Меню

Где жил митраша кладовая солнца

Митраша

История персонажа

Персонаж рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Мальчик десяти лет, брат Насти, сирота. Вместе с сестрой пошел в лес, где ребят ждало суровое испытание. Попал в болото, но спасся благодаря собственной храбрости, ружью и собаке Травке.

История создания

Рассказ «Кладовая солнца» написан Михаилом Пришвиным в 1945 году. Этот текст писатель написал для конкурса на лучшую детскую книгу, объявленного Министерством просвещения. Пришвину понадобился один месяц, чтобы написать рассказ, который получил первую премию. Первая публикация состоялась в июле 1945 года в журнале «Октябрь». У героев рассказа есть реальные прототипы — дети-сироты Борис и Соня, которые жили в селе Усолье, куда любил приезжать Пришвин. Как и герои рассказа, эти дети осиротели в 10-11 лет и вынуждены были самостоятельно вести хозяйство.

«Кладовая солнца»

Митраша — десятилетний мальчик-сирота. Полное имя героя — Дмитрий. Отца героя звали Павлом и тот погиб на войне, а мать умерла из-за болезни. У Митраши осталась старшая сестра Настя, которой было 12 лет. Дети жили в селе возле Блудова болота, под Переславлем-Залесским, в доме, оставшемся от родителей.

Митраша

Митраша маленького роста, но при этом плотный и коренастый, с широким затылком. Школьные учителя прозвали мальчика «мужичок в мешочке». Герой и сестра похожи друг на друга, оба покрыты золотистыми веснушками, курносые. Дети продолжают пользоваться старыми вещами родителей. Митраша ходит на охоту и для этого одевается в старую отцовскую куртку, от которой остался один воротник и парочка полос материи. Мальчик повязывает кушак, чтобы удержать эти лохмотья вместе, и бывшая отцовская куртка выглядит на герое как пальто, спускаясь до земли.

Собственная одежда героя тоже износилась до состояния мусора. Митраша носит старый картуз, козырек которого расщепился из-за старости — верхняя часть загнулась кверху, нижняя — к носу. Ноги герой по-солдатски обматывает портянками. После отца Митраше также досталось длинное ружье, с которым герой и ходит охотиться. На охоте Митраша однажды убил волка.

Митраша и его сестра Настя

Герой с сестрой живут дружно и вдвоем ведут хозяйство. После смерти родителей на детях, помимо избы, остались еще и корова с теленком, коза, овцы, куры и поросенок, а также огород. С этим хозяйством подростки благополучно справляются сами — вместе полют огурцы и картошку, мотыжат свеклу и ухаживают за скотиной. Жизнь героев устраивается хорошо.

Митраша — сильный и смелый мальчик со строптивым и упрямым характером, при этом умный и ответственный. Вместе с сестрой герой занимается не только собственным крестьянским хозяйством, но и стремится присоединиться к общественной работе там, где это возможно. Дети трудятся на колхозных лугах и полях, на скотном дворе, присутствуют на общих собраниях, где обсуждаются «общественные заботы». Митраша, несмотря на юный возраст, ведет себя как хозяин и делает мужскую работу дома.

Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца»

Герой умеет работать руками и делает деревянную посуду, лохани и бочонки. Этому герой выучился у отца, и после отца же Митраше остались необходимые столярные инструменты, фуганок и ладило. Деревянную посуду Митраша отдает жителям села, которые потом отплачивают детям добром.

К 12-13 годам герой значительно изменился внешне — вырос, вытянулся и стал стройным парнем.

По сюжету, Митраша и Настя однажды отправляются на болото собирать клюкву. В лесу дети присаживаются отдохнуть у лежачего камня и видят две тропинки. Брат и сестра не могут договориться о том, какой дорогой идти, и в результате разделяются — девочка идет в одну сторону, мальчик выбирает другую дорогу. Настя находит клюкву и принимается ту увлеченно собирать. Митраша же решает срезать путь и пойти по тропинке, которой раньше не ходил.

Митраша и собака Травка в болоте

В результате герой забредает в Слепую елань — гиблое место на болоте, где сгинуло немало людей и скота. Митраша едва там не тонет и зовет на помощь, но Настя не слышит брата. Когда же девочка вспоминает о Митраше и принимается звать брата, то тоже не получает ответа.

Читайте также:  Весеннее солнце какое число

В том же лесу живет собака по кличке Травка. Эта собака во время охоты на зайца оказывается у болота, где видит тонущего мальчика. Собака осторожно подползает к Митраше, тот за нее хватается и так выбирается из болота. Как раз в этот момент к болоту выходит волк, который охотится на Травку. Однако на пути волка встает Митраша, который убивает зверя из ружья.

