Меню

Философская позиция гольбаха утверждающего что вселенная это колоссальное соединение

Гольбах

Гольбах определяет природу как единство материй и движения. «Вселенная — это колоссальное соединение всего существующего,— писал Гольбах,— представляет нам повсюду лишь материю и движение. Разнообразнейшие вещества, сочетаясь на тысячу ладов, непрерывно получают и сообщают друг другу различные движения Различные свойства этих веществ, их различные сочетания, их разнообразные способы действия, являющиеся необходимыми следствиями этого, составляют для нас сущность всего существующего, и от различия этих сущностей зависят различные порядки, категории или системы, занимаемые этими существами, совокупность которых составляет то, что мы называем природой».

В определении вселенной, природы как единства материи и движения и в ряде других вопросов французские материалисты высказали ряд догадок, выходящих за пределы современной им науки. Будучи воинствующим атеистом и непримиримым врагом религии и мракобесия, высоко ценя бессмертного Ньютона за его объяснение движения небесных тел как следствия взаимного тяготения, Гольбах тем не менее не может согласиться с ним, что материя инертна по своей природе и нуждается в первотолчке.

Материалистическая последовательность в борьбе с религиозным мировоззрением объясняет несогласие П. Гольбаха с утверждением современной ему науки о необъяснимости причины тяготения. «Физики и сам Ньютон считали необъяснимой причину тяготения, однако, кажется, ее можно было бы вывести из движения материи, которым различно детерминируются тела. Тяготение — это лишь некий вид движения. ».

«Если бы к наблюдению природы подходили без предрассудков, то давно бы убедились, что материя действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы быть приведенной в движение. ».

Источник

Философская позиция гольбаха утверждающего что вселенная это колоссальное соединение

ГОЛЬБАХ

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Германия – 21 июня 1789, Париж) – французский философ. Изучал химию в Лейденском университете. Переехав в Париж, принял активное участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. Открытый Гольбахом салон приобрел известность как место регулярных философских дискуссий между энциклопедистами. В своем основном сочинении «Система природы» (1770) Гольбах выступил систематизатором материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения, в этой (по выражению современников) «Библии материализма» осуществлена попытка философского осмысления механики Ньютона.

Онтология Гольбаха – это материалистический монизм. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» (Избр. произв., т. 1. М., 1963, с. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» (там же, с. 84). Все существующее в природе образовано сочетанием мельчайших материальных частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда – атомами). Общие и первичные свойства материи – протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность, сила инерции. Движение – «это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи». Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, инерция – особый вид сил противодействия, свидетельствующий о внутренней активности тел. Движение Гольбах понимал преимущественно как пространственное перемещение, признавая в то же время скрытое внутреннее движение в телах, обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул материи.

В своем учении о причинности Гольбах развивал своеобразную «систему фатализма»: все происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врожденных идей нет. Умственные способности (размышление, память, воображение) происходят от способности чувствовать.

Главным мотивом человеческих действий Гольбах считал интересы, важнейший среди них – стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи других людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних; быть добродетельным означает приносить пользу людям. Подвергнув резкой критике деспотизм, Гольбах связывал улучшение общественных порядков гл.о. с деятельностью просвещенного монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотической формы правления. Справедливое государственное устройство должно основываться на общественном договоре, в соответствии с которым каждый гражданин обязуется служить общему благу, получая взамен со стороны общества помощь и защиту.

С атеистических позиций Гольбах рассматривал проблему происхождения религии. По его мнению, религию создали страх, невежество и обман. Бог не существует, и само представление о нем получено путем соединения взаимоисключающих атрибутов – метафизических (вечность, бесконечность и т.п., это – отрицания человеческих качеств) и моральных (ум, воля и т.д.). Прорыв в познании природы приведет к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей. Идеи Гольбаха оказали влияние на последующее развитие материалистической философии.

1. Système social. v. 1–3. L., 1773;

2. Système de la nature, v. 1–2. L., 1781;

3. La morale universelle, v. 1–3. P., 1820;

4. Textes choisis, v. 1. P., 1957;

5. в рус. пер.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936;

6. Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956;

7. Галерея святых. М., 1962;

8. Избр. произв., т. 1–2. М., 1963.

1. Кочарян M.Т. Поль Гольбах. М., 1978;

2. Hubert R. DʼHolbach et ses amis. P., 1928;

3. Naville P. DʼHolbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1967;

4. Lecompte D. Marx et le baron dʼHolbach. Aux sources de Marx: le materialisme athée holbachique. P., 1983;

5. Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

Источник

Глава II. Философские взгляды

Глава II. Философские взгляды

Решение основного вопроса философии. Определение материи

опрос об отношении мышления к бытию, духа к природе с древнейших времен занимал умы философов. «Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение, — указывает Ф. Энгельс, — лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья» (9, 283).

Из французских материалистов XVIII в. наиболее полно и систематически, в непримиримой к идеализму и церковной идеологии форме решал этот вопрос Поль Гольбах. Все достижения философской мысли были использованы им для того, чтобы дать на этот кардинальный вопрос философии ясный и недвусмысленный материалистический ответ.

Понятие материи прошло долгий и сложный путь развития, прежде чем получило то содержание, какое в него вложил Гольбах.

Древние философы-материалисты искали особое «первовещество», «кирпичик», из которого построено мироздание. Одни объявляли таким «кирпичиком» воду, другие — воздух, третьи — огонь и землю, четвертые в качестве основных элементов мира рассматривали все четыре стихии вместе. Эти представления складывались в соответствии с тем, как преломлялась в индивидуальном сознании философа та или иная специфическая форма еще очень небогатой в то время общественно-исторической практики. Взгляд древних философов на материю — это наивно-стихийный взгляд, для которого характерно отождествление материи с какой-либо из ее конкретных чувственно-осязаемых форм.

Представление о материи как о сочетании основных элементов мира сохраняется вплоть до XVIII в. Однако у французских материалистов, и Гольбаха в частности, понятие материи получает совершенно новое значение[7]. Гольбах открыто выступает с боевым материалистическим учением о природе, материи и движении, рассматривая материю единственной, никем не сотворенной, вечно существующей субстанцией, из которой образуется все многообразие существующих предметов и явлений природы.

Следует особо подчеркнуть, что в истории домарксистской философии Гольбах ближе всех подошел к обобщенному философскому определению материи. Как известно, домарксистский материализм обычно довольствовался лишь естественнонаучным представлением о материи, т. е. представлением о ее внутренней структуре, физических свойствах и т. д. Подобное ограниченное представление о материи не удовлетворяло автора «Системы природы». Он сделал попытку выйти за рамки этой ограниченности и дать обобщенное определение материи. «. Материя,— писал Гольбах,— вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам (matieres), основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами» (14, 84—85).

