«Атом Солнца Олега Табакова» — один из самых лучших современных памятников Москвы
Когда вспоминают современные скульптуры и памятники, то часто мнения разбиваются на два лагеря. Кому-то нравится, кому-то нет. Часто я сам отношусь довольно скептически к тому, что устанавливается на улицах городов.
И вот совсем недавно, в декабре 2020 года, в Москве стало на один памятник больше. Я считаю, что относительно него споров быть не может. По-моему скромному мнению это один из самых лучших современных памятников.
Говорю я про «Атом Солнца Олега Табакова» — яркую, тёплую, милую, душевную и запоминающуюся работу!
С утра был пасмурный день, а когда я подходил к этому памятнику, расположенному у метро Сухаревская, рядом с Театром Олега Табакова, неожиданно вышло солнце. Солнце у солнечного памятника! Да, видимо, какой-то знак:)
Памятник привлекает своей простотой. Великий Табаков сидит на скромных деревянных мостках. Рядом, наверное, самый популярный и узнаваемый его герой — кот Матроскин. Персонаж, одинаково любимый как взрослыми, так и детьми.
Выбор именно его — очень удачное решение. Ранних героев Табакова более молодое поколение может не узнать, а полный репертуар спектаклей и фильмов может быть смотрели и не все. С Матроскиным же — в точку и беспроигрышно!
Табаков мечтательно и философски смотрит куда-то вверх, в небо, а кот — на него самого. Думаю, это может быть наглядной иллюстрацией мостика от таланта при жизни, здесь на земле, до славы после смерти, там. в вечности.
Красные шарфики не только оживляют их обоих, но и делают заметными в толпе среди прохожих (так, как был замечен в своё время Табаков), а также едиными. Матроскина сложно представить без Олега Павловича, а говоря про Табакова, нельзя не вспомнить кота из Простоквашино.
А что же за необычное название «Атом Солнца»? Здесь надо вспомнить эпизод биографии Олега Павловича. Драматург Виктор Розов как-то увидел его, ещё молодого, на сцене «Современника» и был очень восхищён талантом Табакова. Он сказал, что одаренность этого артиста освещает весь спектакль, как будто Табаков проглотил «Атом Солнца».
Как же превосходно сказано! Вот и внутри «Атома», к которому прислонился актёр, много раз повторяется слово «талант».
Говорят, поначалу внутри хотели сделать отпечатки рук учеников Табакова, которым он передал частичку своего таланта и себя самого, но их оказалось так много, что все бы не поместились. Вот и решили придумать что-то более краткое, но не менее ёмкое. И это получилось!
А вот так выглядит «Атом» со стороны. В шар можно зайти и окружить себя Талантом. А ведь окружить каждого желающего своим Талантом — это ведь одна из задач актёра, правда?
На нём самом увековечено несколько цитат Олега Павловича. Знаете, когда можно сказать, что памятник или скульптура удались? Когда они вызывают трепет, чувства и эмоции. Когда проходя мимо них, начинаешь что-то испытывать и ощущать. Вот «Атом Солнца» как раз из таких.
Автором этой работы стал скульптор и художник Александр Рукавишников.
С другой стороны от Табакова и Матроскина мы видим щедро накрытый стол — подарки актёру.
Здесь и раки, напоминающие о его родном Саратове, и бутылка вишнёвого морса, который любил Табаков, и помидоры, подготовленные для засолки.
По воспоминаниям Олег Павлович сравнивал учеников с крепкими помидорами, которые подошли бы как раз для соления. А может быть, это отсылка к домашним заготовкам. Ведь, как известно, домашнее — самое лучшее и душевное, сделанное с любовью.
Раки и помидоры, как и шарфы Табакова и Матроскина, тоже красные и сильно выделяющиеся. И если яркие шарфы можно трактовать как символ заслуг, то яркие раки и помидоры — это может быть символом того, что позволило воплотить эти заслуги в жизнь: тепло дома и малой Родины, забота и поддержка родных и близких, а также любовь. Это угольки, которые были раздуты, породив тем самым огромный костёр таланта и успехов.
