Меню

Философы космос как основа

Научные Чтения

памяти К.Э.Циолковского

г. Калуга

Россия

ОТ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ — К ФИЛОСОФИИ КОСМОНАВТИКИ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция «Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского»
2008 г.

1. Проблемы изучения космической философии.

Не хотелось бы, но приходится начать с повторения хорошо известного факта. Несмотря на проводимые сложившейся вокруг Чтений группой специалистов многолетние исследования космической философии К.Э. Циолковского, в ней остается много неясного, разные попытки ее анализа приводят к противоречивым выводам. Это хорошо видно при чтении довольно большого числа посвященных этой проблематике монографий, вышедших за последние годы (Л. В. Лесков. Космическое будущее человечества. М., 1996; В. В. Лыткин. Философия космического будущего человечества. Калуга, 2000; В. М. Мапельман. Идея космической перспективы развития человечества в русской философской традиции. М., 2005; В. И. Алексеева. К. Э. Циолковский: философия космизма. М., 2007; В. Е. Ермолаева, И. А. Ермолаев. Философия великой личности. М., 2007) и статей-послесловий к изданиям философских трудов К.Э. Циолковского. Согласие между авторами в ключевых вопросах есть далеко не всегда. По моему мнению, можно назвать следующие причины:

1) Космическую философию изучают не профессиональные историки философии (которые, кстати, почти не проявляют к ней интереса и знают ее более чем приблизительно), а философы других ориентаций — специалисты в области философии науки и техники, этики, социологии, экологии, политологии и др. Все это очень ценно, но не может полностью заменить профессионального историко-философского подхода.

2) Среди исследователей космической философии не установилось даже какого-то общего подхода к своему предмету. Например, одни считают, что следует реконструировать преимущественно те смыслы, которые вкладывались в космическую философию самим ее создателем, а выявление резонансов этой философии в современной науке и культуре рассматривается как не очень серьезная «отсебятина». Другие же полагают, что философская концепция живет лишь постольку, поскольку некоторые ее идеи оказывают влияние и на последующее развитие науки, философии, культуры, в целом. Что бы значила для нас космическая философия, если бы мысль о выходе человека в космос не оказалась столь эвристичной и не была воспринята культурой наших дней? Следует различать два типа интерпретации смыслов философской системы: а) антикваристский, в контексте культуры своего времени, и презентистский, то есть современный нам. Автор придерживается второго подхода.

3) К. Э. Циолковский был великой, гениальной личностью, но великим философом он не был. Некоторые из его философских идей не выдержали испытания временем. В этих условиях ряд исследователей космической философии считают необходимым просто излагать как можно точнее тексты К.Э. Циолковского, не особенно задаваясь вопросом, как некоторые из них звучат сейчас. Никакого критического анализа не предусматривается. Более того, было высказано мнение, что анализ космической философии лишь затуманивает ее содержание. Ее нужно рассматривать «в целом», как будто изучение целого возможно без изучения отдельных его частей. К. Э. Циолковский стремился создать целостную, монистическую философию. Но этот замысел не был реализован в полной мере. Тем не менее, именно целостный анализ позволил выявить серьезные противоречия и антиномии, свойственные космической философии. Далее, если К. Э. Циолковский пишет, что он — «чистейший материалист», следует принципу монизма, разделяет во всем этику «галилейского учителя», включая принцип ненасилия, и т. д., то многим исследователям не приходит в голову подвергать эти характеристики какому-либо сомнению, хотя на самом деле они порождают много вопросов.

Наличие столь различных подходов к изучению космической философии создает впечатление разнонаправленности движения мысли. Альтернативные точки зрения, если и упоминаются, то лишь «эзоповым языком», настоящей дискуссии не получается.

2. Необходимость дальнейшей разработки философии космонавтики.

Наряду с изучением мировоззрения К.Э. Циолковского в историко-философском и психологическом планах, происходит становление особой философской дисциплины — философии космонавтики, концентрирующейся вокруг новых философских проблем и подходов, поставленных эрой космоса. Назовем в этом контексте: А. Д. Урсул. Человечество. Земля. Вселенная. М., 1977; Л. В. Лесков. Космическое будущее человечества. М., 1996; С. В. Кричевский. Аэрокосмическая деятельность: методологические, исторические, социоприродные аспекты. М., 2007 и др. — но пока таких книг мало. Для того чтобы не просто оставаться пленниками текстов прошлого, хотя бы и принадлежащих великим людям, а намечать космические перспективы человечества в рамках быстро меняющейся современной культуры и цивилизации, необходимо более интенсивно продолжить усилия по дальнейшей разработке этой дисциплины. Философия космонавтики играет роль мировоззренческого основания для междисциплинарной деятельности, определяющей исследование и освоение космоса. Она опирается на размышления не только К.Э. Циолковского, но и многих других мыслителей, аккумулирует опыт современной цивилизации в сфере космической деятельности.

