Меню

Фет сияла ночь луной был полон сад художественные средства

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (А.А. Фет)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский поэт, который творил, несмотря на пережитое личное горе. Под его пером родились лирические стихотворения, наполненные чувственными порывами, описаниями неповторимой природной красоты. Поэт «чистого искусства» был безупречным в своём мастерстве. Главными темами его стихотворений неизменно были природа, любовь и искусство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Разбор осуществлён по плану, в котором представлены история создания произведения, его жанр, особенности композиции, главные темы и идеи.

История создания

У литературоведов есть две версии на тему того, кому могло быть посвящено стихотворение «Сияла ночь…».

  1. Первая версия весьма трагична. В 1850 году трагически погибла любимая девушка А.А. Фета — Мария Лазич. Их чувства были взаимны, но брак так и не состоялся, так как поэт был лишён наследства и фамилии. А.А. Фет пожелал прервать все связи с девушкой, надеясь, что она встретит другого человека. Через несколько месяцев после их расставания, Мария Лазич погибла. До самого своего конца поэт винил себя в случившемся, понимая, что не смог сделать девушку счастливой. В поэзии А.А. Фета присутствует цикл стихотворений, посвящённых Марии. Стихотворение «Сияла ночь…» было написано в 1877 году и, как и многие другие, было посвящено любимой. Произведение вошло в сборник поэта «Мелодии».
  2. Упомянем и о существовании второй версии. Считается, что поэт посвятил своё стихотворение Татьяне Кузминской (в девичестве Берс), которая приходилась сестрой жены Л.Н. Толстого. Будучи на одном из музыкальных вечеров в 1866 году, А.А. Фета поразило замечательное пение женщины. Гости в тот день не расходились до поздней ночи. Спустя много лет А.А. Фет вновь услышал голос Т. Кузминской, под впечатлением которого написал своё произведение. Заново нахлынувшие эмоции поэта легли в основу произведения «Сияла ночь…». Первоначально данное стихотворение имело название «Опять».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Сияла ночь…» – лирическое стихотворение о любви. Направление произведения – «чистое искусство». В рамках этого направления авторы не поднимали злободневных тем, а ограничивались воспеванием красоты и любви.

Произведение «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

В стихотворении А.А. Фета «Сияла ночь…» 4 строфы, каждая из которых несёт в себе законченную мысль. Произведение делится на 2 смысловые части, которые соотносятся друг с другом. И первая, и вторая часть описывают определённый период в жизни поэта.

  1. 1-я часть – первые две строфы, рисующие воспоминания автора об одном из вечеров, в котором влюблённые были рядом. Возможно, это был прощальный вечер, так как девушка пела и плакала, преисполненная горьких чувств. Во второй строфе нарастает тревога от предчувствия скорого прощания. Поэт будто бы сообщает девушке, что они не могут быть вместе, и та говорит ему в ответ, что она — одна его любовь, «что нет любви иной». Но он не меняет своего решения.
  2. 2-я часть – вторые две строфы, в которых описывается будущее без любимой. Прошло много лет, но он снова слышит её голос в тишине, голос из прошлого, которое не отпускает и не отпустит никогда. Чувства поэта к девушке остались вечными, несмотря на то, что былого не вернуть. Его любовь по-прежнему живёт, и она так же сильна. Поэт продолжает слушать и наслаждаться пением любимой после многих лет страдания, ведь она осталась в его мыслях и в образе, и в звуке. Он чувствует свою вину, и её плач звучит до сих пор в его голове. Благодаря воспоминаниям он вновь и вновь возвращается в пору своей юности, где трепетно любит и вторит своей любимой, что она – одна его любовь на всю жизнь. Так и произошло: всю жизнь поэт любил только её одну, но девушки больше нет, и у него осталась только память о былом и неутихающая боль.

Стихотворение А.А. Фета имеет зеркальную композицию. Симметрично описанные эпизоды прошлого и настоящего дают полную картину эмоционального состояния поэта, являющегося героем этого произведения.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Сияла ночь…» – сам автор, который переживает навечно ушедшую любовь. В стихотворении сплетены образы, открывающие перед читателем все краски чувств, пережитых поэтом. Он представлен в этом произведении как слушатель прекрасной музыки, как человек, любящий всей душой одну единственную.

