Меню

Французских монархов называли король солнце

Почему Людовика XIV называют: «король-Солнце»? Причины, фото и видео

Солнце – главный патриархальный символ, и по мнению множества философов, дневное светило наилучшим образом иллюстрирует главные качества успешного правителя. Ведь оно дарит свет и тепло, порождает жизнь, приносит радость, обеспечивает процветание.

Для французской истории образ солнца плотно связан с именем монарха Людовика XIV, который носил именно такое прозвище: Король-солнце. Почему же подданные стали его так называть, действительно ли он заслужил подобное имя? Чтобы узнать об этом подробнее, необходимо погрузиться в историю страны, узнать подробности правления лучезарного монарха.

Появление эпитета Король-солнце: наиболее распространенные версии

Участие в театральных постановках

Существует несколько версий, раскрывающих происхождение прозвища Людовика XIV. Так, наиболее распространенным считается вариант, свидетельствующий об участии короля в придворных театральных постановках. Считается, что в них он обычно получал роль Восходящего Солнца либо древнегреческого солнечного бога Аполлона. Однако полагаться на одну только эту версию нельзя, так как подобные роли он наверняка получал не случайно. Скорее всего, на тот момент король уже имел прозвище солнца, что и подчеркивалось назначением на подобные роли.

Участие в церемонии «Карусель Тюильри»

Другая версия говорит о том, что Людовик участвовал в церемонии «Карусель Тюильри», где присутствовал со щитом, на котором изображалось солнце. В те времена подобный факт действительно был бы замечен и отмечен, так как геральдике и символам уделялось огромное значение. Изображения на знаменах и щитах навсегда привязывались к людям, местностям, сохранялись на долгие столетия. Однако в рамках данной версии также можно указать, что если на щите был изображен солнечный диск, это произошло не случайно. Либо сама личность отождествляла себя с символом солнца, либо это отождествление уже было расхожим среди людей. В противном случае на щит можно было бы нанести любой другой символ.

Другие, более правдоподобные варианты говорят о том, что жителей страны вдохновило то, что Франция в годы правления этого монарха действительно сияла, словно солнце, ведь данная версия вполне правдоподобна. А еще есть мнения, утверждающие, что солнцем во Франции могли назвать любого короля, который вошел в свое право на период регентства. Однако и перечисленные варианты остаются только теориями, ведь они дают весьма поверхностное объяснение.

Наиболее вероятное предположение

Самым вероятным вариантом в рамках данного вопроса становится связь короля Людовика с иезуитским орденом и его практически фанатичная религиозность. На мессах короля приходилось видеть каждый день, хотя любому из католиков достаточно появляться на одной из них раз в неделю. Король строит свои представления о власти и себе самом на основе доктрины, согласно которой власть даровалась Богом.

При Людовике XIV происходят массовые религиозные преследования, поддерживается только католическая Церковь, прочие течения обвиняются в ереси. Все преследования исходят от ордена иезуитов, который получал особую королевскую поддержку, ведь данная идеология была близка правителю с ранних лет, с детства его окружали и воспитывали именно иезуиты. Благодаря такой ситуации Париж становится иезуитской столицей.

Иезуитский символ

Казалось бы, причем здесь солнце? Однако солнечный диск – иезуитский символ (или Орден св. Игнатия по имени основателя), практически персональная печать ордена. Людовик, будучи его покровителем, вполне мог приобрести прозвище Король-Солнце, пользоваться атрибутикой, изображающей солнечный диск. Вера, религия играли в те времена огромную роль в жизни людей, а процветание страны под правящей рукой религиозного монарха казалось вполне закономерным, доказывающим в очередной раз связь между правителем и высшими силами.

Таким образом, расхожее в народе имя Людовика XIV Король-Солнце, о котором каждому человеку известно еще из учебников истории, связано в первую очередь с религиозностью монарха и его приверженностью к иезуитскому ордену, который тоже активно использовал солнечные символы. Также оно может олицетворять процветание Франции в годы правления великого короля, или быть связанным с его личной символикой, ведь у него был даже щит с изображением солнечного диска.

Читайте также:  Если можно остановить солнце

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как Людовик стал «Королем-солнце»

Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.

Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.

Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!

Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.


Танцующий Людовик на картине Мориса Лелуара и на рисунке 17-го века.

Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.

В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».


Николас Кочин «Придворный балет», 1745 г.

Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.

Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.


Жисси де Анри, «Карусель 1662 года».

Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.

На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.


Людовик XIV на конной карусели, рисунки 17 века.

А у вас, друзья, прозвище какого монарха вызывает интерес?

Источник

Как Людовик стал «Королем-солнце»

Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.

Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.

Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!

Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.

Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.

Читайте также:  Для матери дороже мира дороже солнца

В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».

Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.

Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.

Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.

На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.

Источник

Почему «король-солнце» Людовик XIV вызывал у женщин отвращение

Король Франции Людовик XIV,которого придворные называли «король-солнце» – очень популярная в литературе и кинематографе персона. Мы знаем этого монарха по любовным романам Анн и Сержа Голон про приключения Анжелики, а еще по многочисленным историческим произведениям и фильмам. Почти везде король Луи представляется как писаный красавец, франт и галантный кавалер, от которого без ума все женщины. Но так ли это было на самом деле?