3. Метафизика К.Э. Циолковского и картина мира современной науки.

Базисная концептуальная структура космической философии может быть, по мнению автора, представлена так: трансцендентная причина космоса — космос и другие космосы, созданные причиной — иерархия «неизвестных разумных сил» космоса (ноокосмическая иерархия) — атом-дух — человек. Первые три компонента К. Э. Циолковский рассматривал в качестве основных определений Бога. Это является одной из самых специфических черт космической философии. В ней антиномически соединены теизм, пантеизм и эзотерика (космические махатмы!).

Рядом исследователей были отмечены изменения смысла понятия Причины (Первопричины) в различных текстах К.Э. Циолковского. Но основной смысл названного понятия кажется ясным: это — Бог как творец мира (пусть не удивляются те, кто читал, что космос К.Э. Циолковского бесконечен не только в пространстве, но и во времени; то что для нас бесконечно, для Причины — конечно, писал основоположник космической философии).

Космос на уровне философской метафизики К. Э. Циолковский рассматривал как единый живой организм. Но одновременно он утверждал, что повсюду видит «одну только механику»; это антиномически противостоит предыдущему представлению. Космос материален, но понятие материи оказывается не таким простым. Оно, по сути, дуалистично. С одной стороны, есть атомы-духи — субстанциальная первооснова мира с их необычными свойствами, с другой — материя как обычное вещество: протоны, электроны, эфир и атомы химических элементов. При сопоставлении высказываний К.Э. Циолковского о Причине и его знаменитой фразы «Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи» возникает вопрос: а породившая космос трансцендентная причина — это тоже материализм? Кстати, сам К. Э. Циолковский писал, что «материализм остановился в беспомощном и жалком состоянии» при попытке объяснить чувствительность материи. Вот почему он и ввел, очевидно, идею об атомах-духах, столь же принципиальную для космической философии, как понятие Причины. И еще: как сочетать наличие причины космоса, то есть Бога, и дуалистическое понимание материи с принципом монизма? Я полагаю, в отличие от К.Э. Циолковского, что космос не нуждается в трансцендентной причине. Разумеется, могут быть и другие убеждения. Но, во всяком случае, вряд ли философия космонавтики воспримет это представление, равно как и представление об атомах-духах.

Читайте также:  Занятие старшая группа познавательное развитие космос

Метафизика космической философии не может служить философским обоснованием неклассической картины мира, которую К. Э. Циолковский не принял. В нее входят специальная и общая теория относительности (К. Э. Циолковский отвергал четырехмерное пространство-время Минковского и теорию расширяющейся Вселенной), квантовая механика (о которой в работах К.Э. Циолковского не упоминается), принцип возрастания энтропии (критике этого фундаментального научного принципа К. Э. Циолковский посвятил множество усилий). Но как раз эти теории и принципы современной науки, отвергнутые К. Э. Циолковским или не известные ему, целенаправляют космическую деятельность.

Отметим также, что в картине мира современной науки внеземные цивилизации, существование которых К. Э. Циолковский считал несомненным, пока не играют особой роли. Их поиски ведутся, но следов пока не обнаружено. Сомнительно, во всяком случае, что даже если они когда-нибудь и будут найдены, выяснится, что они образуют иерархию разумов; ведь скорость распространения взаимодействий конечна, а это резко ограничивает возможности межпланетных контактов.

4. Проблемы этоса космонавтики.

Этика космической философии основывается на следующих принципах:

1) Любовь человека к Причине космоса, которая, в свою очередь, «нежно любит» человека.

2) Следование этическим принципам «галилейского учителя». Однако Христос десакрализован, К. Э. Циолковский не считает его сыном Божьим. Как отметили В. Е. Ермолаева и И. А. Ермолаев, это величайший мыслитель, лучший из людей, избранный Богом. Одновременно К. Э. Циолковский принимает и некоторые принципы буддийской этики, например, погашение страстей — оно может быть достигнуто с помощью научных знаний.

