Меню

Фараоны сыновья луны или нет

Мифы о Хонсу

Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало. Происхождение Хонсу восходит, по меньшей мере, к V династии, периоду, когда его имя упоминается в знаменитом «Тексте пирамид». В то время Хонсу был всего лишь скромным второстепенным богом. Однако уже тогда египтяне ассоциировали его с луной, […]

Сложная мифология Хонсу рассказывает о его лунном происхождении и родстве с Амоном. В момент рождения Хонсу человечество уже существовало.

Происхождение Хонсу восходит, по меньшей мере, к V династии, периоду, когда его имя упоминается в знаменитом «Тексте пирамид». В то время Хонсу был всего лишь скромным второстепенным богом. Однако уже тогда египтяне ассоциировали его с луной, что сделало его сельскохозяйственным божеством первостепенного значения: все знали, что это светило влияет на рост растений. Тем не менее, впоследствии Хонсу ничто уже не связывало с его аграрными корнями. По прошествии нескольких веков мы встретимся с ним в Фивах, в городе, ставшем столицей правителей XVIII династии. Древнеегипетские фараоны сделали Амона верховным богом, а богиню Мут — его супругой, недоставало только сына. Этим сыном стал Хонсу, вошедший таким образом в знаменитую фиванскую триаду.

Древний бог луны

Среди различных версий «Текста пирамид» одна из самых древних (датирующаяся периодом правления фараона Унаса, последнего царя V династии) рассказывает нам о Хонсу. В этом тексте бог появляется в лунном обличье. Интересно, что документ намекает нам, что Хонсу имел жестокий, чтобы не сказать кровожадный, нрав. Вид полумесяца, похожего на серп или на остро заточенное лезвие, тоже усиливает эту ассоциацию. Более того, если верить древнейшим текстам, Хонсу не только обрушивал на людей свой смертоносный «серп», но и питался их плотью! В других текстах упоминается, что Хонсу преподнес умершему фараону в дар человеческие тела. Но, разумеется, это кровавое жертвоприношение не более чем пугающий миф.

Тем не менее, резкий и даже жестокий нрав бога сглаживается его лунной сияющей стороной. Ведь Хонсу прежде всего «владыка света»! И, поскольку древние египтяне считали луну ночным солнцем, Хонсу закономерно стал лунным оком Ра. В Фивах он даже был отождествлен с Тотом, еще одним богом, связанным с луной. Вот откуда взялись редкие изображения Хонсу в виде павиана!

Вечно молодой бог

Если Ра старел, подобно людям, Хонсу, напротив, оставался вечно молодым. Это бесконечное детство, безусловно, объясняется фазами Луны (по крайней мере, так считали сами египтяне), проходя через которые светило постоянно обновляется. Отсюда и традиционная «детская прядь» на портретах бога — прядь волос, свисающая вдоль лица. Из-за этой пряди Хонсу связывался с другими юными богами: с Гарпократом (или младенцем Гором), а также с Ихи, сыном Хатор, и с Нефертумом, сыном львицы Сехмет. Все трое считаются вечно юными, а для Хонсу этот факт более значим, чем для двух других. Ведь солнце Ра неустанно сияет на небесах с утра до вечера и может отдохнуть (но и этот отдых полон тревог!) только с наступлением ночи. Так что солнце почти не восстанавливает силы по сравнению с луной, которая прибывает и убывает. Ему уготовано старение, а ей — вечная молодость! Хонсу — это своего рода обожествленная персонификация этого феномена.

Качества, достойные великого бога!

Хонсу получил от своих почитателей множество самых разных эпитетов и титулов. Помимо своего главного титула, «владыка света», Хонсу в первую очередь сын Амона. Египтяне называли его «великодушным», «наследным принцем, судящим богов», «вождем рода людского» и «советником». Конечно же, столько титулов бог получил как отпрыск и наследник Амона. Хотя это изобилие почестей и не имеет отношения к мифологии как таковой, все же оно свидетельствует о стремлении фиванских фараонов внедрить по всей стране не только культ верховного бога (Амона), но и целой божественной династии, которая оттеснила бы на задний план все прочие теогонии.

Читайте также:  Адский босс луна история персонажа

С культом Хонсу государственная религия, центром которой были Фивы, окончательно утвердилась в Египте. У Амона есть сын, так что преемственность власти обеспечена. Вся мифология Хонсу основана на этом факте. В Карнаке основное воплощение Хонсу носит имя Хонсу-в-Фивах-Неферхотеп. Также он упоминается в качестве Младенца Хонсу и, в редких случаях, в качестве Хонсу-паун-нехену (Хонсу Вечно Юный) и Хонсу-ир-сехеру (Хонсу, Дающий Советы). Перстень-печать с именем бога Хонсу-Неферхотепа хранится в коллекциях Лувра. Это украшение, судя по всему, принадлежало одному из высокопоставленных членов многочисленного духовенства, посвятившего свою жизнь поклонению фиванской триаде.

