Инти Райми (Праздник солнца) в Перу
Инти Райми (Inti Raymi) — это традиционный праздник зимнего солнцестояния в Перу. Первоначально он проводился в день зимнего солнцестояния в Южном полушарии (21 июня), но в конечном итоге праздник был перенесен на праздник Святого Иоанна Крестителя, 24 июня.
В то время как для тех, кто находится к северу от экватора, конец июня — это самый разгар лета. С самого зарождения цивилизации солнцестояние в конце июня было временем для празднования, и вы найдете немало людей, приветствующих солнце на рассвете в день летнего солнцестояния.
Путешествуйте вниз по экватору и высоко в Анды, вы также найдете людей, приветствующих солнце в этот же день. Это Инти Райми — древний праздник зимнего солнцестояния, посвященный Инти, богу солнца и самому важному божеству в религии инков.
История празднования Инти Райми
Праздник Инти Райми был религиозной церемонией, которая чтила Бога Солнца инков Инти. Ему поклонялись как божеству-покровителю Империи Инков. Инти Райми ознаменовал собой начало нового сельскохозяйственного сезона. Празднику предшествовали три дня поста. Сам праздник длился девять дней и был наполнен красочными танцами и процессиями, а также множеством жертвоприношений животных, чтобы обеспечить хороший сезон сбора урожая.
Во времена Империи инков Инти Райми был самой важной из четырех церемоний, отмечавшихся в Куско, исторической столице Империи Инков с 12 века до испанского завоевания в 16 веке. Празднование проходило на Хаукайпате или главной площади города, привлекая до четверти миллиона зрителей.
Считалось, что эта церемония символизирует мифическое происхождение народа инков. Первая запись Инти Райми была сделана в 1412 году, а последняя Инти Райми с присутствием императора инков была проведена в 1535 году. После этого испанские колонисты и их католические священники запретили эту церемонию и другие религиозные практики инков. Инка Райми был возрожден в 1944 году как историческая реконструкция древнего фестиваля инков. С тех пор он отмечается 24 июня.
Традиции празднования Инки Райми
Возрожденный в 1944 году, Инти Райми в настоящее время празднуется несколькими местными культурами по всей территории Анд. Торжества включают в себя музыку, ношение ярких костюмов и обмен едой.
Главный праздник проходит в Саксайвамане, обнесенном стеной комплексе недалеко от города Куско, где находится историческая столица Империи Инков. Торжества включают в себя красочные костюмы, музыку, танцы и традиционную еду. Дневные церемониальные мероприятия начинаются с призыва Сапы Инки на площади Кориканча перед церковью Санто-Доминго, местом поклонения, построенным над древним храмом Солнца. Инти Райми ежегодно привлекает тысячи туристов.
В Куско Инти Райми является главной туристической достопримечательностью. 24 июня центр города закрыт для регулярного движения транспорта, включая местные автобусы и такси.
- 2020 — 24 июня (Ср)
- 2021 — 24 июня (Чт)
- 2022 — 24 июня (Пт)
- 2023 — 24 июня (Сб)
- 2024 — 24 июня (Пн)
- 2025 — 24 июня (Вт)
Источник
Праздник солнца – языческий праздник современного Перу
Задолго до появления испанцев на землях современного Перу местные племена совершали обряды, посвящённые почитанию солнца. Позднее европейцами были запрещены подобные празднества, однако некоторые из них сохранились до нашего времени. Это – Инти Райми или, как называют его потомки инков, Праздник солнца.
Многие народы Анд отмечают его в период зимнего солнцестояния, а посвящается торжество древнейшему божеству Инти, что воплощал солнечные энергию и свет. Конечно, современный фестиваль мало чем напоминает действо, что происходило в далёкой древности, но это не делает его менее популярным. Каковы истоки праздника солнца в Перу? Как его празднуют современные жители этих мест?
Расцвет и запрет Праздника солнца
В древних преданиях инков рассказывается, что с каждым годом солнце становится всё дальше от земли. Не исключено, что эти сведения могли иметь реальную основу и были связаны с некими космическими изменениями.
Народ действительно опасался, что вынужден будет погибнуть от голода и холода, оставленный своим могущественным светилом-покровителем. Чтобы попросить бога солнца смилостивиться и возвратиться к земле. Жрецы инков собирались в Куско.
Воины инков на фестивале Инти Райми
Они несколько дней придерживались строгого поста, делали подарки местным жителям, получая взамен подношения для солнечного божества Инти. Со временем церемония стала обязательной, а проводилась в день зимнего солнцестояния, когда светило находится наиболее далеко от нашей планеты. Инки верили, что, услышав их мольбы, солнце вновь начинает возвращаться к нам, прибавляя длительность дня и даря тепло людям.