3) Любовь человека к самому себе (или истинное себялюбие), то есть неустанная забота о «своих» атомах-духах, многие из которых давно уже успели рассеяться в пространствах космоса.

4) Улучшение человеческой породы социальным регулированием деторождения с помощью специально отобранных «производителей», а также мирного, ненасильственного устранения низших форм жизни, дебилов, преступников путем предотвращения их размножения.

5) Ключевую роль в этике Циолковского играет «суд космоса» над несовершенными формами живого, не способными достигнуть «блаженства».

Этике космической философии свойственны, на наш взгляд, некоторые антиномии: а) провозглашение любви к Причине космоса сопровождается высказывавшимися время от времени К. Э. Циолковским замечаниями о «сомнительности» всяких религий, которые противоречат друг другу и полны внутренних несообразностей; б) препятствование размножению несовершенных, а также преступных существ в земных и космических масштабах несовместимо с этикой «галилейского учителя».

Едва ли многие из принципов этики К.Э. Циолковского имеют шанс сохраниться в этосе космической эры. Нельзя согласиться с пониманием человеческой личности как совокупности живущих «в согласии» подлинных личностей, то есть атомов-духов. Современные этические нормы не допускают улучшения человеческого генофонда социальным подбором сексуальных партнеров. Не будет принят также принцип «суда космоса» как этическая норма. Мне лично кажется, что этос космизирующегося человечества предстоит разрабатывать заново.

5. Философия и космическое будущее человечества.

Не избежала сомнений и основная идея К.Э. Циолковского — космическое будущее человечества. Сам Циолковский обосновывал эту идею следующими мотивами: 1) долг человека перед «своими» атомами-духами, то есть создание максимально комфортных условий для их «блаженства»; 2) необходимость «сбрасывания» в космос быстрорастущего населения Земли; 3) необходимость использования неисчерпаемых ресурсов космоса для бесконечного прогресса человечества. Первый из этих мотивов в философии космонавтики, естественно, отпал; второй становится проблематичным в силу того, что прогнозируется стабилизация роста народонаселения; третий сохраняет свою силу. Появились и новые мотивы, например, экологические и социально-политические, которым космическая философия существенного значения не придавала. Обострилась дилемма: осваивать ли в соответствии с планом К.Э. Циолковского не только ближний, но и дальний космос, или же ограничиться (по крайней мере, в обозримом будущем) только космосом ближним — в интересах Земли? Эта дилемма стала основной в философии космонавтики. Модные несколько десятилетий назад проекты создания космических колоний в Солнечной системе (типа проекта О’Нейла) сейчас почти забыты. Наиболее слышны голоса футурологов, считающих, что космос не создан для комфортной жизни человека. По мнению В. В. Лебедева, тезис К.Э. Циолковского о завоевании всего околосолнечного пространства превратили в догму. Поспешное проникновение человека на другие планеты может усилить социально-политический раскол на Земле, стимулировать желание одних доминировать над другими. И вообще, человеческая природа — не для других планет. Если мы попытаемся ее изменить, она обернется против нас. Если мы все же не удержимся заселить новые планеты, возникнет раса противостоящих нам существ, которая может стать угрозой для человечества. Альтернативная точка зрения, соответствующая идеям К.Э. Циолковского, пока развита недостаточно. Ее обоснование потребует разработки ряда фундаментальных философских и междисциплинарных проблем, к чему мы пока не готовы.

Copyright © ФГБУК «ГМИК имени К.Э. Циолковского». Все права защищены.
Права на материалы тезисов докладов принадлежат авторам докладов.
Для перепечатки материалов необходимо письменное разрешение.

Источник

Взгляд философа на космическое пространство

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 1(7) 2016

Жан-Поль Ван Бендегем (Jean Paul Van Bendegem), университет Врие, Брюссель, Центр логики и философии науки, Университет Гента

Она скромна, как и я сам, философ-математик, когда хочу ставить вопросы и не обязательно сопровождать их какими-либо ответами.

Весьма претенциозная, потому что я осмелюсь представить на редкость широкий взгляд в надежде собрать вместе достаточное количество сопутствующих моментов, чтобы иметь возможность остановить своё внимание на такой проблеме, как правовые аспекты околоземного космического пространства.