Мифы и обряды

Хонсу появляется в мире богов сравнительно поздно. Так, на заре времен ни о каком боге луны и речи не было. Большинство мифов относят рождение Хонсу к периоду после сотворения человечества. Некоторые египтяне, должно быть, могли кое-что рассказать нам об этом боге… Одним из таких «очевидцев» был сам фараон Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.). Событие, о котором мы поведаем ниже, произошло в годы его правления. Мы узнали о нем благодаря так называемой бактрийской стеле, найденной в храме Хонсу в Карнаке. Сегодня она выставляется в парижском Лувре.

В одну из дочерей бактрийского правителя (Бактрия — область в Средней Азии) вселился злой дух. Рамсес II решил послать жреца Хонсу исцелить ее. Однако наука священнослужителя оказалась бессильна. Тогда египтяне с большой помпой отправили в Бактрию статую бога Хонсу, которая во время религиозного обряда была наделена магическими силами бога! Прибыв в Бактрию, Хонсу исцелил принцессу. Это чудо поразило правителя до глубины души, и он обратился к фараону с просьбой оставить статую у него на три года. Однако вскоре ему приснился сон, в котором бог известил его о своем желании вернуться в Египет, и правитель отпустил статую Хонсу на родину.

Когда хонсу и тутанхамон едины

Большая гранитная статуя (больше 2,5 м в высоту!) из Карнакского храма изображает бога Хонсу в обличье фараона Тутанхамона. Он держит жезлы бога Птаха (комбинированный жезл, состоящий из символов анкх и джед, которые украшают жезл у ас), а также жезлы Осириса (хекат и нехех). Под подбородком у него накладная бородка хебесут. На шее бога висит тяжелое ожерелье менат. Тело завернуто в льняное полотно или саван, что придает ему сходство с мумией. Так что юный фараон отождествлялся с вечно юным богом Хонсу не только на словах!

Источник

Лунные боги Древнего Египта

В «сутолоке богов» Древнего Египта разобраться не всегда просто, что связано с отсутствием единой мифологической системы, а также со своеобразной религиозной автономией — в каждой области (номе) были свои боги. В прошлый раз в пантеоне египтян мы выделили солнечных богов. Но у египтян были и лунные боги.

Древнеегипетский пантеон

Древнеегипетский пантеон начал формироваться уже в додинастические времена (конец V тыс. до н. э. — 3.100 г. до н. э.), когда были заложены основы разделения на солнечных, лунных и земных богов.

Самыми древними были лунные боги, поскольку ранние земледельческие цивилизации связывали сельскохозяйственный цикл с лунными фазами. Считалось, что зерновые получают от луны больше пользы, чем от солнца, а в религиозных гимнах говорится, что бог Луны «дарует плодородие в ночное время».

К лунным богам в древнеегипетском пантеоне относятся Тот, Хонсу, Осирис, Ях, Мин, Хор; богини Баст, Хатхор, Нут, Исида. Лунные боги связаны с культами плодородия, счетом времени (первым календарем был лунный), смерти и возрождения (ассоциируемыми с природными циклами).

Читайте также:  22 августа 2021 голубая луна

Символами и атрибутами лунных божеств часто являлись бык/корова, баран (или рога барана), глаз (смотрящее ночное Солнце), зеркало, круг, змея, кот/кошка, крылья, лодка, полумесяц, столп/конус. Цвета лунных божеств: белый, красный или черный, в зависимости от фазы Луны.

Ях — Хонсу — Тот — Осирис

С этой точки зрения интересна цепочка Ях-Хонсу-Тот-Осирис, являвшихся, по-видимому, ипостасями архаического лунного духа. Взаимосвязь этих богов, принадлежность к лунным богам можно определить по атрибутам: корона в виде полумесяца с покоящимся в нем диском полной луны, проявления в виде ибиса/сокола, покровительство счету (времени или жизни) и письму, знаниям, магии, земледельческим ритуалам.

Наиболее древним в этой триаде, вероятно, является Ях, который изначально олицетворял мужское «воинственное начало».

Слово «ях», собственно, и означает по-египетски «луна», когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Изображался он антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола, а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол.

Эти птицы сближают Яха с другим лунным божеством — Хонсу, который также изображался с головой сокола.

Имя «Хонсу» означает «проходящий, пересекающий (имеется в виду небо) странник, путник». Часто он изображался в виде юноши, закутанного в плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, свободны были только его руки, целиком или частично. На голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны.

Упоминания о Хонсу как о боге Луны можно встретить уже в «Текстах пирамид». Однако облик его довольно своеобразен: Хонсу выступает как свирепое кровожадное божество (кровь также является символом лунных божеств), помогающее умершему царю охотиться на других богов, душить их и поедать, чтобы завладеть их силой: «Земля дрожит, небо содрогается и боги трепещут, когда поднимается этот Пепи правогласный».

Это заклинание входит в так называемый «Каннибальский гимн» «Текстов пирамид», но его уже не встретить в поздней редакции, например в «Книге мертвых». В среднеегипетских «Текстах саркофагов» Хонсу назван «яростью, сжигающей сердца».