Это определение материи, являясь крупным достижением в развитии материализма, своим острием было направлено против религиозных и субъективно-идеалистических концепций того времени, в частности против учения епископа Беркли, основной задачей которого было уничтожение краеугольного камня всякого материализма и атеизма — телесной субстанции.

Резко и принципиально отмежевываясь в понимании материи от всех разновидностей идеализма, Гольбах определяет материю как объективную реальность, которая воздействует на наши органы чувств. Он подчеркивает объективность материи, ее независимость от субъекта, его ощущений, восприятий. «Все, что действует на наши чувства, есть материя; субстанция, лишенная протяженности или свойств материи, не может вызывать в нас ощущения и, следовательно, давать нам восприятия или идеи. » (14, 459). У мыслителя нет никакого сомнения в том, что источник ощущений и идей находится вне субъекта и независим от него. Таким источником является материя. Сами же ощущения, восприятия и идеи суть «изменения, происходящие во внутреннем органе в связи с впечатлениями, производимыми на внешние органы действующими на них телами». Идея, говорит он, есть «образ предмета, от которого происходит ощущение и восприятие» (там же, 147).

Таким образом, Гольбах включает в определение материи понятие о ее первичности и объективности, независимости от субъекта, его сознания, мышления. Сознание является вторичным, производным от материи, которую оно отображает.

Материя, по убеждению философа, вечна, несотворима и неуничтожима.

Материя неоднородна. Ее части различаются между собой (см. там же, 81). В подтверждение этого положения Гольбах приводит новые экспериментальные данные. Известный химик Руэль, принимавший участие в издании «Энциклопедии», на основе опытов пришел к выводу, что химические элементы неоднородны. Это были первые попытки проникновения химии в качественное своеобразие элементов вещества.

Гольбах утверждает, что бесконечное многообразие явлений природы порождается взаимодействием различных молекул и атомов. Атомы наделены такими «первичными» свойствами, как протяженность, твердость, тяжесть, инерция, подвижность. Из «первичных» свойств атома вытекают его «вторичные» свойства: плотность, фигура, цвет.

В отличие от Демокрита, Галилея, Локка, считавших «первичные» качества вещей объективными, а «вторичные» — субъективными, Гольбах признает и те и другие объективными, присущими самой природе. Все качества материи, по его твердому убеждению, существуют независимо от человеческого сознания. Это положение следует особо подчеркнуть, так как в философской литературе можно встретить утверждение, что Гольбах якобы просто повторил атомистическую гипотезу античных мыслителей.

Вселенная, или природа, по Гольбаху, есть колоссальное соединение всего существующего. «. Природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной» (14, 66). Она не нуждается ни в каком существе, стоящем над ней. Он самым решительным образом заявляет: «Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее» (там же, 59).

Мир вечен, он никем не создан, он является своей собственной причиной и совершенно не нуждается в каком-либо особом двигателе, или боге.

«Природа существует сама по себе,— развивает далее этот тезис Гольбах,— действует в силу собственной энергии и никогда не подвергнется уничтожению. Скажем, что материя вечна и природа всегда была, есть и будет той силой, которая производит и уничтожает, порождает и разрушает вещи, следуя законам, вытекающим из ее необходимого существования» (там же, 492—493). В этом положении мыслителя прослеживаются уже некоторые черты диалектико-материалистического понимания природы и истории: он признавал движение свойством, внутренне присущим материи, в широком плане исследовал вопрос о взаимосвязи явлений природы, об изменении и развитии органического мира.

Этот подход к диалектике непосредственно связан с обоснованием материалистического понимания природы. Материализм Гольбаха всецело зиждется на принципе неуничтожимости материи и движения.

Но Гольбаху, как и другим материалистам XVIII в., не удалось полностью преодолеть метафизический взгляд на природу и человека. Он не смог вскрыть источник движения материи. Элементы диалектики выступают у него лишь в виде догадок, постановки некоторых вопросов. Но мы не вправе ставить ему это в упрек. Механический и метафизический характер тогдашнего материализма был связан с определенным уровнем развития естествознания, которое подготовило почву только для механического мировоззрения. К этому времени из всех наук больше всего были развиты математика, астрономия и механика. Поэтому под всеобщими законами мира французский мыслитель, естественно, понимал прежде всего законы классической механики.

Рассматривая решение Гольбахом основного вопроса философии, его определение материи, можно сделать вывод, что он как систематизатор материализма XVIII в. внес существенный вклад в дело возникновения диалектики как метода научного мышления. Его понимание сущности материи выходит за рамки метафизического образа мышления, закладывает твердое основание для научной философии.

Источник

Философские взгляды гольбаха. Философия гольбаха

Поль-Анри Гольбах – французский философ-материалист и атеист, один из идеологов французской революционно настроенной буржуазии. Он был крупнейшим систематизатором учения французских просветителей. Выступал с резкой критикой религии и идеализма, отстаивал взгляды «здравого смысла» во всех сферах науки, философии и политики. В теории познания придерживался сенсуализма, а в политике был сторонником конституционной монархии.

Основные сочинения Гольбаха

  • «Система природы»
  • «Разоблаченное христианство»
  • «Здравый смысл или идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным»

Учение Гольбаха о материи и движении

Гольбах одним из первых французских философов осмыслил главные достижения И.Ньютона и, опираясь на них, создал свое учение о материи и движении. Он утверждал вечность, первичность, несотворимость материального мира, существующего независимо от человеческого сознания, бесконечного во времени и пространстве. Материя, согласно Гольбаху, это «все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства». Движение является способом существования материи, «необходимым образом вытекающим из ее сущности». Поэтому материя и движение нераздельны. Разумеется, все виды материального движения сводились Гольбахом к механическому перемещению, что было характерно для материализма XVIII столетия в целом. Понимая причинность механистически, Гольбах отрицал объективное существование случайностей. Последние он определял как явления. Причины которых нам не известны. Природа является причиной всего существующего, а свою причину несет в себе. «Итак, если нас спросят, откуда явилась материя, мы ответим, что она существовала всегда. Если спросят, откуда у материи появилось движение, мы ответим, что по тем же основаниям она должна была двигаться вечно, так как движение — необходимый результат ее существования, сущности и таких первоначальных свойств, как протяжение, вес, непроницаемость, фигура…»

Человек как творение природы. Для Гольбаха человек, в противовес религиозным мифам, является творением природы, частью ее и подчинен ее законам. Нет различий между человеком физическим и человеком духовным: «Человек является чисто физическим существом; духовное существо – всего лишь то же самое физическое существо…разве его личные особенности не сотворены природой? Короче говоря, физический человек действует под влиянием причин, познаваемых с помощью органов чувств, духовный человек – это человек, действующий по физическим причинам, которые нам мешают познать наши же предрассудки». Поэтому, чтобы понять свои потребности и поступки, человек должен прибегать к физике и опыту, а не к теологическим предрассудкам.