Подобная широкая перспектива исходит из того факта, что современная философия науки и технологии в состоянии предложить, как я считаю, именно тот набор инструментов, в котором мы нуждаемся для достижения нашей цели. В первом разделе предлагается схематичное изложение данного вопроса, а потом я перейду к его концептуальной основе с определением перечня всех аспектов и проблем.

В некотором смысле философия науки, если наука понимается как процесс, который будет генерировать знания об окружающем нас мире и нас самих, так же стара, как сама философия. Однозначно и Платон, и Аристотель имели дело с проблемой познания. Математические знания из-за присущей уверенности (кто может сомневаться в том, что 2 + 2 = 4?) стали моделью. Между тем и в том, и в другом смысле нужно было время, пока сама наука не стала узнаваемой частью общества.

Возьмём в качестве примера Исаака Ньютона, которого, без сомнения, многие взялись бы охарактеризовывать как физика или астронома. Название его опуса 1687 года, как бы там ни было, гласит: «Математические начала натуральной философии» (не природной). Надо было подождать хотя бы (приблизительно) XIX века, чтобы чётко осознать, что наука есть нечто отдельное от философии, от теологии и других религиозных аспектов, а также от политики. В это время, в 1834 году, если быть точным, Уильям Уэвелл (1), как утверждают, предложил ввести термин «учёный» по аналогии с термином «художник» (2).

После того как научное начинание стало чётко идентифицируемым, философы обратились как к методологическим, так и систематическим вопросам научных дисциплин. Грубо говоря, вплоть до начала XX века своё внимание они, как правило, и почти исключительно акцентировали на научной продукции. Они проанализировали научные теории, какие прогнозы могут быть сделаны на основе таких теорий, и каким образом теории меняются от одной эпохи к другой.

Они в значительной степени игнорировали сам научный процесс, то есть моменты, каким образом кто-либо пришёл к этим теориям. Отношение стало меняться только тогда, когда Томас Кун (3) опубликовал в 1962 году свой знаменитый труд «Структура научных революций». Хотя к настоящему времени полный научный процесс был изучен, всё по-прежнему в основе своей сводилось к внутреннему подходу.

Внешние факторы, как правило, не принимались во внимание. Всё изменилось только в 1973 году, когда среди прочего Роберт К. Мертон (4) опубликовал свою «Социологию Науки», связывая науку с такими областями знаний, как экономика и политика (и, как это ни удивительно, с протестантской этикой). Таким образом, сформировалась область социальных исследований науки.

В настоящее время философия науки рассматривает науку как часть общества с внутренней и внешней динамикой, что наиболее отчётливо просматривается в самой последней разработке в этой области, а именно в анализе научных методов работы.

Превосходный вариант для прочтения – это выпущенная в 1992 году книга «Наука как практика и культура» под редакцией Эндрю Пикеринга, одного из ведущих специалистов в своей области. Почему нас так интересуют практические подходы? Причин этому есть много, и я могу перечислить некоторые из них:

  • Практические подходы имеют материальный аспект. Он включает в себя научную аппаратуру, которую необходимо произвести, поддерживать в рабочем состоянии и совершенствовать; он включает в себя проведение экспериментов и их документирование; он включает в себя обработку данных, во многих случаях на специализированном оборудовании. Классическим примером тому служит, конечно же, лаборатория.
  • Практические подходы, связанные с обучением, предполагающие известное различие, которое существует в философии между «зная что» и «зная как». «Зная что» включает в себя теоретическое понятие знания, воплощённое в научных теориях, а «зная как» включает в себя как явное, так и неявное (или «молчаливое») знание. Кроме того, оно открывает возможность обучения «на собственном опыте». Классический пример тому – учиться ездить на велосипеде. Поддерживать своё равновесие не означает, что кто-то должен об этом рассказать, этому нужно учиться самостоятельно, это очень походит на опытного водителя, который уже не в состоянии объяснить, что именно он (или она) делает.
  • Практические подходы имеют социальный характер. Из вышесказанного непосредственно следует, что лаборатория требует более одного исследователя, что процесс обучения предполагает по меньшей мере двух участников: ученика и учителя. Расширяя свои масштабы, лаборатории могут стать целыми самостоятельными компаниями. Большой адронный коллайдер (БАК) в Женеве являет тому идеальный пример: индивидуальные занятия трансформируются в университеты и ​​научно-исследовательские подразделения, государственные и частные.
  • Практические подходы легко сочетаются с другими практическими подходами. Если человек видит экономические процессы, прежде всего, как практические подходы, такие как заключение торговой сделки, ведение переговоров, создание предприятий, проверка балансов и так далее, то не только сравнение, но и взаимодействие подобных практических подходов с научными методами является очевидным. Само собой разумеется, это (также) на этом уровне, что технология является составной частью картины.

