Меню

Где применяются электрические двигатели космос

Электродвигатель космического корабля — Electrically powered spacecraft propulsion

Электрический ракетный двигатель система использует электрическую, и , возможно , также магнитные поля, чтобы изменить скорость движения космического аппарата . Большинство из этих видов двигательных систем космических кораблей работают за счет электрического вытеснения топлива ( реакционной массы ) с высокой скоростью.

Электрические двигатели обычно используют гораздо меньше топлива, чем химические ракеты, потому что они имеют более высокую скорость истечения (работают с более высоким удельным импульсом ), чем химические ракеты. Из-за ограниченной электрической мощности тяга намного слабее по сравнению с химическими ракетами, но электрическая тяга может обеспечивать тягу в течение более длительного времени.

Электродвигатели — это зрелая и широко используемая технология на космических кораблях. Российские спутники десятилетиями использовали электрические двигатели. По состоянию на 2019 год более 500 космических аппаратов, эксплуатируемых по всей Солнечной системе, используют электрическую тягу для поддержания станции , подъема на орбиту или в качестве основного двигателя. В будущем самые совершенные электрические двигатели смогут передавать дельта-v в 100 км / с, чего достаточно, чтобы доставить космический корабль к внешним планетам Солнечной системы (с ядерной энергией ), но недостаточно для межзвездного полета. путешествия . Электрическая ракета с внешним источником энергии (передаваемой через лазер на фотоэлектрические панели ) имеет теоретическую возможность межзвездного полета . Однако электрическая тяга не является методом, подходящим для запусков с поверхности Земли, поскольку тяга для таких систем слишком мала.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Идея электрического двигателя для космических кораблей возникла в 1911 году, изложена в публикации Константина Циолковского . Ранее Роберт Годдард отмечал такую ​​возможность в своей личной записной книжке.

Электроэнергетическая двигательная установка с ядерным реактором была рассмотрена доктором Тони Мартином для межзвездного проекта Дедал в 1973 году, но новый подход был отклонен из-за очень низкой тяги , тяжелого оборудования, необходимого для преобразования ядерной энергии в электричество, и, как следствие, небольшого размера. ускорение , которое потребовало бы столетия для достижения желаемой скорости.

Демонстрацией электрического движения был ионный двигатель на борту космического корабля SERT-1 (Space Electric Rocket Test), запущенный 20 июля 1964 года и проработавший 31 минуту. В ходе последующей миссии, запущенной 3 февраля 1970 года, SERT-2 включал в себя два ионных двигателя, один работал более пяти месяцев, а другой — почти три месяца.

К началу 2010-х годов многие производители спутников предлагали на своих спутниках электрические двигательные установки — в основном для управления ориентацией на орбите — в то время как некоторые операторы коммерческих спутников связи начали использовать их для вывода на геосинхронную орбиту вместо традиционных химических ракетных двигателей .

Ионные и плазменные приводы

Эти типы реактивных двигателей типа ракет используют электрическую энергию для получения тяги от топлива, переносимого с транспортным средством. В отличие от ракетных двигателей, эти типы двигателей не обязательно имеют ракетные сопла , и поэтому многие типы не считаются настоящими ракетами.

Электродвигатели для космических аппаратов можно разделить на три семейства в зависимости от типа силы, используемой для ускорения ионов плазмы:

Электростатический

Если ускорение вызвано в основном кулоновской силой (т. Е. Приложением статического электрического поля в направлении ускорения), устройство считается электростатическим.

Электротермический

К электротермической категории относятся устройства, в которых электромагнитные поля используются для генерации плазмы для повышения температуры основного топлива. Тепловая энергия, сообщаемая газу-вытеснителю, затем преобразуется в кинетическую энергию соплом из твердого материала или магнитных полей. Газы с низким молекулярным весом (например, водород, гелий, аммиак) являются предпочтительными пропеллентами для такого типа систем.

Электротермический двигатель использует сопло для преобразования тепла газа в линейное движение его молекул, поэтому это настоящая ракета, даже если энергия, производящая тепло, исходит от внешнего источника.

