Закат солнца
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Закат солнца» («Братья») — картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха из коллекции Государственного Эрмитажа [1] .
Две фигуры, в данном случае мужские, обращённые спиной к зрителям, являются одним из самых распространённых мотивов в творчестве Фридриха и фактически представляют нам широко распространённый в Германских княжествах первой трети XIX века культ мужской, или как вариант братской, дружбы.
Картина написана в период между 1830 и 1837 годами, долгое время находилась в одном из пригородных императорских дворцов, о чём имелась запись на этикетке, наклеенной на утраченный при реставрации подрамник; после Октябрьской революции её следы потерялись и картина находилась в частных коллекциях в Ленинграде; приобретена у А. И. Шустера в 1966 году Эрмитажной закупочной комиссией [2] . С конца 2014 года выставляется в здании Главного Штаба в зале 352.
В коллекции рисунков Эрмитажа есть сепия «Восход Луны» (Двое мужчин на берегу») почти полностью идентичная по композиции картине; эта сепия также была создана в 1837—1839 годах и вероятно являлась прообразом будущей картины [3] . В собрании рисунков Государственных музеев Берлина имеется карандашный набросок Фридриха «Двое мужчин в плащах», созданный в 1815—1818 годах и явным образом послуживший основой для последующей картины и сепии. В собрании Пушкинского музея также есть сепия Фридриха, изображающая двух мужчин на берегу: «Двое юношей на берегу в лунном свете», датируемая около 1835 года, на ней мужчины отличаются от картины и сепии из Эрмитажа одеждой — эта сепия, скорее всего, имеет прямое отношение к другой эрмитажной картине Фридриха — «Восход луны над морем».
Источник
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный академический
институт живописи, скульптуры и архитектуры
Российской академии художеств
Факультет теории и истории искусств
РОДИОНОВ Павел Валерьевич
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРТИН К. Д. ФРИДРИХА «НОЧЬ В ГАВАНИ» И «ЗАКАТ СОЛНЦА»
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Н.М.Леняшина
Заведующий кафедрой зарубежного искусства:
доктор искусствоведения, профессор
Введение. Обзор литературы ……..………………………………….…3 – 8
Глава 1. Каспар Давид Фридрих и немецкий романтизм …..…………9 – 11
Глава 2. Сравнительный анализ картин «Ночь в гавани (Сестры)» и «Закат солнца (Братья)»………………………………. ………………………….12 – 20
2.1 Композиционный анализ…………………………….……………..12 – 18
2.2 Символы и образы в картинах……………………………………. 18 – 20
Список использованной литературы.…………………………………..25 – 26
Введение. Обзор литературы
19 век – один из самых удивительных периодов в истории искусства. Это столетие не только пережило индустриализацию, революции, колониализм и урбанизацию, но и так же дало миру небывалые культурные достижения. Немецкие земли в то время были разобщены, в Европе царили войны и восстания. Тем не менее, искусство развивалось. В конце 18 века появляется главное достижение немецкой философии и культуры, а именно – немецкий романтизм. Это было направление, мало похожее на другие. Романтизм вышел из глубоко патриархальной, сугубо религиозной среды, но, при этом, обрел существенно новое миропонимание, тонкое чувство осознания окружающей действительности, отличное от восторженного восприятия жизни господствовавших классицистических тенденций. Происходило это, в основном, из-за революционных настроений, демократических движений в Европе. Конечно же, в немецких землях либерализм не приобрел такого размаха, но идея свободы главенствовала в умах многих.
Романтизм постигает мир в его мистической сущности, решая основополагающие вопросы бытия, провозглашает свободу, которую каждый может найти, углубившись внутрь себя. Романтики обращались к природе, видя в ней идеальный образ мира, но, при этом, они обращались больше к ее духу, нежели к материальной сущности. Запечатление природы в романтизме не было запечатлением реальности, как в других направлениях, это было изображение мгновения, изымание сущности из вечного потока времени.
Любое произведение искусства романтиков выходит за пределы человеческого понимания. Творчество есть импульс, прошедший к зрителю от высшего откровения через душу человека, потому творчество есть добродетель и благо. Искусство всегда самосозерцание духа, возвышение над материей. «…отвлеченное от жизненной конкретности, искусство раннего романтизма проникнуто высоким этическим сознанием…»[1]. Мир представляется откровением божественной сущности, воспроизведенной художником.
В данной работе использовалась литература, позволяющая понять настроения эпохи, рассмотреть происходящие на тот момент в мире явления, детально узнать о жизни художника и особенностях его творчества, что необходимо для успешного анализа работ Фридриха.
Самым важным трудом, использованным в данной курсовой работе является книга В. И. Раздольской «Европейское искусство 19 века»[2]. Повествуя об искусстве романтизма и классицизма различных национальных школ 19 века, монография Раздольской не только служит прекрасным руководством по истории и художественным особенностям века Фридриха, но и в отдельной главе рассматривает его жизнь, творческий путь, смысловую и символическую наполненность картин, сравнивая Фридриха с другими романтиками и классиками его времени. Эта книга необходима для создания полного представления об искусстве 19 века, его сложном пути, формировании различных направлений и течений, главенствующих идей и парадигм мыслей, но она дает лишь небольшую информацию об анализируемых картинах. Рассматривается полотно «Ночь в гавани», но недостаточно подробно и детально. Картина «Закат солнца» не упоминается вообще.
Наибольший материал о художнике дает работа Ю. А. Тарасова «Из истории немецкого романтизма: Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге»[3], где рассматриваются два известных художника немецкого романтизма, сравнивается их жизнь и творчество. Тарасов рассказывает про взаимоотношения Фридриха с И. В. Гете, В. А. Жуковским, Ф. О. Рунге и другими современниками, анализируется его жизнь, события, которые могли повлиять на творчество, переписка и дневники, художественные произведения и циклы работ. Все это дает достаточно полное представление о Фридрихе как о личности, художнике и творце, необходимое для анализа его картин в данной курсовой. Однако, не рассматриваются две выбранные для анализа картины, о них лишь упоминается в одной из глав.
Была так же использована книга «Каспар Давид Фридрих» под редакцией Е. Федотовой[4]. Монография подходит, для ознакомления с художником и его творчеством, делая упор на художественные особенности. В книге имеется большое количество иллюстративного материала хорошего качества, многие картины демонстрируются с рисунками к ним. Это несомненно поможет в работе над анализом произведений.
Еще одним важным материалом являются две работы из сборника «Проблемы пейзажа в европейском искусстве» за 1976 г. – статья Б. И. Асварища «Группа произведений Фридриха в собрании Эрмитажа: к проблеме романтического пейзажа»[5] и статья А. В. Михайлова «О пейзаже у Каспара Давида Фридриха»[6]. Первая дает подробный и глубокий анализ творчества, Асварищ сравнивает художника с его современниками и предшественниками, анализируется окружение художника. Очень многое сказано про соотношение человека и природы, пейзажа у Фридриха, рассматриваются философские аспекты творчества. Статья же Михайлова полезна тем, что дает представление о мнениях различных исследователей, искусствоведов и критиков. Демонстрируются разнообразные толкования картин Фридриха, смысловые интерпретации некоторых работ.
Интересна статья А. Изергиной «Рисунки Каспара Давида Фридриха в Эрмитаже»[7]. Она предоставляет нам информацию о рисунках Давида, что важно для анализа его работ, так как раннее творчество художника представляет собой по большей части графику, на которой базируется поздняя живопись. В особенности следует обратить внимание на рисунок «Восход луны (Двое мужчин на берегу)». Его композиция очень похожа на исследуемую работу «Закат солнца». Доподлинно неизвестно, был ли он создан до или после полотна, этот вопрос Изергина поднимает в своей статье. Она делает вывод, что, во-видимому, рисунок был создан после картины, примерно в 1837-38 годах, картина же датируется временем между 1830-35 годом. Тем не менее, благодаря этому исследованию, видно, как Фридрих по-разному рассматривает один и тот же композиционный прием.
Так же необходимыми являются сочинения теоретического основоположника романтического искусства Ф. В. Шеллинга. В частности, стоит отметить следующие его работы: «Философия искусства»[8], «Ранние философские сочинения»[9] и «Система трансцендентального идеализма». Особенно важна вторая книга, которую, к сожалению, не удалось изучить – слишком старое издание. Первые находятся в общем доступе, что дает возможность узнать об основных мыслях Шеллинга. В своих книгах философ, как общепризнанный глава романтической школы, систематизировал и выразил эстетическую «программу» романтизма, провозгласил культ безотчетного, бессознательного и иррационального. Уничтожалась предметность, критиковался буржуазный образ жизни, беспочвенный оптимизм, рациональный подход. Шеллинг говорит об искусстве как о самосозерцании духа, абсолюта; о творчестве как о свободе, но свободе подчиненной иррациональному, непостижимому. Таким образом, философ своими сочинениями создает фундамент для немецкого романтизма, который очень сильно повлиял на Фридриха. Несомненно, что другие философы так же говорили о подобном, в это же время создавали свои великие творения, но Шеллинг нам важен как основоположник романтизма в Германии. С помощью его размышлений можно точнее понять смысловое наполнение картин Фридриха, понять, о чем и как думал художник, что, безусловно, необходимо для анализа его полотен.
Наравне с книгой Шеллинга, использовалось так же собрание И. В. Гете «Об искусстве»[10]. В сочинении писатель рассказывает о техниках в искусстве, различных книгах и мыслях на тему творчества, и о философии искусства, уделяя этому наибольшее внимание. Гете дискутирует на тему воспроизведения природы, эстетического начала, проявлениях человеческого духа. Как любознательный человек, философ пытается охватить все сферы искусства, такие как техника различных видов искусства, учение о свете и цвете и другие. Не упомянуть это произведение невозможно, так как Шеллинг был одним из идейных вдохновителей немецкого романтизма, его мысли четко прослеживаются в философии направления, но так же он был близко знаком с Фридрихом и определенно имел на него большое влияние. Таким образом, данный сборник служит нам той же цели, что и книга Шеллинга.
Во многих книгах, сборниках статей и альбомах часто говорится о триптихе картин «На паруснике» (1818 – 1820, ГЭ) , «Восход луны над морем» (1822 – 1823, ГЭ) и, изучаемой в этой работе, «Ночь в гавани (Сестры)». Стоит обратить внимание на то, что эти картины в таком порядке выставляются в Эрмитаже, что, несомненно, является весомым аргументом о таком способе восприятия. Мысль о рифмовке исследуемых нами картин появляется так же в тексте Д. Новика, но не получает развития, переходя в обдумывание темы триптиха. В книге Е. Федотовой эта мысль упоминается, но в контексте тезиса о двух фигурах как о парных портретах. Ю. А. Тарасов в своем труде говорит о сопоставлении этих полотен, пусть и недостаточно широко раскрывает эту тему. В другой литературе произведения Фридриха «Ночь в гавани» и «Закат солнца» почти не сопоставляются, что актуализирует тему этой работы.
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ картин «Ночь в гавани (Сестры)» и «Закат солнца (Братья)». Для достижения обозначенной цели служат следующие задачи: изучение литературы по исследуемой теме, изучение и анализ каждой из картин, сопоставление произведений.
Каспар Давид Фридрих и немецкий романтизм
Художник, о котором пойдет речь в этой курсовой работе, Каспар Давид Фридрих, родился на севере Германии, на побережье Балтийского моря в старом городе Грейфсвальде. Место рождения оказало влияние на художника: средневековые черты города и готические памятники определили меланхолический характер творчества Фридриха, пробудили в нем интерес к национальному прошлому[11], мир родной Померании стал лейтмотивом для его пейзажей[12]. Смерть его близких сказалась на искусстве и мировосприятии Фридриха. Это определило характер его будущих работ, созерцательных, наполненных символами, размышлениями о бытии, тонкой чувственностью, и, самое главное, иррациональной неопределенностью.
После обучения в Грейфсвальдской Академии художеств, Фридрих переезжает в Копенгаген, а затем и в Дрезден, где он проживал до самой смерти. Этот город считался одним из самых важных культурных центров Германии, поэтому и стал колыбелью развития романтического начала в живописи Фридриха. Там на него повлияла господствующая в среде молодых художников философия романтизма, с которой он столкнулся, познакомившись с Новалисом, Ф. О. Рунге, И. В. Гете и другими мыслителями и творцами. Это время[13] оказалось основополагающим для искусства Фридриха, он вдохновляется на создание первых графических работ, в которых проступают черты романтизма – аллегории и символы, в будущем они разовьются в масштабных работах.
Романтики негативно относились к слепой репрезентации природы, к чему, напротив, тяготели деятели классицистического направления, развивавшегося параллельно. Во время своей учебы Фридрих близко познакомился с искусством древних мастеров: он изучал коллекции своих учителей, в которых были представлены полотна эпох Ренессанса и Барокко, делал наброски копий античных статуй. Как и другие ученики, он работал на плэнерах, где научился достоверно изображать природу с такой же точностью, с какой делал анатомические рисунки. Это смешало в нем художественные традиции двух противоположных явлений – классицизма и романтизма, строгость и логичность в живописи причудливым образом сочеталась с философией мистического и иррационального.
Такое в среде развивающегося романтизма Германии не было исключением, подобные художественные особенности и схожий творческий путь повторял ранее Филипп Отто Рунге. Его часто сравнивают с Фридрихом
из-за схожести не только в живописи, но и во взглядах: оба художника считали искусство попыткой «…направить оружие романтической иронии против буржуазной действительности»[14]. Несмотря на сходство, на Рунге влияла философия йенского кружка, в отличии от Фридриха, который познавал более зрелый романтизм Гете и Ф. Шиллера, так же Фридрих был чужд восторженного восприятия бытия Рунге и склонен к меланхолическому осмыслению действительности. Хотя Рунге и повлиял на него, доказав приоритет чувства над рациональным и обратив внимание к пейзажной живописи, Фридрих выработал уникальный стиль и обрел свое художественное призвание.
Другой фигурой, оставившей след в искусстве Фридриха, стал Иоганн Вольфганг фон Гете. Он первым оценил академическую тщательность и точность картин художника наравне с их мистически-религиозным смыслом. Поэт помог ему «… не столько запечатлеть натуру, сколько выразить свое отношение к ней»[15], дал ход непрерывному развитию мысли творца, его живому диалектическому процессу.
Уже в годы раннего творчества Фридриху были близки романтически тенденции, прослеживающиеся в первых работах 1800-х годов (например, Туман (1807, Музей истории искусств, Вена) и Теченский алтарь (1808, Картинная галерея новых мастеров, Дрезден) , где проступают аллегории, сакральные символы и мистический замысел. Как истинный романтик, он обращается к духу прошлого, но не копируя, а осмысляя и вводя в новый контекст[16].
Сравнительный анализ картин «Ночь в гавани (Сестры)» и «Закат солнца (Братья)»
Источник