Великолепный памятник! К нему я с удовольствием буду приводить гостей Москвы и всем рекомендую его увидеть.
Рад, что в Москве появилось на одну потрясающую работу больше!
Источник
Атом солнца Олега Табакова. Чем плох памятник?
Недавно в Москве установили памятник Олегу Табакову. И началось. Сходство сомнительное, Матроскин не такой, красный шарф лишний. На днях проходила мимо, была возможность увидеть скульптуру своими глазами и получить реальное впечатление.
Композиция называется «Атом солнца Олега Табакова». Ее инициаторами стали родные, друзья и коллеги. Сначала осмотрим все в деталях. Рядом с Табаковым изображен кот Матроскин, самый известный персонаж, которого озвучивал актер. Этот голос не спутаешь ни с чем, советским детям он знаком с малых лет. За фигурами сфера, это тот самый атом Солнца — символ таланта.
Пришлось изучить этимологию словосочетания. Выражение появилось, благодаря драматургу Виктору Розову, однажды он сказал, что Табаков «освещает спектакль, как будто проглотил атом Солнца». Скульптор использовал аллегорию. Единственное, я не поняла, что за бутылки и раки с помидорами. Зачем они там?
Памятник находится на Сухаревской площади около театра Табакова, так называемой «Табакерки». Это новая сцена. Скульптура установлена в честь 85-летия со дня рождения. Еще памятник Табакову есть в Саратове и рядом со служебным входом в МХТ имени Чехова.
Нормальная скульптура. Памятник Есенину куда хуже. Однако в соцсетях до сих пор идет бурное обсуждение. Основные претензии:
— не похож!
— вот так живешь, играешь в театре и кино сотни суперских ролей, а запомнят тебя по озвучке кота
— раскрашенная бронза
— он умер для меня намного раньше своей физической смерти
Ну и всякие восклицания типа «ужас», «ад», «кошмар», «чудовищно», «какая пошлость». Это как обычно.
Не помню ни одного объекта за последние дцать лет, появление которых не сопровождалось бы критикой и истериками. Я ожидала увидеть нечто страшное и неуместное, а тут вполне симпатичный памятник. Матроскин им не понравился. Представьте, какой визг поднялся бы, если вместо него была бы мисс Эндрю 🙂
Но красные детали действительно не очень. Видела фотографии памятника без них, было лучше.
Поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях!
Источник
Атом солнца
Блуждания по Москве занесли нас на Сухаревскую площадь.
— Ой, а это что? — удивились мы, завидя большой золотистый шар и накрытый стол рядом.
— Потешно! Смотри, раки, бутылка. В шар можно зайти. Внутренняя поверхность сферы сплошь усыпана словом «Талант».
Мы подошли к памятнику с стороны улицы Гиляровского и сначала не увидели фигуры Олега Павловича с обожаемым Матроскиным.
— Смотри, Матроскин! Смотрит на актёра обожающим взглядом, как на своего кумира. И руки сложил также, как Олег Павлович. И оба повязаны красными шарфами.
Мы полюбовались живоподобием персонажей и великолепной идеей памятника. Запечатлели временное добавление третьего персонажа композиции.
Одно немного огорчило — всё-таки на Сухаревке композицию мало кто увидит. Её бы на Арбате поставить. Но. К Арбату О.П.Табаков не имеет отношения. А на Малой Сухаревке находится его театр.
Однако возможность перемещения памятника предусмотрена в конструкции! Будем надеятся, что она будет «путешествовать» по Москве и порадует жителей многих районов. Вместо пластмассовых деревьев и обрыдших светящихся шаров.
Автор памятника О.П.Табакову
Кто же автор такой замечательной композиции? С первого взгляда видно, что не Щ. и, паче чаяния, не Ф. Дома мы порылись в сети. Сразу обнаружили имя скульптора — Александр Иулианович Рукавишников. Отлично! Браво мастеру. Композиция называется «Атом солнца». Кто же будет спорить, что Табаков — гениальный актёр. Не просто атом, а целая молекула светила!