Сенсуализм. Критика теории врожденных идей Гольбаха.

В своих философских взглядах Гольбах отстаивал позиции последовательного материалистического сенсуализма. Он полагал, что все идеи, которыми обладает отдельный человек, рождаются в его мозгу под влиянием ощущений: «вещи известны нам или вызывают у нас идеи лишь через посредство наших органов чувств». Гольбах, вместе с другими энциклопедистами, разрабатывал материалистическую теорию ощущений, согласно которой все ощущения возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств. «Ощущать, — писал он, – значит испытывать воздействия особым способом, свойственным некоторым органам живых тел и обнаруживающимся при наличии материального предмета, действующего на эти органы». Отстаивая материалистический сенсуализм, Гольбах выступал против непоследовательности Д.Локка, против теологии, идеалистического сенсуализма Дж.Беркли и учения Р.Декарта о врожденных идеях. «Что сказать о философе вроде Беркли, – саркастически спрашивает Гольбах, – который старается доказать нам, будто все в этом мире лишь иллюзия и химера, будто весь мир существует лишь в нас самих и в нашем воображении, и который при помощи софизмов, неразрешимых для всех сторонников учения о духовности души, делает проблематичным существование всех вещей?». Точно так же достойны критики Декарт и его ученики, утверждавшие, что «тело не имеет абсолютно никакого отношения к ощущениям или идеям нашей души и что душа ощущала бы, видела, слышала, вкушала и осязала, даже если бы вне нас не существовало ничего материального, или телесного». Чтобы разувериться в учении о врожденных идеях, или модификациях, запечатленных в нашей душе к моменту ее рождения, полагает Гольбах, достаточно добраться до их источника. Мы увидим тогда, что привычные идеи, с которыми мы как бы сроднились, явились к нам через посредство некоторых из наших чувств, запечатлелись — иногда с очень большим трудом — в нашем мозгу и никогда не были неизменными, а всегда изменялись. «Мы увидим, что эти якобы присущие нашей душе идеи есть следствие воспитания, примера и в особенности привычки, которая путем повторных движений заставляет наш мозг свыкаться с известной системой понятий и приводить в определенную связь свои отчетливые или неясные идеи. Короче говоря, мы принимаем за врожденные те идеи, происхождение которых забыто нами». И остается только удивляться тому, полагает Гольбах, что Дж.Локк, выступая в целом против теории врожденных идей, остановился на полпути и вопреки своей сенсуалистической установке признавал существование врожденной идеи бога и других теологических сущностей.

Читайте также:  Летающая тарелка во вселенной

Гольбах критика религии

В отношении религии Гольбах занимал непримиримую атеистическую позицию. Причиной существования религиозных предрассудков он считал невежество, неумение понять природу, исходя из ее собственных внутренних причин: «…теологи сочинили субстанцию, совершенно отличную от тела человека, и приписали ей все свои мысли, сделав тело совершенно излишним… сделав бога посредником, связующим звеном между душой и телом».

Но если незнание природы породило богов, то просвещение должно их уничтожить. По мере просвещения рассеиваются людские страхи перед всевышним, поскольку «просвещенный человек перестает быть суеверным». А церковникам следовало бы понять, «что тот невыразимый интеллект, которому приписывают управление миром, но ни существования, ни качеств которого не могут засвидетельствовать наши чувства, является вымышленным существом». На основе философского учения о единстве материи и движения Гольбах опровергал не только традиционно-религиозные представления о боге-творце, но и деистическое учение о «первом толчке». Гольбах критиковал и религиозное учение о «бессмертии души». Критика Гольбахом религии выражалась в едких памфлетах, которые ему нередко приходилось издавать анонимно и за пределами Франции.

Социально-политические взгляды Гольбаха

В своих трудах Гольбах теоретически обосновывал необходимость замены феодальных порядков новым «естественным» и «разумным» общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом. Гольбах критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, настаивал на необходимости ограничения королевской власти. Не понимая специфики общественного развития, отличия природных процессов от социальных, Гольбах рассматривал любовь к «естественному» обществу как проявление разумности человека. В целом он разделял договорную теорию происхождения общества, популярную у большинства деятелей Просвещения. С позиций «естественного» права Гельвеций признавал наиболее существенной чертой человеческой природы стремление к удовлетворению личных интересов, хотя при этом и осуждал крайний эгоизм, защищая идею гармонии личных и общественных интересов.

Таким образом, в лице Гольбаха мы видим яркого представителя французского Просвещения, одного из тех, кто теоретически подготавливал французскую буржуазную революцию, обосновывая ее необходимость требованиями разума.

Гольбах Поль Анри — французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия. Родился 8 декабря 1723 г. в немецком г. Гейдельсгейм (Пфальц). Его отцом был мелкий торговец. Неизвестно, как сложилась бы биография Гольбаха, если бы в 7 лет мальчик не стал сиротой и не оказался под опекой брата скончавшейся матери. В 12 лет подросток оказался в Париже — городе, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. Дядя посоветовал племяннику поступать в Лейденский университет. В стенах этого учебного заведения Гольбаху довелось слушать лекции великих ученых, изучать передовые теории естествознания. Самыми любимыми предметами юноши были геология, минералогия, химия, физика, увлекался он философией, изучением трудов английских материалистов.

В 1749 г., окончив университет, он вернулся во французскую столицу, обладая достаточно большим багажом разносторонних познаний. Благодаря дяде Поль Анри был прекрасно обеспечен и получил титул барона, что предоставило ему возможность заниматься любимым делом — науками и философией, не думая о пропитании. Парижский салон Гольбаха стал местом встреч философов и ученых, политиков и представителей мира искусства, которые стремились нести в массы идеи просвещения. В число гостей салона входили, например, Дидро, Монтескье , Адам Смит , Юм и др. Постепенно он превратился в настоящий центр философской мысли в масштабе всей страны.