А вот в эпоху Нового царства Хонсу выступает уже как «прекрасный ликом» юноша, дитя в фиванской божественной триаде (сын Амона и Мут). Теперь его ипостасями становятся «Хонсу-дитя», «Хонсу-проводник» и — пожалуй, главная из них, — Хонсу Хесеб Ахау («Хонсу, исчисляющий время жизни»).

«Ночное солнце» Тот

Самым известным египетским богом с явными лунными атрибутами является Тот (Джехути), которого называли «серебряным диском», «ночным солнцем».

В «Книге коровы» рассказывается том, как Ра приказал Тоту быть его заместителем на небе, освещать землю, пока Ра светит мертвым в Дуате: «Сказало величество этого бога Тоту: «Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате».

Еще один лунарный сюжет, связанный с Тотом, включен в цикл мифов о тяжбе Гора и Сета за трон Осириса. В одном из эпизодов этого затянувшегося спора, коварный Сет пригласил ничего не подозревающего племянника к себе в гости, а ночью попытался совершить «над ним дело победы», то есть попросту изнасиловать его. Но благодаря предусмотрительности матери Хора — Исиды — все обернулось не в пользу Сета.

Чтобы очистить сына, Исида по его просьбе отрубила ему оскверненную руку, вместо которой у Хора появилась новая, а затем Исида и Хор поместили семя Хора на растение латук, бывшего излюбленным лакомством Сета, которое тот и съел к своему удовольствию. Сразу после этого Сет и Хор в очередной раз предстали перед судом богов, где Сет пытался дискредитировать племянника, сообщив о том, что ему, Сету, удалось сделать с Хором.

Но когда Тот, «Владыка истинных слов», воззвал к семени Сета, оно откликнулось из воды болота, куда Исида бросила руку Хора. Когда же Тот воззвал к семени Хора, оно откликнулось изнутри Сета, и вышло из его головы в виде золотого солнца. Разгневался Сет и попытался схватить золотое солнце, но Тот забрал его и поместил на свою голову. Это «золотое солнце» и есть Луна с которой связан Тот как воплощение лунного духа.

Читайте также:  Лунное затмение убывающей луны

Тот чаще всего изображался в виде человека с головой ибиса (изогнутый клюв ибиса ассоциируется с полумесяцем, а черно-белое оперение воспринималось как указание на рост и убывание луны), но мог изображаться в виде павиана (павианы ночные животные, криками встречающие появление луны, они же встречали в Дуате умерших, приветствовали ладью Ра). Тот носит лунную корону, напоминающую корону Хонсу — диск полной луны, покоящийся внутри месяца.

Тот являлся божественным Судьей в Зале Двух Истин, поскольку упорядоченные изменения лунных фаз предполагают соблюдение твердо установленных законов, и в качестве бога Судьбы он отмерял продолжительность человеческой жизни прутом с зазубренным краем. В отличие от других лунных богов, связь Тота с земледельческими культами не очевидна. Но в его функции входила запись имени фараона на священной сикоморе, так что, он, вероятно, ассоциировался с духами деревьев (пережиток анимизма), которые также относятся к лунному культу. Ученые считают, что эта черта стерлась в результате его «специализации» и передачи части «полномочий» Осирису.

Осирис

Осирис — наиболее явное проявление лунного духа в египетской мифологии, он ассоциируется с духом зерна, с циклами смерти и возрождения.

В одном из гимнов, посвященных Исиде, он прославляется как бог, «который является нам, как младенец, каждый месяц», что является свидетельством в пользу лунной природы. В гимне Осирису-Сокару читаем: «Славься, живая душа Осириса, увенчавшая его Луной». В одном из храмовых песнопений Осирис назван быком (символом плодородия, типичным лунным символом): «Бык, порожденный двумя коровами, Исидой и Нефтидой…Он потомок двух коров, Исиды и Нефтиды…».

Часть мифа о разрубании тела Осириса (Сетом) и соединении тела (Исидой) также можно связать с убыванием и прибыванием Луны. Смерть Осириса в природной интерпретации — это новолуние, а пик могущества — полнолуние.

Отметим, что расчленение тела умершего (а также кремация) связано с погребальным обычаем древних египтян раннего додинастического периода (забота о сохранении тела была ими перенята у пришельцев из Азии). Даже в «Книге мертвых» можно найти отголоски старых ритуалов: «Я — Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да не будет голова умершего отнята от него… «.

В более поздние времена синтез лунных божеств приводит к возникновению объединенных форм имен этих богов, например, Хонсу-Тот, Осирис-Ях, Сокар-Осирис, Ра-Осирис и пр.

В период Нового царства атрибуты солнечного и лунного божественных культов, а также культ умершего царя сливаются в универсальном божестве — Амон-Ра.

Амон — фиванский бог, связанный с древними земледельческими культами, символом которого был баран, что говорит о его лунной природе; Ра — древнее гелиопольское божество, «дневное солнце», а в «Текстах пирамид» бог-покровитель умершего царя, символом которого чаще всего являлся солнечный диск.

В гимне Амону-Ра мы видим слияние солнечного и лунного божественных атрибутов: «Была земля во мраке, и стал свет после того, как ты возник. Озарил Египет лучами своими, когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, левый же глаз твой прогнал тьму ночную».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Adblock
detector