Где снимали «Белое солнце пустыни»
«Белое солнце пустыни» — кинофильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны.
Один из самых известных советских фильмов фразы и цитаты которого стали крылатыми.
«Белое солнце пустыни» АКТЕРЫ: Павел Луспекаев, Татьяна Федотова, Анатолий Кузнецов, Николай Бадьев, Муса Дудаев, Валентин Кадочников, Николай Годовиков, Кахи Кавсадзе, Спартак Мишулин, Татьяна Ткач, В. Деглав, Раиса Куркина, Ю. Дарумов, Д. Герами, И. Абдулрагимов
Где снимали «Белое солнце пустыни»
Съёмки фильма «Белое солнце пустыни» на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года на натуре возле деревни Мистолово.
В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, в окрестности Махачкалы, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков,
Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента (дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки). К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».
В Таджикистане стояла страшная жара – 45 градусов в тени.
Саида, закопанного в песок, снимали в Махачкале. Там температура песка была плюс 75 градусов. Закопай яйцо – оно испечется. А в эту «жаровню» надо человека закапывать! И все же выход из положения нашли. Вырыли здоровенную яму, поставили в нее специально сделанный ящик из двухдюймовых досок. В него-то потом и сажали Спартака Мишулина, который играл Саида. У шеи его присыпали влажным песком.
Заключительная часть картины снята в Туркменистане. Существует миф о том, что местом съемки служила Куршская коса.
Эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо совершенно натурален. Накануне, в драке с местными хулиганами, Луспекаеву рассекли бровь. После того как в Каспийске воры ночью выкрали много ценного реквизита, и для обеспечения в дальнейшем безопасности съёмок, Мотыль предложил местному криминальному авторитету Али сняться в эпизодической роли одного из бандитов Чёрного Абдуллы. В итоге, в фильме Али появился на экране два раза, играя бандита в красной рубашке.
В ноябре 1968 года съёмки были завершены. С ноября 1968 года по январь 1969 года шли павильонные съёмки, запись музыки и песни.
Рабочий материал отсмотрела комиссия творческого объединения и осталась недовольна результатами. 15 января 1969 года Григорий Чухрай, художественный руководитель ЭТК, в письме режиссёру указал на то, что качество отснятого материала неудовлетворительно и картина находится под угрозой перерасхода средств, и, следовательно, может быть закрыта. Режиссёра обвинили в профессиональной непригодности — материал, запланированный к съёмке в ходе командировки, не был готов. Фильм, уже снятый на две трети, оказался законсервирован на 4 месяца.
Министерство финансов, отказавшееся списать более 300 тыс. истраченных рублей, решило пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и фильм закончить.
Комиссия указала режиссёру на то, что картина получается слишком трагической. Требовалась серьёзная доработка. Для того чтобы удовлетворить требованиям, необходимо было переснять несколько ключевых сцен и в том числе полностью изменить концовку. Так, например, в первоначальном варианте Настасья (супруга Верещагина) сходит с ума от горя. Жёны Абдуллы вылезают из нефтяного танка, в отчаянии бросаются к мёртвому мужу и рыдают. Совсем иначе выглядела финальная схватка Абдуллы и Сухова. Все эти сцены в окончательный вариант не вошли или были полностью переделаны.
18 мая 1969 года съёмочная группа вылетела во вторую командировку, теперь уже на восточный берег Каспийского моря — в Туркмению, район города Байрам-Али. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Вместо Татьяны Денисовой на роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову. С мая по июль 1969 года прошла вторая экспедиция, в результате которой фильм сильно изменился и у него фактически появилась другая концовка. Съёмки завершились в сентябре 1969 года.
На этом проблемы не закончились. Даже после второй экспедиции материалы не удовлетворили руководство студии. Владимиру Мотылю пришлось внести ещё около 30 правок.
Фильм начинали снимать на базе студии «Ленфильм», а заканчивали в «Мосфильме» (в выходных данных значатся обе крупнейшие советские киностудии).
Источник
Белое солнце пустыни — White Sun of the Desert
Белое солнце пустыни | |
---|---|
Режиссер | Владимир Мотыль |
Произведено | Экспериментальная студия Мосфильма |
Написано | Валентин Ежов Рустам Ибрагимбеков |
В главной роли | Анатолий Кузнецов Спартак Мишулин Павел Луспекаев |
Музыка от | Исаак Шварц (текст песни Булат Окуджава ) |
Кинематография | Эдуард Розовский |
Распространяется | Ленфильм Мосфильм |
85 мин. | |
Страна | Советский союз |
Язык | русский |
Белое солнце пустыни ( русский язык : Белое солнце пустыни , латинизированный : Белое солнце пустыни ) — советский фильм Остерна 1970 года.
В нем сочетаются боевик, комедия, музыка и драма, а также запоминающиеся цитаты, что сделало его очень успешным в прокате в России, и он сохраняет высокую популярность в стране. Его главная тема — «Ваше благородство, госпожа Удача» (Ваше благородие, госпожа Удача, музыка: Исаак Шварц , слова: Булат Окуджава в исполнении Павла Луспекаева ) стала хитом. Космонавты смотрят этот фильм перед космическими запусками как ритуал удачи.
СОДЕРЖАНИЕ
Сюжет
Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиат, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , который оставил лидер басмачей Абдулла для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петрухи, чтобы тот помог Сухову с заданием, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.
Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.
Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.
Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.
Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.
Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.
Бросать
- Анатолий Кузнецов в роли Федора Ивановича Сухова — бойца Красной Армии , который пешком возвращается домой через пустыню после выздоровления в госпитале от ран, полученных на войне. Он проявляет большую мудрость и умение в своих действиях и нежную человеческую сторону в своих графических снах, в которых он мысленно пишет письма своей любимой жене.
На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым кандидатом на выборах.
- Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.
Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Великой Отечественной войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.
- Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарюбасмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:
Саид — А теперь уходи. Вы не можете оставаться в одиночестве.
Сухов — не могу. Абдулла убьет женщин.
Саид — Абдулла убьет тебя. Это его жены. Через полчаса будет поздно. Я должен идти.
Сухов — Я рассчитывал на тебя.
Саид — Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?
Сухов — Я рассчитывал на тебя, Саид.
Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.
В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармеец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».
Источник
История создания фильма «Белое солнце пустыни». Справка
Сорок лет назад вышел один из самых популярных отечественных фильмов «Белое солнце пустыни». Юбилей легендарного фильма Владимира Мотыля отметят 12 августа на 17-м фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге.
«Белое солнце пустыни» — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.
Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил.
Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору «Баллады о солдате») поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного истерна.
Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как «знатока Востока».
«Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом. «.
Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием «Пустыня».
В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.
Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.
До «Белого солнца пустыни» Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.
Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: «Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!»
Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился.
Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре «Ленфильма» он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.
Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три «жены» Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жен» подбирали со всего Союза.
Съемки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.
В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».
11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни». Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии «Мосфильма» Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить.
Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две «эротические сцены» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.
Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: «Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить».
Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова «Восток — дело тонкое». «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход», — напутствовал он Мотыля перед экспедицией.
В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел. На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.
В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.
18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.
Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась.
В марте 1970 года в Москве состоялась премьера «Белого солнца пустыни». Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: «За державу обидно», «Таможня дает «добро», «Восток – дело тонкое» и др.
Просмотр «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.
По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, фильм «Белое солнце пустыни» был выбран для акции «Последний сеанс тысячелетия». Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре «Дом Ханжонкова».
Материал подготовлен на основе инфорации открытых источников
Источник