Дома у Гольбаха часто собирались энциклопедисты, но ролью гостеприимного хозяина он не ограничивался, внося огромный вклад в издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» и как автор огромного количества статей по естествознанию, религии, политике, и как редактор, консультант, библиограф, и, наконец, как спонсор. Участие в «Энциклопедии» красноречиво продемонстрировало серьезные познания во многих научных сферах и яркий талант популяризатора. В академической среде Гольбах завоевал репутацию замечательного натуралиста. Берлинская и Маннгеймская академии наук избрали его почетным членом, а в сентябре 1780 г. такое же звание ему был присвоено Императорской Академией наук (Санкт-Петербург).

Еще одним значимым направлением деятельности Гольбаха была антирелигиозная пропаганда, направленная как на католицизм в целом, так и на священнослужителей. Первой ласточкой стала работа «Разоблаченное христианство» (1761), после который последовал ряд критических сочинений, выходящих без подписи автора или под придуманными именами.

Наиболее значительным и известным трудом Гольбаха считается «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770). Он представлял собой систематизацию воззрений естествознателей и материалистов XVIII ст., разностороннюю аргументацию их системы мировоззрения. «Библия материализма», как прозвали эту фундаментальную работу после опубликования, не осталась незамеченной, более того — возникает потребность в еще одном издании, на свет одна за другой появляются написанные от руки копии книги. Ее успех внушал немалое беспокойство церкви и властям, и в итоге она оказывается в списке запрещенных книг, а августе 1770 г. парламент Парижа приговорил «Систему природы» к публичному сожжению. Гольбах остался безнаказанным только благодаря отличной конспирации, ведь авторство он держал в секрете даже от друзей.

После 1770 г., в атмосфере вызревания буржуазной революции, Гольбах продолжает развивать нашумевшую «Систему природы» в целом ряде работ, которые составили десяток томов. Среди них были работы «Социальная система», «Естественная политика», «Всеобщая мораль», «Этократия» и др., в которых, по большому счету, содержалась новая революционно-буржуазная программа в социально-политической сфере. Красной нитью во всех сочинениях философа-материалиста проходила мысль о необходимости просвещения, донесения до народа истины, освобождения его от заблуждений, которые губительны для него.

Гольбаху принадлежит заслуга перевода на французский язык работ, написанных шведскими и немецкими учеными, философами прошлого. В период с 1751 по 1760 г. им было опубликовано не меньше 13 томов таких трудов. Он не просто переводил чужие работы, а сопровождал их комментариями, вносил изменения и дополнения, причем достаточно ценные, что позволяет говорить и о такого рода вкладе в некоторые научные отрасли.

Биография из Википедии

Поль Анри Тири Гольба́х (барон д’Ольба́х , фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach, немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах , нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach; 8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 января 1789, Париж) — французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

Поль Анри Тири Гольбах родился в Германии в семье мелкого торговца. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учёными. Салон Гольбаха также был основным местом встречи энциклопедистов. Его посещали Дидро, Д»Аламбер, Бюффон, Гельвеций , Руссо и др. Гостями Гольбаха также бывали английские учёные и философы Адам Смит, Дэвид Юм, Эдуард Гиббон и др.

Гольбах внес значительный вклад в Энциклопедию. Гольбах был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д» Аламбера. Его перу принадлежат многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию, общественной морали и др.

Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых, часто с иронией, критиковал как религию вообще, так и имеющих к ней отношение людей. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблачённое христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др.

Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники называли её «Библией материализма».

«Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещённых книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований.

Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, а также труды немецких и шведских учёных.

Членство в Петербургской академии наук

11 сентября 1780 г. Поль Гольбах был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии (membre externe). В протоколе заседания п. 3 гласит: «Его превосходительство господин директор перешел к выбору новых иностранных членов, и выбор пал по соизволению конференции на следующих: г-н Поль Тири Гольбах, барон Гесс, сеньер Ленд, Вальбер, Остерик и т. д., член прусской королевской академии наук и литературы, из Парижа».К моменту избрания Гольбах являлся иностранным членом Берлинской академии (с 18 июля 1752), Мангеймской (c 1766).О состоявшемся избрании Академия известила Гольбаха лишь в мае 1782 г.

Следующий официальный документ, относящийся к русскому академическому званию Гольбаха датируется июлем 1782 г. Протокол заседания конференции академии 1 июля (с. с. и 14 июля н. с) 1782 г. гласит: «Секретарь представил и прочел благодарственное письмо г-на барона Гольбаха, датированное в Париже 15 июня. Этот иностранный академик, который получил извещение о принятии его в академию лишь спустя 20 месяцев, извиняется в том, что он медлил столь долго с благодарностью за оказанную честь».

Последняя запись о Гольбахе в протоколах академии относится к 1789 г. Пункт 3 протокола от 30 марта 1789 г. гласит: «он (секретарь) прочел датированное 10 февраля письмо капитана шенбергского драгунского полка в Париже, г. барона Гольбаха, который извещает о смерти отца Поля Тири Гольбаха, барона Гесс, сеньера Ленд, Вальбер, Остерик и др., члена прусской королевской академии наук и литературы, принятого в число иностранных членов 19 сентября 1780 г. и умершего в Париже 10/22 января 1789 г.Таким образом, Поль Гольбах пробыл членом русской академии наук 8 лет и 4 месяца.

Цензура сочинений Гольбаха

Сочинения Гольбаха подвергались цензуре.

Разоблаченное христианство (Le Christianisme dévoilé. 1761) — во Франции книга запрещена и сожжена в 1768 и 1770 гг. в России 1771 г. Священная зараза (La contagion sacrée. 1768), сожжена во Франции в 1770 г.

Система природы (Système de la Nature. 1770). Сочинение, считавшееся одной из самых страшных книг, и справедливо называвшееся «библией (либо евангелием) материализма», 18 августа 1770 г. запрещено и сожжено во Франции Неоднократно запрещалась в России в 1820, 1828 , 1841 по причине «резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности» . В 1855 г. Комитет иностранной цензуры Российской Империи опубликовал список запрещаемых для опубликования книг, в котором были отмечены книги Гольбаха. В 1898 году опасаясь «адского» действия «Системы природы», разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении.

«Здравый смысл» (Le bon sens. 1772) запрещен во Франции 10 января 1774 . В XIX в. по приговорам различных судебных инстанций был уничтожен четыре раза за оскорбление общественной «и религиозной морали»: в 1824, 1835, 1837 и 1838 гг.

Резкую оценку получили и «Обеденные беседы Гольбаха». Запретив книгу в 1830 г., духовная цензура отметила её «богохульство», «нечестие», наличие мест, «противных христианской нравственности, правительству и религии».

