Фазы Луны
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
В презентации в яркой и доступной форме дается представление о Луне — естественном спутнике Земли, о фазах Луны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fazy_luny.ppt | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте! Я звездочёт — волшебник. 900igr.net
Я хочу попросить вас, ребята, об одной вещи. Закройте-ка глаза. Представьте себе космос. Как вы думаете, какой он? Какими словами можно описать необъятное космическое пространство? (холодное, темное, огромное, блестящее и т. д. )
Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет. Теперь я хочу загадать вам загадку:
Вы молодцы! Отлично умеете отгадывать загадки. Конечно же, это Луна . Луна входит в состав Солнечной системы. Вы ведь уже знаете, что такое Солнечная система ? Давайте вспомним вместе. Солнечная система — совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (9 планет) с их спутниками, кометами и метеорами.
Попробуйте-ка найти место Луны в космическом царстве и запомните, что Луна входит в состав Солнечной системы .
В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли . За это Луну даже прозвали спутником Земли . Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны . Опыт : пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.
Луна имеет форму шара. А вот вам задание : из предложенных предметов назовите те, которые имеют шарообразную форму, — то есть по форме похожи на Луну.
Луна намного меньше Земли и гораздо меньше Солнца. Задание : определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.
Задание : взгляните на представленный ниже рисунок и определите, что же расположено от Земли дальше , Луна или Солнце.
Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? (представьте, что вы уже в скафандрах) Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, в звездный космос полети!
Задание : не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.
Земля из космоса
Приближаемся к Луне!
Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!
Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны. Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что на Луне нет воздуха , а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след. Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.
А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы ( кратеры ). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.
Опыт : в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.
Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Вы не знаете? Тогда я вам объясню. Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца. Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт. Опыт : Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.
На Луне нет не только воздуха, но и воды . Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему? Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой). Вид Земли с Луны
Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой : Еще через несколько дней – вот такой : Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет. Утром вижу из окна, В небе ранняя Луна. Чтоб ее нам отличить, Нужно к полукругу Нам приставить палочку, Букву Р там получить. Фазы Луны
Еще через некоторое время мы видим Луну такой: Такой вид Луны называется полнолунием . Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид: Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид: Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С . Говорят, что Луна убывает, стареет. Плыл по небу Лунный серп, Серп склонялся на ущерб. И поэтому с небес Нам светила буква С .
Задание : определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает.
Отправляемся домой, на Землю! До свидания, Луна!
А вот вам домашнее задание : нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники. Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный час в группе продлённого дня 1 классов.
Итоговое занятие кружка «Хочу всё знать». 1 класс.Цель: создать условия для выявления у учащихся умения комплексного использования освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситу.
Описание и иллюстрации смены фаз Луны для выполниения задания из дневника наблюдений.
Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления. Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщате.
ФазаныОписание На Кавказе диких кур зовут фазанами. Их так много, что они там дешевле домашней курицы. За фазанами охотятся с кобылкой, с подсаду и из-под собаки.
Формирование регулятивные УУД на стартовой и рефлексивной фазе учебного года.
Данный видеоролик поможет отличить фазу растущей луны от фазы стареющей луны при изучении темы «Луна- спутник Земли".
Источник
Окружающий мир. 2-й класс. «Луна. Фазы луны»
Класс: 2
Цели:
1. Раскрыть связь и влияние Луны – естественного спутника планеты Земля – на саму планету.
2. Развивать логическое мышление, память, коммуникативные навыки, умение организовывать себя на работу в группе из четырёх человек.
3. Воспитывать товарищество, настойчивость в работе.
Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир” Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков; рабочая тетрадь “Мы и окружающий мир” Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков; 3 альбомных листа, 3 фломастера; проектор; компьютер.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— Сегодня у нас в классе три космических экипажа. Каждый из которых состоит из четырёх человек. Все космонавты перед полётом сдают экзамен на профессиональную пригодность. Вы готовы?
— Для быстрой и слаженной работы вам необходимо выбрать роли:
1. Организатор (следит за правильной работой группы, все ли участники выполняют свои обязанности).
2. Регистратор (записывает результаты работы).
3. Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу).
4. Наблюдатель (оценивает баллами работу каждого члена группы, наивысший балл – 8).
— Задание: Вспомните и запишите названия 9 планет Солнечной системы. – Для работы вам понадобятся альбомный лист и фломастеры.
б) доклады групп;
в) коллективная проверка работы групп (Слайд 1. Приложение 1.).
— Наблюдатели, не забудьте оценить работу членов группы.
Постановка учебной задачи.
Какое космическое тело мы сегодня посетим вы узнаете, если ответите на вопрос: — Как называется естественный спутник Земли? (Д.: Луна)
Работа над новым материалом.