Читайте также:  Космос вокруг нас сочинение

Характеристики электротермических систем с точки зрения удельного импульса (Isp) несколько скромны (от 500 до

1000 секунд), но превышают характеристики двигателей на холодном газе , монотопливных ракет и даже большинства двухкомпонентных ракет . В СССР электротермические двигатели применялись с 1971 г .; советский « Метеор-3 », «РЕСУРС-O» спутник серии «Метеор-Природа» и русский «Elektro» спутник оборудованы с ними. Электротермические системы Aerojet (MR-510) в настоящее время используются на спутниках Lockheed Martin A2100, использующих гидразин в качестве топлива.

Электромагнитный

Если ионы ускоряются либо силой Лоренца, либо действием электромагнитных полей, когда электрическое поле не направлено в сторону ускорения, устройство считается электромагнитным.

Неионные приводы

Фотонный

Фотонный драйв не выталкивает материю для реакционной тяги, только фотоны. См. Лазерное движение , Фотонный лазерный двигатель , Фотонная ракета .

Электродинамический трос

Электродинамические тросы — это длинные проводящие провода, такие как провод, развернутый от спутника троса , который может работать на электромагнитных принципах как генераторы , преобразовывая свою кинетическую энергию в электрическую , или как двигатели , преобразовывая электрическую энергию в кинетическую энергию. Электрический потенциал генерируется через проводящий трос в результате его движения через магнитное поле Земли. Выбор металлического проводника для электродинамического троса определяется множеством факторов. Первичные факторы обычно включают высокую электропроводность и низкую плотность . Вторичные факторы, в зависимости от области применения, включают стоимость, прочность и температуру плавления.

Спорный

Было предложено несколько методов движения, где неясно, могут ли они работать в соответствии с общепринятыми в настоящее время законами физики, в том числе:

Устойчивый против неустойчивого

Электродвигательные установки также можно охарактеризовать как установившиеся (непрерывная работа в течение заданного времени) или нестационарные (импульсные зажигания, накапливающиеся до желаемого импульса ). Однако эти классификации не являются уникальными для электрических силовых установок и могут применяться ко всем типам двигательных установок.

Динамические свойства

Ракетные двигатели с электрическим приводом обеспечивают меньшую тягу по сравнению с химическими ракетами на несколько порядков из-за ограниченной электрической мощности, которую можно обеспечить в космическом корабле. Химическая ракета передает энергию непосредственно продуктам сгорания, тогда как электрическая система требует нескольких шагов. Однако высокая скорость и меньшая реактивная масса, затрачиваемая на ту же тягу, позволяет электрическим ракетам работать в течение длительного времени. Это отличается от типичного космического корабля с химическим двигателем, где двигатели работают только в короткие промежутки времени, в то время как космический корабль в основном следует по инерционной траектории . Находясь рядом с планетой, двигательная установка с малой тягой может не компенсировать гравитационное притяжение планеты. Электрический ракетный двигатель не может обеспечить достаточную тягу, чтобы поднять транспортное средство с поверхности планеты, но низкая тяга, прикладываемая в течение длительного времени, может позволить космическому кораблю маневрировать рядом с планетой.

Источник

Ионная тяга: как человечество использует электрические двигатели для полетов в космос

Ионный двигатель является если не самым перспективным электрическим космическим двигателем, то точно одним из самых используемых сегодня в отрасли. «Хайтек» рассказывает, как работают ионные двигатели, зачем их используют и при чем тут Константин Циолковский.

Сейчас на околоземной орбите находятся тысячи искусственных спутников, выведенных туда гигантскими (или не очень) ракетами-носителями с мощными реактивными двигателями на химическом топливе. Пока человечество не смогло придумать альтернативу таким двигателям, поскольку для преодоления гравитации Земли и развития первой космической скорости необходима мощная тяга: ее могут дать только обычные двигатели.