Настя из повести «Кладовая солнца»

Настя бежит на звук выстрела и находит Митрашу и Травку. Втроем герои возвращаются в село. Собака Травка теперь живет у Митраши и его сестры, а односельчане встречают детей, как героев. Людям трудно поверить в то, что десятилетний Митраша мог застрелить волка. Настя же чувствует себя виноватой оттого, что, увлекшись сбором клюквы, забыла о брате и не поняла, что тот в беде. В результате всю собранную ягоду девочка сдает для передачи в Ленинград больным детям. Дальнейшая биография Митраши неизвестна.

Цитаты

«Зло ходит всегда на костылях добродетели».

«Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал. »

«Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика».

Источник

Образ и характеристика Митраши — героя сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

В сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о брате и сестре, осиротевших во время Великой Отечественной войны. Однажды, несмотря на их дружбу, у Митраши и Насти случилась ссора, которая могла привести к гибели мальчика. Образ и характеристика Митраши помогут раскрыть темы сказки-были и её основную мысль.

Портрет: описание внешности, речь

Митраша (Дмитрий) — десятилетний мальчик, он на два года младше сестры Насти. Он был маленький, плотный, «лобастый», с широким затылком.

Учителя называли между собой Митрашу «Мужичок в мешочке». «Мужичок» — потому что мальчик самостоятельный и упрямый, а «в мешочке» — потому что он носил старую отцовскую куртку из домотканой материи, подпоясывая её кушаком (широким поясом). Куртка эта ему была до пят, поэтому казалось, что на Митраше надет подпоясанный мешок.

Лицо у Митраши, как и у его сестры, было в веснушках, похожих на золотые монетки, а курносый нос был без веснушек.

Мальчик помнил многие наставления отца и часто упоминал об этом в своей речи. От него то и дело Настя слышала: «отец говорил…», «отец показывал…», «отец рассказывал…»

Характер, поступки

Мать у Митраши и Насти умерла от болезни, отец погиб на фронте. Оставшись одни, дети сумели научиться вести всё хозяйство, доставшееся им после родителей. Они были трудолюбивы: ухаживали за скотиной, работали в огороде, а Митраша ещё делал деревянную посуду для сельчан — этому ремеслу он выучился у отца. Кроме бондарства (изготовления бочонков, шаек, лоханей) мальчик занимался мужской работой — той, где нужно применять не только топор, пилу, другие инструменты, но и силу, ведь Митраша был не только трудолюбивый и умелый, но и сильный.

Читайте также:  Как определить откуда светит солнце

Присоединялся он и к общественной работе: помогал колхозникам на скотном дворе, в полях, на лугах, помогал рыть противотанковые рвы. Кроме того, бывал Митраша на колхозных собраниях, старался понять общественные заботы, да ещё и в школе учился.

Митраша помнил, как «отец наставлял его мать», и тоже иногда начинал учить Настю. Но у сестрёнки было больше жизненного опыта, так как она была старше брата на два года. Она просто улыбалась, слушая его, а Митраша начинал хорохориться и злиться. Но Настя погладит его по затылку и мальчик, понимая, что он всё же младше её, успокаивался. После этого Настя предлагала вместе поработать на огороде. Таким образом, Митраша не зазнавался, и в его дружбе с сестрой было равенство. Автор подчёркивает, что не было в селе ни одной семьи, «где бы жили и работали так дружно», как Митраша и Настя.

От родителей дети переняли умение и сноровку, трудолюбие, серьёзное отношение к жизни, доброту.

Как Митраша попал в беду

Митраша помнил многие рассказы и наставления отца, который был для него непререкаемым авторитетом. Отец, как видно, был умным, общительным, много беседовал с сыном, серьёзно к нему относился, даже иногда называл по имени-отчеству — Дмитрий Павлович. И когда брат и сестра стали собираться весной на Блудово болото за клюквой, Митраша вспомнил, что отец рассказывал, что в лесу, возле Слепой елани, есть палестинка, где очень много клюквы. Мальчик помнил, что отец говорил, что её можно найти, если перейти Высокую гриву и потом идти прямо на север. Поэтому Митраша взял с собой в лес кроме топора и ружья «Тулки» ещё и компас. Про стрелку компаса отец сказал, что она верней друга: бывает, что друг изменит, а стрелка всегда на север смотрит, с её помощью, если заблудишься, можно узнать, где дом.

Собираясь за клюквой, Митраша обернул, как отец, вокруг ног портянки и вправил в сапоги. Надел он картузик, у которого козырёк от старости раздвоился: верхняя корочка была задрана, а нижняя спускалась почти до носа. Оделся мальчик в отцовскую куртку, которая была ему до пят, и подпоясался кушаком.

