Конспект НОД для детей старшей группы на тему » Космос — это интересно»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширение знания детей о космосе, о полете первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.docx | 22.81 КБ |
prezintatsiya_k_konspektu.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Космос – это интересно!»
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картина солнечной системы, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В.Горького, Ю.Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей). (Слайд 1)
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд №2)
Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.
Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю . (Слайд №3)
Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей — Ю.А.Гагарин) (Слайд №4)
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!»
Воспитатель: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!» (Слайд №5)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля. Она – одна из планет Солнечной системы. (Слайд №6)
Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. (Слайд №7-10)
С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.
Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №11)
Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос. (Слайд №12)
( Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом, разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх ).
Воспитатель: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. Если в первой ступени заканчивается топливо — она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли.
Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Воспитатель: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. (Слайд №13)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки. Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. (Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело, (сели на корточки)
Шлем на голову надели. (сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим! (встали, тянемся вверх)
В невесомости парим. (руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете. (вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете. (машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп. (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп. (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету! (повернуться в другую сторону)
И продолжили полет. (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет! (помахали руками).
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №14-21)
(за правильные ответы, получаете картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос)»
Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник)
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)
Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты — вот так новость,
Ведь это… (невесомость)
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)
Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного. (луна)
Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, . (луноход)
Воспитатель: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей) (Слайд №22)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе. На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны. Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей).
Созвездия, кометы, луну, планеты.
Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №23)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №24)
Игра «Найди лишнее» (Слайд №25-27)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены:
- шлем танкиста,
- шлем космонавта,
- луноход,
- созвездие
- метеорит
Воспитатель: По дороге в космос, проложенной Ю.Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы. (Слайд №28)
А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей) (Слайд №29)
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)
Воспитатель: На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе. (Слайд №30)
Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.
Дети под руководством воспитателя приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?
Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интер есное вы узнали сегодня.
Источник
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе.
Юлия Захарова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос»
1. Расширить и обогатить знания детей о космосе и профессии космонавта.
2. Обогащать словарь детей по теме «космос», развивать мышление и внимание.
3. Воспитывать интерес к космосу, формировать чувство уважения за подвиги российских космонавтов.
Материалы: картины и фотографии с изображением космоса, музыкально сопровождение «Трава у дома» Ю. Антонова, «Зодиак» ВИА, портрет Ю. Гагарина.
Предшествующая работа: рассматривание картин о космосе, карты Солнечной системы, беседы о Вселенной, звездах и космических кораблях, заучивание стихотворений о космосе, рассматривание и чтение энциклопедии, проведение сюжетно-ролевых игр «Космодром», «Вселенная и звезды».
Ход
Звучит музыка ВИА «Зодиак», на доске вывешены иллюстрации с изображением Вселенной.
— Ребята, вы знаете, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, а почему оно будет таким, и о чем мы с вами будем сегодня беседовать вы узнаете, отгадав мою загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
— Что это такое, ребята?
— Верно, это космос! Так что же это такое? Давайте с Вами посмотрим на картинки и выясним ответ на это вопрос.
— Космос – это тоже самое, что и сама Вселенная. Вслушайтесь в это слово «ВСЕленная», то есть это то пространство, которое включает в себя все-все-все, что существует в нашем мире: и Солнце, и звезды, и нашу планету Землю, и другие планеты, кометы, метеориты и все другие небесные тела.
— Полюбуйтесь, как красив космос! И как же много в нем звезд! Как вы думаете, мы можем с вами посчитать, сколько их на небесном своде?
— Кончено же не можем, верно! Звезд на небе – несчетное количество. Нам с земли они кажутся маленькими сияющими точками, но на самом деле это огромные космические объекты, просто кажутся нам гораздо меньше из-за того, что расположены очень далеко от нашей планеты.
— А как называется наша с вами планета, кто мне скажет?
— Верно, мы живем с вами на Земле, это наш общий дом, который мы должны любить и оберегать.
— А вот скажите, кроме нашей Земли есть какие-нибудь еще планеты?
— Верно, их всего девять. Может кто-то слышал, как они называются?
— Правильно, у других планет в нашей Солнечной системе такие названия: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
— Как вы думаете, а Солнце – тоже планета? На самом деле Солнце – это самая большая и самая горячая звезда в нашей Солнечной системе. Благодаря Солнцу живы мы и все наша планета: и поля, и луга, и деревья и травы, и птицы и животные. Мы все и все, что нас окружает в этом мире, зависим от Солнца и энергии, которую от него получаем.
— Мы с вами уже узнали много интересного о космосе, и теперь можем отдохнуть и немного поиграть.
Физкультминутка «Скафандр космонавта»
На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
Звучит песня Ю. Антонова «Зеленая трава».
— Ребята, а кто знает, какой праздник приближается к нам?
— Верно, день космонавтики. А когда же его празднуют?
— Правильно, 12 апреля. Но почему именно в этот день?
— Молодцы, правильно, потому, что именно в этот день был совершен первый полет в космос.
– А кто знает, кто же был тот самый человек, который так стремился к звездам? Верно, Юрий Гагарин. А теперь я предлагаю Вам посмотреть на его портрет и послушать стихотворение Ольги Берргольц об этом знаменитом космонавте, которое называется «Полет».
Утро. Больше половины века.
Над землёй – притихший звёздный кров.
К звёздам отправляют человека.
Человек вернулся. Жив-здоров.
Мы глядим, робея. Неужели
Он – как мы, а мы – под стать ему?
Неужели ж это мы летели.
Сквозь десятки зорь, и стран, и тьму?
И сегодня за чертой вселенской
Побывал, вернувшись на ночлег,
На родную Землю, наш смоленский,
Наш родной, наш звездный человек.
— Понравилось вам это стихотворение? Как называет автор Юрия Гагарина, каким человеком? Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к известному космонавту?
— А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий космонавт?
— Молодцы, правильно думаете! А теперь мы с вами проведем небольшую викторину и вспомним все то, о чем мы с вами сегодня говорили.
Что такое Вселенная?
Как называется наша планета?
Много ли звезд в космосе?
Сколько планет в нашей Солнечной системе?
Назовите, какие вы еще знаете планеты.
Какой праздник отмечают в России 12 апреля?
Кто был первым человеком в космосе?
— Какие вы молодцы, теперь ты знаете о космосе все самое необходимое!
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Моя Родина — Россия» Тема: «Моя Родина – Россия».Цели: Познакомить с флагом, гербом и гимном, столицей России — Москвой. Воспитывать любовь к Родине. Задачи:.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе «Рассматривание щенка» Образовательная область: Познавательное развитие Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Посев семян свеклы» Образовательная область: Познавательное развитие Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Осень к нам пришла» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Осень к нам пришла Цель: формирование знания детей об осени Задачи:.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Зима» Тема: Зима Вид: итоговое Цели: 1. Коррекционно-образовательные: • Закрепить знания детей о зиме, её признаках. • Учить отвечать на поставленные.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Путешествие в космос» Непосредственная образовательная деятельность. Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира и ознакомление с окружающим.
Конспект НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «В гости к деревьям» Цель: Закрепление знаний детей о различных породах деревьев, об отношениях с окружающей средой (почвой, водой, солнцем, их значении в.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе «Домашние животные» Конспект по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему: «Домашние животные» Воспитатель: Кривоносова О. Е.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в Космос» Цель: Познакомить детей с праздником Днём Космонавтики; историей покорения космоса. Воспитывать интерес к познанию Вселенной; чувства любви.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений» Конспект занятия по Формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений». Цель:• Закрепить знание о классификации.
Источник