  • Природа – лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю.
  • Музыка – дрожащие струны раскрытого рояля.
  • Пение – голос девушки, рыдающее пение, «вздохи звучные».
  • Любовь, в которой нашло отражение фраза «дрожащие сердца», «плач». Музыка, которую исполняла девушка, ещё сильнее возрождала в нём силу любви.
Читайте также:  Время наблюдения двух лун

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Сияла ночь…» представлены в списке:

  • Основная тема стихотворения «Сияла ночь…» – возвышенная и светлая любовь, которая жила в сердце поэта всю его жизнь. Боль поэта выражена в каждой строке этого произведения. Красной нитью проходит в нём светлая грусть о былой любви. Автор переживает заново свои прошлые моменты жизни, связанные с любимой девушкой. Он надеется на встречу с ней после смерти.
  • Тема одиночества тоже является неотъемлемой частью стихотворения. Лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями и болью, которые не дают ему покоя. После ухода милой сердцу девушки в мир иной, он остаётся один в эмоциональном плане.
  • Тема смерти, бесспорно, присутствует в произведении А.А. Фета: ночь как метафора умирания; слёзы девушки, как слёзы скорби, которые он помнит на протяжении многих лет; желание вернуть свою любовь, но невозможность этого сделать потому, что она безвозвратно улетела на небеса.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сияла ночь…», которую хотел донести в своём произведении А.А. Фет, – это вечная, бессмертная любовь, её неповторимость и ценность. Для такого чувства не существует времени и обстоятельств. Хотя время уже безвозвратно потеряно, в лирическом герое всё ещё живёт безмерная привязанность к любимому человеку. Автор верит в то, что сможет обязательно встретиться с девушкой в загробном мире, исправить свои ошибки после своей смерти.

Также в раскрытие идеи этого стихотворения вписывается и мотив искусства. Для поэта музыка была основой всего живого, и он смог мастерски передать свои эмоции в стихотворных строках. Само стихотворение звучит мелодично и нежно, как будто в нём самом заложена музыкальность, как будто оно само звучание. Не мудрено, что многие стихотворения А.А. Фета, в том числе и «Сияла ночь…», становились со временем романсами.

Средства выразительности

В стихотворении использованы тропы, которые помогают понять и прочувствовать тревожное настроение поэта в первой части произведения и гнетущую тоску во второй.

  1. Эпитеты: годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», «жгучая мука», «рыдающие звуки».
  2. Олицетворение: «лежали лучи», «струны дрожали».
  3. Метафора: «сияла ночь».

А.А. Фет использовал также стилистическую фигуру – эпифору: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» Эпифора присутствует в конце каждой смысловой части (конец 2-й строфы и 4-й строфы).

Синтаксический параллелизм рождает дополнительную силу стиха и подчеркивает его смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».

Источник

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад. .

История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «сердца жгучая мука».

Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».

Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».

История создания

Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.

В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Еёе трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Читайте также:  Кровавая луна что она означает

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.

Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты (« томительные», «звучные», «рыдающие »), олицетворения (« лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали »), метафоры (« сердца жгучая мука »).

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.

Источник

Сияла ночь. Луной был полон сад. Анализ стихотворения Фета

Это стихотворение кажется достаточно простым для понимания (да и вообще настоящая поэзия ведь не в том, насколько сложна или нет авторская мысль. Важна сила и красота выражения этой мысли или какого-то переживания, состояния души человека).

Тема стихотворения.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» две основные темы — любовь и искусство слиты воедино, как caмое прекрасное в человеческой жизни.

Стихотворение Фета — о чувстве любви как главном чувстве в жизни.

Переживание этого чувства имеет в тексте определенное развитие: две первые строфы посвящены прошлому, две последние — настоящему, в котором это чувство возвратилось к говорящему.

Не совсем ясно, почему именно чувство любви (которое одно — «вся жизнь») возвращено герою: то ли он опять встретился со своей любимой, то ли он с неожиданной остротой переживает сейчас воспоминание о прошлом. Дело в том, что и для читателей это не важно, главное, что …много лет прошло, томительных и скучных, / И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… Не случайно последняя строчка второй строфы повторяется и в финале стихотворения: Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Композиция стихотворения.

По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад … » близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье … ». И У Пушкина, и у Фета построение стихотворения двухчастное, симметричное: сопоставляются два «мгновения», может быть, лучшие в жизни человека. У Фета между«мгновениями» — всего несколько слов: «И много лет прошло томительных и скучных. Забыты эти томительные и скучные годы — важно только то, что есть сейчас: любовь, звуки рояля, чудесный голос любимой. Запечатлеть, остановить прекрасное мгновенье Фету удается с помощью глаголов настоящего времени: «слышу», «веет».

Начало стихотворения — спокойная, тихая, нежная экспозция — передается короткими предложениями: «Сияла ночь. Лцной был полон сад». Оба предложения необычные, выразительные, несмотря на свою краткость.
От строфы к строфе идет постепенное нарастание чувства, подводя к высшей точке — экстазу в последних строках.
Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи.

Художественные особенности стихотворения.

На первый взгляд, анализа требует здесь не смысл стихотворения, а те художественные средства, которые использует поэт. Именно поэтому можно сказать, что перед нами очень «фетовское» стихотворение, так как оно отличается необыкновенным мастерством, прежде всего проявленным в системе образов, звукописи и ритмическом своеобразии этого текста — как известно, именно эти моменты выделяют творчество Фета в русской поэзии.

Во-первых, сразу обращаешь внимание на неожиданные, очень яркие образы (и способы их выражения) стихотворения. Сияла ночь — уже здесь видно именно фетовское отношение к миру, его доверие к живой жизни и живой природе, у него даже ночь сияет.

