Формула вселенной павла филонова
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Живопись
- Формула периода 1904 по июль 1922 (Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировой расцвет)
Формула периода 1904 по июль 1922 (Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировой расцвет)
Пост. в 1978, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград
- Период Первая половина XX века
- Ключевые слова 1918-1941 | авангард
- Виртуальные выставки и 3D-туры
- МЕЧТЫ о мировом расцвете
Поделиться
Трагические события в России середины 1900-х – первой половины 1910-х годов – расстрел мирной демонстрации 1905 года, поражение в двух войнах – с Японией и в Первой мировой войне – приблизили неизбежность революционных событий 1917 года. О надвигающемся урагане предупреждали многие писатели, художники, философы еще с 1900-х годов. И уже тогда звучала надежда на объединение демократических сил России с международными борцами за социальную справедливость.
Идею мирового единства всех народов в борьбе против буржуазии раньше других в изобразительном искусстве выразил Павел Филонов. Уже в 1915 году им были написаны картины из цикла «Ввод в мировый расцвет».
Осенью 1916 года Филонов был мобилизован и отправлен на Румынский фронт рядовым второго морского полка Балтийской морской дивизии. В февральскую революцию его избирают председателем солдатского съезда в городе Измаиле, а затем председателем Исполнительского военно-революционного комитета Придунайского края. После ликвидации фронта Филонов возвращается в Петроград и передает председателю военно-революционного комитета Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. В 1918 году Филонов активно включается в художественную жизнь революционной столицы. В 1919 году он участвует в грандиозной выставке, открывшейся в Зимнем дворце, циклом картин «Ввод в мировой расцвет». Участвует в организации Института художественной культуры и в 1923 году возглавляет в нем отдел общей идеологии. Двадцатые годы были временем высокого подъема и творческой активности художника. Он создает цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату.
Картина Павла Филонова «Формула периода 1904 г. по июль 1922», имеющая второе название: «Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировый расцвет», – наиболее экспрессивное отражение в живописи произошедшего в России и мире.
На плоскости холста художник изображает взрывную пульсацию Вселенной как формульный образ Революции. Он разбирает мир буквально до атомов, а потом позволяет ему собраться из них снова. Картинная плоскость превращена в динамическое взаимодействие потоков аналитических частиц, имеющих простые геометрические очертания. Туманные, застилающие пространство холста пятна воспринимаются как последствия революционного взрыва, встряхнувшего страну, дымом и осколками разлетевшегося по ней, изменив мироустройство общества.
Сам Филонов, к сожалению, не оставил описаний своих картин. Не сохранились и его ранние дневники. Однако его жена, Екатерина Серебрякова, иногда фиксировала свои мысли о картинах художника, которые, скорее всего, не просто совпадали, но отражали отношение к ним самого Филонова.
«Какая сильная динамика, – записывает она о картине, посвященной Революции, – кажется, полотно разнесет во все части».
Действительно, это произведение Филонова, как никакое другое в русском искусстве, соответствует высказываниям о революции лучших литераторов той поры: «Как подземный удар, разбивающий все, предстает революция; предстает ураганом, сметающим формы; Революция напоминает природу: грозу, наводнение, водопад; все в ней бьет „через край“, все чрезмерно», – писал Андрей Белый.
Источник
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Формулы Павла Филонова
Подробности Категория: Художники и архитекторы русского авангарда Опубликовано 14.10.2018 11:14 Просмотров: 1395
«Правда искусства – это правда анализа. Действующая сила искусства – это действие правды, добытой анализом и выявленной живой, говорящей формы» (П. Филонов).
Вот так сформулировал художник своё творческое кредо. Оно сложно, как сложно и само его творчество.
Филонов открыл собственный метод аналитического искусства и работал по этому методу всю творческую жизнь. Если говорить кратко, то метод этот заключается в тщательной проработке каждой точки плоскости картины, чтобы связанные с ней линия, форма и цвет производили на зрителя необходимое эмоционально-психологическое воздействие. Всё остальное в картине создаётся собственной интуицией художника.
Основные принципы аналитического метода: картина развивается как живой организм – от частного к общему, как будто растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», — говорил он.Па́вел Никола́евич Фило́нов (1883-1941)
П. Филонов. Автопортрет (1921)
П.Н. Филонов – русский и советский художник и поэт, один из лидеров русского авангарда, причём у него был свой вариант авангарда, и он отличался тем, что художник никогда не отрицал классического искусства, что было свойственно другим авангардистам. Себя он сам называл художником-исследователем.П. Филонов «Мать» (1916). Акварель, тушь, карандаш, перо, графит, бумага, чернила. 50.7×52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Родился будущий художник в Москве, в бедной мещанской семье из крестьян. Отец – извозчик, мать – прачка. Мать рано умерла. Павел Филонов с отличием окончил городскую приходскую школу и в 1897 г. переехал в Петербург, чтобы учиться живописи. Сначала это были живописно-малярные мастерские, затем, совмещая с работой (ретушь фотографий), он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств. С 1903 г. учился в частной мастерской Л.Е. Дмитриева-Кавказского.
В 1905-1907 гг. Филонов совершил путешествие по Волге, Кавказу, а также посетил Иерусалим. Было несколько попыток поступления в Академию художеств, но когда, наконец, он был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, она его разочаровала, и он «добровольно вышел» оттуда в 1910 г.