«Смысл жизни в том, что жизнь не заканчивается»
Эту фразу произнёс сам Олег Павлович и её нанесли на поверхность «атома».
На чьи средства установили скульптуру?
Финансировали установку монумента — родственники, ученики, друзья, коллеги-актёры Олега Табакова.
Идея монумента. «Четыре тонны любви»
Не буду ничего сочинять. Про идею композиции всё объяснил Владимир Машков на открытии памятника.
«В этот шар можно зайти, а на этих подмостках-плоту они едут в вечность. Это не памятник на постаменте, а четыре тонны нашей любви в бронзе. «
Скульптура по типу относится к городской композиции. Фигуры расположены на уровне тротуара, подиум или постамент не предусмотрены. Любимые герои сидят на деревянных подмостках. Спинами они прислонились к шару, «атому солнце». Создаётся впечатление, что они как бы «въезжают» внутрь.
«Олег Павлович будет не один, для меня это очень важно», — сказала Марина Зудина.
Зачем у памятника О.Табакову «Атом солнцу» раки?
А что же с раками? Напомню, что мы сначала увидели накрытый стол, а потом уже и фигуры.
Всё дело в Саратове — родном городе Олега Павловича. Раки символизируют город на Волге. Рядом лежит чёрный хлеб — знак щедрости актёра. Бутылка напоминает о любимом напитке Табакова — вишнёвом морсе. Да ещё и помидоры! Они рассказывают о бабушниных разносолах. Знаете, мне показалось, что Олег Павлович всех нас приглашает посидеть за столом.
Табаков и Матроскин в Саратове
Отдавая дань таланту А.И.Рукавишникова напомню, что идею актёра с котом гораздо раньше осуществили в Саратове. Там воплотили в бронзе молодого Табакова. Попробуйте разглядеть кота на фото.
Источник
Скульптурную композицию «Атом Солнца Олега Табакова» открыли в Москве
На открытии присутствовали вдова Олега Табакова, актриса Марина Зудина, его дети Антон, Павел и Маша, актеры Сергей Безруков, Евгений Миронов, Михаил Пореченков, Ирина Апексимова, Авангард Леонтьев, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, председатель правления студии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева.
«Олег Павлович сказал, и эта фраза зафиксирована на «Атоме Солнца»: «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается. Мы продолжаем дело и будем делать все возможное, чтобы театры процветали», — заметил художественный руководитель театра Владимир Машков.
В театре отметили, что открытие скульптурной композиции приурочено к 85-летию Олега Павловича. Установить скульптуру должны были еще в прошлом году, по крайней мере, так было указано в плане мероприятий правительства РФ на 2019 года в рамках проведения Года театра. Однако в силу разных обстоятельств это стало возможным только сейчас. Средства на создание и установку композиции собрали родные, друзья, ученики и коллеги Олега Табакова. Композиция не имеет ни постамента, ни подиума, и благодаря особенностям монтажа ее можно легко переместить в другое место.
Автор композиции, скульптор Александр Рукавишников признает, что она получилась не совсем обычной. «Мне хотелось бы, чтобы вы ее приняли и привыкли к ней, потому что она необычная. А потом, Бог даст, ее полюбят и москвичи», — приводит его слова ТАСС.
Рукавишников изобразил Табакова сидящим на подмостках, опершись на «Атом Солнца». Внутри большого символа таланта много раз написано слово «Талант», и появился он не случайно. Как-то драматург Виктор Розов увидел молодого артиста Табакова на сцене «Современника» и сказал, что его одаренность освещает весь спектакль, как будто бы Табаков проглотил «Атом Солнца».
Рядом с артистом точно в такой же позе расположился кот Матроскин. У обоих повязаны ярко алые шарфы. На противоположном конце подмостков Рукавишников расположил дары Табакову: бутылка любимого артистом вишневого морса, черный хлеб как символ его щедрости, раки символизируют родной Саратов, а помидоры напоминают о бабушкиных засолках — Табаков проводил параллель между крепкими, подходящими для засолки помидорами и учениками. Лампа из кригеровского вагона напоминает о спектакле Табакова «Матросская тишина».