При этом уже в космосе спутники используют другой тип двигателей — электрические. Самым используемым является ионный двигатель — устройство, принцип работы которого основан на создании реактивной тяги на базе ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле.

Читайте также:  Тома вулфа битва за космос

Типы электрических и альтернативных двигателей:

Тип реактивного двигателя, который использует электрическую энергию для получения тяги от топлива: ионизированного газа. Многие из таких спутников не имеют ракетные сопла.

Электродвигатели для космических кораблей могут быть сгруппированы в три семейства в зависимости от типа силы, используемой для ускорения ионов плазмы: электростатический (собственно, классический ионный двигатель), электротермический (в них электромагнитные поля используются для генерации плазмы, что приводит к повышению температуры топлива, а тепловая энергия, передаваемая газообразному топливу, преобразуется в кинетическую) и электромагнитный (или плазменный, тут ионы ускоряются путем воздействия электромагнитных полей, как правило, земного и искусственного у аппарата).

Это электрические двигатели, также использующие нехимическую энергию для своей работы, однако работающие по другим принципам, нежели ионные. Например, фотонный двигатель, позволяющий космическому кораблю перемещаться на энергии фотонов. Гипотетически так смогут работать космические аппараты, управляемые лазерными сигналами с Земли или Луны.

К этой же категории относятся эксперименты по созданию так называемого электродинамического троса, когда спутник может выбрасывать вокруг себя длинные металлические нити с разными электрическими зарядами.

Сейчас ученые разрабатывают еще несколько гипотетических видов двигателей, которые в будущем смогут давать энергию для движения космических спутников: вакуумный двигатель, двигатель внутренних радиочастот и устройство, которое будет брать энергию от полей самых маленьких частиц, например, бозонов. Работоспособность всех этих гипотез пока не доказана с точки зрения физики.

Первым человеком, который еще в 1911 году публично предложил идею создания ионного двигателя, стал российский и советский ученый, пионер космонавтики Константин Циолковский. При этом первый документ, в котором упоминается электрическая тяга для движения космических объектов, был за авторством другого пионера космонавтики, американского ученого Роберта Годдарда.

6 сентября 1906 года Годдард писал в своем дневнике, что сможет использовать энергию ионов для работы двигателей. Первые эксперименты с ионными двигателями были проведены Годдардом в Университете Кларка в 1916 году. В итоге ученый заявил, что сможет использовать их в полноценном формате только в условиях, приближенных к вакууму, тогда как в рамках тестирования их показывали при атмосферном давлении Земли.

Первый работающий ионный двигатель был построен инженером НАСА Горальдом Кауфманом только в 1959 году. В качестве топлива, в отличие от современных аналогичных двигателей, которые перерабатывают ионы газа ксенона, он использовал ртуть. Суборбитальные испытания двигателя прошли в 1964 году, когда в космос на ракете-разведчике был запущен научный зонд Sert 1 — первое в истории устройство, использующее конструкцию ионного двигателя в космосе. В 70-х годах США провели ряд повторных испытаний этой технологии.

Принцип работы ионного двигателя

Ионные двигатели используют пучки ионов — электрически заряженных атомов или молекул — для создания тяги. Основным рабочим телом ионизации является газ, иногда ртуть. В ионизатор подается это топливо, после чего туда же запускают высокоэнергетические электроны. В этой камере образуется смесь из положительных ионов и отрицательных электронов. После этого в камеру вводят специальный фильтр, который притягивает к себе отрицательные электроны, тогда как положительные ионы притягиваются к ряду сеток с большой разницей электростатических потенциалов (+1090 В на внутренней против -225 В на внешней). В результате такой мощной разницы ионы начинают разгоняться по кругу, пока не выбрасываются из устройства, ускоряя движение корабля. За ними выбрасываются и электроны, которые должны обезвредить ионы и не позволить им притягиваться обратно к двигателю.

Обычно источниками питания для ионных двигателей являются электрические солнечные панели. Однако в местах, куда солнечный свет не попадает, например, когда Земля закрывает Солнце, спутники могут использовать ядерную энергию. «Хайтек» подробно рассказывал о такой советской программе, спутники которой — с крошечными ядерными реакторами — до сих пор находятся на орбите захоронения Земли.