Дошли брат и сестра по Блудову болоту до Лежачего камня. Около него широкая тропа расходилась вилкой: одна тропа, плотная, хорошая, поворачивала направо, а другая, слабая, шла прямо. Митраша по компасу проверил их направление и узнал, что на север идёт слабая тропка. Он сказал Насте, что нужно идти по этой тропинке. Сестра пыталась его уговорить идти по плотной тропе. Она думала что, если идти по другой тропке, можно угодить в Слепую елань (топкое место в болоте). Но Митраша решил идти к палестинке по стрелке на север, как учил отец. Дети поспорили, рассердились друг на друга и пошли каждый по своей тропе.

Стрелка компаса повела Митрашу в Слепую елань, где немало людей и скота погибло. Тропа, по которой шёл мальчик, стала нетвёрдой, малозаметной. Но Митраша приметил, что вдоль неё росла высокая белая трава белоус. Он дошёл до ровной полянки, увидел на другой её стороне траву белоус — спутника человеческой тропы. Мальчик смело пересёк полянку и пошёл снова по елани, но не по тропке, которая сейчас вела не прямо на север, а повернула налево. Он хотел сократить путь и идти не по изгибающейся тропке, а строго на север. Ноги его всё глубже утопали, и труднее стало их вытаскивать. Вот он уже погрузился в воду выше колена, хотел выскочить назад, но увидел недалеко впереди траву белоус на человеческой тропе и решил не отступить назад, а перескочить на тропу. Он рванулся вперёд, но провалился в болото по грудь. При малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик положил ружьё плашмя на болото и опёрся на него руками.

Читайте также:  Родос статуя солнце гелиос

И тут услышал он крик Насти: «Митраша!» Мальчик ответил, но его крик отнёс ветер в другую сторону, и сестра не услышала его. Потом Митраша и кричать перестал, и по его щекам потекли слёзы.

Как Травка спасла Митрашу

В это время собака Травка, жившая одна в лесу после того, как её хозяин, лесник Антипыч, умер, прибежала на Слепую елань, преследуя зайца. А за ней понёсся волк Серый помещик, давно мечтавший поймать Травку.

Травка увидела Митрашу. Мальчик вспомнил, что по-настоящему эту собаку зовут Затравка, произнёс это слово, и Травка поняла, что это маленький Антипыч.

Митраша стал ласково уговаривать собаку, чтобы она ползла к нему. Когда Травка была уже близко, он не погладил её по голове, так как по её виду понял, что от радости она кинется к нему и утопит. Он замер и в то мгновение, когда Травка хотела броситься к нему на шею, схватил её за заднюю ногу. Большая, сильная собака рванулась и вырвала мальчика из болота. Он сразу лёг животом на ружьё, выпустил Травку и на четвереньках, переставляя ружьё, на которое опирался, добрался до тропы, где росла трава белоус. Тут он встал на ноги и позвал собаку: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Травка признала в нём хозяина, её любимого Алпатыча, с радостным визгом бросилась к нему, и Митраша стал целовать её в нос, в глаза, в уши. Так выдержка и знание поведения собак помогли Митраше выбраться из болота.

Мальчик был очень голоден, а Травка как раз возобновила гон по зайцу. Мальчик переменил в ружье подмокшие патроны и притаился в кусту можжевельника. Как раз здесь же притаился волк, подкарауливавший Травку. Митраша, увидев волка, выстрелил в него и убил серого разбойника, который за одно лето порезал множество коров и овец.

Услышав выстрел, Настя закричала, брат отозвался, и она быстро к нему прибежала. Травка принесла своему новому хозяину, в котором она видела молодого Алпатыча, зайца, и друзья развели костёр, стали готовить еду и устраиваться на ночлег.

Так Митраша благодаря своей силе духа, знанию повадок собак, умению стрелять, смог остаться в живых.

Отношение автора к Митраше

Пришвин относится к Митраше уважительно за то, что:

  • у него есть сила характера;
  • он умеет жить в тяжёлых условиях;
  • выучился у отца бондарскому мастерству и делает деревянную посуду для односельчан;
  • делает по хозяйству мужскую работу;
  • участвует в общественной жизни.

Пришвин был не только писателем, но и естествоиспытателем, исследователем природы. Он понимал, что путь исследователя всегда нелёгкий, поэтому ему нравится намерение Митраши идти своим путём, а не выбирать проторённые дороги. Но Пришвин знал, что исследователю нужно учитывать и опыт, накопленный людьми. А у десятилетнего Митраши не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.

Вывод

Образ Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (основную мысль) этого произведения. Она состоит в том, что не нужно ссориться с друзьями, а если у людей разные мнения, нужно постараться договориться. Это произведения учит читателей тому, что о друзьях никогда не следует забывать и что, отправляясь по незнакомому опасному пути, нужно учитывать опыт других людей. Мальчик, перейдя хорошую полянку в Гиблой елани, не пошёл по тропке, которая в одном месте повернула налево, а хотел идти всегда строго по стрелке компаса на север. То есть он не поверил опыту других людей, ходивших строго по этой тропке, хотел сократить путь и поэтому попал в беду.

Характеристика образа Митраши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Adblock
detector