То, о чём я хочу рассказать в следующем разделе, имеет целью продемонстрировать, что подобное схематичное изложение позволяет смотреть на научные явления таким образом, что возникают вопросы, которые в противном случае могли бы выпасть из зоны нашего внимания.

Философия науки и космические исследования

Позвольте мне привести в качестве примера разработку многоразовой космической ракеты. Я имею в виду успешную «посадку» Falcon 9 компании SpaceX 21 декабря 2015 года – замечательное достижение, мягко говоря. Газеты приписывают успех Элону Маску, Генеральному директору компании SpaceX. Это событие, которое имело место быть, но что думаю об этом я как философ науки?

Прежде всего, нужно незамедлительно следовать за более важным вопросом: частью какой сети событий является это конкретное событие? Или, чтобы быть более внимательным, использовать термин «сеть» во множественном числе? Ибо есть не только научная сеть, но и технологическая сеть, экономическая сеть, социальная сеть и культурная сеть – все со своими конкретными практическими подходами. И я фактически уверен, что могут быть добавлены и другие сети, а сети упомянутые могут быть уточнены (как и должно быть в случае, например, с экономической сетью).

Позвольте мне немного более детально остановиться на означенных сетях и сделать то, что я обещал сделать, – сформулировать вопросы и проблемы.

Научная сеть

Кто они такие, эти привлечённые учёные? Тривиальный ответ, что это учёные, которые занимаются ракетами (или что-то в этом роде по ассоциации с подобным ярлыком), следует считать неполным. Ответ должен включать математиков и программистов для моделирования и расчётов, он должен включать физиков и инженеров и для моделирования, и для перевода этих моделей в нечто «функциональное», он должен включать метеорологов и геологов, чтобы определить подходящие моменты и места для запуска, и, конечно, он также будет включать и ракетных учёных.

После того как мы осознаем, насколько велико число людей, вовлечённых в этот процесс, должны последовать вопросы, касающиеся сотрудничества. Какова их структура? Либо они размещаются на базе различных учреждений (НАСА, компания SpaceX, университеты или другие компании), либо для них будут созданы специальные помещения, чтобы объединить всех учёных, как в Женеве, в Европейском Совете по ядерным исследованиям (CERN)? Какие проблемы коммуникации присутствуют в таком большом меж- и трансдисциплинарном сообществе? И ещё ни слова не было сказано о самих этих моделях, которые генерирует новый набор вопросов.

Технологическая сеть

Центром этой сети, так сказать, является ракета Falcon 9. Однако, сделав шаг в сторону от этого центрального звена, мы видим все окружающие нас технологические цепочки, начиная от стартовой платформы в оперативном пункте, где осуществляется постоянный контроль за полётом ракеты, в том числе заканчивая и столь деликатным моментом посадки.

Двигаемся далее, и в поле зрения попадают все технические команды, которые обеспечивают, пожалуй, самую важную, но слишком часто игнорируемую составляющую процесса, без которой обречена любая технология, – техническое обслуживание и локальное решение проблем (далее «гайки и болты»).

Отдельным вопросом стоит «обеспечение функционирования» самой этой сети: как этим управлять? Несмотря на то, что мы, по мере возможности, склоняемся к тому, чтобы связать технологию с приборами и механизмами, а следовательно, с точными науками и инженерами, на этом уровне социологи и, что более важно, психологи стали важными точками пересечения в сети для гарантии, что всё идёт, насколько это возможно, без сучка и без задоринки.

Экономическая сеть

Две вышеозначенные и вкратце представленные сети формируют, пожалуй, самый важный набор вопросов: каким образом эти сети экономически управляются и продолжают функционировать? Если более конкретно: откуда берутся средства? Государственные, частные, комбинация и тех и других, или что-то ещё всё вместе взятое (хотя в этих условиях народное финансирование нереальный вариант)? Кто такие заинтересованные лица? Почему они заинтересованы в таких инвестициях? На что они в результате рассчитывают?