С появлением испанцев в Перу всё значительно изменилось. Европейские завоеватели не собирались терпеть языческие обычаи местных племён. В 1572 году наместник земель запретил проведение Праздника солнца, прервав многовековую традицию. Тем не менее, почитатели Инти и исконных инкских верований не стали смиряться с положением изгнанников. Им пришлось уйти в подполье, однако обычаи фестиваля не были забыты.
Император инков на фестивале Инти Райми в Перу
Возрождение традиций
Как и следовало ожидать, инкская культура в прошлом веке стала переживать время своего возрождения. Праздник солнца снова вернулся к людям, теперь его отмечают 24 июня. Этот месяц в Перу знаменует разгар зимы.
В отличие от дождливых сезонов, в июне здесь нет обильных осадков или жары, а погода наиболее комфортна для посещения страны. Но, мне кажется, и при неблагоприятных погодных условиях множество туристов по-прежнему устремлялось бы в страну, чтобы увидеть легендарный Праздник солнца.
Если в далёком прошлом инки во время фестиваля, посвящённого почитанию Инти, приносили жертвы и исполняли сложные религиозные ритуалы, то сегодня Праздник солнца больше напоминает театрализованное действо.
Оно помогает гостям торжества лучше узнать историю местных племён, погрузиться в атмосферу древнейших языческих обрядов и понять их суть. Фестиваль носит старинное название Инти Райми, что можно перевести как “почитание Инти”.
Инти Райми в Куско
Во время праздника зрители могут узнать о том, что этот бог являлся покровителем плодородия, а потому предки современных перуанцев просили его о богатом урожае и успешных полевых работах. Более того, инки считали Инти своим прародителем.
Более четырёх веков Праздник солнца в Перу не отмечали. Огромная заслуга в возрождении старинных обычаев и традиционной культуры принадлежит учёному и поэту Фаустино Наварро.
В 1944 году он пригласил местных артистов, которые воссоздали старинные обряды, некогда проводившиеся в Куско. Но вы можете задаться вопросом: как же люди знали, что необходимо делать после четырёхсот лет забытья? Основой для первого Праздника солнца послужили работы и хроники Гарсиласо де ла Вега.
В последующие годы фестиваль стал дополняться другими этническими элементами и постепенно превратился в масштабное зрелище. К участию в фестивале подключились и историки, которые помогли воссоздать в деталях некоторые ритуалы и основную часть церемонии поклонения Инти.
Девушки на Фестивале солнца Инти Райми
Праздник солнца в наши дни
Как правило, торжества начинаются рано утром 24 июня. Несколько сотен актёров, облачённых в традиционные костюмы инков, собираются на площади у Кориканча (это главный древний храм). Через некоторое время к собравшимся подходит главный жрец бога Инти, после чего воздаётся хвала солнцу за посланные дары.
После молитвы участники начинают движение к площади Пласа-де-Армас. В древности на её месте располагалась инкская “Площадь воинов”. Именно там “жрецы” проводят ритуал чтения по листьям коки. Особые насечки и структура листа позволяет определить будущее государства. После этого звучит предсказание.
Праздничная процессия с музыкой двигается по городу
Особую роль в церемонии играет Император, которые продвигается во главе процессии, восседая на золочёном троне. Рядом с ним – его соратники и слуги. Узнав о судьбе страны, он приказывает повернуть к руинам древнего города Саксайауаман, что располагается на возвышении в горах. Здесь участники проводят завершающие ритуалы, после чего праздник наполняется национальными напевами и игрой на старинных инструментах.
Праздник солнца в Перу – незабываемое зрелище, увидеть которое мечтают жители самых разных уголков земли. Что же в нём такого притягательного? Мне кажется, главное очарование Инти Райми – в том, что этот фестиваль позволяет нам совершить невозможное, а именно – путешествовать во времени. Праздник солнца действительно уносит всех участников и гостей в далёкие времена расцвета Империи Инков и загадочных обрядов.
Источник
Инти Райми: «Воскрешенное Празднество Инков»
Инти Райми (кечуа Inti Raymi – «Праздник Инти-Солнца») — религиозная церемония Инков и многих коренных андских народов, древний ритуал поклонения Инти (Бог Солнца), главному инкскому божеству. Праздник проходит в период зимнего солнцестояния и отмечается в Андах как Новый год. Во времена процветания инкской Империи это было грандиозное событие с жертвоприношениями, танцами, музыкой и красочными костюмированными шествиями.
С 1944 г. в Перу ежегодно 24 июня проводится театрализованное представление древнего инкского праздника. Это одно из самых зрелищных событий в Перу, во время которого участники и зрители погружаются в атмосферу исчезнувшей могучей Империи. Тысячи туристов каждый год приезжают в Куско на Фестиваль Солнца «Инти Райми», чтобы увидеть воссозданную величественную церемонию.
Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.
