнего Египта Фивах как Аменхотеп IV. Он сразу приказал заложить в этом городе храм Атона. Это божество было известно в Египте, но лишь как воплощение Ра, бога Солнца.
Новый фараон рассудил, что для усиления власти необходимо сделать так, чтобы весь Египет поклонялся единому богу, а не разным. Ему не нравилось, что в каждом городе жители сами решали, кто из богов для них наиболее важен. Свою новую религию Аменхотеп IV создал на основе культа Атона. Изображался этот бог в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались руками. Рядом с ним никогда не появлялись животные или люди кроме фараона и его семьи. Объяснялось это тем, что хоть Атон и заботится обо всех живых существах, но своего сына, то есть фараона, он ставит первым среди них.
Сын божий на троне Древнего Египта
Чтобы укоренить новый культ, Аменхотеп даже сменил своё имя. Теперь правитель Египта называл себя Эхнатон, то есть «Полезный для Атона». Отныне подданные, обращаясь к фараону, прославляли нового бога. Был заложен город — Ахетатон, то есть «Горизонт Атона». Монарх лично принимал участие в проектировании новой столицы. Как только ударными темпами были построены храмы и новый дворец, фараон с семьей переехал туда. Многие придворные поддержали начинания правителя и поменяли свои имена. Ими двигало не столько желание попасть под покровительство к новому верховному божеству, сколько стремление угодить фараоновой прихоти.
Египтяне не понимали, пугаться им или радоваться. С одной стороны, уменьшалось налоговое бремя, так как фараон, как верховный жрец, определил размер налогов для всех подданных. Раньше с кого и сколько собирать решали жрецы крупных храмов. Поборов стало меньше, но чиновники Эхнатона принялись активно пользоваться служебным положением, превращая города, куда их назначали, в свои личные кошельки.
На поклонение старым привычным богам власть смотрела всё с большим неодобрением. Дошло до того, что Эхнатон распорядился изменить летописи, вымарывая из них упоминания прежних богов. Это не помогло. Египтяне продолжили молиться по-прежнему, что подтверждают найденные даже в Ахетатоне многочисленные амулеты, посвященные другим богам.
Интересно, что при таком «абстрактном» (не имеющем лица и даже тела) боге как Атон древнеегипетское искусство сделало шаг в сторону натурализма. Именно в этот период, который археологи называют «Амарнским» в честь городка Амарна, что сейчас на месте Ахетатона, фараона и его семью стали изображать в движении, а не исключительно сидящими на тронах. Также в скульптурах и фресках появляются сцены из ежедневной жизни монарха. Вместо парадных портретов фараона в образах воина или великого правителя его начали изображать человеком, у которого есть такие же дела, как и у обычных людей: молитвы, еда, семейная жизнь. Стала развиваться и литература: помимо гимнов Атону ученые нашли много любовной лирики, относящейся к этому периоду.
Тогда же появились отдельные изображения жены фараона — Нефертити. До этого подобное было не принято в египетской традиции — жена всегда изображалась вместе с мужем. Первые опыты египетских портретистов и скульпторов были не очень удачными — Нефертити изображали с мужским лицом, и только по одежде и регалиям можно было догадаться, что это не фараон, а его жена. Но постепенно люди искусства научились изображать супругу своего правителя так, как положено, и появились знаменитые портреты царицы, и сегодня поражающие женской красотой. Правда, некоторые пошли еще дальше и начали изображать фараона в стиле унисекс: с женоподобной фигурой, толстым животом и вытянутым черепом. Ученые предполагают, что это сделано для того, чтобы приблизить образ правителя к Атону, которому было чуждо само понятие пола.
Эхнатон и его семья (барельеф). Источник: en. wikipedia.org
Самому фараону половые проблемы были отнюдь не чужды. Несмотря на красоту, Нефертити не справлялась с главной обязанностью царицы — рождением сына. Она подарила мужу шестерых дочерей, и только потом на свет появился наследник Тутанхатон. Судя по современным исследованиям ДНК мумий, его матерью была не жена, а родная сестра Эхнатона. Так с помощью ближайшей родственницы фараон решил проблему престолонаследия. Он рассчитывал, что сын продолжит его дело, поэтому и воспитывал его как рьяного почитателя Атона.
О внешней политике Эхнатона известно хорошо, так как во время раскопок в руинах Ахетатона нашли много дипломатической корреспонденции тех времен на глиняных табличках. Фараон вёл активную переписку с другими «Великими монархами», которыми считались лидеры Вавилона, Ассирии, Митанни и государства хеттов. В начале своего царствования у Эхнатона возник конфликт с правителем Митанни, который был очень недоволен тем, что фараон отправил ему две позолоченные статуи вместо цельнозолотых. Эта странная претензия послужила поводом для войны между Египтом, Митанни и хеттами, где стороны конфликта менялись с невероятной скоростью, равно как и цели воюющих сторон. Три основных участника войны постоянно заключали за спинами друг друга секретные договоры, а их вассалы регулярно меняли своих хозяев, перебегая туда, где им, казалось, будет выгоднее. Но по итогу всего правления Эхнатона Египет остался примерно в тех же границах, что и при Аменхотепе III.