Беззубый Луи

Людовик XIV де Бурбон взошел на престол в 4 года и правил королевством рекордные 72 года, до самой своей смерти. Король любил говорить – «Государство — это я!» и не считался ни с какими расходами, чтобы удовлетворить свою страсть к роскоши, необычным зрелищам и… женскому полу. Его правление истощило королевство и, как считают многие историки, повернуло его к закату.

Женщины были особой страстью монарха, как в юном возрасте, так и в глубокой старости. Самые красивые девушки двора и французской аристократии оказывались в спальне Людовика, иногда случайно, а иногда оставаясь при ветреном монархе какое-то время в качестве фаворитки. Но были ли счастливы таким возлюбленным сами дамы?

Совершенно ясно, что отказать королю придворные дамы вряд ли могли, так как это было чревато опалой, отлучением от всех благ, а иногда и ссылкой в самые отдаленные места королевства и даже колонии. «Король-солнце» был не только тщеславным, но и очень злопамятным. Принявшие ухаживания короля девушки становились любовницами самого влиятельного, но при этом и одного из самых неприятных мужчин королевства. Одна из фавориток Людовика XIV, Луиза де Лавальер, описывала его таким образом:

Современники писали о невероятной прожорливости короля

Можно бы было возразить и сказать, что любовницы монарха попадали в прекрасные покои Версаля, чьи фантастические интерьеры и королевский комфорт могли скрасить любые неприятные эмоции, но и это было не так. Королевская резиденция была огромна, отделана золотом и наполнена произведениями искусства разных эпох, но при этом в ней не было канализации, а по коридорам со свистом гуляли сквозняки.

Читайте также:  Мое солнце trueтень isupov

В Версале ужасно пахло мочой и калом, но не только из-за несовершенства туалетов. Не привыкшие к сантиментам французские дворяне позднего Средневековья не слишком утруждали себя поиском отведенных для справления нужды мест и «делали свои дела» где попало, чаще всего за портьерами и колоннами. Зимой же во дворце не пахло, но было почти так же холодно как на улице из-за непродуманного печного отопления.

Фасад Версаля выглядел помпезно, но за этим скрывались вонь, сквозняки и холод

Дурно пахнущий, беззубый мужчина средних лет, с вечно мокрым носом и суетливыми манерами – так описывают короля Луи XIV современники. При этом интимная жизнь монарха живо обсуждалась как при дворе, так и за его пределами, а дамам, получившим благосклонность короля, неистово завидовали. А там, где черная зависть, там и подлость и преступления. Отравления стали настоящей визитной карточкой эпохи правления «короля-солнце».

Будни Версаля: яды, интриги и колдовство

Отказать монарху было так же опасно как и принять его ухаживания благосклонно. Тех дам, которые стали фаворитками Людовика XIV, подстерегала опасность быть отравленными конкурентками. Быть при монархе, даже вонючем, сопливым и беззубым, было большой привилегией, так как фаворитка могла устроить не только свое будущее, но и пристроить родственников. Можно было себе найти и хорошего мужа, приближенного к королю.

Неудивительно, что за благосклонность «короля-солнце» некоторые не особо щепетильные дамы были готовы отравить соперницу. Травили при дворе не только порошками и каплями, но и обработанными ядами письмами, одеждой, книгами и даже букетами. В 17 столетии искусство изготовления ядов было на высоте – смерть жертвы наступала не сразу и выглядела очень естественно.

В некоторых документах той эпохи сохранились сведения о том, что придворные дамы, выглядевшие как ярые католички, тайком поклонялись дьяволу и участвовали в магических ритуалах. Львиная доля таких обрядов совершалась для того, чтобы сжить со свету более удачливых конкуренток на пути к постели Людовика.

Культ личности в чистом виде

Но король полностью не принадлежал ни своей морганатической жене маркизе де Ментенон, ни фавориткам, ни даже себе самому. Культ «короля-солнце», рожденный с подачи самого монарха, делал достоянием двора абсолютно все его действия, вплоть до самых интимных. Людовик XIV даже на позолоченный стульчак своего туалета усаживался в присутствии вельмож.

Утром в покоях короля, даже если он проводил ночь с дамой, собиралась толпа придворных, желающих наблюдать, как Луи встает с постели, бреется и натягивает панталоны. В некоторых случаях, по словам современников, в спальне короля Франции собиралось более 100 человек! Чтобы попасть к моменту пробуждения в покои, вельможи платили камердинеру монарха неплохие деньги.

Фаворитки короля были вынуждены постоянно находиться на виду. В лицо ими восторгались, а за спиной проклинали и подвергали самым грязным обсуждениям. Добавьте сюда еще и ненависть духовенства, которое не одобряло образ жизни Людовика, но было бессильно против его власти. Священнослужителям оставалось копить желчь и ждать падения очередной фаворитки, чтобы отыграться на ней за свою беспомощность.

Еще один важный и не слишком приятный момент – это расходы на пребывание при дворе. Если фаворитки могли рассчитывать на финансовую поддержку короля, то претенденткам на его благосклонность приходилось полагаться на свои финансы. При дворе можно было появляться только в роскошных парадных нарядах, но с тем условием, чтобы они не использовались в присутствии «короля-солнце» более одного раза.

В общем, жизнь рядом с «королем-солнце» была еще тем «счастьем», но вокруг королевской персоны женские страсти все равно кипели почти до самой его смерти.

Источник

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Adblock
detector