Сочинения Гольбаха включались в Индекс запрещенных книг. В последнем издании 1948 года («Index librorum prohibitorum. Ss.mi D.N.Pii PP. XII iussu editus. Anno MDCCCCXLVIII. Typis polyglottis Vaticanis») значились:

  • Разоблаченное христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и её последствий. Декр. 26 янв. 1823 г.
  • Священная зараза, или Естественная история суеверий, пер. с англ. Декр. 17 дек. 1821 г.
  • Критическая история Иисуса Христа , или Анализ евангелий с точки зрения разума. Декр. 16 февр. 1778 г.: св. канц. 8 авг. 1782 г.
  • Солдат-философ, или Спорные моменты в религии, предложенные на рассмотрение отцу Мальбраншу. Декр. 29 нояб. 1771 г.
  • Всемирная мораль, или Обязанности человека, основанные на природе. Декр. 4 июля 1837 г.
  • Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным. Декр. 18 авг. 1775 г.
  • Социальная система, или Естественные основы морали и политики с исследованием влияния, оказываемого правительством на нравы Декр. 18 авг. 1775 г.
  • Система природы, или Законы мира физического и нравственного. Декр. св. канц. 9 нояб. 1770 г.

Сочинения

  • Гольбах П. А. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. А. Б. Ранович, М. С. Смелянов; пер. Н. Руммера; ред. Невский В. И. ЦС СВБ СССР. — М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. — XXXV, 660 с.: ил. — Т. 1.
  • Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 1 . — М., 1963, 715 с (Философское наследие, Т. 2)
  • Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 2 . — М, 1963, 563 с (Философское наследие, Т. 3)
  • «Разоблачённое христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и её последствий» — архивный файл (Boulanger N.A. Le Christianisme dévoilé, ou Examen des principes et des effets de la religion chrétienne. — Londres, 1756 )
    • Разоблачённое христианство. / Пред. Деборина А.М. — М.: Изд-во Материалист, 1924.
    • Разоблачённое христианство. (Речь королевского адвоката — напечатана в прил.). — М., 1926.
    • Священная зараза. Разоблачённое христианство. / Под ред. и с предисл. И. К. Луппола — Институт философии Комакадемии и ЦС СВБ СССР. – М.: ГАИЗ, 1936. — 343 с.
    • О политических последствиях христианской религии. — Фрагмент из работы «Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и её последствий» (публ. по изданию П. Гольбах. Священная зараза. Разоблаченное христианство. — М., 1936, С. 312-321). // Чёрный туман. Выдающиеся мыслители, учёные, писатели, общественные деятели о реакционной сущности религии и церкви. / Сост.: Е. Д. Вишневская, Т. Б. Вьюкова. Комм. к. ф. н. И. А. Галицкая. — М., Политиздат, 1976. — С. 144-152.
  • «Карманное богословие» (1766), архивный файл(M. l»Abbé Bernier. Théologie portative, ou Dictionnaire abrégé de la religion chrétienne. — Londres,1768.)
    • Карманный богословский словарь: пер. с фр. / Под ред., с предисл. Луппола И.К. – М.: Изд-во «Материалист», 1925. — 173, с.
    • Карманный богословский словарь. / Предисл. Луппола И.К. Рис. Моора Д.С. — ЦС СВБ СССР. — М.: Акц. Изд. О-во «Безбожник», 1930 — 94 с.: ил.
    • Карманное богословие. // Гольбах, П. А. Д. Избранные антирелигиозные произведения. / Ред. Невский В.И. Пер. Руммера Н. Сост. Ранович А.Б., Смелянов М.С. — ЦС СВБ СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. — XXXV, 660 с.: ил. — Т. 1. — С. 521-616.
    • Карманное богословие. / Пер. О. Румера Пред. Богданова Б. Оформл. Смелянова М. С. Рис. Моора Д. С. — Ин-т философии АН СССР. — М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1937.- 272 с.: ил. — 30000 экз.
    • Карманное богословие. / Пер. О. Румера Предисл. Богданова Б. «Замечательный образец боевой атеистич. лит. XVIII в.», С. 3-10. Ил. Моор Д. Е. – М.: Воениздат, 1940.
    • Карманное богословие. Пер. с фр. — М.: ГИХЛ, 1959. – 208 с.
    • Карманное богословие или краткий словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье лиценциатом богословия. / Худ. Соколов А. М. — М. Политиздат, 1959. – 208 с. с илл.
    • Карманное богословие или словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье лиценциатом богословия. / Худ. Соколоов А. – М.: Политиздат, 1961. — 202 с., илл.
    • Карманное богословие. — Ереван: Айтастан, 1982.
  • «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768)- архивный файл (John Trenchard. La contagion sacrée, ou, Histoire naturelle de la superstition. Ouvrage traduit de l»Anglois. — Londres , 1768).
    • Священная зараза. Разоблаченное христианство / Под ред. и с пред. И. К. Луппола — Ин-т философии Комакад. и ЦС СВБ СССР. – М.: ГАИЗ, 1936.- XIV, 343 с. — 10200 экз.
  • «Письма к Евгении, или Предупреждение против предрассудков» (1768), архивный файл (Lettres à Eugénie, ou Préservatif contre les préjugés. Londres , 1768., v 1-2.
    • Письма к Евгении; Здравый смысл / Ред., статья и примеч. Ю. Я. Когана. Ин-т истории АН СССР. – М.: Издательство АН СССР, 1956. Серия: «Науч.-атеистич. б-ка».
  • «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» — архивный файл (1770) (отрывок) (Système de la Nature, ou des Loix du Monde Physique et du Monde Moral, par M. Mirabaud , secrétaire perpétuel et l»un des Quarante de «Académie Française. — Londres , MDCCLXX. — 2 vol.).
    • Система природы (пер. I-VI, VII1, XI, сокр. XIII гл. ч.1). // Хрестоматия по французскому материализму XVIII в. — М., 1923. — Вып. I и II.
    • Система природы (пер. VI-IX гл. ч.1). // Под знаменем марксизма. – 1923 г. — № 11. — С. 80-132.
    • Система природы. Или о законах мира физического и мира духовного. / Под ред. А. Деборина, Д. Рязанова Пер. Юшкевича П. Библ. И. К. Луппол. Вступ. ст. А. Деборина — Институт К. Маркса и Ф. Энгельса . — М.: Госиздат, 1924. – 616 с. Серия: «Библиотека материализма»
    • Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. / Предисл. изд. и послесл. Попова П.С. Пер. Юшкевича П. — М.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1940. — 455 с.
    • Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. // Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. / Под общ. ред. и со вступ. статьей Х. Н. Момджяна. Пер. с фр. Я. С. Юшкевича. Институт философии АН СССР. – — М.: Соцэкгиз, 1963. – Т.I. — С. 51-684. Серия: «Б-ка Философское наследие».
  • «Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов» (1770) (Tableau des saints, ou Examen de l»esprit, de la conduite, des maximes et du merite des personnages que le christianisme revere et propose pour modeles. Londres ,1770. 2 vol).
    • Галерея святых. // Гольбах, П. А. Д. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. А. Б. Ранович, Смелянов М.С. Ред. В. И. Невский. ЦС СВБ СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. — XXXV, 660 с.: ил.; 20 см. — Т. 1. — С. 201-516.
    • Галерея святых (или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). / Пер. А. Б. Рановича Предисл.: Богданова Б. — Ин-т философии АН СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1937. — 313, с.; 20 см. — 20200 экз.
    • Галерея святых (или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). Пер. с франц. / Предисл. Богданова Б. — Минск: ГИЗБел, 1939.
    • Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство прилагает в качестве образцов). — М: Госполитиздат, 1962.
    • Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов. / Примеч. Ф. И. Гаркавенко — Ереван: Айастан, 1986.
    • Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов. / Примеч. Ф. И. Гаркавенко — К.: Политиздат Украины, 1987. — 335с.
    • Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). / А. Б. Ранович. — М.: Политиздат, 1987.
  • «Здравый смысл, или Идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным» (1772), архивный файл (с 19-05-2013 — история ) (Le bon sens, ou Les idees naturelles, opposees aux idees surnaturelles. — Londres, 1772)
    • Религия и здравый смысл. — Сокр. пер. — М.: Изд-во Атеист, 1923.
    • Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным. Атеистический памфлет XVIII века. — М.: Изд-во Материалист,1924. — 336 с.
    • Перед судом здравого смысла [«Здравый смысл]. // Антирелигиозная хрестоматия. Пособие для пропагандистов, преподавателей и учащихся. — Изд. 4-е, доп. / Гурев Г. А. ЦС СВБ Союза ССР. – М.: Акц. издательское о-во «Безбожник», 1930. – С. 278-303.
    • Здравый смысл. // Гольбах, П. А. Д. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. Ранович А. Б., Смелянов М. С. Пер. Н. Руммера, М. Смелянова. Ред. Невский В. И. ЦС СВБ СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. — Т. 1. — XXXV, 660 с.: ил. С. 7-196.
    • Здравый смысл: Естественные идеи, противопоставляемые идеям сверхъестественным. / Пер. Э. Гуревич, А. Гутерман. — М.-Л.: Воениздат, 1941. — 212 с. Серия: «Антирелигиозная библиотека»
    • Письма к Евгении; Здравый смысл / Ред., статья и примеч Когана Ю. Я. Институт истории АН СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. Серия: «Науч.-атеистич. б-ка».
  • Социальная система или естественные принципы морали и политики. С исследованием о влиянии правления на нравы. Автора «Системы природы» (La Système social ou principes naturels de la morale et de la politique. Avec un examen de l’influence du gouvernement sur les mœurs. Par l’Auteur du Système de la Nature». — Londres, 1773, 3 vol.).
    • Социальная система (Пер. с фр. Кочаряна М. Т., Мавлютова Р. Р. по изд. 1773, р. 113-126. — т. II гл. VI, XI, т. III гл. VIII). // Кочарян М. Т. Поль Гольбах. Серия: «Мыслители прошлого». – М.: Мысль, 1978. – С. 161-181.
  • Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления (La Politique naturelle, ou Discours sur les vrais principes du Gouvernement. Londres, 1773. 2 vol.)
    • Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления. // Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. / Под общ. ред. и со вступ. статьей, Х. Н. Момджяна. Пер. Т. С. Батищевой и В. О. Полонского Институт философии АН СССР. — — М.: Соцэкгиз, 1963. – Т.II. — С. 85-534. Б-ка Философское наследие.
  • Основа всеобщей морали, или катехизис природы (Éléments de la morale universelle, ou catéchisme de la nature, Paris, 1790).
    • Основа всеобщей морали, или катехизис природы. // Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. Под общ. ред. Момджяна Х. Н. Пер. Т. С. Батищевой / Институт философии АН СССР. — М.: Соцэкгиз, 1963. – Т.II. — С. 7-82. Серия: Б-ка Философское наследие.
Читайте также:  Как устроена вселенная информация