«В этот шар можно зайти, а на этих подмостках-плоту они едут в вечность. Это не памятник на постаменте, а четыре тонны нашей любви в бронзе. Для меня это счастливейший день, мы сделали еще один шаг, чтобы театр был и на улице», — сказал Машков.
А вдова Табакова Марина Зудина добавила, что Олег Павлович не мог оставаться один, и в Матроскине объединилось все — и детство, и театр, и его ученики.
«Нас много очень, его учеников. Не только тех, кого он непосредственно учил, но и те, кто однажды с ним соприкоснулся, становились его соратниками. Он всегда учил своими поступками», — отметил Евгений Миронов.
Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, на церемонии смогли присутствовать только самые близкие Олегу Табакову люди.
Источник
В Москве открыли странный памятник Олегу Табакову. Великого актёра «посадили» на асфальт вместе котом Матроскиным
За событиями, связанными с «короной», многие интересные события, увы, проходят незамеченными. Так и эта статья зависла на канале в черновиках на 4 месяца. Не до неё было.
17 августа 2020 году актёру Олегу Павловичу Табакову исполнилось бы 85 лет. В связи с этим 4 декабря прямо напротив нового здания театра на Сухаревской площади, открыли памятник Олегу Табакову под названием «Атом Солнца Олега Табакова» работы скульптора Александра Рукавишникова. На открытии были ученики, коллеги и члены семьи.
Первым слово взял Владимир Машков – ученик Табакова. Именно он сейчас руководит и бывшей «Табакеркой» и, естественно, сценой на Сухаревской, и театральным училищем…. То есть всё духовное наследие Великого мастера перешло к нему.
Владимир Машков: «Олег Павлович сказал: «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается». Мы продолжаем делать все возможное, чтобы театры процветали. » После своего выступления, Машков попросил подняться на сцену вдову актера Марину Зудину. Да — да, Марину Вячеславовну Зудину, которая после смерти мужа практически лишилась ролей и работы.
Надеясь, что ученики её великого мужа, среди которых руководитель московского Губернского театра Сергей Безруков, руководитель театра Наций – Евгений Миронов, Владимир Машков — руководитель московского театра «Табакерка» (в том числе и новой сцены), которые он возглавил после смерти основателя — Олега Павловича Табакова, переименовав его в «ТОТ» — Театр Олега Табакова (не понятно зачем надо было это делать? – Ведь «Табакерка» была любимым детищем мастера и имела право на неприкосновенность названия) .
Так вот, как только не стало мастера, из «Табакерки» сразу же ушёл сын Олега Павловича — Павел Табаков, решивший не афишировать размолвки с новым руководителем, но четко обозначивший свою позицию: «Не могу сказать, что я ушел оттуда исключительно по собственному желанию. Скажем так, мне помогли. В театре были важные перемены, о которых предупредили всех, кроме меня».
А позже и вдова Табакова — Марина Зудина призналась, что выходит на сцену 5 раз в год, новые роли ей Машков не дает, не общается к ней ни по рабочим, ни по личным вопросам, но исправно платит зарплату.
А что же мы видим на церемонии? — Машков обнимает Зудину, как родную.
Не пригласил Зудину в спектакли театра Наций и Евгений Миронов, который со всех телеканалов объяснялся (и, наверняка, ещё не раз объяснится) в любви великому учителю. А мог бы пригласить, так как в театре Наций нет постоянной труппы и договора заключаются на спектакль со сторонними актёрами. Да, и Сергей Безруков тоже в труппу Зудину не позвал.
Впрочем, подобное давно не удивляет. Мы все не раз видели и Машкова, призывавшего всех нас голосовать то за Путина, то за поправки к Конституции, и Миронова, одно время призывавшего голосовать за Путина, а потом стыдящего всех нас (во время первой самоизоляции) за плохое отношение к лучшему, по его мнению, мэру — Собянину. Всё это достаточно характеризует людей.