Читайте также:  Театр экспромт про космос

На сегодняшний день ионные двигатели необходимы спутникам, чтобы маневрировать в космосе, например, для изменения своего курса или уклонения от космического мусора. Существует также несколько проектов, предполагающих использование ионных двигателей для дальних космических путешествий.

Самый яркий пример использования ионных двигателей для дальних путешествий — автоматическая исследовательская миссия Dawn от НАСА. В сентябре 2007 года она была запущена для исследования астероида Веста и карликовой планеты Церера.

Dawn оборудована тремя ксеноновыми ионными двигателями NSTAR. Они установлены в нижней части аппарата: один вдоль оси, еще два — на передней и задней панелях. Принцип работы этих двигателей состоит в ускорении в электрическом поле ионов ксенонового топлива. Двигатели длиной в 33 см, диаметром сопла в 30 см и массой 8,9 кг разгоняют атомы до скорости в десять раз выше, чем могут это сделать современные химические двигатели. Ускорение и торможение обеспечивается за счет установленных на борту Dawn солнечных батарей и уровня подачи топлива.

Для полета Dawn было необходимо всего 3,25 мг топлива в секунду. Из 425 кг рабочего тела (ксенона), имеющегося на борту, на полет Земля — Веста предполагалось израсходовать 275 кг, на полет Веста — Церера — 110 кг.

Миссия Dawn стала не только одной из самых энергоэффективных в истории космонавтики, но и установила несколько рекордов скорости. 5 июня 2016 года — спустя девять лет после запуска — станция Dawn разогналась до 39 900 км/час (11,1 км/с).

1 ноября 2018 года НАСА официально закончила миссию Dawn, поскольку ионные двигатели полностью выработали топливо. Последние несколько лет инженеры НАСА занимаются разработкой новых двигателей, рассчитанных на увеличенное количество ксенона. В этих разработках пока есть сложность, поскольку увеличение веса станции за счет топлива негативно сказывается как на скорости передвижения аппарата, так и на дальности полета.

Еще одним космическим аппаратом, который использует ионные двигатели для дальних полетов, стала японская исследовательская станция по изучению астероида Рюгу «Хаябуса-2». Зонд, на котором установлены четыре ионных двигателя IES, может менять направление полета за счет этих двигателей. Они могут поворачиваться в разные стороны, но за счет электромеханической системы, питающейся от солнечных батарей. При этом ксенон массой в 73 кг хранится в 51-литровом топливном баке: такую конфигурацию удалось получить за счет того, что этот газ в полтора раза плотнее воды, и, соответственно, занимает меньше места.

Пока космические агентства исследуют возможное применение ионных двигателей в будущем. НАСА запланировало даже установить ионный двигатель нового поколения ISS Vasimr на МКС. Однако в 2015 году отменило этот проект, заявив, что пока «МКС не является идеальной демонстрационной площадкой для работы двигателей такого типа». Дело в том, что Vasimr должен был стать первым полноценным электротермическим ракетным двигателем, который позволил бы создавать тягу, аналогичную химическим двигателям. Это позволило бы в будущем использовать его даже для запусков ракет-носителей с Земли.

НАСА пришло к решению отменить тестирование Vasimr, поскольку ученые до конца не смогли найти источник энергии, на котором бы работал этот двигатель. Самым перспективным источником энергии могла стать термоядерная установка, однако ее использование на МКС могло быть небезопасной.

Из-за этого сейчас ионные двигатели продолжают рассматриваться в основном в качестве дополнительных двигателей на различных спутниках, с помощью которых зонды смогут совершать маневры в космосе. Другим перспективным направлением для использования двигателей такого типа может стать космическая уборка. На орбите Земли с каждым годом появляется все больше космического мусора, а спутники с ионными двигателями могут стать идеальным решением этой проблемы.

Источник

Adblock
detector