Если мы говорим о смешанном финансировании, – в настоящее время наиболее распространённой форме, как показывает проект Falcon 9, – то каким образом ожидания различных вовлечённых сторон скоординированы, улажены? Наконец, каким способом будет достигнуто соглашение? Это сеть, в которой, как я считаю, законопорядок играет важную роль для урегулирования правовых вопросов, насколько это возможно и нужно.

Социальная сеть

Разумно предположить, что общество в целом имеет определённую программу действий: каковы социальные проблемы, которые его беспокоят и которые человечество желает решить, начиная от чисто экономических вопросов и заканчивая вопросами, касающимися благосостояния и справедливого распределения; каким образом «местные» программы действий вышеупомянутых сетей подходят для их решения? Являются ли они совместимыми или нет? Если нет, то каким образом удалить подобные конфликты? Это ещё одна точка пересечения, где правопорядок играет первостепенную роль.

То, что я здесь сформулирую, возможно, в несколько абстрактной форме, часто сводится к известному вопросу: каковы преимущества для общества в целом от таких крупных космических проектов? Как правило, для такого рода исследований краткосрочные выгоды вряд или редко ощутимы, необходимо подключать долгосрочное мышление в долгосрочной перспективе. Это подводит меня к пятой и последней концептуальной точке.

Культурная сеть

Мышление в долгосрочной перспективе моделируется вместе с будущим человечества. Но что ждёт человечество в этом будущем? Если мы считаем, что ответ лежит в освоении Вселенной, то как нам это понять в плане отношения к обширному пространству, частью которого мы являемся?

Здесь и появляется культура. Как мы позиционируем себя? Как выражаем свои представления в науке, в искусстве, во всех формах взаимодействия между людьми? Для того чтобы быть немного более конкретным, есть такое понятие, как «великая» цель, заключительный этап, к достижению к которого должно стремиться человечество, или не так? Верим ли мы, что человеческие возможности не имеют границ или, скорее, наоборот? И если последнее из двух, то насколько мы близки к этому часу, и как мы можем это понять? Именно здесь философы, во всём своём многообразии, играют важную роль.

В приведённом выше перечне сетей я рассматривал их в отдельном порядке, но, очевидно, в условиях реальной жизни такой порядок не работает. И вот, вместе с «большой» картинкой появляется тот, который я считаю основным вопросом: как эти сети взаимодействуют?

Мы мыслим сообразно конкуренции, сотрудничества, комбинации того и другого; или же мы мыслим с точки зрения конфликтов, противоречивых взглядов, целей и ожидания? Это действительно «великие» вопросы и на них необходимо дать ответ.

В этой статье в качестве иллюстративного примера я привёл проект Falcon 9 компании SpaceX, но я надеюсь, что читатель должен был заметить, что образ мышления, которому я способствовал, чтобы он появился здесь, а именно с точки зрения общей социальной практики во всём её многообразии и сложности, легко применим к широкому кругу более серьёзных вопросов, таких как исследования дальнего космоса и, ближе к нам, изменение климата.

И, наконец, мне кажется вполне понятным, что такие вопросы касаются не только учёных, изучающих точные науки, но и социальные, и гуманитарные науки, не игнорируя общественность «там», что с полным основанием задаётся вопросом, какова будет их судьба. И это не последний вопрос, чтобы его поставить на повестку дня!

(1) Уильям Уэвелл (24 мая 1794, Ланкастер, Англия, – 6 марта 1866, Кэмбридж, Англия) – английский философ, теолог, англиканский священник, историк науки, универсальный человек.

(2) В переводе аналогия незаметна, в английском языке она присутствует благодаря суффиксу -ist: «scient-ist», аналогично «art-ist»

(3) То́мас Сэ́мюэл Ку́н (18 июля 1922, Цинциннати, Огайо, – 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) – американский историк и философ науки. Стэндфордская философская энциклопедия называет Куна одним из самых влиятельных философов науки XX столетия, возможно, самым влиятельным. Его книга «Структура научных революций» является одной из самых цитируемых научных книг за всю историю науки. Согласно Куну научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция – это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

(4) Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (урождённый Меер Школьник (англ. Meyer R. Schkolnick); 4 июля 1910, Филадельфия, – 23 февраля 2003, Нью-Йорк) – один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета. Мертон формирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами. Основная задача науки заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания.

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Philosophical perspectives on space
журнал ROOM №1 (7) 2016

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector