Меню

Где гнутся под омутом лозы где летнее солнце печет

Где гнутся под омутом лозы где летнее солнце печет

Где гнутся над омутом лозы.

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно. »

У ОМУТА. («ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ»), 1916. ХУДОЖНИК СВЕТЛИЦКИЙ Г. П.

Комментариев нет

Похожие цитаты

Прозрачных облаков спокойное движенье

Очень странно, что мы так мало публикуем стихи классиков. А ведь это настоящие жемчужины

Прозрачных облаков спокойное движенье…
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
… показать весь текст …

Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.

Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила.

Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.
… показать весь текст …

Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;

А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поёт нагорный ключ.

Источник

О любви?

Алексей Толстой — стихи

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно —
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»

Порой мне бывает трудно определить в какой рубрике опубликовать своё стихотворение. Но оказывается не для меня одной это представляет сложность. После прочтения выше изложенного стихотворения Алексея Толстого, была удивлена непроницательности. Оно отнесено к стихотворениям о любви. О какой же оно любви? Это же предвестник. Явно представилась картина: мать разморило, спит как убитая, а ребёнок вот-вот утонет! И никого — одни стрекозы! А это: » Мы так тебя любим давно..» — какая-то зловещая ехидная улыбка диалога стрекоз. Да, что-то я сегодня, как никогда. А перед этим ещё Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша. » просто рыдала. Представила солдат идущих под дождём, этих безутешных женщин в платочках, длинных юбках, стоящих по обочине с огородной едой, с молочными кринками. Эти черные подглазья от слёз. Тревожно бегающие, выискивающие родные черты, зрачки воспалённых глаз. Явно услышала этот девичий крик в избе, который старика разбудил. И вот он стоит в исподнем ,ещё и не понял толком ничего. Как молится салдат, каждый раз когда смерть близко. Может поэтому и милует Господь, что молишься ему. Любовь во всех проявлениях. Весна. Авитоминоз.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.03.2017. О любви?
  • 21.03.2017. ***
  • 06.03.2017. ***
Читайте также:  Солнце за горой заставка

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Алексей Толстой — Где гнутся над омутом лозы: Стих

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно —
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»

Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого

Алексей Константинович Толстой — тончайший лирик середины XIX века. В жанре баллад ему не было равных, примером тому служит стихотворение «Где гнутся над омутом лозы».

Стихотворение написано в 1840 году. Его автору исполнилось 23 года, он состоит на государственной службе, а пишет пока в стол, не публикуя. По жанру — пейзажная лирика, баллада, по размеру — амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. В стихотворении чувствуется интонация страшной сказки, позднего европейского романтизма. Первоначальная редакция произведения была значительно длиннее и заканчивалась смертью ребенка.

Мать ребенка разморило от жары, она спит. Между тем, ее чадо подстерегает опасность. Враждебна ли природа к человеку? Или тут нечто другое, ведь стрекозы ведут себя как феи, древнегреческие сирены, как нечистая сила, заманивая ребенка на дно. Интересно, что стрекозы не впервые следят за ребенком: мы тебя любим давно. Чтобы установить с ним доверительный контакт, они ласково обращаются к нему «дитя». Предложение «тебя мы научим летать» насторожило бы любого взрослого, но ребенку можно лгать беззастенчиво. Или же это все ему чудится, а на самом деле он, предоставленный сам себе, просто влечется к воде? Последняя строфа словно окатывает читателя холодной водой, близость несчастья и невозможность вмешаться — основные чувства, которые обуревают его. Поэт оставляет финал открытым: проснется ли, почувствовав разлитую в воздухе угрозу, мать, спугнет ли ребенка какая-нибудь птица, а может, он сам в последний момент отшатнется? Впрочем, даже название стихотворения с упоминанием омута — грозный знак свершившегося несчастья. При этом сам пейзаж останется таким же идиллическим, как был.

Повторы: мы, где, дитя. Поэтических эпитетов практически нет, разве что «веселый хоровод». Зловещим контрастом выступает употребление поэтом уменьшительных суффиксов, навевающих беззаботность: былинки, спинки, крылышки, песенок. Олицетворения: пляшут, ведут хоровод. Насекомые одушевлены и человеческой способностью говорить, 3 строфы из 4-х — это их прямая речь. Сравнения: точно стекло. Настойчивый рефрен «подойди» трижды встречается в тексте. Вообще, в речах стрекоз использовано побудительное, повелительное наклонение: смотри.

В творчестве молодого графа А. Толстого уже видны все его характерные темы, которые в дальнейшем получат свое развитие. Данью немецкому романтизму можно считать драматичное произведение «Где гнутся над омутом лозы».

Читайте также:  Повязка от солнца крючком

Источник

Стихотворение и анализ «Где гнутся над омутом лозы…»

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

“Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно –

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!”

Краткое содержание

И. Левитан. У омута. 1891

В своём произведении Алексей Толстой описывает восхитительный солнечный день лета. Мы видим, как мать вместе со своим малолетним сынишкой пришла не берег омута. Следует заметить, автор называет это место вовсе не берегом, не прудом, не озером, а именно омутом, с которым в народном придании связана обитель всякой нечистой силы. В реальности, женщина с сынишкой пришли отдохнуть на весьма опасное место: глубокое, славящееся частыми водоворотами. Поэт живописует следующую картину: сильно печёт солнце, женщину разморило на берегу, она погружается в крепкий сон, оставив сына без присмотра. Вокруг мальчика пляшут крупные яркие стрекозы. Автор их одушевляет: они вступают в диалог с мальчуганом и водят вокруг него хороводы. Подобно прекрасным русалкам, стрекозы манят ребёнка в самую глубину омута. Они дают обещание мальчику, что научат его летать, пока мать крепко спит.

Алексей Толстой снискал немалую известность и как автор сказок-страшилок. Поэтому нет ничего странного в том, что в изъятом самим автором окончании баллады, прописан трагический финал. Ребёнок, побуждаемый стрекозами, заходит в воду: дно омута превращается в зыбучий песок. Мальчик начинает захлёбываться, на него нападают чёрные раки со страшными клешнями и утягивают на дно омута.

Полный, не усечённый автором текст баллады, завершается картиной прекрасного летнего дня, где яркие стрекозы манят любознательных и наивных детей в опасный омут. Вот такой страшный урок преподаёт Толстой всем неразумным детям и их сонным матерям.

История создания

Данное произведение увидело свет в 1849 г. История его написания весьма занимательна. Дело в том, что поэт сначала создал классическую народную балладу с ужасающе страшным концом, а затем решил убрать четыре строфы, сохранив лишь незначительную по объёму зарисовку. Это в полной мере отражает творческую позицию Толстого: он полагал, что поэзия буквально витает в воздухе, ожидая удобной возможности найти стихотворное воплощение на листке бумаги. Поэтому не следует крепко цепляться за написанные ранее стихотворные строки, ведь идея всегда оказывается гораздо лучше её воплощения. Первая публикация баллады случилась в 1856 г. на страницах «Русского вестника». Большинство специалистов уверены, что Толстым были написаны и более ранние варианты произведения, просто информация о них не дошла до наших времён.

Жанр, направление, размер

Согласно задумке автора, изначально произведение было балладой. На её создание Толстого вдохновили творения таких великих немецких творцов, как Гейне и Гёте, а также немецкие народные песни, имеющие фантастический сюжет. После существенного сокращения изначально написанного произведения, от него осталась одна лишь балладно-сказочная зарисовка, не более того.

Поэтический размер – амфибрахий. С его помощью автор создаёт размеренную и простую повествовательную «ткань». Читателям нет никакой необходимости отвлекаться на ритмические сложности: они имеют возможность сконцентрироваться непосредственно на самой истории, рассказываемой автором. Рифмовка перекрёстная: она делает процесс чтения лёгким и быстрым, при этом не лишая стихотворение балладного очарования.

Композиция

Произведение, лирическим героем которого является малолетний ребёнок, включает в себя четыре строфы:

  1. Первая и вторая строфы – в них автор создаёт экспозицию всего повествования. Читатели могут с лёгкостью реконструировать произошедшие события: мать с сыном приходят отдохнуть на природу, женщина устаёт и погружается в крепкий сон. Она убеждена, что всё вокруг благополучно и её малышу ничто не угрожает. И именно в этот момент мальчугана начинают призывать к себе яркие стрекозы.
  2. Третья строфа целиком посвящена описанию привлекательности стрекоз: насекомые очеловечены автором и способны говорить. Они рассказывают о себе, желая заманить наивного ребёнка в омут, обрекая его на верную гибель. Стрекозы, подобно сиренам, заманивающим моряков, имеют недобрые планы относительно мальчика.
  3. Четвёртая строфа – завершающая. Автор повествует об окончании истории. Мы видим следующую картину: мальчик практически готов идти в омут за стрекозами, желая полетать и поиграть с ними. Несмотря на то, что окончание истории безрадостно, а урок читателям – явный, в окончательной версии произведения, дошедшей до наших дней, Толстой оставляет финал открытым. Тем самым, он предоставляет возможность каждому читателю самому понять всё то, что случится с мальчиком дальше.
Читайте также:  Боится ли полипропилен солнца

Образы и символы

С целью донесения до читательской аудитории сути основной идеи произведения, Толстой создаёт следующие образы:

  • образ стрекоз – центральный. Автор сравнивает насекомых с опасными и жестокими сиренами, завлекающими моряков на верную смерть. Стрекозы являются главными злодейками, преисполненными страшных устремлений и планов. Образ стрекоз символизирует опасность, ужас и неминуемую гибель;
  • образ мальчика – центральный. Он заворожен яркими стрекозами, они влекут его, и ребёнок добровольно идёт в омут. На примере мальчика, Толстой демонстрирует читателям, насколько опасно привязываться к чему бы то ни было в жизни. Ведь любая зависимость – это отклонение от нормы, а значит, таит в себе опасность. Мальчугана погубило вовсе не солнечное лето и яркие стрекозы, его погубила собственная наивность и бурная фантазия;
  • образ омута – автор подчёркивает тот факт, что мать с сыном пришли именно на берег омута. Вовсе не озера, не пруда – а, омута, который в сознании народа ассоциируется с обителью нечистой силы. Омут символизирует неминуемую смерть, опасность, мрак и безысходность. Когда под ногами омут, уже невозможно ничего изменить;
  • образ летнего дня – автор описывает картину упоительного дня лета, в котором маленький ребёнок чувствует себя, словно рыба в воде. Ведь, лето для мальчика сродни природной стихии, когда всё вокруг тёплое, ароматное и цветущее. Находясь «внутри» лета, ребёнок чувствует себя в полной безопасности. Но, как оказалось, даже в самом идеальном времени года таится немало опасностей и «подводных камней».

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – хрупкость человеческой жизни. Человека, вне зависимости от возраста, опасность может подстерегать в любом, даже самом, на первый взгляд, безопасном месте: на лоне летней природы, среди трав и стрекоз. Произведение хранит интригу для читателей, и этим оно особенно привлекательно. У баллады открытый конец, позволяющий каждому читателю самостоятельно додумать финал рассказанной автором истории. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями напряжённого трагизма, неминуемой опасности, тревоги и волнения. Читатели, погружаясь в события невинного летнего дня, невольно испытывают чувства страха и тайной угрозы.

Основная идея

Ключевая мысль, которую стремится донести до нас Алексей Толстой, заключается в следующем: многие трагические и фатальные происшествия, происходящие в жизни людей, как правило, имеют самую невинную подоплёку. Но, к сожалению, их невозможно изменить, и поэтому они приносят людям столько страданий.

Средства выразительности

Чтобы создать у читателей нужное настроение, и транслировать им основную эмоцию стиха, автор использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «песчаное дно», «летнее солнце», «отлогий берег»;
  • метафоры – «трепещут былинки», «летают и пляшут стрекозы»;
  • символ – омут.

Источник

Adblock
detector