Противостоящей человеку, возникло в философии …
Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии Нового времени. Бытие представлялось как реальность, оппозиционная человеку, осваиваемая в его деятельности. А господство механики в науке позволяло философам Нового времени говорить о мире и природе как о механизмах.
91. В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана …

И. Г. Фихте – представитель немецкого классического идеализма. В основе «наукоучения» Фихте лежит теория субъективного идеализма. Фихте отвергает кантовскую концепцию «вещи в себе» и пытается вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала.
92. Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются …

Основу философии В. С. Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений – богочеловечества, Софии. Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой или всеединством, поскольку оно собою все обусловливает; 3) силой или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения

93. К представителям русской религиозной философии XX века относятся …

В XX веке русская религиозная философия получила развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов. С.Л. Франк , следуя концепции «всеединства», создал метафизическую систему мистического реализма. Истинная философия, по его мнению, может быть только мистической философией. Объектом мистического опыта является предметная реальность внешнего мира. Идея «всеединства» также получила свое развитие в трудах Л.П. Карсавина , хотя он и не был последователем В.С. Соловьева. Наиболее ценны и интересны мысли философа, касающиеся взаимоотношения Творца и творения (совершенства и несовершенства). Последователем идей В.С. Соловьева является и С.Н. Булгаков , развивающий идею о трагической раздвоенности человека: с одной стороны он подчиняется стихиям мира, с другой – сопротивляется этим стихиям и осуществляет в себе образ Божий. Основная проблема философии Н.А. Бердяева – бытие человека. Человек рассматривается им как микрокосм, сосредоточение всех мировых сил. Он изначально божественен, имеет в себе образ Божий, который и делает человека человеком. Но человек содержит в себе и образ звериный. Между этими двумя образами происходит постоянная борьба.
94. Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что …

В своем программном сочинении «Сущность христианства» Л. Фейербах заявляет, что «в религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное. Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. Тот разлад, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью». В религиозных догматах Фейербах видит выражение сердечных желаний человека. Поэтому не Бог создает человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию.
95. Существенными чертами научного знания являются …