Главный обрядовый праздник Инков
В империи Инков «Inti Raymi» считался важнейшим обрядовым праздником, который проводился в столице Тауантинсуйу (кечуа Tawantinsuyu), Куско. Во время своего правления верховный Инка Пачакутек повелел подданным воздавать почести богу Солнца в дни зимнего солнцестояния. Это зафиксировано в хрониках Гарсиласо де ла Вега(исп. Garcilaso de la Vega; 1501-1536), одного из самых выдающихся испанских хронистов. Впоследствии для ритуальных торжеств была определена фиксированная дата — 24 июня (иногда эту дату переносят на несколько дней вперед/назад).
Инки считали Бога Солнца Инти своим прародителем. Поэтому они устраивали в честь Инти пышные празднества, приурочивая их к концу уборки урожая. Подготовку к торжествам индейцы начинали за 3 дня до солнцестояния. Они держали строгий пост, нельзя было разжигать огонь, под строгий запрет подпадали половые отношения. Зато во время праздника размах веселья, количество и богатство угощений поражали воображение. Празднования продолжались целых 9 дней, в течение которых Инки веселились, угощались праздничными блюдами и напитками. Улицы заполнялись музыкой, песнями и танцами.
Со всех концов Тауантинсуйу на торжества в Куско съезжались до 25 тыс. человек. В ходе ритуальных церемоний Инки благодарили Солнце за собранный урожай, просили хорошей урожайности в следующем году. С помощью жертвоприношений они старались задобрить Инти, чтобы заручиться его покровительством в будущем.
Торжества в честь бога Солнца проходили от рассвета до заката. В честь особо почитаемого бога люди облачались в лучшие одежды, надевали самые пышные украшения. Все праздничные дни были наполнены торжественными шествиями, обрядовыми танцами и ритуальными священнодействиями.
Сапа Инка, высшая знать, священники и верховные жрецы Империи собирались на Хаукайпата (кечуа Haukaypata) — главной площади в центре Куско, чтобы лицезреть мумий своих предков. Богато наряженные мощи умерших Инков специально привозили из близлежащих святилищ и торжественно «усаживали» на почетные места.
Во время праздника Богу-Солнцу приносились в жертву 200 белых лам, и площадь буквально пропитывалась священной «жертвенной кровью».
Когда испанские конкистадоры вторглись в Южную Америку, празднование «Инти Райми» было объявлено языческим, противоречившим католической вере. Последний раз в эпоху Империи праздник был официально проведен в 1535 г., после чего был запрещен католической церковью. Некоторые племена продолжали тайком отмечать «Инти Райми», но репрессии со стороны Франсиско де Толедо (исп. Francisco de Toledo; вице-король Перу с 1569 по 1584 гг.) положили этому конец в 1572 г. Испанцами были варварски сожжены священные мумии Инков. Однако коренные жители Анд всегда продолжали втайне поклоняться богу Солнца.
Возрождение древнего праздника в Куско
В наше время усилился интерес к инкскому прошлому. После более чем 400-летнего перерыва древний праздник был старательно возрожден. Его с размахом проводят жители многих стран Южной Америки. Но самые яркие и красочные торжества устраиваются в перуанском Куско, прекрасной столице Инков.
Огромная заслуга в возрождении древнего обряда принадлежит поэту и ученому Фаустино Наварро (исп. Faustino Espinoza Navarro), который в 1944 г. с помощью местных артистов воссоздал «Инти Райми» в виде зрелищного театрализованного Фестиваля. Большей частью церемония восстанавливалась по хроникам Гарсиласо де ла Вега и включала только основной религиозный обряд. С годами мероприятие превратилось в масштабное зрелищное событие, в котором участвуют местные профессиональные артисты и самодеятельные коллективы.
Ежегодно 24 июня индейцы со всего континента съезжаются в Куско, чтобы принять участие в красочном Фестивале «Инти Райми», в деталях повторяющем древние традиционные обряды. Современная версия древней церемонии стала своеобразным экскурсом в загадочную культуру Инков.
Обычно торжества начинаются ранним утром. Сотни театральных актеров, отобранных для реконструкции исторического праздника, собираются на огромной площади перед Кориканча (кечуа Coricancha), самым важным храмом великой Империи. К собравшимся выходит Сапа Инка (его роль тоже исполняет профессиональный актер), он просит у Солнца-Инти обильного урожая в грядущем году и благодарит за дары года минувшего.
Затем торжественная процессия направляется к площади Пласа-де-Армас (исп. Plaza de Armas). Во времена Инков здесь находилась площадь Aukaypata («Площадь воинов»). Здесь проводился ритуал «чтения священных листьев коки», по ним инкские жрецы предсказывали судьбу великой Империи на предстоящий год. Сейчас актеры воспроизводят этот ритуал в мельчайших деталях.