Но вернёмся к теме: тем не менее, не пригласить вдову и сына на открытие памятника, естественно не могли.
Итак, церемонию открыл Машков, после дал слово Марине Зудиной.
На церемонии открытия присутствовали именитые гости (кстати, заметьте, все без масок и социальную дистанцию никто не соблюдает, а это даже не 2021, а начало декабря 2020 года. ) : Михаил Пореченков, Авангард Леонтьев, Ирина Апексимова, Сергей Безруков, Сергей Женовач, Игорь Золотовицкий и многие-многие другие. Нет смысла перечислять всех выступавших и цитировать их речи. Больше всего недоумения, лично у меня, вызвала скульптурная композиция.
Что же представляет собой памятник. – Сидящий на театральных подмостках ( для тех, кто не догадался, что это за доски ), практически на уровне земли, Олег Табаков опирается спиной на тот самый атом Солнца. Рядом с ним примостился озвученный им персонаж мультфильма «Трое из Простоквашино» — кот Матроскин. Касаемо атома — это полая сфера с человеческий рост, через которую можно пройти насквозь. Внутри он исписан бесконечным словом «талант», а снаружи написаны знаменитые высказывания мастера:
«Испытав успех, актер обретает свободу», «Артист защищен любовью зрителей», «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается», «Я играю — значит, я живу. Это мой закон жизни», «В театре непреходящей ценностью считается талант».
Почему-то эту композицию решили обозначить, как «интерактивная скульптурная композиция, которую можно потрогать руками и даже пройти насквозь». Насквозь через атом не преминул пройти и даже запечатлеть это актёр Сергей Безруков.
«Это 4 тонны нашей любви из бронзы», — добавил Машков.
Лично у меня возник ряд вопросов: во-первых, если бы памятник стоял где-нибудь на возвышенности или на постаменте – одно дело, но он стоит на улице, на асфальте. То есть Олег Павлович с улыбкой смотрящий вверх, практически сидит последи улицы под ногами у граждан. — Лично у меня это вызывает странную ассоциацию не с великим мастером, а с сильно подвыпившим человеком, присевшем где пришлось. Кроме того, рядом с ним ещё и кот из мультика – отдаёт «белочкой».
Любой прохожий может погладить Табакова по голове, а ещё лучше – присесть на колени.
Не понимаю: стильный Машков, проживший много лет в Америке, не менее стильная Зудина… не заметили никаких странностей?
Ладно бы Табаков хоть стоял, облокотившись на атом и смотрел в небо, а так он находится ниже любого проходящего человека. Посмотрите, как это выглядит со стороны.
Да и проход через атом кажется не совсем продуманным, учитывая локацию. Если бы он стоял, к примеру, на траве или в кокой-либо зоне отдыха — ещё куда ни шло. А так — центр города, улица, люди спешат по своим делам, и вряд ли кому-то (за редким исключением) придёт в голову проходить через атом, да ещё посидеть в нём — «заряжаясь энергией».
Да и то, что многие назвали памятник «интерактивным» из-за отверстия в атоме – на мой взгляд странно. Интерактивный – означает, что тот или иной предмет подразумевает взаимодействие с пользователем. То есть, если сказать простым языком – это процесс взаимных действий человека с предметом. Из-за возможности пройти через «дупло» назвать скульптуру интерактивной – ну, не знаю.
Для меня такое решение и по локации, и по задумке скульптора — абсолютная безвкусица. Думаю Великий актёр Олег Павлович Табаков заслужил более уважительное отношение, чем быть посаженным на асфальт под ногами у похожих.
И под финал — лицемерию и наигрышу богемы нет предела. Обнимающиеся и улыбающиеся, шумно радующиеся данному событию, «горячо любящие» друг друга, но при этом отчаянно «потеснившие» и жену, и сына мастера наши «великие» худ. руки — любят их, как родных — на камеры.
А ведь эти люди — Народные артисты, известные личности, — должны быть примером. Ведь именно они имеют возможность выходить на огромную аудиторию, и через своё творчество воспитывать людей. А на деле.
Источник