Существенными чертами научного знания являются доказательность, интерсубъективность. Знание для науки есть доказательное знание , оно должно быть подтверждено фактами и аргументами. Интерсубъективность – важнейшее качество научного знания, особая общность между познающими субъектами, условие передачи знания.
96. Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен …

Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен Н. Бердяевым в работе «Человек и машина». Техника понималась в этом смысле как последняя любовь человека, затмившая Бога, угрожающая духовной жизни.
97. Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был …

Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был Р. Декарт. Данное положение отражено в его дуалистическом понимании бытия.
98.К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …

Проблемой бессознательного занимались З. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Так, З. Фрейд считает, что от сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно сопротивляется попыткам бессознательного проникнуть в сознание. К проявлению бессознательного в человеческой психике относятся сновидения, обмолвки, юмор, автоматизмы, гипноз, а также явления психической патологии. Анализу сновидений З. Фрейд посвятил свое произведение «Толкование сновидений».

99. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины, является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора являются удобство использования , простота аксиоматической системы. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.
100. Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией …

Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией относительности. Она подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи.
101. Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как …

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Утверждая, что все существующее представляет собой лишь ту или иную форму материи и движения, П. Гольбах встает на позицию материализма.
102Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе …

Постпозитивизм возник как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую предшествующим неопозитивизмом. В частности, постпозитивизм отказался от неопозитивистского идеала научного знания как логически систематизированного множества высказываний (образцами которого считались теории математического естествознания); анализ был переориентирован на динамику научного знания, которое стало трактоваться как конкуренция научных сообществ (Т. Кун).
103Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название
Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название этатизм.
Например, В. Орландо представлял государство в виде юридического лица, что означало открытие, имеющее для правоведения значение не меньшее , чем декартовское «cogito ergo sum» для философии.
104. Автором концепции «методологического анархизма» является

Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею «методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).
105. Представителем герменевтической традиции в философии является …

Читайте также:  Структура вселенной доклад по физике

В истории философии сформировалось направление, которое ставит одной из своих задач истолкование текста, – герменевтика . В. Дильтей расширил понятие герменевтики до ее понимания как особой философской дисциплины, выступающей своеобразной методологией наук о духе. В. Дильтей расширяет область действия герменевтики не только на тексты, но и на поступки, жести, мимику и т.д.
106. Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________».

Философское учение Эпикура имело практическую цель – указать людям путь к счастью. Такая философско-этическая позиция, согласно которой единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье, получила название эвдемонизма (от греч. ευδαιμονία – счастье).
107. Родоначальником французского Просвещения является философ …

Одним из первых идеологов французского Просвещения является философ, писатель, историк Франсуа Мари Аруэ Вольтер.
108. Установите соответствие между понятием и его содержанием.
1. Мельчайшая неделимая частица
2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство
3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего
4. Существование само по себе

Субстратом, из которого состоят все тела, древние атомисты считали атом – мельчайшие неделимые частицы, которые в бесконечном количестве «трясутся» в мировом пространстве.
Идея эфира впервые была выдвинута Аристотелем. Под эфиром понимается непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство. Согласно Р. Декарту, простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Всякий объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества таких вихрей.
Представление о единстве мира включает в себя понимание того, что все существующее происходит от одного начала и характеризуется всеобщими, универсальными свойствами, присущими любой вещи. Такое начало в философии называют субстанцией.
Бытие в философии получило двоякое трактование. «Чистое бытие» – это существование, взятое само по себе, в отвлечении его от всех его конкретных признаков. Бытие также может пониматься как субстанциальное бытие, то есть бытие, обусловленное образованием объекта из субстанции, в данном случае оно обладает определенными, присущими ему признаками.

109. Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру , называется …

Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру, называется антисциентизмом. Антисциентизм дает негативную оценку НТП и в целом отрицательно оценивает роль науки в жизни человека и общества.

110. Согласно теории отражения, сознание – это …

Теория отражения была разработана в рамках диалектико-материалистической концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

111. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется

Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется обыденным. Обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Поэтому эти знания называют практическими. Они регламентируют различные сферы человеческой жизнедеятельности: сохранение здоровья (народная медицина), организацию хозяйственной деятельности (практический опыт обработки земли).

Французский философ материалист, просветитель, энциклопедист, атеист.

Гольбах — крупнейший систематизатор мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых — протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, её атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи.

Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистическая теория познания Гольбаха, разделяемая также другими французскими материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистического сенсуализма Дж. Беркли и учения Рене Декарта о врождённых идеях.

Гольбаху принадлежат атеистические произведения, проникнутые едким сарказмом. Ввиду преследований со стороны церковников, произведения Гольбаха выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции.

Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение — «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

Поль Анри Дитрих Гольбах родился 8 декабря 1723 года в городе Гейдельсгейме, на севере Ландау (Пфальц), в семье мелкого торговца. Полю было 7 лет, когда умерла его мать. Анри остался на попечении дяди — старшего брата матери — Франциска Адама де Гольбаха. Франциск Адам с конца XVII века служил во французской армии, отличился в войнах Людовика XIV, в 1723 году был удостоен баронского титула и приобрел огромные богатства. Именно от своего дяди будущий философ получил фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

С 12 лет Поль воспитывался в Париже. Благодаря усидчивости, прилежанию он быстро освоил французский и английский языки, изучил латинский и греческий. За время учебы в университете Гольбах познакомился с передовыми естественнонаучными теориями, прослушал курсы лекций крупнейших ученых своего времени, таких как Рене Реомюр, Питер ван Мушенбрук, Альбрехт фон Галлер и др. Особенно глубоко и увлеченно Гольбах изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он расширял свои знания в области философии, читая в подлинниках древних авторов, произведения английских материалистов XVII-XVIII веков, в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда.

После окончания университета, в 1749 году, Гольбах возвратился в Париж, где вскоре познакомился с Дидро. Это знакомство, перешедшее в дружбу, сыграло огромную роль в жизни и творчестве обоих мыслителей.

В Париже Гольбах открыл салон, где собирались философы, ученые, литераторы, политики, люди искусства. Салон этот стал центром философской и атеистической мысли предреволюционной Франции. Дважды в неделю для гостей устраивались обеды. Посетителями знаменитого салона Гольбаха были Дидро, Д»Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие замечательные мыслители. По их же свидетельству в салоне Гольбаха имелась специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература.