В 1910 г. Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи». «Союз молодёжи» был первым петербургским обществом художников-экспериментаторов и новаторов, фактически это первое творческое объединение русского авангарда. Оно было основано в 1909 г. и существовало с перерывами до 1919 г. В деятельности общества принимало участие большинство представителей нового искусства России начала XX в.
По утверждению самого художника, его первой картиной были «Головы».П. Филонов «Головы» (1910). Картон, масло. 28,5 × 47,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
К периоду участия художника в обществе «Союз молодёжи» относятся его картины «Пир королей», «Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и др. работы, которые уже он сам назвал «формулами».П. Филонов «Пир королей» (1913). Холст, масло, 175 × 215 см. Государственный русский музей (Петербург)
Всмотритесь в эту картину – она наполнена символизмом и мрачной энергией.
В статье «Канон и закон» (1912) Филонов формулирует принципы аналитического искусства: от частного к общему. Главным он считает не отрываться от природы, а постигать её. А поскольку природа постоянно изменяется, то её постижение возможно только при анализе элементов формы в их непрерывном развитии.
Сам художник постоянно совершенствуется и много читает, изучает, путешествует (Италия, Франция), пробует свои силы в театральной декорации (для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка).
Был призван рядовым на Первую мировую войну. Революцию принял и даже занимал должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и др.П. Филонов «Воин» (1915). Холст, масло. Государственный Русский музей (Петербург)
Но воспринимал революцию он по-своему: как стихийный порыв, возвращающий миру нравственную чистоту и близкие ему идеалы самоотверженности и подвижничества. Но в дальнейшем он увидел торжество бюрократической машины над революционной стихией. С помощью своих творческих формул он стремится выразить идеальную революционную сущность в усложненно-трагическом утверждении темы. Об этом – его картина «Формула петроградского пролетариата».П. Филонов «Формула петроградского пролетариата» (1921). Холст, масло. 154 × 117 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Рассмотрим эту картину внимательнее.
Она наполнена фантасмагорией: треугольники, полосы, кольца, лучи рассекают друг друга, деформируются и дробятся. Местами выплывают человеческие силуэты, лица, кисти рук, странные постройки, лошади. Картина напоминает мозаику.
Композицию картины понять сложно, но некоторая закономерность в картине всё-таки видна. Правая часть – в основном геометрическая. Центральная часть наполнена присутствием человека. Левая – абстрактная. Мир картины живет какой-то своей внутренней стихийной жизнью. Но эта стихия продумана художником до самой последней точки.
Возникает логическая связь: начальная форма, созидающие руки, воздвигнутые здания, а всё вместе – это филоновская формула идеи.П. Филонов «Крестьянская семья» (1914). Холст, масло. 159 х 128 см. Государственный русский музей (Петербург)
В этой картине также виден стиль Филонова: множество проработанных деталей на всей картине.П. Филонов «Коровницы» (1914). Холст, масло. Государственный Русский музей (Петербург)
П. Филонов «Цветы мирового расцвета» (1915). Холст, масло. 154,5 × 117 см
Картина беспредметна, и это роднит её с абстракционизмом, но у Филонова свой путь.П. Филонов «Бегство в Египет» (1918). Холст, масло. 71 x 89 см. Государственный Русский музей (Петербург)
В 1920-е годы Филонов создал собственную художественную школу – МАИ («мастера аналитического искусства»).П. Филонов «Формула весны» (1927-1929). Холст, масло. 250 × 285 см
П. Филонов «Живая голова» (1923). Холст, масло. 84×76.5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
И хотя художника объявили «пoмeшaнным вpaгoм paбoчeгo класса», он и его ученики подверглись травле, школа Филонова не распалась, а сам художник преподавал бесплатно, голодая при этом сам. Ни у одного из лидеров русского авангарда не было такой многочисленной школы.
Художник умер от истощения в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Похоронен на Серафимовском кладбище.Творчество
Его творчество сложно. Но именно поэтому хочется его постичь, ведь в творчестве этом – мир самого художника, и этот мир притягивает и отталкивает одновременно. Отталкивает свой необычностью, странным сочетанием животного, человеческого и растительного. Но для него самого никакой странности в его картинах нет, ведь он рисовал и постигал (художник-исследователь!) Вселенную, в которой существует одновременно живое и мёртвое, человек и животное, органическое и неорганическое.
П. Филонов «Формула Вселенной» (1928). Акварель, тушь, перо, бумага. 22×25 см. Государственный Русский музей (Петербург)
П. Филонов «Ударники» (1935). Холст, масло. 72 х 82 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Его интересовала не поверхность явлений, а их суть. Для этого нужны знания, которые он добывал всю жизнь, перечитав огромное количество научной литературы. Павел Филонов – уникальный художник не только русской и советской живописи, но и всего искусства ХХ в. Это был человек необыкновенной цельности, искренности, чистоты, бескорыстия. Он стремился открыть первоосновы бытия и творчества и затем воплотить свои находки в искусстве.
30-е годы были сложными для Филонова: уже нет веры во всеобщее преображение в результате революции; нарастает ощущение сумятицы и неразберихи. Официального признания его работы не получают. Ради заработка он делает и такую работу.П. Филонов «Тракторный цех Путиловского завода» (1930-е годы). Масло на фанере. 71 x 96 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Одной из последних его работ являются «Лики»П. Филонов «Лики» (1940). Масло на бумаге. 64 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Источник