Борьба с коррупцией под видом борьбы с культом
Эхнатон правил 17 лет и после смерти во время эпидемии был похоронен в Ахетатоне со всеми почестями, положенными сыну Атона. Всего через пару лет после его смерти началось возвращение старых порядков. Поначалу регенты юного фараона еще продолжали курс Эхнатона, но уже при восшествии на престол Тутанхатон сменил имя на Тутанхамон. Всем стало ясно, что возвращается старый культ бога Амона. После переезда фараона и его двора обратно в Фивы рабы начали разбирать город Ахетатон и все храмы Атона для постройки новых зданий.
Тутанхамон правил недолго и окончательно растоптать культ Атона не успел. Его сановник Эйе, ставшим фараоном всего на четыре года, тоже не справился с этой задачей. Стереть культ Атона из памяти потомков удалось только следующему правителю Египта Хоремхебу. Он подошёл к делу так рьяно, что распорядился вымарать имена Эхнатона, Тутанхамона и Эйе из всех записей, вписав себя сразу после Аменхотепа III.
Историки считают, что такое уничтожение нового культа было необходимо для борьбы с коррупцией. Эхнатон был настолько увлечен своими религиозными и градостроительными планами, что отдал многое на откуп высшим чиновникам, а это привело к росту коррупции в Египте. Проблема была настолько велика, что Хоремхеб воздвиг стелу с особым указом отрезать нос любому проворовавшемуся чиновнику. Такими памятниками древнеегипетские фараоны отмечали лишь самые важные указы и государственные события вроде окончания войн. Хоремхеб весьма неплохо справился с вымарыванием всех следов культа Атона из хроник Египта. Настолько неплохо, что следы существования самого Эхнатона были обнаружены лишь в XIX веке.
После этого открытия в науке началась дискуссия о том, был ли Эхнатон приверженцем монотеизма, еще до того как сформировался иудаизм. Свою лепту в этот спор внёс даже Зигмунд Фрейд. По его теории Моисей был жрецом Атона, которого заставили покинуть Египет после смерти Эхнатона. После такого заявления начали искать сходство между гимнами, посвященными Атону, и библейскими псалмами. Сегодня ученые считают, что в культе Атона были некоторые черты, присущие более поздним формам монотеизма, но всё ещё оставались немало деталей типичных языческих верований.
Источник
Фараон сын бога солнца фараонов
Владимир Тихонович Пономарев
Тайны Царских Династий Мира. Фараоны — сыновья Солнца
«Древние египтяне создали уникальное для ранней древности централизованное государство — его превзошла по уровню организации только Римская империя. Они сумели так ввести искусство в повседневную жизнь, как ни один народ… Они оставили столько памятников искусства, что их превзошел только эллинизм. Обуздав наводнения Нила, египтяне трудом многих поколений осушили сплошные болота, поросшие тростником и кишащие ядовитыми тварями и крокодилами, очистили сам воздух от вредных испарений, впервые приручили массу диких животных (в том числе антилоп, козерогов, пытались приручить гиен) и вывели новые породы мясного и молочного скота, сумели сделать пригодными для пчеловодства и скотоводства топи дельты Нила. Они сами воздвигли себе памятники, перед которыми время оказалось бессильным.
И сделали это не титаны и сверхчеловеки, а обычные люди, имевшие достоинства и недостатки, сочетавшие силу со слабостью, героизм и мудрость с практицизмом и глупостью, верность и чистоту помыслов — с неблагодарностью и пороками. Это были люди, которые в быту и морали не так уж отличались от нас, но которые видели мир иначе. И свой вклад в историю они сделали не с помощью чудовищного напряжения сил и сверхэксплуатации, а повседневным трудом многих поколений».
Так писал о Древнем Египте известный русский ученый-египтолог Е. С. Богословский (1942–1990 гг.).
Движущий центр всего древнеегипетского общества, его предводитель и владыка — фараон.
Само слово «фараон» — от древнеегипетского словосочетания «пиро-он», означающего «великий дом». Поначалу эти слова применялись для обозначения царского дворца. Имеется версия, что истинное значение этих слов — «великий в доме».
Фараон — любимый сын Бога. Все, что делает царь, он делает по воле Бога и при его постоянной поддержке. «Государство — это я» — принцип, звучавший из уст французских королей, — на самом деле изобретение египетских фараонов.
Считалось, что фараон, поставленный богами властвовать над страной, божественная плоть небесных владык, обеспечит стране мир и процветание. Обильные разливы Нила помогут вырастить щедрый урожай. Выросшая на лугах сочная трава будет способствовать росту многочисленного поголовья скота.
Слоновая кость, неисчислимые товары, благовония, золото, диковинные животные и растения будут прибывать из всех стран света.
Все это при одном условии — должна соблюдаться божественность фараона. Если не будет соблюдаться, то страна придет в упадок.
Главная обязанность царствующего властителя — постоянное выражение признательности богам, которые представляют собой суть всего сущего на Земле.
Только в таком случае фараон представлялся жрецами в храмовых религиозных церемониях как «царь благодетельный», ибо он «совершает работы для всех богов…».
Фараон принимал личное участие в торжественных ритуалах. Например, на великом празднике Опет царь появлялся на священной ладье длиной более ста локтей, которую вели на буксире от Карнака до Луксора.
Своим участием в религиозных праздниках фараон показывал простому люду, что он так же, как они, набожен, так же почитает древние обычаи. Таким способом фараон постоянно старался поддерживать спокойствие в стране. Пока его почитали как любимого сына бога, до тех пор и трудовой народ покорялся властителю, мирился со своей горькой судьбой. Мало кто совершал попытки нарушить установленный богами порядок. Мало кто осмеливался ссориться с самими богами.
Власть фараонов и жрецов составляла практически единое целое.
Чарльз Уильям Гекерторн в книге «Тайные общества всех веков и всех стран» пишет: «Жреческая каста (Древнего Египта — В. П.), которая одна владела ученостью, сперва властвовала безраздельно; для собственной защиты жрецы вооружили часть населения, другую они держали в страхе суеверием или обезоруживали и ослабляли ее развратом. Платону, который судил со стороны, это правление казалось изумительным; он видел в нем идеал, „град Господень“, образец республики. Тем не менее, что было неизбежно, сила возмутилась против учения, воинство свергло власть духовенства, и рядом с первосвященниками возникли цари; лучше сказать, ряд тех и других шел параллельно; жрецов не отстраняли, они имели вдоль берегов Нила свои дворцы, храмы, сильные, как крепости, которые в то же время были роскошные жилища, земледельческие учреждения, торговые склады и станции для караванов. Члены этой касты управляли самими царями, распоряжаясь до мелочей всеми их действиями в течение дня; они занимали высшие должности и в качестве ученых, судей и врачей пользовались высшими почестями. Главные школы их находились в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Саисе; им принадлежала большая часть земли, которую они заставляли обрабатывать; податей они не платили, но собирали десятину. Они на самом деле были избранная, привилегированная и единственно свободная часть нации».
Фараоны старались принять на себя сан великого жреца Амона. Жреческие обязанности выполняли почти все царевичи.
Служители солнечного Амона обладали огромными знаниями. Они не смогли бы властвовать, если бы другие знали столько же, сколько они. Греческий ученый Страбон (ок. 64–63 гг. до н. э. — ок. 20 г. н. э.) сообщает, что «эти жрецы обладают большими знаниями в науке о небесных явлениях; это были люди скрытные и не склонные передавать свои знания другим, поэтому Платон и Эвдокл, только с течением времени снискав расположение жрецов, сумели убедить этих последних сообщить им некоторые положения своих учений; тем не менее варвары скрыли большую часть своих знаний».
Многие исследователи истории Древнего Египта отмечают, что именно назначение верховного жреца Амона являлось очень важной процедурой. Верховный жрец сосредоточивал в своих руках управление официальной государственной пропагандой.
Прежде чем поставить кого-то на этот высокий пост, фараон держал совет с самим Богом.
«Будь благодарен ему, ибо он тебя призвал» (Бог — В. П.), — говорил фараон вновь назначенному жрецу после проведения длительной консультации с богом Амоном.
Коллегия Тридцати (верховная судебная палата) во весь голос славила решение Его Величества, преклоняясь перед милостивыми богами. После похвал фараон вручал новому верховному жрецу два золотых кольца и посох из позолоченного серебра. Об этом решении оповещался весь Египет.
Фараон вручал награды военнослужащим и гражданским лицам. Только по милости фараона они становились людьми золота. Фараон выходил на балкон и оттуда бросал награжденным золотые чаши и ожерелья. Все аккуратно записывали придворные писцы. Если награждаемый был очень уж важной персоной, то мог получить награду на личном приеме фараона в беседке.
Фараоны достаточно высоко ценили своих близких соратников — знающих, практичных, умудренных жизненным опытом людей.
В кругу друзей по охоте и войне фараон развлекался их красочными рассказами.
Сильным было и влияние придворного гарема. Например, именно там могли изменить порядок естественного наследования престола.
Любящий отец, фараон в своих ежедневных обращениях к богам старался, чтобы они услышали его молитвы и возвели на трон его сына, зачатого его семенем, сына Амона, вышедшего из его плоти.
Человек, пусть он даже Его величество фараон, остается всегда человеком, полным тревог и забот о своей семье, ее многолетнем благополучии. Естественным было желание фараона, чтобы боги отвели от его родных катастрофы, беды, несчастья.
В этой книге рассказывается о фараонах Древнего Египта как о высших правителях страны и как о простых людях со всеми их заботами и тревогами.
Книга пророка Иеремии гласит: «…Вот Я посещу Аммона, который в Но, и фараона в Египте, и богов его и царей его, фараона, и надеющихся на него; и предам их в руки ищущих душ их…».
Источник