Читайте также:  Луна это спутник земли является высказыванием

Смотрим также: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, /
Как и сердца у нас… Кстати, «рояль был весь раскрыт» —

непривычная бытовая гипербола, которая в то же время становится метафорой человеческого состояния: в чувстве любви человек весь открыт миру и другому человеку.

Такая образная система «сама по себе» еще не была бы столь выразительной без помощи других средств — ритмических и звуковых. Для этого стихотворения характерен очень стройный, гармоничный ритм. Оно написано 6-стопным ямбом, но самое главное — все стихи строго делятся на равные полустишия. Но и это еще не все.

Известно, что слова в конце каждой строки (чаще всего рифмующиеся) становятся обычно опорными (ключевыми) словами — сильными позициями текста, т.е. имеют повышенную значимость для всего содержания. Но Фет этим не ограничивается, у него опорными словами становятся здесь и слова в конце каждого полустишия, т.е. стоящие строго в центре каждой строчки. Например: Ты пела до зари… что ты одна — любовь… И так хотелось жить… Тебя любить, обнять… Что нет обид судьбы… А жизни нет конца… Как только веровать… Тебя любить, обнять… и т. д.

Кроме того, подобные опорные слова — в конце каждого
полустишия и в конце каждого стиха — связаны у Фета в единое целое при помощи звукописи — и ассонанса, и аллитерации, т.е. при помощи общего ударного гласного или общих, повторяющихся согласных звуков. Например: луной —лежали; ног — огней; раскрыт — дрожали; зари — изнеможенья и т.д.

Характерно, что стихотворение Фета построено не как безличиое — а именно как насыщенное личными местоимениями.

Объектом изображения оказывается не предметно-вещный мир, а действительность внутренней жизни, индивидуального состояния личности.

Начиная со второй строфы стихотворения, становится очевидным, что перед нами не пейзаж, но начинающееся природными образами изображение творческого процесса. При таком понимании «пейзажная картина», открывающая художественный мир произведения, начинает терять свое буквальное значение и становится иносказанием — воплощением существенных сторон и свойств художественного творчества.

В третьей строфе именно этот ряд уже не только продолжается, но и заверщается «синтаксически ожидаемой» сентенцией.- Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец! — теперь уже безоговорочно утверждая тему не «природы», но «природы, сущности искусства» (словесного художественного творчества).

В то же время собственно аналитический взгляд на произведение существенно уточняет наще первоначальное понимание его содержания. Мы увидели, что автор описывает не природные явления, но творческий процесс в его существенных проявлениях и с его важнейшими (метафорически выраженными) признаками-качествами.

А что именно подчеркивает автор, говоря о художественном творчестве? Какова авторская позиция в определении предназначения художественного творчества?

При ответе на подобные вопросы, по-видимому, следует обратить особое внимание на настойчивые повторы, которые играют смыслоуточняющую роль в поэтике этого произведения.

При однородном синтаксическом строении текста не сразу
выявляется оппозиция образов-метафор, которая организует в целом художественный мир стихотворения. Перечень существенных признаков подлинного творчества вначале «заслоняет» от нас четкое противопоставление двух миров (двух возможных способов человеческого существования).

Один — налаженный и привычный, устоявшийся мир повседневности, обыденности. Другой — прорыв в иную, только немногим открывающуюся «поэтическую реальность» — мир
поэзии, искусства. На одном полюсе изображаемого мы видим «живое», «необычное»: ладья живая, мир иной, цветущие берега, сладость тайных мук… На другом — именно «мертвое» (мертвенное, косное, застывшее в бездействии существование): наглаженные отливами пески, тоскливый сон, бестрепетные сердца. Поднять «в жизнь иную», вырвать человека из мира обыденной «бестрепетной» повседневности — такой способностью обладает именно искусство.

Заметим, что при повышенной метафоричности текста автор очень точен в изображении самого процесса и результата художественного творчества. Искусство позволяет не просто уйти в другую реальность, но именно вжиться в чужой для тебя мир, сделать его близким, родным: Упиться вдруг неведомым, родным… / Чужое вмиг почувствовать своим…

Чрезвычайно выразительна здесь и «грамматика текста». Обратим внимание на нагнетание инфинитивных оборотов (12 употребленных глаголов имеют форму инфинитива!) — согнать, подняться, прервать, дать, почувствовать, усилить и пр.

Наконец в финале стихотворения автор еще раз уточняет и
«суживает» наше читательское представление о предмете его
суждений: Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в
чем его и признак и венец!

Лирическая позиция выражена однозначно и безоговорочно — речь не о природе творчества, а именно о сути, предназначении подлинного искусства. Еще точнее — об уникальной возможности, доступной лишь настоящему художнику. Прием сопоставления двух мотивов («живое», подлинное / «неживое», ненастоящее), организующий текст от начала до конца, в итоге не только (не столько) противопоставляет творчество обыденному существованию, но прежде всего определяет значение, уникальную роль истинного поэта (певца избранного).

Источник

Adblock
detector