После этого Император восходит на массивный переносной позолоченный трон, и процессия движется к величественным руинам древнего города Саксайуаман (кечуа Saksaywaman), расположенного выше в горах. Именно там происходит заключительная часть грандиозной церемонии.
Шествие сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах и ритуальными танцами. Впереди процессии идут женщины в ритуальных костюмах, которые метут дорогу, расчищая путь от злых духов.
На одной из больших площадей Сапа Инка произносит еще одну торжественную речь на языке Кечуа. Здесь в установленных декорациях уже находятся священники, военачальники, жрецы и др. высшие должностные лица империи Инков, а также женщины в праздничных одеждах. Раньше тут совершалось жертвоприношение белой ламы и Великий Инка, держа в руках еще пульсирующее сердце, предсказывал хороший урожай, процветание и прочие благоденствия своему народу.
И хотя перуанцы стараются воссоздать древние традиции со скрупулезной точностью, сейчас на городской площади мумии Инков уже не выставляются, и на алтарь Солнца в жертву приносится только 1 белая лама.
Сейчас жрецы зажигают священный огонь и проводят церемонию с чичей (исп. Chicha — слабоалкогольный напиток, похожий на сидр). Фестиваль завершается ритуальным жертвоприношением Богу Солнца. По пятнам «священной крови» жрецы предсказывают будущее своей страны.
После захода Солнца, при мистическом свете горящих снопов кукурузной соломы участники церемонии исполняют ритуальные танцы. Закачивается действо возвращением в Куско, где Сапа Инка благословляет собравшийся на празднество народ.
Празднование «Инти Райми» продолжается на улицах Куско с многочисленными ярмарками и культурными мероприятиями, выставками изделий ремесленников и народных умельцев. Сотни танцоров и музыкантов в традиционных костюмах участвуют в праздничных шествиях.
Чтобы насладиться красочным зрелищем, 24 июня в город Куско съезжаются тысячи туристов из разных уголков планеты. Местные жители испытывают радость и гордость за возрождение исторического Фестиваля. Сегодня его популярность достигла необычайных высот.
Культ Солнца у Инков
Инки пришли в долину Куско и основали здесь свою столицу примерно в 1200 г. н/э. Могущественная Империя, охватившая своей властью большую западную часть южноамериканского континента, просуществовала около 300 лет.
Религия и мифология Инков были основаны на природных явлениях, а Солнце было наиважнейшим аспектом жизни, ибо оно обеспечивало тепло и дневной свет, а, значит, вызревание урожая. Т. о. Инти-Солнце почитался как Бог-прародитель Инков. А верховный правитель, Сапа Инка, считался прямым потомком Инти.
По наиболее распространенному мифу Инков, Инти был сыном Виракочи (кечуа Wiraqucha), бога Цивилизации. Виракоча создал Солнце, Луну и Звезды.
Согласно древней легенде, Инти научил своего сына Манко Капака (кечуа Manqu Qhapaq — первый Инка, основатель государства Тауантинсуйу) и дочь по имени Мама Окльо (кечуа Mama Ocllo) «искусству цивилизации». Затем отец отправил их передавать эти знания людям.
Манко Капак и Мама Окльо
Инти повелел своему сыну построить город Куско в том месте, где золотой клин, который он нес, упадет на Землю.
Инки обычно изображали Инти в виде золотого диска с человеческим лицом.
Любопытные факты
- В мифологии Инков Инти — бог Солнца и покровитель Тауантинсуйу.
- Город Куско в древности был столицей инкской империи; в переводе с языка кечуа — официального языка Империи Инков — название «Qusqu» означает «Пуп Земли», в определенном смысле «Центр Мира».
- Рядом со стенами Саксайуамана находится знаменитый «Трон Инки», высеченный в скале. По рассказам, здесь встречал восход сам Сапа Инка.
- Интересно, что именно католическая церковь сегодня выступает главным организатором празднования «Инти Райми» в Перу. Красочный Фестиваль ежегодно проводится 24 июня. В этот же день католики отмечают День Тела Господня – праздник «Корпус Кристи» (лат. Corpus Christi — Тело Христово).
- Сегодня «Инти Райми» отмечается как Фестиваль андского фольклора во многих городах и поселках Южной Америки, а также США, Испании и ряда др. стран, в которых проживает андская диаспора.
- Представлять Верховного Инка на «Инти Райми» для перуанцев очень престижно. Поэтому в отборе на эту роль участвуют актеры со всей страны.
- Некоторые хронисты называли грандиозный Церемониальный центр Саксайуаман «Домом Солнца».
- Сегодня на языке Кечуа говорят около 3,2 млн перуанцев.
- Валютная единица Перу с 1985 по 1991 гг. называлась «инти» в честь инкского Бога Солнца.
Источник