Широкие познания во многих областях науки и культуры и огромный популяризаторский талант Гольбаха ярко проявились в издании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Друзья и современники Гольбаха все без исключения отмечали его энциклопедическую ученость, редкое трудолюбие, самостоятельность суждений и исключительную честность.

Гольбах никогда не был простым регистратором умных мыслей, высказываемых при нем выдающимися посетителями его салона.

Дидро высоко ценил этическое учение Гольбаха. Рекомендуя в представленном русскому правительству «Плане университета» в качестве учебного пособия «Всеобщую мораль» Гольбаха, Дидро писал: «Все должны читать и изучать эту книгу, особенно юношество должно воспитываться в соответствии с принципами «Всеобщей морали». Пусть будет благословенно имя того, кто дал нам «Всеобщую мораль».

В самые острые моменты идейной борьбы Гольбах был ближайшим помощником и опорой Дидро. Главным образом благодаря огромным усилиям и горячему энтузиазму этих двух людей стало возможным завершение такого колоссального труда, как издание «Энциклопедии».

Роль Гольбаха в этом деле поистине огромна. Гольбах был автором множества статей, редактором, ученым консультантом, библиографом и даже библиотекарем (он обладал богатейшим собранием книг по различным отраслям знаний — в каталоге его библиотеки числилось 2777 книг).

В научных, академических кругах того времени Гольбах был известен как прекрасный натуралист. Он являлся членом маннгеймской и берлинской академий наук. 19 сентября 1780 года на торжественном заседании Академии наук в Петербурге Поль Гольбах единогласно был избран почетным членом Императорской Академии наук.

В России Гольбаха знали как активного участника перевода и издания на французском языке книги М. В. Ломоносова «Древняя Российская история». Гольбах был одним из первых французских ученых, оценивших труды русского гения и способствовавших распространению его научных идей. С другой стороны, избрание французского философа в состав петербургской Академии способствовало росту его авторитета в передовых кругах русской интеллигенции конца XVIII века, вследствие чего в России стали появляться переводы основных сочинений Гольбаха.

В середине XVIII века активизируется издательская деятельность Гольбаха, завершается издание «Энциклопедии». Обстановка для пропаганды идей просвещения улучшается: в 1763 году из Франции изгоняются иезуиты, в 1765 году правительство вынуждено назначить постоянную комиссию по контролю над монастырями и выработке предложений по сокращению их числа. Поражение Франции в Семилетней войне, и до этого переживавшей уже глубокий кризис, усугубило кризисное положение государства.

Одно за другим публикует Гольбах произведения французских материалистов конца XVII — первой половины XVIII века, переведенные им труды английских деистов и собственные произведения. За десять лет он издает около тридцати пяти томов.

В письме к Софи Воллан от 24 сентября 1767 году Дидро писал: «Из Парижа прислали нам новую австрийскую библиотеку: «Дух церкви», «Попы без маски», «Воин-философ», «Лицемерие священников», «Сомнения по поводу религии», «Карманная теология». Эта библиотека состояла в основном из работ Гольбаха.

В 1770 году выходит в свет «Система природы» — книга, составившая целую эпоху в развитии материалистической мысли. На заглавном листе книги — имя Мирабо, бывшего секретаря французской Академии наук, умершего за десять лет до того. К работе над книгой Гольбах приступил после выхода в свет последних томов «Энциклопедии». В распоряжении автора уже имелось все, что было нового, ценного и интересного в мире тогдашней науки.

«Система природы» Гольбаха стала, по словам современников, «библией материализма».

18 августа 1770 года издание «Система природы» приговаривается парижским парламентом к публичному сожжению. Сам же автор остается вне строгой кары лишь благодаря тайне: даже ближайшие друзья не знают о его авторстве. Гольбах обычно пересылал свои произведения за границу, где они печатались и тайно перевозились во Францию.

После 1770 года, в обстановке кануна буржуазной революции, Гольбах выдвигает в своих произведениях на первый план злободневные общественные проблемы. Он издает «Естественную политику», «Социальную систему», «Этократию», «Всеобщую мораль» (в общей сложности не менее 10 томов), где, развивая основные идеи «Системы природы», по существу разрабатывает социально-политическую программу. В этих произведениях Гольбах доказывает необходимость просвещать общество, научить его жить по справедливым законам, избавить род людской от пагубных заблуждений, возвестить народу истину. Такова благородная цель произведений последнего периода творчества Гольбаха.

С 1751 по 1760 год Гольбах перевел на французский язык и издал не менее 13 томов научных трудов немецких и шведских ученых. Свои переводы он обыкновенно сопровождал ценными замечаниями, делал исправления и дополнения и тем самым внес определенный вклад в развитие указанных отраслей науки. Так, например, осуществив в 1758 году перевод на французский язык «Общего описания минералов» шведского химика Валлериуса, Гольбах дал свою классификацию минералов, которая была высоко оценена современными ему учеными Франции.

Научные сочинения, по мнению Гольбаха, представляют ценность только тогда, когда они приносят практическую пользу. Гольбаховские издания отвечали этому требованию. Именно поэтому Дидро в том же проекте «Плана университета», составленном для Российского правительства, рекомендует пользоваться книгами по химии, металлургии и минералогии в переводе Гольбаха.

Философ-материалист Поль Анри Гольбах (1723-1789), усвоив взгляды значительной части современного ему европейского общества, высказал их с такой прямолинейностью, что возбудил против себя возражения представителей различных философских школ. Главное его сочинение «Система природы» (1770) — своеобразная «библия материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на паши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Он, как видим, весьма упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже сказано на этот счет.

Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов.

Чтобы понять уровень материалистического объяснения душевных, личностных особенностей человека, приведем цитату из книги французского врача-материалиста Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751) «Человек-машина» (1747): «Что нужно было, чтобы превратить бесстрашие Кая Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего только расстройство селезенки или печени, или засорение воротной вены. А почему? Потому, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических и ипохондрических заболеваний».

У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все-таки в целом все они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии, едины в той мере, в какой противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в «век триумфа философии» (Вольтер). Центром, вокруг которого сгруппировались философы и их единомышленники, оказалась знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник по редактированию «Энциклопедии», великий математик, механик, философ-просветитель Жан Лерон Д»Аламбер (1717-1753) поставили перед собой гиганте кую задачу — представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и во все века». Этот труд являет собой эпоху в духовной жизни не только Франции и не только Европы, но и всего мира (кстати, «Энциклопедию» по частям стали переводить в России). Это великий памятник, воздвигнутый французскими просветителями своей эпохе.

Источник

Adblock
detector