— Объект нашего путешествия – Луна. Это самое близкое к Земле космическое тело. Поэтому она нам кажется по величине равной Солнцу. На самом деле она много меньше и Солнца, и Земли.
Луна – естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты, делая один оборот за 29 с половиной суток (Слайд 3. Приложение 1.).
Вместе с Землёй Луна несётся по орбите вокруг солнца (Слайд 4. Приложение 1.). Если посмотреть в телескоп Луна выглядит так: (Слайд 5. Приложение 1.).
— Закройте глаза и представьте: ясная ночь, мы на улице, поднимаем голову вверх и … видим Луну. Какая она?
— Откройте рабочие тетради на странице 48 и нарисуйте ту, Луну, которую вы себе представляли.
— Какой формы Луну вы нарисовали? (Д.: Круглая, месяц…)
— Сравните ваши рисунки с изображением на доске (Слайд 6. Приложение 1.).
— Изменения формы Луны, которые мы видим с Земли, называются фазами Луны. Но они существуют только для нас, землян. На самой Луне никаких фаз нет. Солнце всегда освещает одну её половину. Но из-за движения Луны вокруг Земли мы только в полнолуние видим всю эту освещённую половину. В остальное время нашему взгляду доступна только какая-то её часть. А в новолуние мы не видим Луну вообще.
— Какие движения совершает Земля? (Д.: Вокруг Солнца, вокруг своей оси) (Слайд 7. Приложение 1.)
— Какие меры времени дало нам это движение Земли? (Д.: Сутки, год)
— А какое движение совершает Луна? (Д.: Вокруг Земли) (Слайд 8. Приложение 1.)
— Смена фаз Луны в течение 29 с половиной суток от новолуния до новолуния дала нам ещё одну меру времени. Её назвали вторым именем Луны – месяцем. За год Луна 12 раз меняет все свои фазы, поэтому в году 12… месяцев.
Это явление помогло составить календари. Первые календари были лунные, их составили астрономы глубокой древности. Но когда учёные вычислили истинное число дней в солнечном году, оказалось, что лунный год с ним не совпадает. Однако некоторые страны до сих пор пользуются этими лунными календарями.
До создания современного календаря прошло ещё очень много времени.
Повторение пройденного.
Работа в группах (роли остаются те же).
— А сейчас игра для настоящих космонавтов, какой же экипаж самый дружный и быстрый?
Задание: Распределить по группам небесные тела: 1-й ряд – спутники, 2-й ряд – планеты, 3-й ряд – звёзды.
— Для работы вам понадобятся фломастеры и альбомные листы.
— Внимание на доску! Небесные тела: Солнце, Земля, Луна, Юпитер, Полярная, Марс (Слайд 9. Приложение 1.).
в) коллективная проверка работы групп (Слайд 10. Приложение 1.).
— Сегодня на уроке мы говорили о естественном спутнике Земли – Луне.
Что интересного вы узнали?
— Дома вы ещё раз прочитаете об этом небесном теле в рассказе “Хитрость Колумба” на странице 53-57.
— На следующем уроке мы продолжим разговор о Луне и Солнце.
Источник
Урок окружающего мира во 2-м классе «Луна. Фазы Луны»
Цель: сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, фазах Луны.
Задачи урока:
- формирование знаний о форме, величине, движении, особенностях поверхности Луны, фазах Луны;
- развитие наблюдательности, логического мышления, воображения и фантазии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, теллурий, таблицы: “Луна”, “Солнечная система”, аудиоэнциклопедия “Увлекательная астрономия”, диск Людвиг Ван Бетховен “Лунная соната”, атласы “Мир и человек”, карточки со словами, выставка книг (энциклопедий) по теме “Космос”, С. Ожегов “Толковый словарь”.
Создание рабочего настроя.
— Я вновь приглашаю вас, ребята, в путешествие по огромной сказочной стране. Называется она – Вселенная. Пусть путешествие для вас будет интересным, увлекательным, радостным.
Определение темы урока.
— Сто вопросов – сто ответов,
В них найдём мы сто секретов.
Все секреты мы узнаем,
А сначала загадки разгадаем.
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня … (Луной).
За домом у дорожки
Висит пол-лепёшки. (Месяц).
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
(О Луне и о месяце). (1 — 3 слайды)
— А Луна и месяц это одно и то же?
— Что вы знаете о Луне?
— Какую форму имеет Луна?
— Что вы знаете о её величине?
— Что ближе Луна или Солнце?
— Почему Луна не освещает Землю так ярко, как Солнце?
Работа над новым материалом.
а) Работа с толковым словарём.
— Что такое спутник? Выберем из статьи толкового словаря то значение этого слова, которое подходит к теме урока.
1) Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь. Весёлый спутник. Спутник жизни (переносное: о муже).
2) Переносное. То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. Улыбка – спутник хорошего настроения.
3)Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. Луна – спутник Земли.
4) Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств. Искусственный спутник Земли (Луны, Венеры, Марса, Солнца).
б) Обобщение ответов детей. (4-6 слайды)
— Космонавты к полёту готовы?
— Есть завести моторы.
в) Чувашская легенда “Девушка на Луне”. (7 слайд)
— В ясные ночи на полной Луне видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше — обязательно увидите. Как она туда попала?
Существует у чуваш легенда. Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая- презлая колдунья. Была у колдуньи падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица.
Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. Задумала как-то колдунья погубить падчерицу.
В глухую полночь посылает колдунья свою падчерицу на речку за водой.
Не ослушалась девушка, взяла коромысло с вёдрами и пошла на речку.
Только зачерпнула девушка воду, как в ужасе отшатнулась: со всех сторон окружали её страшные ведьмы.
В страхе девушка зажмурилась, взяла вёдра на коромысло и заспешила домой. Но не тут-то было! Ведьмы не отстают от неё, вот-вот растерзают.
Девушка смотрит кругом – ни души, только одна луна с неба светит.
Взмолилась девушка: “Не дай погибнуть, ясный месяц!”
Луна услышала мольбу девушки, засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами к себе.
— Конечно, это всего лишь легенда.
— А как там на Луне?
г) Слушание аудиозаписи “Поверхность Луны”. (8-9 слайды)
д) Инсценировка сербской народной сказки “Отчего у месяца нет платья” в пересказе С. Маршака.
— А что же всё-таки происходило с Луной?
— Куда девается остальная часть Луны, когда мы видим, например узкий серп?
— Никуда не девается, просто мы её не видим.
е) Опыт с теллурием.
— Какой формы вы видите освещённую часть Луны?
(Она то круглая, то полукруглая, то как долька).
— Точно так же мы видим с Земли освещённой какую-то часть видимой стороны Луны.
— Как вы думаете, когда Луна находится между Землёй и Солнцем, то какая сторона Луны освещена?
— Что будет на видимой стороне Луны?
-Давайте это зарисуем в тетради. (Работа в тетради).
—Луна, вращаясь вокруг Земли, постепенно начинает освещаться Солнцем. Мы с Земли видим на небе месяц, который словно растёт. Так как скорость вращения Луны вокруг своей оси и скорость вращения вокруг Земли почти одинаковая мы видим всегда только одну сторону Луны.
з) Работа по учебнику. С. 54. Фазы Луны. (10 -11 слайды)
Секреты красавицы Луны. (12 слайд)
Пересказ подготовленными детьми статьи А. Томилина, К. Гильзина из книги Г.В. Трафимовой “Секреты и диковинки окружающего мира”.
— Люди веками были очарованы Луной. Астроном Галилей впервые направил свой телескоп на этот таинственный шар в 1609 году.
20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг первым из землян ступил на лунную поверхность. Поверхность Луны изучается при помощи искусственных спутников, луноходов, которые управляются с Земли. Исследования Луны имеют большое значение для познания жизни на Земле. Под действием взаимного притяжения Луны и Земли на нашей планете в морях и океанах возникают приливы и отливы, во время которых перемещается огромное количество воды. Под действием лунных приливов Земля постепенно тормозит вращение вокруг своей оси. Это ведёт к тому, что через миллионы лет сутки на Земле будут значительно длиннее и станут равными месяцу. Миллионы лет назад сутки длились не 24 часа, как сейчас, а всего лишь 5 – 6 часов.
Обобщение по теме “Космос”. Тест. Верно ли, что…
(13 – 14 слайды)
- Вселенной нет ни конца, ни края?
- Мы живём в Галактике Млечный Путь?
- Млечный Путь больше Вселенной?
- Солнечная система больше Млечного Пути?
- Солнце – это звезда?
- Солнце – самая большая звезда во Вселенной?
- Солнце больше Луны?
- Расстояние от Земли до Луны больше, чем от Земли до Солнца?
- Луна – искусственный спутник Земли?
- Луна совершает один оборот вокруг Земли за год?
- С Земли видны 4 основные фазы Луны?
Проверка теста. (15 слайд)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 + + — — + — + — — — +
С. 53 – 60, рабочая тетрадь задание 23, 27. Понаблюдать в течение месяца за фазами Луны и зарисовать в тетрадь. Не забудьте записывать дату наблюдения.
Итог урока.
- Сможете ли вы объяснить, почему Луна “меняет форму”?
- Какой момент урока вам поможет в этом?
- Что интересного узнали на уроке?
Источник